Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальные стереотипы и социальные инновации в системе деструктивных общественных отношений Царёв, Александр Сергеевич

Социальные стереотипы и социальные инновации в системе деструктивных общественных отношений
<
Социальные стереотипы и социальные инновации в системе деструктивных общественных отношений Социальные стереотипы и социальные инновации в системе деструктивных общественных отношений Социальные стереотипы и социальные инновации в системе деструктивных общественных отношений Социальные стереотипы и социальные инновации в системе деструктивных общественных отношений Социальные стереотипы и социальные инновации в системе деструктивных общественных отношений Социальные стереотипы и социальные инновации в системе деструктивных общественных отношений Социальные стереотипы и социальные инновации в системе деструктивных общественных отношений Социальные стереотипы и социальные инновации в системе деструктивных общественных отношений Социальные стереотипы и социальные инновации в системе деструктивных общественных отношений Социальные стереотипы и социальные инновации в системе деструктивных общественных отношений Социальные стереотипы и социальные инновации в системе деструктивных общественных отношений Социальные стереотипы и социальные инновации в системе деструктивных общественных отношений
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Царёв, Александр Сергеевич. Социальные стереотипы и социальные инновации в системе деструктивных общественных отношений : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Царёв Александр Сергеевич; [Место защиты: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева].- Саранск, 2011.- 181 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/217

Введение к работе

Актуальность темы исследования. И история XX в., и реалии современной общественной жизни рисуют ужасающие картины беспрецедентной по своим масштабам, темпам и силе социальной деструкции. Многочисленные вооружённые конфликты, войны и революции, государственные перевороты и террористические акты, массовые убийства и попытка геноцида целых народов, целенаправленное саморазрушение личности и тотальный суицид, бездумное уничтожение невосполнимых природных богатств и памятников культуры – вот далеко не полный перечень фактов, подтверждающих непрекращающийся рост деструктивных тенденций в структуре отношений современного социума.

В настоящее время деструктивность становится чуть ли не универсальным принципом существования и функционирования всей общественной системы. Активному разрушению подвергаются природная среда, люди, определённые общественные отношения, социальные институты, объекты материальной культуры, общество в целом, причём нередко эта социальная деструкция бывает напрямую связана как со стабильными, консервативными, устойчивыми феноменами общественной жизни – социальными стереотипами и предрассудками, так и с феноменами подвижными, креативными, продуцирующими новое – социальными инновациями.

Представляется очевидным, что в условиях системной неустойчивости, социально-экономического и ценностно-нормативного кризисов, динамичных социальных преобразований, в которых оказалось сегодня и российское общество, и весь цивилизованный мир, проблема социальных стереотипов и социальных инноваций в системе деструктивных общественных отношений приобретает необычайно актуальное звучание. Значимость социально-философского исследования обозначенной проблемы определяется как возросшей необходимостью концептуально-теоретических поисков в данной области, так и обострившимися потребностями общественной практики.

Целостный социально-философский анализ природы, сущности и специфики социальных стереотипов и социальных инноваций, особенностей их функционирования и форм проявления в системе деструктивных общественных отношений позволит глубже осмыслить и интерпретировать происходящие в современном обществе негативные изменения, вскрыть их корни, дать им рациональное объяснение. Поскольку проблема деструктивности социальных стереотипов и социальных инноваций имеет самое непосредственное отношение к бытию индивидов, социальных групп, общества, то от её своевременного решения во многом зависит дальнейшая судьба человечества, благополучие его существования и развития. Полученное в контексте социальной философии обобщённое знание о социальных стереотипах и социальных инновациях, их разрушительной роли в системе общественных отношений даст уникальную возможность выработать совершенно необходимые в современных условиях общежития социально-культурные механизмы сдерживания и блокировки деструктивных явлений и процессов, действие которых значительно уменьшит темпы и масштабы социального разрушения, гармонизирует общественные отношения, а соответственно, и отведёт опасность глобальной катастрофы.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема социальных стереотипов и социальных инноваций в системе деструктивных общественных отношений принципиально новая для социально-философской рефлексии. Исследования последних лет рассматривают в философском контексте, как правило, традиции и новации и упускают из поля зрения феномен социального стереотипа, лишь вскользь упоминая о нём. Не уделяется должного внимания и деструктивности как целостному социальному феномену, а также тем разрушительным тенденциям, которые вносятся в общественные отношения стереотипами и инновациями. Между тем феномены социального стереотипа и социальной инновации в достаточной мере изучены и широко представлены в научной литературе.

