Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Региональные практики в построении гармоничного китайского общества Озорнина, Анна Сергеевна

Региональные практики в построении гармоничного китайского общества
<
Региональные практики в построении гармоничного китайского общества Региональные практики в построении гармоничного китайского общества Региональные практики в построении гармоничного китайского общества Региональные практики в построении гармоничного китайского общества Региональные практики в построении гармоничного китайского общества
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Озорнина, Анна Сергеевна. Региональные практики в построении гармоничного китайского общества : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Озорнина Анна Сергеевна; [Место защиты: Забайк. гос. гуманитар.-пед. ун-т им. Н.Г. Чернышевского].- Чита, 2011.- 166 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/356

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В условиях взаимопроникающих процессов глобализации и регионализации, универсализации современного социума и разнообразия его локальных проявлений проблематика региональных практик становится особенно актуальной.

Интеграция Китая в процесс глобализации сопровождается возникновением различных дисбалансов в его развитии, проявляющихся в убыстряющейся урбанизации, усилении экологического кризиса, увеличении имущественного расслоения общества, неравномерном социально-экономическом развитии регионов и т.п. Это обуславливает стремление КНР (Китайской Народной Республики) к построению гармоничного социалистического общества (шэхуэйчжуи хэсе шэхуэй), способного нивелировать противоречия и угрозы устойчивому, сбалансированному развитию государства.

Стремление к социальной гармонии определяет направление жизнедеятельности всего китайского социума, в том числе и практическую деятельность внутренних регионов КНР. Это актуализирует необходимость философского осмысления региональных практик в построении гармоничного китайского общества в контексте комплексного субъект-объектного взаимодействия, определяемого культурно-цивилизационной спецификой китайского государства.

Недостаточная исследованность российской наукой китайских региональных практик снижает качество прогнозирования и выработки адекватных стратегий экономического, экологического, информационного, культурного взаимодействия приграничных регионов РФ и КНР. В данном контексте научное осмысление региональных практик Китая может служить компонентом долгосрочного регионального и глобального прогнозирования трансформации социокультурного пространства КНР и поведения китайского государства в отношении Российской Федерации. Таким образом, в условиях укрепляющегося трансграничного российско-китайского сотрудничества, расширения форм международной коммуникации исследование практической деятельности приграничных регионов КНР приобретает ещё большую актуальность.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных, в частности, китайских философов, социологов, политологов по проблемам

познания социального развития, регионализации, стратегии регионального развития и построения гармоничного общества в КНР.

Категория «практика» занимает ключевое положение в системе основных понятий философии. Изучение практики началось во времена Платона и Аристотеля, которыми она подразделялась на «праксис», «поэзис» и «техно». Свое дальнейшее продолжение практика получила в работах Ф. Бэкона, И. Канта, Г.Ф.Ф. Гегеля, Л. Фейербаха и др. Особое место практика занимала в философии марксизма, где, исходя из учения о человеке как практическом существе, она определялась как основа общественного бытия, как деятельность, направленная на производство и воспроизводство существования социального организма.

В отечественной философии современное понимание практики сложилось в 50-80 гг. XX в. Одна группа исследователей обращалась к практике, определяя её роль в процессе познания, где она выступает как критерий истины (Ю.Г. Гайдуков, И.Д. Андреев, Г.А. Курсанов, М.Н. Руткевич, П.В. Копнин, В.А. Лекторский, А.Г. Харчев, И.Т. Якушевский и др.)1. Вторая группа, представленная широким кругом исследователей (Г.С. Арефьева, Б.А. Воронович, П.К. Гречко, В.Г. Табачковский, А.Л. Огурцов, К.Н. Любутин, СЯ. Свирский, И.Т. Фролов)2, основывается на понимании практики как материальной, преобразующей мир, деятельности человека или общества.

Концепт «региональные практики» образуется посредством совмещения категории «практика» с региональной проблематикой. Словосочетание «региональные практики» часто используется для обозначения опыта определенной экономической, политической или культурной деятельности в регионе. Но практика не связывается с проблемой практической деятельности самого региона как субъекта, который осуществляет материальные преобразования в соответствии со своими целями, идеальной моделью развития, знаниями, инновациями, культурными ценностями. Таким образом, «региональные практики» не осмысливаются как самостоятельная категория.

' Гайдуков Ю.Г. Роль практики в процессе познания. - М.: Мысль, 1977. - 336 с; Руткевич М.Н. Практика - основа познания и критерий истины. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1952. - 244 с.

