Содержание к диссертации
Введение
I. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ЗДОРОВЬЯ И ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА 15
1.1. Проблема здоровья и его трактовка в исторической ретроспективе 15
1.2. Формирование валеологической культуры человека 39
II. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 71
2.1. Влияние объективных и субъективных факторов на образ жизни и здоровье человека 71
2.2. Взаимодействие валеологической и санологической составляющих в формировании
здорового образа жизни 106
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 145
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 150
- Проблема здоровья и его трактовка в исторической ретроспективе
- Формирование валеологической культуры человека
- Влияние объективных и субъективных факторов на образ жизни и здоровье человека
Введение к работе
Актуальность исследования. Объективная реальность не оставила никаких сомнений в том, что существование цивилизации, а также будущее самого человека как вида Homo sapiens в существенной степени зависят от решения важнейшей социальной задачи современного общества -сохранения здоровья человека. Социально-экономические и политические преобразования государств XX - XXI в.в., формирование общепланетарной цивилизации, глобализация мировых процессов, экологические проблемы ведут к целому ряду нерешенных проблем и негативно отражаются на здоровье людей. Во-первых, научно-технический прогресс, социально-экономическая трансформация общества, возрастающие требования к культурному и образовательному уровню людей изменили характер труда, что повлекло за собой информационные, интеллектуальные, психические перегрузки, снижение мышечной активности и иммунитета, как у детей, так и у взрослых людей. В связи с высокой технизацией, информатизацией современной среды обитания и усиливающейся дисгармонией между биологическими резервами, возможностями организма и требованиями социума, возросла социальная значимость образа жизни. Во-вторых, появление новых, чрезвычайно опасных болезней (СПИД, вирусные геморрагические лихорадки, птичий грипп, микоплазменные инфекции), уносящие жизни тысяч людей, социально значимые болезни (сердечнососудистые, онкологические, венерические заболевания, сахарный диабет, наркомания, алкоголизм и др.) снижают уровень здоровья и порождают негативные тенденции в демографической ситуации. В-третьих, сохранение традиционного менталитета населением и медицинскими работниками по отношению к индивидуальному здоровью и здоровью нации. Трудно достигнуть положительных результатов без активного отношения человека и населения к здоровью, изменения менталитета личности и общества. Эта сторона проблемы не менее важна, чем усилия со стороны государства.
Одной из причин нестабильной ситуации в области охраны здоровья российских граждан Всероссийский центр изучения общественного мнения выделяет недостаточное внимание к проблемам здравоохранения со стороны федеральных и региональных органов власти. Исследуя динамику настроений населения, социологи констатируют, что 69,19 % людей отмечают недостаточное внимание федеральных органов власти к здоровью граждан Российской Федерации, а 58,72 % - неэффективную работу органов управления здравоохранением1.
В современной отечественной и зарубежной литературе нередко наблюдается тенденция рассмотрения отдельных специфических сторон здорового образа жизни и здоровья населения, что в определенной степени препятствует выяснению общих принципов формирования здорового образа жизни и механизмов функционирования здоровья как комплексной проблемы. Социально-философский анализ, представляемый автором диссертации, позволяет рассмотреть условия среды обитания, образ жизни и здоровье человека как целостную открытую систему, способную в определенной мере к саморегуляции и самовосстановлению.
Следует признать, что лишь в последнее время наблюдается повышение интереса к исследованиям, в которых в той или иной мере затрагиваются философские и социальные аспекты валеологии, формирования здорового образа жизни. Однако социально-философскому анализу индивидуального здоровья человека, его валеологическому аспекту, несмотря на важность, в силу разных причин, должного внимания не уделялось. Отсюда следует важность выяснения социально-философских проблем здорового образа жизни и индивидуального (валеологического) здоровья, принципов мотивации человека и всего населения к формированию здорового образа жизни.
Научная разработанность темы исследования. Анализ литературы по исследуемой проблеме позволяет разделить ее на несколько групп.
