Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Авиация в прошлой и настоящей культуре российского общества 14
1. Авиация в контексте современной культуры 14
2. Место авиации в сфере технико-созидательной деятельности 29
3. Авиация в российской национальной культуре и основание её социальной стратификации 44
Глава II. Влияние феномена авиации на социальные, экономические, политические и духовные процессы в современной России 57
1. Социально-философский анализ взаимосвязи авиации с российской политикой и государственной экономикой 57
2. Феномен авиации и современное правовое поле России 71
3. Образ авиации в художественной культуре 83
4. Образ авиации в нравственной и духовной культуре. Авиация и религия 93
Заключение 110
Литература 114
- Авиация в контексте современной культуры
- Авиация в российской национальной культуре и основание её социальной стратификации
- Социально-философский анализ взаимосвязи авиации с российской политикой и государственной экономикой
Введение к работе
Актуальность темы: Для мировой цивилизации, 2003 год ознаменован столетним юбилеем официального рождения авиации, - 17 декабря 1903 года братья Уилбур и Орвилл Райт в США, совершили первый полёт на летательном аппарате оснащённом двигателем внутреннего сгорания. Человечество вступило в новую эру - эру авиации, которая является уникальным достижением человеческого разума и человеческой деятельности. Авиация является реализацией вековой мечты человека о покорении небесного океана, в чём отчётливо прослеживается антропологическое начало - процесс сосредоточения внимания на личности человека и его отношениях с миром. В авиации, как элементе общечеловеческой культуры, утверждается тезис о неукоренённости человека в природе, потребности человека в реализации тех побуждений, которые не являются инстинктивными. В желании человека познать новое — проникнуть в тайны материального мира, создавая летательные аппараты - содержится огромное гносеологическое и аксиологическое начало. Результат деятельности человеческого разума и рук — феномен авиации, рефлексируется в наши дни как один из основных элементов социокультурного пространства человечества.
Особая значимость и фундаментальная роль в развитии мировой авиации принадлежит российской культуре и российскому народу. Н.Е. Жуковский на научной конференции, посвященной первому изобретателю аэроплана с паровым двигателем А.Ф. Можайскому, сказал: «Думы и помыслы о полётах человека уходят в далёкое прошлое, русский народ мечтал о покорении воздушного океана, и он первым осуществил вековую мечту человечества о полётах».[49.4]
России по праву принадлежит место великой авиационной державы: «Состояние отечественной авиации, уровень и темпы её развития, успехи и новые достижения, есть важнейший фактор жизнеспособ-
ности Российского государства. Российская авиация, являясь достойной преемницей советской авиации, есть и будет национальной гордостью нашей страны».[6.3]
Объективные условия социокультурной действительности требуют социально-философской рефлексии феномена авиации в жизни нашего государства и общества.
Значимость авиационной составляющей в жизнедеятельности нашего общества и государства, обусловило её всеобъемлющее влияние на социокультурное пространство современного российского общества. Определяющее воздействие авиации испытывают такие социальные сферы и институты как экономика, российская внутренняя и внешняя политика, правовая культура, художественная культура, религия и в целом моральные и нравственные устои нашего общества.
Это говорит о том, что авиация есть такое явление, которое оказалось в центре политических, правовых, ценностных, морально-нравственных поисков российского общества, религиозного осмысления лётной профессии, стала одним из моментов, замыкающих на себя многообразные потоки культур. История двадцатого столетия и начало века нынешнего показывают, что авиация во всех областях ее функционального использования навсегда будет истребованным спутником российского государства. «Будущее у авиации России будет светлым и прочным. Не может быть у великой страны, великого народа слабой авиации. России с её уникальным геополитическим положением нельзя обойтись без авиации как мирного, так и военного назначения». [42.11]
Необходимость социально-философского анализа обусловлена и тем, что авиация является одной из наиболее динамичных областей техники XX - XXI веков, отражающей многие характерные особенности научно-технического прогресса. «Авиационный фактор в наши дни - важнейший показатель державной мощи, достижений научной мысли и технологических ноу-хау».[40.5]
Актуальность проблемы вполне самодостаточна. Она сегодня лежит на поверхности, подлежащей всестороннему научному анализу, как одна из первостепенных проблем, возникшая не сегодня и не сама по себе. Многофункциональное использование авиационной техники, послужившее основанием для кардинальных изменений в экономической, социальной, геополитической сферах, свидетельствует, что авиация становится одним из важнейших средств в процессе развития как современной цивилизации в целом, так и будущего российского общества, определении перспектив этого развития.
