Содержание к диссертации
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. НАУЧНЫЙ АНАЛИЗ ФИЛОСОФСКИХ, ПРАВОВЫХ
И КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОСНОВ СОВРЕМЕННЫХ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕДИЦИНЫ И ПРАВОСЛАВИЯ
(ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ) 14
ГЛАВА П. БАЗА, ПРОГРАММА, МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ 69
ГЛАВА III. ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОЛИ
ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
-
Византийский период 89
-
Древнерусский период монастырской медицины 92
- 3.3. Монастырская медицина в XVIII в. - начале XX в 98
3.4. Движение сестер милосердия 105
ГЛАВА IV. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
4.1. Сотрудничество РПЦ и государства
в оказании медико-социальной помощи населению 118
-
Объекты и виды медико-социальной помощи 137
-
Организация взаимодействия ЛПУ Санкт-Петербурга с пра-
вославными организациями Санкт-Петербургской епархии... 145
4.4. Взаимоотношения между священником
и медицинским персоналом ЛПУ 154
ГЛАВА V. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗОВАННЫХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ
-
Медицинские учреждения, организованные РПЦ 163
-
Медико-социальные учреждения РПЦ 193
-
Комплексные (многопрофильные) учреждения РПЦ 200
-
Организационная модель современной
церковной медицины и социальной заботы 205
ГЛАВА VI. ОБЩЕСТВЕННЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ
ПРАВОСЛАВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИИ И ИХ РОЛЬ В ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
-
Общества православных врачей 211
-
Роль и место сестрического служения в
современной системе здравоохранения России 229
І
ГЛАВА VII. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЬІЙ АНАЛИЗ МНЕНИЙ
ВРАЧЕЙ И ПАЦИЕНТОВ ОБ ОСНОВНЫХ ЭТИЧЕ
СКИХ ПРОБЛЕМАХ ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 251
-
Мнение врачей и пациентов о праве больных на информацию..256
-
Мнение врачей и пациентов о праве
на информированное согласие 262
-
Отказ пациента от медицинского вмешательства 268
-
Показатели доверия больного к врачу 275
-
Удовлетворенность больных лечением (профессиональный
аспект) и отношением врача к ним (этический аспект) 280
7.6. Удовлетворенность пациентов
отношением медицинского персонала 282
-
Конфликты пациентов с врачами и медсестрами 284
-
Медицинская тайна 289
-
Удовлетворенность врачей своей работой 296
ГЛАВА VIII. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗГЛЯДОВ ВРАЧЕЙ И НАСЕЛЕНИЯ НА ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ОТНОШЕНИЯ К ПРАВОСЛАВИЮ
-
Этические проблемы аборта и контрацепции 302
-
Искусственное оплодотворение 309
-
Суррогатное материнство 313
-
Судьба эмбрионов 318
-
Генная диагностика и инженерия 321
-
Генетическое тестирование 323
-
Клонирование 331
-
Трансплантация органов и тканей 335
-
Эвтаназия 339
8.10. Этические проблемы сексологии 356
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 364
ВЫВОДЫ 414
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 421
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 426
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение к работе
Актуальность исследования. Государственно-церковные отношения как совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимосвязей между государственными институтами и религиозными образованиями - одна из основных частей внутренней и внешней политики любого государства. Россия всегда была многоконфессиональной страной, здесь сосуществуют все крупные религиозные конфессии: христианство, буддизм, ислам, иудаизм. В то же время, в современном русском сознании прослеживается тесная связь православия и национальной идентичности. 80-82% населения России причисляет себя к православию (Каариайнен К., Фурман Д.,2000). Роль Русской Православной Церкви (РПЦ) в экономической и социальной жизни страны была значительной на протяжении всей истории страны, вплоть до октября 1917 г. (Голубинский Е.Е.,1901; Шмелев Г.М.,2003). Еще в древнерусский период сформировались духовные основы благотворительности как повседневной формы выражения благочестия (Бушуев В.Ф.,1901; БлохинаН.Н.,2001).