Феномен социального стереотипа исследуется в зарубежной науке с
20-х гг. XX в. и наиболее детально освоен в работах американских социальных психологов, социологов и философов, анализирующих различные модификации антропостереотипов: расовые, этнические, гендерные и др. В контексте общественного мнения, массовой коммуникации и массовой культуры стереотипы рассматриваются в работах У. Липпмана,
Э. Ноэль–Нойман, Р. О’Хары. Психоаналитический подход в изучении социальных стереотипов представлен концепциями Т. Адорно,
С. Московичи, З. Фрейда, К.–Г. Юнга. Связь стереотипов с фрустрацией и агрессией убедительно показана в теории «козла отпущения» Д. Долларда,
Н. Миллера, Р. Сиэрса и др. Негативные стереотипы и предрассудки рассматриваются в работах Б. Бетлхейма и М. Яновица, Д. Мартина,
Г.У. Оллпорта. Социальные установки исследуют С. Аш, Х. Дейкер и
Н. Фрейда, Л. Дуб, Д. Кац, Д. Кэмпбелл, Е. Ла Виолет, Ч. Осгуд, К. Силверт, М. Смит, М. Шериф, А. Шюц. В русле символического интеракционизма социальные стереотипы анализируется в работах Д. Дэвиса и С. Бэрана,
Т. Шибутани. Гносеологическому анализу этого феномена посвящены труды Р. Брауна, С. Ивао, О. Клайнберга, Г. Триандиса, М. Хьюстона и Й. Ясперса, Г. Шоэнфилда. Когнитивный подход в изучении социальных стереотипов реализован в работах Д. Гамильтона, Д. Маки, А. Миллера, Р. Нисбета,
Т. Петтигрю, Д. Тейлора, Т. Трейлера, Г. Тэджфела, С. Фиске и др. Неразрывную связь между стереотипами и властью прослеживают Х. Баба, М. Пикеринг, Э. Саид, С. Холл, Э. и С. Юэны.

В российской науке проблема социальных стереотипов получает разработку в 60–70-е гг. XX в. и первоначально представлена многочисленными критическими обзорами достижений зарубежной науки: В.Л. Артёмов, А.А. Бодалёв, И.С. Кон, Б.Д. Парыгин, Н.А. Рождественская, С.К. Рощин, О.Ю. Семендяева, Ю.Л. Шерковин, П.Н. Шихирев, В.А. Ядов. Оригинальные концепции социальных стереотипов на отечественной почве появляются только на рубеже XX–XXI вв.: В.С. Агеев, Р.В. Базиков,
О.Н. Ванина, Т.В. Васильева, С.В. Гладких, Д.В. Джамалян, Е.А. Иванова, В.В. Ковалев, А.В. Меренков, Ю.С. Метелкина, С.А. Нечаева, Н.С. Речкин, Т.Б. Рябова, Т.Г. Стефаненко, Н.П. Суходольская и др.

Концептуально-теоретическое осмысление социальных инноваций начинается в первой половине XX в. в зарубежной и отечественной социально-экономической мысли. Основы инновационного знания заложены в трудах Н.Д. Кондратьева, Г. Тарда, Й. Шумпетера. Зарубежная инноватика ведёт свой отсчёт с 30-х гг. XX в. и до настоящего времени ставит во главу угла технико-технологические, экономические и организационно-управленческие инновации. Их теоретическому и прикладному анализу посвящены работы таких исследователей, как И. Ансофф, Р. Гремингер,
Дж. Гэлбрейт, П. Друккер, Р. Ла Пьерре, Г. Менш, Б. Санто, М. Хучек и др.

