Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Основные элементы социальной доктрины ислама Измайлов Рустам Ганиевич

Основные элементы социальной доктрины ислама
<
Основные элементы социальной доктрины ислама Основные элементы социальной доктрины ислама Основные элементы социальной доктрины ислама Основные элементы социальной доктрины ислама Основные элементы социальной доктрины ислама Основные элементы социальной доктрины ислама Основные элементы социальной доктрины ислама Основные элементы социальной доктрины ислама Основные элементы социальной доктрины ислама
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Измайлов Рустам Ганиевич. Основные элементы социальной доктрины ислама : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Москва, 2006 167 с. РГБ ОД, 61:06-9/430

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Понимание человека в исламе

1.1 О некоторых понятиях диссертации 17

1.2 Проблема человека в философии и мировых религиях 25

1.3 Место и роль человека в исламе 35

Глава 2. Семья и взаимоотношения полов в исламе

2.1 Семья и взаимоотношения полов в социальной теории 64

2.2 Положение женщины в исламе 82

2.3 Семья и брак в исламе 105

Глава 3. Исламская цивилизация в условиях современной глобализации

3.1 Глобализация и глобализм 116

3.2 Альтернативы развития исламского мира 127

3.3 Исламский цивилизационный код 143

Заключение 149

Библиография 153

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Ислам (от араб, «покорность») называют одной из самых молодых религий. Действительно, достоверно установлено, что ислам появился в 7 веке н.э. на Аравийском полуострове. Однако сами мусульмане не считают свою религию молодой. Ссылаясь на пророка Мухаммада - основателя ислама, они утверждают, что ислам, по сути, вовсе не новая религия, а восстановление старой, частично забытой, частично искаженной веры Адама, Авраама и других предшествующих Мухаммаду пророков. Признав Адама, первого, согласно религиозным верованиям, человека пророком, ислам, в понимании мусульман, предстает самой древней религией. Это, по нашему мнению, важное обстоятельство мало принимается во внимание как современными отечественными, так и зарубежными исследователями. Между тем оно многое объясняет в отношениях исламского мира и остального мира. В частности, сильную тенденцию на сохранение своих ценностей и, соответственно, болезненное восприятие чужих ценностных установок.

Ислам - одна из мировых религий. Мусульманские общины имеются почти во всех странах мира. В 35 странах мусульмане составляют большинство, в 29 - влиятельное меньшинство, во многих странах ислам является государственной религией. На сегодняшний день насчитывается более 1.2 млрд. мусульман, и их количество неуклонно растет. Если в 1980 г. мусульманское население составляло 18 %, а в 2000 г. - 23 % от мирового, то через четверть века прогнозируется его рост до 31 %. Экономический же рост в мире ислама часто отстает от демографического, что усиливает напряженность как внутри отдельных стран, так и на международном уровне. Одновременно исламский мир все в большей степени становится осязаемым как субъект международной политики, прежде всего в связи с деятельностью многочисленных правительственных и неправительственных организаций, в первую очередь, международных, таких, как Организация Исламская конференция (ОИК основана в 1969 г.), Лига исламского мира (ЛИМ

4 основана в 1962 г.) и др. Процесс институализации мусульманского мира зримо набирает обороты. Сейчас можно с уверенностью говорить о том, что ислам создал собственную экономическую, общественную и политическую систему, Pax Islamica. Однако пока трудно утверждать, что исламский мир выступает как консолидированный субъект международной политики. Есть политические разногласия, главным же объединяющим фактором остаются исламские ценности. Именно к ним апеллируют международные исламские организации и мусульманские страны в отношениях с внешним миром. К ним же обращаются и отдельные мусульмане, выстраивая определенным образом свое поведение в общении между собой и людьми, не исповедующими ислам.

