Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозный экстремизм как угроза современному обществу Муминов Ахмад Исматович

Религиозный экстремизм как угроза современному обществу
<
Религиозный экстремизм как угроза современному обществу Религиозный экстремизм как угроза современному обществу Религиозный экстремизм как угроза современному обществу Религиозный экстремизм как угроза современному обществу Религиозный экстремизм как угроза современному обществу Религиозный экстремизм как угроза современному обществу Религиозный экстремизм как угроза современному обществу Религиозный экстремизм как угроза современному обществу Религиозный экстремизм как угроза современному обществу Религиозный экстремизм как угроза современному обществу Религиозный экстремизм как угроза современному обществу Религиозный экстремизм как угроза современному обществу
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Муминов Ахмад Исматович. Религиозный экстремизм как угроза современному обществу : 09.00.11 Муминов, Ахмад Исматович Религиозный экстремизм как угроза современному обществу :социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 Москва, 2007 195 с., Библиогр.: с. 186-195 РГБ ОД, 61:07-9/715

Содержание к диссертации

Введение

Раздел 1. Сущность религиозного экстремизма как социальной угрозы

Раздел 2. Типология и динамика религиозного экстремизма 64-127

Раздел 3. Основные направления противодействия религиозному экстремизму 128-169

Заключение 170-183

Список литературы 184-194

Введение к работе

В последние годы мировое сообщество и Россия столкнулись с беспрецедентной по масштабам и последствиям проблемой, которая и сегодня далека не только от своего решения, но и от адекватного осмысления. Речь идет о стремительном распространении различных форм социального насилия, среди которых особую социальную угрозу представляет экстремизм во всех своих разновидностях и практически во всех сферах жизнедеятельности общества.

Особую опасность в качестве угрозы со стороны экстремизма представляет религиозный экстремизм. Он не связывается с какой-то одной религиозной системой или общностью. Самым ярким примером может служить Ближний Восток, бывшая Югославия, Северный Кавказ России и другие регионы.

Религиозный экстремизм неразрывно связан с терроризмом и фундаментализмом. Ситуация усугубляется тем, что общество, государство, наука оказались неспособными решительно и эффективно отреагировать на всплеск проявлений экстремизма вообще и религиозного экстремизма в особенности, полагая, что по мере развития науки религия будет угодить в прошлое. Однако события конца прошлого века показали возможность религиозного ренессанса. Среди причин данного явления выделяется несостоятельность светских властей к эффективному решению многих социально-экономическим проблем. Это в полной мере относится и к современной России и к странам Содружества Независимых Государств.

Прилагаемые сегодня усилия не приносят желаемого результата. Представляется, что основная причина нерешенности указанной проблемы связана со спецификой религиозного экстремизма, с феноменом самой религии и религиозного опыта как сложных социальных явлений. Стремительное распространение новых религиозных организаций, нетрадиционных культов также усиливает социальную опасность религиозного экстремизма со стороны еще не изученных религиозных сообществ. С.Хантингтон угрозу цивилизационных войн неразрывно связывает с деятельностью религиозных сообществ и систем. Это позволяет поставить вопрос о религиозном характере цивилизационных войн и соответствующих масштабах угроз со стороны религиозного экстремизма.

Анализ современной обстановки показывает что религиозный экстремизм представляет собой одну из главных угроз современному обществу, культурному и цивилизационному взаимодействию, безопасности народам и государствам, в том числе странам Содружества Независимых Государств и непосредственно России.

Более конкретно актуальность исследования обусловливается следующими обстоятельствами.

Во-первых, возросшие масштабы распространения экстремизма как такового. Он неразрывно связан с ростом социального насилия и агрессии как таковыми. Целые регионы мира оказываются под ударом экстремизма, к которому прибегают самые различные социальные движения и группы . Налицо тенденция нарастания экстремизма в современном мире и превращением данного явления в одну из глобальных проблем современности.

