Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретико-методологический анализ проблемы ценностных ориентации 14
1.1. Ценности и ценностные ориентации как социально-психологический феномен 14
1.2. Преемственность культурно-исторических ценностей как механизм формирования ценностных ориентации 32
1.3. Эмпирические исследования ценностных ориентации в отечественной и зарубежной психологии 46
ГЛАВА II. Межпоколенная преемственность ценностных ориентации 71
2.1. Методы и организация эмпирического исследования 71
2.2. Особенности ценностных ориентации представителей младшей, средней и старшей поколенных групп 92
2.3. Ценностные ориентации студенчества как отражение процесса межпоколенной преемственности 134
Заключение 163
Источники и литература 166
- Преемственность культурно-исторических ценностей как механизм формирования ценностных ориентации
- Эмпирические исследования ценностных ориентации в отечественной и зарубежной психологии
- Особенности ценностных ориентации представителей младшей, средней и старшей поколенных групп
- Ценностные ориентации студенчества как отражение процесса межпоколенной преемственности
Введение к работе
Актуальность исследования. Одной из важнейших задач современного российского общества начала XXI века является обеспечение его самоидентификации и духовно-культурного самоопределения в соответствии с реалиями мирового развития. Это представляется возможным при ориентации не только на цели настоящего и будущего, но и при воздействии опыта прошлого, традиций отечественной и мировой культуры.
В России в конце ХХ - начале ХХI века происходят изменения, сопровождающиеся ломкой прежних политических, экономических и социальных процессов. В связи с социально-экономическими трансформациями, изменениям подвергаются и различные социально-психологические феномены, в том числе социальные нормы и ценностные ориентации. Идет процесс переоценки ценностей, меняются ценностные представления. Наряду с прежде доминантными формами появляются, формируются и внедряются новые ценностные ориентации, соответствующие новой социальной действительности.
Несмотря на глубокие системные трансформации, происходящие в России, в менталитете русского народа сохраняются устойчивые черты национального характера. Молодое поколение не только вырабатывает новые ценности, соответствующие времени, но и сохраняет традиционные базовые ценности или в неизменном виде, или в варианте трансфера. Таким образом, осуществляется механизм культурно-исторической преемственности поколений.
Жизнестойкость культуры зависит от непрерывного процесса трансляции ее стержневых принципов из поколения в поколение. В случае нарушения процесса передачи ценностных ориентаций культуры и отсутствия преемственности, в обществе наступает системный кризис.
Сегодня старшее поколение, фундаментальные ценности которого сложились в советское время, испытывает глубокие противоречия, связанные с необходимостью совмещения советских нравственных принципов и новой рыночной морали. В связи с этим механизм преемственности претерпевает существенные изменения, поэтому актуальным становится выявление психологического механизма социокультурного наследования ценностных ориентаций, анализ ценностных аспектов взаимоотношений поколений.
Состояние научной разработанности проблемы. Проблему преемственности поколений можно отнести к вечным проблемам человечества, так как во все времена к ней обращались представители различных наук.
В отечественной научной литературе философские аспекты поколений рассматривались в трудах Л.П. Буевой, Г.Г. Дилигенского, В.К. Кантора,
Д.В. Лезгиной, Е.В. Плотниковой, Л.А. Шевырноговой.
Исторические аспекты представлены в трудах В.П. Данилова, Б.В. Дубина, Д.И. Олейникова.
Социологические проблемы взаимоотношения поколений рассмотрены В.Т. Лисовским, Ю. Левадой, В.В. Семеновой, Т. Шаниным и др.
Психологические и социально-психологические аспекты поколений поднимали в своих трудах А.И. Афанасьева, Е.Ю. Боброва, Ю.Л. Василевский, А.С. Запесоцкий, И.С. Кон, .Э. Кибизова, Е.В. Плотникова, Е.М. Рахковская, Г.Л. Смирнов, А.В.Толстых.
В западной научной литературе проблема взаимоотношений поколений представлена в философских трудах Д. Дидро, И. Гердера, В. Дильтея,
М. Хайдеггера, Х. Ортеги -и-Гассета, в исторических трудах Дж. Вико, в трудах по социологии К. Маркса, в психологических работах З. Фрейда, К. Юнга.
Сегодня проблема «отцов и детей» по-прежнему стоит остро. Однако ее проявления в современном российском обществе носят иной характер. Эта проблема проявляется не столько в традиционном, демографическом, а в большей степени в психологическом и культурно-историческом планах. Основной круг современных проблем взаимоотношений поколений в российском обществе задается российской историей и переходным состоянием самого общества. Социальные изменения, вызвавшие качественные сдвиги в структуре ценностных ориентаций россиян, и русских в частности, не обошли и молодежь, в том числе самую восприимчивую к социальным переменам, интеллектуально динамичную ее часть - студенчество.
