Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Динамика этноценностных ориентаций в процессе адаптации студентов - карачаевцев в новой социокультурной среде Хубиева, Фатима Халидовна

Динамика этноценностных ориентаций в процессе адаптации студентов - карачаевцев в новой социокультурной среде
<
Динамика этноценностных ориентаций в процессе адаптации студентов - карачаевцев в новой социокультурной среде Динамика этноценностных ориентаций в процессе адаптации студентов - карачаевцев в новой социокультурной среде Динамика этноценностных ориентаций в процессе адаптации студентов - карачаевцев в новой социокультурной среде Динамика этноценностных ориентаций в процессе адаптации студентов - карачаевцев в новой социокультурной среде Динамика этноценностных ориентаций в процессе адаптации студентов - карачаевцев в новой социокультурной среде
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хубиева, Фатима Халидовна. Динамика этноценностных ориентаций в процессе адаптации студентов - карачаевцев в новой социокультурной среде : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05 / Хубиева Фатима Халидовна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].- Тамбов, 2010.- 200 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-19/99

Содержание к диссертации

Введение

Глава.1. Теоретико-методологические основы исследования этноценностных ориентации 11

1.1. Категориальная представленность ценностных ориентации в

философских, социальных и психологических исследованиях -...11

1.2. Социально-психологическая структура этноценностных ориентации личности 37

1.3. Специфика развития этноценностных ориентации у карачаевцев в юношеском возрасте 61

1.4. Социально-психологические детерминанты адаптации студента- карачаевца к новой социокультурной среде 95

Выводы по главе 1 133

Глава 2. Социально-психологические функции этноценностных ориентации при адаптации студентов-карачаевцев к новой социокультурной среде 136

2.1. Организация экспериментального исследования 136

2.2. Эмпатия и этническая идентичность как факторы адаптации выпускников в новой социокультурной среде 137

2.3. Динамика ценностных ориентации старшеклассников и студентов в процессе адаптации 147

Выводы по главе 2 168

Заключение 171

Список литературы 176

Приложение 195

Введение к работе

Актуальность исследования.В современной России все более актуальной проблемой становятся межэтнические отношения многонационального населения. Это обусловлено с одной стороны растущим этническим самосознанием людей, а с другой – активизацией миграционных процессов среди населения, растущим взаимодействием различных социальных групп, а также групповой динамикой в межэтнических коллективах.

Межэтнические отношения в обществе в ряде случаев принимают дезадаптивную форму, нередко перерастая в конфликтное противостояние, осложняя социальную адаптацию представителей этнических сообществ в новой для них социальной среде. Возникает необходимость социально-психологического изучения процессов межэтнической адаптации социальных групп, в которых особое место занимают этноценностные ориентации личности.

Этноценностные ориентации играют большую роль в межпоколенческих (вертикальных) и внутрипоколенческих (горизонтальных) связях в этнических группах, влияя на развитие отношений в процессе адаптации к новой социальной среде. Например, адаптация выпускников школ национальных субъектов федерации (на примере студентов-карачаевцев) в русской этнической среде нередко сопровождается осложнением социализации этнофора в новых для них социальных условиях получения образования и осуществления трудовой деятельности.

Состояние и степень научной разработанности проблемы исследования. Проблема адаптации представителей этнических сообществ в русской культурной среде разрабатывается как отечественными, так и зарубежными учеными.

Изучение роли социальных отношений в формировании ценностных ориентаций личности представлено в работах Г.М. Андреевой, В.Г. Алексеевой, Л.И. Анцыферовой, А.А. Бодалева, А.Л. Журавлева, А.А. Деркача, А.И. Донцова, Г.Г. Дилигенского, В.С. Мухиной, Б.Д. Парыгина, А.Н. Сухова и других исследователей.

Этнические особенности социализации, черты национального характера, межэтнические контакты активно исследуют Г.М. Андреева, С.М. Арутюнян, А.А. Белик, М.Н. Губогло, Л.М. Дробижева, Б.А. Душкова, Н.А. Журавлева, С.Н. Ениколопов, И.С. Кон, Н.М.Лебедева, А.А. Леонтьев, А.Б. Мулдашев, Р.Р. Накохова, В.Ф. Петренко, Е.Н. Резников, Г.В.Старовойтова, Т.Г. Стефаненко, А.В. Сухарев, П.Н. Шихирев, Е.И. Шлягина.

Проблемы управления в сфере межнациональных отношений изучает С.И. Замогильный, иерархическую структуру этнокультурных характеристик – Е.Н. Резников, информационную теорию этноса разрабатывает А.А. Сусоколов, идеи встречи культур, культурной трансляции и этнологического дискурса конфликта – В.Н. Ярская, проблемы соотношения этнического и социального – Т.Г. Стефаненко, З.В. Сикевич.