Во-вторых, ростом собственно религиозного экстремизма. Его рост настолько стремителен, что в общественном сознании экстремизм вообще начинает ассоциироваться исключительно с экстремизмом религиозном и с некоторыми его разновидностями. Сторонниками религиозного экстремизма становятся все большие массы людей. Особенно это характерно для молодежи с её мак симализмом. В этих условиях настоятельной потребностью выступает выработка наиболее эффективных мер по противодействию распространения религиозного экстремизма среди населения стран СНГ и России.

В-третьих, сложность и многоплановость религиозного экстремизма связана со скрытым характером религиозного опыта1, его динамичностью. Эти особенности требуют в нынешних условиях всестороннего переосмысления данного феномена на основе системного подхода, который предполагает глубокие исследования, в частности, организационно-правовых и информационно-логических моделей борьбы с негативными проявлениями религии.

Ситуация и анализ проблемы усугубляются наличием норм двойного стандарта. Когда один экстремизм выбеляется, а другой - демонизируется. В этом отношении самым негативными красками в средствах массовой информации окрашивается исламский экстремизм, где фактически уже нет разницы между проявлениями экстремизма и национально освободительной борьбой исламских народов. Это особенно актуально, когда речь заходит о противостоянии исламских государств внешнеполитической деятельности США. Особенно это показательно на примере Ирака и военной оккупации данной страны Соединенными Штатами Америки. С другой стороны, мы видим в таком же положении и православное христианство в бывшей Югославии, когда речь заходит о противостоянии православных сербов с албанцами-мусульманами, за которыми фактически четко просматривается позиция интересов Западной цивилизации и, прежде всего, США. Эти примеры показывают односторонность в оценке сути религиозного экстремизма и требуют объективного анализа и всестороннего исследования, выявления его истоков, причин, субъектов и участников.

В-четвертых, рост религиозного экстремизма и социальных угроз с его стороны с неизбежностью ведет к поиску путей выхода из создавшегося положения, к выявлению наиболее адекватных мер по своевременному определению и нейтрализации вызовов и угроз для общества и личности со стороны субъектов религиозного экстремизма.

В-пятых, определенной закрытостью, конспиративностью и мифологизацией феномена религиозного экстремизма, связанного с деятельности агрессивных религиозных сообществ, способных к крайним формам социального насилия. Проблема религиозного экстремизма в целом ряде стран СНГ напрямую затрагивает характер деятельности вооруженных сил, когда военнослужащие оказываются в ситуации мировоззренческого и морального выбора, а воинский коллектив - в ситуации возможного раскола по религиозному принципу.

Таким образом, проблема изучения религиозного экстремизма как социальной угрозы современного общества на примере стран СНГ и современной России, выявления причин и источников данного явления, классификации, генезиса и тенденций видоизменения, проявления сущности, содержания и форм, характера вызовов и угроз для социальных систем и личности в настоящее время приобретает особое значение.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема экстремизма, наряду с терроризмом и фундаментализмом в современном обществе выступает одной из активно изучаемых проблем. Эта проблема изучается различными науками, которые представляют свой анализ данного феномена1. Но, к сожалению, в большинстве работ, пытающихся рассмотреть явление религиозного экстремизма как социальной угрозы во всем многообразии и сложности данного явления, наблюдаются проявления тенденциозности и односторонности.

Представление об уровне социально-философского анализа современного религиозного экстремизма можно составить на базе имеющейся литературы, которая условно разделена на следующие группы.

Первую группу составляют работы, в которых исследуется сущность экстремизма как такового. Среди многочисленных работ данной группы следует отметить те исследования, которые в зависимости от прояснения сущности ука занного феномена позволяют выделить природу и основные признаки экстремизма как общественного явления и характеристики человека.

Так, например, В.Ф. Халипов определяет экстремизм (extremism, от лат. extremus) как приверженность крайним взглядам и мерам, делая акцент на политической сфере1.

Такая оценка характерна и для А.С.Капто. Он определяет экстремизм как «какое-либо деяние, направленное на насильственны захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях неза-конных вооружённых формирований или участие в них» .

Особое место в этой группе работ занимают исследования В.И.Красикова , посвященные непосредственно экстремизму с позиции философского анализа.

Есть исследования, которые показывают, что экстремизм является отражением экстремальности самой жизни современного человека, которая формируется как определенное состояние общества и форма управления («управляемый социальный хаос», «общество риска») и что экстремизм может создаваться и господствующими социальными слоями и странами .

Ко второй группе работ следует отнести исследования, посвященные отдельным разновидностям экстремизма. Большое внимание уделяется политическому экстремизму5. В своих исследованиях А.Верховский, В.Прибыл овский рассматривают национально-патриотические организации в России в контексте перспектив их экстремизма . Е.Н Гречкина исследует молодежный политический экстремизм в условиях трансформирующейся российской действительно-сти и влияние на него СМИ . С соответствующих позиций анализируется и художественная литература4. Есть работы, посвященные исследованию экстремизма в его разновидностях в определенных социальных группах5.

Экстремизм исследуется и как угроза демократии. В этом отношении показательна позиция Б.Грызлова - Председателя Государственной Думы, Председателя партии «Единая Россия» .

С.Хантингтон в своей работе отмечает проявления экстремизм, в том числе и религиозного в модернизирующихся странах .

И.А. Мальковская рассматривает влияние глобализации на процесс форми-рования экстремизма во всех его разновидностях .

К третьей группе относятся труды, посвященные выявлению собственного религиозного экстремизма9 и его разновидностей .

К четвертой группе следует отнести электронные ресурсы по указанной проблеме, имеющиеся на информационных сайтах, порталах и форумах Интернета. К первой подгруппе необходимо отнести сайты общественных учреждений. Например, ведомств, университетов и исследовательских институтов, целью деятельности которых является содействие обмену полученными результатами о характере экстремизм и его проявлениях. К этому блоку следует отнести сайты социальных объединений, учреждений и инициатив, ставящие перед собой просветительские цели, работающие в интерактивном режиме, что позволяет посетителям сайта получать индивидуальную консультацию от экспертов, участвовать в дискуссиях и т.п.

Вторую подгруппу представляют сайты различных религиозных организаций1 и а также организаций и движений экстремистского характера.

К третьей, самой большой, подгруппе следует отнести сайты частных лиц, которые используют Интернет с целью распространения в свободной форме своих идей о религиозном экстремизме, угроза и вызовах данного явления для личности и общества .

В изученной научной литературе высказывается много различных точек зрения, подходов и мнений по. проблеме религиозного экстремизма. Это обусловлено тем, что данное явление чрезвычайно сложно, многообразно, противоречиво и рассматривается в различных плоскостях научного знания. Следует отметить и то обстоятельство, что за исследовательскими рамками остается интегрирование в единое целое всех граней и уровней сущности и содержания религиозного экстремизма как угрозы для современного общества, при учете наработок в других отраслях научного знания.

В целом, анализ имеющейся литературы показывает, что существование проблемы религиозного экстремизма в современном обществе связано, прежде всего, с влиянием данного явления на политическую сферу социальных систем. В меньшей степени ставится вопрос о всестороннем влиянии данного явления на общество, социальные системы и сферы жизнедеятельности в целом с позиций угроз и вызовов, которые таит в себе религиозный экстремизм. В исследованиях порою просматривается определенная поверхностность, односторонность, политическая и религиозная ангажированность.

В связи с этим возникает необходимость проанализировать истоки, причины, социальную сущность религиозного экстремизма как социальной угрозы современности, показать взаимосвязи, взаимовлияния и взаимодействия религиозного экстремизма с различными сферами общества. В качестве самостоятельной исследовательской задачи практически религиозный экстремизм в указанном контексте не исследовался.

Актуальность исследовательской задачи, предпосылки ее научного и практического решения определили объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объектом исследования является религиозный экстремизм как социальное явление. Предмет исследования - религиозный экстремизм как угроза современному обществу.

Цель исследования состоит в рассмотрении с социально-философских позиций сущности и основного содержания современного религиозного экстремизма как социальной угрозы, в выявлении его основных типов и динамики развития данного феномена, а также в обосновании приоритетных направлений противодействия вызовам и угрозам со стороны носителей религиозного экстремизма в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных исследовательских задач:

- выявить сущность религиозного экстремизма как социальной угрозы современному обществу;

- раскрыть типологию религиозного экстремизма;

- исследовать характер социальной динамики религиозного экстремизма;

- определить основные направления противодействия религиозному экстремизму.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют идеи и положения представителей отечественной и зарубежной философской мысли, в которых исследуются социальные явления общественной жизни, феномены общественного и индивидуального сознания, в частности, проблемы религиозного мировоззрения, духовности, ценностей и религиозно-мировоззренческих оснований жизнедеятельности личности и социальных групп, места и роли их в жизни общества и человека. В работе широко представлены итоги осмысления научно-методических материалов различных социальных институтов, научно-практических конференций и семинаров, научных исследований, диссертаций и авторефератов диссертаций, публикаций в научных журналах, средствах массовой информации по теме исследования.

Непосредственно методологическую основу диссертации составили базовые положения социально-философской науки, ее понятийно-категориальный аппарат применительно к объекту и предмету исследования. В работе используются и реализуются принципы философского анализа: функционально-деятельностный, организационно-системный, структурно-содержательный, аксиологический, феноменологический подходы, принципы социального детерминизма, историзма и т.д. Использовались также более конкретные методы классификации и систематизации, теоретического обобщения и описания, контент-анализ и др. В данном исследовании учитывались методологические требования принципа познаваемости объективной реальности, многомерности истины, ее опосредованности различными формами научного познания.

Эмпирическая база исследования включает результаты анализа руководящих документов, регламентирующих деятельность государственных органов и общественных организаций по изучению данного феномена и противодействию религиозному экстремизму в обществе; научно-методические обобщения различных социальных институтов по проблеме; социологические данные, полученные и использованные другими авторами по теме диссертации; контент-анализ материалов периодической печати по проблеме, а также обобщение практики профессиональной деятельности различных органов общества и государства с целью обеспечения безопасности государства, общества и личности в области противодействия вызовам и угроза религиозного экстремизма и со стороны его социальных носителей.

Научная новизна диссертационного исследования выражается:

- в уточнении сущности религиозного экстремизма как угрозы современному обществу, раскрыты его элементы, причины и условия формирования;

- в выявлении содержания и типология религиозного экстремизма с позиций особенностей и масштабов, вызовов и угроз для безопасности личности, социальных общностей, государства;

- в раскрытии характера социальной динамики противоречий как факторов формирующих причинную обусловленность вызовов и угроз современного религиозного экстремизма;

- в выявлении и обосновании приоритетных направлений противодействия вызовам и угрозам современного религиозного экстремизма на уровне личности, общества, государства и мирового сообщества в определяющих сферах жизнедеятельности.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в углублении и расширении социально-философских знаний о сущности, содержании и типологии современного религиозного экстремизма как социальной угрозы, в выявлении источников и причин его возникновения, обосновании приоритетных направлений по противодействию распространения данного феномена, его социальной опасности. Полученные в исследовании результаты социально-философского анализа могут рассматриваться в качестве основы дальнейшего изучения места и роли, состояния и специфики религиозного экстремизма во всех его разновидностях в современных условиях и на этой основе выработки концепции противодействия его антисоциальному характеру и проявлению в жизни личности, социальных групп, религиозных сообществ, образований и систем, обществ и государств.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в возможности и необходимости совершенствования системы противодействия распространению угроз и вызовов религиозного экстремизм особенности в странах СНГ и в России, принятии на различных управленческих уровнях научно обоснованных решений по повышению эффективности деятельности различных государственных органов и общественных организаций в данной области. Положения и выводы диссертационного исследования могут иметь практическое значение для государственных органов, общественных и научных организаций, педагогических коллективов, проводящих исследования в области религиозной жизни социальных групп и личности.

Апробация результатов исследования осуществлена в процессе обсуждения основных положений исследования на кафедре философии и религиоведения Военного университета, а также в ходе проведения занятий с курсантами Военного университета и Военного института Министерства Обороны Республики Таджикистан.

Основные результаты исследования нашли отражение в публикациях:

1. Религиозный фактор и проблемы национальной безопасности страны (на примере Республики Таджикистан) // Вестник Московского государственного областного университета. Философские науки. - №4. - М.: Изд-во МГОУ, 2006. - 1,0 п.л. (рекомендован ВАК).

2. К вопросу о способах противодействия терроризму как одному из проявлений экстремизма // Социология образования. - №6. - 2007. - 0,8 п.л. (рекомендован ВАК).

3. Религиозный экстремизм как социальная угроза современному обществу // Вестник Московского государственного областного университета. Философские науки. - №4. -М.: Изд-во МГОУ, 2007. - 1,0 п.л. (рекомендован ВАК).

Общий объем публикаций по теме исследования составил 2,8 печатных листа.

Структура работы подчинена цели и задачам исследования. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы.

Сущность религиозного экстремизма как социальной угрозы

Задачей настоящего раздела является выявление сущности религиозного экстремизма как социальной угрозы. Для решения этой исследовательской задачи необходимо обратиться к анализу понятия экстремизм и основных родственных понятий, связанных с данным явлением, подходов изучающих экстремизм и его разновидности и выявить собственно специфику религиозного экстремизма через анализ причин, условий его возникновения и мотивации его социальных носителей. Акцент будет делаться на анализ религиозного экстремизма через призму тех угроз и вызовов, которые он несет обществу.

Понятие «экстремизм» в философской энциклопедии изданной в советский период отсутствует1. Но вот уже конец XX века и начало XX века расцветает пышным многообразием самых разных разновидностей экстремизма: кра-тоэкстремизм, психологический экстремизм, религиозный экстремизм, политический экстремизм, исламский экстремизм, потребительский экстремизм, этатистский экстремизм, интеллектуальный экстремизм, национал-экстремизм, патриотический экстремизм и др.

Б.Грызлов заявляет: «Сегодня экстремизм - это та сила, которая стремится подорвать наше государство, наши традиции, перспективы развития нашей страны. То есть то, что дорого каждому из нас, вне зависимости от партийной принадлежности»2.

Понятие «экстремизм» образовано от латинского extremus, которое означает «крайний» и в толковом языке русского языка определяется как «склон ность, приверженность к крайним взглядам и мерам, преимущественно в политике»1.

Какое же содержательное определение имеет явление экстремизма в современных словарях социально-гуманитарного характера?

В.Ф. Халипов определяет экстремизм (extremism, от лат. extremus) как-приверженность крайним взглядам и мерам. Он отмечает, что экстремизм распространен в политической практике, особенно в рядах оппозиции, всегда доставляет массу беспокойств властям, требует особых усилий, средств и сил для его одоления. Особенно чреват нежелательными последствиями в действиях самих властей (в вопросах безопасности, внутренних, пограничных и междуна-родных конфликтах и т. д.) .

По мнению данного автора, получается, что опасным является не только сам экстремизм, но и его социальные последствия, в том числе и нежелательные действия властей как реакция на экстремизм. Следовательно, мы можем сразу же предположить, что экстремизм может быть как объективным явлением так и искусственно создаваемым: если властьимущие пожелают усилить свои позиции, то они могут создать определенные экстремистские организации в любой сфере жизнедеятельности общества и в любом регионе, чтобы иметь повод к усилению контроля над обществом и отдельными его представителями.

А.С.Капто определяет экстремизм как «какое-либо деяние, направленное на насильственны захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооружённых формирований или участие в них» .

А.А.Козлов определяет социальный экстремизм как «приверженность к крайним взглядам и мерам, проявляющаяся в соответствующем социальном по ведении» . Он отмечает, что «экстремизм может обнаруживаться во всех сферах человеческой активности: в межличностном общении, во взаимоотношении полов, в отношении к природе, в политике и т. д.» . Следует также обратить внимание на то, что он А.А.Козлов отмечает следующую особенность экстремизма: «Понятие экстремизма является наиболее общим по отношению к таким понятиям, как «агрессия», «терроризм», «преступность» и др. Наиболее близким к экстремизму является понятие «агрессия», обозначающее действие человека и любого живого организма, направленное на нанесение ущерба кому-нибудь или чему-нибудь»3.

По мнению данного исследователя, особенностью экстремизма является то, что агрессия может быть мотивированной и немотивированной, а экстремизм же всегда мотивирован. И если агрессия в психологическом понимании, -как правило, кратковременное, биопсихическое по природе действие (акт), сопровождаемое значительным выбросом энергии, то экстремизм, как явление социальное, свойствен только людям, всегда концептуален и идеологичен. В политологии и в международном праве термины «агрессия» и «экстремизм» применяются для обозначения разных социальных явлений» .

Итак, экстремизм это общее понятие по отношению к понятиям «агрессия», «терроризм», «преступность» и др. Он есть выражение мотивированной агрессии, а по характеру является концептуальным и идеологичным.

Д. В. Ольшанский определяет экстремизм политический как приверженность в политике и идеологии к крайним взглядам и действиям; продолжение радикализма5. Данное определение требует уяснения понятия «радикализм». Тот же исследователь указывает, что политический радикализм (лат. radix - корень) есть «...Стремление к решительным методам и действиям в политике»6.

Он характерен политически крайне ориентированным организациям, партиям или партийным фракциям, политическим движениям, группировкам, отдельным лидерам и т.д.1.

Термин «радикализм» возник в Англии в конце XVIII веке, в эпоху промышленной революции, среди противников Билля об избирательной реформе. В XIX веке радикализм стремительно распространился по Европе уже как широкое политическое, философское, религиозное, культурное, просветительское движение. В XIX-XX веках радикализм стал идеологической платформой ряда левых партий социалистической, социал-демократической ориентации. Одновременно нашел своих последователей и среди правых сил. В последние десятилетия радикализм стал базой для фундаменталистских исламских политических сил .

Однако радикализм радикализму рознь. В наше время радикализм и экстремизм характерен не только исламским религиозным организациям. Радикализм и экстремизм характерен, для этатизма в форме парламентаризма и связанной с ним моделью антропоцентризма, а если еще точнее - то с западноевропейской моделью гуманизма.

Типология и динамика религиозного экстремизма

Религиозный экстремизм - один из тех факторов, которые дестабилизируют жизнь общества и подрывают устойчивость развития современных государств по всему земному шару. Особенно он опасен для многонациональной и поликонфессиональной России и других стран СНГ, в частности Таджикистана, потому что экстремизм паразитирует на религиозных и этнических основаниях.

Исходя из этого, объективное исследование религиозного экстремизма возможно лишь в том случае, если подвергнуты философскому анализу источники и причины, порождающие крайние взгляды в религиозной идеологии.

Категория источник акцентирует наше внимание на сущности предмета или явления, их происхождении, то есть на его появлении впервые как такового.

Ряд исследователей называют самой ранней религиозно-экстремистской группировкой секту сикариев и зелотов (в переводе с древнееврейского «сика-рии» - носящие меч, «зелоты» - гневные), действовавшую в Палестине в середине I в. н.э. Это были экстремистски настроенные националисты, не признававшие священников как посредников между богом и людьми и уничтожавшие представителей политической и духовной элиты, поддерживающих римское владычество на Ближнем Востоке1. По мнению ученых, даже среди учеников Иисуса Христа могли быть их последователи, о чем свидетельствуют их имена, например: Симон Зилот или Иуда Искариот, поскольку слово «искариот» может быть переведено как «человек с кинжалом»2.

А.Тойнби экстремистско-фундаменталистские движения, которые в своей попытке адаптироваться к современным условиям используют различные культурно-цивилизационные способы от пропаганды внутри и вне уммы и до раз личных форм джихада предлагает называть «зелотизмом». «Зелот - это человек, ищущий в известном спасение от неизвестного, и, если он участвует в битве с противником, превосходящим его в тактике и пользующимся грозным новомодным оружием, он отвечает тем, что с особым тщанием и скрупулезностью применяет свое традиционное оружие» - т.е. базовые ценности ислама. С другой стороны, А. Тойнби отмечает, что современный «зелот», вооруженный бездымным скорострельным оружием, - уже не чистый «зелот», ибо, признав западное оружие, он вступает на оскверненную почву. Современные исламисты заявляют: «Мы зелоты (muta assibun), а не экстремисты (mutatamfun)».

В 657 году во время битвы при Сиффине между халифом Али (племянником Пророка) и Муавией - мятежным полководцем, хариджиты («вышедшие», «отколовшиеся») заявили, что в борьбе за власть «решение принадлежит только Аллаху», и в количестве 12 тысяч воинов ушли из лагеря халифа. Хариджиты провозгласили, что высокий пост халифа могут занимать лишь самые ревностные, достойные и выдающиеся адепты веры - независимо от их происхождения, вплоть до недавно обращенных рабов из числа пленных иноплеменников и избрали своего халифа, ибн-Вахбу. В решающем сражении в 658 г. войска Али одолели хариджитов, причем их халиф погиб. Однако вскоре в 661 г. от кинжала хариджита пал и Али. Последователи хариджита аль-Азрака объединились в экстремистскую группу азракитов, призвавших к непримиримой борьбе с халифами Омейядами. Нетерпимость азракитов, видевших смертельного врага в любом, кто отклоняется от учения хариджитов, стала духовной идей современных исламских экстремистов. Идеологи хариджитов внесли в исламское богословие калам - важный постулат о соотношении веры и действия: без подкрепления благочестивым делом вера неэффективна. Хариджиты, которых подчас именуют пуританами ислама, выступали за строгость в вопросах веры и культа, за очищение не только телесное (перед молитвой), но и духовное, за чистоту совести и беспощадность к согрешившим. Они осуждали роскошь, резко вы ступали против развлечений - музыки, игр, вина. Их целью было создание государства высшей справедливости. Они исходили из принципа «послушание Богу важнее послушания человеку», т.е основывались на базовой религиозной ценности «вера в Аллаха». Такая позиция, как отмечает Вебер, вызывает необходимость религиозной войны1.

В 61 году Хиджры (20 октября 680 г.) после битвы при Кербеле (современный Ирак) были растерзаны младший сын Али ибн Аби Талиба, внук Пророка - имам аль-Хусейн, его брат Аббас и 70 верных воинов. С ними «поступили так, как не поступали у всех народов с худшими из людей: их убивали жаждой и мечом, сжигали, прибивали их головы к кресту, пускали по их телам лошадей»... Это, пожалуй, оказалось самой большой трагедией в истории исламского мира: когда впервые мусульмане жестоко убивали мусульман.

Это же событие послужило одной из причин раскола на две непримиримые ветви ислама: суннизм и шиизм. С тех пор, чтобы не стереть из памяти боль о мученической смерти Имама аль-Хусейна и его сподвижников, каждые первые 10 дней первого месяца Мухаррам мусульманского календаря для шиитов наступает строгий пост и траур. Этот скорбный религиозный праздник носит название - Ашура или Шахсей-Вахсей. И в наши дни в шиитских кварталах под огромными черными знаменами проходят шествия скорби. Плач, крики, бесконечные молитвенные песнопения, кровавое самобичевание и даже нанесение себе телесных увечий не останавливаются ни днем, ни ночью. Веками их отцы и деды помнили и несли эту боль в себе, шли этими улочками, испытывали силу своей веры, устремляясь навстречу остро заточенным кинжалам, направляемым собственными руками. «Если только возможно принять на себя боль погибших братьев! Да простит нас Всевышний: свой позор братоубийства мы будем смывать собственной кровью!» .

Подобный обычай существовал и в средневековой Европе XIII-XV вв. среди флагеллантов («бичующихся») - участников покаянного религиозного движения. По словам их духовного предтечи Петра Дамиани (XI в.), самоистязающиеся достигали четырех целей: 1) подражали Христу; 2) принимали мученичество; 3) смиряли плоть; 4) искупали грехи.

. Основные направления противодействия религиозному экстремизму

Религиозный экстремизм - продукт человеческой природы, который, как другие асоциальные явления, вырастает из самого общества и, постоянно видоизменяясь, развивается вместе с ним. Как разновидность радикализма, экстремизм существует в историческом времени всегда и повсеместно во всех регионах и практически во всех человеческих сообществах, имеет свои убежища в духовном мире, материализуется в действиях субъектов и, как уже было отмечено, наиболее полно проявляется на исторических переломах, когда требует своего обновления социальная жизнь.