Необходимо выяснить место авиации как определенного фрагмента культуры в XX-XXI веке, с которым прочно связаны нити российской политики, государственной экономики, религиозного понимания, сознание отдельного человека и сознание народных масс. Авиация во многом определяет облик современного российского общества и может существенно повлиять на дальнейшие перспективы его развития, а потому нуждается в серьезном осмыслении на уровне философского знания.
В феномене авиации находит отражение технико-созидательная деятельность человека, поскольку включает в себя большое и многообразное количество научно-теоретических разработок и результатов научно-технического прогресса, послуживших теоретической и материальной базой её возникновения и дальнейшего развития. Авиация, как техническое изобретение, «...ведёт своё происхождение от цельного человека в его взаимодействии с каждой частью среды, использующего каждую свою способность, чтобы максимально реализовать собственные биологические, экологические и психологические потенции».[146. 17] Отсюда следует, что авиация - феномен, требующий детального научного анализа и глубокого социально-философского осмысления, поскольку является закономерным этапом сознательной человеческой деятельности, направленной на воплощение и очеловечива-
6 ниє окружающего мира - создание создание мира «второй природы»,
мира артефактов, мира духовной и материальной культуры.
Развитие авиации и расширение сфер её использования в нашем обществе детерминировало динамику правовой культуры, которая явно не успевала за происходящими социокультурными процессами. Особенно остро данная проблема возникла в последние десятилетия: в условиях замены жёсткого государственного планирования и регулирования деятельности авиации на рыночный механизм. Изменение форм собственности предприятий гражданской авиации создало новый экономический базис, который повлёк за собой и реформирование надстройки и всего механизма управления авиационным комплексом. Мы столкнулись с рядом серьезнейших проблем и, прежде всего, проблемой формирования единой системы управления полётами над территорией нашего государства, руководства воздушным движением, разработки правил использования российского воздушного пространства. Это означает, необходимость закрепления единых норм правового регулирования и введения новых понятий, правил и институтов, рассчитанных на рыночные отношения в авиационном комплексе. И, как следствие этого, введение международных стандартов и норм, учитывающих одновременное обеспечение общегосударственных интересов (включающих в первую очередь национальную безопасность) и прав юридических и физических лиц в условиях цивилизованного рынка.
В наши дни особенно четко прослеживается связь авиации и государственной политики, национальной экономики. Опора на мощный авиационно-промышленный комплекс выступает гарантом достижения для российского государства политических целей и результатов как внутри страны, так и на международной арене. Отечественной авиации необходима сильная протекционистская политика государства. «Без авиации Россия не держава, а третьеразрядная страна» - заявил Президент Российской Федерации В.В. Путин.[114.1]
Феномен авиации тесно связан с этосферой и особенно ярко наполняет содержание моральной деятельности, моральных отношений и морального сознания, актуализируя такие понятие как ответственность, доверие, высокое чувство долга, подвига, любви к своему Отечеству и лётной профессии.
Авиация привносит в культуру элемент сакральности. Овладение человеком таинства полёта в религиозной деятельности является особо значимым. Возрастание функциональных и профессиональных особенностей военной авиации в деле защиты Родины, российского государства и общества, явились основанием для придания в религиозном осмыслении воину-лётчику особого статуса защитника Отечества.
Феномен авиации отражается и художественным сознанием, в котором он может эстетизироваться и отражаться как нечто самое прекрасное и возвышенное, и где человек осознаёт «третье измерение» своего бытия.
В обозримом будущем российского общества и государства за авиацией останется прочное место, поскольку своим развитием она, непосредственно влияя на социокультурное пространство, является одной из важнейших доминант российской культуры. Вследствие чего и на основе вышеизложенных суждений можно предположить, что авиация должна быть и обязана развиваться в нашем государстве.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема авиации в отечественной и зарубежной литературе представлена достаточно широко. Анализ имеющихся работ позволил определить основные направления исследования авторов.
Многие крупные мыслители XX века уделили внимание феномену техники, в том числе авиации, в процессе технизации современной культуры. Наиболее значимые философские трактаты о технике вплетены в культурно-историческую концепцию Ф. Дессауэра, Т.Литта; феноменологию Э. Гуссерля; философию жизни А.Бергсона,
О.Шпенглера; экзистенциализм К. Яперса, X. Ортега-и-Гассета, М. Хайдегера, философскую антропологию А.Гелена, Г.Плесснера; эсхатологическую метафизику Н.А. Бердяева.
