Введение к работе
Общая характеристика работы. Диссертационная работа посвящена исследованию феномена современного мифа, который проявляется, с одной стороны, как явление социально и психологически обусловленное, с другой стороны, его действие способно провоцировать определенные социальные процессы В исследовании рассматриваются особенности функционирования мифа в социальном пространстве современности
Актуальность темы исследования. Особая актуальность обращения к исследованию мифов и механизмов действия духовно-нравственных факторов обусловлена кризисным характером общественного развития, невозможность оперативной корректировки социальной «картины мира», сложность современных естественнонаучных теорий вызвали к жизни запрос на «мягкие» формы рациональности, в которых некоторые элементы знания подменены метафорами, социальными мифами Если раньше миф рассматривался в основном как донаучная форма объяснения окружающей действительности, в том числе социального мира, то к началу XX века на основе многочисленных исследований воззрения на миф качественно изменились Миф в современном понимании -«это не только донаучная форма объяснения мира, но и мировоззренческое основание (или побуждение) для социальных действий людей в заданном направлении, выражающее определенные групповые, классовые, государственные или национальные интересы» [1, с 1] Можно сказать, что в соответствии с теми или иными мифами творились важнейшие исторические действия, совершалась человеческая история
При рассмотрении массовых представлений, характерных для общественной жизни, мы становимся свидетелями того, что наряду с элементами научного и философского знания, в них распространено мифологическое мышление, которое укоренено во всех сферах жизни и механизмах регуляции социальных отношений Мифология является неотъемлемой составной частью социальных отношений
В лице мифа мы имеем дело с одной из универсалий сознания, но всякая универсалия, воплощаясь в действительность, актуализируется через конкретно-историческую форму проявления, в созревшей для этого ситуации Таким образом, мы оказываемся перед фактом обнаружения у современного человека мифологического сознания
Функция мифа как феномена общественного сознания, как способа понимания природной и социальной действительности, отнюдь не утратила своей актуальности, хотя в отличие от классического (архаического) мифа, локализуется преимущественно в социально-политической сфере При этом в отличие от классического современный миф конкретизируется применительно к актуальной действительности и рационализируется, с одной стороны, средствами направленного внушения (манипуляции), в частности, через СМИ, и, с другой стороны массовым сознанием, стремящимся воспринимать миф как истину
Изучение особенностей современных мифов, ее характеристик, проявлений приобретает в наши дни особое значение, что обуславливается рядом факторов
полимифологичность современного общественного сознания делает актуальной проблему осмысления современных мифотворческих коллизий
в эпоху бурного развития информационных технологий открывается много новых возможностей для создания и эксплуатации социальных мифов Опыт истории показывает, что мифы способны служить различным социальным, идеологическим, политическим целям. Наибольшую опасность для демократического государственного устройства представляет использование социальных мифов в целях идеологического воздействия и политического манипулирования Поэтому возрастает потребность в разработке и тщательном изучении этой проблематики
Исследование природы мифа, его проявления в обществе, особенности функционирования в социальных отношениях - все это предопределило актуальность диссертационного исследования
Степень разработанности проблемы включает длительную предысторию и сравнительно короткий современный период
Миф как особый социальный феномен представляет значительный интерес для изучения в рамках самых различных дисциплин, что обусловлено целым рядом причин, в частности его особой креативностью в современном социокультурном пространстве Широкий диапазон содержания мифа, включающий в себя типологически различные формы, такие как архаический миф и миф современный, зачастую приводит исследователей к мысли, что «мифа» не существует как некой типовой формы, а есть лишь локализованные в определенной культуре мифы, обусловленные данным культурным контекстом
Исследования мифов и мифомышления начали занимать внимание ученых
века в связи с открытием этнографических групп, находящихся на ранних стадиях развития, а также с исследованиями в области социологии религии В
