Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Возможности реализации концепции устойчивого развития в сфере образования : социально-философский анализ Бекетова, Елена Николаевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бекетова, Елена Николаевна. Возможности реализации концепции устойчивого развития в сфере образования : социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Бекетова Елена Николаевна; [Место защиты: Сев. (Арктический) федер. ун-т].- Архангельск, 2013.- 150 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-9/91

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к исследованию концепции устойчивого развития 14

1.1. Предпосылки возникновения и становление концепции устойчивого развития 14

1.2 . «Концепция устойчивого развития» и «Концепция образования для устойчивого развития» в международных документах 31

1.3. Анализ подходов к трактовке понятия устойчивого развития в работах отечественных и зарубежных исследователей 44

1.4. Развитие социальной подсистемы в становлении триединой концепции устойчивого развития 50

Выводы по первой главе 75

Глава 2. Образование как основной фактор обеспечения устойчивого развития общества 79

2.1. Сущность образования для устойчивого развития, его принципы и условия реализации 79

2.2. Взаимосвязь экологического образования и образования для устойчивого развития, их общие и отличительные признаки 93

2.3. Комплекс задач образования, направленных на реализацию устойчивого будущего

Выводы по второй главе 115

Заключение 119

Список литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования

К концу XX века стало очевидным, что противоречия между нарастающими потребностями общества и сравнительно ограниченными возможностями биосферы, ставят под угрозу дальнейшее существование человечества. Быстрые темпы развития техники и технологий, экономический рост, нецелесообразное использование ресурсов окружающей среды привели к обострению в борьбе за природное пространство, произошел катастрофический по доходам разрыв населения, обозначился кризис морально-духовной сферы общества, его отдаления от природы. Человечество столкнулось с угрозой цивилизационного, системного, кризиса, достигло пределов своего роста. Выживание человечества и сохранение биосферы возможно только при условии сохранения баланса между ними как единого целого на основе ответственного отношения человека за жизнь на планете.

В качестве решения данной проблемы была предложена концепция устойчивого развития (Конференция ООН по окружающей среде и развитию, г. Рио-де-Жанейро, 1992 г.), которая может обеспечить согласованное решение экологических, социальных и экономических проблем, сохранение биосферы и удовлетворение потребностей настоящих и будущих поколений.

На данный момент концепция устойчивого развития получила официальное признание и внесла определенные изменения в международную политику, однако не смогла повлиять на характер глобальных процессов.

Становление устойчивого развития в основном определяется решением социальных проблем современности, предоставлением социальных гарантий, необходимостью активной деятельности широчайших масс населения.

Но важнейшим механизмом становления устойчивого социально-экологического, духовного и экономического развития признано образование. Это подчеркивается в материалах Всемирного саммита по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 г.) где образование рассматривается как сфера, определяющая пути развития личности в отношении окружающей среды и способствующая совершенствованию приоритетов, идеалов общества, а также системы ценностей, с целью коренного преобразования цивилизации. Оно понимается как целостная система, которая охватывает всю жизнь человека, с целью формирования его мировоззрения, основанного на представлении о своем единстве с природой.

Оценивая прогресс реализации устойчивого развития в большинстве стран, в том числе и в России, можно констатировать крайне незначительные положительные сдвиги в решении проблем устойчивости. Несмотря на участие Российской Федерации в подписании международных итоговых документов

Конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992 г.), значительных изменений в области реализации идей устойчивого развития в образовательной сфере не отмечается, наблюдаются лишь отдельные инициативы.

Степень разработанности проблемы

Представления о взаимодействии человека и окружающей среды, подходы к исследованию проблем экономического роста и развития разрабатывались в трудах мыслителей Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени: Платона, Демокрита, Аристотеля, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница, Э. Канта, Ф. Бэкона, Г. Гегеля, Д. Риккардо, Т. Мальтуса, К. Маркса.

Предпосылками к изучению вопросов устойчивого развития послужили взгляды выдающих мыслителей прошлого, которые рассматривали вопросы относительно направленности исторического процесса, системного характера общественного прогресса и дальнейших перспектив развития всего человечества: Н.Я. Данилевского, В.Л. Иноземцева, Ж. Кондорсэ, О. Конта, А. Сен-Симона, П. Сорокина, Г. Спенсера, О. А. Тойнби, А. Тоффлера, О. Шпенглера. Прогнозы и модели дальнейшего развития цивилизации исследованы учеными-футурологами, входящими в Римский клуб: Д. Габор, А. Кинг, Э. Ласло, Д. Медоуз, М. Месарович, Б. Шнайдер, Дж. Форрестер.