Молодежь, по мнению Н.М. Лебедевой, М.Ю. Мартыновой, Е.С. Данилко составляет специфический субъект социальной и этнополитической деятельности, не только в силу возрастных особенностей, повышенной эмоциональности и легковерности, которые успешно используют различные национальные и политические лидеры, но и в силу постоянно изменяющихся условий социализации.
Исследование ценностных ориентаций студенческой молодежи представляется весьма актуальным, так как это завтрашний авангард страны, и от того, какие ценностные ориентации будут восприняты и сформированы, во многом зависит перспектива развития России.
В связи с изменением ценностных ориентаций меняются механизмы социального наследования. В переходном российском обществе следует говорить не столько о традиционной передаче ценностей от старших поколений к младшим, сколько о разнонаправленном их участии в этом процессе. На межпоколенном уровне наряду с усвоением базовых ценностей молодым поколением, происходит в свою очередь трансформация ценностной системы старших поколений.
Сегодня наблюдается нетипичная для многовековой практики России картина взаимоотношений поколений. Для нее характерны следующие противоречия.
С одной стороны, в нестабильном обществе перед старшим поколением стоит проблема трансляции ценностей младшему поколению, с другой - для людей старшего поколения характерна деструктуризация внутренней информационно-смысловой сферы и переосмысление уже осмысленного в сознании и эмоциональной сфере. В результате у старшего поколения разрушается устоявшаяся модель человека с определенными ценностями, расположенными в устойчивой иерархии и соответствующей социально-экономическим условиям.
Противоречие усматривается так же в том, что прошлое для младшего поколения утрачивает свою значимость, поэтому у молодежи нет основ для упорядочивания настоящего, а это является признаком внутриличностного кризиса.
Эти противоречия позволяют выделить проблему: как сохранить традиционные ценности русской культуры и передать их молодому поколению, не подавляя объективные, естественные механизмы трансформации и новообразования ценностных ориентаций молодого поколения, что является важнейшим условием развития общества. Другими словами, как обеспечить преемственность ценностных ориентаций, в чем заключаются социально-психологические особенности и механизм этого процесса, в какой степени ценностное поле студенчества подвижно и поддается воздействию?
Сущность проблемы нашла отражение в теме исследования: «Ценностные ориентации студенческой молодежи как результат межпоколенной преемственности».
Анализ работ, посвященных изучению ценностных ориентаций, позволяет констатировать, что проблема является одной из центральных в психологии. Исследование ценностных ориентаций опирается на фундаментальную теоретическую и эмпирическую базу, созданную трудами отечественных и зарубежных ученых. Она имеет междисциплинарный характер, формировалась представителями различных наук.
Вместе с тем, обращение к названной проблематике требует современного рассмотрения в контексте российской модернизации. При этом следует отметить, что вне исследовательского поля до сих пор остается проблема анализа ценностных аспектов взаимоотношений поколений.
Целью исследования является сравнительный анализ структуры ценностей представителей младшего, среднего и старшего поколений для выявления социально-психологических особенностей и воссоздания механизма преемственности ценностей на поколенном уровне.
Объект исследования - ценности и ценностные ориентации представителей старшей, средней и младшей поколенных групп.
Предмет исследования: межпоколенная преемственность ценностных ориентаций студенчества, как представителя младшего поколения.
Гипотеза: ценностные ориентации студенческой молодежи как младшего поколения отражают ценностное поле старшего и среднего поколений на основании межпоколенной преемственности, заключающейся в ценностном взаимообмене, в избирательном отборе, сохранении, интерпретации и возможной трансформации ценностей старших поколений в соответствии с особенностями современной социокультурной ситуации в обществе. Ценностное поле молодого поколения подвижно и поддается целенаправленному воздействию.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи:
1. Обобщить опыт исследования ценностей и ценностных ориентаций в философской, психологической, педагогической литературе, а также уточнить понятие «поколение»;
2. Проявить ценности различных поколенных групп и обозначить дифференцирующие и интегрирующие ценности;
3. Выявить содержательные особенности ценностных ориентаций студенческой молодежи, степень их межпоколенной преемственности, а так же степень подвижности/устойчивости;
4. Воссоздать механизм межпоколенной преемственности ценностных ориентаций и выявить его особенности в современных социокультурных условиях для оптимизации процессов межпоколенной преемственности в ценностном поле студенческой молодежи.