К первой следует отнести труды, в которых известные ученые И. И. Брехман, В. П. Казначеев, В. Л. Кулиниченко, Л. Г. Татарникова, В. В. Колбанов, Г. Л. Апанасенко, Г. А. Кураев, Г. К. Зайцев и ряд других авторов разрабатывают общие вопросы валеологии1.
Во вторую группу входят работы К. С. Хруцкого, И. Н. Смирнова, Н. К. Смирнова, А. Е. Чекалова, В. Е. Давидовича и др.2, в которых представлен социально-философский анализ проблемы здоровья человека и валеологии как науки.
К третьей группе относятся диссертационные исследования Д.А. Изуткина (г. Н. Новгород), Я.В. Боровиковой (г. Москва), Э.Ю. Бачиевой (г. Махачкала), А.Е. Чекалова (г. Ростов н/Дону), К.С. Хруцкого (г. Новгород), Д.В. Уланова (г. Москва) и др., в которых анализируются и разрабатываются методы формирования здорового образа жизни, физического, психического, нравственного здоровья человека, наиболее оптимальные условия его сохранения и улучшения3.
1 Апанасенко, Г. Л. Валеология: право на самостоятельность [Текст] / Г.Л. Апанасенко // Медицинская газета. -11.10.96. - № 81. - С. 12.; Колбанов, В. В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. [Текст] / В.В. Колбанов. - СПб.: ДЕАН, 1999. - 232 с; Татарникова, Л. Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. Издание второе, переработанное и дополненное. [Текст] / Л.Г. Татарникова. - СПб., изд. «Петроградский и К», 1997.-416 с; Ананьев, В. А. Введение в психологию здоровья: Учебное пособие. [Текст] /В.А. Ананьев - СПб.: Балтийская Педагогическая Академия, 1998. - 148 с; Казначеев, В. П. Основы общей валеологии. Учебное пособие [Текст] / В.П. Казначеев. -М.: Изд-во «Институт практической психологии». 1997.-48 с. Валеология человека: Здоровье - любовь - красота. В 5 томах; [Текст] / Валеологический семинар академика В.П, Петленко. - Санкт-Петербург. Изд-во «Петроградский и К». 1996 и др.
2 Смирнов, И. Н. Здоровье человека как философская проблема [Текст] / И.Н. Смирнов // Вопросы философии- 1985.-№7. - С. 83-93; Смирнов, Н. К. Валеология. [Текст] /Н.К. Смирнов. - М.: Издательство Республиканского института повышения квалификации работников образования, 1995. - 35 с; Давидович, В. Е., Чекалов, А. Е. Здоровье как философская категория [Текст] / В.Е. Давидович, А.Е. Чекалов//Валеология. - 1997.-№ 1-С. 8-11 и др.
3 Бачиева, Э. Ю. Научно-теоретические основы развития системы валеологического образования младших школьников. [Текст] / Э.Ю. Бачиева // Автореферат диссертации канд. педагогических наук. Дагестанский государственный педуниверситет. Махачкала. - 2004. - 22 с; Боровикова, Я. В. Организационно-педагогические условия реализации валеологических технологий в процессе профессиональной деятельности социального педагога. [Текст] / Я.В. Боровикова. // Диссертация канд. пед. наук, 2005. - Москва. - 186 с; Чекалов, А.Е. Проблема здоровья во внерациональных формах культуры [Текст] / А.Е. Чекалов // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Ростов-на -Дону, 1997. - 27 с; Хрупкий, К.С. Аксиологический подход в современной валеологии [Текст] / К.С. Хруцкий // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Великий Новгород. - 2000. - 25 с; Кураев, Г.А., Бахтин, О.М., Иваницкая, Четвертая группа включает в себя научные публикации, в которых валеология рассматривается с позиций психологии, педагогики, социологии. Сюда же входят работы, в которых исследуются влияние окружающей среды (в первую очередь, природной) на состояние здоровья людей, особенно подрастающего поколения1.