С конца 1980-х гг. в нашей стране началось постепенное возвращение Церкви в сферу благотворительности и медико-социального служения, активизировался процесс сближения интересов Церкви и государства в охране здоровья народа (Черкасова А.Е.,2003; Алексеев П.,2003). Основными правовыми документами в этой сфере явились «Основы законодательства об охране здоровья граждан в Российской Федерации» (1993) и «Соглашение о сотрудничестве между Министерством здравоохранения РФ и Русской Православной Церковью» (2003). Реализуются положения социальной концепции РПЦ, принятой Архиерейским собором (2000). Важность церковной миссии в сфере здравоохранения выразилась созданием больничных храмов, церковных больниц, богаделен. Увеличивается число монастырей, занимающихся социальной деятельностью, организуются сестричества и братства, душепопечительские центры (В.З.Кучеренко соавт.,1999; Тулякова Т.И.,2004).
В научной печати и средствах массовой информации неоднократно освещалась неблагоприятная ситуация, сложившаяся в последние годы в отношении здоровья населения Российской Федерации. Резко падает рождаемость и ожидаемая продолжительность жизни, растет смертность, особенно людей трудоспособных возрастов, повысилась распространенность большинства классов болезней. Все это обусловлено, по мнению большинства авторов, последствиями социально-экономической нестабильности в стране: социальным стрессом, ухудшением питания, осложнением санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки, свертыванием профилактической работы, необеспеченностью важнейшими медикаментами (Щепин О.П., 1993 и 2000; Покровский В.И. с соавт.,1995; Веселкова И.Н. с соавт., 1995 и др.). В современных социально-экономических условиях в России возрастает распространенность медико-социальных факторов риска образа жизни различных групп населения (Щепин О.П.,1995; Денисов И.Н.,1995; Лучке-вич В.С.,1996; Овчаров В.К.,1997; Лисицын Ю.П.,1998; Кучеренко В.З., 2000 и 2001; Орел В.И., Маймулов В.Г.,2000; Поляков В.И.,2000, Медик В.А., Юрьев В.К.,2001), влияющих на состояние здоровья населения.
В то же время, катастрофическое положение в области' общественного _.„ _в„ „.,.. _ _- «^ - - жившаяся в нашей стране государственная система здравоохранения, развивавшаяся преимущественно по экстенсивному пути, наращивая объем медицинской помощи зачастую без учета ее качества ,и опираясь в основном на количественные показатели: число медицинских работников, количество амбулаторных посещений и коек в стационарах и т.п. (Лисицын Ю.П. с соавт., 1990; Аскалонов А.А.,1991; Пустовой И.В.,1993; Вишняков Н.И.,1993 и 2001; Стародубов В.И.,2000; Миняев В.А. с соавт.,2000 и др.). Многие исследователи считают, что система медицинского обслуживания населения (Щепин В.О.,1999, Власов В.В., 2000, Решетников А.В., 2001) не в состоянии эффективно функционировать в сложившихся условиях. В этой связи исследования, посвященные поиску дополнительных ресурсов в оказании медицинской помощи населению, имеют важное значение.
Кроме того, особую остроту нравственные проблемы медицины при обрели в России именно в настоящее время в связи с новыми социально- экономическими отношениями и изменениями в области правового обеспе чения, которые происходят в здравоохранении и медицинской науке (О.П. Щепин, Р.В.Коротких,1994; Р.В.Коротких,1997; Яровинский М.Я.,2004; Микиртичан Г.Л.,2003). Эти проблемы, безусловно должны рассматривать ся и решаться с учетом конфессиональной принадлежности медицинских работников и населения, с учетом мнения ведущих религиозных конфессий по основным проблемам биомедицинской этики (Sgreccia Е.,1992; Collange J.F.,2002). Не подлежит сомнению, что медицинская помощь не может быть ' полноценной, если самый ,высоко квалифицированный врач не обладает этическими, духовными качествами (Юдин Б.Г., Тищенко П.Д.,1998; Си- луяноваИ.В.,1998, 2001). \
Православная Церковь всегда с большим уважением относилась к профессии врача, так как в ее основе лежат евангельские добродетели: любовь и служение близкому, предотвращение и облегчение человеческих страданий. Эти же принципы лежат в основе фундаментальных принципов медицинской этики. Ретроспективный взгляд на историю медицины подтверждает тесную связь религии, этики и врачевания (Пясецкий А.А.,1901-1903). Представители различных конфессий имеют свою определенную позицию по проблемам медицинской этики (биоэтики). Свое отношение сформулировала и РПЦ (Юбилейный...,2000; Основы...,2001). Учитывая убедительные исторические доказательства важной роли православного христианства в сохранении здоровья и формировании здорового образа жизни населения, следует признать правомерным в современных условиях необходимость разработки специальных программ сотрудничества здраво- охранения и РПЦ (Тулякова Т.И.,2004).
