Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогический потенциал региональной культуры в современном российском образовании Божинская Татьяна Леонидовна

Педагогический потенциал региональной культуры в современном российском образовании
<
Педагогический потенциал региональной культуры в современном российском образовании Педагогический потенциал региональной культуры в современном российском образовании Педагогический потенциал региональной культуры в современном российском образовании Педагогический потенциал региональной культуры в современном российском образовании Педагогический потенциал региональной культуры в современном российском образовании Педагогический потенциал региональной культуры в современном российском образовании Педагогический потенциал региональной культуры в современном российском образовании Педагогический потенциал региональной культуры в современном российском образовании Педагогический потенциал региональной культуры в современном российском образовании Педагогический потенциал региональной культуры в современном российском образовании Педагогический потенциал региональной культуры в современном российском образовании Педагогический потенциал региональной культуры в современном российском образовании
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Божинская Татьяна Леонидовна. Педагогический потенциал региональной культуры в современном российском образовании : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Божинская Татьяна Леонидовна; [Место защиты: Краснодар. ун-т МВД России].- Краснодар, 2010.- 166 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/415

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ 15

1.1. Социально-философская концептуализация понятия «педагогический потенциал» с региональных позиций 16

1.2. Региональная культура- основание, определяющее педагогический потенциал в современном российском обществе 36

1.3. Методология социально-философского анализа педагогического потенциала региональной культуры 59

ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 83

2.1. Кризис российского педагогического потенциала на фоне нивелирования региональных культур глобализационпыми процессами 84

2.2.Роль регионального компонента в преодолении кризиса современного российского образования 106

2.3. Перспективы совершенствования педагогического потенциала региональной культуры в современном российском образовании 127

Заключение 149

Литература 152

Введение к работе

Актуальность темы исследования. За годы реформ и обновления в России значительно изменилась существовавшая система народного образования и ушла в прошлое система коммунистического воспитания. Сегодня наблюдается отсутствие программы целостной социально-педагогической работы с человеком, его воспитания в сфере учебной, трудовой, досуговои деятельности, его подготовки к самостоя іельной и активной деятельности в социуме.

Налицо противоречие между состоянием социально-педагогической деятельности и объективной потребностью личности и общества в ее оптимизации в современных условиях.

Мировоззрение личности как система взглядов на мир в целом, находит выражение в системе ценностей и идеалов личности. В основе мировоззрения лежит миропонимание, т.е. совокупность знаний о мире. Эти знания и представления относятся не только к настоящему, но и к прошлому. Они скрепляют в единое целое духовный мир людей. На основе таких знаний и представлений возникали, формировались и развивались традиции во всех сферах человеческой деятельности. Мировоззренческая функция региональной традиционной культуры призвана решать следующие задачи: расширение кругозора и систематизация знаний учащихся в области региональной культуры, формирование нравственных и осіетических качесів личности, убеждений, взглядов, оценочных суждений по вопросам традиционной культуры, формирование поведенческих норм, правил, присущих жителям региона. При этом важно помнить, чю полноценное формирование мировоззренческих ориентации возможно только на основе развернутых представлений об общечеловеческих ценностях. Чтобы не произошло замыкания личности только в своей культуре, усвоение её основ должно проходить на фоне достижений мировой культуры.

Культура региона любого ранга уникальна. Своеобразие региональных
культурных традиций складывается из географических, экономических и
социальных особенностей территории. В региональной культуре отражается
социально-исторический опыт живущих на данной территории людей,
представителей разных социальных групп, национальностей,

вероисповеданий. На протяжении многих веков на региональном уровне идет процесс взаимовлияния, взаимообогащения, но не слияния разнообразных субкультур.

Следовательно, актуальность темы определяется научной и
практической потребностью исследования педагогического потенциала
региональной культуры. Проблема исследования сформулирована

следующим образом: в чем заключается педагогический потенциал региональной культуры и каковы условия влияния этого потенциала на систему современного российского образования. Решение этой проблемы составляет основу диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы исследования.

Региональная культура имеет богатую многодисциплинарную историографическую традицию. Анализ опубликованных источников дает представление об исследованиях по данной проблеме в отечественной и зарубежной науке, что позволило достаточно детально восстановить глубокие корни такой специфической сферы жизни общества, как региональная культура.