Методологической основой исследования выступили: принцип культурного опосредования психики, поведения и сознания (Л.С. Выготский); историко-психологический анализ взаимодействия личности с социальной средой (В.Г. Плеханов); принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев); концепция ценностей и личностных смыслов (А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев); авторские подходы в исследовании ценностных ориентаций (А.П. Вардомацкий, Р. Ингльхарт, Ч. Осгуд, М. Рокич, С. Шварц).
Теоретической основой исследования явились философские, социологические, психологические положения, составившие общую теорию ценностей, отраженные в трудах отечественных и зарубежных философов, социальных и политических психологов, специалистов в области этнопсихологии (И.Г. Дубов, В.Г. Крысько, С.В. Лурье, Т.Г. Стефаненко и др.), трудах по истории и этнографии (Н. Бердяев, Б. Башилов, Б. Дубин,
А. Гудзенко, В. Меженков, И. Солоневич), трудах по проблеме преемственности поколений (С.Н Иконникова, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, К. Мангейм, М. Мид, Х. Ортега-и-Гассет, А. Тойнби).
Для достижения поставленных целей и задач, в соответствии с особенностями исследуемого феномена, были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы, опирающийся на принципы анализа и синтеза, категоризации, классификации, схематизации, наблюдение, опрос, а также психодиагностические методики исследования ценностных ориентаций: тест культурно-ценностных ориентаций Дж. Таусенда в адаптации Л.Г. Почебут, диагностика полимотивационных тенденций в «Я – концепции» личности С.М. Петровой, опросник структуры ценностей (PVQ) С. Шварца, «Опросник терминальных ценностей» И.Г. Сенина (ОТеЦ), тест О.И. Моткова «Ценностные ориентации», методика С.С. Бубновой «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности».
Для обработки полученных данных использовались статистические методы: корреляционный анализ, t-критерий Стьюдента для проверки значимости различий, подсчитывались средние арифметические значения, процентная выраженность, проводился качественный анализ полученных данных.
Опытно-экспериментальная база. Эмпирическое исследование и анализ полученных данных проводились на базе Старооскольского филиала Воронежского экономико-правового института. В исследовании приняли участие: молодое поколение - студенты, среднее поколение - рабочие и служащие предприятий города Старый Оскол, являющиеся родителями студентов, а также старшее поколение – пенсионеры, которые являются по отношению к студентам прародительским поколением. Всего в исследовании приняли участие 210 человек. Преобладающее большинство испытуемых (94%) отнесли себя по самоопределению к русской национальности, поэтому можно говорить об особенностях ценностных ориентаций русских.
Работа осуществлялась в три этапа.
I этап (2003-2004 гг.) - поисковый. В рамках этого этапа была определена проблема исследования и ее актуальность. Данный этап включал в себя теоретический анализ, обобщение отечественных и зарубежных литературных источников и экспериментальных исследований по изучаемой проблеме.
II этап (2005-2006 гг.) - констатирующий. В его ходе разрабатывался научный аппарат исследования: были определены цели, задачи исследования, предварительно сформулирована гипотеза, определялись методы эмпирического исследования, их надежность и эффективность, была проведена диагностика особенностей ценностных ориентаций поколенных групп.
III этап (2007-2008 гг.) - аналитический. На этом этапе была окончательно сформулирована гипотеза, анализировались и систематизировались полученные данные эмпирического исследования, оформлялись результаты проведенного исследования, статистически проверялась выдвинутая гипотеза.
Научная новизна работы состоит в том, что:
-проявлены особенности ценностных ориентаций поколенных групп;
-выявлены социально-психологические особенности межпоколенной преемственности в зависимости от социокультурных условий;
-определена степень преемственности ценностных ориентаций студенческой молодежью;
-обозначены возможные условия воздействия на ценностное поле студентов.
Теоретическое значение работы заключается в том, что формирование ценностных ориентаций рассматривается не как отрицание ценностей предшествующих поколений, а как процесс преемственности, имеющий взаимовлияющий поколенный характер; воссоздан психологический механизм передачи ценностей на межпоколенном уровне; определены этапы межпоколенной преемственности ценностных ориентаций; обозначены возможные пути оптимизации межпоколенной преемственности в ценностном поле студенческой молодежи.
Практическая значимость исследования состоит в определении характера межпоколенной преемственности, ее потенциальных возможностей и ограничений. Знание тенденций в изменении ценностного сознания социально-демографических групп и студенческой молодежи, в свою очередь, делает реальным прогнозирование развития общественно-политических процессов. Возможно использование результатов исследования при построении концепции воспитательной работы, лекционных курсов, семинарских занятий по социальной, возрастной, педагогической психологии, социологии, культурологии.