Тем не менее, число работ, посвященных комплексному рассмотрению медико-социальных, организационных и этических проблем взаимодействия церкви и государства крайне мало, наиболее значимые из них принадлежат В.З.Кучеренко, А.Е.Черкасовой (1999, 2000, 2001, 2003, 2004). Этические проблемы современной медицины с позиций православного вероучения представлены работами S.Harakas (1994), о. Антония Сурожского (1995), И.В.Силуяновой (1998, 2001). Однако зависимость мнения врачей и пациентов по современным проблемам медицинской этики (биоэтики) от их отношения к православию, а также деятельность общественных организаций и учреждений медико-социального профиля, организованных РПЦ, до настоящего времени еще не стали предметом специального изучения.
Цель исследования. На основании изучения исторического опыта, правовых и конфессиональных основ, современного состояния взаимоотношений медицины и православия, а также анализа медико-социальных, организационных и этических проблем, возникающих в процессе сотрудничества здравоохранения и православных религиозных организаций, разработать организационную модель их взаимодействия.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
Исследовать исторический опыт православия и православной церкви в организации медико-социальной помощи населению России.
Дать научный анализ философских, правовых и конфессиональных основ современных взаимоотношений медицины и православия.
Исследовать деятельность медицинских и медико-социальных учреждений, организованных и окормляемых Русской Православной Церковью.
Изучить деятельность православных общественных медицинских организаций и обосновать перспективы их развития.
Разработать научное обоснование и организационную модель деятельности православных медицинских учреждений и организаций, определить их роль в структуре современного здравоохранения.
Исследовать взгляды врачей и пациентов по основным проблемам медицинской этики в зависимости от их конфессиональной принадлежности.
Изучить мнения православных верующих и атеистически настроенных врачей и пациентов о новых биотехнологиях в медицине.
Представить профессионально-этическую характеристику православного врача в современных условиях.
Выявить особенности медико-социального портрета пациентов, исповедующих православную веру.
10.Разработать программу и принципы преподавания биомедицинской этики в православных учебных заведениях.
11.Представить основные перспективы сотрудничества здравоохранения и православных религиозных организаций в современной России.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые: в научный оборот введен комплекс источников и фактов, касающихся исторического опыта медико-социальной благотворительной деятельности РПЦ; дан научный анализ современных взаимоотношений медицины и православия; проанализирована медико-социальная помощь, оказываемая учреждениями, организованными Русской Православной Церковью; разработаны научные основы церковного душепопечения в современном светском лечебном учреждении; проанализирован опыт работы научно-просветительского Общества православных врачей и общин сестер милосердия; выделены и научно обоснованы основные этапы (периоды) развития движения сестер милосердия в России; проведено комплексное изучение широкого круга проблем, составляющих предмет медицинской этики (биоэтики), с учетом конфессиональ- ной принадлежности врачей и пациентов; составлен профессионально-этический портрет православного врача; представлены особенности медико-социальной характеристики православных верующих - пациентов стационаров и посетителей душепопе-чительского центра; обоснованы перспективы сотрудничества здравоохранения и православных религиозных организаций в современных условиях.
Научно-практическая значимость работы. Реализация поставленных задач позволила дать научное обоснование сотрудничества здравоохранения и православных религиозных организаций, деятельности православных медицинских учреждений и определить их роль в структуре современного здравоохранения. В диссертации представлен алгоритм организации сестричества, система воспитания и функционирования сестер милосердия в современном государственном лечебно-профилактическом учреждении. Разработана программа преподавания биомедицинской этики в духовных образовательных учреждениях. Данные проведенных социологических опросов имеют важное значение в построении модели взаимоотношений врача и пациента с учетом конфессиональной принадлежности обеих сторон. Материалы исследования могут служить основой формирования нравственно обоснованных позиций медицинских работников и населения по основным проблемам медицинской этики (биоэтики). На базе проведенного исследования автором создан ряд православных медицинских учреждений и организаций в Санкт-Петербурге, опыт работы которых может быть использован при создании аналогичных учреждений и организаций в других регионах России.
Внедрение результатов работы. Диссертантом организованы и действуют следующие учреждения и организации в Санкт-Петербурге: Сестри-чество милосердия во имя Св. мч. Татианы (с 1993), Центр Милосердия (с 1997), Общество православных врачей Санкт-Петербурга (с 1999), Душепо- печительский центр (с 2000), Братство сострадания и милосердия для реабилитации душевноболящих лиц, Братство трезвости, Братство инвалидов, Курсы повышения квалификации православных врачей и психологов (с 2004). Методические разработки автора, нормативно-техническая документация, учебные пособия использованы при создании аналогичных учреждений и организаций (сестричества милосердия, школы сестер милосердия, православные благотворительные братства, общества православных врачей, медико-социальные православные учреждения) в других регионах России: Хабаровский край, Республика Марий-Эл, Республика Коми, Тульская область, Красноярский край.
Результаты работы применяются в ЛПУ Санкт-Петербурга (Центральная медико-санитарная часть № 122, Центральная клиническая больница РАН, детская больница Св. кн. Ольги, Ленинградская областная больница, клиники СПбГМУ им. акад. И.П.Павлова, СПбНИИТО им. Р.Р.Вредена, СПбГПМА, госпиталь ГУВД), в Санкт-Петербургской епархии и ряде других епархий Московской Патриархии.
Результаты работы внедрены в российское законодательство. Внесена поправка в ст.57 Закона №5487-1 от 22.08.93 РФ «Основ законодательства Российской федерации об охране здоровья граждан», в редакции законопроектов №98042437-2 (гл.21, ст.113-115), №98042437-2 (ст.45, 51, 56) от 2.10.2001. Предложена поправка в законопроект «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ ст. 1.
Материалы исследования используются для проведения медико-социального просвещения населения рядом средств массовой информации: журналы «Народная здравница» и «Народный лекарь», Региональное телевидение (РенТВ СПб), ТРК Петербург - 11 канал; Русское видео.
Материалы исследования используются в учебном процессе ряда медвузов РФ и Украины (РГМУ, СПбГМУ им. акад. И.П.Павлова, СПбГПМА, ММА им. И.М.Сеченова, Крымский ГМУ им. С.И.Георгиевского).
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
Роль православной Церкви в развитии медицины и социальной защиты населения на протяжении многовековой истории заключалась в оказании медицинской помощи больным, в сохранении медицинских знаний, широкой просветительской, социальной и благотворительной деятельности монастырей, организации различных учреждений медико-социальной и педагогической направленности, сестричеств и братств милосердия, обществ трезвости.
Произошедшие в последние годы изменения в понимании религии, ее места и роли в обществе способствовали процессам сближения интересов государства и Церкви в д
Медико-социальная благотворительная деятельность Русской Православной Церкви в настоящее время активно развивается. Сотрудничество православных организаций со здравоохранением может дать такие позитивные результаты, как: возрождение духовных традиций медицины; осознание взаимозависимости духовного и физического здоровья человека; привлечение дополнительных финансовых, организационных и особенно человеческих ресурсов для оказания медицинской помощи; формирование нравственно обоснованных позиций медицинских работников и населения по основным проблемам медицинской этики (биоэтики); формирование здорового образа жизни населения и борьба с распространением вредных привычек; расширение социальной базы здравоохранения и привлечение широких слоев населения к решению вопросов здоровья и здравоохранения.
Взгляды врачей и пациентов на проблемы клинической этики (взаимоотношения врача и пациента, включая этику информирования, получения информированного согласия на лечение, показатели доверия, медицинской тайны и др.) мало зависят от их отношения к православию. При выполнении своих служебных обязанностей у большинства врачей превалируют профессиональные взгляды над религиозными.
Мнения многих врачей и пациентов о современных медицинских технологиях еще не сформированы, не имеют твердого нравственного обоснования. Имеются выраженные отличия в оценке современных биотехнологий врачей и пациентов в зависимости от их религиозной принадлежности, причем взгляды воцерковленных респондентов в большей степени соответствуют нормам религиозной морали и медицинской этики.
Разработанная в настоящем исследовании организационная схема взаимодействия православных организаций и органов практического здравоохранения опирается на исторические традиции благотворительной деятельности Русской Православной Церкви, учитывает современные социально-экономические реалии, доказала свою эффективность в организации медицинской помощи и может служить базовой моделью развития сотрудничества Церкви и здравоохранения.
Личный вклад автора в проведенное исследование. Автором самостоятельно проведен аналитический обзор отечественной и зарубежной литературы по изучаемой проблеме, составлена программа исследования, разработаны статистические учетные формы, проведен сбор медико-социальной и клинико-статистической информации. Планирование, составление программы математико-статистической обработки материала и сама обработка проводились с личным участием автора. Промежуточные результаты исследования систематически проверялись научным консультантом. Автор лично организовал ряд православных медицинских учреждений и организаций и руководит их деятельностью. Анализ, интерпретация, изложение полученных данных, формулирование выводов и практических рекомендаций в основном выполнены автором лично. Доля участия автора в накоплении информации - до 100%, в математико-статистической обработке - более 80%, а в обобщении и анализе материала — 100%).
Апробация диссертации. Основные материалы диссертации доложены на: Ежегодных епархиальных Рождественских и Пасхальных выставках Санкт-Петербургской епархии (1998-2002); 1, 2, 4, 8, 9, 14, 17, 23 пленарных заседаниях Общества православных врачей Санкт-Петербурга (1999-2004); VIII, IX, X, XI и XII Международных Рождественских чтениях (Моск-ва,2000-2004); II Свято-Феодосиевских медико-образовательных чтениях (Минводы,2000); Научно-практической конференции «Смерть рождает философию» (Санкт-Петербург,2000); I учредительном заседании Общества православных врачей Тулы (2001); I межгородской конференции, посвященной вопросам оказания помощи лицам, пострадавшим от оккультизма, наркомании, алкоголизма (Санкт-Петербург,2001); Межгородской научной конференции "Душепопечение наркозависимых" (Валаам,2001); I учредительном заседании Общества православных врачей Архангельска (2002); I международной конференции "Health care around the Baltic Sea" (Сток-гольм,2002); I международной конференции "Медицина и православие", посвященной 125-летию архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) (Моск-ва,2003); Научно-практической конференции Северо-Западного региона РФ по вопросам взаимодействия Церкви и Государства в области профилактики и реабилитации наркозависимых лиц (Санкт-Петербург,2003); Межрегиональном форуме "Здоровье нации - область социального партнерства государства, церкви и общества" (Санкт-Петербург,2003); Международной духовно-медицинской конференции, посвященной святителю-хирургу архиепископу Луке (Войно-Ясенецкому) (Симферополь,2004); Международной конференции сестер милосердия, посвященной 140-летию со дня рождения Св. прмч. вел. кн. Елизаветы (Санкт-Петербург,2004); II Национальном конгрессе по биоэтике (Киев,2004).
По теме диссертации опубликовано 37 научных работ.