2 Арефьева Г.С. Социальная активность. (Проблема субъекта и объекта в социальной практике и познании). - М.: Политиздат, 1974. - 230 с; Любутин К.Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии. - М.: Высшая школа, 1981. — 264 с; Воронович Б.А. Философский анализ структуры практики. - М.: Мысль, 1972. - 279 с.

Проблематика гармоничного китайского общества напрямую связана с одной из фундаментальных категорий китайской философии -«хэ» («гармония»). Исследованию исторического генезиса категории «гармония» в китайской философии, её ценностное значение для современного мира которой посвящено значительное количество работ в российской (В.Г. Буров, Л.С. Васильев, В.В. Малявин и др.) и зарубежной литературе (Ван Ли, Тянь Гуанцин, Чжан Ливэнь, Ли Даочжунь и др.). Общее представление о гармонии в конфуцианской этике, её теоретическое обоснование, основные принципы и задачи гармонизации, проецирования на различные социокультурные практики современного китайского общества изложено в работе Пи Вэйбина «Исследования политической этики «гармонии как ценности»1. Среди многочисленных работ, посвященных теоретическому осмыслению политического курса построения гармоничного социалистического общества в КНР, следует обозначить работы, в которых рассматриваются политические (А.В. Виноградов, А.В. Ломанов, А.П. Шилов, Лю Цзайци, У Цзячин, Цань То)2, экономические (Я.М. Бергер, Чжэн Чусюань, Ян Даньна), ценностные (Линь Яньмэй, Чжэн Гунчэн, Чжоу Вэньдун)3 аспекты гармонизации.

Региональный аспект строительства гармоничного общества, а также философский, экономический, политический анализ региональной гармонии (цюйюй хэсе) проводится в исследованиях Лян Жуньбина, Чжан Вана, Чжан Кэюня, Чжу Вэня.

Проблема регионализации освещается в работах философов, социологов, экономистов, политологов и представителей других наук. Данный процесс анализируется как в международном (И.Н. Барыгин, Л.Б. Вардомский, А.Д. Воскресенский, В.А. Дергачев), так и в государственном аспектах (С.С. Артаболевский, И.И. Арсентьева, Ю.Г. Волков, И.Б. Гоптарева, О.Ю. Дубинина, В.В. Климанов, В.Л. Каганский,

Пи Вэйбин. «Хэ вэй гуй» дэ чжэнчжи лилунь чжуйцю = Исследования политической этики «гармонии как ценности», 2007.

Виноградов А.В. Китайская модель модернизации. Поиски новой идентичности. - М.: Памятники исторической мысли, 2005. - 335 с; Ломанов, A.B. Китай: гармония превыше всего // Россия в глобальной политике. - 2007. - № 6. - С. 45-51.

Чжэн Гунчэн. Гоущянь хэсе шэхуэй = Строительство гармоничного общества. - Бэйцзин: Жэнь-мин Чубаньшэ, 2005. - 273 с; Чжоу Вэньдун. Гоцзянь шэхуэйчжуи хэсе шэхуэй луньган = Теоретический очерк строительства гармоничного социалистического общества. - Чэнду: Синань цзяотун дасюе чубаньшэ, 2009-218 с.

А.С. Макарычев, А.К. Магомедов, В.Г. Орлова, А.А. Сергунин, А.И. Трейвиш и др.).

В последнее десятилетие внимание ученых привлекла проблематика китайской регионализации, которая понимается как азиатская модель регионализма, или китайский «новый регионализм» (А.Д. Воскресенский, В.В. Михеев, Гэн Сефэн, Ма Инчжу, Цао Гуанхань, Чжу Дунюань и др.). Методика интерпретаций китайских региональных практик как процессов внутренней и внешней регионализации КНР, рассматриваемых в контексте системной и социокультурной методологии, впервые была предложена в работах востоковедов В.А. Абрамова, Н.А. Абрамовой, Т.Н. Кучинской и др1.

Стратегия согласованного регионального развития КНР, её основные положения и результаты, а также философский, исторический, экономический, политический, экологический аспекты, рассматриваются в работах В.В. Величко, Г.А. Ганшина, Л.И. Кондрашовой, В.Я. Портякова, Е.Н. Самбуровой, Вэй Гочжуаня, Вэй Цигуя, Лю Гогуана, Ма Вэньцзэ и др.

Стратегия развития одного из внутренних регионов КНР - Северо-Восточного региона, его трансграничное сотрудничество с приграничными регионами РФ, в частности, с Забайкальским краем рассматриваются Д.А. Изотовым, В.Е. Кучерявенко, Т.Н. Кучинской, Т.Д. Хузиятовым, Ван Лолинь, Ма Ли, Ма Вэньцзэ, Лю Чжэн и др.