веке был накоплен огромный фактический материал в области изучения мифов, религиозных символов и ритуалов, предприняты попытки исследовать архаические пласты человеческого сознания, систематизированы и обобщены древние мифологические тексты (Дж Кэмпбелл, К Леви-Брюль, Л Леви-Строс, Дж Фрэзер, К Хюбнер, М Элиаде и др), методами аналитической психологии выведена зависимость поведения людей от мифологических образов подсознания (К -Г Юнг) Достигнутый уровень научных результатов позволил применить их не только к древним сообществам, но и к современному обществу (в особенности, к современной политике)
Природа современных мифов находится на пересечении различных систем ценностей, идеологий, отражается во всех формах общественных связей и взаимодействий, носит комплексный и многоуровневый характер Это обстоятельство обусловило интерес к данной проблеме со стороны исследователей, работающих в рамках различных научных дисциплин, в частности, социологии, социальной психологии, социальной философии, политологии, культурологии и т д В частности, современность породила потребность в новых исследовани-
ях общественных процессов, связанных с секуляризацией и массификацией социальных явлений (Г Лебон, X Ортега-и-Гассет и др), с воздействием на сознание средств массовой информации (Г Тард), с выделением основополагающих стилей мышления (К Мангейм), с новыми проявлениями иррациональных мотивов в массовом поведении (С Московичи)
Среди работ, касающихся мифов, можно выделить две категории Одна рассматривает миф как бы извне, то есть в сравнении с другими формами общественного сознания К ним можно отнести работы ДР Винера, К Леви-Брюля, М А Лившица, В М Найдыша, В М Пивоева, О М Фрейденберг
Но наибольший интерес для нас представляют работы, которые рассматривают миф как бы «изнутри», то есть стремятся встать на точку зрения субъекта, исследовать внутреннюю структуру мифа и закономерность его развития.
К этим исследованиям относятся работы Р Барта, П С Гуревича, Э Кас-сирера, К Леви-Строса, А Ф Лосева, К Хюбнера, М Элиаде, К -Г Юнга Именно работы этого направления на наш взгляд, раскрывают сущность и проявления современных мифов, анализируя их внутреннюю структуру
В работах К Леви-Строса представлена дуально-амбивалентная анатомия мифа В основе его взглядов лежит представление о том, что все бинарные оппозиции при всем их многообразии отличаются лишь материалом образов Структура же мифов остается неизменной Он полагал, что смысл каждого явления раскрывается в мифе путем неограниченного числа трансформаций, так называемых бинарных оппозиций Подобного рода однозначность мифологизированного состояния позволяет принимать простые решения сложных проблем, а также объясняет «маятниковое» сознание, переходящее из одной крайности в другую
Рассмотрение мифа с психоаналитической точки зрения К -Г Юнгом, привели его к выводу об универсальности, укорененности мифологического мышления в человеческой природе вообще Коллективное мышление продуцирует архетип, который и является источником мифов Архетипы, продуцируемые бессознательным, лишены самостоятельного содержания и проникают в сознание через эмоционально насыщенные образы, превращая их в символы Концепция К -Г Юнга приобретает для нас особую значимость при анализе качества современного мифотворчества, призванного учитывать индивидуальное и коллективное переживание мифа
Э Кассирер в своем фундаментальном труде «Философия символических форм» (1922) приходит к выводу о том, что мир мифа имеет свои законы, согласно которым, слово и образ неотделимы от обозначенных ими предметов Кассирер рассматривает миф как форму мысли, форму созерцания и форму жизни Исследуя символическое мышление, Кассирер приводит многосторонние доказательства тому, что мифотворчество является одним из древнейших видов человеческой деятельности, основой его духовной жизни
Новаторский подход по отношению к мифу отмечается в работах А Ф Лосева Следуя Лосеву, можно сказать, что толкование мифа - это не обвальное его понимание и не механистическое толкование, а прочтение с мыс їй
Тот смысл, который содержится в мифе, как раз и будет смыслом событий, предсказанных мифом или описанных им
Собственно смысл - это то, что все время ускользало от исследователей, пытающихся использовать миф для объяснения психических и социальных явлений
