Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимозависимость личностного развития и нервно-психического здоровья студентов-хореографов в процессе социализации Крымина Елена Павловна

Взаимозависимость личностного развития и нервно-психического здоровья студентов-хореографов в процессе социализации
<
Взаимозависимость личностного развития и нервно-психического здоровья студентов-хореографов в процессе социализации Взаимозависимость личностного развития и нервно-психического здоровья студентов-хореографов в процессе социализации Взаимозависимость личностного развития и нервно-психического здоровья студентов-хореографов в процессе социализации Взаимозависимость личностного развития и нервно-психического здоровья студентов-хореографов в процессе социализации Взаимозависимость личностного развития и нервно-психического здоровья студентов-хореографов в процессе социализации Взаимозависимость личностного развития и нервно-психического здоровья студентов-хореографов в процессе социализации Взаимозависимость личностного развития и нервно-психического здоровья студентов-хореографов в процессе социализации Взаимозависимость личностного развития и нервно-психического здоровья студентов-хореографов в процессе социализации Взаимозависимость личностного развития и нервно-психического здоровья студентов-хореографов в процессе социализации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Крымина Елена Павловна. Взаимозависимость личностного развития и нервно-психического здоровья студентов-хореографов в процессе социализации : диссертация ... кандидата социологических наук : 14.00.52.- Волгоград, 2005.- 134 с.: ил. РГБ ОД, 61 05-22/615

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Цели, смысл и проблемы социализации студентов института искусств и культуры 11

1.1. Иерархия ценностей молодежи современной России

1.2. Здоровье как ценность в аксиологических ориентациях студенчества 32

1.3. Студенты-хореографы как будущие деятели культуры и искусства: риски успешности их профессиональной социализации 42

Глава 2. Социализация студентов - хореографов в процессе обучения их в институте искусств и культуры 63

2.1. Аксиологический портрет студентов - хореографов (пилотажное исследование) 63

2.2 Хореография как метод эстетотерапии и психотерапии 77

2.3. Комплементарность нервно-психического здоровья и эстетических изменений в процессе обучения хореографии (экспериментально -социологическое 96

Исследование)

Заключение 108

Список использованной литературы 111

Введение к работе

Актуальность темы. Современное российское общество остро нуждается в людях с широкой и разносторонней культурой, умением жить в обществе на основе общечеловеческих норм нравственности и взаимопонимания, с высоким уровнем духовно-нравственного и культурно-эстетического развития; в людях, которые характеризуются высокой профессиональной подготовкой. Именно в процессе профессиональной социализации решается проблема личностного самоопределения и самоутверждения, именно здесь человек в большей мере реализует свои сущностные силы, ориентируясь на то или иное общественное признание.

В настоящее время акцентируются проблемы социального развития молодёжи в условиях риска, поскольку происшедшие негативные изменения в состоянии здоровья и культурно-ценностных ориентациях российской молодежи, в том числе и студенчества, выступают коморбидными факторами риска успешной профессиональной социализации молодого поколения. В частности, обучение хореографии предъявляет высокие требования к состоянию здоровья, особенно нервно-психического, что делает актуальным исследование и прогнозирование общих и медицинских аспектов риска; медицинский риск выступает количественной мерой ожидаемого уровня успешной социализации учащихся. В то же время медицинским рискам студентов институтов искусств и культуры (в том числе, хореографов / преподавателей хореографии) в контексте влияния на эффективность их профессиональной социализации должного внимания не уделяется, хотя сама направленность будущей профессиональной деятельности студентов - хореографов (танцевальное искусство) позволяет укрепить нервно-психическое здоровье учащихся, препятствовать их алкоголизации и способствовать гармонизации психологического состояния, без чего невозможно усвоение системы эстетических ценностей и долголетняя плодотворная деятельность в выбранной ими области искусства. При этом существующие стандартные программы высшего профессионального образования в полной мере способствовать реализации этого не могут, т.к. недостаточно учитывают происшедшие

(преимущественно негативные) изменения в состоянии здоровья и культурно-ценностных ориентациях значительной части студентов, в том числе и обучающихся в вузах творческой направленности.