На рубеже ХХ-ХХІ вв. наблюдается повышение интереса к проблемам региональной культуры. Вопросы исследования региональной культуры затронуты в теоретических работах: в области философии, философии культуры и культурологии (М.С. Каган, Л.Н. Коган, А.Ф. Лосев, Л.Л. Шумилина), культурной политики (А.И. Арнольдов, В.М. Межуев, Г.С. Кнабе), этнокультуры (Т.В. Девяткина, Н.Ф. Мокшин, В.А. Юрчепков, Н.Г. Юрченкова) и др.

Русские прогрессивные деятели, писатели и педагоги (В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.И. Ильминский, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский и др.) за основу воспитания подрастающего поколения брали идею народности, историю и географию народа, мораль и его духовное творчество.

В период развития советской школы многие теоретики и практики в своих исследованиях и опыте обращались к истокам народной педагогики (В.П. Вахтеров, В.И. Водовозов, Е.А. Звягинцев, П.Ф. Каптерев, Н.А. Корф, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, А.И. Никифоров, С.А. Рачинский, В.Н. Сорока-Россинский, В.Я. Стоюнин, А.В. Сухомлинский, Н.Г. Тарасов, СТ. Шацкий, и др.).

Во второй половине XX — начале XXI века изучению роли традиционной русской культуры в воспитании подрастающего поколения, идеям педагогической регионологии, этпопедагогизации учебно-воспитательного процесса, разработке и внедрению национально-регионального компонента содержания образования, роли семьи и школы в формировании национальной культуры посвящены исследования К.Ш. Ахиярова, Г.И. Батуриной, М.И. Богомоловой, Т.С. Буториной, Г.Н. Волкова, Т.Ф. Кузиной, Л.В. Кузнецовой, B.C. Кукушина, Ю.В. Лазарева, Д.С. Лихачёва, И.В. Павлова, О.Н. Прокопец, И.З. ' Сковородкиной, Л.П. Шабалиной, и др.

Академик РАН Д.С. Лихачёв в 80-х гг. XX в. создал культурологическую концепцию, в русле которой рассматривал проблемы гуманизации жизни людей и соответствующей переориентации воспитательных идеалов, а также всей системы образования как определяющее общественное развитие на современном этапе. Понятие культуры Д.С. Лихачёв трактовал не только как сумму нравственных ориентиров, знаний и профессиональных навыков, но и как историческую память, как творческую подготовку культуры будущего на основе прошлого и настоящего.

Научное обоснование новой отрасли педагогики - этнопедагогики было проведено Г.Н. Волковым. С его точки зрения, «этнопедагогика - это педагогика всеобщей мудрости воспитания, ибо её естественное назначение -постоянное инициирование многостороннего диалога культур... Этнопедагогика - это глобальная педагогика, она открывает путь к сердцам людей и пародов: чтобы узнать народ, надо знать его традиционную систему воспитания. Поэтому она сплачивает, обьединяет народы»1.

B.C. Кукушин предпринял попытку определить современные тенденции развития регионального образования и их учёт в воспитании детей разных народов, выделил общее и особенное в традициях народной педагогики, представил опыт нравственного воспитания личности в образовательном комплексе этнокультуры'.

Народные традиции как основу организации воспитательного процесса в образовательном учреждении исследовал И.В. Павлов. «Организация воспитания учащихся на традициях предполагает уяснение её сущности и содержания, выявления тех педагогических условий, при которых эта работа приносит наибольший воспитательный эффект» .

Роль народной педагогики в современном учебно-воспитательном процессе исследуется К.Ш. Ахияровым, М.И. Богомоловой, Г.И. Батуриной, Т.Ф. Кузиной и др. «Игнорирование народных основ воспитания, многовековой мудрости, накопленной многими поколениями людей, уже дало свои отрицательные плоды: выросли целые поколения наших соотечественников, которые равнодушны к истории родного края, родному

1 Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студентов сред, и высш. пед. учеб. завед. /Г.Н.
Волков. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Academia, 2000.

2 Кукушин B.C. Этнопедагогика/B.C. Кукушин. - М.: МОДЭК, 2002.; Пасовец Ю.М. К
социальному портрету российской молодежи: общие черты и региональная специфика
имущественного положения // Социологические исследования. 2010. №3.

3 Павлов И.В. Воспитание на традициях /И.В. Павлов. - Чебоксары: Чувашское кн. изд-во.
1988.

