Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теоретико-методологические основания изучения старости и старения в современном обществе Жданова Инна Валерьевна

Теоретико-методологические основания изучения старости и старения в современном обществе
<
Теоретико-методологические основания изучения старости и старения в современном обществе Теоретико-методологические основания изучения старости и старения в современном обществе Теоретико-методологические основания изучения старости и старения в современном обществе Теоретико-методологические основания изучения старости и старения в современном обществе Теоретико-методологические основания изучения старости и старения в современном обществе Теоретико-методологические основания изучения старости и старения в современном обществе Теоретико-методологические основания изучения старости и старения в современном обществе Теоретико-методологические основания изучения старости и старения в современном обществе Теоретико-методологические основания изучения старости и старения в современном обществе Теоретико-методологические основания изучения старости и старения в современном обществе Теоретико-методологические основания изучения старости и старения в современном обществе Теоретико-методологические основания изучения старости и старения в современном обществе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Жданова Инна Валерьевна. Теоретико-методологические основания изучения старости и старения в современном обществе : диссертация... канд. филос. наук : 09.00.11 Томск, 2007 179 с. РГБ ОД, 61:07-9/505

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Анализ способов осмысления старости и старения в философии и науке 22

1.1 Способы экспликаций категорий "старость" и "старение" в науках о природе и человеке 22

1.2. Характеристика основных теоретико-методологических подходов к изучению старости и старения 32

1.3. Старость и старение как предмет социально-философского анализа 54

Глава 2. Старость и старение как предмет нормативно-интерпретативного философского анализа 90

2.1. Возможности применения нормативно-интерпретативного подхода в социально-философском анализе старости и старения 94

2.2. Старость и старение: нормативное и интерпретативное понимание 113

2.3. Старость и старение в современном обществе: нормативно-интерпретативный подход 141

Заключение 161

Список использованной литературы 166

Введение к работе

Актуальность темы. Объективные характеристики культурно-исторического и социального развития современного мира обусловливают представление об обществе, прежде всего как о динамической системе, находящейся в постоянном движении, структурные элементы и части которой претерпевают изменения в различных измерениях. Одним из таких измерений общества служит возрастная структура населения. Можно констатировать, что в последнее время в мире происходят значительные изменения в возрастной структуре населения: общее постарение, или, как принято его называть, «демографическая, тихая революция» , причем последствия этого явления далеко выходят за рамки демографии и имеют большое экономическое, социальное, культурное, психологическое и духовное значение для современного человечества. Демографическое старение и его последствия рассматриваются в науке и практике как выражение одной из глобальных проблем современности на уровне отношений «человек - общество» . Естественным следствием подобной ситуации является рост внимания к проблемам изучения старости и старения в различных отраслях познания и на разных его уровнях.

Другой актуальный аспект настоящей работы связан с осознанием существования проблемы диспропорциональности исследований старости и старения в естественно-научной и социально-гуманитарной плоскостях современного геронтологического знания. С одной стороны, проблему осмысления старости можно назвать одной из центральных в истории философии и науки, но с другой - философское, равно как и социально гуманитарное, понимание старости традиционно рассматривалось как некое приятное дополнение к решению сугубо утилитарных проблем продления жизни, достижения бессмертия, преодоления болезней старости.

Подтверждением этого тезиса можно считать тот факт, что в настоящее время мы можем наблюдать достаточно странную картину: несмотря на все достижения гериатрии, клинической и теоретической (фундаментальной) геронтологии, которые позволили существенно отодвинуть границу физиологической старости и в целом способствовали качественному улучшению жизни пожилых людей; положение их в обществе в значительной степени ухудшилось, а взаимоотношения с обществом весьма усложнились и проблематизи-ровались. Безусловно, во многом это объясняется просто количественным увеличением когорты пожилых в общей структуре населения и вызванными этим социально-экономическими последствиями, тем не менее, на наш взгляд, в большей мере это обусловлено качественным, коренным изменением характера современного социального мира и существенным запаздыванием научного анализа современных мегатенденций развития общества .

Таким образом, налицо необходимость более пристального внимания к проблемам пожилых и старых людей в обществе, причем не только и не столько с позиций теоретической и прикладной геронтологии, демографии, психологии и социологии, где проблемам старости уделяется достаточное внимание, но и с позиций, отражающих предельные онтогносеологические и эпистемологические основания исследуемых явлений, т.е. с позиции социально-философского знания.

Прежде всего это связано с тем, что стихийно идущий в различных дисциплинах процесс накопления разнопредметных знаний о феноменах старости и старения и их трансформации в современном мире в конечном итоге не позволяет прийти к обобщениям, в которых нуждается сегодняшнее общество. В связи с этим возникает насущная необходимость в формировании адекватных современным условиям и нынешнему этапу развития социальных исследований теоретико-методологических оснований изучения рассматриваемых явлений, и фундаментом для их построения, конечно же, должна выступать социальная философия.

Помимо этого, актуальность темы настоящего исследования определяется тем, что философское осмысление старости и старения особенно важно именно на современном этапе развития человеческой цивилизации, вступающей в новый этап своего развития, который называют по-разному: информационной эпохой, обществом постмодерна, обществом виртуальной реальности.

Убежденность в необходимости осмысления проблем старения на качественно новом уровне возникла из осознания того, что в новом тысячелетии феномен старения на индивидуальном и популяционном уровне бросит вызов всему человечеству. Тенденции развития современного социально-гуманитарного знания также свидетельствуют о необходимости переосмысления традиционных социально-философских категорий, с учетом неклассического и постнеклассического типов рациональности и формирования нового «процессуального» подхода к изучению социального1.