Степень разработанности проблемы. Состоянию здоровья российских студентов І 990-х гг., в том числе состоянию их нервно-психической сферы и склонности к употреблению психоактивных веществ, посвящена.практически необозримая литература (С.Е.Квасов^ Д.А.Изуткин, 1990; М.Н;Грошева с соавт.,. 1990; А.И.Бурханов с соавт., 1991; В.К.Верещагин, 1994; М.М.Смирнов, 1994; М.В.Коркина с соавт., 1995; С.Н.Макашов с соавт., 1995; В.БуЙлов с соавт., 1996; А.В.Голенков, 1996; Е.Г.Щукина, П.И.Сидоров, 1996; В.Г.Запорожченко, 1997; Н.П.Ванчакова, 1998; А.В.Котенева, 1998; М.А.Лебедев, А.В.Сергеев, 1998; М.В.Миляева, Н.А.Барабаш, 1998; С.А.Быков, 2000; А.Л.Журавлёва, 2000; Н.Н.Маликова, 2000; В.С.Шувалова, О.В.Ширяева, 2000; Т.М.Резер. 2001;. Е.Г.Вершинин, 2003; А.И.Нестеренко с соавт., 2003; Ф.Э.Шереги, А.Л. Арефьев, 2003 и др.); при этом подчеркивается значимость здоровья как необходимой составляющей успешной профессиональной социализации студентов в кратковременной и долговременной перспективе. Культурно-ценностным ориентаци-ям студенчества в условиях трансформации российского общества также посвящено большое количество исследований (А.Г.Кузнецов, 1995; Я.И. Бонда-ревский с соавт., 1996; В.М.Димов, 1997; Ю.Н.Дорожкин с соавт., 1997; А.В. Юпитов, А.А.Зотова, 1997; Н.ЯГолубкова, 1998; Ю.А.Зубок, 1998; О.И. Карпухин. 1998; 2000; А.В.Меренков, 1998; В.В.Нечаев, 1998; ВХ.Попов, 1998; Б.А. Ручкин, 1998; В.А.Попов, О.Ю.Кондратьева, 1999; Ю.Р.Вишневский, В.Т. Шапко, 2000; М.Е.Волчанский, 2001; В.В.Аленко, 2003; Н:Д. Сорокина, 2003, Н.Н.Седова, 2004 и др.). Однако вопросы состояния здоровья студентов творческих вузов (в частности, хореографов) не получили должного освещения в литературе (как и их нравственно-эстетические ценности, хотя значимость эстетического развития будущих деятелей искусства и культуры очевидна, поскольку впоследствии они будут принимать участие в создание культурных ценностей и именно их нравственно-эстетические воззрения будут оказывать

существенное, а, нередко, и решающее влияние на значительные массы населения, формируя соответствующие установки, представления, убеждения).

Хореография как фактор культурно-эстетического развития рассматривается во многих исследованиях (Л.С.Выготский, 1965; А.Я.Ваганова, 1980; А.А. Климов, 1981; М.П.Котовская, 1982; Н.П.Базарова, В.П.Мей, 1984; В.М. Пасю-тинская, 1985; Л.Д.Блок, 1987; Т.Эндрюс, 1996; А.Дункан, 1997; И.А. Герасимова, 1998; А.ТЛИонин, 2000; Ю.У.Фохт-Бабушкин, 2001; Ф.И.Минюшев, 2004 и др.); взаимоотношения нервно-психической сферы и хореографии рассматриваются, в основном, в двух аспектах: значение психофизических и психологических свойств личности для успешной танцевальной деятельности (П.В, Симонов, 1975; А.В.Алексеев, 1986; Н.В.Рождественский, 1986; А.ЛХройсман, 1996; B.C. Ротенберг, 1982; А.Л.Гройсман с соавт., 2004) и танцевальная терапия как таковая (С.В.Бармин, 1996; К.Рудестам, 1998; H.Lefco, 1974; E.Rosen, 1974; C.Schmais, 1974). Однако целесообразность (эффективность) танцевальной терапии анализируется относительно специально подобранных лиц с теми или иными нервно-психическими заболеваниями, но не относительно самих хореографов и, в частности, не рассматривается танцевальное искусство как фактор укрепления нервно-психического здоровья (и эстетического развития) студентов-хореографов.

Объект исследования: студенты института искусств и культуры.

Предмет исследования: медицинские риски профессиональной социализации студентов-хореографов и пути их коррекции.

Целью настоящей работы явилась нейтрализация медицинских рисков профессиональной социализации студентов-хореографов на основании разработанного коррекционно-развивающего курса танцевального искусства ( танцевальной терапии).

Указанная цель исследования предопределила постановку и необходимость решения в диссертации следующих основных задач: 1. Проанализировать иерархию ценностей молодёжи современной России.

  1. Рассмотреть здоровье как ценность в аксиологических ориентациях студенчества.

  2. Экспериментально исследовать исходный уровень нервно-психического здоровья и культурно-эстетические характеристики студентов-хореографов и динамику этих показателей на младших курсах.

  3. Обосновать возможности хореографии как метода эстетотерапии и психотерапии;

  4. Аргументировать эффективность разработанного коррекционно - развивающего курса танцевального искусства (танцевальной терапии) для укрепления нервно-психического здоровья и культурно-эстетического развития студентов-хореографов.