Труды зарубежных ученых выделены в пятую группу. Важность этих исследований заключается, прежде всего, в том, что семейный врач, а по существу личный врач отдельного человека или же семьи в своей деятельности руководствуется концепцией, которая предписывает рассматривать пациента как целостную личность, как субъект, делающий все необходимое для сохранения своего здоровья. Как известно, семейная медицина благодаря использованию современных лечебных технологий добилась значительных успехов. В качестве одного из примеров можно указать на использование карманной экспертной компьютерной системы Personal Medical Assistant (РМА), позволяющей в любое время консультировать пользователя по вопросам индивидуального здоровья, что повышает уровень профилактической медицинской помощи за счет своевременного выявления изменений в состоянии здоровья, способствует стабилизации психологического состояния за счет получения более полной и объективной медицинской информации о своем личном здоровье в реальном режиме времени1-.
В особую группу следует выделить работы по санологии А.А. Гусейнова, Ю.П. Лисицына, Г.И. Царегородцева, Г.Х. Шингарова, A.M. Изуткина, И.С. Ларионовой, И.Н. Ступакова, И.В. Самородской и др.2, в которых исследуется влияние социальных, экономических, ценностных, экологических условий на здоровье человека, на формирование здорового образа жизни. А также работы по исследованию влияния экстремальных условий (К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, М. Бубер, М. Хайдеггер и др.), факторов риска на жизнь и здоровье человека (Т.В. Керимова, К.Н. Хабибуллин, О.Н. Яницкий, В.И. Зубков, Э. Гидценс, С.А. Ефименко и др.) Анализ здоровья с позиций аксиологии (Ф.Н. Блюхер, Л.В. Фесенкова, Е.С. Демиденко и др.), связь проблем здоровья с мировоззрением общества (И.А. Бескова, Ю.П. Михаленко и др.).
Несмотря на публикацию фундаментальных медико-биологических, психофизиологических трудов по проблемам здоровья, следует признать недостаточную разработанность социально-философских, теоретико-методологических вопросов формирования активной мотивации на потребность в здоровьи и его сохранении, мотивации формирования здорового образа жизни. Учитывая огромное значение социальных факторов, влияющих на жизнедеятельность человека, требуется серьезный социально-философский подход к решению комплекса задач, связанных с укреплением индивидуального здоровья и формированием здорового образа жизни. Вместе с тем следует отметить, что в современном обществе формируется здравоцентристская парадигма, суть которой заключается в том, чтобы к анализу и укреплению здоровья, мотивации его сохранения подходить с учетом медицинских, биологических, психологических, педагогических и социально-философских идей и принципов исследования. Именно эта парадигма, главным образом, предопределила выбор темы настоящей работы.
Цель исследования - на основе социально-философского анализа валеологии, рассматриваемой в органической связи с формированием здорового образа жизни человека, выявить основные факторы, влияющие на здоровье человека и разработать предложения и методологические ориентиры по их учету.
Научная задача заключается в анализе социально-философских основ формирования здорового образа жизни и индивидуального (валеологического) здоровья человека.
Гипотеза: в связи с тем, что здоровье является важнейшей предпосылкой благополучия человека и условием его гармоничного развития, выявление факторов, влияющих на формирование здорового образа жизни и здоровье, содействует решению важнейших здравоохранительных задач современного общества.
Достижение поставленной цели и решение научной задачи предполагает постановку и решение следующих задач исследования:
- выявить взаимосвязь между уровнем социально-экономического развития общества, формированием валеологических идей и мотивированно- ценностным отношением к здоровью человека;
- выявить влияние ролевого поведения человека в обществе, экстремальных ситуаций на здоровье человека и их роль в формировании валеологической культуры;
- охарактеризовать объективные и субъективные факторы, влияющие на образ жизни и здоровье человека;
- проанализировать валеологическую и санологическую составляющие в формировании здорового образа жизни;
- предложить авторскую дефиницию «валеологии», сформулировать принципы формирования мотивации здорового образа жизни.