языку, судьбам парода»'. «Именно сейчас в тяжёлых экономических и социальных условиях, в период падения духовности и нравственных принципов народная педагогика, традиционная культура народов России должна стать для подрастающего поколения тем стержнем, который может спасти не только наших детей, но и будущее России от многих бед»5.

Противоречие между потребностью современного сообщесіва в рассмотрении педагогического потенциала региональной культуры как целостного явления и необходимостью объединения разрозненных исследований по данному направлению для решения практических задач обеспечения реализации педагогического потенциала региональной культуры, а также логика развития гуманитарного знания, с одной стороны, и отсутствием соответствующих социально-философских работ, с другой -определили проблему исследования.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является социально-философский анализ педагогического потенциала региональной культуры. Данная цель реализуется путем решения следующих задач:

- концептуализацировать понятие «педагогический потенциал» в
рамках социальной философии с региональных позиций;

— рассмотреть региональную культуру как основание, определяющее
педагогический потенциал в условиях современного российского общества;

- уточнить методологию социально-философского анализа
педагогического потенциала региональной культуры;

— рассмоіреіь кризисные тенденции российского педагогического
потенциала на фоне нивелирования региональных культур
глобализационным процессом;

* Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа /К.Ш. Ахияров. - Уфа: БашГПУ, 2000.; Замятин Д.Н. Образ наследия в культуре. Методологические подходы к изучению понятия наследия // Социологические исследования. 2010, №2. 5 Батурина Г.И. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе /Г.И. Батурина, Т.Ф.Кузина. - М.: Школьная пресса, 2003.

- определить роль регионального культурного компонента в
преодолении кризиса педагогического потенциала российского образования;

— проанализировать перспективы совершенствования педагогического
потенциала региональной культуры в современном российском образовании,

Объектом исследования выступают социальные процессы, имеющие место в современном обществе и педагогике.

Предметом исследования является педагогический потенциал региональной культуры применительно к ситуации кризисного российского общества.

Теория и методология исследования. Диссертационное исследование
опирается на философскую и общенаучную методологию, принципы
системно-структурного и сравнительного анализа, исторического и
социального познания. Общей методологической основой исследования
явились системный и социально-философский подход, основанный на
рефлексии положения о социально-педагогической

направленности деятельности различных социокультурных институтов, действующих как в сфере образования, так и в сфере досуга; о взаимосвязи управления и самоуправления педагогическим процессом; о полисубъектности педагогического взаимодействия.

Теоретической основой исследования послужили основные положения теории личности, изложенные в трудах А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, И.Б. Котовой, А.И. Леонтьева, теории социализации Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, И.С. Кона, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, Е.Ы. Шиянова, исследования этнопедагогики как социально-педагогического института - в трудах М.А. Ариарского, Б.И. Березина, Д.М. Генкина, А.Д. Жаркова, Ю.Д. Красильникова, ГЛ. Тульчинского, С.В.Чуриловой.

Исследование базируется на результатах различных научных дисциплин, что позволяет рассматривать педагогический потенциал региональной культуры в пространстве социальной философии с помощью социально-философской рефлексии. Его основу составили системный и

логический подходы. Кроме того, при изучении педагогического потенциала региональной культуры особое значение имеет междисциплинарный подход, поскольку всякое социальное явление многогранно и требует рассмотрения в различных ракурсах.

Новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

— концептуализировано понятие педагогический потенциал с позиций
социальной философии в региональном контексте, что позволяет
рассматривать его как интегральное образование с выраженной
прогностической направленностью, использующее необходимые ресурсы
региональной культуры и обеспечивающее эффективность
профессиональной педагогической деятельности;

дана авторская интерпретация региональной культуры как основания, определяющего педагогический потенциал в условиях современного российского общества и раскрывающее его в традициях нравственного, духовного, патриотического, трудового, эстетического, экологического воспитания и свидетельствует о богатстве истории и культуры нашей страны;

уточнена методология анализа педагогического потенциала региональной культуры па основе диалога в выборе методологических оснований, приемов аргументации и системности в построении социально-философского исследования;

— обосновано, что кризисные тенденции российского педагогического
потенциала на фоне нивелирования региональных культур
глобализационными процессами связаны с тем, что по мере развития
общества постиндустриального типа уровень общей культуры понижается,
проявляются симптомы духовного кризиса;

— определена роль регионального культурного компонента в
преодолении кризиса педагогического потенциала российского образования,
основанная на том, что история, культура и современное развитие любого
региона заключают в себе мощный образовательный и воспитательный

потенциал, реализация которого зависит от развития народной педагогики и этнопедагогики;

- обозначены перспективы совершенствования педагогического потенциала региональной культуры в современном российском образовании, состоящие в формирования активно-деятельностного отношения к народной культуре.

