Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Исторические корни и основные черты социальной философии социал-демократии 9
1. Исторические корни социальной философии зарубежной социал-демократии. 9
2. Социально-философские воззрения М. Харрингтона. 25
3. Западная социал-демократия конца XX века: поиски новых философских ориентиров. 56
Глава 2. Особенности социальной философии центрально- европейской социал-демократии 69
1. Становление социал-демократии в регионе. 69
2. Социально-философские идеи в программах социал- демократических партий Центральной Европы. 87
Глава 3. Социал-демократия XXI века: новые глобальные ориентиры социальной философии 110
1. Поворот к глобальному видению . 110
2. Интеграция посредством образования: социально- философские аспекты. 128
3. Ценности этического социализма в новом веке. 141
Заключение 154
Список использованных источников и литературы 157
- Исторические корни социальной философии зарубежной социал-демократии.
- Становление социал-демократии в регионе.
- Поворот к глобальному видению
Введение к работе
Актуальность темы исследования.
В настоящее время очень мало внимания обращается на социально-философские аспекты политических платформ различных партий и течений. В данной диссертации предпринята попытка рассмотреть данные аспекты на примере современного зарубежного социал-демократического движения, Социальная философия которого противоположна другим ее вариантам, в частности неолиберализму и неоконсерватизму.
После социальных преобразований конца 1980-х в Центральной Европе и ухода с властных позиций партий левой ориентации в Западной Европе. Социал-демократия с середины 1990-х вновь обрела признание, но только по той причине, что сохраняя свои традиционные ценности, она приступила к заслуживающему доверия обновлению проектов будущего и к модернизации своих программ. Она снова получила поддержку еще и потому, что выступает не только за социальную справедливость, но также за динамичную экономику, за высвобождение творческих сил человека и за инновации.
Честность, социальная справедливость, свобода и равенство шансов, солидарность и ответственность за других людей - вот главные ценности социал-демократии. В силу этого задачи, которые социал-демократы ставят перед собой для решения, очень значимы и актуальны для современного общества: содействовать созданию новых рабочих мест и повышению благосостояния, предоставить каждому отдельному индивидууму возможности для развития собственного потенциала, бороться против социальной нищеты; добиваться согласования между собой материального прогресса, экологической устойчивости и ответственности за будущие поколения; эффективно бороться с такими проблемами как терроризм, наркомания и преступность, угрожающими сплоченности общества. Весь круг затронутых проблем получает глубокую социально-философскую
4 интерпретацию в работах ведущих теоретиков социал-демократии, в основных программных документах ряда партий и Социалистического Интернационала, а также в работах отечественных исследователей.
В мире стремительной глобализации и ускорения научного прогресса должны создаваться условия для развития уже существующих предприятий и возникновения новых. Новые технологии влекут за собой радикальные изменения в области труда, а также интернационализацию производства. С одной стороны, они приводит к тому, что утрачиваются навыки и некоторые отрасли экономики свертываются, с другой — содействуют возникновению новых предприятий и видов деятельности. В этой связи важнейшая задача модернизации заключается в осуществлении инвестиций в человеческий капитал, чтобы подготовить каждого человека и предприятия к экономике будущего, опирающейся на современные научные знания, к развитию человеческого потенциала в целом.
В качестве ключевой глобальной проблемы социал-демократы выдвигают экологическую. Защита окружающей среды включает в себя вопросы экономического и социального развития и требует принципиально новых подходов. Необходимо изменить жизненные установки относительно того воздействия, которые люди оказывают на окружающую среду. Решительные шаги в изменении ситуации должны взять на себя развитые страны. Они должны пересмотреть стандарты производства и потребления, усвоить основные принципы устойчивого развития.
Особую роль современные социал-демократы уделяют образованию. Оно является ключом к устойчивому развитию общества, достижению свободы, прогресса и социальной справедливости. Образование должно помочь преодолеть технологический разрыв между Севером и Югом. Образование - это движущая сила демократии, поэтому необходимо преодолевать образовательные барьеры; оно - непременное условие полноценного использования человеческого потенциала.