Объектом исследования является здоровый образ жизни и здоровье человека.
Предметом исследования является анализ социально-философских проблем формирования здорового образа жизни и индивидуального (валеологического) аспекта здоровья человека.
Методологической основой диссертационного исследования являются концептуальные положения общенаучной методологии, ее понятийно-категориальный аппарат, принцип детерминирующей роли социально-экономических и экологических условий в формировании здоровья человека.
Диалектический метод использовался для анализа взаимодействия объективных и субъективных факторов, валеологической и санологической составляющих, их влияния на образ жизни и здоровье человека. Принцип системности позволил рассмотреть личность и среду как открытую, функциональную, динамическую систему, в которой между составляющими элементами реализуется принцип причинно-следственных взаимовлияний. Исторический подход позволил исследовать проблемы здорового образа жизни и здоровья в рамках диалектико-материалистического мировоззрения и гуманистической системы ценностей.
Теоретической основой диссертации явились концептуальные положения, обоснованные в научных публикациях авторитетных представителей отечественной и зарубежной социально-философской мысли, посвященные философским и социальным проблемам медицины.
Эмпирическую базу исследования составили факты, содержащиеся в монографиях, материалах научно-практических конференций по проблемам здорового образа жизни и валеологии, статистических и информационных материалах прессы.
Достоверность и научная обоснованность результатов обеспечивается применением методов, соответствующих цели и задачам исследования, широтой источниковой базы, охватывающей различные области научных знаний: философию, валеологию, психологию, биологию, санологию, учетом различных точек зрения, в которых отражена проблема сохранения и укрепления здоровья, здорового образа жизни.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
- показано, что социум в формировании здорового образа жизни является не просто обычным, внешним средовым фактором, а выступает в роли своеобразной метасистемы, в которой в выраженной детерминационной зависимости укрепляется или наоборот, разрушается биогенетический потенциал человека, общества в целом и его важнейший компонент — здоровье. Болезнь человека также возникает не в автономном режиме саморазвития, а в выраженной зависимости от экосоциума;
- на основе социально-философского анализа выявлена взаимосвязь между уровнем социально-экономического развития общества, общей и гигиенической культурой, типом ментальности и мотивацией к сохранению здоровья;
- обоснована важность рассмотрения здоровья и образа жизни в экстремальных условиях;
- раскрыта диалектика взаимодействия объективных и субъективных факторов в здоровом образе жизни;
- обоснован системный подход к валеологической и санологической составляющим в формировании здорового образа жизни;
на основе различных интерпретаций дефиниций валеологии, существующих в научной литературе, автором уточнено это понятие с позиций социальной философии;
- обоснованы принципы формирования мотивации здорового образа жизни, которые способствуют реализации социально-философского подхода к решению комплекса задач, связанных с укреплением индивидуального здоровья и формированием здорового образа жизни в современных условиях. Положения, выносимые на защиту:
1. Взаимосвязь формирования социально-экономического развития общества, типа ментальности, валеологических идей и мотивированно-ценностного отношения населения к сохранению и укреплению здоровья. Исследование, проведенное автором, позволяет заключить, что отношение человека к сохранению и укреплению индивидуального здоровья зависит от уровня социально-экономического развития общества, общей и гигиенической культуры, типа ментальности, формирования мотивации к сохранению здоровья. Выявление указанной зависимости позволяет констатировать, что качество индивидуального здоровья в решающей степени определяется социальными условиями и личностью, обладающей адекватной и активной мотивацией, которая на протяжении нескольких столетий претерпевала трансформацию, связанную с мотивированно-ценностными позициями общества.
2. Влияние ролевого поведения человека в обществе, экстремальных ситуаций на формирование валеологической культуры личности. Нередко особенности образа жизни влияют на поведение человека, могут изменить взгляды личности на здоровье, стимулировать появление веры в индивидуальные возможности личности, в наличие внутренних механизмов оздоровления. Для преодоления страха и изменения образа жизни необходимо глубокое понимание причин экстремальной ситуации, осознание конечности своего бытия, возможности выбора в реальных условиях жизни человека, что является, в определенной степени, новой философией жизни личности.