Положения, выносимые на защиту:
1. Несмотря на изменения, которые происходят в стране, в ценностном поле студенческой молодежи как младшей поколенной группы сохраняются устойчивые и типичные черты национального характера, проявляющиеся в таких базовых ценностных ориентациях, как «доброжелательность», «помощь и милосердие», «самопожертвование», «любовь», «сострадательность», «терпеливость», «мужество», «искания правды», «совесть», «мечтательность», «выносливость» и др.
2. Стабильность базовых ценностей обеспечивается механизмом межпоколенной преемственности в формировании ценностных ориентаций, который заключается в избирательном отборе, сохранении, интерпретации и возможной трансформации ценностей старших поколений в соответствии с особенностями современной социокультурной ситуации в обществе и регионе.
3. Своеобразие механизма преемственности ценностных ориентаций в современной России проявляется в противоречии между задачей трансляции ценностей младшему поколению и деструктуризацией ценностного поля старшего поколения; ценностное поле старшего поколения в большей степени отражает ценности традиционной культуры;
4. Ценностное поле студенческой молодежи подвижно, изменчиво, что позволяет организовывать психологическое воздействие на него путем оптимизации процесса межпоколенной преемственности.
Апробация работы. Основные идеи исследования сообщались на заседании кафедры психологии Воронежского экономико-правового института, на межрегиональном семинаре аспирантов (Тамбов, 2007), на межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарных наук в исследованиях молодых ученых и аспирантов» (Воронеж, 2007), на международной научно-практической конференции аспирантов и докторантов «Актуальные проблемы современной психологии» (Воронеж, 2008), на международной научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание: светский и православный подход» (Белгород, 2008), на всероссийской научно-практической конференции «Высшее образование: опыт, проблемы, перспективы» (Губкин, 2008).
Внедрение результатов. Результаты исследования используются в учебном процессе Старооскольского филиала Воронежского экономико-правового института при чтении курсов «История России», «Социология», «Культурология», «Историко-культурные и духовные основы российской цивилизации», в воспитательной работе, в консультировании педагогов школ по вопросам современного состояния ценностных ориентаций молодежи.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, выводов, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Содержит 17 таблиц и 10 рисунков.
Преемственность культурно-исторических ценностей как механизм формирования ценностных ориентации
Обращение к понятию ценности приобретает сегодня новый контекст. Оно весьма актуально в свете российской модернизации и наблюдающейся эволюцией ментальности общества.
Анализ научной литературы по теме исследования позволяет констатировать, что существует как научный, так и практический запрос общества на комплексное исследование ценностей и ценностных ориентации личности. При этом следует отметить, что, несмотря на огромное количество работ, понимание ценностей - их природы, функций, их культурных аспектов, особенностей проявления в различных сферах жизнедеятельности человека, нуждается в дальнейшем изучении и осмыслении.
Исследование любой проблемы, тем более такой сложной, как проблема ценностей, неизбежно связано с необходимостью уточнения содержания главного понятия с рядом других близких концептов и терминов, в данном случае с понятием «ценностные ориентации».
Термин «ценность» находит инструментальное применение в понятийном аппарате ряда общественных научных дисциплин и имеет междисциплинарный характер, так как формировался представителями различных наук.
Философия как фундаментальная наука об обществе рассматривает понятие «ценность» в качестве базовой составляющей при анализе качественных аспектов социальных процессов. В общефилософском понимании «ценность» представляет собой термин, указывающий на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Выделяются субъективные и объективные ценности. Субъективные ценности выражаются в форме нормативных представлений (установки и оценки, императивы и запреты и т.п.). Объективные ценности представляют собой отношение истины и не истины, допустимого и запретного, справедливого и неправедного[167].
Высокая значимость «ценности» как понятия в области философских знаний определяется выделением теорий, посвященных ей, в отдельную отрасль общефилософской науки — аксиологию (axio - ценность, logos-слово, учение). Она занимается исследованием ценностей как специфической реальности, как особой формы бытия.
Ценностная проблематика выделилась из комплекса онтологических и гносеологических исследований в самостоятельное направление, а термин «ценность» приобрел категориальный философский статус.
Ценности являются предметом исследования таких наук как социология, этика, психология, педагогика.
Этика рассматривает ценности, относящиеся к области морального сознания, которые проявляются в форме моральных норм, идеалов и определяются в понятиях добра и зла, справедливости, счастья и т.п.[146].
Социология рассматривает ценности как фундаментальные нравственные и этические нормы, обеспечивающие целостность социальных систем через нормативное регулирование общественной жизни.