Значительный вклад в разработку теоретических основ исследования трансграничного и приграничного сотрудничества внесли С.С. Артоболевский, Л.Б. Вардомский, А.Г. Гранберг, К.Н. Знаменская, П. Корхонен, X. Клюттер, М. Любин, М. Сеппо, Н.А. Цыганок, О.Н. Яковлева и др. Трансграничное сотрудничество различных приграничных регионов КНР и РФ рассматривается в работах Т.Е. Бейдиной, Н.П. Рыжовой, М.Ю. Шинковского, И.П. Черной. Ряд аспектов обеспечения национальных интересов и национальной безопасности при проведении пригранич-

'Абрамов В.А. Глобализирующийся Китай: грани социокультурного измерения: монография. - М.: Восточная Книга, 2010. - 240 с; Абрамов В.А. Методология познания и интерпретаций региональных практик сотрудничества РФ и КНР // Забайкальский край в трансграничном взаимодействии с КНР (региональное сотрудничество). - Чита: НОЦ «Восточный центр», 2010. - С. 5-46.; Абрамов В.А., Кучин-ская Т.Н. Процесс регионализации КНР: реалии и их понятийное отражение //Вестник ЧитГУ. - 2009. -№ 3(54). - С. 196-201; Абрамова Н.А., Абрамов В.А. Гуаньюй цюаньцюйхуа цзи Чжунго нэйбу цюйюй дэ исе гуаньнянь = Некоторые представления о глобализации и внутренней регионализации Китая // Чжунго кэцзи болань. - 2010. - № 2. - С. 292; Абрамова Н.А., Кучинская Т.Н. «Китайский регион» в политическом измерении. - Чита: ЧитГУ, 2008. - 175 с; Кучинская Т.Н, Абрамов В.А. Комплексное понимание «китайского региона» как социоприродной системы // Известия ИГУ. Серия «Политология. Религиоведение»,- 2009. -№ 1(3).-С. 189-212.

ного сотрудничества Забайкальского края РФ и Северо-Восточного региона КНР исследованы в работах Н.А. Абрамовой, И.И. Арсентьевой, Т.Е. Бейдиной, Ю.Г. Бурнашовой, Т.Н. Кучинской, А.В. Самойленко.

Рефлексия региональных практик с использованием социокультурного подхода потребовала обращения к философским работам, посвященным проблематике социокультурного пространства. Наиболее видными представителями гуманитарных наук, рассматривающих социокультурные параметры развития общества, являются А.С. Ахизер, Л.Г. Вызов, Н.Н. Зарубина, Т.И. Заславская, С.Г. Кирдина, Н.И. Лапин, Т. Парсонс, B.C. Соловьев и др. Проблематику пространственных аспектов социокультурных изменений рассматривают 3. Бауман, Э. Гуссерль, Р. Мертон, М. Хайдеггер, П. Штомпка, Н. Элиас и др.

Необходимость применения социокультурного подхода к пониманию глобальных экономических, политических, социальных процессов, происходящих в КНР, обоснована В.А. Абрамовым в работах по проблемам глобализации Китая, где также впервые в отечественной науке проводится анализ китайской проблематики социокультурного и социокультурного пространства в контексте региональных практик и национальной безопасности Китая1.

Анализ работ по теме диссертационного исследования свидетельствует о том, что в современной отечественной и зарубежной науке рассмотрению региональных практик в построении гармоничного китайского общества, а также особенностям трансформации и расширения китайского социокультурного пространства уделяется недостаточно внимания, поэтому данная проблематика нуждается в дальнейшей научной рефлексии.

Актуальность темы, практическая значимость и недостаточная разработанность проблематики региональных практик КНР определили объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объектом исследования выступает гармонизирующееся китайское общество.

Предмет исследования - региональные практики в построении гармоничного китайского общества.

Абрамов В.А. Глобализирующийся Китай: грани социокультурного измерения. - М.: Восточная Книга, 2010.-240 с.

Цель исследования — осуществить анализ региональных практик в построении гармоничного китайского общества и определить специфику трансформации китайского социокультурного пространства.