Ислам как всеобъемлющая религия, в которой нет разделения священного и мирского, содержит в себе нормы, регламентирующие весь образ жизни мусульманина, ориентированный, согласно исламу, на достижение совершенства, как в «земном», так и в «последующем» мире, в существование которого верят мусульмане. Для мусульман, ислам - это не только ряд предписаний ритуального характера, но и набор правил, более того, законов общественной жизни. Можно сказать, что мусульмане видят в исламе вид общественного устройства, содержащий в себе особый взгляд по всему спектру социально-философской проблематики, начиная от понимания индивида и заканчивая своеобразной философией истории. Эту позицию необходимо знать и учитывать при ведении диалога с мусульманским миром. Причем стремление к взаимному изучению должно быть с обеих сторон: как со стороны Запада, России, других немусульманских стран, так и стран, относящихся к исламской цивилизации. Нынешний момент истории как никогда требует налаживания взаимного изучения и диалога. Следует особо отметить значимость этого процесса для России (в России по некоторым данным проживает до 18-20 млн. мусульман - примерно 1/5 всего населения). Думается, недавнее решение ОИК придать России статус

5 наблюдателя при этой организации, можно расценить как шаг к такому диалогу.

С распадом СССР и окончанием «холодной войны» изменилась геополитическая обстановка в мире. Некоторые ученые стали говорить о конце «века идеологий» и даже о «конце истории», за которым наступит торжество либеральной теории (Ф.Фукуяма). Однако дальнейшие события показали несостоятельность таких теорий. Мир стал более открытым и взаимозависимым. В настоящее время обнажились и вышли на первый план культурные, цивилизационные различия, в которых одно из основных мест занимает религия (С.Хантингтон). В случае исламской цивилизации религия как фактор отличия одной цивилизации от другой играет решающую роль.

Характерной, если не доминирующей, чертой современного мирового социального процесса является глобализация. Глобализация - это интернационализация, в ходе которой происходит естественное сближение народов на основе сложившихся на протяжении истории взаимоотношений. Главным образом, глобализация затрагивает экономическую и научную сферу. Наряду с глобализацией имеет место глобализм. Под глобализмом мы понимаем политику некоторых западных стран, направленную на установление контроля над остальным миром. Рост влияния транснациональных корпораций (ТНК), а также международных экономических организаций (МВФ, ВТО и др.) сопровождается утратой суверенитета национальными государствами. По своей сути глобализм близок вестернизации, поскольку ТНК - детище, в основном, западных стран. Помимо экономической, не менее важна культурная составляющая процесса глобализма, которая заключается в попытке Запада навязать остальному миру свои культурные ценности и стандарты под видом общечеловеческих. Трудно сказать, будет ли человечество в будущем базироваться на принципах универсализма, а фактически на унификации культуры и цивилизации под стандарты западной модели либерализма и установления однополюсного мира во главе с США.

Не менее очевидна и тенденция к построению многополюсного мира. «На место одного из таких полюсов, противостоящих Pax Americana, западной модели глобализации, претендует исламский мир, постепенное возрождение всемирной роли исламской цивилизации, которое мы наблюдаем последние десятилетия. Процесс этот сложный противоречивый, но, несомненно, объективный».1 Здесь следует особо подчеркнуть, что исламский мир болезненно реагирует именно на глобализм, в то время как процесс глобализации по основным своим характеристикам не противоречит вектору развития исламской цивилизации.

Понимание исламского мира и процессов, происходящих в нем, невозможно без знакомства с социальным учением ислама, включающим определенный взгляд на человека, семью, общество, взаимоотношения полов. Это тем более необходимо, поскольку незнание ислама все еще велико даже среди самих мусульман, не говоря уже о не-мусульманах. В этом отношении стоит сказать, что целью данной работы является не религиозная пропаганда, в смысле навязывания идей исламского вероучения, а стремление дать объективный социально-философский анализ ряда феноменов исламского общества: выявить сущность этих феноменов, согласно исламу, указать на положительные и отрицательные моменты в их реализации на практике, снизив тем самым значительный уровень невежества в отношении ислама, приводящий к появлению стереотипов, формирующих превратное представление об исламе в целом.

