Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философские аспекты создания безопасной среды Кружков Александр Петрович

Социально-философские аспекты создания безопасной среды
<
Социально-философские аспекты создания безопасной среды Социально-философские аспекты создания безопасной среды Социально-философские аспекты создания безопасной среды Социально-философские аспекты создания безопасной среды Социально-философские аспекты создания безопасной среды
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кружков Александр Петрович. Социально-философские аспекты создания безопасной среды : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Кружков Александр Петрович; [Место защиты: Чуваш. гос. ун-т им. И.Н. Ульянова].- Саранск, 2009.- 153 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/12

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Социально-философский подход к исследованию проблем безопасности 13

1.1. Концептуализация исследования проблем безопасности в социальной философии 13

1.2. Модели институционализации и гуманитаризации безопасности в истории социально-философской мысли 50

Глава 2. Создание и воспроизводство безопасной среды социума 77

2.1. Организация среды как фактор безопасной жизнедеятельности 77

2.2. Коммуникативные аспекты создания безопасной среды (СБС) 103

Заключение 136

Библиографический список

Введение к работе

Актуальность темы. Безопасность в современном миропонимании становится одним из важнейших факторов, детерминирующих общественное сознание и социальное поведение личности. В условиях социально-экономических и политических трансформаций, переживаемых человечеством, вопросы организации безопасной среды приобретают особое значение. Актуальность предлагаемой темы исследования вызвана, прежде всего, тем, что развитие современной цивилизации осуществляется в сложных, неоднозначных условиях; с одной стороны, научно-технический прогресс, возрастающая доступность к информации, углубление экономического взаимодействия, расширение и интенсификация культурных контактов в целом содействуют росту возможностей раскрытия созидательного потенциала человека. С другой стороны, резко усиливается действие негативных факторов организации цивилизации, развитие которых связывают, прежде всего, с глобализацией экономики, истощением природных ресурсов и обострением борьбы за контроль над ними, масштабным характером терроризма, приобретшим мировое значение, экологическими катаклизмами, демографическими проблемами, усилением противоречий между развитой в социально-экономическом отношении северной частью планеты и неразвитой южной, информационными войнами и другими явлениями идеологического, военного, политического, технологического характера. Эти явления составляют существенные компоненты современной цивилизации и являются главной причиной кризиса безопасной среды жизнедеятельности необходимой человеку для дальнейшего поступательного развития, эволюции его творческих возможностей.

Применительно к социальным системам различного ранга феномен безопасности предстает как явление эксклюзивное для каждого конкретного образования. Для любого уровня и масштаба системы (глобального, национального, межрегионального, регионального и локального) он имеет собственный набор доминантных и рецессивных признаков.

Эгоистическое стремление элит отдельных стран к военно-политическому, экономическому, культурному доминированию, навязыванию собственного образа жизни другим обществам привело к резкому снижению уровня безопасности во всем мире.

В России проблемы организации безопасной среды состоят в тесной связи с общим состоянием комплекса общественных отношений. Коммерциализация всех сфер жизни, снижение профессиональной компетентности, поиск своего места в системе международных отношений, дисбаланс в развитии экономики, технологическая отсталость, экологические проблемы, кризис межнациональных и межконфессиональных отношений вызвали к жизни вполне обоснованное мнение о несовершенстве национальной парадигмы обеспечения безопасности.

Понижение уровня безопасности жизни в современном мире стало очевидным социальным фактом, что одновременно заставило научное сообщество обратить самое пристальное внимание на эту проблему. Обращение к проблеме формирования безопасности настоятельно продиктовано требованием времени, что нашло отражение, в том числе, и в формировании основ новой структуры рационального знания как философия безопасности.

Вопросы конструирования безопасной среды жизнедеятельности являются насущной проблемой, стоящей перед всем человечеством, так как от её состояния непосредственным образом зависит эволюция всех сфер общественной жизни, содержание, формы, темпы и пропорции развития всего общественного здания. Именно безопасность является одним из фундаментальных критериев благополучия и гуманности общества, его цивилизованности. Однако разработкой этого вопроса долгое время занимались в основном представители специальных дисциплин. В поле их внимания попадали важные, но преимущественно частные вопросы безопасности экономической, социальной, политической, военной, экологической, технологической, эколого-гигиенической, информационной, демографической, генетической, психологической практик, в связи с чем возникла проблема создания целостной концепции безопасности человека во всем многообразии его жизнедеятельности. Нам представляется, что подобная концепция имеет возможность быть реализованной, прежде всего в рамках социально-философского знания как дисциплины не связанной узкоспециальными рамками и предоставляющей возможности для системного изучения феномена организации безопасной среды жизнедеятельности человека и общества. Безопасность – это, одна из основополагающих потребностей человека, выраженная в его стремлении к обеспечению реализации своего потенциала с минимальными угрозами для собственной жизни, здоровья, чести и достоинства.