В работах В.А. Тишковой развиваются представления об антропологии российских трансформаций, в исследованиях В. Воронкова представления о социальном конструировании этнической идентичности.

Несмотря на изучение роли этносоциума в успешной адаптации представителей иных этнокультурных сообществ, этот социально-психологический процесс пока еще изучен недостаточно. В частности, необходимо исследовать:

- теоретико-методологические основы социализации представителей иных национальных сообществ в русской этнической среде,

- специфические особенности этноценностных ориентаций представителей этнических сообществ и их отличие от соответствующих ориентаций в русской этнической среде,

- взаимосвязь и взаимообусловленность факторов, влияющих на адаптацию студентов – представителей этнических (нерусских) сообществ в русской этнической среде,

- функции этноценностных ориентаций студентов – представителей этнических (нерусских) сообществ в процессе их адаптации в новой для них русской этнической среде с учетом эмпатии, этнической идентичности и социальной адаптированности (на примере студентов-карачаевцев).

Недостаточная исследованность процесса адаптации представителей этнических (нерусских) сообществ в новой для них русской этнической среде обусловливает существование проблемы, суть которой заключается в том. что этот процесс нередко принимает дезадаптивный характер. В результате между молодыми представителями различных этнических сообществ, взаимодействующих в российской культурной среде, возникают разногласия, взаимное непонимание, неприятие и даже конфликты, наблюдается столкновение этноценностных ориентаций, игнорируются социальные установки и ожидания, формируются недружественные отношения. Этим обусловлена актуальность темы диссертационного исследования.

Объект исследования – адаптация представителей этнических (нерусских) сообществ в образовательной среде российского вуза.

Предмет исследования – этноценностные ориентации студентов-карачаевцев в процессе их адаптации к новой для них социокультурной (образовательной) среде российского вуза.

Цель диссертационного исследования – выявить специфику, структуру и функции этноценностных ориентаций студентов-карачаевцев при адаптации к новой социокультурной среде в условиях российского вуза, а также использовать полученные данные для оптимизации этого процесса.

Гипотеза исследования включает предположение о том, что адаптация студентов – представителей этнического сообщества (на примере студентов-карачаевцев) к образовательной среде российского вуза будет более успешной, если:

- выявить социально-психологические факторы этого процесса.

- учитывать когнитивные, эмоционально-волевые, коммуникативные и конативные компоненты в структуре личности этнофора,

- опираться на этноценностные ориентации представителей этнического (нерусского) сообщества и образовательной среды российского вуза.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования в рамках выдвинутой гипотезы поставлены следующие задачи:

  1. Выявить социально-психологические закономерности развития системы ценностных ориентаций студентов-карачаевцев;

  2. Определить детерминанты успешности адаптации студентов-карачаевцев в новой для них образовательной среде российского вуза;

  3. Разработать модель взаимосвязанных и взаимодетерминированных факторов адаптации студентов в новой для них социокультурной (образовательной) среде российского вуза.

  4. Экспериментально исследовать факторы риска дезадаптации студентов-карачаевцев в новой для них образовательной среде российского вуза;

  5. Апробировать и экспериментально проверить эффективность разработанной программы по адаптации студентов-карачаевцев в новой для них образовательной среде российского вуза.

Методологическую основу исследования составляют принципы системности, детерминизма, историзма (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, М.М. Бахтин, В.А. Бачинин, Б.Н. Бессонов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, В.А. Ядов и др.); аксиологический подход, согласно которому человек признается высшей ценностью социального развития; культурологический подход, в соответствии с которым этнические ценности рассматриваются как специфические, органические составляющие общечеловеческой культуры (А.Г. Асмолов, М.С. Каган, В.Е. Кемеров, Д.И. Кошелевский, М.К. Мамардашвили, В.Ф. Сержантов, И.А. Сурин, А.К.Уледов, В.Г. Федотов, С.Л. Франк, В.Д. Шадриков, Е.Н. Шиянов, Н.З. Чавчадзе и др.), ситуационный подход.