Положения, выносимые на защиту:

1. Словосочетание «педагогический потенциал» довольно часто
употребляется в научной литературе, однако зачастую авторы, применяя
этот термин, вкладывают в пего разный смысл. Концептуализация научного
статуса категории «педагогический потенциал» связано с диалектическим
движением анализа понятия от общего через особенное к частному:
потенциал - социальный потенциал - творческий потенциал - духовный
потенциал. В рамках теории интегральной индивидуальности можно
рассмотреть педагогический потенциал несколько иначе, а именно, как
структуру, включающую в себя психодинамические, инструментальные и
мотивационные характеристики. Интеллектуальные характеристики
педпотенциала представлены профессиональным опытом учителя и
некоторым личностными качествами. Педагогический потенциал - это
интегральное образование с выраженной прогностической направленностью,
создающее возможность специалисту транслировать культурный опыт и
способствовать его присвоению субъектами культуры и образования.
Педагогический потенциал аккумулирует необходимые ресурсы
региональной культуры и обеспечивает эффективность профессиональной
педагогической деятельности.

2. Процессы глобализации и модернизации, усиление
взаимозависимости мирового сообщества, частью которого является Россия,
с особой остротой ставят проблемы существования локальных единиц в
рамках глобальной и российской социальных систем - регионов.
Регионализация как тенденция находится во взаимосвязи с глобальным

11 процессом, она как бы предшествует глобализации. В эпоху глобализации в мире, совершающем переход от индустриальной экономики к постиндустриальной, от административной интеграции к экономико-культурной, четко обозначились пределы роста регионов РФ. Началось свертывание пространства «административных» российских регионов. Сторонники историко-культурного подхода дают определение культурного региона как пространства, необходимого и достаточного для осуществления и воспроизводства человеческой жизнедеятельности. Для представителей географического направления региональность также есть сплав человеческой культуры и географической среды, их взаимопроникновение, рефлексивное отражение друг в друге. Российский мир состоит из русского культурного мира и интеграции в него (с разной степенью) других культурных миров. Педагогический потенциал региональной традиционной культуры заложен в традициях нравственного, духовного, патриотического, трудового, эстетического, экологического воспитания и свидетельствует о богатстве истории и культуры нашей страны.

3. Социально-философское исследование раскрывает общественное значение различных форм деятельности и их роль для самоутверждения человека в обществе, показывая характер самого общества, динамику и направленность его развития, содействуя тому, чтобы люди осознавали ближайшие и отдаленные последствия своих действий для них самих и других людей, социальных групп и, возможно, для всего общества. Методология социально-философского анализа педагогического потенциала региональной культуры в диссертационной работе строится на основе диалога в выборе методологических оснований, приемов аргументации и системности в построении социально-философского исследования. Достижение междисциплинарного видения педагогического объекта обеспечивается на основе реорганизации релевантных знаний, т.е. знаний, имеющих дисциплинарное происхождение и отражающих только отдельные стороны педагогического явления или процесса как объекта изучения. Кроме

того, представляется возможным использовать следующие аспекты анализа региональной культуры — онтологический и функциональный.

4. Разнообразие мира и культурный плюрализм составляют его
богатство. В то же время здесь могут таиться и причины для. недоверия,
подозрительности, ведущих к восприятию других как неприятелей.
Человеческая история знала немало различных войн и жестоких конфликтов,
причинами которых объявлялись духовные, конфессиональные и культурные
различия. Одновременно та же история дает значительно больше примеров
терпимости и мирного сосуществования представителей различных культур
и цивилизаций. В научной литературе последнего десятилетия
рассматриваются различные аспекты проявления кризиса в образовании,
природа которого заложена в характерном для конца XX - начала XXI века
глубоком разрыве между духовными ценностями культуры и материаль
ными ценностями цивилизации. Данный разрыв актуализировал мнение о
том, что по мере развития общества постиндустриального типа уровень
общей культуры понижается, проявляются симптомы духовного кризиса.
Кризис в образовательной системе коснулся всех ее составляющих, а именно
воспитания. Однако с развитием этнорегиональных образовательных систем
в каждом субъекте Российской Федерации связывают идеи «возрождения»
национальной культуры, языка, традиций и обычаев. При этом само
образование стало возможным трактовать как социально-генетический
механизм передачи культуры последующим поколениям, механизм,
предопределяющий становление личности.