Данная цель обусловила постановку и решение следующих комплексных задач:

  1. систематизировать теоретико-методологические подходы к исследованию региональных практик КНР в контексте гармонизации китайского социума;

  2. раскрыть сущность категории «гармония» как ценностной составляющей регионального развития КНР;

  3. проанализировать стратегию согласованного развития внутренних регионов КНР, выявить её специфику и основные характеристики в процессе внутренней регионализации;

  4. осуществить анализ Северо-Восточного региона как расширяющейся социокультурной подсистемы КНР;

  5. выделить и описать инновации гармоничного развития Северо-Восточного региона КНР;

  6. выявить особенности приграничного соразвития Северо-Восточного региона КНР с Забайкальским краем РФ и определить преимущества и риски их трансграничного взаимодействия для двух регионов.

Методологическую и теоретическую базу исследования составили труды отечественных и китайских философов, культурологов, социологов, политологов, экономистов, востоковедов по проблемам философского осмысления категории «практика» (Г.С. Арефьева, К.Н. Любутин, Б.А. Воронович), гармонии и гармоничного социалистического общества (Н.А. Абрамова, Линь Яньмэй, Чжан Кэюнь, Цзо Явэнь), регионализации и региональной политики КНР (В.А. Абрамов, Л.И. Кондрашова, Ма Вэньцзе, Лю Гогуан), а также работы, посвященные проблематике социокультурного пространства и трансграничного регионализма.

В диссертационном исследовании применена комплексная методология, включающая синергетический, системный, социокультурный, дея-тельностный, герменевтический и компаративистский подходы. Использование социокультурного подхода способствовало анализу разноуровневого китайского социокультурного пространства как объекта преобразующей деятельности регионов. Синергетический подход позволил определить результат региональных практик КНР, заключающийся в интенсификации процесса внутренней регионализации. В исследовании конкрет-

ного текстологического и исторического материала использованы принципы структурности и целостности, а также методы анализа, синтеза, сравнения, аналогии и др.

Документальную базу исследования составили статистические данные КНР по социально-экономическому развитию Китая с 2000 по 2009 гг., которые дают представление о динамике развития внутренних регионов Китая. Данные, размещенные на официальных сайтах правительства КНР, а также китайских электронных СМИ, способствовали анализу политического курса построения гармоничного социалистического общества и современного регионального развития Китая.

Кроме того, использовались нормативные документы государственных и региональных органов власти КНР и РФ, касающиеся региональной политики и международного сотрудничества: «План социально-экономического развития КНР на 11-ю пятилетку», «План возрождения старопромышленных баз Северо-Восточного региона КНР», «Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009-2018 гг.)». Эти документы дают представление о целях, задачах, направлениях стратегий регионального развития КНР и РФ, а также сотрудничества приграничных регионов двух стран.

Научная новизна исследования представлена комплексным анализом региональных практик КНР в построении гармоничного общества, которые определяют специфику трансформации китайского социокультурного пространства.

В итоге разработки темы получены следующие результаты:

  1. рассмотрены теоретико-методологические подходы к исследованию региональных практик КНР в контексте гармонизации китайского социума, на основании этого региональные практики определены как целенаправленная деятельность региона по преобразованию его социокультурного пространства и межрегиональных связей.

  2. определена сущность категории «гармония» как императивной ценностной составляющей регионального развития Китая, заключающаяся в отражении устойчивости, согласованности развития региональной экономики, природы и общества, а также межрегиональных отношений;

  3. выявлены основные характеристики стратегии согласованного развития регионов КНР, одной из которых выступает самоорганизация внутренних регионов. Определена роль процесса внутренней регионализации в трансформации китайского социокультурного пространства, заключающаяся в его дифференциации и расширении;

  1. охарактеризован внутренний Северо-Восточный регион КНР как специфическая подсистема, результирующая взаимосвязь региональных практик и расширяющегося вне государственных границ китайского социокультурного пространства. На примере Северо-Восточного региона определены позитивные (самодостаточность и самоорганизация региона, повышение уровня региональной безопасности и т.п.) и негативные (риск чрезмерной автономности, увеличение разрыва в развитии внутренних регионов) характеристики региональных практик;

  2. определены и описаны инновации Северо-Восточного региона КНР (институциональные, научно-технические, культурные), развитие которых усиливает комплексную деятельность региона по гармонизации его социокультурного пространства;

  3. выявлены особенности приграничного соразвития Северо-Восточного региона КНР (в частности Автономного района Внутренняя Монголия) в трансграничном регионализме с Забайкальским краем РФ, заключающиеся в размывании границ социокультурных пространств двух регионов, на основании этого определены риски и преимущества их трансграничного взаимодействия;

  4. введены в научный оборот переведенные автором аутентичные китайские источники по проблематике регионального развития Китая и построения гармоничного китайского общества (80 источников).