Социально-философские аспекты проблемы создания безопасной среды в современных условиях могут быть, на наш взгляд актуализированы в следующих аспектах: мировоззренческом – как осознание реальности угрозы всемирной катастрофы, вызванной игнорированием актуальности глобальных проблем; научно-практическом – как необходимости конструирования новых подходов к решению социально-политических и технологических проблем современности; культурно-аксиологическом – как воспроизводство безопасной системы существования людей в качестве безусловной ценности. Что делает, безусловно, востребованной проблему гуманизации содержания всего процесса созидания, сохранения и развития безопасной среды.

Степень разработанности проблемы.

Проблемы безопасности социума и личности рассмотрены в контексте истории философских и социально-политических и социологических учений.

В диссертации анализируются взгляды мыслителей древнего Востока (Конфуция), древнегреческих мыслителей, таких как Платон и Аристотель, а также идеи мыслителей Средневековья (Аврелия Августина, Фомы Аквинского), эпохи Возрождения (Н. Макиавелли), Нового времени (Т.Гоббса, Д. Локка, Ш.Л. Монтескье, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля). Особое внимание уделено взглядам Б. Франклина, О. Конта, Ш. Прудона, К. Маркса, Ф. Энгельса, М. Вебера, В. Зомбарта, С.Н. Булгакова.

Философско-методологические аспекты проблем безопасности освещали в своих работах М. Хайдеггер, И. Валлерстайн, Э. Гидденс и др. авторы. В 80-е гг. в обществе сформировалось новое мировоззрение – постмодернизм. Выразителями мысли этого направления явились Ж.Бодрияр, П. Бурдье, Ж. Деррида, Ж.Ф. Лиотар, М. Фуко и др. авторы.

В России проблемы безопасности активно разрабатываются в трудах А.Ш. Викторов, А.А. Гагаева, В.Т. Ганжина, А.Ш. Викторова, В.В. Ильина, В.Н. Кузнецова, Б.Н. Кузык, А.Ю. Моздакова, А.С. Панарина, В.С.Поликарпова, Н.Н. Рыбалкина, Д.А Тукало, Ю.В. Яковца, Р.Г.Яновского, О.Н Яницкого и др. Проблемы теории безопасности занимают все более заметное место в социальной и философской проблематике российских авторов.

Российские историки и социологи позднее других ученых приступили к исследованию данных проблем. Это произошло, когда отчетливо проявились последствия глобального кризиса, проблема окружающей среды в полной мере была осознана обществом и ученые других отраслей знания уже накопили определенный теоретико-методологический и практический опыт в исследовании вопросов безопасности социоприродного взаимодействия. Вопросы формирования устойчивого развития, исследование факторов его становления, их места, роли, структуре качества жизни разработаны в трудах М.А. Нугаева, P.M.Нугаева, И.Т. Райманова, О. Станека, П. Старосты, В. Столбова, А.В.Мостовой. Проблемы социальных механизмов безопасности жизнедеятельности на региональном уровне рассмотрены также в работах Ф.А. Айзятова, П.Н. Киричека, В.А. Писачкина, А.И. Сухарева, и др.

Большое значение для исследования глобальных изменений в мире и социальной безопасности личности в нем имеют труды академика Р.Г.Яновского. В его работах рассматривается понятие экологической безопасности, определяются ее индикаторы, намечаются перспективы развития социально-экологических отношений, которые видятся автором в стратегии устойчивого развития. Российская научная социологическая школа Кузнецова является творческой движущей силой научно-издательского проекта «Безопасность Евразии». В журнале представлены итоги исследований по социологии безопасности. Их авторы Г.Г. Силласте, Р.Г.Яновский, В.Н. Кузнецов, В.Н. Иванов, А.А. Возьмитель, Э.Н. Фетисов, Ж.Т. Тощенко, В.Г. Байков, Э.Г. Кочетов, О.Н. Бельков, В.Б. Кухаренко, Л.Я.Аверьянов, С.В. Кортунов, Е.В. Никоноров, А.Д. Урсул, Д.М. Данкин, Д.Л. Рыбаковский, А.С. Капто и др. активно занимаются анализом и производством новых концепций обеспечения среды безопасной жизнедеятельности в рамках национальных культур.