Гипотеза исследования; Коренные общественно-политические, социально-экономические и культурно-нравственные преобразования конца 1980-х-1990-х гг. существенным образом отразились на российской молодежи и её социально значимых представителях - студентах, вызвав у значительной части из них негативным изменения^ как состояния здоровья, так и культурно-эстетических ценностей, что, в свою очередь, препятствует их профессиональной социализации. Вышеизложенные деформации распространяются и на студентов института искусств и культуры.(в частности, студентов-хореографов), способствуя их высокой невротизации, склонности к употреблению психоактивных веществ и недостаточно высокому уровню культурно-эстетического развития (при всей его важности для них, как будущих деятелей духовной сферы). При этом существующие программы высшего профессионального образования недостаточно эффективны относительно коррекции медицинских рисков учебно-профессиональной социализации, что предполагает активизация социального воздействия на учащихся через предмет обучения - хореографию, являющуюся, в то же время методом как психотерапии, так и эстетотерапии.

Научная новизна исследования. Дана дескрипция медицинских рисков профессиональной социализации студентов-хореографов и для укрепления нервно-психического здоровья и эстетического развития учащихся на примере

авторского коррекционно-развиваюшего курса аргументирована целесообразность активизации социального воздействия на них через хореографию.

Научная новизна исследования раскрывается в основных положениях., выносимых на защиту:

Происшедшие в 1990-х годах негативные изменения в состоянии здоровья и культурно-ценностных ориентациях российской молодежи затронули и студентов институтов искусств и-культур (в частности, обучающихся хореографии), которые характеризуются высокими показателями невротизации, психологическим неблагополучием с эмоциональной неустойчивостью, позитивным отношением к употреблению алкоголя и других психоактивных веществ, а также недостаточным эстетическим развитием.

Здоровье студентами-хореографами рассматривается в большей степени как способствующая достижению преимущественно кратко- и среднесрочных жизненных целей инструментальная ценность, нежели как детерминирующая ценность усвоения системы эстетических ценностей и долголетней плодотворной деятельности в выбранной области искусства; при этом у будущих преподавателей хореографии формируется диспозиция к воспроизведению в последующем подобного отношения к здоровью у их учеников.

Эксплицированные медицинские риски препятствуют успешной профессиональной социализации студентов-хореографов и делают целесообразным проведение специальных коррегирующих мероприятий^ поскольку существующие стандартные программы высшего профессионального образования в данном контексте недостаточно эффективны, а в случаях стихийной реализации самими студентами "здоровьеформирующих" прагматических технологий (типа регулярных выступлений будущих хореографов в ночных клубах и ресторанах), нервно-психическое здоровье исполнителей укрепляется, но культурно - эстетический уровень претерпевает негативную динамику, потенцируется алкоголизация.

Разработанный и апробированный факультативный курс дополнительных занятий танцевальным искусством в рамках хореографического ансамбля с ак-

центом на народно-сценическую хореографию и классический танец в современных оранжировках, выражающих многогранную гамму человеческих чувств и мыслей, способствовал укреплению нервно-психического здоровья и уменьшению невротизации студентов-хореографов, гармонизировал их психологическое состояние, оказывал превентивное воздействие в отношении алкоголизации и способствовал развитию таких исключительно важных личностных характеристик, как эстетическое развитие, любознательность, коллективизм, трудолюбие, организованность. Вышеизложенное позволяет рекомендовать разработанный курс к более широкому внедрению.

Методологической базой явились: теория социальной аномии Э. Дюркгенма; учение о социальной норме, социальном контроле и институте норм в структурализме Т.Парсонса; теория связи абсолютных норм с культурными нормами и относительность норм и отклонений П.Уорсли; теория социальных детерминант коллективного поведения, девиаций и социального контроля Н.Дж.Смелзера; концептуальные работы по социализации учащейся молодежи (Ю.Г.Волков, В.ИДобреньков, Ю.Н.Дорожкин, Г.Е.Зборовский, Ю.А. Зубок, О.И.Карпухин, И.С.Кон, В.Т.Лисовский, В.А.Луков, Б.А.Ручкин,Ж.Т. Тощенко);. исследования медицинских рисков и пограничных нервно-психических расстройств у учащихся высших учебных заведений (Н.А. Агад-жанян, Ю.А. Александровский,; А.В. Голенков, Т.Б.Дмитриева, М.В.Коркина, В.Б.Мандриков, А.В.Решетников, Ф.Э.Шереги); социология девиантного поведения (Ю.А.Клейберг, В.Т.Кондрашенко, Т.В.Шипунова); культурно-эстетическое воздействие танцевального искусства (Н.П.Базарова, Л^Д.Блок, А.Я.Ваганова, Л.СВыготский, И.А.Герасимова, А.Дункан, А.А.Климов, М.П. Котовская, В.П.Мей, Ф.И.Минюшев, В.МЛасютинская, В.Я.Скворцов, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Т.Эндрюс); исследования значения психофизических и психологических свойств личности для танцевальной деятельности (А.В.Алексеев, А.М.Анохин, А.Л.Гройсман, В.А.Поздняков, Н.В.Рождественский^ B.C. Ротен-берг, П.В.Симонов); посвященные танцкоррекции работы СВ.Бармина, К. Ру-дестама, H.Lefco, E.Rosen, C.Schmais; материалы Всероссийской научно-

практической конференции Методика преподавания хореографических дисциплин (Москва, 2002); П Всероссийской научно-практической конференции по русскому народному танцу (Владимир, 2003).