Потребность в целостном социально-философском осмыслении теоретико-методологических оснований изучения старости и старения в современном обществе связана и с еще одним немаловажным обстоятельством: необходимостью решения практических задач в исследуемой области. Человеческая цивилизация сегодня пребывает в качественно новом состоянии -возникновения и интенсификации глобальных процессов современности на фоне «уплотнения» и обострения социальных отношений и противоречий. Мир становится более цельным, единым, взаимосвязанным и приобретает новые социальные качества, нуждающиеся в философском осмыслении. Ведь теоретические и методологические проблемы в области социальной геронтологии порождены не самой наукой и не имманентными процессами эволюции философии, но прежде всего глубинными потребностями самой практики общественной жизни .

Изучение теоретико-методологических оснований исследования старости и старения помогает взглянуть на эти явления под новым углом зрения, по-новому осмыслить сущность человека в пожилом возрасте, выявить возможности общественного регулирования процесса старения с целью совершенствования качества социальной среды и отношений в обществе, а также способствует формированию морального сознания и правосознания как основы новой гуманистической геронтологической этики современного и будущего обществ.

Исследование теоретико-методологических оснований анализа старости и старения с позиции социальной философии в современных условиях можно также рассматривать и как конструктивный вклад в развитие теоретических представлений о сущности старости и старения2, и как часть осуществляемого в Российской Федерации комплекса правовых, экономических и социальных мер, направленных на улучшение положения пожилых граждан в Российском обществе . Кроме того, выработка адекватных теоретико-методологических оснований исследований старости и старения в современном обществе, учитывающих положительные жизненные возможности в пожилом возрасте, равно как и распространение оптимистических теорий старения в обществе, наряду с соответствующими социальными мерами и соответствующей моделью социальной политики в отношении пожилых и старых людей, могут стать дополнительным фактором достижения долголетия, доступным для всех членов общества.

Таким образом, философское осмысление теоретико-методологических проблем изучения старости и старения в целостном контексте, необходимо связано как с уточнением и построением новой картины социальной реальности в современном социально-гуманитарном знании, так и с отражением изменения сущности старости в современном мире.

Анализ показал, что хотя философов всегда интересовали проблемы старости, многие вопросы геронтологии еще не нашли достаточного отражения в философских исследованиях. Возникает потребность осмысления с позиций философского знания феноменов старости и старения в общем, а также исследования целого круга геронтологических проблем, носящих философский характер, таких как, вопросы этики продления человеческой жизни в старости; проблемы телесности в старости; старости как эпохи мудрости, достижения состояния акмэ; анализ основных векторов развития стареющего общества; осмысление социальных последствий общего демографического постарения как мира в целом, так и отдельных стран, для которых демографическая старость уже является реальностью; изучение вопросов о ценности и смысле человеческой жизни в старости; смерти, бессмертии и их связи с процессами старения; рассмотрение феномена старости в экзистенциальном плане через категорию страха и ожидания близкой смерти; исследование специфики тендерных образов старости, обусловленных так называемой феминизацией старения, проблемы этнических представлений о феноменах старости и старения и т.д.

Однако, пожалуй, самыми животрепещущими на данный момент остаются проблемы поиска общих теоретико-методологических оснований изучения феноменов старости с позиций социально-гуманитарного знания. Как мы должны исследовать феномены старости и старения? Отдать ли этот вопрос на откуп медицинскому, естественно-научному подходу, как это было принято практически на всех предыдущих этапах развития философских представлений о старости и старении, или апеллировать к социологической либо психологической парадигме? А может быть следует найти специфические, собственно социально-философские средства? Попытку ответить на этот вопрос и представляет собой наше исследование. Однако еще до того, как будут приведены все аргументы за или против применения того или иного теоретико-методологического подхода к анализу феноменов старости и старения, мы можем утверждать, что для построения теоретических конструктов, предназначенных для исследования феноменов старости и старения как имеющих специфическую социальную природу, необходимы адекватные именно современной социальной ситуации и современному этапу развития социального знания теоретико-методологические средства, которые позволили бы рассмотреть старость и старение в условиях происходящих в человеческом обществе трансформационных процессов и выявить сущность и механизмы трансформации феноменов старости и старения в современном обществе.

Таким образом, изменение параметров демографического развития современного общества, а также необходимость оптимизации методологического и теоретического аппарата геронтологического знания, с одной стороны, и востребованность новых знаний о феноменах старости и старения общественной практикой - с другой служат важным аргументом в пользу того, что вынесенная на защиту тема является актуальной.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема старости и старения, безусловно, не является сферой компетенции какой-либо одной науки, она предполагает интердисциплинарное исследование всеми отраслями человекознания. Анализируя степень научной разработанности данной проблемы, следует подчеркнуть, что в отечественной литературе последних лет край не мало научных исследований, которые рассматривали бы проблемы старости и старения комплексно, с позиции различных аспектов социального знания. И хотя для естествознания, демографии, психологии, философии и социологии эти проблемы достаточно традиционны, их разработка ведется этими науками в значительной степени изолированно друг от друга. Наибольших теоретических успехов достигло здесь естествознание, далее следуют демография и психология, замыкают же этот ряд философия и социология. Массив научной литературы по данной проблеме отражает ту же ситуацию - подавляющее большинство исследований относится к биологии и медицине. Однако разобщенность геронтологических знаний играет не только отрицательную, но и положительную роль, поскольку сложность, многоаспектность предмета исследования потребовала обращения к данным не только философии, истории философии, но и социологии, психологии, демографии и ряда других смежных дисциплин. Поэтому мы рассмотрим все основные направления изучения феноменов старости и старения, а также проблем пожилых людей, которые каким-либо образом отражают социально-философские аспекты данного феномена.

Литературу, имеющую отношение к указанной проблеме мы условно разделили на несколько групп.

Авторы работ первой группы, рассматривают феномены старости и старения с общебиологической и медико-физиологической точек зрения. Это исследования М.Д. Александровой, И.А. Аршавского, Г.Д. Бердышева, А.В. Бурлинского, М.М. Виленчика, В.П. Войтенко, Н.С. Гавриловой, И.В. Давыдовского, В.М.Дильмана, В.И. Донцова, Ю.К. Дупленко, А. Комфорта, В.Н. Крутько, Т.А Левиной, А.В. Нагорного, A.M. Полюхова, Г.А. Трудникова, Т.А. Уклистой.

Значительная роль в исследовании общебиологических, физиологических, нейропсихологических механизмов старения принадлежит отечественным уче ным: Н.Б. Маньковскому, А.Ф. Минцу, З.Г. Френкель, В.В. Фролькису и Д.Ф. Чеботареву.

Во вторую группу входят работы, представляющие психологическое направление изучения старости. К данной группе относятся работы Г.С. Абрамовой, В.П. Аверина, М.Д. Александрова, Б.Г. Ананьева, Л.И. Анциферовой, В.Г. Асеева, Д. Бромлей, Н.Ф. Дементьевой, М. Ермолаевой, В.А. Иванова, О.В. Красновой, К. Кросс, Л.Н. Кулешова, Л.А. Логинова, С.Г. Максимовой, К. Рощак, Я. Стюарт-Гамильтона, О.В. Хухлаевой, У.Г. Шав-ковой, Н.Ф. Шахматова, Э. Эриксона, C.L. Dorman, B.J. Fisher, J.D. Webster, J.A. Wingard.

Авторы этих работ анализируют особенности личности пожилого человека, типы старения, стратегии поведения пожилых и старых индивидов, психологические особенности восприятия старости в индивидуальном сознании, половые различия в характере приспособления пожилых людей к процессу старения. К этой же группе мы отнесли и труды авторов, интерпретирующих историко-психологические характеристики старости (Ф. Ариес, И.С. Кон, М. Райли, А. Фоунер, Т.К. Харевен, S.De Beauvoir, J. Sokolovsky).

Вопросы демографического воспроизводства населения и его старения, а также связанные с этим социально-экономические проблемы освещались в работах третьей группы, которая представлена исследованиями Г.Ш. Бахметовой, С.Г. Бурчинского, Д.И. Валентея, А.Г. Вишневского, А.В. Дмитриева, И.В. Калинюк, А.Я. Кваши, А.Р. Омрана, О.Б. Осколковой, А.В. Писарева, А.А. Саградова, М.Я. Сонина, А.А. Сорокина, Б.Ц. Урланиса, Б.С. Хорева, В.М. Школьникова, W.M. Dugger и др.

К четвертой, пожалуй самой многочисленной, группе мы отнесли работы, так или иначе освещающие проблемы старости с позиции социологической науки. Такие авторы, как С.С. Балабанов, Н.В. Гудков, А.В. Дмитриев, Т.Н. Докучаева, Л.П. Драчева, Л.С. Егорова, С.А. Жукова, Н.Г. Ковалева, Т.З. Козлова, О.В. Левина, Д.С. Макарычева, Е.Ф. Молевич, Н.В. Нечаева, Г.А. Парахонская, В.Д. Патрушев, В.Д. Шапиро, И.В. Шаповаленко, R.W. Besdine, М. Dittmann, A. Hervonen, L.C. Hurd, О. Jolanki, W. Kidd, R. Landau, H. Litvin, T. Maltby, J. Pannel, C.Russell, A.Walker, Sh. Wray, рассматривают проблемы старости и пожилых людей на различных уровнях -от эмпирических исследований и их анализа до построения всеобъемлющих теоретических социолого-ориентированных моделей старости.

Значительное место в литературе последних лет уделяется также вопросам социальной защиты и социальной работы с лицами старшего возраста. Работы такого рода выделены нами в пятую группу. (В.М. Васильчикова, P.M. Вебер, Н.Ф. Дмитриева, Т.С. Дымнич, СП. Киселев, О.В. Краснова, Е.В. Малыхин, А.Р. Масалимива, Н.Н. Мороз, П.Д. Павленок, Н.Б. Секарева, Е.Р. Смирнова, Л.С. Солдатова, Т.С. Сухотская, Н.Е. Ускова, Н.В. Фокин, Е.И. Холостова, Н.П. Щукина, Р.С Яцемирская, I. Burnside, Е Mooney, Е. Tulle и др).

Одним же из важнейших направлений изучения феноменов старости и старения является исследование проблем социальной адаптации пожилых. Ему посвящены работы шестой группы представленной такими авторами, как: Н.В. Герасимова, О.В. Краснова, С.Г. Максимова, Т.Д. Марцинковская, В.В. Полиниченко, Л.И. Савинов, Л.С. Шилова, В.И. Явных и др.

И наконец, к седьмой группе мы отнесли работы, рассматривающие проблемы старости собственно в русле социальной философии. С одной стороны, это работы классиков философии: Ф. Бэкона, Ж.А. Кондорсе, И.И. Мечникова, Ф. Петрарки, М. Т. Цицерона, А. Шопенгауэра, а с другой - труды современных философов, таких как В.Д. Альперович, З.А. Бутуева, А.Л. Буряковский, Н.А. Горлач, Т.Ю. Дубровская, М.Э. Елютина, Е.В. Зимакова, Т.В. Карсаев-ская, Н.А. Коротчик, Е.К. Краснухина, Л.П. Липова, Н.П. Лушкина, Л.В. Митя-кина, X. Ортега-и-Гассет, К.С Пигров, И.А. Подольская, P.M. Пугачева, Е.Г. Сахно, Н.И. Снытко, Г.Г. Феоктистов, С.Л. Франк, А.Т. Шаталов, К. Яс-перс и др.

Кроме того, отдельного упоминания заслуживают работы, в которых представлены основные положения нормативно-интерпретативного подхода, а также источники по проблемам социально-философского осмысления развития современного общества. Эта группа представлена трудами таких авторов, как Р. Ф. Абдеев, X. Абельс, В. Л. Алтухов, П. Бергер, Ж. Бодрийяр, А. А. Галкин, Э. Гуссерль, Ж. Делез, Ж. Деррида, Л.М. Дробижева, И.П. Ильин, Н. Б. Итуни на, В. И. Карасев, И. Т. Касавин, В. Е. Кемеров, А. Ю. Красин, А. И. Кочергин, Ж.-Ф. Лиотар, Т. Лукман, Д. В. Матяш, П. Монсон, А. В. Назарчук, А. М. Пе трунин, Л. В. Поляков, Ю. М Резник, М. В. Ромм, Э. Свидерский, Н. Л. Тель нов, П. Д. Тищенко, М. Хелуорт и др.

Анализ исследований вышеуказанных авторов показал, что, несмотря на столь внушительный объем информации о феноменах старости и старения и достаточно широкую представленность идеи о необходимости интегративного подхода к проблеме старости и старения с позиций различных дисциплин социально-гуманитарного характера, работ, носящих действительно комплексный характер, крайне мало. В общем массиве литературы чрезвычайно мало работ, посвященных комплексному теоретическому анализу феноменов старости и старения, а подавляющее число источников просто отражает результаты различных эмпирических исследований, причем часто теоретико-методологические основания исследований присутствуют в них лишь имплицитно, заставляя изучающих самостоятельно определять подходы, используемые в качестве методологических оснований работы того или иного автора. Тем не менее в целом можно отметить, что к настоящему времени, накоплен значительный массив эмпирических и теоретических данных по вопросам социальной защиты и социальной работы с пожилыми людьми.

Кроме того, анализ показал, что в литературе до сих пор нет точного и ясного определения социально-философского содержания понятий «старость» и «старение»; не выявлена направленность и сущностная характеристика процесса трансформации старости и старения в современном обществе; не в полной мере осмыслены дифференциальные характеристики старости и старения; не определены и не проанализированы специфические адаптивные стратегии пожилых людей (в том числе и «молодых пожилых»), и, что самое главное, в литературе по проблемам старости отсутствуют хоть сколько-нибудь конвенциональные теоретико-методологические основания социально-философского анализа данных явлений.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно говорить о том, что данный этап исследований феноменов старости и старения характеризуется недостаточной степенью разработанности ряда вопросов, имеющих принципиальное значение для определения категориальных оснований выявления сущностных характеристик старости и старения в современном обществе, а также оформления новой социокультурной парадигмы отношения к старости и ее дальнейшего категориального и методологического развития. Очевиден дефицит надлежащего философского осмысления старости и старения в современном обществе. Следовательно, налицо объективное противоречие между действительной потребностью современной науки и практики в понимании онтологии старости и старения и отсутствием ясности в том, какие теоретико-методологические подходы необходимы для их адекватного анализа. С учётом данного противоречия избрана тема исследования, проблемой которого является отсутствие (неэксплицированность) адекватных современному этапу развития социальной науки теоретико-методологических оснований изучения старости и старения с позиций социально-философского знания и как следствие, недостаточная изученность сущности старости и старения в современном обществе.

Объект исследования - теоретические представления о старости и старении в современном обществе.

Предмет исследования - социально-философские теоретико-методологические основания изучения старости и старения в современном обществе.

Цель - выявление адекватных современному этапу развития социальной науки и практики социально-философских теоретико-методологических оснований исследований старости и старения и экспликация сущности старости в современном обществе на основании этих подходов. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач.

1. Раскрыть сущностное содержание категорий «старость» и «старение» в науках о природе и человеке и проанализировать их в контексте социально-философской проблематики.

2. Проанализировать и обобщить исторически сложившиеся теоретико-методологические подходы к изучению старости и процвести социально-философский анализ соответствующих теоретических конструктов.

3. Выявить и проанализировать адекватные современному этапу развития социальной науки и практики социально-философские, теоретико-методологические основания исследований ста-рости и старения.

4. На основании выявленных теоретико-методологических подходов к старости и старению, определить социально-фило_,софское содержание категорий «старость» и «старение», соот-,ветствующее современному этапу развития научного знания.

5. Доказать возможность и необходимость использования нормативно-интерпретативного подхода к исследованию старости и старения в современном обществе.

6. Опираясь на возможности нормативно-интерпретативного подхода, эксплицировать основные характеристики и сущность старости и старения в современном обществе.

Теоретико-методологические основания исследования. В основе предлагаемого исследования лежат фундаментальные разработки отечественных и зарубежных исследователей по проблемам философии старости и социальной геронтологии. Теоретико-методологическая база диссертационной работы имеет комплексный характер и задана, с одной стороны, актуальностью со циально-философского анализа проблем трансформации старости и старения, а с другой - спецификой принципиально междисциплинарного подхода к этим феноменам. Основными теоретико-методологическими источниками настоящей диссертации послужили идеи экзистенциализма, герменевтики, феноменологического направления и постмодернистской философии (Ж. Бодрийар, Э. Гуссерль, Ж. Делез, Ж. Деррида, М. Хайдеггер, А. Шюц, К. Ясперс и др.), а также работы, в которых представлены идеи нормативной методологии (Э. Дюркгейм, К. Леви-Стросс, Р.К. Мертон, Т. Парсонс, Г. Спенсер и др.). Кроме того, значительное влияние на разрабатываемое нормативно-интерпретативное социально-философское понимание старости и старения оказали научные подходы, представленные в концептуальных построениях теории структурации (Э. Гидденс), философии, истории и методологии науки (Н. Бор, К.Р. Поппер, и др.), а также теории социального конструктивизма (П. Бергер, Т. Лукман). Нормативно-интерпретативный подход к изучению старости и старения как объекта социально-философского анализа разрабатывался с учётом теоретико-методологических подходов, развиваемых в исследованиях М.Э. Елютиной, В.Д. Альперовича (интерпретативный подход); В.К. Смолиной, Э. Камингса, Л.И. Савинова и др. (нормативный подход); Н.П. Щукиной (объединение для изучения взаимопомощи пожилых методологии символического интеракционизма, феноменологической социологии А. Шюца и феноменологического конструктивизма П. Бергера и Т. Лукмана). Кроме этого, при исследовании сущности старости и старения в современном обществе нами применен «бифокальный», комплексный нормативно-интерпретативный подход, разработанный М.В. Роммом.

Методы исследования. Специфика используемых методов исследования определяется тем, что сущность старости и старения рассматривается здесь сквозь призму социально-философских теоретико-методологических рефлексивных подходов, которые имеют ярко выраженный гипотетико-дедук тивный характер. В данном исследовании явления старости и старения выступают в роли идеально-типического, теоретического объекта, который конструируется в процессе его изучения. Наряду с этим в рамках исследования планируется использование комплекса методов социально-философского теоретического анализа, включающего в себя анализ, синтез, абстракцию, методы компаративистский, аналогии, экстраполяции, дедукции; а также вторичный анализ философских и социально-психологических исследований по проблемам теории и методологии осмысления социально-демографических процессов в социуме.

Основные теоретические результаты исследования, выносимые на защиту, их новизна.

1. В диссертации показано, что проблема старости и старения приобретает актуальный характер в современном индустриальном обществе в связи процессами демографического постарения населения и трансформацией старости и старения в современном обществе.

2. В работе раскрыта суть философского подхода к старости и старению и выяснено, что сущность старости и старения может быть постигнута при определении данных явлений, с помощью таких социально-философских категорий как: движение, развитие, изменение. При этом старость и старение понимаются как состояние, бытия человека, характеризующееся пребыванием материальных объектов в качественно своеобразном пространстве и времени, порождающее изменения, объективно носящие необратимый характер, но в тоже время субъективно, имеющие вероятностный характер и воспринимаемые как обратимое.

3. Проанализированы и обобщены исторически сложившиеся теоретико-методологические подходы к изучению старости и старения. Выделены особенности биологического, системного, культурно-антропологического, психологического и социологического подходов к изучению старости. Отмечается, что подавляющее большинство существующих подходов к исследованию старости и старения имплицитно тяготеют (т.е., их можно условно отнести) к двум полюсам - нормативному и/или объективистскому (подавляющее большинство социологических теорий старения и часть психологических концепций) и интерпретативному и/или субъективистскому (культурно-антропологические и большинство психологических подходов).

4. Показано, что при использовании только нормативного подхода, без должного внимания остается индивидуальные переживания индивида и его реакция на процессы и последствия физиологических изменений на социально- культурном и духовном уровнях, а при использовании только интерпретативного не в полной мере учитываются количественные и структурные характеристики старости и старения.

5. На основе предложенного понимания объективной нормативно- интерпретативной дуальности старости и старения впервые обоснованы возможность и необходимость использования при анализе старости и старения бифокальной, нормативно-интерпретативной исследовательской методологии.

Целесообразность использования нормативно-интерпретативной исследовательской методологии при анализе сущности старости и старения определяется следующим:

• тенденциями развития современного социально-гуманитарного познания, такими как: сближение и методологическое взаимообогащение естественных и социально-гуманитарных наук, сближение и взаимодействие противоположных теоретико-методологических подходов, формирование так называемого «нелинейного» мышления, возрастание интереса к диалектическому методу и т.п.;

• принципами диалектической логики, с позиции которой, противоположные, антагонистические по сути, нормативный и интерпретативный теоретико-методологические подходы, не перечеркивают, а дополняют, уравновешивают и обогащают друг друга, объединяя эвристические возможности для понимания сущности старости и старения и позволяя представить онтологический статус рассматриваемых явлений;

• двойственным характером онтологических характеристик старости и старения - объективной дуальностью сущности старости, обусловленной, с одной стороны, объективными характеристиками человека как биосоциального существа, а с другой - субъективным характером восприятия человеком и обществом последствий биологических процессов. Фактически, старение - суть биологический процесс, изменения формы материи с течением времени, а старость - суть социальный конструкт, построенный на основании интерпретации социумом последствий биологического процесса старения;

• трансформацией старости и старения в современном обществе, под которой мы подразумеваем процесс не только и не столько количественного, сколько качественного изменения основных векторов и направленности процесса конструирования обществом и личностью сущностных характеристик старости и старения, а также изменения самой сути понятий «старость» и «старение».