Современные исследователи А.Н. Авдонин, Р.Б. Камаев, Д.С. Рыжевская акцентируют внимание на качественных характеристиках осознания безопасности, рассматривают место и роль этой проблемы в структуре общественного сознания российского социума.

Таким образом, обзор и анализ основных проблем безопасности свидетельствует о значительной разработанности этих вопросов учеными разных отраслей научного знания. Тем не менее, многие вопросы формирования и функционирования социальных механизмов безопасности остаются пока за рамками научных исследований. Ощущается недостаток работ, которые на междисциплинарном уровне прослеживали бы процесс становления и развития единой социальной системы безопасности в условиях трансформации современного российского общества как формирующегося общественного института, раскрывали бы причины и предпосылки, обусловившие процесс институционализации безопасной среды обитания, факторы, повлиявшие на этот процесс, выделяли и исследовали социальные механизмы функционирования этой системы.

Объект исследования – безопасность как социокультурное явление.

Предметом исследования является система формирования безопасной среды жизнедеятельности в ракурсе социально-философского исследования.

Цель исследования – исследовать процесс создания безопасной среды (СБС) как особого комплекса социально значимых действий и отношений, ценностных ориентаций и институций в рамках мировоззренческого анализа.

В соответствии с целью исследования предполагается решение следующих задач:

  1. Рассмотреть безопасность как неотъемлемый компонент системы жизнеобеспечения общества.

  2. Рассмотреть специфику концептуализации феномена безопасность в социально-философском познании.

  3. Обосновать диалектическое единство взаимодействия социальной среды и среды безопасности.

  4. Обосновать роль коммуникативных технологий в аспекте эффективности создании безопасной среды (СБС).

Теоретическая и методологическая основа диссертации.

В основу исследования легли труды отечественных (В.Н Кузнецов, В.С. Поликарпов, Н.Н. Рыбалкин, Р.Г. Яновский) и зарубежных (М. Хайдеггер, Э. Гидденс, П. Бурдье, М. Фуко) классиков философии и социологии безопасности. Непосредственно в исследовании диссертант опирался на идеи концепции региональной безопасности предложенной В.А. Писачкиным, социокультурного подхода, предельно ясно реализованного в работах В.А. Федотова, теории социальных конфликтов О.Ю. Ефремова.

Методологической основой диссертации выступают общефилософские диалектические принципы: объективности, системности, всесторонности, историзма, конкретности исследования, принципы и методы современной социальной философии – конкретно-исторический, сравнительно-исторический и историко-типологический методы, метод единства исторического и логического в социальном познании, а также отдельные методы теоретической социологии, аксиологии и социальной психологии. Безопасная среда, как системное образование культуры в целом, является объектом применения синергетического подхода в решении методологических и технологических задач во всем блоке социально-гуманитарного знания.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

  1. Безопасность как неотъемлемый компонент системы жизнеобеспечения общества выражает потребность в организации среды обитания, содействующей развитию всего комплекса свойств и качеств человека в контексте их актуальности в практике общественной жизни.

  2. Обоснована концепция философского анализа создания безопасной среды социума (СБС) как пути реализации фундаментальной потребности человека. Социально-философский анализ создания безопасной среды позволяет выделить онтологический и антропологический аспекты изучения этого феномена, которые акцентируют внимание на организации безопасности как деятельной активности имманентно присущей человеку.

  3. Выявлен процесс диалектического взаимодействия социальной среды и форм организации безопасности. Обоснованно, что только в диалектическом единстве этих факторов может быть достигнуты оптимальные условия развития человека. Формирование человека происходит под воздействием социальных факторов, обуславливающих эффективность способов создания безопасной среды, которая в свою очередь является условием гармоничного развития социума.

  4. Определена апелляция к коммуникации как важнейшему фактору безопасности (в создании привлекательных образов и смыслов, репутации отдельных деятелей и социальных групп). Конструирование коммуникаций стало основой разработки путей создания безопасной среды.

На защиту выносятся следующие основные положения, в которых нашла отражение научная новизна диссертационного исследования.

1. Организация безопасной среды – часть общей культуры социума, одна из сфер общественной деятельности, направленная на воспроизводство условий жизнедеятельности, способствующих развитию творческого потенциала человека для реализации его в общественной практике. Организация безопасной среды базируется на всем комплексе достижений общественно-исторической эволюции человечества и представляет собой социальный фактор целенаправленного воздействия на человека и окружающую среду, обеспечивающего раскрытие его жизненно важных свойств и качеств. Совокупность отношений обеспечения безопасной среды предстает в качестве особой формы социального бытия, характеризующуюся синтезом индивидуального и коллективного факторов бытия социума.