Теоретическая основа исследования. Существенное значение в концептуальном плане для нас имели: теории периодизации психического развития (Л.С. Выготский, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон); теории и концепции адаптации личности к изменяющимся условиям социокультурной среды (Г. Айзенк, Ф.Б. Березин, Г. Гертманн, Е.К. Завьялова, О.И. Зотова, Н.А. Коваль, Л.В. Корель, И.К. Кряжева, И.А. Милославова, А.А. Налчаджян, Л.А. Пергаменщик, С.Т. Посохова, К. Роджерс, Л. Филлипс, Т. Шибутани); теоретические положения об особенностях протекания процесса адаптации на разных этапах школьного онтогенеза (Э.М. Александровская, С.А. Беличева, М.Р. Битянова, А.Л. Венгер, Ю.М. Десятникова, И.В. Дубровина, Г.Ф. Кумарина, Т.Д. Молодцова, Е.В. Новикова, Е.Р. Слободская, Г.А. Цукерман, Т.И. Юферова); теории субъектного развития личности в образовательной среде (Е.Д. Божович, Г.И. Вергелес, В.А.Орлов, В.И.Панов, В.В. Рубцов, С.В. Тарасов, А.П. Тряпицына, В.А. Ясвин). В трактовке психологических механизмов изменений ценностных ориентаций мы опирались на труды Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка, Э.Г. Дмитриева, В.П. Зинченко, Е.И. Исаева, Р.Р. Накоховой, П.В. Ничепорова, В.А. Пономаренко, В.И. Слободчикова, А.Н. Сухова, И.Г. Тарханова, В.Д. Шадрикова, Т.А. Флоренской.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ социально-психологической, философской литературы по теме, обобщение, классификация); эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, психодиагностические методики); статистические (факторный анализ). В качестве конкретных психодиагностических методик использовались: диагностики ценностных ориентаций М. Рокича; диагностики социально – психологической адаптации К.Роджерса, опросник этнической идентичности О.Л. Романовой, опросник СПА Спилберга, тест «Культурно-ценностных ориентаций» (Дж. Таусенд, вариант Л.Г.Почебут), «Опросник эноценностных ориентаций» (Р.Р. Накохова), опросник И.М. Юсупова «Эмпатия», применялись методы наблюдения и анализа статистических данных; методы математико-статистической обработки данных. При математической обработке экспериментальных данных использовался метод факторного анализа.

Научная новизна исследования :

– выявлена структура этноценностных ориентаций студентов-карачаевцев (культурно-исторические, межличностного общения, коллективизма, духовности и определенности);

– определены основные детерминанты социально-психологической адаптации студентов-карачаевцев в новой для них социокультурной среде российского вуза (этносоциокультурная среда и этноценностные ориентации);

– экспериментально обоснованы социально-психологические особенности проявления этноценностных ориентаций при адаптации в новой социокультурной среде и их взаимосвязь с уровнями эмпатии, этнической идентичности и социальной адаптированности личности;

- определены факторы риска дезадаптации студентов-карачаевцев, к которым относится «деформирующаяся» этническая идентичность и этническое самосознание, что приводит к менее согласованной системе ценностей и нарушает адаптацию представителей этнических (нерусских) сообществ в образовательной среде российского вуза.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что

- доказана зависимость адаптации студентов-карачаевцев к образовательной среде российского вуза от этноценностных ориентаций представителей этнических сообществ и русской культурной среды,

- уточнено определение этноценностных ориентаций представителей этнических сообществ (на примере студентов-карачаевцев),

- структурирована содержательная сущность социально-психологической модели адаптации представителей этнических сообществ (на примере студентов-карачаевцев) к новой для них образовательной среде российского вуза;

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработана программа адаптации студентов-карачаевцев к новой социокультурной среде.

Подготовлен социально-психологический инструментарий оптимизации социально-психологической адаптации представителей этнических (нерусских) сообществ в образовательной среде российского вуза.

Материалы диссертационного исследования могут использоваться в лекциях и спецпрактикуме по социальной психологии.

Достоверность и надежность результатов подтверждается репрезентативностью выборки испытуемых и статистической значимостью различий между изучаемыми параметрами. При обработке результатов экспериментального исследования использовались методы корреляционного, факторного, и другие инструменты статистического анализа. Обоснованность результатов теоретического анализа вытекает из их содержательной валидности, экспериментального подтверждения, логической непротиворечивости и согласованности с данными других исследователей, подтверждается широкой апробацией результатов теоретических и эмпирических исследований на научных форумах, в научных организациях, в виде публикаций.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социально-психологические закономерности развития системы ценностных ориентаций студентов-карачаевцев проявляются через стабильные этноценностные ориентации, которые в качестве структурных компонентов включают ценности культурно-исторические, межличностного общения, коллективизма, отношений и поведения в группе, духовности и ориентации на ценности образовательной среды российского вуза).

2. Детерминантами успешности адаптации к образовательной среде российского вуза являются: внешние факторы (этносоциокультурная среда, в которой формируются этноценностные ориентации студента - карачаевца) и внутренние факторы (стабильные этноценностные ориентации, обусловливающие национальную самобытность, включая их конативный, когнитивный, эмоционально-волевой, коммуникативный и самоактуализационный компоненты).

3. Модель взаимосвязанных и взаимодетерминированных факторов адаптации студентов-карачаевцев к новой для них социокультурной среде (образовательной среде российского вуза) включает исследованные и описанные в диссертации функциональные блоки.

4. Факторами риска дезадаптации студентов-карачаевцев являются «деформирующаяся» этническая идентичность и этническое самосознание, что приводит к менее согласованной системе ценностей, нарушает единство личности и группы и затрудняет адаптацию в образовательной среде российского вуза.