Диссертационное исследование выполнено в категориальном поле социологии медицины с акцентом на социокультурный (культурологический) подход, в рамках которого использованы отражающий (reflection approach) и формирующий подходы (shaping approach), представления интеракционизма.

Эмпирическую базу составили обследования 59 студентов - хореографов на 1-м курсе ВГИИиКа (ноябрь-декабрь 1999 и 2000 годов; сплошные выборки); 92 студентов 1-го курса других вузов Волгограда (ноябрь-декабрь 2000 г.; целевые гнездовые выборки); 57 студентов-хореографов на 2-м курсе ВГИИиКа (апрель 2000 и 2001 годов; сплошные выборки); 57 студентов-хореографов на 4-м курсе ВГИИиКа (апрель 2003 и 2004 годов; сплошные выборки). Программа обследования включала: специально составленную анкету о состоянии здоровья, досуговых интересах и ценностных ориентациях; шкалу невротизации методики "Уровень невротизации и психопатизации"; опросник общего здоровья (GHO); опросник "Мотивация потребления алкоголя"; личностный опросник "ОТКЛЭ" (организованность, трудолюбие, коллективизм, любознательность, эстетическое развитие). Для оценки достоверности полученных результатов вычислялся критерий достоверности t по Стьюденту (достоверными считались результаты при t > 2).

Теоретическая и практическая значимость работы. На основании дефиниции медицинских рисков социализации студентов-хореографов в процессе обучения их в институте искусства и культуры разработан и апробирован способствующий укреплению их нервно-психического здоровья и эстетического развития коррекционно-развивающий курс; дан социальный прогноз возможным негативным последствиям неэффективной профессиональной социализации учащихся и показаны "внутренние резервы" повышения качества образования в вузах творческой направленности.

*

Материалы исследования дают возможность составления социологических программ по изучению "личностного фактора" в образовательном процессе институтов искусства и культуры. Выводы диссертации могут быть использованы при реализации образовательной политики и оптимизации её содержания как на федеральном, так и на региональном уровне, а также при подготовке научно-педагогических кадров творческих профессий и проведения различных мероприятий по повышению их квалификации.

Полученные данные используются при проведении занятий в Волгоградском государственном институте искусств и культуры, Волгоградском государственном медицинском университете, Волгоградском государственном университете.

Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования представлялись и обсуждались на научно-практических конференциях разного уровня (Волгоград, 2002-2005; Ростов-на-Дону, 2003;: Ставрополь, 2004).

По теме диссертации опубликовано 5 работ.

Иерархия ценностей молодежи современной России

Анализ изучения ценностей молодёжи детерминируется тем, что для общества крайне важны достоверные знания о молодёжи. При этом существенно представить перспективы и тенденции развития молодёжи, уметь анализировать роль и влияние тех новых социальных условий, которые определяют особенности её: сознания, жизни и деятельности, что в период социальных трансформаций общества должно носить мониторинговый характер (Ю.Р. Вишневский, В:Т. Шапко, 2000; В.В.Гавршікж, Н.А. Трикоз, 2002), а при анализе основных тенденций молодёжной среды в последние годы всё большее внимания уделяется ее внутреннему миру, - духовным потребностям молодёжи, нежели производственному фактору социализации (Р.М.Рахимова, 2002).

Исследование любого аспекта жизни и деятельности молодёжи предполагает, прежде всего, конкретизацию самого понятия "молодёжь", а также её отдельных, изучаемых групп (в том числе и студенчества) сквозь призму социальной ситуации, в которой молодёжь живет и учится / трудится. Одно из первых определений понятия "молодёжь" было дано в 1968 г. В.Т.Лисовским: " Молодёжь - поколение людей; проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет". В то же время "молодежь - не только и не столько возрастное понятие, сколько социальное и историческое" (И.В.Бестужев-Лад а, 1984) и, соответственно, среди наиболее устойчивых факторов социологического определения молодёжи выделяются возрастные границы и социально-психологические особенности; специфика социального статуса, ролевых функций, социокультурного поведения; процесс социализации в профессионально-учебном заведении как механизм, реализующий единство социальной адаптации молодежи и её индивидуализации.

В настоящее время в отечественной социологии молодежь рассматривается как социально-демографическая группа общества, выделяемая на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и характеризуемая теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в трансформирующемся российском обществе (В.И.Чупров, 1998; Социологический энциклопедический словарь, 2000; Е.Н. Вежновец, 2003). Общее число россиян в возрасте 15-29 лет - свыше 30 млн. человек, чуть более 21% населения страны.