6. На основании применения нормативно-интерпретативного подхода к старости и старению показано, что старость и старение следует рассматривать как динамические явления, которые, с одной стороны, объективно заданы биологическими характеристиками видовой продолжительности жизни человека и гетерохронно наступающими изменениями дегенеративного характера в организации как биологической, так и социальной жизни индивида, а с другой стороны, определяются субъективным образом себя, построенным на основании интерпретации объективного социального мира, который в конечном итоге, выступает результатом сознательного индивидуального свободного выбора собственной идентичности стареющим индивидом.

7. При анализе старости и старения в современном обществе с позиций нормативно-интерпретативного подхода определены сущностные характеристики данных явлений. Нормативное понимание старости предполагает рассмотрение её как объективно существующего социально-биологического феномена, сущность и характеристики которого задаются прежде всего обществом. Для нормативного понимания старости и старения характерны приоритетный учет внешних, количественных, объективных атрибутов старости Интерпретативное понимание старости предполагает её преимущественно как результат субъективного выбора биологически стареющим индивидом собственного понимания старости. Для интерпретативного подхода к изучению старости и старения характерны приоритетный учет внутренних, качественных, субъективных атрибутов старости и соответственно истолкование старости как периода выражения собственной индивидуальности и субъектности.

Показаны недостатки использования при анализе старости только нормативного или только интерпретативного подходов. С позиции нормативно-интерпретативного подхода сущностные характеристики старости и старения включают в себя, как эндогенные, так и экзогенные параметры, сочетание которых определяется для каждого стареющего индивидуума индивидуально, и в тоже время, понимание старости и старения в значительной степени определяются господствующей в данном обществе моделью старости и старения, а онтологические модели старости в разных обществах являются культурно и историческими обусловленными и могут быть описаны в рамках трех основных теоретических моделей: нормативной, интерпретативнои и нормативно-интерпретативной.

Теоретическая значимость диссертационного исследования.

1. В работе определяются и анализируются основные теоретико-методологические подходы к изучению старости и старения в современном обществе, знание которых создает возможности для наиболее адекватного описания онтологических характеристик данных явлений.

2. Обосновывается, вывод о том, что социально-философское изучение старости и старения в современном обществе должно осуществляться на базе нормативно-интерпретативного подхода, вытекающего из принципа дополнительности.

3. В результате нормативно-интерпретативного социально-философского анализа получено новое, комплексное знание о специфике и характере структурно-функциональных и интерпретативных компонентов, которые и определяют объективную дуальность нормативно-интерпретативной старости и старения.

4. Выработано комплексное нормативно-интерпретативное понимание старости и старения, которое заключается в том, что старость и старение суть динамические явления, с одной стороны, объективно заданные биологическими характеристиками видовой продолжительности жизни человека, и гетерохрон-но наступающими изменениями дегенеративного характера в организации как биологической, так и социальной жизни индивида, с другой - определяемые субъективным образом себя, построенным на основании интерпретации объективного социального мира, который в конечном итоге выступает результатом сознательного индивидуального свободного выбора собственной идентичности стареющим индивидом.

Практическая значимость исследования. Полученные результаты могут быть использованы для разработки научно обоснованных способов оптимизации геронтологической социальной политики; а также в профессиональной деятельности государственных служащих, социальных работников, психологов и педагогов, занимающихся решением проблем пожилых. Материалы диссертации находят применение при подготовке методических материалов и курсов по социальной геронтологии, психологии старения, теории и технологии социальной работы.

Апробация результатов диссертационного исследования.

Основные положения работы и выводы, содержащиеся в диссертации изложены в 7 публикациях (общим объёмом 2,9 печ.л.), докладывались на научной сессии НГТУ, а также на творческих встречах и семинарах кафедр философии и социальной работы НГТУ. Результаты исследования обсуждались на международных и всероссийских конференциях: «Модернизация национальной системы высшего образования и проблемы интеграции вузов th России в мировое образовательное пространство» (Новосибирск, 2005); «The 9 International Russian - Korean Symposium of science and Technology Korus -2005» (Новосибирск, 2005), «Наука. Технологии. Инновации», (Новосибирск, 2005); «Антропологические основания теоретического мышления» (Екатеринбург, 2004), и научно-практических семинарах. Содержание настоящего диссертационного исследования включено в учебный курс по социальной геронтологии, читаемый в НГТУ.

Структура диссертации подчинена решению задач исследования. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и списка использованной литературы.

Способы экспликаций категорий "старость" и "старение" в науках о природе и человеке

Прежде чем приступить к анализу необходимых и существующих теоретико-методологических парадигм исследования старости и старения, мы, прежде всего, должны эксплицировать сущность понятий «старость» и «старение», поскольку основные категории являются одним из элементов методологического корпуса любой науки и, не эксплицировав понятия, которыми нам придется оперировать в дальнейшем не возможно выстроить логику предстоящего исследования.