Проблемы возникновения и история развития отечественной авиации подробно рассматривается в работах М.С. Арлазорова, М.Л. Галлай, В.М. Григорьева, М.М. Громова, А.А. Маркуши, Н.Н. Орешиной, К.К. Платонова, П.Д. Друздь, М.А. Левина, Б.Ф. Ломова, Д.О. Черносвитова, Н.М. Карамзина, И. И. Ануриева, Э. Пестеля, О.Т. Голу-бева-Терас и других.
Имеются работы военно-исторического характера, показывающие применение авиации в тех или иных битвах и войнах двадцатого столетия, авторами которых являются А.Н. Ефимова, Г. К. Жуков, Д.Б. Хаза-нов, М.Н. Кожевников, Б.Ф. Ломов, В. Андреев.
В работах таких авторов, как: Ю.А. Агафонов, В.В. Шалин, В.И. Гамов, Г.Н. Волков, В.П. Каширин, А.А. Какошкин, Д.А. Волкогонов, А.С. Миловидов, С.А. Тюшкевич, А. Б. Пупко, Г.М. Тавризян, О.Д. Си-моненко, Ю.С. Милещенко, С. Акшинцев, А.Я. Гуревич, И. Г. Дубов, В. Егоров, Е.Ю. Зубков, А.И. Куприянов, В.М. Межуев, Т.Ф. Кузнецов, И.О. Шайтанов представлено философское осмысление некоторых проблем включенности авиации в жизнь общества, взаимосвязи авиации, российской политики и государственной экономики, а также рассматривается феномен авиации как элемента российской национальной культуры.
В.М. Новиков, Н.М. Иваницкий, В.В. Данилевский, И.И. Ползунов, А. Джорданова, В. А. Пономаренко. В.В. Лапа, К. К. Платонов, В. Егоров, Е.Я Савицкий, Т.Е. Савицкая, М.М. Громов, С.Н. Артановский, Н.Н. Орешина, К.К. Платонов, М.К. Покрышкина, А.В. Тимофеев, В.А. Пономаренко, А.Ф. Рябко и другие в своих работах рассматривают проблемы повышения эффективности эксплуатации и применения авиации, аспекты правового регулирования в использовании летательных аппа-
ратов, российского воздушного пространства, воспитания любви и гордости к отечественному авиастроению.
Проблемы аксиологической рефлексии авиации и морали, а также вопросы нового религиозного осмысления значимости авиации нашли своё отражения в работах В.В. Бертольда, Н.А. Бердяева, М.М. Громова, И.Г Дубова, Б.Б. Ешича, А.Г Здравомыслова, И. Карпушина, О.Н. Лосского, В.В. Манекина, А. Маркуши, Н.Н. Никитина, К.К. Платонова, В.А. Пономоренко, Ю.М. Смоленцева, П.А. Флоренского, 3. Фрейда, И. Н Яблокова, П.А. Сорокина, Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, М. Вебера, Н.И. Фролова, В.Ф. Токарева, В.А.Сергеева.
Научный интерес автора в настоящей работе заключается в социально-философском осмыслении феномена авиации и обосновании его места, занимаемого в российской культуре, жизни общества. На диссертационном уровне рассмотрения данной проблемы в такой постановке не проводилось.
Объект исследования: Социокультурная действительность России в её многообразном проявлении через созидательную деятельность человека.
Предмет исследования: социально-философская рефлексия процесса создания и совершенствования авиации, как одного из важнейших условий развития российского общества, его сознания и культуры.
Теоретическую и методологическую основу диссертации составляют традиционная рационалистическая методология, труды философов, культурологов, историков, экономистов, военных ученых, представителей духовенства, отечественных и зарубежных авторов.
В своём исследования автор основывался на понятийном аппарате и методологических традициях, разработанных в социальной философии. В работе используется методология изложения сложноорганизо-ванных объектов, в которых диалектический метод сочетается с дея-тельностным подходом.