5 Большой интерес представляют взгляды международного социал-демократического движения на важнейшие проблемы европейской безопасности, связанные с переменами в Центральной и Восточной Европе.
Поэтому исследование социальной философии, обосновывающей основные направления современной практической и теоретической деятельности социал-демократии, представляет большую актуальность. Объектом диссертационного исследования послужила социально-философская концепция зарубежной социал-демократии - одного из влиятельнейших социально-политических движений в современном мире. Предметом исследования является деятельность социал-демократии в аспекте ее социально-философской направленности.
Степень научной разработанности темы. Вопросы, являющиеся предметом данной работы, находятся на пересечении нескольких научных дисциплин: политологии, социальной психологии, социологии и социальной философии, экономики. Но, к сожалению, на сегодняшний день не существует комплексного социально-философского исследования современной социал-демократии, хотя, например, в России на обладание социал-демократической идеей претендует много политических движений самого разнородного характера. Это неудивительно: шведская модель, к примеру, обладает особой привлекательностью, но мало кто задается целью исследовать ее социально-философскую платформу.
Социал-демократия уходит своими корнями в массовое рабочее движение кон. XIX в., нашедшее свое оформление во Втором Интернационале (1889 г.). В выработке ее теоретических концепций использовались труды не только идеологов социал-демократии и политиков, но и многих представителей западной гуманитарной науки прошлого и настояшего, таких как О. Бауэр, Э. Бернштейн, В. Брандт, Г.Х. Брундтланд, Р. Виссель, Э. Гидденс, В. Зомбарт, К. Каутский, Б. Крайский, Т. Майер, П.Б.
Струве, Х.Тиммерман, М. Харрингтон и дрЛ Именно они послужили основой нашего исследования. С критикой этих концепций выступали Д.Белл, М. Фридмен, Ф. Хайек и др.
Также в данной работе использовались официальные документы Социалистического Интернационала, поскольку с появлением Интернета стало возможным знакомство с самыми последними его решениями (они регулярно появляются на официальном сайте Социнтерна .).
При написании диссертационного исследования были подробно изучены и проанализированы резолюции и декларации XVIII, XIX, XX, XXI, XXII конгрессов, а также Комитета Социнтерна по Центральной и Восточной Европе.
В историческом плане интересна работа Э Бернштейна, которая носит философский характер и претендует на обобщение итогов эволюции форм общественной жизни и прогноз нового хозяйственного строя. Широкую известность приобрели работы М. Харрингтона, особенно его книга «Социализм» (1972), переизданная им в 1989 г. полностью переработанной и с уточненным названием: «Социализм: прошлое и будущее»; именно он считался до своей смерти (1989) ведущим социальным философом современной социал-демократии.
Среди отечественных исследований, посвященных теме становления и развития социал-демократических движений, необходимо отметить монографию Э.Г. Задорожнюк , которая провела большую научную работу по изучению партий и движений социал-демократической направленности в Центрально-европейском регионе и в каждой отдельно взятой его стране.
Социально-философским вопросам современной социал-демократии уделяли внимание такие авторы как А.Г. Мысливченко, Е.Л. Петренко, Б.К.
1 Брандт В. Демократический социализм. - М., 1992; Брандт В. Отважиться на расширение демократии. -
M., 1992; Гидденс Э. Что завтра: фундаментализм или солидарность? // Отечественные записки № 1, 2003;
Каутский К. К критике теории и практики марксизма («Антибернштейн»). 1990. Изд-во УРСС; Майер Т.
Демократический социализм - социал-демократия. - М., 1993.
2 Задорожнюк Э.Г. «Социал-демократия в Центральной Европе». М. 2000.
7 Тебиев и др. ; использовались работы политологов, освещающих разные стороны социал-демократического движения.