Большое количество работ зарубежных авторов посвящено оценке и прогнозированию глобальных трансформаций и трендов, а также проблемам управления рисками в экологической, социальной и экономической сферах. В их числе труды Ж. Аттали, У. Бека, П. Бурдье, И. Валлерстайна, Э. Гидденса, Э. Ласло, А.И. Неклессы, Д. Пиментела, Б. Хейфица, У. Херрна.

В понимании будущего развития всего человечества, соотношении мира человека и мира технологий, значимое место занимают концепции информационного, индустриального и постиндустриального общества, разработка которых осуществлена в работах Д. Белла, Дж. Гэлбрейта, Д. Медоуза, К. Ясперса.

Теоретическим вопросам устойчивого развития, связанным с социально-философской проблематикой, посвящен ряд отечественных монографий, среди которых следует отметить работы Ф.А. Айзятова, А.Б. Вебера, В.И. Данилова-Данильяна, В.А. Коптюга, К.С. Лосева, В.В. Мантатова, В.М. Матросова, Н.Н. Моисеева, М.А. Мунтяна, В.К. Левашова, Г.С. Розенберга, А.Д. Урсула.

Разумность социальных потребностей, новая этика, связанная с необходимостью изменения самого человека, рассматривается в трудах И. Канта, С.Г. Кара-Мурзы, И.Ф. Кефели, Г.Л. Оспины, М. Паренти, А. Печчеи, Э. Фромма, А. Швейцера.

Необходимо также отметить работу Международной комиссии по окружающей среде и развитию под руководством Г.Х. Брундтланд,

подготовившей доклад «Наше общее будущее» в 1987 г. Результаты, полученные Комиссией, составили концептуальную основу документов, принятых на Конференции по окружающей среде и развитию, проходившей в Рио-де-Жанейро в 1992 году. В них отмечался кризисный характер развития цивилизации и обосновывалась необходимость совместных усилий всего мирового сообщества в деле перехода к устойчивому развитию. В итоговом документе «Повестка дня на XXI век» констатируется, что образование является фундаментом устойчивого развития» и интеграция элементов устойчивого развития в систему обучения определяется как важнейший шаг на пути к нему.

Методологическое значение идей устойчивого развития в контексте проблем современного образования раскрывается в работах Н.П. Ващекина, СВ. Казначеева, М.А. Кузнецова, А.Д. Московченко, Н.Н. Моисеева, В.Н. Турченко, А.Д. Урсула, Г.Ф. Шафранова-Куцева.

Различные пути и способы реализации концепции устойчивого развития в сфере образования рассматриваются в трудах СВ. Алексеева, Л.О. Воробьевой, СЭ. Глуховой, Д. С. Ермакова, М.А. Жевлаковой, Н.П. Кириллова, Н.И. Корякиной, В.Б. Калинина, Н.Г. Самохиной, Л.А.Челноковой и др.

Взаимосвязь идей образования в контексте устойчивого развития и проблемы становления экологического сознания и формирования экологической культуры в рамках экологического образования, исследуется в работах О.С Анисимова, А.А. Вербицкого, Н.Ф. Винокуровой, СН. Глазачева, С.Д. Дерябо, Г.С Камериловой, Н.Н. Карнаухова, Г.Н. Каропы, Е.А. Когай, И.С Лаптева, О.Н. Козловой, СИ. Серикова, И.Т. Сторожук, И.Т. Суравегиной, В.А. Левина и др.

Проблемы формирования нравственного сознания в контексте образования для устойчивого развития раскрываются в работах Ю.Ю. Галкина, СН. Глазычева, В.Н. Колесниковой, А. Н. Кочергина, КС Лосева, В.А. Лося, Р.С. Михайловой, Л.Г. Олеха, О.Д. Олейниковой и др.

Изучение и обобщение исторической и современной социально-философской и естественнонаучной литературы показывает, что сохранение биосферы и позитивное функционирование цивилизации невозможно без образования, обогащенного идеями устойчивого развития, которое становится основным фактором дальнейшего существования человечества.

Анализ состояния изученности проблемы исследования позволил определить противоречие между потребностью воплощения идей концепции устойчивого развития в сферу современного образования и недостаточностью теоретической разработки его сущности, принципов и условий реализации.