Интерес к исламу со стороны не-исламского мира начал возрастать в 19 веке, когда довольно тесное взаимодействие Османской империи с западными государствами привело к началу её вестернизации. Появление же таких интеллектуальных направлений, как мусульманское просветительство и реформаторство, подготовивших почву для национально-освободительного движения от западного колониализма, еще более повысило внимание к

Волков Ю.Г. Предисловие // Добаев И.П. Политические институты исламского мира: идеология и практика. Ростов - на -Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2001. С. 3

7 исламскому миру. В период со второй половины 20 века по настоящее время «исламский фактор» стал играть одну из ведущих ролей в мире. Интерес к исламу в последнее время обусловлен во многом активизацией экстремистских группировок на фоне общего процесса исламского возрождения. Современный мир остро нуждается в нормализации культурного, межконфессионального, политического, экономического и научного диалога между исламской и другими цивилизациями. Этот процесс непростой, и он потребует активности с обеих сторон. Тем более что СМИ и Интернет обострили внимание к исламу не только у ученых, но и у широких слоев населения.

Не менее актуально звучит сегодня проблема определения роли, места и отношения ислама к таким тенденциям как секуляризм, постмодернизм, деление мира на традиционные и технологические общества, миграция и связанная с ней адаптация к новым условиям жизни.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование социальных аспектов исламского вероучения с научной точки зрения планомерно началось в 19 в., когда закладывались основы востоковедения в целом. Однако изучение социальной доктрины ислама велось преимущественно в рамках трудов по истории ислама или мусульманскому праву. Также эта проблематика освещалась в работах по арабо-мусульманской философии и теологии. Эта тенденция все еще сильна и в наши дни. Начиная с конца 19 века, с развитием общественной мысли в мусульманских странах на Западе, в России и в самих мусульманских странах стали появляться исследования, специально анализирующие исламский взгляд на социально-философские проблемы: сущность и предназначение человека, место и роль семьи в обществе, женский вопрос и взаимоотношения полов, межцивилизационные отношения. Но комплексных работ, в которых бы рассматривался весь круг социально-философских проблем с точки зрения ислама, практически не существует.

Необходимо сразу отметить, что рассмотрение исламской религии вообще, и её социальной составляющей, в частности, ведется в мировой науке как бы под углом двух точек зрения: согласно первой точке зрения, которой придерживается большинство западных и отечественных исследователей, ислам - это одна из религий, возникшая на определенном этапе развития человечества в силу определенных экономических и политических причин; согласно другой точке зрения, которая отстаивается авторами-мусульманами (причем, разных направлений: реформаторами, возрожденцами, традиционалистами), ислам - это совсем не новая религия (а восстановление старой веры), обладающая универсальными принципами, применимыми к любой исторической эпохе, и возникшая на определенном этапе духовного диалога между человечеством и Богом (Аллахом). Влияние этих исходных позиций нельзя не учитывать при анализе конкретных работ.

Общему пониманию социального, вынесенного в заглавие диссертационной работы, посвящены работы зарубежных и отечественных исследователей: проблеме «социального», вынесенного в заглавие диссертационной работы, уделено значительное место в классических трудах Платона, Аристотеля, работах создателей теоретической социологии Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, М. Вебера, П.А. Сорокина, а также в исследованиях отечественных философов B.C. Барулина, К.Х. Момджяна, В.Е. Кемерова, Е.В. Боголюбовой, И.А. Гобозова, B.C. Грехнева и др.

Едва ли хоть какой-либо крупный философ не касался проблемы человека. Можно сказать, что человек находится в центре философии, поскольку все результаты философских рассуждений должны, по сути, быть для человека, помогать человеку лучше ориентироваться в мире и взаимодействовать с частями этого мира, а также с себе подобными. Мало

1 Аллах - арабское слово «Аллах» состоит из двух частей: определенного артикля аль и слова илях (по-русски божество). Из-за частого употребления эти две части слились в одно слово «Аллах». Таким образом, расшифровка имени Аллаха позволяет сделать примерное сравнение с аналогами из других языков, в частности, из языков, где есть определенный артикль. Например, в английском языке это имя будет выглядеть в раздельном написании как the God. В русском языке, где, как известно, нет определенного артикля, имени Аллах с определенными издержками может соответствовать следующая словесная конструкция - Один, Единый определенный Бог. Всего мусульмане насчитывают 99 имен-эпитетов Аллаха.