Целью данного исследования является социально-философский анализ зарубежной социал-демократии и оценка ее роли в современном обществе. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Исторические корни социальной философии зарубежной социал-демократии
Еще на рубеже XIX-XX веков социал-демократы, хотя и вдохновлялись прогнозами Маркса и Энгельса относительно неизбежности краха капитализма, но приход на смену ему нового общественного строя -социализма — видели уже по-своему. И о том, как будет выглядеть этот общественный строй, у социалистов тех лет единого мнения не было. Фабианцы в Великобритании, катедер-социализм в Германии и Австрии -это одно, а революционные его варианты в этих странах, особенно на юге Европы, - совсем другое. Нужна была теоретическая определенность - и она оказалась связанной с именем Э. Бернштейна, который как только мог отказывался от лавров создателя оригинальной социальной философии, числя себя марксистом и даже находясь в дружеских отношениях с Ф. Энгельсом.
Свой пересмотр основоположений марксизма Бернштейн изложил в серии статей «Проблемы социализма» (1896 - 1898), а затем в книге «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии» (1899, переведена на русский язык ив 1901 г. выпущена в Москве). В 1901 году написал работу «Возможен ли научный социализм». Характерна ее история: книга была переведена на русский язык самыми разными авторами; до 1906 года она выходила 6 раз в Москве, Иванове, Одессе и в других городах. К ней обратились и 85 лет спустя - книга публиковалась в журнале «Полис» (№4, 1991) и вышла вскоре в Москве отдельным изданием.
Многие взгляды Бернштейна легли в основу модернизированной Бад Годесбергской программы СДПГ, принятой в 1959 году, а также программных установок Социалистического Интернационала. В связи с этим говорилось и о «буме Бернштейна», то есть повышенном интересе к его идеям в 70-е годы XX века. Его идеи обсуждаются и спустя сто лет после их появления; так в 1994 году в Хельсинки вышла книга «Дебаты о Бернштейне. Политико-идеологические течения и партийная идеология СДПГ: 1898 -1903»4.
Э. Бернштейн считал себя марксистом; однако именно он одним из первых посягнул на ключевые принципы социальной философии марксизма: на статус пролетариата как единственной прогрессивно ориентированной силы (Э.Бернштейн особо подчеркивал роль средних слоев); неизбежность революции как формы проявления классовой борьбы; прочность материализма как философской основы марксизма. Один из главных его тезисов - допущение мирной трансформации капитализма в социализм -доказывался в основном на материале экономической истории; что касается философской платформы, то Бернштейн критиковал материализм и отдавал предпочтение неокантианству.
Работы Бернштейна трижды привлекали к себе широкое внимание в России. В конце XIX века в российской социал-демократии оформилось течение экономизма, именуемого «русским бернштейнианством». Его приверженцы считали возможным ограничить рабочее движение постановкой только экономических целей. Вторая волна интереса вызвана революцией 1905 года, поражение которой пытались объяснить линией на политизацию рабочего движения (включая его союзников). Третья волна вызвана политикой нэпа и привлечением ряда меньшевиков к хозяйственной деятельности в условиях Советской России. Так, была выпущена книга Бернштейна «Социализм и демократия в Великой английской революции» (М.- П., 1924), а в 1928 - 1940 гг. были изданы два тома его автобиографии. Затем его имя как оригинального автора было надолго забыто, хотя о мифическом Бернштейне - оппортунисте и ревизионисте - партийные идеологи говорили в отрицательных контекстах постоянно. Особенно критиковал его К. Радек, который вскоре и сам стал «ревизионистом». А немецкий коммунистический автор И. Ленц осуждал его уже не только за теоретические ошибки, но и за политические «грехи», такие как желание войти в имперское правительство в 1903 г., склонность сохранять колонии, апология «рабочей аристократии»5. Особо осуждался Бернштейн за то, что он трактовал большевизм как контрреволюцию; надо заметить, что такую трактовку воспринял и «бернштейнианец» П.Б. Струве в своей книге «Размышления о русской революции» (1921).