3. Диалектика взаимодействия объективных и субъективных факторов, влияющих на здоровье и здоровый образ жизни человека. Выделенные факторы - это диалектически противоречивые стороны единой системы «личность — среда». Человек живет в материальном мире, созданном природной и социальной средой. Сознание отражает процессы и предметы окружающего мира, т.е. субъективное (идеальное) отражает объективный мир (материальное) и предстает как переживание ситуаций социальной и природной среды, как самочувствие, влияющее на образ мыслей и действий. Объективные процессы (социально-экономические и экологические) протекают в окружающей человека среде возрастающими темпами. Субъективные процессы (сознание, культурно-духовные традиции) отстают от ускоренного развития экосоциума. Так возникают противоречия между объективными и субъективными факторами в образе жизни человека, отражающиеся на здоровье. Гармоничное сочетание данных факторов приведет к уменьшению противоречий, к полноценному функционированию организма, здоровому образу жизни и здоровью населения.
4. Взаимодействие валеологической и санологической составляющих в формировании здорового образа жизни и здоровья с позиций системного подхода. Человек — открытая самовосстанавливающаяся, саморегулирующаяся система, постоянно обменивающаяся энергией, веществом и информацией с окружающей средой. Порядок в системе «личность - среда» находится в динамическом равновесии и подчинен принципам иерархии и гармонии. Главным фактором формирования системы следует считать гармонизацию личности, социальной и природной среды. Механизмами, поддерживающими систему - связи внутри организма, между личностью и средой обитания. Управляющими механизмами - генотип, высшую нервную деятельность человека, его интеллект, нравственность, законы природы и социальной среды.
5. Предложена авторская дефиниция. Валеология - наука о механизмах формирования здоровой, гармоничной, свободной, креативной личности. Созидание здоровья, переход к здоровому образу жизни возможны лишь в случае изменения ментальности отдельной личности и населения в целом, пересмотра отношения к собственному здоровью и образу жизни. Предложенные принципы формирования мотивации здорового образа жизни (аксиологичность, постепенность, индивидуальность, навыки саногенного мышления, холизм, каузальность, апперцепция), позволяют конструировать индивидуальную систему здоровья, отражают ситуацию выбора человеком витальной стратегии, философии собственной жизни, что весьма важно в условиях становления современной глобальной цивилизации. Креативное моделирование индивидуального здоровья находится в тесной связи с формированием здорового образа жизни, качеством и удовлетворенностью жизнью.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что здоровый образ жизни рассматривается как системное образование, способствующее взаимообогащению общественного и индивидуального здоровья, стимулирующее возникновение внутренней мотивации человека к укреплению и совершенствованию своего здоровья. Авторский подход к исследованию проблем здорового образа жизни и индивидуального здоровья, выявление факторов, влияющих на формирование здорового образа жизни, определение принципов мотивации здорового образа жизни и здравосозидания существенно дополняет предметную область социальной философии, валеологии, клинической психологии, в связи с чем он может быть использован при проведении ряда междисциплинарных исследований.
Практическая значимость работы. Содержащиеся в диссертации положения и рекомендации могут представлять значительный интерес для практической деятельности центров профилактической медицины, наркологических диспансеров. Представленное исследование здорового образа жизни и индивидуального здоровья дает возможность более квалифицированно судить о субъективных и объективных проблемах формирования образа жизни и здравосозидания, возможностях креативного моделирования индивидуального здоровья и образа жизни. В этом смысле предложенные принципы мотивации формирования здорового образа жизни могут быть применены для создания комплексных программ центров реабилитации больных. Результаты представленной работы могут послужить основой для построения программ элективных курсов для учащихся.
Материалы работы могут найти применение в системе подготовки и переподготовки преподавателей и медиков. Основные положения и выводы диссертации будут полезны при чтении курсов социальной философии, валеологии, гигиены, экологии человека, клинической психологии.