2. Логика безопасности может быть исследована, прежде всего, как инновационный процесс не столько институционализации, ориентированной на создание достойных ответов на опасности и угрозы всем из «новой реальности», сколько на строительство принципиально новой концепции безопасности, способной эффективно предотвращать на самой ранней стадии потенциальные угрозы. Специфика концептуализации организации безопасной среды в контексте социально-философского знания заключается в определении безопасности как определяющего условия бытия человека и социума, основополагающей ценности современной цивилизации.

Безопасность выступает базой социальной активности человека, детерминирующая все сферы общественной жизни.

3. Формирование безопасной среды обитания как условия развития человека может быть реализовано только в контексте доминирующих на данном этапе развития социальных технологий. Любой аспект обеспечения безопасной среды осуществляется в рамках определенной системы социальных координат. Необходимо учитывать весь спектр достижений человеческой культуры, уровень развитости его духовного мира, ментальные основания, сферу научного знания, степень гуманизации системы экономического производства и органов государственного управления. Качество социальных институтов и методов воздействия на окружающую человека среду напрямую обусловливают возможности обеспечения безопасной среды, которая, в свою очередь, рассматривается в качестве исходной ступени и интерпретации создания гармоничных приемлемых социальных отношений.

4. Социальная среда рассматривается в гуманитарном знании в качестве исходной ступени и интерпретации создания безопасной среды, важным механизмом которой является использование коммуникаций. Коммуникации выражают способ согласования частей той или иной системы. Любой коммуникационный акт осуществляется в рамках пространственно-временных координат. Производство и конструирование коммуникативного пространства в целях создания благоприятной среды для развития социума становится одним из важнейших компонентов управленческой деятельности (средостроения) и применением коммуникационных технологий. Кризисные и аномальные ситуации требуют иных форм вмешательства и управления по сравнению с нормальными состояниями среды. Они несут на себе печать проявлений свойств как объективного, так и субъективного порядка. На фоне кризиса, который переживает наша страна, многократно возрастает роль каждого института и специалиста, главной задачей для которых служит необходимость направить свой творческий и интеллектуальный потенциал на успешное преодоление как локальных кризисов и рисков в организациях, регионах, так и кризисов, актуальных в масштабе страны в целях укрепления и создания безопасной среды.

Научно-практическая значимость работы. Основные положения диссертации могут использоваться при изучении социальных механизмов безопасности, истории государственно-правового регулирования производственной и иной деятельности, развития общественного движения, этики, ответственности и т.д. Полученные выводы и рекомендации могут быть применены при разработке новых практических решений в сфере управления и регулирования жизнедеятельности, а также для изменения и совершенствования законодательства.

Материалы диссертации могут быть использованы при разработке учебных программ и пособий по курсам «Социальная философия, «Философия безопасности» «Философия кризиса», «Социология безопасности» и др.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации были изложены автором на заседаниях кафедры методологии науки и прикладной социологии МГУ имени Н.П. Огарева. Теоретические положения и отдельные выводы диссертации выносились на обсуждение ряда международных, всероссийских, региональных и межвузовских конференций в т.ч.: Международных научно-практических конференций «Социальная экология в изменяющейся России: проблемы и перспективы» (г. Белгород, 2007 г.); «Социальная экология в изменяющейся России и сопредельных государствах: теория и практика» (г. Белгород, 2008 г.); «Пожарная и аварийная безопасность» (г. Иваново, 2008 г.); «Гуманитарные аспекты инженерного образования: Проблемы и перспективы» (г. Иваново 2009 г.); изложены в 6 публикациях.

Структура диссертации.

Диссертационное исследование состоит из введения, 2 глав по 2 параграфа каждая, заключения и библиографического списка.

Концептуализация исследования проблем безопасности в социальной философии

Концептуализация, как процесс создания конкретной модели исследования, обязательная процедура исследовательской практики, обеспечивающая теоретическую организацию материала и схематизацию связи понятий. Она представляет собой определенный способ организации мыслительной работы, «позволяющей двигаться от первичных теоретических концептов ко все более абстрактным конструктам, развертывая всю структуру научной теории, е одной стороны, и вписывать научную теорию в более широкие дисциплинарные контексты — с другой» [7, с. 375].