С целью поиска оптимальных теоретико-методологических оснований изучения старости и старения в современном обществе в своем исследовании мы предпримем попытку рассмотрения категорий «старость» и «старение» с позиций различных наук. При этом нельзя не отметить, что лишь немногие элементы человеческого бытия могут сравниться с данными явлениями по сложности их изучения и упорству исследователей в их анализе. Человечество издавна пытается постичь тайны старости, ведь по сути дела проблема старения - это одна из фундаментальных проблем, которую решает как человеческое общество в целом, так и каждый индивид в отдельности, в определенный момент своей жизни, осознающий неотвратимость старости и конечность своего бытия. Борьба за максимальную продолжительность жизни, отодвигание границ старости, достижение успешного старения - все эти проблемы человек, как биосоциальное существо пытается решить на протяжении всего существования человечества. Именно поэтому столь важно для социальной философии постижение старости и старения в единстве их биосоциальных детерминант и компонентов. Усиливающиеся в последнее время интегративные процессы в геронтологической науке позволяют поставить вопрос о комплексном рассмотрении данного явления. Тем самым старость и старение превращаются из понятий специфически биологических в категории интегративные. При этом, определяя понятия старости и старения, мы будем анализировать понимание этих категорий в различных отраслях научного знания, поскольку иное невозможно в силу самой онтологии старости, в которой органически соединены несколько структурно-функциональных пластов человеческого бытия (природный, социальный и индивидуальный) \ Сами понятия «старость» и «старение», появились с возникновением общества, но нас в большей степени интересуют, не обыденные представления о старости и старении, а собственно научное и философское осмысление этих категорий. При этом особая трудность при выяснении их сущности заключается в том, что, с одной стороны, категории старости и старения описывают и универсальный механизм, и часть бытия, а с другой - могут иметь десятки определений в зависимости от того, в каком значении они используются, биологическом, социальном, медицинском, психологическом, культурологическом. Ведь старость и старение суть сложные понятия, в которых интегрируются и общие свойства живых и неживых организмов и особенности их развития, и временные характеристики человеческого существования.

Мы попробуем объяснить понимание нами как общенаучных экспликаций данных явлениий, так и определений соответствующих понятий собственно в рамках социально-гуманитарного познания.

В литературе определениям терминов «старость» и «старение» всегда уделялось много места и внимания, в основном в связи с попытками наполнить их биологическим содержанием и ввести в них причину старения и главные его проявления, как это понимали те или иные авторы. Однако такой подход оказался неудовлетворительным и, как ни парадоксально, только запутывал

вопрос. Это, однако, не удивительно, если помнить, что старение - универсальный процесс, характерный для систем как органического, так и неорганического мира. Старение, и живых, и неживых объектов, давно описывается в физике и трактуется как «увеличение меры хаоса вследствие общего накопления энтропии на всех структурных уровнях. Старение - универсальный процесс снижения степени порядка недостаточно открытых систем во времени (живой и неживой природе и информации)» . По выражению Р. М. Пугачевой, «...стареет всё. Существуют разные термины для определения бытия старости живых и не живых организмов и предметов: ржавое железо, поношенное платье, старые горы, сухое дерево...» 2.

В целом, с общей точки зрения, старение существует для отдельных сложных, изменяющихся со временем систем, находящихся в динамическом равновесии с окружающей средой, что делает правомерным применение для наиболее общего описания судьбы таких систем во времени общих закономерностей теории систем, а также термодинамики. В наиболее общем виде старение как процесс физического мира, согласно второму закону термодинамики, можно определить как процесс накопления энтропии со временем, т. е. самопроизвольное увеличение хаоса, что является, в общем, отражением наиболее фундаментальных закономерностей существования нашей Вселенной в целом3.

Характеристика основных теоретико-методологических подходов к изучению старости и старения

Еще в начале нашего исследования мы заявили о том, что проблемы старости и старения в современном мире, до сих пор еще не нашли достойного и необходимого осмысления в рамках социально-философского знания, несмотря на колоссальное количество информации разного рода о данных феноменах. Проблемы современного развития геронтософического знания, на наш взгляд, во многом определяются существованием трудностей методологического характера. Исследования процесса трансформации старости и старения должны опираться на некое методологическое основание, но, как показал анализ литературы, единых, хоть сколько-нибудь конвенциональных методологических оснований для проведения исследований в выбранном нами направлении не существует.

Однако нахождение такого(их) оснований, с нашей точки зрения жизненно необходимо для дальнейшего развития всего спектра геронтологических наук, тем более что в дальнейшем, в связи с объективной мировой тенденцией к глобальному демографическому постарению, старость будет выступать в роли «привилегированного» возраста в том смысле, что весь спектр знаний о человеке вынужден будет адаптироваться к изменившимся демографическим условиям, когда значительное место в структуре населения будут занимать именно пожилые и старые люди.

Методологические трудности заключаются прежде всего в том, что, несмотря на претензию современной геронтологии на комплексность и системность в подходах к изучению старости и старения, все же исследователи в рамках различных направлений геронтологии, которых на настоящем этапе развития науки насчитывается достаточно большое количество (еще в 1970-х гг. Т.В. Карсаевская и А.Т. Шаталов в своем исследовании перечислили более десятка таких направлений) \ не могут прийти к единому мнению о том, в чем же все-таки заключена сущность старости, каковы её определяющие характеристики, независимо от того рассматривается ли она с медицинской, социальной, психологической или философской точки зрения. Представители различных направлений в геронтологии, по-своему интерпретируют сущность и свойства старости и старения, исходя из различных методологических оснований, часто просто противоречащих друг другу. Все это в условиях нарастающей необходимости в осмыслении проблем старости и старения в современном обществе только затрудняет появление и развитие качественно иного (именно качественного в дополнение к количественному) уровня знания о старости и старении. Актуальной задачей становится использование некоей новой теоретико-методологической социально-философской парадигмы, которая сделает возможным не только критический анализ многочисленных теорий старения, но и управление общественными процессами, связанными с всесторонним удовлетворением потребностей возрастающего контингента пожилых людей.