5. Одна из ярких примет современного образования — возрастание
роли регионализации в обучении и воспитании молодежи. Региональное
своеобразие образовательной среды позволяет педагогам формировать
эффективное воспитательное пространство в образовательном учреждении,
поселке, городе, районе. История, культура и современное развитие любого
региона заключают в себе мощный образовательный и воспитательный
потенциал. Назначение регионального компонента — защита и развитие

системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; сохранение единого образовательного пространства России; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение школьников системой знаний о регионе; подготовка молодежи к жизнедеятельности в проблемной социокультурной среде ближайшей территории и за ее пределами. Рассматривая проблему регионализации образования, следует обратить внимание и на такой его аспект как возрождение, развитие народной (традиционной) педагогики - важной области педагогических знаний и живого народного, опыта в области обучения и воспитания. Наряду с понятием и термином народная педагогика утвердился другой термин — этнопедагогика.

6. Одной из мировых тенденций современного этапа развития общего и среднего образования является воспитание гражданина, формирование системы ценностей и отношений, соответствующих многонациональному обществу. Во многонациональной России в качестве важнейшей ценности особо выделяется активно-деятельностное отношение к народной культуре, включающей историю, традиции, обычаи, язык, религию и так далее. Как показали исследования, актуальность проблемы формирования активно-деятельностного отношения к народной культуре очевидна, но ее эффективное решение зависит от ряда факторов, среди которых влияние педагогического потенциала региональной культуры имеет очень важное значение. Однако в настоящее время на региональном уровне не уделяется должного внимания приобщению детей к родному языку, истории, традициям, обычаям, народной литературе, искусству, песням, танцам и т. д. В данной ситуации национальная школа должна стать центром по координации деятельности педагогов, родителей, религиозных деятелей, направленной на формирование у детей активно-деятельностного отношения к культуре человечества, страны в целом и национальной культуры в частности.

Теоретическая и практическая значимость исследования

обусловлена его актуальностью, а также тем фактом, что полученные автором результаты, касающиеся проблем педагогического потенциала региональной культуры в современном российском образовании, позволяют углубить, систематизировать и концептуализировать имеющиеся научные представления о его специфике и особенностях.

Основные выводы, сделанные автором в ходе исследования педагогического потенциала региональной культуры в современном российском образовании, позволяют выявить особенности этого социального явления. Положения и выводы диссертации могут быть использованы при преподавании социальной философии, культурологи, социологии, педагогики, отраслевых социальных дисциплин, социологии культуры, этнической педагогики, а также при разработке спецкурсов, посвященных педагогическим и региональным проблемам в современной России.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на кафедре философии и социологии Краснодарского университета МВД России, региональных научных конференциях по проблемам социальной философии, педагогики и социальной политики в этой области.

Автор был участником ряда аспирантских семинаров, результаты его докладов отражены в 9 научных публикациях, общим объемом 2,75 п.л., в том числе в 1 издании рекомендованным ВАК Минобрнауки РФ, общим объемом 0,5 п.л.

Ряд концептуальных положений диссертационной работы был использован автором в лекционных материалах и на семинарских занятиях в процессе преподавания.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, в каждой из которых содержится по три параграфа, заключения, списка использованной литературы.

Социально-философская концептуализация понятия «педагогический потенциал» с региональных позиций