Теоретические положения, разработанные в диссертации, могут быть использованы для анализа и прогнозирования развития здорового общества.
Апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в тезисах выступления на Международной научно-практической конференции «Философия. Культура. Гуманизм: история и современность», проходившей в Оренбургском государственном университете (2006 год); в ряде научных публикаций; на занятиях по элективному курсу для учащихся «Экология человека», проводимых автором в 2007-2008 учебном году; на телеконференции «Индивидуальное здоровье человека», подготовленной Ахтубинским телевидением (2006 год); в прочитанных автором курсах в реабилитационной группе больных наркологического отделения Ахтубинской центральной районной больницы (2004 год); в материалах Первого регионального научно-практического семинара «Географические науки и региональное образование», проходившего 26 марта 2008 года в г. Астрахани; в теоретических сообщениях на заседании кафедры философии СГА.
Проблема здоровья и его трактовка в исторической ретроспективе
На Земле существовала определенная последовательность явлений, обусловливающих появление действующего, мыслящего, осознанно воспринимающего окружающий мир человека. Осознание индивидом своего «Я» в процессе филогенеза привело к эволюции сознания, к способности подчинять свои действия ближним и более отдаленным целям. Развитие общества способствовало возникновению некоторых медицинских знаний и навыков. Появились лечебницы и медицинские школы, развивались науки: философия, естествознание, медицина и др. Первыми врачами стали философы. Врачи-философы утверждали, что искусство жить уходит корнями в искусство быть здоровым и зависит от накопленных знаний, привычек, от состояния окружающей среды. Первыми врачами-философами, известными истории, стали ученые конца VI начала V века до н.э. Алкмеон и Эмпедокл. Они сосредоточили свое внимание на изучении тела человека, физиологии, эмбриологии, ощущениях. Алкмеон создал пневматическую систему медицины, согласно которой организм человека наполнен воздухом, т.е. первоматерией и состоит из диалектических противоположностей. Он утверждал, что как воздух бывает теплый-холодный, влажный-сухой, так и организм человека бывает таким же. Алкмеон рассматривал организм как единство противоположностей, причиной болезни он считал доминирование одного свойства над другим, а причиной здоровья - сбалансированность указанных факторов. Излишек тепла или холода, излишек или недостаток пищи обязательно приводят к болезни, утверждал он. Здоровье Алкмеон рассматривал как взаимодействие этих факторов, согласованность органов и возникновение между ними гармонии. При подавлении одного органа другим, смещении равновесия организм истощается, что может привести не только к болезни, но и к его гибели. Сбалансированное равновесие противоположностей, утверждали древние врачи-философы, является прямым путем к здоровью.
Сквозь призму диалектики смотрел на все происходящее вокруг Эмпедокл (490-430 гг. до н.э.). Он придерживался мнения, что здоровье человека зависит от элементов организма, из которых состоит всё сущее: земля, вода, воздух и огонь, способных сочетаться определенным образом и под влиянием любви синтезировать новые элементы. «Любовь является вечным источником созидания, соединяя разрозненное во что-то цельное, а вражда все это делит на части, образуя отдельные тела» . Эмпедокл открыл первую сицилийскую медицинскую школу, но отцом медицины человечество считает Гиппократа (460-377 гг. до н.э.). Он и его ученики тщательно наблюдали за больными, изучали влияние различных факторов на больных и пришли к выводу, что у каждого человека даже одна и та же болезнь протекает по разному. Следовательно, в лечении необходимо руководствоваться индивидуальным подходом. Диета, физические нагрузки, режим должны быть строго индивидуальны. Гигиенические мероприятия, рациональный режим дня, физические упражнения, труд, ходьбу, умственную работу и диету Гиппократ рассматривал как факторы, предупреждающие болезнь, сохраняющие здоровье, очищающие организм процедуры. А праздность, пьянство и безделье он считал путем к слабости и болезням, избавление от которых находится в прямой зависимости от природных сил организма, темперамента, поведения человека, нравов и обычаев общества. По мнению Гиппократа, стремившегося понять причины болезни и здоровья, организм человека - это сложная система органов, находящихся в определенном взаимоотношении между собой, которая не зависит от Бога.