Предметом социальной аксиологии является нормативная функция ценностной системы, позволяющая достигнуть социального равновесия путем коррекции общественных процессов поведения людей[188].
Анализ ценностной проблематики в цикле философских наук помогает понять значение понятия «ценность» для психологии, а также осмыслить многозначность трактовок этой категории в современной науке.
В психологическом аспекте понятие «ценность» включает в себя цели, идеалы, убеждения, интересы и другие, значимые для личности мировоззренческие проявления, которые формируются при усвоении социального опыта[82]. Психология уделяет особое внимание регулирующей роли ценностей для возможного прогнозирования поведения человека.
Таким образом, можно выделить особенности исследования ценностей в рамках различных наук. Предметом философского изучения являются ценности, сформировавшиеся в ходе развития человечества, передающиеся из поколения в поколение и являющиеся основой всей духовной жизни. Для философского исследования характерно рассмотрение ценностей в историческом и культурном аспектах.
Для социального и особенно социально-психологического исследования характерно разведение понятий «ценность», «потребность», «цель», «норма», а также классификация ценностей по различным основаниям, выделение структуры ценностей личности.
Проблема ценностей, как одного из важных стимулов развития и направляющей характеристики в мировоззрении личности, давно привлекает к себе внимание ученых в области психологии.
Остановимся на зарубежных направлениях в трактовке понятия «ценность» [4, 53, 169,170, 172, 193, 207].
Психоаналитическое направление напрямую не исследует понятие «ценность», но, определяя «Суперэго» как хранилище бессознательных и социально-моральных установок, этических ценностей и норм поведения затрагивает ценностную проблематику [170].
Ряд современных исследователей [53, 193] полагают, что любой элемент трехчленной структуры личности 3. Фрейда может служить источником и местом нахождения ценностей. Так, Г.Г. Дилигенский отмечает, что Суперэго содержит социальные нормы и ценности, а Эго - индивидуальные ценности, которые являются результатом «окультуривания» бессознательных стимулов Ид [53].
Многие неофрейдисты [4, 169, 172] пытались социологизировать теорию З.Фрейда. По мнению Э. Фромма каждый человек имеет потребность в ценностях, которые направляют его поступки и чувства. Ценности делятся на две категории: официально признанные (гуманистические и религиозные), а также бессознательные, порожденные социальной системой. В результате образуется иерархия, в которой высшие ценности определяют все прочие [169].
Эмпирические исследования ценностных ориентации в отечественной и зарубежной психологии
В основании данного мотивационного типа лежит чувственная направленность на себя и стремление получить как можно больше удовольствий для себя. Жизнь рассматривается как цепочка наслаждений; -стимулирование (полнота жизненных переживаний). Главная цель -наличие новых впечатлений и изменений в жизни. Перемены, частые жизненные выборы обеспечивают необходимое ощущение новизны и возбужденности; -саморегуляция - (самонаправленность). Данный мотивационный тип предполагает автономность и независимость мыслей и поведения, нацеленность на создание нового, исследовательский интерес; -универсализм. Выражает стремление к пониманию и признанию всех других людей, терпимому отношению к ним и заботе об их благополучии. Значимым является не только мир людей, но и мир природы; - благосклонность - (заботливость). Главная цель - взаимодействие со значимыми для тебя людьми и забота об их благополучии. Контакты осуществляются в первую очередь с теми людьми, с кем человек поддерживает хорошие отношения или находится в постоянном контакте; -традиции. Мотивационный тип: уважение, принятие, подчинение и поддержка существующих традиций и общих идей в рамках социокультурной или религиозной группы как основа успешного функционирования группы; -конформность. Главная цель - ограничение действий, импульсов и намерений, причиняющих вред другим или отклоняющихся от социально принятых норм и ожиданий; -безопасность. Основой данного мотивационного типа является стремление сохранить гармонию и стабильность в обществе, необходимость безопасности человека, семьи и общества.
Выделенные мотивационные типы связаны с определенными формами поведения и, соответственно, находятся друг с другом в динамических отношениях, как противопоставления, так и соответствия. Были выделены две пары противоположных отношений между ценностными ориентациями: -ценности сохранения и консерватизма (безопасность, конформность и традиции) противоположны ценностям изменений (саморегуляции и стимулирования); -ценности ориентации на других людей и самоопределения (благосклонность и универсализм) противоположны ценностям ориентации на себя и самовозвышения (гедонизм, достижения и власть). Опросник Шварца включает 56 ценностей, представляющий 10-11 мотивационных типов ценностных категорий, связанных с одной общей целью. Предполагается, что каждый тип представлен во всех культурах. Опросник построен на разработанном М. Рокичем (1973 г.) опроснике по изучению ценностных ориентации.