При попытке определения теоретико-методологических подходов к изучению старости и старения мы столкнулись с рядом проблем:

Во-первых, это неясность самой терминологии: подход, парадигма, основания - все эти категории, так или иначе, используются при анализе теоретико-методологических проблем изучения старости и старения, однако зачастую их значение остается невыясненным.

Во-вторых, неясны основы для типологии подходов к изучению старости и старения, что обусловлено отсутствием критериев для такой типологии.

В-третьих, трудности анализа теоретико-методологических подходов к исследованию старости и старения заключаются в сложности и многоаспектное изучаемых объектов как в диахроническом, так и в синхроническом измерении, а также в фактически полном отсутствии типологий и классификаций исследовательских парадигм.

Для достижения целей и задач, поставленных в настоящем исследовании, мы попытались преодолеть эти трудности.

Возможности применения нормативно-интерпретативного подхода в социально-философском анализе старости и старения

В соответствии с логикой изложения материала, прежде чем обосновывать и возможность, и необходимость применения нормативно-интерпретативного подхода к анализу старости и старения, нам необходимо кратко определить сущность самого предлагаемого нами подхода.

В целом как отдельные теоретико-методологические подходы к изучению различных социальных процессов и явлений нормативизм и интерпретативизм существуют ужу достаточно долгое время. При этом даже если они не обозначаются именно как «нормативный» и «интерпретативный» подходы, мы все равно можем вычленить их суть независимо от того, как они называются: объективизм и субъективизм, интерпретационная и критическая парадигмы позитивизм и понимающая социология, структурализм и экзистенциалистская социология и др.

Охарактеризуем кратко сущность нормативно-интерпретативной методологии. Анализ «нормативной» и «интерпретативнои» парадигм в социологии впервые был проделан американским социологом Т. Уилсоном2. Основные их характеристики приводит в своей работе X. Абельс. Нормативная парадигма, по X. Абельсу, предполагает, что «участники социального взаимодействия разделяют общую систему символов и значений, относящихся к социокультурной системе ценностей, которая обладает принудительной силой. Вследствие социализации в общей системе ценностей партнёры по взаимодействию интерпретируют социальные явления и события как соответствующие некоторым "образцам" уже известных из прошлого ситуаций и способов поведения» \ Интерпретативная парадигма, напротив, «исходит из отсутствия заранее заданной интерсубъективной общезначимой системы символов в строгом смысле этих терминов»2. Истоки нормативной методологии следует искать в теоретических конструкциях структурного функционализма Т. Пар-сонса, Р. Мертона и других структуралистов. Интерпретативная парадигма основывается на концепциях символического интеракционизма Дж. Г. Мида и Г. Блумера, этнометодологии, философии языка и социолингвистики, на со-циальной информатике и герменевтике, а также феноменологии .

Нормативная методология опирается на теоретические позиции структурного функционализма, предпосылки которого в социальных науках сложились еще в первой половине XIX в., а к концу этого столетия он оформился как мощное научное направление4. В рамках нормативного подхода человек и его деятельность рассматриваются, прежде всего как объект деятельности структуры более высокого порядка - общества с его развитой системой социального контроля.

Интерпретативная парадигма оформилась несколько позднее. По мнению Н.П. Щукиной, это произошло лишь во второй половине XX столетия: «...в 70-е гг. XX века многие тенденции способствовали утверждению интерпретационной парадигмы, когда на первый план выходят исследования не макросистем, а способов взаимодействия небольших групп взаимосвязанных людей» . Интерес к познанию субъективных элементов социальной реальности в значительной степени был обусловлен и изменением парадигм социального познания. Изменения эти заключались в смене естественно-научной парадигмы новой, гуманитарной и развитии идей постмодернизма, что выразилось прежде всего в изменении тематики исследований. «Сдвиг исследовательского внимания в сторону субъективности выразился в том, что от изучения социальных процессов, социальных общностей, социальных структур исследователи начали переходить к изучению их отражения в сознании отдельных групп лиц»2.

Отмечается, и то, что для определяющими чертами социального познания становятся эклектизм, нечеткость понятий, междисциплинарность, децентрализация, плюрализм и релятивизм, а основной акцент делается на признании уникальности и неповторимости изучаемых явлений и преимуществ качественных показателей и методов исследования над количественными в эмпирических исследованиях. Именно в таких условиях происходит окончательное формирование и оформление интерпретативного подхода в теоретической социоло-гии и социальной философии . Одно из главных отличий интерпретативного подхода от нормативного заключается в том, что, в противоположность функционализму, интерпретативизм базируется на «империализме субъекта, а не объекта»4. Резюмируя анализ интерпретационной социологии, М. Вильяме под интерпретивизмом предлагает понимать «все подходы различных наук, не использующие дедуктивный метод, в отличие от количественных исследований, и предполагающие отрицание возможностей обобщения.

Похожие диссертации на Теоретико-методологические основания изучения старости и старения в современном обществе