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. использование комплексной методологии, включающей системный, социокультурный, деятельностный, герменевтический и компаративистский подходы, позволяет определять региональные практики КНР как субъект-объектное или субъект-субъектное взаимодействие, характеризующееся целенаправленной деятельностью региона по преобразованию китайского разноуровневого социокультурного пространства;

  2. гармония является императивной ценностной составляющей регионального развития Китая, а также ценностным ориентиром в практической деятельности регионов и отражается в устойчивости, сбалансированности, согласованности развития региональной экономики, природы, общества и межрегиональных связей. Стремление к гармонии в региональном развитии способствует социокультурной адаптации во внутренних регионах КНР и между ними к изменяющимся условиям глобализирующегося Китая;

  1. концептуальными положениями стратегии согласованного регионального развития КНР в построении гармоничного общества являются соорганизация регионов и гармонизация регионального развития, реализация которых способствует самоорганизации внутренних регионов. Стратегия отражает специфику региональных практик, заключающуюся в интенсификации процесса внутренней регионализации, трансформирующего китайское социокультурное пространство, которое приобретает тенденцию к дифференциации и расширению;

  2. Северо-Восточный регион, иллюстрирующий сущность региональных практик в построении гармоничного общества, имеет статус ме-зоуровня китайского социокультурного пространства, т.е. выступает как его часть, обладающая особенностями территориальной организации, ресурсного потенциала, системы воспроизводства, региональной культуры. Приграничное положение определяет его как транзитный регион в расширении китайского социокультурного пространства, в результате чего объектом преобразующей деятельности региона становится и социокультурное пространство соседних государств;

  3. регионализация Северо-Восточного региона интенсифицируется через инновационные механизмы управления региональным развитием (соглашения и программы), создание единого регионального инновационного поля (научно-технические инновации) и формирование инновационной культуры. Согласованное развитие инноваций способствует консолидации региональных потенциалов провинций Северо-Востока, усиливает комплексную деятельность региона по гармонизации его социокультурного пространства;

  4. трансграничная регионализация как форма приграничного сораз-вития Северо-Восточного региона КНР (АРВМ) и Забайкальского края РФ характеризуется размыванием границ и комплексной взаимозависимостью социокультурных пространств двух регионов. Трансграничное сотрудничество способствует решению актуальных проблем Северо-Восточного региона КНР (ресурсная недостаточность, демографическое давление, перенасыщение производствами), но несет определенные риски для развития Забайкальского края и РФ в целом (депопуляция населения, экологические риски, увеличение зависимости экономического развития от приграничного положения и т.д.).

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Выдвигаемые в работе положения дополняют и развивают ис-

следования региональных практик КНР, расширяют и конкретизируют научные представления о процессе внутренней регионализации Китая и его социокультурном пространстве.

Исследование гармонично расширяющегося социокультурного пространства Северо-Восточного региона КНР способствует глубокому пониманию спектра вопросов международной безопасности, политических, экономических, гуманитарных отношений РФ и КНР, а также создает предпосылки для оценки и прогнозирования российско-китайских отношений, способствует определению перспектив их развития в условиях формирования социокультурной реальности трансграничного регионализма. Результаты исследования могут найти практическое применение в работе управленческих структур РФ для выработки эффективных политических решений по сотрудничеству с КНР.

Материалы данного исследования могут быть использованы при подготовке учебных пособий, разработке спецкурсов по актуальным проблемам развития китайского общества, в преподавании дисциплин «Социальная философия», «Регионоведение», «Внутренняя политика КНР», «Региональная политика Китая», «Международные отношения».

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях: международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов - 2009» (Москва, 2009); I, II, III международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития современного китайского общества» (Чита, 2009, 2010,2011); международной научной школе «Китай и Россия на дальневосточных рубежах» (Благовещенск, 2009); IX Всероссийской научно-практической конференции «Кулагинские чтения» (Чита, 2009); VI Конвенте РАМИ «Россия и мир после мирового кризиса: новые вызовы, новые возможности» (Чита, 2010).

Автор выступал с докладами на методологических и научно-практических семинарах преподавателей и студентов ЧитГУ.

Основные положения и результаты исследования нашли отражение в ряде статей и тезисов. Всего по теме диссертации опубликовано 13 работ, в том числе 3 из перечня ВАК.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает по три параграфа, заключения, библиографического списка.

Похожие диссертации на Региональные практики в построении гармоничного китайского общества