Наша быстро развивающаяся социальная действительность предъявляет высокие и зачастую противоречивые требования к такой ее области, как образование, а значит, и к педагогике. Это обусловливает особое значение диалектической гибкости научных понятий, служащих раскрытию изучаемых педагогических явленней. Некоторые из таких понятий требуют более глубокого и разностороннего, по сравнению с имеющимся, рассмотрения . Среди понятий такого рода находится «педагогический потенциал» -понятие, еще не получившее, на наш взгляд, своего исчерпывающего анализа. Словосочетание «педагогический потенциал» довольно часто употребляется в научной литературе. Однако анализ показывает, что разные авторы, применяя этот термин, вкладывают в него разный смысл. В то же время ряд авторов предлагают понятия, близкие по смыслу к педагогическому потенциалу и даже используют этот термин - но не раскрывая его содержания. Примером могут служить работы Э.Н. Гусинского и Ю.И.Турчаниновой . Определение научного статуса категории «педагогический потенциал» связано с диалектическим движением анализа понятия от общего через особенное к частному: потенциал - социальный потенциал - творческий потенциал - духовный потенциал. Понятие «потенциал» рассматривается как средство, запасы, источники, которые имеются в наличии и могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления планов, решения каких-либо задач; как возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области8. Проблема раскрытия сущности, содержания, уровней, а также самого понятия «социальный потенциал» в отечественной пауке имеет давние традиции. Эта проблема первоначально была затронута в рамках экономических исследований в русле изучения социально-экономического потенциала. Социальный потенциал можно рассматривать как систему элементов, непосредственно детерминирующих социальную активность личности и возможности получения ею социально значимых результатов в различных сферах общественного бытия — трудовой, интеллектуальной, общественно-политической, культурной, духовной и т.д . Творческий потенциал представляет динамическую структуру, выраженную интеграцией ценностного, когнитивного и деятелы-юстного компонентов. Ценностный компонент связан с мировоззренческой позицией, с личностными приоритетами. Он отражает признание творчества как ценности, жизненной необходимости, принятие образов творческих личностей в качестве ориентиров в судьбе и в профессии. Для педагога, чья деятельность по определению является творческой, необходимо разобраться в ценностной природе самого творчества. Она заключается в первую очередь в возможности описания с позиций творчества (разного по природе, личностно-общественной окраске, масштабности, последствиям, оценке) всех трёх проекций картины мира (прошлое, настоящее, будущее), их сопоставления, соединения, перехода из одного состояния в другое, многомерности и неоднозначности явных и скрытых причинно-следственных связей. В этом случае через призму творчества яснее видится вся сложность смыслового насыщения временного пространства. Здесь речь идёт о его не столько количественных (месяцы, годы, столетия и т. д.), сколько о качественных (культура, социальные отношения и пр.) параметрах. Творческое описание и осмысление картины мира тесно связаны с аккретаксией (от лат. accretio - приращение, увеличение и греч. axia — ценность). Данный термин отражает способность творцов усиливать значение известных ранее ценностей и формировать новые ценностные установки . Ещё одним проявлением ценностной природы творчества является заложенная в нём возможность ценностного прогнозирования.

Методология социально-философского анализа педагогического потенциала региональной культуры

Концептуализация базовых понятий, позволяет далее перейти к проблемам методологии социально-философского анализа педагогического потенциала региональной культуры. Прежде всего, остановимся на специфике социально-философского исследования, которая и определяет основные контуры. Любое социально-философское исследование, раскрывая общественное значение различных форм деятельности и их роль для самоутверждения человека в обществе, показывает характер самого общества, динамику и направленность его развития. Социальная философия содействует тому, чтобы люди осознавали ближайшие и отдаленные последствия своих действий для них самих и других людей, социальных групп и, возможно, для всего общества. В этом заключается одно из проявлений прогностической функции социальной философии, которая нередко помогает предвидеть тенденции развития социальных процессов и сознательно прогнозировать их. Итак, можно говорить о мировоззренческой, теоретической, методологической и прогностической функциях социальной философии. Мировоззренческая функция заключается в том, что она формирует у человека общий взгляд па социальный мир, на существование и развитие общества, определенным образом решает вопросы о соотношении бытия людей, материальных условий их жизни и их сознания, о месте и назначении человека в обществе, цели и смысле его жизни и т. д. Все эти проблемы ставятся и решаются в рамках различных школ материалистической, идеалистической и религиозной философии. Теоретическая функция социальной философии состоит в том, что она позволяет проникнуть вглубь социальных процессов и судить о них на уровне теории, т. е. системы взглядов об их сущности, содержании и направлении развития. На данном теоретическом уровне может идти речь о тенденциях и закономерностях развития общественных явлений и общества в целом. Со всем этим связана методологическая функция социальной философии, заключающаяся в применении ее положений при исследовании отдельных явлений и процессов общественной жизни, изучаемых теми или иными общественными науками. В этом случае положения социальной философии играют роль методологии в исследованиях, осуществляемых в области исторических, социологических, юридических, экономических, психологических и других наук . Известно, что в процессе научного познания объектов современного образования, объяснения их природы, поиска путей и механизмов обновления или совершенствования образовательной практики исследователи опираются на разные подходы, принципы и методы, выстраивают адекватный предмету и задачам свой понятийно-терминологический аппарат. В центр нашего внимания попали содержательно-целевой и ценностно- смысловой аспекты отбора методологических ориентиров по проблемам педагогики в целом и педагогического потенциала в частности конца XX - начала XXI в. Прежде всего, необходимо выяснить, какое место занимает известный сегодня подход или принцип в общей совокупности методологических ориентиров, как он влияет на построение педагогической модели или разработки концепции, на организацию эксперимента или описание педагогической новации . В ходе анализа мы попытались систематизировать сложившиеся в научно-педагогической практике методологические ориентиры, наиболее востребованные в теории. Выяснилось, что становление и развитие педагогической методологии, и определение ориентиров педагогического исследования - процессы взаимосвязанные и взаимозависимые. Другим фундаментальным положением в решении поставленной проблемы явилась попытка раскрыть причину доминирования разных методологических подходов с опорой на постоянное и непрерывное изменение других составляющих педагогической методологии - объекта и предмета педагогических целей и задач исследования, понимания и раскрытия связей между педагогической наукой и практикой.