9 того, что результаты философских поисков должны быть для человека, в философии человек пытается собственными силами достичь вершины своего интеллектуального развития и самоутвердиться в мире. Начиная с древних времен и по сегодняшний день, целый ряд мыслителей обращался и по-своему решал проблему человека: Протагор, Сократ, Эпикур, Сенека, Марк Аврелий, Н. Кузанский, Т. Гоббс, Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, Ж.-О. Ламетри, И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс, М. Шелер, 3. Фрейд, Ж.-П. Сартр, Э. Фромм и многие другие. Среди мусульманских авторов наиболее значительны имена Абу Хамида аль-Газали, Д. аль-Афгани, М. Абдо, М. Икбала, М. аль-Газали, Абу Аля аль-Маудуди, М. Кутба, А. К. Брохи, И. аль-Фаруки и др.

Анализ происхождения и сущности семьи ведется по двум направлениям: «биологизаторскому» - Платон, Аристотель, Ж.-Ж. Руссо, религиозные апологеты и др., отстаивающие извечность существования патриархальной формы семейных отношений; «эволюционистскому» - И.Я Бахофен, Дж. Мак-Леннан, Л. Морган, Ф. Энгельс, П.А. Сорокин, Ю.И. Семенов и др. придерживаются точки зрения, согласно которой брак и семья в истории претерпевали изменения, эволюционируя от группового к индивидуальному браку. Общий взгляд на семью, как на социокультурный феномен представлен в работах А. Карлсона, Э. Гидденса, Р. Зидера, А.Г. Вишневского, В.М. Медкова, А.И. Антонова, А.Б. Любимовой, СИ. Голода, И.С.Кона, А.Г. Харчева.

В сущности, семья - это взаимоотношения полов. Философия пола может быть названа одной из древнейших областей человеческой мысли. К этой проблематике обращались Аристотель, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев, Вл.С. Соловьев, 3. Фрейд, Ф. Энгельс, Т. Парсонс, Э. Дюркгейм, Э. Фромм. Центральной является эта тема для авторов-феминисток: С.де Бовуар, Б. Фридан, С. Окин, К. Гиллиган, К. Миллет, С. Файерстоун, Д. Диннерстайн, Н. Чодороу, Э. Сиксу и др., а также для

10 представителей тендерного подхода Д. Циммермана, К. Уэста, Дж. Скотт, Е.А. Здравомысловой, А.А. Темкиной, О.А. Ворониной и др.

Исследования по истории, особенностям мусульманской семьи, взаимоотношениям в ней полов, а также тесно связанному с этой темой женскому вопросу в исламе велись как на Западе, так и в России. Из досоветского периода российского исламоведения стоит отметить работы И.Ю. Крачковского, В.В. Бартольда, А. Агаева; в советское время эта проблематика была в центре внимания М.В. Вагабова, Л.И. Шайдуллиной и др. Здесь следует сказать о том, что работы советских ученых несли в себе большую идеологическую нагрузку, что смещало их анализ в сторону негативных оценок относительно всяких религиозных установлений. Главным, на наш взгляд, отличием дореволюционного отечественного исламоведения (в частности по женскому вопросу в исламских странах) от советского было то, что в дореволюционный период исследователи, в целом признавая бедственное положение мусульманки, отнюдь не приписывали это мусульманской религии.

Среди современных отечественных исследователей женского вопроса в исламе можно упомянуть Г.Р. Балтанову.

Из западных специалистов хотелось бы отметить профессора Р. Леви. Что касается мусульманской точки зрения, то она представлена Абу Хамидом аль-Газали, просветителем Р. ат-Тахтави, реформаторами Д.аль-Афгани, М. Абдо, К. Амином, традиционалистами М. Шальтутом, М.А.Ф. ас-Санхури, А.А. Таббарахом и др., современными мыслителями Ю. аль-Кардави, Ш.Р. Аляутдиновым и др.