Исследования, проведенные в 53 странах, включая Россию, обнаружили феномен консенсуса ценностей, подтверждающий панкультурный универсальный характер развития ценностных ориентации у разных народов.
С. Шварц объясняет универсализм ценностей их функциями в социальной жизни общества - функциями ориентации в мире социальных норм, эталонов и правил, регуляции и согласования взаимных ожиданий. Общество, заинтересованное в высокой согласованности деятельности различных групп при минимуме социального контроля, обеспечивает усвоение ценностей личностью в процессе онтогенеза.
Возрастно-психологический подход, основанный на учете структуры психологического возраста как триединства социальной ситуации развития, ведущей деятельности и психологических новообразований [40], представляет собой перспективное направление в эмпирических исследованиях ценностных ориентации личности.
В целом традиционный подход изучения ценностных ориентации обеспечивает достаточно детальное изучение разнообразных аспектов ценностных предпочтений. Однако его существенным недостатком является то, что к настоящему времени разные исследователи по-разному решают вопрос об основаниях для выделения объектов ценностного отношения.
Модернистское направление в исследованиях ценностных ориентации связано с именем американского политолога Р. Ингльхарта, предложившего методику изучения глобальных сдвигов ценностной системы человечества от материалистических к постматериалистическим ценностям.
Р. Ингльхарт утверждал, что типичные до сих пор «материальные» ценности постепенно заменяются так называемыми «постматериальными».
Под материальной ориентацией он понимал ориентацию на экономическое благополучие и защищенность, а под постматериальными ценностями - ориентацию на социальные, эстетические и экологические аспекты жизни.
Исходя из наблюдений и выводов, сделанных на их основе, что предпочтение постматериальных ценностей коррелирует с уровнем достигнутого жизненного стандарта и что в западноевропейских странах после второй мировой войны обращение к постматериальным ценностям стабильно растет, Ингльхарт объясняет изменение ценностных ориентации в рамках гипотезы «первой необходимости», которую он выводит из теории личности А. Маслоу [111].
По этой теории все ценности организуются в соответствии с иерархией потребностей, в которой материальные ценности представляют потребности низшего порядка. Низшие ценности сохраняют приоритет до тех пор, пока не будут удовлетворены соответствующие им потребности. Если же они удовлетворяются, то происходит смещение приоритета в пользу высших ценностей. Из этого следует, что в период экономического благополучия и материальной защищенности большее значение в обществе приобретают постматериальные ценности.
На основании полученных ответов, респондента относили к одному из четырех ценностных типов: чистому материалистическому, смешанному материалистическому, смешанному постматериалистическому и чистому постматериалистическому. При этом предполагается, что постматериалисты ценят, прежде всего, качество жизни, тогда как материалисты отдают предпочтение высокому уровню жизни.
Особенности ценностных ориентации представителей младшей, средней и старшей поколенных групп
Результаты выполненного исследования свидетельствуют о том, что все три поколенные группы единодушно отторгают ценность богатства. Однако, у представителей старшей поколенной группы мотив пренебрежения к богатству более выражен, чем у представителей среднего поколения и студенческой молодежи.
Анализ соотношения направленности/не направленности на гедонизм выявил следующие поколенные особенности. Студенческая молодежь по отношению к другим поколениям более ярко выражает гедонистические устремления. Молодые люди в большей степени ориентированы на то, чтобы получать как можно больше ощущений и переживаний.
Среднее поколение также, как и их дети, нацелено на счастливую жизнь без трудностей, наполненную радостью и душевным комфортом. Гедонистические смыслы в меньшей степени присущи старшей поколенной группе.
Пенсионеры имеют мало возможностей для проявления гедонистических смыслов. Возможно, этот факт объясним возрастными особенностями поколений. Пенсионеры, имея жизненный опыт, показывают в ответах, что жизнь полна трудностей, которые человеку приходится преодолевать в своих устремлениях к счастью.
Надо отметить, что «разрыв» между показателями направленности/не направленности на гедонизм уменьшается в «движении» от младшего поколения к старшему.
Больший оптимизм склонна проявлять средняя поколенная группа. Вероятно, это связано с тем, что среднее поколение уже определилось в жизни, оно в большей степени уже достигло многих жизненных целей, поэтому способно отвечать на запросы общества, адаптируясь к современным условиям жизни.