Согласно учению Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), на здоровье человека влияют элементы, составляющие организм, внутреннее нравственное совершенство, добровольный выбор деятельности, мудрость; выбор во всем «золотой середины», умение владеть собой, достижение счастья, жизнь в благоприятной среде. Он придерживался мнения, что здоровье человека заключается в раскрытии всех заложенных в человеке потенциальных возможностей. Мораль врача-философа Аристотеля определялась конкретным временем и логикой ситуации, хотя многие его утверждения не потеряли своей актуальности и в современном обществе.
Формирование валеологической культуры человека
Человек, как объект научного познания, воспринимается учеными в единстве биологических, социальных и духовных качеств. Поэтому его познание осуществляется с помощью философско-антропологических, социологических, аксиологических и других методов, т.е. преобладает комплексный подход к исследованию человека. Следовательно, такой же подход должен быть к индивидуальному и общественному здоровью. В понимании человека имеет место биологизаторский и социологизаторский подходы. Представитель биологизаторской концепции философ и социолог Г. Спенсер выражал мнение о возможности представлять общество как сложное системное образование, сравнивая человеческое сообщество с живыми организмами, а семью, государство - с частями, системами органов живых организмов. Биологизаторы убеждены, что социальные аспекты и характеристики человека возможно выразить биологическим языком, что подлинная загадка человека скрыта в конструкции человеческого тела и его возможностей.
Социологизаторы, исследуя человека в системе общественных связей, отношений, функций, деятельности, считают, что биологические характеристики человека выступают только как предпосылка социального исследования. Философско-мировоззренческая позиция таких ученых базируется на убеждении, что жизнедеятельность человека односторонне социально детерминирована. Остается открытым вопрос насколько биология человека пластична и каковы ее возможности при взаимодействии с социальными системами.
Человека нельзя понимать однозначно. Его необходимо исследовать как биопсихосоциальное, интегративное существо. Следовательно, здоровье человека можно рассматривать только с позиций комплексности и целостности, а не только с витальной, психической, социальной и других сторон, применяя локальное изучение. Решение проблемы следует искать в интегративном подходе к рассмотрению здоровья и образа жизни человека. Сегодня ученые выделяют несколько интегративных теорий: стрессорно-адаптационную, анамнестическую, антропологическую, валеологическую, соединительнотканную. Для представления стрессорно-адаптационной теории автор диссертации предлагает обратиться к работам Г. Селье, который в своих исследованиях показал объединение в функциональную систему организма стресса, нервной и эндокринной систем, в результате чего формировалась жизненная ось. Она при взаимодействии с телом и мозгом обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде. Согласно данной концепции, очаги заболеваний, проявляющиеся в отдельных органах, следует рассматривать как отражение общего заболевания организма. В свою очередь, сам патологический очаг также влияет на весь организм, становясь исходным пунктом новых взаимосвязей в организме.
Представители антропологического направления в исследовании здоровья изучают отдельную личность в комплексе ее биосоциопсихологических характеристик. Опираясь на идеи психоанализа, экзистенциализма, марксизма, Э. Фромм видел пути выхода из кризиса цивилизации в создании здорового общества, основанного на принципах любви, гармонии между личностью и обществом, индивидом и природной средой. Он считал, что люди, являясь пленниками природы, должны осознавать самих себя настолько, чтобы была возможность свободы выбора, осознания ситуаций, благополучия и здоровья. В настоящее время здоровье еще не стало пристальным объектом для изучения в социоантропологическом ключе. Однако представители данной концепции пришли к единому мнению, что только здоровые люди могут успешно формировать социальные связи и отношения.