Среди современных российских исследований по проблеме мифа наиболее полно данный феномен представлен в монографии В С Полосина «Миф Религия Государство исследование политической мифологии», действие социальных мифов в различных сферах жизни общества на конкретных примерах показано в работе С Г Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием», в работах Г В Оси-пова «Социальное мифотворчество и социальная практика», «Социология и социальное мифотворчество», исследование современной политической мифологии проводится А Цуладзе и А Кольевым в одноименной работе «Политическая мифология», отдельные аспекты современной мифологии раскрыты в учебном пособии для вузов А Ф Косарева «Философия мифа»
Обширный материал исследований различных аспектов современной мифологии рассмотрен в работах В И Копалова, В М Пивоева, особенности функционирования политической мифологии исследованы С Г Кара-Мурзой, М А Хевеши Влияние СМИ на формирование и внедрение социальных мифов рассматривает в своей работе В П Терин
Проблема исследования феномена мифа не осталась вне внимания и казахстанских исследователей Проблема мифа рассматривалась в связи с другими вопросами и проблемами, под другими углами зрения и ракурсами в работах Ч Валиханова («Следы шаманства у киргизов»), А X Маргулана («О носителях древней поэтической культуры казахского народа»), С Н Акатаева («Мировоззренческий синкретизм казахов»), АХ Касымжанова («Духовное наследие казахского народа»), Гарифоллы Есим («Сана болмысы»), А Н Ны-санбаева, Ф М Сулейменова («Между мифом и разумом из опыта духовных исканий XX века»), С А Каскабасова («Золотая жила Истоки духовной культуры Избранные исследования»), М С Орынбекова («Предфилософия прото-казахов», «Верования древнего Казахстана», «Духовные основы консолидации казахов»), Ж К Каракузовой, М Ш Хасанова («Космос казахской культуры»), Ж А Алтаева («Казак философиясы»), Б Г Нуржанова, Т X Габитова («Культурология»), Б Ж Есекеева («Познавательное отношение к миру в контексте логики мифа»), А Б Наурзбаевой («К вопросу о номадическом хронотопе (Мифологическая парадигма сказки «Ер Тостик»)), 3 Ж. Наурзбаевой («Мифориту-альные основания казахской культуры»), НЖ Шахановой («Мир традиционной культуры казахов»), К Ш Нурлановой («Земля - духовная опора народа»), К Ш Шулембаева («Маги, боги и действительность»), О К Бекежана («Когам жэне миф») и др
Особо хотелось бы отметить фундаментальный труд «Аргыказак мифологиясы» известного отечественного исследователя С Кондыбая, который разработал и совершенствовал методологию исследования и систематизации мифологического материала, которую он назвал «мифо-лингвистической шко-то й»
К сожалению, в Казахстане современная мифология по объективным причинам пока еще мало изучена, хотя фактического материала для анализа более чем достаточно Исследования, посвященные проблеме современного мифа и мифотворчества отражены в работах А Н Нысанбаева, О К Бекежана, Л Умирзаковой
Обобщая социально-философскую литературу по теме диссертации, следует констатировать в работах названных ученых, при всей их плодотворности, не было выработано согласованного теоретического подхода к проблеме мифа, отсутствует целостное представление, как о процессе мифотворчества, так и его результатах - социальных мифах Кроме того, не всегда верное определение сущности этого феномена (мифа) создает в общественном сознании искаженное представление о сути данного явления
В целом, в доступной литературе нет пока еще в полной мере точной формулировки мифа и его места в социальных отношениях
Целью исследования является выявление механизма формирования современных мифов (социальных, политических) и закономерностей их воздействия на социальные процессы, отношения
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи
определить природу и истоки мифа как социального явления, отражающего важнейшие стороны человеческой природы,
раскрыть специфику современного мифотворчества и мифосознания, определить направления модернизации способов его продуцирования,
дать системное описание основных функций мифа в социальных отношениях,
рассмотреть закономерности воздействия политических мифов на социальные процессы,
- выявить мифологические характеристики общественного сознания
Объектом исследования являются социальные отношения и социальная
реальность
Предметом исследования является механизм формирования мифологических конструкций и динамика мифотворчества в социальных отношениях
Методология и методы исследования Рассматриваемая проблема имеет комплексный характер и находится на пересечении разных направлений социо-гуманитарного знания, поэтому методологической основой данной работы является комплексный, междисциплинарный подход к анализу современного мифа Суть его состоит в сочетании социально-философского, психологического, социально-культурологического, а также социологического подходов к рассматриваемой проблеме