Отечественный научно-теоретический дискурс по проблеме инноваций оформляется к 80–90-м гг. XX в. и поначалу связан с прикладными исследованиями в области экономики, менеджмента и социологии организации: Ф.Ф. Бездудный, В.И. Громеко, П.Н. Завлин, А.И. Ипатов,
Л.С. Кулагин, Г.А. Краюхин и Л.Ф. Шайбакова, А.А. Кутейников,
Н.Л. Маренков, А.А. Мешков, А.И. Пригожин, Р.А. Фатхутдинов,
Ю.В. Яковец и др. Примечательно, что в последние десятилетия в отечественном обществознании возрастает число работ, в которых ставится проблема ведущей роли инноваций в процессе социокультурного развития: А.С. Ахиезер, В.С. Капустин, В.Ж. Келле, Е.Н. Князева, Б.И. Кретов,
Н.И. Лапин, А.И. Неклесса, А.А. Поскряков, А.И. Ракитов, Б.В. Сазонов,
А.Г. Фонотов и др. Сегодня российские исследователи пытаются раскрыть сущность феномена инновации во всех его ипостасях, поэтому их теоретическое осмысление осуществляется не только в традиционном социально-экономическом, но и политическом (В.И. Буренко,
Л.Г. Глебанова, В.Л. Романов), социологическом (И.В. Бестужев–Лада,
В.В. Зародин, Ю.А. Карпова, В.А. Луков, Б.Ф. Усманов), социально-психологическом (О.С. Советова), педагогическом (Н.Т. Журавская,
В.В. Платонов, В.Б. Тарабаева), культурологическом (Э.Г. Абрамян,
С.А. Арутюнов, Э.С. Маркарян), социально-философском (В.Б. Агранович, Б.И. Кретов, С.Е. Крючкова, Н.Ф. Сайфулин, Т.А. Столярова, А.В. Теркина, В.Г. Федотова) контекстах.

Проблема деструктивных общественных отношений в отличие от проблемы социальных стереотипов и социальных инноваций освоена философией и наукой в недостаточной степени. Феномену деструктивности по сути посвящён только один фундаментальный труд – книга немецко-американского философа и психолога Э. Фромма «Анатомия человеческой деструктивности» (1973). Немало внимания разрушительности человека и социума уделяет учёный и в своей ранней работе «Бегство от свободы» (1941). Однако о «тёмной» стороне жизни человека и общества размышляют с древнейших времен. В терминах зла, смерти, насилия, войны, враждебности, классовой борьбы и проч. данный феномен осмысливают философы XVII, XVIII, XIX вв. – Т. Гоббс, Л. Гумплович, И. Кант, К. Маркс и Ф. Энгельс, Ф. Ницше, У. Самнер, Г. Спенсер, Ж.–Ж. Руссо и др.

В XX в. в связи с изучением проблемы человеческой агрессии и насилия к деструктивности обращаются А. Адлер, А. Бандура, Л. Берковиц, Дж. Доллард, Л. Дуб, К. Лоренц, О. Маурер, Н. Миллер, Р. Сиэрс, Р. Уолтерс, З. Фрейд, С. Шпильрейн, В. Штекель, К.–Г. Юнг и др. На социальную деструктивность проливают свет и активно появляющиеся в последние годы отечественные и зарубежные исследования: Ю.М. Антонян, С.Е. Вершинин и Г.А. Борисова, Я.И. Гилинский, В.Н. Дружинин, Е.В. Змановская,
Ю. Козелецкий, Ц.П. Короленко и Т.А. Донских, В.В. Локосов, И.В. Лысак, О.С. Осипова, Е.В. Сатыбалова, А.А. Трошин и др. Несмотря на то, что деструктивность как целостный социальный феномен не освоена должным образом, отдельные формы её проявления, например, такие как убийство, самоубийство, социальная нетерпимость, социальный конфликт, война, терроризм, вандализм, изучены достаточно глубоко: Ю.М. Антонян,
Ж. Бодрийяр, Р. Дарендорф, Э. Дюркгейм, Л. Козер, Б.Ф. Поршнев и др.