В процессе работы автор опирался на методологические принципы восхождения от абстрактного к конкретному, единства исторического и логического, принципы системности, дополнительности. Также использованы методы типологизации и инструментальности, как определения понятий, конкретизации, обобщения
Цель и задачи диссертационного исследования. Цель работы: на основе социально-философского анализа дать представление об авиации как феномене российской культуры, исследовать этот феномен как обязательный фактор социокультурной жизни общества, рассмотрев её место и связь с некоторыми материальными и духовными процессами человеческого бытия в различных формах массового сознания.
Поставленная цель достигается путем решения следующих исследовательских задач:
— представить понимание авиации в контексте современной
культуры, рассмотрев её через призму отражения технико-
созидательной деятельности человека,
рассмотреть диалектику влияния авиации на российскую политику и государственную экономику; показать необходимость правового регулирования как одного из главных условий использования российской авиации в социокультурной жизни общества;
провести социально-философский анализ феномена авиации в российской национальной культуре и оснований её социальной стратификации
дать анализ влияния социокультурного феномена авиации на наполнение новым содержанием норм морали, морально-нравственной и религиозной деятельности в российском обществе;
исследовать философско-культурологическое отражение феномена авиации в народном фольклоре, литературе, изобразительном и музыкальном искусстве, кинематографе.
11 Научная новизна диссертационного исследования непосредственно определяется его целями и задачами. Что находит своё выражение в следующих положениях:
— сформулировано философско—культурологическое видение
авиации как феномена российской культуры, осуществлен анализ фе
номена российской авиации в понятийной структуре социально-
философского знания;
— выявлено, что феномен авиации является мощным средством
трансляции социокультурного опыта предшествующих поколений, от
ражающего в себе технико-созидательную деятельность человека, на
правленную на создание летательных аппаратов;
— представлены аспекты существования авиации как военного,
правового и общекультурного феномена, а также разведены понятия
авиации как средства, обеспечивающего социокультурные потребности
российского общества, и авиации, как вида оружия, т.е. элемента сис
темы национальной безопасности и обороноспособности Российской
Федерации;
— осуществлен анализ феномена российской авиации в категори
альном пространстве социально-философского и культурологического
знания, определено, что феномен авиации является мощным средством
трансляции социокультурного опыта предшествующих поколений, от
ражающим в себе технико-созидательную деятельность человека;
— осуществлен социально-философский анализ взаимосвязи
авиации с политикой и экономикой, правом, моралью и религией, а
также отражение феномена авиации в художественной культуре.
На защиту выносятся следующие основные тезисы: 1. Авиация — выступает закономерным результатом развития общей культуры человечества и имеющее своей целью либо гражданское, либо военное применение. Определение социокультурного феномена авиации рассматриваться в качестве методологического ключа при
оценке роли авиации в развитии человеческого общества, формировании культуры современной цивилизации.
2. Развитие и уровень достижений российской авиации во многом
определяет внутреннюю и внешнюю политику государства, её место и
роль в мировом процессе. Она непосредственно связана с внутригосу
дарственными социально-политическими, экономическими и правовы
ми отношениями.
3. Функционирование и дальнейшее развитие авиационно-
промышленного комплекса является мощным средством трансляции со
циокультурного опыта предшествующих поколений. В российской
авиации отражается не только степень развитости материального про
изводства, но и уровень развития духовной сферы предыдущих и на
стоящих поколений нашего государства. С помощью авиации и через
неё человек осмысливает наиболее переломные, великие и трагические
моменты в развитии социума и собственного «Я», как в прошлом, так и
в настоящем. Авиация с момента своего возникновения непрерывно ос
ваивалась в духовном мире человека.
Авиация является одним из наиболее ярких показателей уровня развития культуры общества и государства. В ней диалектически реализуется культурный процесс в единстве его объективных и субъективных моментов, предпосылок и результатов. Авиация соединяет в себе самые передовые достижения материальной и духовной культуры общества.
В российском социокультурном пространстве развитие авиации и морали происходит взаимообусловлено, поскольку зарождение и дальнейшее развитие авиации привнесло в мораль новое содержание. В процессе функционирования авиационной составляющей культуры отражаются существовавшие и существующие на данный момент моральная деятельность, отношения и сознание. Авиация, фактом своего присутствия в социокультурном пространстве, актуализирует новые мотивационные, ценностные и оценочные отношения и формы взаимодействия.
Теоретическая и практическая значимость работы.