5. Разработанная программа может считаться эффективным средством адаптации студентов - карачаевцев в образовательной среде российского вуза.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные теоретические положения и экспериментальные результаты освещались в докладах, выступлениях и сообщениях на международных научных конференциях, всероссийских и региональных научных и научно-практических конгрессах и симпозиумах в Москве (2006, 2007, 2008), Пятигорске (2007), Карачаевске (2007-2010), Черкесске (2006, 2007, 2008, 2010), Ростове-на-Дону (2008), Сочи (2009), Смоленске (2010). Результаты исследования опубликованы в журнале «Педагогическое образование и наука» (Москва, 2007), газете «Практическая психология» /фестиваль педагогических идей / (Москва, 2008), в коллективной монографии «Развитие личности в полиэтнической образовательной среде» (Черкесск. 2009). Основные идеи исследования и его результаты обсуждались на учебно-методических семинарах кафедры педагогики и психологии КЧРИПКРО, кафедры педагогической психологии Карачаево-Черкесского государственного университета.

Экспериментальную базу исследования составили представители карачаевского этноса – юноши выпускного класса и студенты высших учебных заведений, отобранные в МОУ Лицей №1 и СОШ г. Усть-Джегуты, в Российском государственном медицинском университете (г. Москва), Южном Федеральном государственном университете (г. Ростов-на-Дону), Ростовском строительном университете, Северо-Кавказской академии государственной службы (г. Ростов-на-Дону). Общее количество респондентов – 122 человека.

Организация исследования. Исследование проводилось в 2006-2010 гг. и включало несколько этапов.

I этап (2006-2007) – информационно-поисковый. Изучалась отечественная и зарубежная социально-психологическая и философская литература, определялись методологические подходы к решению проблемы, разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы, осмысливался категориальный аппарат исследования.

II этап (2007-2008) – проведение констатирующего эксперимента. Разрабатывалась программа по адаптации студентов-карачаевцев в новой социокультурной среде.

III этап (2009- 2010) - уточнение теоретических и экспериментальных выводов. Обобщались результаты исследования, оформлялась рукопись диссертации.

Структура и объем диссертации. Диссертация общим объемом 200 с. состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 242 источника. Работа содержит 10 таблиц, 7 рисунков, приложение.

Социально-психологическая структура этноценностных ориентации личности

Ценностные ориентации — особое субъективное, индивидуализированное и мотивированное отражение в психике и сознании человека, социальной группы ценностей общества на конкретном этапе исторического развития. Ценностные ориентации позволяют личности, группе ранжировать объекты социальной действительности и мотивы поведения по их значимости для нее и выступают в качестве определенных побуждающих стимулов для достижения поставленных целей (Крысько В.Г., 2004).

Ценностные ориентации личности, связывающие ее внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему. Система ценностных ориентации является одним из важнейших компонентов структуры личности, занимая пограничное положение между ее мотивационно- потребностной.сферой и системой личностных смыслов. Соответственно, ценностные ориентации личности выполняют двойственные функции. С одной стороны, система ценностных ориентации выступает в качестве высшего контрольного органа регуляции всех побудителей активности человека, определяя приемлемые формы, их реализации. С другой - в качестве внутреннего источника жизненных целей человека, выражая, соответственно, то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом. Система ценностных ориентации поэтому является важнейшим психологическим органом саморазвития и личностного роста, определяя одновременно направление и способы его осуществления.

Мера соответствия индивидуальных ценностей групповым обеспечивает эффективность адаптации субъекта в конкретной социальной среде, возможность действовать сообща, реализовывать собственные цели в гармонии с групповыми целями. Согласованность индивидуальных и групповых ценностей проявляется в построении индивидуальной идентичности через идентификацию с группой. Мера соответствия групповых ценностей общечеловеческим определяет степень адаптации группы по отношению к другим группам, уровень принятия других групп и уровень межгрупповых конфликтов. Ценности индивида, ценности группы и социальные ценности представляют собой систему взаимосвязанных и взаимно детерминированных элементов [132, с. 155].

Анализ социальной опосредованности личностных отношений занимает важное место в отечественной психологии, поскольку личность не может рассматриваться в отрыве от социальной среды, общества. По мнению Б.Д. Парыгина, личность - это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое [140, с.230].

Еще Л. С. Выготский ввел в психологию понятие «социальная ситуация развития». Развитие личности, по Л. С. Выготскому, обусловлено освоением индивидом ценностей культуры, которое опосредовано процессом общения. По его словам, значения и смыслы, зарождаясь в отношениях между людьми, в частности, в прямых социальных контактах ребенка с взрослыми, затем посредством интериоризации «вращиваются» в сознание человека [52, с. 72]. С. Л. Рубинштейн также пишет, что ценности «производны от соотношения мира и человека, выражая то, что в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории, значимо для человека» [153; с. 369]. По мнению Б. Г. Ананьева, исходным моментом индивидуальных характеристик человека как личности является его статус в обществе, равно как и статус общности, в- которой складывалась и формировалась данная личность. Наг основе социального статуса личности формируются системы» ее социальных ролей и ценностных ориентации. Статус, роли и ценностные ориентации, по словам Б. Г. Ананьева, образуя первичный класс личностных свойств, определяют особенности структуры и мотивации поведения и, во взаимодействии с ними, характер и склонности личности [9, с. 210].

Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются исследования А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова. А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных -структур: темперамента (структуры природных свойств), направленности (система потребностей, интересов, идеалов), способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств). Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.

В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективнаядинамика условий жизни).

С этой точки зрения структура личности - лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и- тенденциями личности[129]. В концепции динамической структуры личности К.К. Платонова отмечается: "Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих четыре основные стороны личности: 1. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества); 2. Личный опыт (т.е. объем и качество имеющихся знаний, умений, навыков и привычек); 3. Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память); 4. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.); Первая и вторая группы - социально обусловлены, другие две группы генетически обусловлены [144, с.35].

Все четыре стороны личности, по исследованиям К.К. Платонова, тесно взаимодействуют друг с другом. Однако доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.

По В.Г.Крысько, этническая структура личности рассматривается как иерархически построенная совокупность черт личности представителя определенной национальной общности, отражающая ее внутреннее содержание и влияющая на действия, поступки и поведение человека [99, с.301]. В этнической структуре личности можно выделить следующие элементы. Во-первых, духовный мир личности, представляющий собой особое сочетание потребностей и интересов, их гуманистической направленности, которые влияют на специфику восприятия, общения и взаимоотношений, национальное достоинство личности. Для каждого народа характерна, своя специфическая духовность, определяющаяся этическими, эстетическим и нравственными взглядами, сложившимися в процессе национального развития. Формирование духовного мира человека связано также с национальными идеалами личности, в которых отражаются элементы национального самосознания людей.

Во-вторых, этническая структура личности, по мнению ученых, включает ее мировоззрение, реализующее этническую специфику ценностных ориентации и мотивации личности и составляющее основу национально своеобразной системы ее взглядов на мир, идеалы, т. е. всю ее жизненную позицию. Этот элемент структуры во многом определяется национальным самосознанием, которое показывает то, как человек включен в историческую память, этносоциальные отношения своего народа. Формирование мировоззренческих элементов личности без соотнесения их с этническими ценностями приводит к отрицательным последствиям. Обострение межнациональных отношений, духовная и идеологическая нетерпимость, национальные предрассудки порождаются -недостаточно правильно развитыми элементами национального мировоззрения.

Специфика развития этноценностных ориентации у карачаевцев в юношеском возрасте

Проблема формирования и развития системы ценностных ориентации личности рассматривается в психологии в рамках более общей проблемы формирования и развития личности. Совокупность индивидных свойств, являющихся внутренними факторами развития человека, и особенности социокультурной среды, выступающие в качестве внешних факторов, определяют формирование системы ценностных ориентации молодежи в процессе- взаимодействия, реализующегося той. или иной деятельностью. Внешней предпосьшкой формирования и развития системы ценностных ориентации этнофора юношеского возраста являются условия жизнедеятельности, социальная среда.

Рассматривая новообразования юношеского возраста, B.C. Мухина отмечает, что у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Именно в юности молодой человек сознательно отрабатывает свое место. «Честь», «достоинство», «право», «долг» и другие характеризующие личность категории остро волнуют человека в юности. Молодому человеку, обратившемуся к анализу и сопоставлению общечеловеческих ценностей и своих собственных склонностей и этноценностных ориентации, предстоит сознательно разрушить или принять исторически обусловленные нормативы и ценности, которые определяли его поведение в детстве и отрочестве [127, с. 101] Этнофору юношеского возраста предстоит ориентироваться и в новой социокультурной среде при поступлении в высшие учебные заведения. Он выбирает для себя неадаптивную или адаптивную позицию в жизни, при этом считая, что именно избранная им позиция является единственно приемлемой для него и, следовательно, единственно правильной.

По исследованиям B.C. Мухиной, юность - период, когда молодой человек продолжает рефлексировать свои отношения с семьей в поисках своего места среди близких. Он проходит через обособление и даже отчуждение от всех тех, кого любил, кто был ответствен за него в детстве и отрочестве. Это уже не подростковый негативизм, а часто лояльное, но твердое отстранение родных, стремящихся сохранить прежние непосредственные отношения с вырастающими сыном или дочерью.