Теоретико-методологическую базу исследования составляют научные концепции, отражающие такие категории, как «социальный миф», «мифотворчество», «политические мифы», «ремифологизация», «демифологизация» и «мифологическое сознание» в социально-философском аспектах (А Ф Лосев, П Гу-ревич, Т Алпеева, В С Полосин, и т д )
При сравнении современного мифа с архаическим использовались методы теоретического обобщения и сравнительного анализа
Научная новизна исследования заключается в следующем
показано, что современная мифология, интерпретируя наличную действительность, формирует идеал и подкрепляет тип воспроизводства социальных отношений,
выявлено, что современное мифотворчество неизбежно в условиях расширения визуального компонента восприятия мира, обилия и мозаичности информации, когда индивид и общество вынуждены «выделять» определенный приемлемый образ окружающей действительности,
систематизированы и исследованы функции мифа в социальных отношениях, при этом выявлено, что миф носит характер полифункциональности,
определено, что мифы выполняют своего рода роль «страховки» в ситуациях духовного дискомфорта, когда усиливается потребность общества в стабильности, защищенности, самоидентификации;
обосновано, что миф в обществе практически неискореним, так как воспринятый общественным сознанием, миф постепенно удаляется от первоначального замысла его воздействия на социум, и начинает восприниматься в качестве коллективного «желания» и образа действия
Положения, выносимые на защиту:
современный миф является обязательным элементом социальных отношений, при этом выполняет ряд необходимых как на уровне общества, так и на уровне индивидов функции,
в современном обществе мифотворчеству способствуют характер распространения информации и механизмы ее воздействия,
постоянная адаптация общественного сознания к стремительным изменениям во всех сферах социальной деятельности порождает особые его состояния, так называемые «метаморфозы» В зависимости от того, какая сфера социальной действительности находится в состоянии кризисности, какие «метаморфозы» общественного сознания доминируют, возникает тот или иной тип мифов,
успех, позитивная сторона социальных (политических) мифов может проявляться лишь в его связи с культурной и национальной традициями Сущность воздействия социального мифа в том, что он неявен для сознания, но должен быть узнан, должен получить психологический отклик,
роль современной мифологии в социальных отношениях двояка с одной стороны, высокая эффективность социальных мифов направлена на укрепление стабильности и психологического благополучия общества, с другой - недостаточное понимание сущности мифа в процессе социального мифотворчества может не только снизить эффективность их воздействия, но и привести к глубоким социальным катаклизмам
Теоретическая и практическая значимость исследования. Научно-познавательная значимость результатов исследования определяется тем, что предложенная методология изучения мифа и теоретические выводы, сделанные на ее основе, развивают собственно теорию мифа, способствуют углублению представлений о современном мифотворчестве
Содержащиеся в работе выводы могут способствовать углублению понимания процессов современного глобального кризиса, исторического прошлого и настоящего конкретных обществ
Практическая значимость заключается в возможности применения материала, содержащегося в исследовании для разработки учебных программ и курсов, читаемых в рамках дисциплин социально-гуманитарного цикла в высшей школе
Апробация работы. Основные идеи диссертационной работы излагались на следующих международных конференциях Международная конференция «История философии классика и современность», Вторые Касымжановские чтения (Алматы, 2005), Международная конференция «Аль-Фараби в истории культуры» (Алматы, 2006), Международная научно-практическая конференция «Суверенный Казахстан прошлое, настоящее и будущее» (Алматы, 2007), Международная научная конференция «Антропологический дискурс в казахской философии и современность» (Алматы, 2008)
Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 8 научных статей, из них 4 изданы в журналах, рекомендованных Комитетом по контролю в сфере образования и науки МОН РК
Структура и объем работы. Цель и основные задачи, поставленные в диссертационном исследовании, определили структуру работы, которая состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников