Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Самоопределение человека в этнокультуре Древней Руси Клюкина Татьяна Валентиновна

Самоопределение человека в этнокультуре Древней Руси
<
Самоопределение человека в этнокультуре Древней Руси Самоопределение человека в этнокультуре Древней Руси Самоопределение человека в этнокультуре Древней Руси Самоопределение человека в этнокультуре Древней Руси Самоопределение человека в этнокультуре Древней Руси Самоопределение человека в этнокультуре Древней Руси Самоопределение человека в этнокультуре Древней Руси Самоопределение человека в этнокультуре Древней Руси Самоопределение человека в этнокультуре Древней Руси
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Клюкина Татьяна Валентиновна. Самоопределение человека в этнокультуре Древней Руси : 09.00.11 Клюкина, Татьяна Валентиновна Самоопределение человека в этнокультуре Древней Руси : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Екатеринбург, 1997 216 с. РГБ ОД, 61:98-9/170-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Становление концепции самоопределения человека в этнокультуре Древней Руси.

1.1. Мировоззренческие основы древнерусского педагогического наследия. С.14

1.2. Самоопределение человека в свете культов и верований славяно-русского язычества. С.33

1.3. Специфика самоопределения человека под влиянием христианской идеи. С.54

Глава 2. Традиции самоопределения человека в Древней Руси и их преемственность в истории отечественного образования.

2.1. Традиции самоопределения человека в Древней Руси. С. 85

2.2. Опыт преемственности древнерусского педагогического наследия в истории отечественного образования. С. 97

Глава 3. Создание условий преемственности традиций самоопределения человека в современной российской школе: опытно-экспериментальная работа

3.1. Цели, задачи и ход опытно-экспериментальной работы.

3.2. Итоги опытно-экспериментальной работы.

Заключение

Список основной используемой литературы Приложения

Введение к работе

Актуальность темы исследования

В центре социально-философских исследований находится человек в полноте его субъективных и объективных социальных проявлений. Культурное воспроизводство и развитие новых поколений в системе воспитания, образования, обучения определяют собой духовный, интеллектуальный и профессиональный потенциал народа. Социальная философия своим учением о сущности человека выступает теоретической основой педагогики, а педагогика, воспитывая мышление и волю, веру и чувства, является своего рода прикладной философией, занятой конкретным человекотвор-чеством. Согласно традициям отечественной философии и педагогики, воспитание направляет образование, а ценности - применение знаний и технических умений. Центральной задачей воспитания является развитие у нового поколения ценностного самосознания, способности к автономному самоопределению, обоснованному выбору и принятию решений.

Ценности, воспитание и самоопределение человека связаны по существу. Воспитание развивает ценностную сферу самосознания, ранг ценностей. Ценности направляют личностное, социальное и профессиональное самоопределение человека. Неопределенность ценностей парализует воспитание , порождает в сознании человека эклектику и произвол, нигилизм и цинизм, несамостоятельность и равнодушие и провоцирует на "самоопределение" в сфере антикультуры, а не культуры.

Ценностная дезинтеграция современного российского общества, растущая утрата национальных традиций и идеалов влияет как на педагогическое содержание самой действительности, так и на аксиологию воспитания. Это влияние выражается в мировоззренческом вакууме, присущем значительной части учащейся молодежи, в растерянности педагогов в определении тех абсолютных, безусловных ценностей, которые воспринимались бы учащимися как действенные идеалы, побуждающие к личностно- му развитию, и служили бы основой преемственности традиций в воспитании новых поколений.

Аксиологическая неопределенность является главным препятствием в решении центральной задачи воспитания: развития у молодого поколения ценностного самосознания, способности к самостоятельному самоопределению, обоснованному выбору.

Закон Российской Федерации "Об образовании" обязывает педагогов к созданию условий для самоопределения личности, ее интеграции в национальную и мировую культуру.1 Национально-региональный компонент образования также ориентирует на адекватное выражение исторического и культурного, национального и природно-экологического местного своеобразия для преодоления смысложизненной дезинтеграции личности и обретения "малой родины", исторической памяти, исторических оснований развития культуры.2 * Одним из условий свободного самоопределения человека является единство в многообразии ценностей. Диалектика ориентирует не на одно лишь многообразие ценностей и не одну лишь их относительность, а на единство в многообразном, на абсолютное в относительном. Но смысловое, внутреннее единство ценностей - как основа самоопределения человека - достижимо, как показывает исторический опыт, при соединении традиции и новаторства. Традиция как устойчивая тенденция проходит через толщу веков, объединяет поколения на основе культуры, обеспечивает преемственность, служит критерием оценки. Она позволяет преодолеть крайности релятивизма и безбрежного плюрализма ценностей и открывает достаточный простор для свободного творчества на почве культуры. і/ Не случайно, за последние годы исследователи с возросшим вниманием рассматривают возрождение народной педагогики, национальных школ. Теоретический поиск оптимальных условий для верного самоопре- 1 Закон Российской Федерации "Об образовании" № 12ФЗ, ст. 14.//Российская газета № 13 от 23.01.96. 2 Концепция формирования национально-регионального компонента содержания обра зования Свердловской области и Уральского региона. // Региональное образование. — Екатеринбург, 1993, вып.4. — с.46о0. деления человека также приводит к необходимости анализа специфики самоопределения человека в контексте этнокультуры. В свете задачи формирования национального самосознания у современной молодежи особое значение приобретает, по нашему мнению, обращение к истокам русской духовности, а именно к этнокультуре и педагогическому наследию Древней Руси. Крайняя малочисленность и фрагментарность современных исследований о становлении человека в русской этнокультуре и в педагогическом наследии Древней Руси сообщают, на наш взгляд, особую актуальность теме диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы

Анализ литературы по теме данной диссертации позволяет утверждать, что теоретических реконструкций и исторических исследований самоопределения человека в культурно-педагогическом наследии Древней Руси нет. Литературу, созвучную в той или иной мере теме диссертации, можно разделить на три группы:

Во-первых, это произведения культурологического и историко-педагогического характера, рассматривающие общие основания древнерусской культуры и просвещения (работы Адриановой-Перетц В.П., Зей-лигер-Рубинщтейн Л.И., Кузьмина А.Г., Кларина В.М., Кошелевой О.Е., Лихачева Д.С., Петрова В.М., Романова Б.А., Сапунова Б.В.).

Во-вторых, это социально-педагогические исследования, рассматривающие самоопределение личности в контексте изучения жизненных ориентации молодежи (Дробницкий В., Дубровин И., Квиртия Л., Мальков-екая Т.), формирование системы ценностей (Бондаревский Е., Коротов В., Мягченков С, Разумный В., Соколова Э., Школьник Г., Шубинский В.), принципы воспитания на основе потребностей (Жаворонков А., Созонов В., Шадриков В.), психологические основы личностного развития учащихся (Мудрик А., Кудрина Т., Климин С, Петровский А., Сауров Ю.), нравственно-волевую саморегуляцию учащихся (Борищевский М., Вершинина Л., Колесов Д.), их самореализацию (Абраменкова В., Петровский А., Квятковский Е.) и самопрограммирование (Гинзбург М., Вислогузова М., Голубева Е., Голомшток А.).

В-третьих, это работы, посвященные народной педагогике и взаимосвязи воспитания с национальной и религиозной культурой (Абраменкова В., Волков Г.Н., Орлова А.П., Стельмахович М.Н., Тайчинов М.Г., Христова Е.П.)

Для этого массива научных представлений характерны различные понятия самоопределения: как особого момента возрастного развития, представляющего собой акт определения собственной позиции подростка относительно социально значимых ценностей, который тесно связан с социальным планированием будущего и выбором профессии; как цикличного процесса индивидуальной выработки человеком устойчивой нравственно-волевой установки и постоянного подтверждения этой установки в ситуациях жизненного выбора; как со-действия наставника и ученика в преодолении трудности нравственного порядка, где оптимальной формой освоения ценностей выступает традиция и ритуал, с помощью которых в сознании ребенка формируется отношение к нравственным и гражданским ценностям как к святым и абсолютным.

Последнее толкование самоопределения непосредственно касается вопроса о способе воспитания идеалов и актуальных аспектов этнопедаго-гики, для которой представление о воспитании как о восхождении человека к Идеалу является ключевым. В созвучии с этими идеями за последние десять лет сложилось направление системно-структурного подхода к источникам этнографического, искусствоведческого, агиографического характера с целью выделения педагогического компонента древнерусской культуры в XV- XVII вв.

Избранное нами направление анализа самоопределения человека в историко-культурном контексте древнего периода отечественной педагогики (VI-XIV вв.) является слабо разработанным в силу малочисленности источников, объясняющих традиции и принципы воспитания на самом раннем этапе отечественной истории, а задача преемственности педагогического наследия данного периода с целью совершенствования современ- ного учебно-воспитательного процесса до настоящего момента не выдвигалась.

Заявленные временные границы диссертационного исследования не совпадают с официальными градациями периодов развития отечественной системы воспитания в современной педагогической историографии. Основой градации, развиваемой в диссертации, является мировоззренческое и идеологическое единство культурных периодов, выражающееся в единстве важнейших воспитательных принципов и приемов.

Цель исследования:

Раскрыть логику становления концепции самоопределения человека в системе педагогических воззрений на древнем этапе отечественной истории (VI-XIV вв.) и возможность преемственности опыта по созданию условий для самоопределения в контексте совершенствования современного учебно-воспитательного процесса.

Объектом исследования является этнопедагогический комплекс Древней Руси, взятый в контексте культуры как социальный институт передачи и воспроизводства общественного наследия и культурной преемственности поколений.

Предметом исследования выступают мировоззренческие основы самоопределения человека в этнопедагогике Древней Руси.

Задачи исследования:

Определить мировоззренческие основы самоопределения человека в культуре Древней Руси.

Рассмотреть концептуальные положения самоопределения человека в свете культов и верований славяно-русского язычества.

Рассмотреть становление концепции самоопределения человека под влиянием распространения христианства на Руси.

Выделить традиции самоопределения человека в педагогическом наследии Древней Руси.

Проанализировать опыт преемственности педагогического наследия Древней Руси в истории отечественного образования и условия преемственности.

6. Определить цели и задачи опытно-экспериментальной работы по созданию условий для преемственности традиций самоопределения личности на базе негосударственного образовательного учреждения "Славянская школа", рассмотреть этапы и ход экспериментальной работы, проанализировать возможность и эффективность преемственности традиций самоопределения в современной российской школе,

Методологической основой работы является диалектический метод и исторический и культурологический подходы в понимании социальных явлений вообще, и воспитания, в особенности; диссертант исходит из определяющей роли духовного генотипа народа, который влияет на культуру, образование, воспитание (работы Н.Лосского, Н.Бердяева, И.Ильина, Г.Федотова, А.Сурожского), из теории процесса развития К.Леонтьева и выводов Д.Барлена о закономерностях духовного становления народа в древнерусскую эпоху.

В работе реализуются мировоззренческие установки русской философии , которые состоят в признании в человеке ведущей силой его духовность как осознанное стремление к совершенству; в утверждении идеи соборности, выражающей сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям; в ориентации на преображение мира и человека на основе ценностей русской культуры.

В соответствии с этим, исследование основывается на понимании самоопределения человека как выражения субъективного стремления к совершенству, в ходе которого человек, погружаясь в сферу надиндивидуаль-ных и абсолютных ценностей, усваивает критерии ценностно-волевого выбора и идентифицирует себя по приобретенным критериям.

Методология исследования реализуется в процессе философского анализа эволюции понятия совершенства в древнерусской культуре.

Сообразно этапам исторического развития, в социальных поисках человека становятся приоритетны те или иные аспекты совершенства, вы- раженные в силе или чуде, красоте и т.п. В процессе выработки и переоценки понятий совершенства происходит формирование такого общественного идеала, который сопряжен с идеей Абсолютного Совершенства и задает единые критерии всеобщего ценностного выбора. Эволюция понятия совершенства проявляется в изменении содержания критериев ценностно-волевого выбора. Анализ изменения понятия совершенства позволяет сделать выводы о логике развития концепции самоопределения человека. 1 Особенности изменения понятия совершенства, ключевого для религиозного опыта, зафиксированы в традиционном знании. Традиционное знание, передаваемое через определённое число священных текстов, заключает в себе идею преемственности ценностного опыта поколениями, -идею, в сущности, глубоко педагогическую. С этой точки зрения, традиционное знание( его содержание, формы, механизмы сохранения и передачи) должно быть рассмотрено как педагогическая философия своей эпохи с применением соответствующей методологии социально-педагогического анализа. Такой подход позволяет нам, рассматривая эволюцию понятия совершенства в системе культов и верований, выраженных в древнерусской культуре, представить логику становления концепции самоопределения человека.

Под педагогическим наследием Древней Руси диссертант понимает общекультурный опыт воспитания поколений, который закреплен в традиционном знании. Текстами этого знания является не только собственно письменный или устный словесный текст, но и любая последовательность значащих единиц - орнамент, ритуал и пр.

Источниковедческую базу исследования составляют летописные своды, агиографическая литература, фольклор, работы, рассматривающие образы и категории древнего мировоззрения, формы художественного видения, народные обычаи, обряды, ритуалы, прикладное творчество (исследования Алпатова М., Буслаева Ф., Былинина В., Воронина Н., Денисова Л,, Полякова Л,, Проппа В., Трубецкого Е, и др.), труды дореволюционных историков (Афанасьева А., Даля В., Забылина М., Классена Е.,

Карташева А.,Коринфского А., Нечволодова А.), советских ученых (Арциховского А., Лихачева Д., Рыбакова Б., Черепнина Л.) и публикации последних лет (Гобарева В., Гриневич Г. и др.). Научная новизна работы

В исследовании выявлены исторические начала отечественных традиций воспитания, обусловленные мировоззрением славяно-русского язычества; конкретизирована методология педагогики в сфере воспитания ценностей; уточнены культурологические основания национальной педагогики; выявлена логика становления концепции самоопределения человека в этнокультурном наследии Древней Руси; определены характер, движущие силы и механизмы самоопределения человека в этнокультуре; рассмотрена традиция как способ ценностной самоидентификации человека; представлена идеолого-мировоззренческая концепция воспитания на основе системы идеалов Древней Руси как источника развития русской духовности, тем самым вскрыты новые возможности осмысления цели и содержания воспитания и образования; раскрыты механизмы преемственности опыта воспитания в современных условиях; на основе реконструкции самобытной системы самоопределения человека в Древней Руси создана экспериментальная модель преемственности традиций самоопределения в системе современного образования.

Теоретическая значимость исследования

Результаты исследования позволяют уточнить и конкретизировать на понятийно-категориальном уровне: духовно-ценностные, культурологические, мировоззренческие аспекты теории отечественной педагогики; ценностную основу самоопределения человека в российском образовании; — необходимые условия преемственности традиций самоопределения человека.

Практическая значимость исследования заключается в рекомендациях по созданию условий для самоопределения учащихся, в создании новой учебной программы "Русское подвижничество", направленной на обеспечение условий для духовно-генетической самоидентификации учащихся в историко-культурном наследии в процессе самоопределения, в концепции негосударственного общеобразовательного учреждения "Славянская школа", непосредственно ориентированного на создание условий для самоопределения учащихся в контексте исторических и этнокультурных традиций, в соответствии с ментальными категориями русской и славянских культур.

Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при организации учебно-воспитательного процесса в учебном заведении, ориентированного на воссоздание национального компонента образования, а также в лекциях, семинарах и спецкурсах по истории и теории отечественной педагогики и социальной философии.

Основные положения, выносимые на защиту:

Славяно-русское язычество выступает единой мировоззренческой системой, определяющей общие принципы воспитания и педагогические идеи Древней Руси и обуславливает развитие самобытной концепции самоопределения человека.

Самоопределение человека в контексте древней этнокультуры русского народа предстает цикличным процессом ценностного выбора, включающим в себя последовательность актов принятия и подтверждения родства с Совершенством, осознаваемым как благая связь.

В этнокультурном наследии Древней Руси ярко выражены следующие традиции самоопределения человека: сознательное отношение к самоопределению, всеобщность критериев ценностного выбора^ опора на ценностные ориентиры, укрепление волевой направленности на Совершенство, духовно-генетическая самоидентификация с героическими образами легендарных и реальных предков в родовом и историко-культурном наследии.

Славяно-русское язычество как мировоззренческая основа самоопределения человека полагает в качестве существенных критериев ценностного выбора патриотический идеал, идеал гармонии физического и духовного, идеал приверженности к родовому духовному наследию; самоопределение носит характер однозначного ценностного выбора; результатом самоопределения является позиция общественно-патриотического служения.

Традиции самоопределения человека в этнокультурном наследии Древней Руси, представляя собой существенное, конкретное и целостное содержание воспитания, выступают предметом преемственности педагогического опыта. Интерес к ним в истории российской педагогики не ослабевает и возрастает каждый раз при угрозе национальной культуре и творческой самостоятельности русского народа. Преемственность традиций отечественного культурного наследия является предпочтительным средством совершенствования и развития педагогической теории и практики с учетом ментальных категорий русской культуры, в отличие от заимствования зарубежного педагогического опыта.

Необходимыми условиями преемственности традиций самоопределения человека современной российской школой являются: осознание школьниками ценности прошлого как такового, действенная связь между поколениями, освоение понятия совершенства, существенного для славянорусской культуры, самоидентификация индивида в историко-культурном наследии по приобретенным критериям ценностного выбора посредством традиций, обрядов, ритуалов, выражающих мировоззренческие установки школы как соборного единства.

Результатом преемственности традиций самоопределения человека в Древней Руси в современной школе является наличие у учащихся критериев ценностного выбора, сформированных на основе важнейших ценностей и категорий русской и славянской культуры, патриотическая позиция, направленная на достижение подвижнического идеала жизнедеятельности, развитие национального и нравственного самосознания, преодоление ценностной дезориентации личности, гармонизация учебно- воспитательного процесса, уменьшение количества случаев девиантного поведения учащихся.

Достоверность теоретических выводов и экспериментальных результатов обеспечивается применением методологии и понятийного аппарата, адекватных предмету исследования, использованием методов качественного и количественного анализа фактических данных, их репрезентативностью и воспроизводимостью результатов исследования, апробацией выводов на научных конференциях специалистов в области предмета исследования.

Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществля лись в процессе опытно-экспериментальной работы в Славянской школе г.Екатеринбурга (1993-1997гг.), в публикациях и выступлениях на регио нальных, республиканских и международных научно-практических конфе ренциях (научно-практическая конференция "Традиции культуры славян ских народов" \ Екатеринбург, 1997\ , Всероссийский открытый форум "Образование.Творчество.Развитие." Юбнинск, 1996\, Международная научно-практическая конференция "Личность.Лидер.Деятель."

Екатеринбург, 1996\, 3-я Российская научно-практическая конференция по проблемам образования Екатеринбург, 1995\, научно-практическая конференция "Русская духовная культура Западной Сибири и Урала" \Тюмень, ]995\,). По теме исследования автором опубликовано 8 работ.

Мировоззренческие основы древнерусского педагогического наследия

Самоопределение человека имеет в своей основе реализацию свободы выбора только в известных пределах. Реальное самоопределение человека не может не быть обусловлено целым рядом причин и закономерностей различного характера - природных, социальных, национальных, исторических; оно включает в себя осознание разнообразных пределов бытия человека в качестве объективных границ индивидуального ценностного, жизненного и профессионального выбора.

Это подразумевает духовно-генетическую самоидентификацию человека в родовом наследии и социальную самоидентификацию в свете выдвигаемых социальных и социально-исторических требований.

В ходе самоидентификации естественно встает вопрос о наследовании некоторой совокупности не только природных признаков, но и категорий общественного наследия, например, нравственных заповедей своей семьи или своей социальной среды, своей национальной культуры. Таким образом, самоопределение человека по сути конкретно-исторично.

Осознавая конкретно-историческую обусловленность своего бытия и его пределы, человек полагает границы ценностного выбора, в которых он совершенно свободен в проявлении своей индивидуальности, оставаясь в гармонии с обществом и с самим собой.

В обретении реальной абсолютной свободы для индивидуального самовыражения в конкретном ценностном пространстве и состоит значение самоопределения человека. Самоопределение, в данном случае, - это движение от неизбежно ограниченной личности к свободной индивидуальности. В связи с этим, задача самоопределения для самого человека состоит в том, чтобы учесть объективные условия и ограничения своего бытия и поставить адекватные пределы своего ценностного выбора.

Самоопределение человека в конкретно-историческом аспекте, как самоидентификация в общественном наследии, оказывается укоренено в традициях рода, национальности, социума и т.д.; в результате чего содержание общественного наследия оказывает существенное влияние на содержание ценностного выбора человека, в частности, на содержание критериев ценностного выбора.

Это не только позволяет, но и требует рассмотрения самоопределения человека в контексте исторических и этнокультурных традиций, создающих условия для самоопределения человека, соответствующие менталитету народа и ценностям его духовной культуры.

В нашем исследовании такой историко-культурной почвой выступает древнерусская эпоха, а именно ее педагогическое наследие, содержащее мировоззренческий идеал человека, идеал воспитания. Этот идеал обосновывает принципы воспитания и традиции самоопределения человека.

,/ Культура Древней Руси как любая культура раннего периода общественно-исторического развития народа отличается известной нерасчлененностью сферы теоретического мышления, синкретическим мировоззрением. В соответствии с этим мы ставим задачу выяснения мировоззренческих основ педагогического наследия Древней Руси, имея в виду их несомненное влияние на постановку тех или иных условий самоопределения и содержание критериев ценностного выбора.

Традиции самоопределения человека в Древней Руси

Представление об особенностях самоопределения человека на различных этапах эволюции древнерусской духовности, полученное в ходе предшествующего анализа, является необходимой основой для выяснения тех концептуальных положений самоопределения человека, которые выступают в качестве предмета преемственности в передаче общественного наследия.

Как показывает наше диссертационное исследование, логика развития концепции самоопределения человека в древнерусской культуре выражается в многообразии связей и последовательностей, возникающих при замещении одной мировоззренческой формы другой, в ходе которого происходит преобразование различных элементов концепции самоопределения.

Понятие совершенства, обуславливающее критерии ценностного выбора, под влиянием специфики культов, верований, религиозных идей, проходит серьезную эволюцию, сохраняя при этом сущностное единство и внутреннюю согласованность обновляющихся значений.

Языческое мировоззрение восходит из первоначального понимания совершенства как благого родства с могущественными существами природного мира (культ упырей и берегинь) к пониманию родства-единения по происхождению со всем миром, и низшим, и высщим, ( культ Матери Сырой Земли), а затем к пониманию совершенства как родства предпочтительно с небесными силами, благоволящими к миру и творящими и преобразующими мир по законам красоты и справедливо сти(культ Рода -творца Вселенной). Соответственно, содержание критериев ценностного выбора составляют понятия родного и чужого, которые видоизменяются с трансформацией культов, расширяя границы своего значения аналогично расширению понятия совершенства. Эти понятия изначально выступают границами самоопределения человека, которое на начальном этапе в существенной своей части подразумевает, прежде всего, этническую самоидентификацию.

Как отмечает О.Н.Трубачев, рассматривая особенности древнего миропонимания восточных славян, подтверждается факт "однозначной са-моидентификации, необходимой для того, чтобы констатировать существование особого этноса," которая "акцентировала...взаимную родственную связь между собой "своих" людей, своего рода "одной свободы" [158, с.226]. В результате "достойный праславянин...завещал нам "свое" цельное самопонимание и мировоззрение с организующей дихтомией "свое"-"не свое"[158, с.227], и первой заповедью и первым принципом самоидентификации как части самоопределения, идущей из древнеродового устройства праславян выступает правило: "Знай свои родъ и 1-азикъ..."[158, с.210].

В процессе развития этого тезиса, духовное родовое наследие, в целом, в различных формах его проявления в народной жизни выражает понятие совершенства в контексте всех культов мифопоэтической, дохристианской, эпохи. Ведущей смысложизненной ориентацией человека выступает задача украшения и освоения мира, в ходе которого человек выступает в роли ученика и подмастерья у богов-прародителей, в благодарность за оказываемое благо и защиту. Тем самым самоопределение человека как осознанное стремление к совершенству связано с максимальным одухотворением материальных потребностей.

Цели, задачи и ход опытно-экспериментальной работы

Главной целью нашей опытно-экспериментальной работы является преемственность древнерусского этнокультурного наследия как источника национального воспитания и естественной основы для совершенствования учебно-воспитательного процесса в современной российской школе.

Предметом преемственности в ходе эксперимента выступают традиции самоопределения человека в педагогическом наследии Древней Руси.

Понятие преемственности в вопросах, связанных с передачей, упрочением и развитием культурного опыта, образцов духовно-творческого отношения к миру, навыков жизнедеятельности в процессе воспитания новых поколений, имеет различное толкование и оценку.

В определении цели нашей опытно-экспериментальной работы мы основываемся на понятии преемственности поколений, означающем восприятие принципиальных положений культурного наследия прошлого с целью его сохранения и дальнейшей передачи.

Более того, преемственность традиций древнерусского наследия как источника национального своеобразия воспитания подразумевает задачу национальной преемственности, которая, по определению,"реализует сопринадлежность, со-трудничество и со-творчество разных поколений этноса; стабилизирует его, воспроизводит его духовное наследие в молодом поколении" [15, с.254]. В ходе национальной преемственности воспитывается уважение к святыням и идеалам духовно-исторического развития этноса, которые служат ориентирами молодого поколения, обеспечивая стабильность развития этноса.

Вместе с тем, существенным положением для рассмотрения преемственности в частности как сознательной цели опытно-экспериментальной работы является неизбежная относительность передачи и восприятия культурного наследия между поколениями вследствие изменяющихся социально-исторических условий. Перед нами встает серьезная проблема "изменений передаваемых элементов культуры"[172, с.299].

Руководствуясь исследованиями Е.Шацкого в этом направлении, мы соотносим проблематику "интерпретации наследия", а также "неправильно понятого старого" с целями и прогнозируемыми результатами опытно-экспериментальной работы, признавая, что в ходе преемственности культурного наследия "во всех случаях мы фактически имеем дело как с большими или меньшими модификациями самой вещи, так и с изменениями значения самой вещи, вытекающими из включения ее в иное историческое целое. Вера в возможность сохранения in toto верности "отцам" иллюзорна, так как это потребовало бы невозможного: жить в точно таком же, как они, мире,"[172, с.300].

Похожие диссертации на Самоопределение человека в этнокультуре Древней Руси