При этом старшая поколенная группа проявляет при направленности на оптимизм значительно более выраженную пессимистическую мотивацию. Думается, что это можно объяснить уровнем жизни пенсионеров нашей страны, которые испытывают значительную потребность в социальной поддержке государства. Значительная часть (45,1%) представителей старшей поколенной группы согласны с пословицей: «голым родился, гол и умру». Лишь 6,3% представителей среднего поколения и 9,2% студенческой молодежи выразили согласие с этой пословицей, тем самым, проявляя оптимистические тенденции в своем ценностном поле.
Но в целом, все три поколения склонны показывать мотивацию на оптимизм. Представляется, что этот факт свидетельствует об оптимистическом фатализме, присущим русским в целом и сложившимся исторически в силу неопределенных внешних обстоятельств жизни.
Все три поколенных группы проявляют коммуникативную мотивацию. Студенческая молодежь больше чем другие поколенные группы проявляет потребность в общении, дружбе, при этом большую направленность на себя выражают пенсионеры.
Как показывает исследование, в целом все поколения показывают высокую значимость образования и обучения в жизни человека. Неожиданным оказался факт, что большую значимость образования показывает старшее поколение, затем, среднее поколение и лишь только потом молодежь. При этом 37,8% студенческой молодежи отмечает не значимость образования в жизни человека, а 62,2% молодых людей показывают его значимость.
При определении значимости трудолюбия в достижении материального благосостояния младшее и старшее поколения показывают его большую значимость в жизни человека. При этом показатель мотивации трудолюбия увеличивается в соответствии с возрастом испытуемых: чем моложе исследуемая поколенная группа, тем большую значимость приобретает для нее проявление трудолюбия в достижении материального благосостояния.
Это вполне объяснимо: старшее поколение воспитано на традиционных ценностях трудолюбия, а младшее поколение в современных условиях рыночных отношений видит возможность достижения материального благосостояния через проявление трудолюбия.
В целом, все поколенные группы отмечают значимость трудолюбия в достижении материального благосостояния.
Все исследуемые поколения в средней степени высказывают веру в правосудие, примерно такая же доля проявляет скептицизм по отношению к правосудию. В большей степени склонны верить в праведный суд представители старшего поколения, а в меньшей степени представители младшего поколения. При этом склонна проявлять недоверие правосудию больше студенческая молодежь, чем представители старших поколенных групп.
Таким образом, все исследуемые поколенные группы проявляют противоречивость и двойственность по отношению к правосудию.
В выборе между честностью и нечестностью все три поколенных группы делают выбор в пользу честности, но значимость честности в большей степени склонна проявлять старшая поколенная группа.
При этом обращает на себя внимание двойственность выбора средней поколенной группой. Возможно, это объяснимо, тем, что людям среднего возраста в период материальной нестабильности российской экономики приходилось поступаться моральными нормами. В значительной степени склонна оправдывать нечестность и младшая группа.
Среди трех поколенных групп студенческая молодежь в большей степени, чем среднее поколение и старшее, склонна проявлять мотивацию на достижения. Это связано с возрастными задачами молодежи. В этом возрасте молодые люди планируют многого добиться в жизни и рассчитывают при этом на свои силы.
Результаты исследования показывают, что все поколенные группы склонны проявлять в большей степени мотивацию на активный выбор, нежели склоняться к пассивности. Стоит отметить, что оценки активности/пассивности старшей поколенной группы практически конкурируют между собой. Имея жизненный опыт, представители старшего поколения не склонны рисковать и полагаться на случай, тем самым, старшее поколение проявляет предусмотрительность и неспешность в принятии решений.
Ценностные ориентации студенчества как отражение процесса межпоколенной преемственности
Результаты анализа показывают, что для людей старшего поколения составляющими счастья оказались собственное здоровье, материальная обеспеченность и покой. При этом, счастье и здоровье внуков менее значимы, чем, например, материальная обеспеченность. Ценностное поле младшей поколенной группы показывает определенные ожидания в плане отношения к ним со стороны прародительского поколения.
Такие данные показывают, на наш взгляд, одну из причин неэффективности старшего поколения в процессе межпоколенной преемственности ценностных ориентации, а именно - межпоколенное взаимное непонимание и неподкрепленные взаимные ожидания.
Молодежь относится к старости как к далекой перспективе, о которой мыслит позитивно. В свою очередь старшее поколение имеет свои жизненные потребности и ценности. Это является одной из причин малой степени взаимопонимания между старшим и младшим поколениями.
Для выявления причины такого ценностного разрыва между двумя «крайними» поколенными группами студентам было предложено перечислить стереотипы, с которыми они ассоциируют старшее поколение.
В результате были названы следующие стереотипы: все пожилые люди критикуют молодых, любят посплетничать, в транспорте, агрессивно настроены. Все пожилые люди больные и бедные, пожилому человеку ничего не надо: ни модной одежды, ни косметики, ни развлечений, с возрастом возникает слабоумие, большинство пожилых людей одиноки, у пожилого человека все в прошлом, ему не к чему стремиться, в старости жизнь становится неинтересной.