Безопасность в современном миропонимании становится одним из важнейших факторов, детерминирующих сознание и поведение индивида и общества.

Возникновение тех или иных исследовательских подходов к изучению феномена безопасности можно рассматривать как попытку осмысления опасностей, угроз, рисков и вызовов для жизни человека, функционирования семьи, общества, государства, самой цивилизации, — поскольку в основе феномена безопасности лежат исторически сложившиеся различные формы, виды социокультурной деятельности по защите и обеспечению людьми, социальными группами, семьей, обществом, государством своих целей, идеалов, ценностей, интересов.

В системе социально-философских и социологических категорий понятие «безопасность» соотносится, прежде всего, с категориями: «философия безопасности», «культура мира», «социология национальной безопасности», «согласие», «солидарность», «сотворчество», «социокультурная динамика», «социальные перемены», «диалог», «терпимость», «социально ценностные ориентиры деятельности». В методологическом аспекте не менее важно определиться также с такими понятиями, характеризующими опасность, как «угроза», «кризис», «катастрофа» «вызовы интересам жизнедеятельности», «ущерб», «риск», «фактор», «условие» [64, с. 337].

В качестве первичной, исходной предпосылки выступает понятие «опасность», как одна из важнейших характеристик системы, имеющей целевую ориентацию. Под «опасностью» в научной литературе понимается способность причинить какой-либо вред, несчастье, возможность чего-либо опасного, какого-нибудь несчастья, вреда в результате природного, техногенного явления либо в результате неосознанной деятельности субъектов политики. В.А. Писачкин подчеркивает мысль о том, что безопасность — это «важнейший фактор и мера регуляции и регламентации человеческой деятельности, эффективности социального управления, отличающаяся специфическими чертами на разных уровнях организации социума. Безопасность - это одна из основополагающих потребностей человека и всех живых существ и сообществ» [106, с. 3].

Безусловно, опасность — это возможность наступления негативных или катастрофических событий. А.И. Муравых подчеркивает, что в роли родового понятия в данном случае выступает философская категория «возможность», количественной мерой которой служит вероятность [96, с. 28].

B.C. Поликарпов в качестве исходных моментов и социальных основ философии безопасности выделяет такие институты современного общества, как собственность, власть и нравственность, которые неразрывно связаны с альтернативной природой человека как единства и взаимодействия порядка и хаоса, что проявляется в альтернативном характере человеческой сущности» [109, с. 13].

А.Ш. Викторов предлагает рассматривать философию безопасности как философию праксиса (дословно с греческого - практика, обычай) Т.е., с

одной стороны — это конкретное изучение социальной реальности, а с другой — конкретные практические действия, которые направлены на целостное понимание и сохранение (развитие) окружающего бытия. Эта философия ориентирована на ценностные предпочтения социальной практики (действительности) и предполагает не только определенный уровень осознания сущностных противоречий бытия, но и конкретное понимание онтологических основ социальной реальности [32, с. 200-201].

В.Н. Кузнецов дает определение категории безопасности как сетевой устойчивой совокупности «необходимых и достаточных факторов, надежно обеспечивающих: достойную жизнь каждого человека; защищенность всех структур жизнеобеспеченности семьи, общества и государства; их цели, идеалы, ценности и интересы, их культуру и образ жизни, традиции, от неприемлемых рисков, от внутренних и внешних вызовов и угроз; способность эффективно предотвращать формирующиеся опасности на основе культуры компромисса по поводу благополучия и справедливости для всех» [64, с. 253].

Общественное познание безопасности тесно, связано с социально-историческими условиями бытия, с уровнем развития материальной и духовной культуры, с господствующими в обществе интересами и ценностями. Все это обуславливает не только многообразие точек зрения, объясняющих явление безопасности, но также определяет ее онтологическую, гносеологическую и аксиологическую особенности.

Онтологический аспект безопасности состоит в том, что безопасность существует объективно в различных формах бытия. Безопасность онтологически раскрывается этимологическим значением самого термина, (безопасность — без - опасности), то есть отсутствие какой либо опасности.

Необходимо учитывать, что безопасность существует в общей структуре бытия и пребывает в следующих формах: бытие природы, человека, бытие социальное и духовное. Среда бытия, в которой находится объект, во многом определяет опасность и безопасность

Модели институционализации и гуманитаризации безопасности в истории социально-философской мысли

Анализ существующих определений понятия «угрозы» свидетельствует, что в каждом из них так или иначе отражен процесс нанесения вреда, ущерба, опасности, посягательства на национальные интересы, негативного воздействия на них [119, с. 72]. В одном из определений указывается, что: «Угроза — это совокупность намерений и возможностей одного субъекта политики нанести ущерб жизненно важным интересам другого субъекта политики» [27, с. 37]. Здесь авторы подчеркивают социальную природу «угрозы», разграничивая понятия «опасность» и «угроза» и полагают, что политические факторы также могут выступать субъектами политики на региональном и глобальном уровнях.