Социология изучает молодежь как социальную общность, рассматривает особенности социализации и воспитания вступающих в жизнь поколений, особенности образа жизни молодёжи, формирование ценностных ориентации (профессиональных, культурных), социальную мобильность и т.д. (В.Т. Лисовский, 1996; Т.Петрова, 1998; Н.Смелзер, 1998; Ж.Т.Тощенко, 1998; Б.А.Ручкин с соавт., 2000). В частности, академик Российской академии образования И.С. Кон пишет: "В социологии молодёжи основное внимание уделяется исследованию проблем молодёжи как общественной группы, её места и роли в социальной структуре, процесса становления личности у молодёжи, влияния социальных различий на выбор профессии и на социальное продвижение молодёжи и его влияние на систему ценностных ориентации, особенностей отношения к труду, проблем молодёжной семьи и др." (И.С.Кон, 1998).

Молодое поколение - это та часть общества, которая активно участвует в процессе социализации, потому как находится в стадии становления и утверждения своих позиций в обществе, поиске новых форм выражения своего сознания, в стадии активного формирования системы ценностей. Социализация в той или иной мере присуща всем членам общества независимо от её типа и уровня развития, в то время как образование, приобщение к культуре, погружениє в неё формирует не просто набор привычек и условностей, а стиль, образ жизни (И.С.Кон, 1967; Н.И.Лапин, 1997; А.Г.Эффендиев, 2002).

Процесс социального созревания молодёжи не обходится и не может обходиться без противоречий, которые становятся особенно выраженными при происходящих социальных трансформациях общества когда молодежь, в силу недостаточно сформировавшихся и устоявшихся мировоззренческих установок, становится особенно податливой к воздействию негативных сторон социума (И.С.Кон, 1967-1998; В.Т.Лисовский, 1996; Р.З.Салиев, 1997; В.В.Морозов, А.П. Скрябов, 1998; В.В.Нечаев, 1998; Г.В.Осипов, 1998; Б.А.Ручкин, 1998; Ж.Т. Тощенко, 1998; О.И.Карпухин, 2000; О.Н.Козлова, 2000; А.Е.Круглов, 2000; В.Г.Харчева, 2000; В.И.Добреньков, А.И.Кравченко, 2001; А.И.Кравченко, 2001).

Проблемы социального развития молодёжи в кризисные периоды, в частности в 1990-е годы, подробно анализировали Ю.Р.Вишневский, В.Т.Шапко (1995), А.ПКузнецов (1995), О.Здравомыслова (1997), Б.А.Ручкин (1998,2000), Ю.А.Зубок (1998; 2003), И.С.Кон (1998), А.Е.Круглов (2000) исходя из того, что сущность молодежи как социальной группы раскрывается в процессе реализации ею функции воспроизводства социальной структуры. Наследуя и воспроизводя сложившиеся общественные отношения, каждое новое поколение обеспечивает сохранение целостности общества и участвует в его совершенствовании и преобразовании на основе своего инновационного потенциала. Тем самым осуществляется как развитие молодежи, так и общества в целом.

Критерием позитивной направленности изменений количественных и качественных характеристик молодёжи является приобретение и изменение молодыми людьми собственного социального статуса и формирование гражданских идентичностей1 в процессе достижения социальной зрелости и социальной субъектности.

Здоровье как ценность в аксиологических ориентациях студенчества

Социология рассматривает студенчество как социально значимую часть российской молодежи, но которая, в то же время, является достаточно самостоятельной социально-демографической группой с характерными возрастными, социально-психологическими свойствами и социальными ценностями, обусловленными уровнем социально-экономического и культурного развития, особенностями социализации в российском обществе (Б.А.Ручкин, 1998). При этом процесс включения современного студенчества (а это около 5 миллионов человек) в общественную жизнь идёт не только через учебную деятельность и профессиональную подготовку, но и путём формирования собственной субъективности посредством проявления различных форм активности и выбора форм социального взаимодействия.

Основным отличием студенчества как социальной группы в обществе является его переходный характер в интеллигенцию, представляющую собой обладающий национально-исторической определенностью социальный:слой; для экспликации субъектности студенчества как.. социальной группы в социеталь-ных процессах правомерно прежде всего рассматривать его в контексте ресурса социально-политической группы "интеллигенция" (М.Н;Руткевич, 1988).

Негативные социально-политические, экономические и духовно - нравственные процессы в российском обществе в 1990-е годы не могли не сказаться на ценностных ориентациях и связанных с ними жизненных стратегиях молодёжи, и, в частности, студенчества как наиболее мобильных слоев современного российского общества (Я.И.Бондаревский с соавт., 1996; Ю.Н.Дорожкин с соавт., 1997; НЛ.Голубкова, 1998; Н.Д.Єорокина, 2003).