Суть соединительнотканной теории, сформулированной в 1993 г. А.А. Алексеевым, состоит в изучении общего механизма развития болезней как результата нарушения соединительной ткани человека. Применяя системный принцип организации биологического и социального в человеке, данная концепция определяет новый путь антропосоциогенеза, природы, деятельности, свободы человека, ценностей, жизненных ориентиров для здорового цивилизационного развития, трактует здоровье как динамическую совокупность физических, духовных и социальных возможностей человека, опираясь на социобиологизм.
Влияние объективных и субъективных факторов на образ жизни и здоровье человека
Здоровье человека - комплексное понятие, включающее физическое, духовное и социальное благополучие. «Здоровье - нормальное психосоматическое состояние и способность человека оптимально удовлетворять систему материальных и духовных потребностей»1. Для определения здоровья выделяют наиболее типичные признаки: сохранность систем и органов организма; высокая адаптация организма к среде обитания; сохранность привычного самочувствия, душевного и социального благополучия.
На здоровье и продолжительность жизни людей влияет целый спектр факторов окружающей природной и социальной среды: климат, рельеф местности, стихийные бедствия, солнечная активность, социально-экономические условия развития страны, области, района, уровень медицинского обслуживания, образ жизни, питание, режим сна и отдыха, антропогенные нагрузки, этническая среда, формы трудовой деятельности, плотность населения, техногенные аварии и т.д. Учитывая, что каждый человек рождается со своим генотипом и уровнем здоровья, вклад отмеченных факторов в здоровье населения можно оценить по нескольким позициям: биология человека, окружающая (природная и социальная) среда, образ жизни, здравоохранение.
Здоровый образ жизни представляет собой комплекс оздоровительных мероприятий, которые обеспечивают гармоничное развитие человека и укрепляют его здоровье, повышают работоспособность людей, продлевают их творческое долголетие.
В период системного кризиса девяностых годов в России произошло резкое ухудшение здоровья населения даже при отсутствии войн, голода, эпидемий, стихийных бедствий. Вслед за социально-экономическими преобразованиями страны, введением платных медицинских услуг для населения произошло снижение продолжительности жизни, рост сердечнососудистых заболеваний, психических расстройств, отравлений искусственными ядами (бытовыми химическими веществами, лекарственными препаратами, некачественными алкогольными напитками) и природными (грибами, растениями, животными). Такую реакцию населения Российской Федерации можно оценить как социальный стресс и актуальную проблему, не имеющую исчерпывающего и однозначного решения. Военно-медицинский журнал пишет: «Повсеместное внедрение в здравоохранение недостаточно подготовленных рыночных механизмов вызвало угрозу чрезмерной коммерциализации медицинских услуг и уже приводит к сокращению доступности медицинской помощи для менее обеспеченных контингентов» . В будущем страну может ожидать не только всплеск заболеваний и сокращение численности населения в целом, но и уменьшение населения трудоспособного и детородного возраста. «К 2050 году мы потеряем 30 % населения, то есть в России будет жить 101,5 млн. человек»2. В «Вестнике Российской академии медицинских наук» отмечается, что одной из важных социально-экономических проблем государственного управления является «медико-демографическая стабилизация и перелом негативных тенденций динамики численности населения. В интересах ее решения требуется глубокий анализ процессов формирования здоровья» .
Исследуя проблему ухудшения здоровья населения, рассматривая причины заболеваний и влияние социально-экономических, экологических факторов на здоровье человека, важно отметить, что «образ и смысл жизни людей являются диалектическим сплавом объективного и субъективного, это некая объективно-субъективная система. Все более утверждается тезис: болезнь человека - это, прежде всего болезнь его образа жизни и повседневного поведения»4.
Образ жизни, индивидуальное здоровье человека, условия бытия -объективно-субъективная система, зависящая от природной и социальной среды. Объективными факторами данной системы, влияющими на здоровье человека и формирование здорового образа жизни, являются социальные, экономические, экологические условия жизни. И.М. Сеченов в своих трудах особое значение придавал мысли о влиянии на здоровье внешней среды, поддерживающей существование организма.