Эта проблема определила выбор темы диссертационного исследования:

«Возможности реализации концепции устойчивого развития в сфере образования».

Объект исследования: социальный аспект концепции устойчивого развития в сфере образования.

Предмет исследования: возможности и препятствия для реализации концепции устойчивого развития в сфере современного образования.

Цель диссертационного исследования: исследовать ценности концепции устойчивого развития в сфере образования и возможности ее реализации.

Данная цель конкретизируется в постановке ряда задач исследования:

  1. Выявить социально-философские основания концепции устойчивого развития; изучить единство его экономической, экологической и социальной составляющей; обосновать роль социальной подсистемы как системообразующего фактора в становлении триединой концепции устойчивого развития;

  2. Выделить этапы рассмотрения и официального признания идей устойчивого развития мировым сообществом и утверждения ее международного статуса как необходимого условия прогресса;

  3. Выполнить анализ подходов к трактовке понятия «устойчивое развитие» и «образование для устойчивого развития» в работах отечественных и зарубежных исследователей, определить общие признаки и различия в сложившихся подходах;

  4. Рассмотреть теоретические и методологические основы образования в интересах устойчивого развития; выявить взаимосвязь экологического образования и образования для устойчивого развития;

  5. Выявить комплекс задач и определить условия реализации концепции устойчивого развития в сфере образования.

Методологическую и теоретическую основу диссертационного исследования составили:

- принципы единства и цивилизационного развития, идеи эволюционизма,
связанные с развитием нового гуманного разума;

- концепция устойчивого развития цивилизации в единстве трех ее
подсистем: социальной, экологической и экономической;

социально-экологический и ценностно-нормативный подход, предоставляющий возможность рассматривать проблематику устойчивого развития в сфере образования с точки зрения соответствия ее нормам справедливости, высших ценностей и морали.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

  1. Представлены социально-философские идеи в контексте взглядов о возможных путях развитии цивилизации; обосновано, что устойчивое развитие, обеспечивающее безопасное развитие на длительную перспективу, является одним из наиболее подходящих путей среди направлений развития общества;

  2. Выполнен анализ определений понятия «устойчивое развитие», выделено два основных подхода к его пониманию: естественнонаучный (биоцентрический) и аксиологический; предложена собственная трактовка понятия устойчивого развития;

  3. Определена роль образования как ключевого фактора реализации концепции устойчивого развития, которое является приоритетным направлением в решении проблемы развития цивилизации, так как способствует созданию гармоничных отношений в системе «общество - окружающая среда»; исследованы возможности реализации концепции устойчивого развития в сфере образования;

  4. Выполнен анализ содержания нового Федерального закона об образовании в соотношении с основными принципами и ценностями образования в интересах устойчивого развития.

  5. Образование для устойчивого развития рассмотрено во взаимосвязи с экологическим образованием, проанализированы общие и отличительные признаки данных направлений образования;

  6. Определены необходимые условия и комплекс задач, стоящих перед современным образованием с целью его переориентации на новую парадигму образования в интересах устойчивого развития;

Положения, выносимые на защиту:

  1. Устойчивое развитие определяется как оптимальный путь развития цивилизации, предполагающий высшую форму коэволюции социума и биосферы, которая обусловлена глобальной общецивилизационной потребностью, призванной учитывать потребности и интересы не только настоящих, а также будущих поколений. Основные позиции концепции устойчивого развития составляют идеи о целостности мира и экогуманистического характера сосуществования общества и биосферы.

  2. Ведущая роль в реализации концепции устойчивого развития отводится образованию, основные идеи которого заключаются в выдвижении на приоритетное место духовно-нравственных ценностей и переходу к сознательно управляемому взаимодействию с природой. Идеи концепции устойчивого развития востребованы системой образования, так как при их реализации она будет соответствовать современным требованиям, и сможет ориентироваться на будущие (футуристические) тенденции.

  1. Основные положения и ведущие цели образования в контексте устойчивого развития построены на основе идей экологического образования, при этом образование для устойчивого развития необходимо рассматривать как самостоятельное направление, имеющее свои особенности и отличительные признаки.

  2. Положительный опыт реализации идей устойчивого развития в некоторой части российских образовательных учреждений показывает необходимость и значимость данной концепции для развития современного общества.

Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что оно:

  1. Раскрывает цели и последствия возможных путей развития цивилизации, выявляет их особенности и обосновывает недостатки следования их принципам;

  2. Вносит теоретический и практический вклад в разработку целей и содержания образования в интересах устойчивого развития, которое предполагает опережающий характер, социально-значимую и личностную направленность, ориентирует на развитие планетарного мышления; раскрывает его взаимосвязь с экологическим образованием, направленного на гармоничное развитие личности, социума и природной окружающей среды;

  3. Демонстрирует успешный опыт реализации концепции устойчивого развития в сфере образования в европейских странах; показывает возможные пути воплощения идей устойчивого развития в сфере отечественного образования;

  4. Основные результаты исследования могут быть применены в преподавании социальной философии, философии образования, социологии, экологии, педагогики, а также использованы для дополнения содержания современного экологического образования в рамках перехода на путь устойчивого развития; при дальнейшей разработке программ и проектов в контексте устойчивого развития.

Апробация и внедрение результатов исследования проводилась в ходе докладов, выступлений на Международной конференции «Формирование единого научно-образовательного пространства на европейском севере как ответ на вызовы XXI века» (г. Архангельск, 2005); Международной научно-практической конференции «Международное сотрудничество на севере России в условиях глобализации» (г. Архангельск, 2005); Контактном семинаре в области образования - Северо-Запад России и Швеция (г. Великий Новгород, 2006); на круглом столе: «Образование как фактор устойчивого развития» в рамках 4-ой Международной конференции «Образование через всю жизнь:

непрерывное образование для устойчивого развития» (г. Пушкин, 2006); на круглом столе «Международная программа Эко-школы/Зеленый флаг - модель образования для устойчивого развития», в рамках 7-й Международной конференции «Образование через всю жизнь: непрерывное образование для устойчивого развития» (г.Пушкин, 2009); Межвузовской конференция «Пространство образования - пространство культуры» (г. Москва, февраль 2010 г.); Международной конференция по фундаментальным проблемам устойчивого развития в системе природа - общество - человек (г. Дубна, октябрь 2011 г.); X юбилейной Международной научной конференции «Образование через всю жизнь: непрерывное образование для устойчивого развития» (г. Пушкин, июнь 2012); на заседаниях кафедры педагогики Северного (Арктического) федерального университета. Результаты исследования нашли отражение в разработке планов семинаров «Образование для устойчивого развития» по курсу «Современные проблемы науки и образования», проведенного на отделении магистратуры по направлению «Высшее образование» Института педагогики и психологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В.Ломоносова.

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, двух глав (семи параграфов), заключения и списка литературы, включающего 345 источников.

. «Концепция устойчивого развития» и «Концепция образования для устойчивого развития» в международных документах

Первым таким документом стала Таллуарская декларация устойчивого развития (г. Таллуар, Франция, 1990 г.), созданная ректорами ВУЗов для высших учебных заведений всего мира. В ней принимали участие представители 22-х университетов с разных точек земного шара, которые от лица учреждений высшего образования подтвердили свое участие в развитии и поддержке идей устойчивого развития.

Еще одним важным документом стала новая Всемирная стратегия охраны природы, получившая название «Забота о Земле - стратегия устойчивого существования», которая была оглашена на конференции в Министерстве природопользования СССР (Москва, 1991г.). Этот документ появился после трех лет напряженной работы учёных, экспертов многих стран, выполнявших свои исследования под эгидой международных организаций: МСОП, ЮНЕП, ВВФ. В этот день данный документ был принят ещё в 60 странах мира.

Но, пожалуй, самым значимым событием стала Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), где были приняты два важных документа: «Декларация по окружающей среде и развитию», суть которого отражает следующее: планета Земля - это целостный организм, все составляющие которого тесно взаимосвязаны между собой и, поэтому, нуждаются в системном подходе к управлению всеми сферами развития общества; и «Повестка дня на XXI век» (Повестка 21 )48, которая отразила всемирное согласие и политические обязательства по вопросам развития и экономического сотрудничества, принятые на самом высоком уровне. В ней рассматриваются и насущные современные проблемы, и вопросы подготовки к решению проблем двадцать первого столетия. В Повестке указывается, что становление устойчивого развития является прерогативой правительств, к тому же оно требует разработки национальной политики, а значит соответствующих программ и планов.

На данной конференции представители 179 государств приняли концепцию устойчивого развития в качестве новой модели для последующего развития всего мира. Свод принципов концепции устойчивого развития определяет права народов на развитие и их обязанности по сохранению общей окружающей среды. Они основаны на идеях Стокгольмской декларации 1972 г., чем была подтверждена преемственность этапов формирования концепции устойчивого развития.