Экстремизм является индикатором и катализатором решения назревших социальных проблем. Это одновременно и особый социальный сигнал, обнаруживающий больные места в социальной ткани, и скальпель, вскрывающий «общественные нарывы»1. Однако общество не всегда готово правильно воспринять и соответствующим образом ответить на данный вызов. Первая реакция общества на экстремальную ситуацию - запретная, и только в последующем развертывании событий может проявиться особое терпение и действия по изменению социальной базы и среды экстремизма. Социальное явление, имеющее объективные корни и причины, одним наказанием или полным запретом, даже тотальным, не устранить.

Кроме этого, экстремизм имеет свою историческую норму. То, что было нормой в первобытном обществе, становится нетерпимым в обществе более позднем. Если европейское средневековье с радикальными взглядами расправлялось «огнем и мечом», то в Новое время формы и способы борьбы с убеждениями и взглядами, пусть даже и радикальными, существенно изменены и дополнены, а пытки и насильственные действия по физическому уничтожению личности со стороны общества поставлены под нравственный и правовой запрет. Естественные и социокультурные критерии оценки экстремизма и противодействия ему в настоящее время связаны с идеей гуманизма. Данная общечеловеческая направленность развития имеет свои особенности и формы выражения в различных культурах, религиозных конфессиях, да и в одной религии встречаются явно противоречащие друг другу способы восприятия и выражения своего отношения в реализации данной идеи, а тем более к другому мнению представителей особых религиозных убеждений.

Отношение к экстремизму и его организаторам в обществе не всегда однозначное. Прагматики, используя принцип полезности и оценку его с позиции выгоды, естественно могут объявлять экстремизм как благом, так и злом и все действия против него как положительными так и отрицательными. Аналогично оценивают действия соответствующих лиц. Такие двойные стандарты ведут не к устранению экстремизма, а его поддержке, и обеспечивают расширение социальной базы. В зависимости от этнической, национальной, политической, государственной принадлежности экстремистов к ним формируется соответствующее отношение со стороны родственных этносов. Поэтому следует признать, что однозначно воспринимаемого подхода не только в противодействии, но и в оценке экстремизма, которые будут разделены и,поддержаны всеми, определить и, тем более, обеспечить практически невозможно.

Следующим важным обстоятельством следует признать то, что, прежде чем, определять направления и модели противодействия, следует обозначить границы как самого религиозного экстремизма. Необходимо установление возможных направлений начальных действий для распознания, оценки его угроз для предотвращения и эффективного воздействия на уровнях глобальном, региональном и локальном, а также организации соответствующих мер в основных сферах жизнедеятельности социума. Это необходимо для того, чтобы действия ответные, направленные против крайнего религиозного экстремизма, по своим масштабам, последствиям и жертвам не становились большим злом в соотношении с актом экстремистского воздействия. Кроме этого религиозный экстремизм, имеет определенное отношение к религии. Нельзя осуждать человека за веру, его судят и привлекают к ответственности за конкретное действие, которое аморально, противозаконно и противоправно. То что, на сегодняшний день основное экстремистское движение имеет отношением к радикальному исламу в лице ваххабизма или Талибана, не является основание ставить под запрет данные религиозные верования1.

Религиозный экстремизм может использовать формы борьбы в широком спектре. В данной работе все его формы следует разделить на две группы: легальные и нелегальные. Легальная борьба с радикализмом и экстремизмом будет вечной, поскольку она ведется в рамках общепризнанных гуманных средств, в формальной и неформальной обстановке, сторона выступающая с экстремистских религиозных позиций не проводит агрессию и насилие в физическом плане, поэтому не находится в конфликте с существующими правовыми нормами. Поле «битвы» ее проводится в дискуссионном варианте, где возникает полемика и управляемый спор. Единственное оружие в этой борьбе - это аргументы и доказательная база. Данные формы проведения дискуссий, споров, полемик и даже баталий довольно подробно и обстоятельно раскрыты и представлены в работах по логике, теории аргументации и других наработках политологов, педагогов, психологов, социологов, юристов и др.

Похожие диссертации на Религиозный экстремизм как угроза современному обществу