В момент жизненного выбора личность проходит испытание на зрелость и социальную устойчивость, как сознательный субъект общественной жизни. Объективными условиями самоопределения личности выступает вся совокупность социально-экономических, политических и духовно-идеологических процессов конкретно-исторического общества. Студенты и учащиеся - это та часть молодого поколения, которое уже определилось в выборе своей профессии и находится в стадии формирования своих эстетических оценок мира. В период обучения заложенные в сознание молодого человека знания и эстетические ориентиры, будут реализовываться в процессе дальнейшей деятельности.

Э.Дюргейм однозначно полагал, что все кризисные состояния общества, несущие в себе разрушительную силу и опасность для индивидуального существования проистекают из разрыва социального и индивидуального, а точнее, из пренебрежения социальными, объединяющими людей целями; Только социум может наделить человеческое существо смыслом, пониманием собственной ценности именно через соотнесение себя с обществом и сформированным ощущением необходимости ему, а, значит, и другим людям.

В социологических исследованиях подчеркивается; именно функциональная роль ценностных систем, как организующих и упорядочивающих социальное бытие человека. Для выживания и развития общества существенным является то, что оно должно поддерживать некий минимум общности культурной ориентации, хотя при этом не все члены общества её понимают и единодушно одобряют, как основу своей социальной идентичности.

Рассматривая перспективы и тенденции развития молодёжи в системе образования и культурной сфере, Н.Д.Сорокина (2003) раскрывает вопрос взаимосвязи жизненных стратегий и социальных функций образования и пытается проследить динамику ценностных ориентиров студенчества, а также проанализировать взаимовлияние изменений в системе образования и процессов самоопределения студенческой молодежи. Вывод - ориентация на успех в жизни становится одной из ведущих жизненных стратегий студентов и вообще молодёжи в современных рыночных условиях. Появление новых социальных функций в образовательной системе производит новые социально-культурные образцы поведения и новую систему ценностей, которую усваивает молодёжи.

Следовательно важно зафиксировать динамику ценностных ориентации, современной студенческой молодёжи, учитывая её особенности: специфику социализации (трудности освоения опыта старшего поколения в переломную кризисную эпоху); растущую социальную дифференциацию студенчества, выделение различных (по содержанию ценностный ориентации и способу адаптации в современной жизненной ситуации) групп студентов.

Социальное самочувствие студентов определяется тем, как решаются (или не решаются) те или иные социальные проблемы, в числе которых они выделяют: трудное материальное положение (для 63% в 1995 и 60% - в 1999гг.), поиск работы (42% и 58%), наркомания, алкоголизм, культ силы, насилия в молодёжной среде (20% и 56%), состояние экологии и здравоохранения, платное медобслуживания (43% и 51%), небольшие возможности для заработка (24% и 31%), плохие условия для полноценного отдыха (24% и 17%), растущая отчужденность между молодыми и взрослыми (9% и 11%), низкое качество получаемой в вузе профподготовки (17% и 10%)(Ю.Р.Вишневский, В.Т.Шапко, 2000).

Резкая смена типов морального сознания в студенческой среде ведёт к распространению прагматизма, наблюдается значительное смещение ценностных ориентации в сторону полезности, выгоды, эффективности. Приоритет прагматического осмысления своего существования студенческой молодежью, игнорирование ими диалектики материального и духовного мира приводит е неадекватному реагированию на духовно-нравственные традиции российского общества, игнорированию их конструктивного, в том числе модернизационного потенциала, что. в свою очередь, обусловливает широкое распространение как социокультурных, так и поведенческих девиаций (О.И.Карпухин, 1998; В.А. Попов, О.Ю.Кондратьева, 1999; В.В.Аленко, 2003).

Аксиологический портрет студентов - хореографов (пилотажное исследование)

Эстетические ценности наиболее ярко проявляются в художественной культуре. Освоение богатств художественной культуры позволяет личности гармонично развиваться, формируя творческое отношение к жизни, реализовать свои способности. Искусство - как производитель художественных ценностей -влияет на эстетическое развитие личности. Ю.Н.Петрова (1987) в своей работе отмечает, что механизм воздействия искусства на человека, давно и не случайно волновавший исследователей и художников, до сих пор недостаточно изучен, по данным конкретно-социологических исследований, при этом именно молодёжь является наиболее активным потребителем различных видов художественной культуры (О.И.Карпухин, 2000).

В параграфе 1.3. " Студенты-хореографы как будущие деятели культуры и искусства: риски успешности их профессиональной социализации " было показано низкое эстетическое развитие (как и высокая невротизация) студентов-первокурсников. Поскольку исследования проводились, фактически, до начала их обучения в вузе (и оценивали, главным образом, исходное состояние изучаемых параметров), а существенным для индивидуального ценностного самоопределения является не только содержание и структурирование ценностей, но и их динамика, т.е. путь от культурологических сфер социальной жизни к интегрирующему их индивиду, то в конце 2-го курса обучения, в апреле 2001 г. и в апреле 2002 г. с помощью методики "ОТКЛЭ" было повторно проведено пилотажное исследование организованности, трудолюбия, коллективизма, любознательности и уровня эстетического развития 57 студентов ВГИИиКа (в обоих годах - сплошная выборка студентов-хореографов второго курса; поскольку результаты обследования в 2001 и 2002 гг. оказались сходными, то в табл. 2.1.1. приведены обобщенные показатели).