Конференция в Рио-де-Жанейро дала мощный импульс движению по обеспечению устойчивого развития. Принципы, сформулированные в «Повестке дня на XXI век», стали основополагающими в деятельности международных организаций: - принцип устойчивости (использование природных ресурсов без снижения биоразнообразия и подрыва регенеративных способностей природы, как в локальном, так и в глобальном масштабах); - принцип упреждения, предосторожности (отсутствие достоверных знаний о последствиях действий в отношении окружающей природной среды учитывается на всех уровнях планирования и не допускается действий, ведущих к деградации окружающей среды); - принцип сохранения природной окружающей среды (каждый человек имеет право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой, на жизнь в экологически чистой и благоприятной для него окружающей среде); - принцип сотрудничества (в целях сохранения, защиты окружающей среды и восстановления целостности нарушенных экосистем Земли требуется совместная деятельность на самых разных уровнях); принцип экологизации сознания и мировоззрении человека (переориентация системы воспитания, образования, морали с учетом новых цивилизационных ценностей, ориентированных на возвышение интеллектуально-духовных ценностей по отношению к материально-вещественным).49

Третий этап (начало 90-х годов XX в. - настоящее время) направлен на реализацию принципов, обозначенных в вышеуказанных документах, которые определяют права народов на социально-экономическое развитие, а также их обязанности по сохранению общей окружающей среды.50

Важными событиями на этом этапе стали Ганноверская декларация Римского клуба (1993г.), а также Брюссельская Декларация (1996 г.), где были затронуты проблемы социальных изменений в контексте устойчивого развития.

Кроме того, значимым шагом в становлении концепции устойчивого развития явилась Первая Европейская конференция по устойчивому развитию городов Европы, которая состоялась в 1994 г. в Ольборге (Дания). На этой конференции была принята Ольборгская хартия «Города Европы на пути к устойчивому развитию», которую подписали представители администраций 80 больших и малых городов Европы. На конференции была учреждена постоянно действующая организация - Компания «Устойчивое развитие городов Европы», которая призвана оказывать содействие и поддержку городам Европы в процессе их продвижения к устойчивому развитию.

Вторая Европейская конференция по устойчивому развитию городов была проведена в 1996 г. в Лиссабоне (Португалия), на которой был принят «Лиссабонский план действий: от Хартии к действиям». Этот план отразил определённые задачи местных администраций и практические шаги на пути к устойчивому развитию, а также была сделана рекомендация о разработке в городах и регионах «Местных повесток дня на XXI век».

Еще одним важным событием стала XIX Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН (Нью-Йорк, июнь 1997 г.), подводившая итоги пятилетней реализации Повестки 21, принятой в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Результаты этой встречи были неутешительны. И хотя, в официальных документах подчеркивается ряд положительных моментов: принятие национальных стратегий по устойчивому развитию более чем в 160 странах, создание соответствующих национальных структур, тем не менее, вывод однозначен: спустя пятилетие общие тенденции в области устойчивого развития хуже, чем в 1992 г.

Развитие социальной подсистемы в становлении триединой концепции устойчивого развития

«Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди», - это слова известного писателя Б. Шоу. Возможно, в этом скрыт главный смысл образования. Высокие технологии нуждаются в высокой человеческой культуре, иначе они уничтожат мир. Сегодня необходим новый взгляд на образование, новая парадигма, где бы образование было высшей ценностью, которая бы формировала новую этику, новые духовные ориентации, новые потребности, а не просто адаптировала человека к потребностям рынка, как это происходит сегодня.

Говоря о содержании перехода на путь устойчивого развития в предыдущей главе, нами было установлено, что сведение этих вопросов только к проблемам экологии, является неверным. Безусловно, выводы Д. Медоуза о «пределах роста» привлекли пристальное внимание к экологическим проблемам современности, но в то же время в некоторых современных тому периоду работах было показано, что в наступающем кризисе виновата порочная система ценностей общества, дефицит духовной культуры и современного научного мышления.

На уровне научных знаний возникает понимание того, что существуют естественные пределы роста, что производство, потребление, и, следовательно, социальная организация и сам человек должны адаптироваться к ограничениям, налагаемым как природой, так и социальными условиями выживания человечества. В промышленно развитых странах среди более восприимчивой части общества уже наметился отход от господствующих ценностных установок.