Кризис российского педагогического потенциала на фоне нивелирования региональных культур глобализационпыми процессами

В современном мире глобальность выступает одним из важнейших параметров существования человеческого общества. Отражая процессы взаимообусловленности и взаимозависимости различных компонентов мирового сообщества, глобальность выражает идеи целостности всего человечества как социобиологического образования. Социально- политические явления последнего десятилетия стимулировали необходимость выработки и обоснования глобальной парадигмы общественного развития, основанной на понимании целостности мирового социально - экономического и культурно - образовательного пространства. Проявлением данной мировоззренческой установки явилась активизация «цивилизационного видения мира» . Глобализация представляет собой естественный процесс универсализации определенных достижений человеческой культуры и ее роль возрастает с установлением взаимосвязи между различными социально-культурными традициями, распространением научных знаний, возникновением и развитием мировых религий, производственных технологий. В этой связи глобализация выступает реальной исторической силой, которая постоянно находится в развитии. Вместе с тем, в современных условиях обострения противостояния цивилизации и культуры, глобализация в большей степени рассматривается как проблема, нежели как данность. Многими исследователями справедливо отмечается, что глобализация — это трансцендентная реальность современного мира, которая в свою очередь пронизана противоречиями и трениями между «глобальным и местным», «всеобщим и индивидуальным», «традициями и современностью», «долговременными и краткосрочными подходами», «конкуренцией и.... заботой об обеспечении права на равные возможности», «беспрецедентным ростом знаний и способностью человека их усваивать», между «духовным и материальным» . В этой связи глобализация выступает главной характерной чертой общества будущего, полной противоречий. Среди основных черт, характеризующих тенденцию глобализации общественного развития, можно выделить следующие: - сближение наций, народов, государств путем создания общего экономического поля, информационного пространства и т.п.; - все более тесное сближение характера общественных отношений в разных странах мира, значительно большая зависимость прогресса каждой страны от способности общаться с миром; объективная неспособность страны, которая имеет неадекватные по сравнению с большинством стран мира общественные отношения, успешно развиваться, что делает невозможным продолжительное ее существование и приводит к делению" мира на противоборствующие социально - экономические системы; - небывалое ранее обострение конкуренции между государствами, в водоворот, который втягиваются, кроме экономической, и другие сферы, придающие этому процессу глобальный масштаб; - изменение сущности государства, которое вынуждено передавать часть своих традиционных функций объединению государств континентального характера, как, например, Европейский Союз, или общемирового - как ООН . Современная Европа с 1999 года живет под знаком Болонского процесса, который направлен на расширение доступа к европейскому образованию и, следовательно, на повышение его конкурентоспособности . Болонский процесс создал реальную основу для сближения европейских стран посредством расширения связей между университетами и повышения мобильности студентов и преподавателей. В данном контексте европейская интеграция выходит за рамки политических и экономических процессов, вторгаясь в образовательную сферу и способствуя формированию европейской идентичности, единого общеевропейского образовательного пространства.

Похожие диссертации на Педагогический потенциал региональной культуры в современном российском образовании