Подходы, гипотезы и результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего научного анализа обозначенных, но не раскрытых проблем, как самой этой темы, так и родственных тем. Основные выводы и рекомендации могут быть использованы в преподавании соответствующих разделов курсов «Философии», «Культурологии», «Социологии», «Политологии», «Правоведения», «Экономика», спецкурсов по проблемам морали, религии и др. Материалы диссертационной работы могут быть использованы при организации общественно-государственной подготовки и проведении воспитательной работы с офицерами, прапорщиками, сержантами и солдатами Военно-воздушных Сил Российской Федерации; а также при проведении лекций и занятий со студентами и учащимися высших и средних учебных заведений системы подготовки авиационных кадров Российской Федерации.
Апробация работы. Материалы диссертационного исследования были обсуждены на кафедре философии и культорологии Армавирского государственного педагогического института, а также на кафедрах гуманитарных и социально-экономических наук Армавирского и Краснодарского Воєнно Авиационных Институтов. При проведении занятий с курсантами Армавирского и Краснодарского ВАИ автором и его коллегами использовался материал данной работы. Основные положения диссертации отражены в научных публикациях, выступлениях автора на научно-практических и научно-теоретических конференциях, теоретических семинарах.
Структура и состав диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав включающих в себя семь параграфов, заключения и списка использованной литературы. Общий объем диссертации составил 126 машинописных страниц. Список литературы включает 241 наименование, в том числе 15 на иностранных языках.
Авиация в контексте современной культуры
На протяжении тысячелетий человечество мечтало о полётах. В средние века европейские алхимики и русские крестьяне, подражая птицам, сооружали бумажные, слюдяные и деревянные крылья, забираясь на церкви и скалы, прыгали, вниз, платя жизнью за мгновения полёта.
«Человек не имеет крыльев и по отношению веса своего тела к весу мускулов в 72 раза слабее птицы.... Но я думаю, что он полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума» [49. 21] -эти слова принадлежат Н.Е. Жуковскому, «отцу русской авиации». Они были сказаны в 1898 году и стали пророческими. С помощью разума человек не только научился летать, но и превзошел птиц по скорости, дальности и высоте полёта. Человечество вступило в доселе неизвестную ему эпоху, - эпоху авиации. Эпоху коренного изменения социокультурного бытия человека и общества, человека и природы, качественно нового принципа и способа преодоления времени и пространства. «Многие тысячелетия люди прожили в двух измерениях - были привязаны к поверхности нашей планеты. И лишь совсем недавно - в исторических масштабах, конечно, - человек поднялся вверх: сначала в атмосферу, потом в стратосферу и, наконец, в космос. Открыв для себя третье измерение, человек по-новому увидел с высоты свою Землю Но не только Землю! Увидел нечто новое и в самом себе. Не только чисто физически расширились для людей горизонты видимого» [62.3.].
Авиация - ровесница XX века. Официально принято считать, что первый в мире полёт на самолёте с двигателем внутреннего сгорания совершили американцы братья Райт в декабре 1903 года, а первый полёт в России состоялся в июне 1910 года на Сырецком ипподроме, его выполнил член Киевского общества воздухоплавания А.С. Кудашев на самолёте собственного изготовления [87. 45]. Однако, следует вспомнить, что 7 июня 1883 года в Красном Селе российский военный моряк А.Ф. Можайский демонстрирует сконструированный и построенный аэроплан монопланного типа, оснащенный двухцилиндровыми паровыми машинами, с тонким профилем крыла, фюзеляжем, шасси и органами управления, иными словами, элементами современного самолёта [172. 17.] (необходимо отметить, что самолёты монопланного типа были созданы в России и на Западе лишь в 1909 - 1910 годах).
Появление авиации является закономерным этапом эволюционного развития производительных сил общества, достижения науки и изобретательства. Исторически возникновение авиации результат бурного развития автомобильной промышленности (изобретение и совершенствования двигателя внутреннего сгорания) и достижений, главным образом, российской теории «аэродинамики» и разработок в теории «сопротивления материалов». Воссоединение достижений трёх практически различных областей естествознания позволило создать управляемый летательный аппарат тяжелее воздуха.
Успехи первых шагов авиации вызывали лишь праздное любопытство. Однако, в кратчайшее время авиация из увеселительно-развлекательного средства превращается в важнейшую компоненту социокультурного бытия всех сфер человеческой жизни. Вбирая в себя практически все передовые достижения научно-технического прогресса, она (авиация) не только становится приоритетным направлением развития человеческого общества, но основой создания новых естественнонаучных и технических теорий и фундаментальной базой возникновения космонавтики.