Но этого недостаточно. Озабоченность одних наталкивается на непонимание других, на явное и неявное сопротивление тех, кто не заинтересован в изменениях, не осознает серьезности угроз или психологически не готов согласиться с необходимостью радикальных изменений в образе и стиле жизни. Это проблема «человеческих качеств» (А.Печчеи) в их массовом проявлении, а они формируются обществом в процессе социализации личности. Эффективным образом новые ценностные установки могут реализоваться лишь в том случае, если получат общественное признание, то есть обретут статус культурных, нравственных и правовых норм на социетальном уровне.

Эволюция общества поставила ряд вопросов, ответ на которые предполагает рассмотрение образования как важнейшего института процесса социализации личности. Трансформации, происходящие в человеке в результате получения образования, рассматриваются как средство достижения некоторых жизненных целей, оцениваются с позиции полезности. Диверсификация образовательных услуг и разнообразие их качества должны способствовать свободе выбора человеком индивидуальной образовательной траектории. Иными словами, проектирование новых свойств образовательной системы, внедрение соответствующих планов, программ развития в практику - это объективная необходимость.

Однако нужно признать, что сложность проектирования изменений, прогнозирования социальных функций образования обусловлена объективными трудностями: образовательные эффекты отложены во времени; критерии эффективности образования различны у различных заинтересованных групп; многие критерии не имеют количественных параметров оценки, а описание качественных показателей часто сопровождается субъективностью оценок. Устойчивые позитивные изменения в образовании могут происходить, если проектирование изменений будет осуществляться в широком социальном контексте, с использованием методов и средств комплекса наук.

Исследователи данного вопроса полагают, что управление устойчивым развитием в образовании в настоящий период требует социального взаимодействия. Формирование партнерства должно осуществляться путем постепенного перехода отношений субъектов управления во взаимодействие и партнерство, которое выражается в соуправлении.

Данное взаимодействие заинтересованных групп и лиц не сводится только в экономическую плоскость, поскольку это означает заведомое упрощение и искажение ценности смысла развития социальных отношений и взаимодействий в образовании и в управлении образованием.

На самом деле, это принципиальное изменение сути управления развитием. Нельзя решать проблемы социально целесообразного развития образования, решая только проблемы самой образовательной системы. Необходимо научиться формулировать результаты и последствия образования не только в контексте «знаний, умений, навыков», но и в плане развития страны, региона, территории. То есть развитие социальных отношений и взаимодействий в образовательной сфере означает в первую очередь переход к реальной практике управления, основанного на паритетных принципах партнерства с другими субъектами.

Социальные механизмы являются условием соблюдения принципа целесообразности изменений, происходящих в образовательной системе. Кроме того, в качестве основной цели реализации социальных механизмов в управлении выступает обеспечение сотрудничества представителей системы образования, органов управления образованием и государственной власти российского общества. Такое сотрудничество ограничивает оппортунистическое поведение всех сторон, направлено на развитие образовательной системы, адекватное государственным потребностям и общественным ожиданиям, на снижение издержек этого развития, формирование гражданской активности и ответственности при решении возникающих проблем.

Таким образом, если взаимодействие представителей системы образования и органов управления образованием будет эффективным, а государственная политика будет направлена на правильный курс, образование может стать ключевым фактором в решении проблем устойчивого развития. Создание целостной модели образования для устойчивого развития, способствующая устойчивому общественному развитию - это, безусловно, задача серьёзных исследований в ближайшем будущем. В нашей работе мы попытались выделить его основные черты и определить комплекс задач, стоящих перед образованием с целью его переориентации в контекст устойчивого развития.

Прежде всего, образование должно стать главным социальным институтом в формировании фундаментальных ценностных ориентации, политических взглядов и установок в обществе. Сейчас его возможности во влиянии на судьбы человечества, представляются довольно скромными, поскольку в большей степени это формируется другими социальными институтами: семьей, церковью, искусством, а в особенности средствами массовой коммуникации.

Необходимо, чтобы в обществе существовал культ образования и самообразования. Их значимость для будущего огромна, так как результатом образования сегодня является уровень развития личности завтра, к которому относятся представление о картине мира, нравственность, ценностные ориентации, духовные качества. Все это должно быть заложено в период формирования личности, так как впоследствии очень трудно поддается корректировке.