Как видно из приведенных в табл. 2.1.1. результатов, показатели организованности, трудолюбия, коллективизма, любознательности и уровня эстетического развития студентов-хореографов 2-го курса практически не отличались от имевшихся ранее (при поступлении в вуз) и; соответственно, свидетельствовали о недостаточном развитии данных важных профессиональных и личностных характеристик - у основной массы обследованных (57,9-61,4%) можно было говорить об их среднем уровне; организованность, трудолюбие и коллективизм-были на низком уровне почти у трети респондентов (у 29,8%), а любознательность и эстетическое развитие - были таковыми почти у каждого четвертого-пятого (у 22,8% и 19,3%) из обследованных студентов-хореографов 2-го курса. В то же считать (по крайней мере, по результатам анкетирования с помощью -методики "ОТКЛЭ") высоким уровень развития -.трудолюбия и коллективизма можно было всего у 8,8%, организованности и любознательности у 12,3% и 14,0% соответственно. Чаще всего был встречен высокий уровень эстетического развития (у 21,1%), но представляется очевидным, что высоким уровень эстетического развития должен быть гораздо чаще, чем у одного из пяти студентов, будущих деятелей культуры и искусства.

То, что за 1,5 года обучения в институте искусств и культуры, фактически, не получили своего дальнейшего развития изучаемые важные профессиональные и личностные характеристики особенно настораживает вследствие, по крайней мере, следующих причин:

Обучение в вузе вообще, а тем более в институте искусств и культуры, не может сводиться к внешнему научению, т.е. к простой передаче знаний и навыков (в частности, хореографии); оно должно создавать возможности осуществления самореализации в процессе учебной деятельности и творческого развития, что крайне проблематично при низком культурно-эстетическом развитии.

Эстетическое развитие деятелей культуры определяет создаваемые ими эстетические ценности, в результате чего именно их нравственно-эстетические воззрения будут оказывать существенное, а, нередко, и решающее влияние на значительные массы населения.

Если закрепится; низкое эстетическое развитие, т.е. оно станет стабильным, то в действие вступит хорошо известный принцип: чем стабильнее структура ценностей, тем энергичнее группа артикулирует свои ценности (Н.И.Лапин, 1997), т.е. тем активнее будет пропагандироваться соответствующие утилитарные нравственно-эстетические воззрения.

Очевидно, что если рассматривать такую важнейшая проблема "внутренней: жизни" мира искусства как нарастание конфликта "отражения мира" и "влия ния на мир"; поиск преодоления экстенсивности и перехода к интенсивности во взаимодействии эстетического образа и социальных практик, обнаружение и использование модели не поверхностной, а глубокой эстетизации (О.Н.Козлова, 2002), то при выявленном достаточно низком эстетическом развитии студентов-хореографов (пусть даже младших курсов); данная \проблема не может иметь должного позитивного решения.

Наряду с исследованиями организованности, трудолюбия; коллективизма, любознательности: и - эстетического развития , тем - же 57-ми і студентам - хореографам второго курса ВГИИиКа была предложена специально составленная;(с учетом принятых в социологии требований - В:Г.Гречихин, 1988;И:А. Бутенко,. 1998; В;А:Ядов, В.В.Семенова; 2001; ВІВЩеларю, 2002) анкета с 9-ю закрытыми утверждениями / вопросами про их досуга вые интересы ценностные ориентации и т.д. Полученные результаты приведены в табл. 2.1.2!

Хореография как метод эстетотерапии и психотерапии

В 1990-е гг. в российском обществе наметилась опасная тенденция непонимания роли искусства в формирование человеческой личности и в формировании культуры общества (Б.М.Неменский, 1991). Путевку в цивилизованное общество дает формирование подлинной культуры, где мощными и действенными средствами передачи её другим поколениям является приобщение к искусству. Мир искусства воспитывает гармоничное, эмоционально-образное мышление у личности, которое используется не только в художественной деятельности, но и в других видах человеческой деятельности и несёт культуру эмоционально-ценностных отношений. Это ведет к улучшению социального устройства общества, усовершенствование личности и всей системы ценностных ориентации (Э.В.Солонов, 1979; Э.С.Маркарян, 1983; Ю.Н.Петрова, 1987; Л.Н.Коган, 1992; А.Г.Ионин, 2000; Культурология, 2001; Ю.У.Фохт-Бабушкин, 2001; О.Н.Козлова, 2002; В.Л.Абушекно, 2003; О.Н.Кукрак, 2003; Ф.И. Миню-шев, 2004).