В течение прошедшего века развитие авиации и связанные с её использованием глобальные изменения многих сторон социально-политической, экономической, военной и нравственно-идеологической сферах жизни общества является отправной точкой для выдвижении тезиса о переходе человечества в XX столетии к качественному типу общества - «авиационному обществу», в котором авиация становится не только экономической категорией, необходимым и неотъемлемым условием существования социокультурного бытия самого общества, но одним из важнейших показателей стабильности и мощи государства. Концепция авиационного общества опирается на многофункциональность использования авиации во всех сферах человеческого бытия: как средства транспорта, оружия, спорта, информации, идеологической пропаганды и многого другого. Доказательством тому служат формулировки, применяемые в мировой литературе и средствах массовой информации для характеристики государства: «авиационная держава».
Перед мировой цивилизацией стоят глобальные проблем человечества: борьба с мировым терроризмом, стихийные бедствия, истощение не возобновляемых природных ресурсов и деградация природной среды, рост численности населения, экологические бедствия, борьба со СПИДом, быстрая индустриализация, т. е. «динамика изменения «физических» параметров цивилизации» [142. 27.]. Следуя этому суждению, изменения «физических» параметров цивилизации имеют прямую связь с техногенезом в природе и видоизменённая, искусственно-планетная оболочка. Как отмечал Л.Н. Гумелёв, это оболочка, будучи искусственной, вырванная из естественного хода природных процессов и поддерживаемая человеческой предметно-практической деятельностью, «мертва» без последней. Иными словами, техногенные компоненты изменяют своё состояние в качественном и количественном отношении, возрастают в масштабах со скоростью несоизмеримой с биологическими эволюционными процессами [181.10]. Именно в этом кроется одна из глобальных проблем современных социокультурных реалий, непосредственно затрагивающая авиацию как техническое достижение человечества. Мир техники, выстраиваемый в биосферу, целенаправленно создававшийся человечеством в непосредственной практически-преобразовательной деятельности, стал проявлять себя как феномен, подчиняющийся объективным, т.е. не зависящим от воли людей законам. Люди, ставящие определённые практические цели и достигающие их за счёт создания искусственного мира техники, не могут предвидеть всех последствий: деятельность шире знания, а жизнь (природа) - деятельности [181.24]. Таким образом, развитие техногенеза подводит человечество к необходимости переосмыслить требования к тому или иному техническому изобретению в аспекте соответствия своих собственных природных свойств процессу использования и функционирования данного достижения.
Авиация является одним из величайших достижений научно-технического прогресса, включившим в себе всю передовую технологию и научный потенциал современности. Её развитие настолько стремительно, что, по словам выдающегося советского авиаконструктора А.Н. Туполева: «скорость изменений в авиации определяется днями, а порой часами» [16. 77]. Следовательно, часами изменяется и требования предъявляемые авиацией к социокультурному бытию человека, общества и государственной системы в целом.
Авиация в российской национальной культуре и основание её социальной стратификации
2003 год ознаменован столетним юбилеем официального рождения мировой авиации. 17 декабря 1903 года американцы братья Райт осуществили первый полёт на самолёте собственной конструкции, тем самым открыв новую эру - эру авиации, приумножив достижения социокультурной цивилизации человечества.
Составной частью мировой авиации является «...богатейшая история и достижения авиаторов, конструкторов и учёных России» [44.7.]. Ещё в XIX русский чиновник министерства иностранных дел Е.А. Витгенштейн (создатель термина самолёт) предсказал: «... только две нации могут совершить подобные опыты (с самолётом - примечание автора). Это Россия и Америка. Одна из этих наций дойдёт непременно и вскоре до решения этой задачи. Я от всего сердца желаю, чтобы это была Россия...»[49.15.].
Концептуальный смысл данного диссертационного исследования ставит перед необходимостью проведения социально-философского анализа феномена авиации в российском обществе и его национальной культуре. Основой этого является ключевая констатация П.Я. Чаадаева: «Дело в том, что мы еще никогда не рассматривали нашу историю с философской точки зрения. Ни одно из великих событий нашего национального существования не было должным образом характеризовано, ни один из великих переломов нашей истории не был добросовестно оценен..» [200.472.].
Социально-философский анализ любого обретающего конкретное существование в современном мире процесса и тенденции непосредственно сводятся к понятиям «современная цивилизация» и «национальная культура».