Взаимосвязь экологического образования и образования для устойчивого развития, их общие и отличительные признаки

Каждый человек желает достойной жизни своим детям и потомкам. Общечеловеческой ценностью в таком случае является желание того же детям и потомкам всех остальных людей, будущим поколениям всего человечества. Забота о будущих поколениях должна служить таким же смыслом жизни для всего человечества, каковым она является для отдельно взятых родителей.

Для того, чтобы реализовать эту нравственную ценность, человечеству необходимо не только создавать экологически безвредные, надежные, эффективные энерго - и ресурсосберегающие технику и технологии, но и в материальном отношении реструктурировать иррациональные и развивать высшие потребности.

Сложность учета потребностей будущих поколений в условиях ныне действующих рыночных механизмов определяется тем, что последние через цены учитывают спрос большого числа реально существующих индивидов. Задача заключается в том, чтобы включить в эти механизмы потребности и потенциальный спрос пока не существующих поколений, особенно если это касается их потребностей в пригодной для жизни природной среде.

Авторы доклада МКОСР «Наше общее будущее» по поводу данной проблемы пишут следующее: «Мы заимствуем «экологический капитал» у будущих поколений, отнюдь не намереваясь и не имея возможности вернуть долг. Они, может быть, проклянут нас за наше расточительство, но никогда не смогут добиться возврата капитала. Мы так ведем себя по той причине, что некому заставить нас возвращать долги: будущие поколения не голосуют, они не имеют ни политической, ни финансовой власти, они не могут оспорить наши решения».133

Поэтому только при соблюдении этого условия - включения в мировую образовательную систему фактор будущего, современная образовательная система способна превратиться в образование для устойчивого развития.

Седьмой задачей образования являются необходимые образовательные перемены, которые должны происходить во взаимосвязи с соответствующими изменениями в других сферах общественного бытия (политической, культурной, социальной, экономической и др). «До тех пор, пока мы не приобщим людей хотя бы к минимальному образованию и участию к активной, полезной деятельности, они будут отрезаны от основного потока мировых событий... Жалкие условия их существования - не только огромная человеческая трагедия и в высшей степени бессмысленное растранжирование ресурсов нашего расточительного общества; это одновременно и вполне реальная угроза самому существованию общества».134

Восьмая задача затрагивает вопрос о педагогических кадрах, а именно повышении квалификации специалистов образования в области устойчивого развития. Образование в интересах устойчивого развития требует переориентации внимания с акта «передачи знаний» на обучение «проработке проблем и поиску возможных решений». Таким образом, сохраняя традиционный акцент на преподавание, создать условия для разностороннего анализа ситуаций, возникающих в реальной жизни. Образование для устойчивого развития потребует от педагогов умений в области организации проблемного обучения и опыта в управлении социально-значимыми проектами. Кроме того, лучший результат профессионала может быть достигнут тогда, когда образование перерастет в непрерывное самообразование и обучающийся станет самодетерминирующимся субъектом. Только в этом случае образование достигнет своей главной цели - будет производить личность.

Следующей задачей является удовлетворение потребности системы образования в ее информатизации. Эта потребность связана с необходимостью существенного повышения качества образовательного процесса, оптимизации управления и совершенствования научных исследований в образовании. Подсчитано, что выпускник вуза сейчас должен иметь втрое больший объем знаний, чем сорок лет назад. Это относится и к выпускникам средних учебных заведений. Чтобы быть на уровне времени, учащиеся должны усваивать знания не только в большем объеме, но и большем темпе. Сейчас время обновления производственных технологий сокращается, а в будущем эта тенденция будет еще более ощутима. Эту проблему невозможно решить без коренного улучшения технологий образовательного процесса, без его информатизации. В настоящее время широкое использование в образовании информационных технологий напрямую связано с созданием системы непрерывного образования. Вся система этой непрерывной подготовки обучаемого должна привести к формированию у него информационной культуры. Перед обучающим она ставит задачу применения в своей деятельности новых информационных технологий. Кроме того, по убеждению профессора М. Дертоуза, компьютеры и сети будут демократизировать человеческие связи. Каждый сможет заявить о своих интересах, идеях и требованиях перед всеми остальными. Американский ученый предсказал появление глобальной информационной структуры из объединения национальных информационных структур.135

Комплекс задач образования, направленных на реализацию устойчивого будущего

Ключевым фактором в деле реализации концепции устойчивого развития признано образование, которое позволит изменить общество и решить весь комплекс глобальных проблем.

Исследование вопроса эффективности образования в период становления концепции устойчивого развития (70-е годы XX в.), позволило определить его несостоятельность и кризисное состояние, сущность которого проявляется в противоречии между социальными потребностями в образовании и возможностью их удовлетворения.