Понимание под угрозами национальной безопасности совокупности намерений и возможностей, препятствующих реализации национальных интересов страны, а также создающих ущерб национальным ценностям и национальному образу жизни предполагает, что источниками региональных угроз безопасности для СНГ могут быть другие государства (коалиции государств), группировки лиц, отдельные лица (например, международные террористы), инициирующие опасные процессы и явления в экономике, экологии, информационной сфере и т.д., многие из которых либо имеют военно-политическую компоненту, либо требуют адекватного военно-политического реагирования.

Исключительно важным в исследовании военно-политических аспектов обеспечения региональной безопасности является правильное определение и прогнозирование приоритетности угроз. Это позволяет оптимально распределить ресурсы в обеспечении безопасности. Характер и степень выраженности угроз, как правило, определяется конкретной ситуацией. Научный анализ и оценка угроз не только национальной безопасности России, но и региональной безопасности СНГ являются в современной ситуации актуальными и для Российской Федерации, и для Содружества Независимых Государств. Целенаправленная деятельность государственных органов, основанная на научном подходе, обеспечивает своевременное и адекватное реагирование на угрозы региональной безопасности, имеющих первостепенное значение, прежде всего, с точки зрения их экологической составляющей.

А.И. Муравых анализирует понятие «экологические угрозы» и характеризует их как «прогнозируемые последствия или потенциальные сценарии развития событий катастрофического характера, которые обусловлены изменениями состояния окружающей среды и способны нанести вред жизненно важным интересам личности, общества, государства, мирового сообщества» [96, с. 32].

История человечества - это непрерывная цепь опасных природных явлений, приводящих к разрушению городов и деревень, гибели людей и домашних животных. Стихийные бедствия — это разрушительные природные процессы, вызывающие целый ряд неблагоприятных для общества явлений. В первую очередь, они приводят к гибели людей и массовому травматизму в результате воздействия на них ядовитых раскаленных газов и лавы при извержениях вулканов, разрушения жилых и производственных зданий при землетрясениях, приливной волны при цунами и тайфунах, водно-грязевых потоков при селях и т.д.

К их числу относятся землетрясения, извержения вулканов, наводнения, засухи, тайфуны, цунами, селевые потоки, схождение снежных лавин и другие природные процессы, если они имеют стремительное развитие и приводят к гибели людей и (или) разрушению объектов, созданных руками человека. В ряде случаев причины стихийных бедствий имеют комбинированный характер и связаны одновременно с силами природы и человеческой деятельностью. Примером такого рода может служить прорыв в результате землетрясения дамбы водохранилища, созданного трудом людей.

По данным отдела катастроф Смитсоновского института (США) число жертв, вызванных стихийными бедствиями, ежегодно на всей планете составляет в среднем около 50 тыс. человек. Подсчитано, что 90 % стихийных бедствий в мире можно разделить на четыре типа: наводнения (40%); тропические циклоны (20 %); землетрясения (15 %); засухи (15 %). По числу жертв тропические циклоны занимают первое место, наводнения же более часты и причиняют большой материальный ущерб [116, с. 292].

По отношению к любой конкретной социоэкосистеме различают внешние и внутренние угрозы. Так, к внешним экологическим угрозам для государства можно отнести негативные события, связанные с трансграничным переносом загрязняющих веществ, в частности с кислотными дождями, с глобальным потеплением, разрушением стратосферного озона, с возможностью размещения токсичных и радиоактивных отходов на территории суверенного государства и ряд других угроз. Кроме того, экологические угрозы можно подразделять по степени актуальности с учетом фактора времени. Актуальные угрозы — это сценарии негативных событий, которые могут реализоваться в ближайшее время (небольшой период безопасности) и требуют незамедлительного принятия решений. Потенциальным угрозам соответствует больший период безопасности и в связи с ним требуется разработка, как правило, стратегических управленческих решений.

Организация среды как фактор безопасной жизнедеятельности

Итак, степень благоприятности среды определяется на основе оценочного подхода, используемого в средоведческой традиции, получившей развитие в различных науках. При этом во главу оценки качественных характеристик среды ставится ее воздействие на состояние и развитие человека и общества.