«Цивилизация - это тело культуры, её материальный носитель...имеющий социальный источник происхождения» [199.139.], современный уровень цивилизации «характеризуется, прежде всего научно-техническим прогрессом...»[209.536.], то есть основой современной цивилизации являются технологии и их материальный субстрат — техника.
Таким образом, авиация как величайшее научное и техническое достижение современности, напрямую «...включена в смысловое русло двух фундаментальных категорий: современная цивилизация и национальная культура» [125.93.]. Следовательно, социокультурный феномен авиации имеющий свой собственный культурный смысл, свою собственную культурную «парадигму» имеет своё отражение в российской национальной культуре.
Культура российской цивилизации характеризуется, как культура на формирование которой оказывал большое влияние геополитический фактор - срединное положение России между цивилизациями Запада и Востока, служившее основой её маргинализации, т.е. возникновения таких пограничных культурных районов и слоев, которые, с одной стороны, не примыкали ни к одной из известных культур, а с другой -представляли собой благоприятную среду для разнородного социокультурного развития [126.294.].
Социально-философский анализ феномена авиации как элемента российской национальной культуры заключается в особой оценке предназначения и достижений многонационального российского народа, как в аспектах научно-технических, экономических, геополитических реалий, так и в главном, в области духовных и религиозно-нравственных исканий, что наиболее ярко выражено в феномене менталитета русской культуры.
В энциклопедическом словаре К.М. Хоруженко даётся следующее определение менталитета русской культуры: «...Менталитет русской культуры - это наиболее общий фундамент социально-культурного развития России на протяжении длительного периода её истории...это не просто национальный русский менталитет: он носит межнациональный характер, его формирование шло изначально из славянских корней, а в дальнейшем на него оказывали влияние другие народы проживавшие на территории России...».
Проводя социально-исторический анализ зарождения и развития отечественной авиации и основываясь на концепции российской национальной культуры (в частности, благоприятную среду для разнородного социокультурного развития) и менталитета русской культуры (общий фундамент социально-культурного развития России) возможно предположить, что в феномене авиации, наиболее ярко выражена сущность самой российской национальной культуры, её ценностно-смысловое ядро: многонациональный духовный потенциал (включенность в отечественную авиацию представителей всех народов и национальностей нашей страны), осознанностью и убеждённостью в покорения Неба. В качестве иллюстрации следует упомянуть исторический трактат Сулукад-зева «О воздушном летании в России с 906 лета от Р.Х.», где на примерах создания различных типов летательных аппаратов, ярко проявляется сила человеческого духа, не сгибаемая уверенность в реализации мечты «о летании по Небу», творчество российского народа, целенаправленная активная деятельность, стремление преобразовать действительность создавая ранее не существующее, подчёркнут вклад, привнесённый российской культурой в развитие мировой авиации и космонавтики, и как результат достигнутого - гордость народа достижениями отечественной авиации.
В качестве утверждения вышеизложенного необходимо опереться на наиболее значимые достижения и открытия отечественной авиации.
Анализ истории русской авиации и воздухоплавания свидетельствует о том, что идея летания имеет глубокие корни в самых различных слоях общества. Несмотря на косность и консерватизм патриархального строя, несмотря на общую техническую отсталость страны, живой струёй била талантливая инициатива учёных, конструкторов и изобретателей, работавших над созданием летательных аппаратов. Воздушные шары, дирижабли, орнитоптеры, геликоптеры, аэропланы - над созданием всех этих машин трудились российские гении.
Имеющиеся проекты, представленные русскими изобретателями свидетельствуют о том, что за много лет до западноевропейских и американских конструкторов уже были предвосхищены все элементы и агрегаты самолёта. Так, рули направления высоты, элероны, колёсное шасси были разработаны в России значительно раньше, чем за границей.
Российская Академия Наук сумела организовать первый в мире полёт воздушного шара в научных целях [53.].
Члену-корреспонденту русской Академии наук Лангсдорфу принадлежит честь первого в мире подъёма шара-зонда для изучения верхних слоев атмосферы.
Имеющиеся архивные документы доказывают, что задолго до официального признания аналогичных работ за границей, уже разрешили проблему создания управляемых летательных аэростатов, а также аэростатов с применением паровых двигателей: проект А. Снегерёва; проекты Н. Архангельского; Черносвитова Д.; реактивный аэростат инженера Третесского; Костиновичу удалось в конце XIX столетия не только спроектировать, но и построить все основные части дирижабля, включая и бензиновый двигатель [171.96.].