Надо сказать, что Ленц отдал должное Бернштейну-политику, осуждавшему империалистический угар, охвативший перед 1914 годом правых социал-демократов, и даже опубликовал в 1915 г. совместно с К. Каутским и Гаазе Манифест о мире в духе интернационализма.
Становление социал-демократии в регионе.
Начало 90-х годов характеризуется становлением потенциала социал-демократической идеи в Центральной Европе (а в некоторых аспектах ее восстановлением). Оно происходило в ходе трансформации в странах региона коммунистических партий и их идеологии. Лишь в конце 90-х результаты данного движения, проявлявшегося в ряде стран Западной Европы, были признаны Социнтерном, который принял в свои ряды две реформированные коммунистические партии — итальянскую и венгерскую.
В соответствии с трактовками ряда исследователей (Х.Тиммерман, Э.Г.Задорожнюк), это встречное движение может знаменовать прекращение исторического разрыва между коммунистами и социал-демократами. Этим стимулируется и выработка новых положений социальной философии партий соответствующей направленности, налаживания теоретического диалога между ними.
Социнтерн не склонен закрывать свои двери перед такого рода партиями, если те в нее стучатся. Его лидеры исходят из следующей логики: сбои в «маркетизации» и последствия форсированного введения рынка либеральные партии взваливают лишь на трудящихся, а объявившие себя социал-демократическими и бывшие компартии в большей мере защищают интересы последних, то поэтому их и следует поддерживать. И соответствующие процессы, нуждаются в интерпретации с позиций социальной философии.
Если конец 1980 - первая половина 1990-х представлялась временем сдачи социал-демократами политических позиций во многих государствах Западной и Центральной Европы, то вторую половину 1990-х и начало нового века можно считать временем возвращения этих позиций. Но и в первом, и во втором регионе на арену политической жизни выступила обновленная социал-демократия с модифицированной социальной философией. Так, вернувшиеся на властные позиции социал-демократы Германии и лейбористы Великобритании и по отдельности, и совместно выступают с заявлениями и манифестами, в которых содержатся призывы пересмотреть некоторые уже устоявшиеся представления о социальном государстве. Даже шведские социал-демократы пересматривают взгляды на государство как «народный дом». Но в то же время это не первая и не единственная ревизия социал-демократической идеи, причем ревизия, которая вовсе не отбрасывает многие ее исторические наработки. Более того, такая, казалось бы, отвергнутая XX веком - эпохой двух мировых войн -обоснованная в начале XX века К. Каутским социал-демократическая идея Соединенных Штатов Европы обретает новую жизнь. И оказывается, что Европейский парламент как орган консолидации Западной Европы посредством создания Европейского союза становится все более «просоциалистическим» (на апрель 1995-го из 625 мест в Европарламенте 221 занимали представители социалистических партий). Поэтому можно утверждать, что начало XXI века стало временем реванша социал-демократов в Западной и Центральной Европе, равно как и распространения ее идей в других регионах.
В начале нового века социалисты уступили свою позицию в Европарламенте, ее заняла Европейская народная партия - 233 (202)45 депутата; Партия европейских социалистов - 180 (214); Европейская партия либералов, демократов и реформаторов - 51 (42); «зеленые» Свободный союз за Европу - 48 (35); Конфедеративные группы единых левых и «зеленых» -42 (34); группа Союза за Европу наций - 30 (15); группа за Европу демократий и разнообразия - 16; независимые - 26 (37).
Расширение Евросоюза с 1 мая 2004 года обостряет данные вопросы, а следующие выборы в Европарламент состоятся в 2004году.
В этом плане особый интерес представляют перспективы социал-демократии в странах Центральной Европы, которые в прошлом составляли «социалистический лагерь», а затем «социалистическое содружество» (пояс из 8 государств между Балтикой и Адриатикой). По некоему историческому парадоксу социал-демократии в этом регионе и исследователи, и Социалистический Интернационал уделяли непропорционально мало внимания, хотя многие процессы открыли новые перспективы развития социал-демократической идеи. Это и обусловило трудность идентификации многих политических течений, назвавших себя — едва ли не на следующий день после ликвидации монополии правящих коммунистических партий — социал-демократами.