В энциклопедическом социологическом словаре дается определение социальной среды как совокупности «объективных факторов, влияющих на формирование и поведение личности» [141, с. 532]. При этом особое внимание уделяется организации социальной среды, которая состоит из макро- и микроуровней. Структура среды характеризуется также в плане организации ее содержательных элементов, с точки зрения масштаба и характера ее пространственной организации.

Так, обращаясь к пространственной организации социальной среды, Э.Шилз и другие авторы рассматривают в качестве главного свойства социальной организации жизненной среды социума ее способность воспроизводить особую конфигурацию пространства как соотношение центра и периферии. На этой основе организуется определенный порядок взаимодействия, устанавливается характер связей и отношений между различными социальными группами.

С точки зрения пространственной организации важное значение имеет масштабная соразмерность частей и структурных элементов социальной среды. Масштаб - это свойство среды, в котором фиксируется соотнесенность территориальных явлений и значений. Ведущая роль в определении масштаба социальных явлений отводится не количественным, а качественным значениям, так как мерой для них служит понятие социальной дистанции, связанной с эффектом кривизны социального пространства. Этот эффект действует как в контексте коммуникативных связей и барьеров, так и в процессе репрезентации или при формировании определенных представлений и образовании идентичности различных форм (этических, профессиональных, культурных, территориальных.

Структура среды с точки зрения масштаба ее пространственной организации предстает как совокупность 4 или 6 иерархических рядов. В одном случае, например по А.В. Мудрику, этот ряд включает организацию микро, мезо-, макро- и мегафакторов среды социализации личности [95, с. 356]. В.А.Писачкин выделяет локальный, региональный, национальный и глобальный уровни организации жизненного пространства социума. В классификации В.Т. Ганжина выделяются миллисреда, микросреда, макросреда, мегасрсда, гигасреда и парасреда условий и обстоятельств жизнедеятельности людей.

Каждая классификация может быть рассмотрена с позиции ее достоинств или недостатков. Мы не ставим подобную задачу. Но в качестве наиболее полной и удобной для целей настоящего исследования нам представляется классификация В.Т. Ганжина, которую можно обогатить достоинствами классификаций А.В. Мудрика и дополнить их содержательный анализ.

Согласно В.Т. Ганжину, первый уровень образует миллисреду, которая предстает как внутренний мир человека. В традиционной философской трактовке миллисреда адекватна понятию микрокосма. Миллисреда - это арена страстей, конфликтов и творчества, в рамках которых раскрывается духовный потенциал личности. Специфика миллисреды в соотнесенности уникальной творческой силы личности «со всем Космосом, т.е. со всеми более высокими уровнями среды, а с другой — уникальной способностью к персонификации мира, наделение его смыслом (софийностью), к постановке самых возвышенных целей (и к самому глубокому отчаянию) ... Миллисреда предстает как личностная природа человека, которая есть не что иное «как «мостовая конструкция» между всеми уровнями среды, софийная конструкция, придающая смысл всему бытию, Космосу и бытие — величественной человечности» [36, с. 19-20].

Микросреда создается в ближайшем окружении человека как личности ц охватывает микросоциум жизнедеятельности людей и его структуры на уровне семьи, круга друзей, группы сверстников, соседей, товарищей и коллег в первичных трудовых коллективах и общественных организациях, с которыми происходит каждодневное прямое личное общение. В социально-психологическом плане микросреда характеризуется особым состоянием морально-психологического климата и лидерства.

Семья — это особый тип организации социальной жизни. В рамках семьи удовлетворяются чисто личные потребности, которые необходимы для устойчивости группы. Необходимость их удовлетворение вызывает интерес и находится под контролем макросреды. Микросреда семьи основана на непосредственных контактах, когда в каждой ситуации наблюдается уникальное своеобразие участников. Члены семьи обычно живут под одной кровлей и ведут общее домашнее хозяйство, которое может охватывать два или три поколения. Мир близких людей построен на первичности отношений в отличие от контактов на улице, в транспорте, где вторичное общение ограничивается интеракциями ролей, взаимодействием функций.

Коммуникативные аспекты создания безопасной среды (СБС)

Безопасность — это, прежде всего, одна из основополагающих потребностей человека и всех живых существ и сообществ. Одновременно — это общенаучная категория, отражающая состояние систем, их способность к нормальному функционированию, воспроизводству и сохранности основных свойств и качеств, поддержания дееспособности знаковых (системообразующих) элементов.