На вопрос - почему человек старшего поколения воспринимается через призму негативных стереотипов, студенты ответили, что они не хотят быть старыми, не хотят терять физическую привлекательность, силу, возможность трудиться. Это свидетельствует о том, что младшее поколение подсознательно дистанцируется от старшего поколения, желая всегда оставаться молодым.
Дистанцированность старшего и младшего поколений повлияла на то, что молодежь не имеет ясного представления о ценностях и жизни пожилых людей, так как сегодня являются .редкостью трехпоколенные семьи, проживающие совместно.
В целом, студенческая молодежь склонна драматизировать социальное положение старшего поколения. Так рождаются стереотипы: пожилых людей молодежь воспринимает только как больных, бедных, одиноких, не имеющих социальной значимости, не способных воспринимать новое.
Категоричность в отношениях между поколениями разрушает возможность понимания и диалога, ведет к усилению напряженности.
В соответствии с выявленными этапами механизма межпоколенной преемственности нами проверялось положение об обратном влиянии ценностей молодого поколения на старшее поколение.
На вопрос, который был предложен представителям старшей поколенной группы: чему старшее поколение может научиться у младшего поколения, 79% испытуемых ответили, что сейчас имеет место научно-технический прогресс, появляется много технических нововведений: компьютер, сотовые телефоны, банкоматы и т.д., поэтому освоению различного рода инноваций молодежь и должна учить старшее поколение.
Остальные представители старшей поколенной группы (21%) считают, что им у молодого поколения учиться не чему. Ответы показывают, что старшее поколение в большей своей части не отрицает обратного влияния молодого поколения, но это влияние имеет достаточно узкий и однонаправленный характер.
На наш взгляд, слабая ценностная связь межпоколенных отношений старшего и младшего поколений связана с социокультурными особенностями России, а именно с положением прародительского поколения в системе межпоколенных отношений, имеющего исторические корни.
Разрушение идеологических ориентиров советского общества породило мировоззренческую дезориентацию старшей поколенной группы, которая проявляет ситуативно-приспособительное поведение относительно современной социокультурной ситуации.
С переходом к рыночной экономике старшее поколение вынуждено переориентироваться с государственных гарантий и коллективистских ценностей на новые ценности рыночной экономики: индивидуализма и собственной активности.
Кроме того, определенную роль играет научно-технический прогресс, который подрывает авторитет старшего поколения, так как оно не знакомо со многими информационно-техническими нововведениями последних десятилетий.
Если раньше знаний и навыков, полученных в юности человеку хватало на всю жизнь и новое поколение училось у предыдущего, то с введением инновационного типа жизнедеятельности ситуация меняется.
Таким образом, в результате анализа полученных данных, в ходе исследования установлены как объективные, социально-психологические, так и субъективные факторы, влияющие на межпоколенную преемственность ценностных ориентации старшего и среднего поколений молодым поколением.
К факторам, влияющим на межпоколенную преемственность относятся: -социокультурная ситуация, определяющая положение старшего поколения в процессе преемственности ценностных ориентации; -интегрирующие ценности, способствующие диалогу поколений; -дифференцирующие ценности, разъединяющие поколения; -степень сформированности ценностного поля прародительского и родительского поколений; - субъективные взаимные представления поколений друг о друге.
В результате проведенного анализа ценностных сфер поколенных групп и их взаимодействий между собой были выявлены особенности механизма преемственности ценностных ориентации исследуемых поколенных групп, которые, на наш взгляд характерны в целом для российского общества на современном этапе.
В России за последние два десятилетия произошла смена формы собственности, всей системы социальной структуры общества и как следствие изменение ценностных ориентации россиян и русских в частности.
Произошел слом традиции российского общества, который болезненно восприняло не только старшее поколение, но и другие поколения российского общества. Подобный слом Россия пережила и в начале XX века, пройдя испытания мировой войной и двумя российскими революциями.
Падение советской системы и разрушение Советского Союза привели, по мнению многих авторов [54,112,126], к конфликту поколений и к нарушению протекания механизма культурно-исторической преемственности поколений, и в частности преемственности ценностей.
Особенности процесса преемственности ценностных ориентации поколений в современной России состоят в том, что процесс преемственности проходит: 1) в условиях транзитивного состояния общества; 2) в условиях глобализации, когда приоритетное значение приобретает не межпоколенная преемственность, а внутрипоколенное заимствование элементов субкультур западных стран;