Юность - период жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством и взрослостью, ранняя молодость. Именно в юности -происходит становление человека как личности, когда молодой: человек, пройдя сложный путь онтогенетической идентификации уподобления другим людям, присвоил от них социально значимые свойства личности; способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе и др. [127]. В юности получает новое развитие механизм идентификации-обособления. Именно в юности обостряются способности к вчувствованию в состояния других, способности переживать эмоционально эти состояния как свои. Именно поэтому юность может быть столь сензитивна, столь тонка в своих проявлениях к другим людям, в своем переживании впечатлений от созерцания природы и идентификации с ней, в своем отношении к изменившейся социокультурной среде. Идентификация утончает сферу чувствования человека, делая его богаче и одновременно ранимее.

Рефлексии выводят молодого человека за пределы его внутреннего мира и позволяют занять позицию в этом мире. Именно в этом возрасте человек либо обращается к нравственному цинизму, либо начинает сознательно стремиться к духовному росту, к построению жизни на основе понятия традиционных и новых нравственных ориентации, отмечает B.C. Мухина. Между тем в юности углубляется.разрыв между молодыми людьми в сфере ценностных ориентации и притязаний на признание, способности к рефлексии и в сфере других особенностей, характеризующих личность. В юности человек стремится, к самоопределению как личность и- как человек, включенный в общественное производство, в учебную, трудовую деятельность. Поиск профессии - важнейшая проблема юности. Данная проблема меняет социальную среду этнофора в связи с поступлением в высшие учебные заведения в результате чего юноша ставится перед выбором: принять ценности новой социокультурной среды ИЛИ НеТ [127].

Концептуальный мост между уровнями анализа личности в. системах «роль-для-всех» и «роль-для-группы» представляется возможным-перебросить благодаря разработанной В. А. Дцовым концепции. диспозиционной регуляции социального поведения личности» [214]. Разрешающая сила этой концепции позволяет создать социально-психологический портрет личности как представителя определенного этноса, социума, носителя психики этноса-этнофора. Как совершенно справедливо отмечает Ю. М. Лотман, «для общества существуют совсем не все поступки индивида, а лишь те, которым в данной системе культуры приписывается некоторое общественное значение». Иными словами, оказывая влияние на социальное поведение, культура определяет лишь «социотипическое поведение личности» (в терминологии А. Г. Асмолова), т.е. то, которое, выражая «типовые программы данной культуры» и регулируя поведение в стандартных для данной общности ситуациях, освобождает человека от принятия индивидуальных решений [25, с. 304].

Так как социотипическое поведение соответствует определенному образу жизни, оно дает сбой тогда, когда в обществе происходят кризисы и личность ставится перед выбором: принять изменения в социуме или нет. По исследованиям P.P. Накоховой, в результате принятия или не принятия данных изменений у этнофора происходит сдвиг ценностных ориентации; проходя все этапы их этногенеза, с помощью, механизмов, сохранения прежних ценностных ориентаций( расстройства ценностных ориентации, систематического смещения, развития новых ценностных ориентации, системной интеграции, идентификации, социализации ) [133, с.150].

Этнопсихологическая «Я-концепция» формируется под влиянием родительско-детских отношений, этнического и межэтнического опыта общения личности. В этнопсихологическом плане она представляет систему представлений о себе (как о субъекте этнической общности), на основании которой личность относится к себе самой и строит отношения с другими людьми. Принято считать, что она может быть осознанной, а иногда мало осознанной. Ш. Тейлор, Л. Пипло и Д. Сире отмечают, что «Я-концепция» зависит от культурной принадлежности этнофора. «Люди из Соединенных Штатов и других западных стран обладают независимым чувством собственного "Я", в то время как представителям восточных и южных культур свойственно взаимозависимое чувство собственного „Я"» [176, с. 204]. «Я-концепция» включает следующие компоненты: когнитивный, эмоциональный и волевой. К когнитивному компоненту относятся представления о физическом облике (пол, раса, рост, цвет волос и пр.), психологических характеристиках этноса и дифференцированный образ «Я», содержащий знание о себе и в сравнении с другими представителями этнической общности дающий личности ощущение собственной уникальности. Когнитивные процессы формирования «Я-концепции» включают самопознание, самоосознание и самооценивание. Самопознание себя как представителя этноса осуществляется на основе личного опыта, но в большей степени на основе внешних источников (отношения других людей, своих действий и др.). Причем если в самосознании осмысливается и оценивается его содержание, то в «Я-концепции» содержится неосознаваемый слой психического, связанного с этническим происхождением.

Эмпатия и этническая идентичность как факторы адаптации выпускников в новой социокультурной среде

Адаптация студентов- карачаевцев к новой социокультурной среде рассматривается нами как многосторонний активный процесс вхождения этнофоров в новую социальную ситуацию развития, детерминированный объективными (смена ведущего типа деятельности и социально значимых отношений) и субъективными (совокупность качеств личности в единстве когнитивного, эмоционально-волевого, коммуникативного и конативного компонентов структуры этноценностных ориентации) факторами, который способствует формированию адекватных требований образовательной среды способов поведения, направленных на овладение учебной деятельностью как социально значимой, на эффективное взаимодействие с субъективно новой для юноши социальной средой, определяющей его дальнейшее личностное и социальное развитие.