Приобщение к искусству активизирует творческий потенциал личности. Чем раньше осуществляется процесс художественного и, шире, эстетического воспитания, тем он более эффективен, тем прочнее "закладывается" в человеке интерес и потребность в "духовной пище", тем эффективнее осуществляется процесс его духовного развития (И.С.Куликова, 1989).

Эмоционально-образная форма свойственна всем видам искусства. Через эту форму посредством художественных приёмов создаются произведения искусств, которые несут эстетическую функцию. Искусство тесно связанно с жизнью человека и должно отражать в своём содержании жизнь во всех ее проявлениях, только тогда оно будет интересно и востребовано. Эмоционально-образная форма мышления развивается через искусство и помогает в познании мира человеком, определить ему своё отношение к окружающей действительности и жизненную позицию, тем самым искусство несёт воспитательную функцию.

Танец, танцевальное искусство, хореография - часть и очень важная часть культуры человечества. ЮНЕСКО в 1982 г. объявил празднование Дня танца. День танца отмечается в день рождения великого реформатора танца Жана Жоржа Новерра - 29 апреля.

В системе обучения студентов в вузах искусств и культуры изучение хореографии (танцевального искусства) заложено в учебной программе, которая должна сформировать специалистов в данной области. При обучении студентов профессиональным навыкам, необходимых для других видов искусства, обучение танцевальной пластики занимает особое место среди всех предметов.

Танцевальное искусство с незапамятных времен занимает важное место в жизни человека. Как способ выражения эмоционально-чувственного состояния танец использовался в обрядах, ритуалах и праздничных действах. Главным образом в танце, в движениях, жестах, которые были взаимосвязаны с пением и: пантомимной игрой, первобытные люди показывали картины из повседневной жизни, различные ритуалы, обряды, посвященные поклонению силам природы, божествам, охоте и трудовым процессам. Танец с древних времен был гармонично связан с жизнью людей, имел огромное значение в быту и общественной жизни; даже при обучении воинскому искусству первоначально именно танцы играли ведущую роль в воспитании ловкости ритмичной координации движений (Л.И.Герасимова, 1998).

В произведениях древних поэтов, писателей, художников встречаются названия танцев и их участников, описываются правила исполнения (В.М. Па-сютинская, 1985).

Новосибирским учёным В.В.Роммом была проведена реконструкция палеолитических рисунков с использованием компьютерной обработки данных. Детально проанализированы изображения Колдуна, Музыканта из пещеры "Трёх Братьев" (Лрьеж, Франция), Антропокефала в Гайбио (Шаринта, Франция). Делается вывод, что древний художник довольно искусно показал ритмичные движения танцоров, одетых в бутафорские костюмы с масками - головами, шкурами и хвостами животных.

Движение в философском понимании - это способ развитие материи, т. е. основа жизни. Движение, жест, мимика и другие действия посредством пластики тела, можно отнести к невербальнному способу передачи эмоций, чувств, переживаний, отношение человека к действительности (И.А.Герасимова, 1998).

Танец, как композиция, сложенная из движений, которые имеют определённую направленность и содержание, имеет место в жизни людей с ранних форм развития человеческого общества. В процессе исторического развития общества идет развитие и совершенствование танцевального искусства и соответственно меняется роль и значения танца в жизни людей. Если в древности организованная ритмом пластика тела в музыке и танце имела преимущественное значение в культовых действах, магических ритуалах, где основой было ритмопластическое творчество, посвященное скрытым ритмам жизни самого человека и природы. Эта взаимосвязь определялась тонкой психофизической чувствительностью первобытного человека и его верой в магическую силу единения с природой и получение реальной энергии для жизни деятельности (Л.Н. Фёдорова, 1986; Т.Эндрюс, 1996; И.А.Герасимова, 1998).

Традиционные танцы в фольклорных праздниках и действах африканских народов уходят своими корнями в далёкое прошлое, но и сегодня имеют огромное значения в жизни людей. Сохранив свою самобытность, пластическую выразительность танец имеет многофункциональную специфику. В одних случаях, например, в "танцах отдыха" простые действа служат выражением радости и в процессе праздника складываются взаимоотношения между людьми, происходит их единения, фиксируются морально-этические и эстетические ценности, в танцах "развлекательных" человек может проявить свои духовные и физические способности, подчеркнуть свою индивидуальность. Танцы, имеющие религиозное начало, заключают в себе "магический ритуал" с помощью которого танцующие входят в транс, охваченные общей пульсацией ритмопластических движений, и испытывают состояние единения с энергией природного ритма и своего тело, что создает особое психическое состояние.

Похожие диссертации на Взаимозависимость личностного развития и нервно-психического здоровья студентов-хореографов в процессе социализации