Соображения о деструктивной направленности социальных стереотипов и предрассудков, их негативном влиянии на поведение индивидов, межличностные и собственно общественные отношения содержатся в работах многих зарубежных и отечественных исследователей: В.С. Агеев, Р.В. Базиков, Э. Гидденс, Д. Майерс, Ю.С. Метелкина,
В.Д. Попков, Т.Г. Стефаненко, О.Ю. Семендяева и др., однако лишь некоторые из них уделяют данному вопросу отдельное внимание. Так, стереотипы негативизма и нетерпимости в обществе исследует
Н.П. Суходольская. Вопрос о проявлении агрессии в этнических стереотипах оказывается в центре научных изысканий Д.В. Джамаляна. Негативные стереотипы и «образы врага» в национальных конфликтах анализирует
И.Б. Гасанов. С.А. Нечаева рассматривает роль культурных стереотипов в ситуации межличностного конфликта. В целом проблема деструктивного влияния социальных стереотипов на общественные отношения не нашла комплексного освещения и требует серьёзных концептуальных доработок.

Анализ исследований по инновационной проблематике позволяет также констатировать практически полное отсутствие целостных взглядов на деструктивные проявления социальных инноваций в системе общественных отношений. Хотя о возможном негативизме инноваций высказываются многие: И.В. Бестужев–Лада, Н.И Лапин, А.А. Мешков, А.А. Поскряков,
А.И. Пригожин, О.С. Советова и др., всеобъемлющих работ по этой проблеме на сегодняшний день нет. Исследователи акцентируют своё внимание лишь на отдельных аспектах разрушительности социальных инноваций: рисках и неопределённостях инновационного развития (У. Бек, Э. Гидденс,
Ю.А. Зубок, П. Штомпка), побочных эффектах и патологии инноваций
(И.В. Бестужев–Лада, А.И. Пригожин), инновационном шоке (Э. Тоффлер), инновационной фрустрации и напряжённости (О.С. Советова), инновационных конфликтах (А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов, В.Б. Тарабаева, Л.Н. Цой).

Таким образом, в философской и научной литературе проблема деструктивности социальных стереотипов и социальных инноваций не получила всестороннего, последовательного и завершённого теоретического осмысления. Существующие в настоящее время исследования, так или иначе касающиеся данного вопроса, чаще всего фрагментарны и отрывочны, полны противоречий и неопределённости и не позволяют раскрыть суть поставленной проблемы в полном и желаемом объёме. В этой связи и назревает острая необходимость в социально-философском анализе разрушительных форм проявления социальных стереотипов и социальных инноваций в системе общественных отношений.

Объектом исследования данной диссертации выступают социальные стереотипы и социальные инновации как неотъемлемые компоненты общественной деструкции.

Предметом исследования являются особенности функционирования и формы проявления социальных стереотипов и социальных инноваций в системе деструктивных общественных отношений современности.

Цель и задачи исследования. Основная цель работы состоит в социально-философском анализе феноменов социального стереотипа и социальной инновации в системе деструктивных отношений современного общества.

Реализация данной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:

систематизировать теоретические представления о природе, генезисе, свойствах и функциях феномена социального стереотипа и показать их эволюцию в истории обществоведческой мысли;

раскрыть сущность и специфику феномена социальной инновации;

обобщить концептуальный опыт философии и науки в области изучения индивидуальной и социальной деструктивности;

определить роль социальных стереотипов в системе деструктивных общественных отношений и проанализировать основные формы их разрушительного проявления;

выявить деструктивный потенциал социальных инноваций и осмыслить возможные негативные последствия их внедрения в жизнь социума.

Гипотеза исследования строится на предположении о том, что социальные стереотипы и социальные инновации обладают социально-разрушительным потенциалом и способны оказывать неблагоприятное влияние на систему общественных отношений, порождая в ней различные деструктивные явления и процессы.