Одним из важных аспектов нашего исследования является обоснование зависимости показателей и критериев адаптированности юношеского возраста к новой социокультурной среде от этноценностных ориентации, в частности, обнаружение их взаимосвязи в системе ценностей с уровнями эмпатии, толерантности, этнической идентичности и социально-психологической адаптированности этнофоров.

Мы принимаем и поддерживаем мнение Накоховой P.P., что изменение социальных условий определяет неизбежные сдвиги ценностных ориентации, вследствие чего происходит процесс «этногенеза ценностных ориентации», проходя соответствующие этапы (фазы) развития и изменения системы ценностных ориентации личности этнофоров. Категория «психологический процесс этногенеза ценностных ориентации» раскрывает процесс сохранения и функционирования этноценностных ориентации этнофора на конкретном этапе историко-психологического развития при изменении социальной среды, а общесоциальные ценности трансформируются в индивидуально-личностные ценности [133]. Под адаптированностью мы понимаем результат процесса адаптации и такое состояние, при котором студент без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно осуществляет учебную деятельность как социально значимую, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу ролевым ожиданиям образовательной среды и переживает состояние эмоционального комфорта.

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

Для исследования индивидуальной иерархии ценностных ориентации нами была использована методика М. Рокича, модифицированная Д. А. Леонтьевым [234]. Поскольку в центре отдельных компонентов системы ценностных ориентации находятся, прежде всего, те или иные терминальные ценности, в качестве основания для группирования исследуемых использовались выставленные ими ранги значимости 18 терминальных ценностей (т.е. ценностей-целей) теста М. Рокича. Иерархия терминальных ценностей выпускников- карачаевцев характеризуется большой значимостью конкретных жизненных ценностей — счастливой семейной жизни, любви, здоровья, материально обеспеченной жизни, дружбы. Низкозначимыми ценностями являются удовольствие, общественное признание, которые занимают в их иерархии низшее место. Характерно, что у молодых карачаевцев среди высших и средних ценностей прослеживается «общая хорошая обстановка в стране», что означает сохранение мира между народами, как условие благополучия каждого - толерантность. Для респондентов высшими терминальными ценностями являются духовные ценности и ценности, связанные с коллективизмом. Групповая иерархия инструментальных ценностей (т. е. ценностей-средств) выпускников характеризуется предпочтительной ориентацией на твердую волю, чуткость, образованность, воспитанность, жизнерадостность при низкой значимости таких ценностей, как непримиримость к недостаткам и независимость.

Для всех групп респондентов на первом месте чуткость (к родителям, старшим, родным, членам семьи), ответственность- (перед родителями, семьей, родными, народом; группой и т.д.), толерантность.

Для содержательной психологической характеристики этноценностных ориентации выпускников. нами использовался ряд других методик исследования. Диагностика типа культуры, на который ориентируются молодые люди, проводилась с использованием теста «Культурно-ценностные ориентации» (Дж. Таусенд, вариант Л.Г. Почебут). В основу теста положено представление о трех типах культуры. Первый тип — традиционная культура (ТК) — характеризуется ориентацией людей на прошлое, приверженностью к традициям, интересом к истории. Люди этой культуры воспринимают природу как вечную тайну бытия, как неразрешимую загадку, отгадать которую они не стремятся. Человек рассматривается как существо, зависимое от ближайшего социального окружения. Большое значение придается семейным связям, традиционности родственных ролевых отношений, религиозным ориентациям. В такой культуре не допускается внутренняя свобода человека. За его действиями, поступками и даже мыслями осуществляется постоянный строгий надзор со стороны сообщества. Процедура принятия решений проходит коллективно, а результат решения зависит от старших по возрасту. Деятельность человека строго регламентирована. За успехи в работе и творческое отношение к делу человека, как правило, вознаграждают не сразу, а через какое-то время.

Второй тип — современная культура (СК) — характеризуется ориентацией людей на настоящее, на современные им события. Люди стараются жить в гармонии с природой, беречь, ее, интересуются экологическими вопросами. Человеческая натура понимается как противоречивое явление. Ценности этой культуры сосредоточены на человеке, его правах, призвании; развитии его способностей, самореализации и самоактуализации. Отношения между людьми обычно формализованы, четко определены их статусом и ролью в социальной системе. Дружеские отношения складываются медленно и отличаются, глубиной и преданностью друг другу. Общество стремится-регулировать поведение человека посредством морали, этических норм и правил. В межличностном общении люди обычно сдержанны, стараются соблюдать социальную дистанцию и ролевые предписания. Принятие индивидуального решения осуществляется в процессе согласования взаимных потребностей, интересов и планов на будущее с группой, семьей, трудовым коллективом. За результаты своей деятельности человек в основном стремится получить не материальное, а моральное вознаграждение (слава, признание, успех).