Важным результатом исследования кризиса образования стало осознание неоспоримости того факта, что образование, наряду с проблемами выживания и развития земной цивилизации, экологии, экономики, социального и культурного развития, вошло в число глобальных проблем человечества. Парадигма образования XXI в. должна претерпеть радикальные изменения и ориентироваться не на прошлое человеческой цивилизации (консерватизм), а на будущее (футуризм). Система образования должна соответствовать требованиям быстроменяющегося мира, который нуждается не только в том, чтобы образование адаптировалось к настоящему, а в том, чтобы оно предвосхищало будущее.

Современная система образования пока ещё не способна осуществить переход к устойчивому развитию, так как является последствием неустойчивого развития, в котором отражаются его недостатки. Тем не менее, в данной работе мы сделали попытку выделить его основные черты.

В ходе исследования было выявлено, что образованию в интересах устойчивого развития присущи: интегративность - интегрирует в себе различные направления образования, а также усилия различных организаций и секторов общества; инновационность - использует инновационный опыт из всех областей, связанных с образованием и устойчивым развитием; трансформационность — ориентировано на содействие изменениям в обществе; холистичность — ориентируется на личность учащегося в её целостности, не ограничиваясь только интеллектуальной сферой; футуристичность - направлено на построение нового, инновационного опыта главная функция которого - содействие построению будущего устойчивого общества; плюралистичность - принимает многообразие точек зрения и возможных путей продвижения к устойчивому развитию, в силу не существующего общепринятого, единственно верного сценария перехода человечества на путь устойчивого развития; открытость - новому опыту, творчеству, инновациям, участию всех возможных лиц и организаций, вне зависимости их отношения к образованию; самоорганизация - его становление и функционирование должно происходить путём творческого поиска, интеграции различных инициатив с участием всех возможных «действующих лиц»; развивающий характер - включение в его содержание знаний о состоянии экосистем, прогнозов ученых о дальнейшем развитии цивилизации, о взаимодействии общества и природы, которое носит коэволюционный характер; непрерывность - смена традиционной парадигмы на парадигму «образования в течение всей жизни», которое необходимо рассматривать как процесс, продолжающийся в течение всей жизни.

Значительный вклад в формирование мировоззренческой основы образования для устойчивого развития вносит экологическое образование, которое является самостоятельным направлением, но в то же время является мировоззренческой основой образования для устойчивого развития. Оценивая роль и место экологического образования в развитии образования для устойчивого развития, необходимо отметить, что экологическое образование: сыграло значимую роль стартового механизма в развитии образования в интересах устойчивого развития; его следует рассматривать как предметную и концептуальную основу образования для устойчивого развития; является важнейшим составным элементом образования для устойчивого развития.

В настоящее время образование для устойчивого развития существует преимущественно в русле сложившейся системы образования и небольшого числа эко-школ, работающих по программе «Зелёный флаг». О проявлении тенденций устойчивого развития в школьном образовании свидетельствует развитие современного экологического образования в русле идей устойчивого развития. В настоящее время происходит становление школьного образования для устойчивого развития, об этом свидетельствует участие российских образовательных учреждений в данной международной программе. Построение цивилизации в русле идей устойчивого развития требует перевода всей системы в парадигму устойчивого развития.

Смена традиционной парадигмы на новую парадигму образования для устойчивого развития требует решения ряда задач, в числе которых: становление образования в качестве главного социального института, выработка новой системы постматериальных ценностей, взаимодействие образования с социальными, политическими, и культурными процессами; связь образования с наукой, информатизация и экологизация образования и др. Но главная проблема заключается в том, что пока образование для устойчивого развития понимается как образование об устойчивом развитии, которое предполагает всего лишь информирование о главных положениях и принципах устойчивого развития.

Эволюция общества зависит от деятельности людей, и на них возлагается ответственность за несправедливость окружающего мира. Развитие человечества привело к пониманию того факта, что ход истории нельзя объяснить на основе только материальных факторов, необходим учет духовной сферы. Человеческая активность должна быть направлена на изменение духовности человека, его привычек и воззрений. Это может осуществить образование в интересах устойчивого развития, а именно обеспечить создание новой психологической атмосферы, соразмерной достижениям научно-технического прогресса.

Похожие диссертации на Возможности реализации концепции устойчивого развития в сфере образования : социально-философский анализ