Поворот к глобальному видению
К концу XX века защита окружающей среды начинает пониматься социал-демократией как проблема, связывающая в один узел вопросы экономического и социального развития. Ее решение потребовало принципиально новые политические подходы. В связи с этим Социалистический интернационал стал поддерживать концепт устойчивого развития, разрабатывая и обосновывая соответствующие его стратегии.
В связи с этим Социнтерн подчеркнул преемственность с идеями, разрабатываемыми Комиссией по вопросам развития, которую возглавлял почетный председатель СДПГ и председатель Социнтерна В.Брандт. Она опубликовала два доклада в 1980 и 1983 гг. и обратила внимание на то, что причинами и составными частями глобального экологического и экономического кризиса нужно признать неудовлетворительное состояние международных экономических отношений, особенно по оси «Север - Юг». Эпитет «устойчивое» к понятию «развитие» предложила представитель Норвежской рабочей партии Г. Брундтланд, вице президент СИ, которая возглавляла в 1984 - 1987 гг. Комиссию по окружающей среде и развитию при ООН. В соответствии с ее определением, устойчивое развитие - это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего без посягательства на способность будущих поколений удовлетворять их потребности.
Первый конгресс СИ нового века - XXII Конгресс СИ - сосредоточил свое внимание на разработке принципиально новых подходов к анализу проблем современного мира. Если резолюция предыдущего XXI Конгресса (ноябрь 1999 г., Париж) обращалась прежде всего к проблематике отдельных регионов, предоставляя описание задач глобального характера сравнительно небольшим «Введению» и «Заключению», то результирующий документ
XXII Конгресса — декларация «Управление в глобальном обществе - социал-демократический подход», «равенство возможностей и способы участия для мужчин и женщин, бедных и богатых, развивающихся, развитых и переходных стран» акцентирует внимание именно на этих задачах подводя под их решение соответствующую социально-философскую основу. Эта основа сводится к принципам равенства возможностей и способов политического участия для мужчин и женщин, бедных и богатых, развивающихся, развитых и переходных стран.
В качестве ключевой глобальной проблемы выдвигается экологическая. Декларация исходит из того, что в последней четверти XX века интенсифицировалось осознание того факта, что защита окружающей среды — проблема, связывающая в один узел вопросы экономического и социального развития и требующая принципиально новых подходов. «СИ в этом плане в полной мере поддерживает концепт устойчивого развития и призывы определить тройственную стратегию, сочетающую экологический, экономический и социальный подходы к процессам глобализации».
Комиссия возлагала ответственность за сложившуюся в мире экономическую ситуацию на капитализм. «Бесплановая экономическая система, основанная на свободных рыночных отношениях и царящая в капиталистической части мира, потерпела жестокое поражение в своих попытках найти сбалансированные экономические решения в отношениях между странами или обеспечить удовлетворительный жизненный уровень»77, - так утверждалось в резолюции XVIII конгресса СИ, который проходил в 1976 г. в Женеве.
Социально-философский аспект Комиссии сводился к тому, что развитие - это нечто большее, чем просто переход от бедности к достатку, от традиционной сельскохозяйственной экономики к комплексным урбанистическим сообществам; это также поддержка человеческого достоинства и безопасности, справедливости и равенства. Причем зависимость развивающихся стран от развитых в области экономики результируется в политической нестабильности, и с этим соглашаются уже не только социал-демократы, но также либералы и консерваторы. Но первые делают еще шаг вперед в своей Декларации. Они отмечают, что социально-экономические различия пролегают уже не только между странами, но и внутри их, а соответствующие угрозы за прошедшие четверть века увеличились в объеме в несколько раз. В связи с этим развитым странам нужно определить новые подходы к программам развития, устраняющего бедность, в своих же собственных интересах. Именно поэтому к разработкам соответствующей проблематики подключились уже не только Международный банк реконструкции и развития, но и так же Мировой банк и Международный валютный фонд.