Динамика ценностных ориентации старшеклассников и студентов в процессе адаптации

При смене образа жизни, общественного строя, в кризисные периоды личность может оказаться в ситуации конфликта, которая порождает сдвиг ценностных ориентации. Развитие системы ценностных ориентации личности осуществляется несколькими одновременно протекающими и взаимосвязанными между собой процессами. Поскольку с самого момента рождения развитие человека определяется его взаимодействием с окружающей средой, наиболее базовым процессом индивидуального развития можно считать процесс адаптации, отождествляемый Г. Селье с самим понятием жизни [157]. Основной задачей постоянно осуществляющегося процесса адаптации является поддержание состояния гомеостаза. Поддержание равновесия в системе человек-среда может осуществляться на физиологическом, психологическом или же социально-психологическом уровнях единой функциональной системы адаптации. По мнению Ф.Б.Березина, у человека в этом ряду решающую роль играет собственно психическая адаптация, в значительной мере оказывающая влияние на адаптационные процессы, которые происходят на иных уровнях [28, с. 4]. При этом психический гомеостаз определятся как состояние, в котором удовлетворяется вся система первичных и приобретенных потребностей. Это дает основание полагать, что состояние, возникающее при изменении сбалансированности системы человек-среда, одновременно сопровождается нарушением удовлетворения актуальных потребностей, рассогласованием самих потребностей или возможностью блокады удовлетворения их в будущем. Тем самым на психологическом уровне состояние, возникающее при нарушении взаимодействия человека и среды, может быть описано с использованием следующих ключевых понятий: стресс, фрустрация и конфликт, общим проявлением которых является тревога.

Разрешение ситуации конфликта, снижение фрустрационной напряженности, устранение тревоги и восстановление нарушенного баланса в системе человек-среда, по мнению Ф.Б. Березина, может быть достигнуто двумя путями. При реорганизации среды в желаемом направлении путем активного на нее воздействия или в результате ухода из неблагоприятной среды психическая адаптация реализуется без изменения потребностей, ценностей и целей индивида. В этом случае речь идет об аллопсихической адаптации. Устранение несоответствия между актуальными потребностями и возможностью их реализации в данной системе человек-среда может быть достигнуто и в относительно стабильной среде в результате реориентации личности. В этом случае психическая адаптация определяется модификацией ценностных ориентации личности путем включения механизмов интрапсихической адаптации [28, с. 251]. Рассматриваемые Ф.Б.Березиным направления адаптации отражают общепринятое ее понимание как двустороннего процесса приспособления и приспосабливания. Так, в частности, Ж. Пиаже также описывает процесс адаптации как обоюдное единство процессов аккомодации (усвоение правил среды, «уподобление» ей) и ассимиляции («уподобление» себе, преобразование среды), т.е. как результат встречной активности субъекта и среды.

Психологические механизмы адаптации можно определить как индивидуальные типы реагирования на нарушение сбалансированности в системе человек-среда, обусловленные усилением или ослаблением тех или иных личностных черт и поведенческих реакций (Л.Н. Собчик и Ф.Б.Березин).

Мы согласны с утверждением Б.И.Додонова, что «ориентация человека на определенные ценности может возникнуть только в результате их предварительного признания (положительной оценки -рациональной или эмоциональной)» [64, с. 11].

Важнейшим интегральным фактором, определяющим степень принятия индивидом групповых ценностей, по мнению М.С. Яницкого, является уровень конформности. Индивидуальный уровень конформности, являющийся сложной социально-психологической характеристикой личности, определяется целым комплексом как описанных внутренних, так и внешних по отношению к человеку факторов. Типы отношения личности к ценностям общества, определяющиеся уровнем конформности, по Г. Келмену, проявляются в преобладании одного из трех процессов, которые он называет «процессами социального влияния»: подчинения, идентификации или интернализации [цит.]. Тем самым уровень конформности определяет особенности ценностной системы через выбор преимущественных способов ее наполнения ценностями общества.

До экспериментальной проверки во всех вузах, в которых обучались респонденты- карачаевцы была внедрена «Программа адаптации к новой социокультурной среде», способствующая эффективности межкультурного взаимодействия и адаптации к новой социокультурной среде, (см. приложение 1)

Формулировка основного вывода по работе становится возможной, на наш взгляд, при условии проведения экспериментальной процедуры выявления динамики выделенных признаков на выборке испытуемых, что позволит провести сравнительно-сопоставительный анализ изучаемых показателей и сделать выводы о наличии / отсутствии связи между ними, либо о наличии различий между исследуемыми распределениями.

Похожие диссертации на Динамика этноценностных ориентаций в процессе адаптации студентов - карачаевцев в новой социокультурной среде