Социально-философский анализ взаимосвязи авиации с российской политикой и государственной экономикой
В современном российском социокультурном бытии феномен авиации совокупностью своей материальной и духовной составляющих, является одной из базовых жизненных ценностей, что предопределяет отношение к отечественной авиации как государства, так и всей социокультурной системы нашего общества.
В связи с чем, особую роль приобретает социально-философское осмысление значимости российской авиации в политических, экономических и социальных аспектах государства и общества. В частности философский подход к анализу соотношения социокультурного феномена авиации с российской политикой и государственной экономикой.
Проблема взаимосвязи авиации с российской политикой и государственной экономикой видится очень объемной и многоаспектной. Ставится цель в первом приближении рассмотреть наиболее общие проблемы соотношения авиации с политикой государства и российской государственной экономикой.
В связи с этим определимся в понятии «политика». Этот термин греческого происхождения, (politike —искусство управления государством). Он предполагает определённую социокультурную деятельность, связанную с отношениями как внутри государства, так и вне его. Основным вопросом этих отношений внутри государства может быть вопрос завоевания, удержания и использования власти. На международной арене политика государства имеет целью создание наиболее благоприятных условий для реализации своих внешних целей [162.342.J.
Термин «политика» ввёл древнегреческий философ Аристотель, по его мнению «политика - это цивилизованная форма общности, которая служит достижению «общего блага» и «счастливой жизни».
Таким образом, политика возникает как одно из важнейших условий социокультурного бытия общественной организации и государства. Своей всеохватывающей ролью она(политика) подчинила и процесс обмена веществ между природой и обществом. «Политика стала «концентрированным выражением экономики» по причине неизбежного присвоения в своих целях её вполне конкретных, материальных продуктов. Наличие их придавало необходимую силу и вес политическим доводам, политическим устремлениям и политическим решениям» [63.103.].
По Аристотелю «экономика» - это естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством необходимых для жизни продуктов. Социокультурные реалии двадцатого столетия трактуют экономику как «совокупность институционализированных способов деятельности, образцов социальных действий, образующих различные типы экономического поведения, посредством которых общество адаптируется к изменяемым условиям своего существования» [187.247.].
Поставим вопрос: какое место в мире российской политики и государственной экономики занимает авиация, как фактор и средство распределения и реализации достижений политических и экономических целей?
Мир политики вбирает в себя такое ключевое понятие, как «политическая власть». М. Вебер сформулировал следующее определение: «Политическая власть - уникальное явление, ибо оно выступает главным средством, инструментом решения фундаментальных проблем общественной жизни ..., регулирования экономической деятельности, ... всего, что относится к сфере бытовых потребностей личности и общества» [34.428].
Иными словами, функциональная значимость и востребованнасть авиации в обществе не может находиться вне мира российской политики, поскольку, является базовой потребностью современного социокультурного существования, а следовательно феномен авиации имеет не просто политическую значимость, но и политическую сущность. «Россия не может быть бескрылой»[169.3.] - является одним из основных тезисов современной российской внутренней и внешней политики, которая в сою очередь, неразрывно связанна с функционированием государственной и экономической системы в целом. Что обусловило создание в Государственной Думе Российской Федерации межфракционного депутатского объединения «Авиация и космонавтика России», в которое вошли представители более 60 членов всех фракций и депутатских групп. Возглавил объединение Геннадий Райков, по словам которого «одной из первоочередных задач всех ветвей власти, в том числе и нас, парламентариев, является сохранение достижений России и СССР в области авиации» [38.11.].
В 2004 году будет рассмотрено предложение о создании Комиссии Государственной Думы РФ по проблемам авиации и космонавтики [168.5.], на которую будут возложены полномочия определения перспектив развития российской авиационной сферы, поскольку «авиационный фактор - важнейший показатель державной мощи».
Для утверждения выдвигаемого тезиса о «политической и экономической сущности социокультурного феномена российской авиации», возможно опереться на проведённый В.И. Гамовым философский анализ взаимосвязи войны с государственной политикой и экономикой. Поскольку, в нём наиболее ярко выражена «взаимосвязь войны и экономики (и как её концентрированного выражения - политики государства) определяется по основным слагаемым самой экономики, так как они (слагаемые) позволяют оценить степень подготовленности сообщества людей к вооружённой борьбе [63.70.].