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретической основой диссертационной работы стали труды отечественных и зарубежных исследователей в области изучения социальных стереотипов и стереотипизации, социальных инноваций, деструктивных общественных отношений: социально-психологические, социологические и философские концепции социальных стереотипов и предрассудков, социально-экономические, социологические, культурологические и философские концепции социальных инноваций, философские концепции социальной деструкции, философско-социологическая теория конфликта, социологические теории девиации, социально-философские и социологические концепции риска.

Основу методологии данной диссертации составили комплексный и системный подходы. Комплексный подход дал возможность с опорой на достижения частных наук (социологии, социальной психологии, экономики, инноватики, культурологии и др.) разработать социально-философскую концепцию социальных стереотипов и социальных инноваций в системе деструктивных общественных отношений. Системный подход позволил рассмотреть социальные стереотипы, социальные инновации и деструктивные общественные отношения во внутренней системной целостности, выявить их составные элементы. Широкое применение в диссертационном исследовании нашли также такие научные методы, как диалектический, конкретно–исторический, социально–критический, компаративистский, статистический.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нём осуществлён целостный философский анализ особенностей функционирования и форм проявления социальных стереотипов и социальных инноваций в системе деструктивных общественных отношений. Диссертантом получены следующие самостоятельные результаты:

показана эволюция концептуально-теоретических воззрений на социальные стереотипы в истории обществоведческой науки, определена их природа, генезис, основные свойства и функции;

обоснована универсальная значимость социальных инноваций в жизни современного общества, выделены их сущностные и специфические характеристики;

систематизированы философские и научные знания о деструктивности, обозначены её социальные детерминанты, уровни, основные формы проявления;

выявлены и описаны деструктивные формы проявления и распространения социальных стереотипов в системе общественных отношений;

раскрыта двойственность социальных инноваций и проанализированы их возможные негативные последствия для общества.

Положения, выносимые на защиту:

1. Эволюция взглядов на социальные стереотипы в обществознании движется от концепций, трактующих стереотипы как однозначно негативные, иррациональные, неадекватные социальной действительности образования, к концепциям, в которых раскрывается амбивалентная сущность стереотипов, сложность их внутреннего содержания и внешнего выражения. Социальные стереотипы определяются как совокупность относительно устойчивых, упрощённых, схематизированных, аксиологически окрашенных представлений о социальных объектах (личности, социальной группе или общности, явлении, событии, факте и
т. д.), закрепившихся на уровне индивидуального и общественного сознания и в случае чрезмерного обобщения и излишне субъективной оценки нередко искажающих видение социальной действительности. Социальные стереотипы рациональны по своей природе, поскольку являются закономерным продуктом познавательных процессов – категоризации, генерализации, схематизации. Они имеют социальный генезис, т. е. создаются коллективным субъектом. Существуя в сознании как отдельных индивидов, так и всего социума, социальные стереотипы выполняют функции индивидуального (когнитивная, идентифицирующая, личностно-регулятивная) и социального (когнитивная, интегративная, общественно-регулятивная) уровней.

2. В современном обществе социальные инновации носят универсальный характер и проявляют себя в равной мере как в технико-экономической, так и политической, собственно социальной, духовной жизни, выступая основным формообразующим началом бытия социума и человека. Социальные инновации предстают как сложные социальные процессы введения, освоения и интеграции новых элементов в различных сферах общественной жизни, результатом которых становятся существенные и необратимые изменения в системе социальных отношений и взаимодействий. Сущность и специфика социальных инноваций определяется такими характеристиками, как социальная значимость, замена старого новым, переход системы на новый уровень развития, тесная связь с общественной структурой и культурой, субъектно-субъектный характер отношений, генетическое единство с традицией и способность стереотипизироваться, поливариативность и гибкость форм реализации, высокая степень неопределённости и риска, наличие большого числа побочных изменений, обратных эффектов и патологий, обострение социальных противоречий и конфликтов.