Применительно к социальным системам различного ранга безопасность и развитие специфичны для каждого конкретного образования. Для любого уровня и масштаба системы (национального, межрегионального, регионального и локального) они имеют собственный набор доминантных и рецессивных признаков. Эксперты Организации Объединенных Наций (ООН) выделяют несколько фундаментальных особенностей безопасности. Безопасность общества обеспечивается экономической, социальной, политической, военной, экологической, технологической, эколого-гигиенической, информационной, демографической, генетической, психологической и другими видами безопасности. При этом существуют приоритетные проблемы безопасности, от которых в первую очередь зависит благополучие всего человечества и населения отдельных стран и регионов.

Концептуализация, как процесс создания конкретной модели исследования, обязательная процедура исследовательской практики, обеспечивающая теоретическую организацию материала и схематизацию связи понятий. Она позволяет двигаться от первичных теоретических концептов ко все более абстрактным конструктам и вписывать научную теорию в более широкие дисциплинарные контексты.

Безопасность в современном миропонимании становится одним из важнейших факторов, детерминирующих сознание и поведение индивида и общества. Возникновение тех или иных исследовательских подходов к изучению феномена безопасности можно рассматривать как попытку осмысления опасностей, угроз, рисков и вызовов для жизни человека, функционирования семьи, общества, государства, самой цивилизации, поскольку в основе феномена безопасности лежат исторически сложившиеся различные формы, виды социокультурной деятельности по защите и обеспечению людьми, социальными группами, семьей, обществом, государством своих целей, идеалов, ценностей, интересов.

В системе социально-философских и социологических категорий понятие «безопасность» соотносится, прежде всего, с категориями: «философия безопасности», «культура мира», «социология национальной безопасности», «согласие», «солидарность», «сотворчество», «социокультурная динамика», «социальные перемены», «диалог», «терпимость», «социально ценностные ориентиры деятельности». В методологическом аспекте не менее важно определиться также с такими понятиями, характеризующими опасность, как «угроза», «кризис», «катастрофа» «вызовы интересам жизнедеятельности», «ущерб», «риск», «фактор», «условие». В качестве первичной, исходной предпосылки выступает понятие «опасность», как одна из важнейших характеристик системы, имеющей целевую ориентацию.

Методология философского подхода к проблеме безопасности опирается на деятельностный и аксиологический (ценностный), которые составляют ядро современной гуманитарной культуры и гуманитаризации проблем безопасности. Безопасность выражает важнейший фактор и меру регуляции и регламентации человеческой деятельности, эффективности социального управления, отличающуюся специфическими чертами на разных уровнях организации социума; это одна из основополагающих потребностей человека и всех живых существ и сообществ.

Обеспечение безопасности и создание безопасной среды - процесс формирования и реализации системного управляющего воздействия на социоэкосистему, направленный на предотвращение угроз и защиту от негативных последствий вплоть до достижения приемлемого уровня защищенности (безопасности). В целом, обеспечение безопасности сводится к оптимизации функций полезности и безопасности. В процессе осмысления причин, субъектов, событий следует вести речь о возможности современных наук дать убедительные ответы о способности предвидеть и содействовать надежности предотвращения опасностей природного, техногенного характера, международного терроризма, бедности, неравенства, несправедливости и др. социальных потрясений и бед.

Любую систему безопасного существования человеческого общества можно рассматривать в контексте различных схем миропонимания (рационального или иррационального), сложившихся в тот или иной исторический период: мифические (античность), религиозные (средневековье), научные (Новое время).

В основе безопасного развития европейского типа лежат социокультурные ценности Древней Греции и Древнеримской империи, где основным субъектом безопасности выступало гражданское общество, которому было подчинено государство, играющее роль выразителя интересов господствующего класса. Если восточная модель безопасности ставит уровень защищенности в прямую зависимость от существующих отношений власти, то западная модель безопасности выводит уровень защищенности из отношений, имеющихся для этой цели соответствующими институтами (право, закон), т.е. исторически созданной правовой среды безопасности.

В философии Нового времени представления о безопасности опираются на рационалистическую концепцию власти, которая руководствуется внешними для себя и разумными по своей природе целями и идеалами. Власть есть результат согласия, «договора», который ясно формулирует цели и задачи, встающие перед наделенными властью институтами, и эти институты, в силу своей природы, уже не могут уклониться от решения поставленных задач. В качестве одной из таких задач рассматривается и обеспечение безопасности.

Похожие диссертации на Социально-философские аспекты создания безопасной среды