3. Деструктивность представляет собой особый тип целенаправленного воздействия социального субъекта (личности, социальной группы, социума в целом) на личностные, общественные и природные структуры, в результате которого происходит их полное или частичное разрушение (саморазрушение). Она детерминирована в первую очередь специфическими условиями общественного бытия (экономическими, политическими, социальными и духовными) и имеет два уровня проявления: индивидуальный (аутодеструкция) и социальный (деструктивные общественные отношения). Деструктивные общественные отношения – это такие негативные взаимодействия и связи между индивидами, различными социальными группами или общностями, которые разрушают или подрывают установленный в обществе и природе порядок. К основным формам деструктивных общественных отношений относятся вандализм, единичное или массовое убийство, геноцид, каннибализм, терроризм, насильственная революция, государственный переворот, война, экоцид.

4. Социальные стереотипы способны оказывать деструктивное влияние на общественные отношения. Эти менталистские образования не только служат «идейной» основой бесчисленных форм ксенофобии, нетерпимости и экстремизма, весомым оправданием социального неравенства и дискриминации, но и нередко перерастают в насилие и порождают в системе общественных отношений различные деструктивные явления (преступления ненависти, терроризм, геноцид, массовые протесты, беспорядки, бунты, вооружённые столкновения и т. п.), которые наносят серьёзный материальный и моральный ущерб общественной системе и тормозят её развитие.

5. Природа социальных инноваций двойственна. С одной стороны, они вносят в общественную жизнь конструктивные перемены, а с другой, содержат опасность социального разрушения. Деструктивный потенциал социальных инноваций выражают такие их сущностные характеристики, как высокая степень неопределённости и риска, наличие большого числа побочных изменений, обратных эффектов и патологий, конфликтность. Возможными негативными последствиями внедрения социальных инноваций в жизнь общества могут стать резкое ухудшение функционирования или деструкция тех или иных сфер общественной жизни и их элементов, массовый инновационный шок (физические и психические заболевания, социальное отчуждение и деструктивный социальный эскапизм – алкоголизм, наркомания, суицид, преступность), социальная напряжённость, конфликты. Основной формой деструктивного проявления социальных инноваций в системе общественных отношений становятся разрушительные инновационные конфликты (физическое насилие, митинги, пикеты, демонстрации, забастовки, голодовки, социальные беспорядки, бунты, насильственные революции и т. п.), которые, однако, в случае своевременного разрешения социальных противоречий и существенной корректировки вызвавших недовольство и сопротивление инноваций, могут быть направлены в конструктивное русло.

Научно-практическая значимость исследования. Результаты диссертационной работы позволяют значительно расширить и углубить теоретические представления о социальных стереотипах и социальных инновациях, обобщить и концептуализировать социальное знание о деструктивных формах их проявления в системе общественных отношений. Полученные результаты могут принести несомненную пользу как самим исследователям в дальнейших научных изысканиях, так и управленцам различных уровней при разработке и реализации инновационных проектов, программ по преодолению предрассудков, нетерпимости, дискриминации, экстремизма, деструктивных социальных конфликтов. Положения и выводы диссертации также могут быть применены в педагогической практике – в преподавании учебных и специальных курсов по социальной философии, социологии, социальной психологии, социальной инноватике, конфликтологии и другим дисциплинам социально-гуманитарного цикла.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на XIII–XIV научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и студентов МГУ
им. Н.П. Огарёва (Саранск, 2008, 2010), XXXVII–XXXVIII Огарёвских чтениях (Саранск, 2008, 2009), Итоговой региональной научно-практической конференции «Научный потенциал молодёжи – будущему Мордовии» (Саранск, 2009), а также на заседаниях кафедры философии для естественнонаучных и инженерных специальностей МГУ им. Н.П. Огарёва в 2007–2010 гг. Основные положения диссертации нашли отражение в восьми научных публикациях автора, две из которых напечатаны в рецензируемых научных журналах, входящих в перечень ВАК РФ.

Структура и объем работы. Структура диссертации диктуется логикой исследования. Она состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы (206 наименований). Общий объём диссертационного исследования составляет 181 страницу.

Похожие диссертации на Социальные стереотипы и социальные инновации в системе деструктивных общественных отношений