Общее представление о цивилизации ислама, мусульманском обществе отражено в работах И. Гольдциера, У.М. Уотта, Б. Льюиса, А. Меца, Г.Э. фон Грюнебаума, А. Массэ, Х.А.Р. Гибба, К. Брокельманна, Л. Марлоу, П. Кроне, М. Хиндс, А. Ахмедова, М.Т. Степанянц, Ю.М. Почты, Е.А. Беляева, О.Г. Большакова, СМ. Прозорова, П.А. Грязневича, И.Л. Фадеевой и др.

и Глобализация поставила перед мировым сообществом множество новых проблем. Характеристике этого процесса, а также обострившимся в современную эпоху межцивилизационным противоречиям посвящены исследования А. Тойнби, О. Шпенглера, Н.Я. Данилевского, С. Хантингтона, 3. Бжезинского, Дж. Сороса, И. Валлерстайна, Г.П. Мартина, X. Шуманна, Ж. Кипеля, А.И. Уткина, М.Г. Делягина, Ф.Д. Бобкова, З.И. Левина, А.В. Малашенко, А.А. Игнатенко, И.П. Добаева, И.А. Гобозова, А.В. Назарчука и

др.

Ислам по-прежнему изучается преимущественно историками и религиоведами и в меньшей степени философами. Соответственно, и преобладает взгляд на эту религию как на явление истории или как на явление догматическое, ограниченное духовной сферой человека и имеющее отдаленное отношение к реальной жизни. Между тем, большая часть обществ, где ислам является государственной религией, не принимает разделения священного и мирского, что и предписывается самим исламом. Таким образом, исповедание ислама в большинстве случаев подразумевает определённый вид общественного устройства и сообразный этому образ жизни. В исламе ищет мусульманин основания своей идентичности, в исламе черпает он все мотивы своих социальных действий. Таким образом, изучая ислам не только как религию, но и как способ легитимации и регламентирования общественного устройства, можно лучше понять мотивы поведения мусульман, политику исламских государств и, соответственно, более плодотворно вести диалог с исламским миром. По нашему мнению, исходя из такой позиции, можно корректно изучать ислам, и в данной диссертационной работе ислам рассматривается именно с этой точки зрения.

Объектом исследования является исламская цивилизация, рассмотренная в ее сущностных особенностях.

Предметом исследования предстает социальная доктрина ислама, рассмотренная в аспекте системных оснований идеального мусульманского общества, вытекающих из исламского вероучения. Следует здесь же

12 подчеркнуть, что не исключены другие точки зрения помимо представленных в работе.

Цель и задачи исследования. Цель данной работы - дать социально -философский анализ социальной доктрины ислама с акцентом на проблемы человека, семьи и отношений с другими цивилизациями.

Для реализации этой цели автор ставит перед собой следующие задачи:

  1. выявить основные положения трактовки сущности человека в исламе;

  2. проследить эволюцию основных философских подходов к пониманию сущности и происхождения человека в соотнесении с эволюцией аналогичных идей в исламской традиции;

  3. дать анализ эволюции взглядов на происхождение и развитие института семьи и дать оценку современному ее состоянию в сравнении с исламской концепцией семьи;

  1. рассмотреть специфику исламской семьи, сделав акцент на проблеме взаимоотношений полов в семье и обществе, особо остановившись на положении женщины;

  2. выявить основные точки расхождения между исламской и другими цивилизациями (главным образом, с западной в ее нынешний период истории): современный секуляризм и неразделимость священного и мирского в исламе, различное понимание места и роли индивида, различное понимание закона и прав человека, различное понимание рамок свободы;

  3. предложить рекомендации по сглаживанию противоречий в межцивилизационном диалоге.

Теоретико-методологические основы исследования. Теоретической и методологической основой диссертации послужили принципы цивилизационного подхода и культурно-исторической компаративистики. Методологическую базу диссертации образуют также принципы структурно-функционального метода в соединении с методами сравнительного анализа,

13 нацеленного на выявление общего и различного в существующих сегодня точках зрения по поводу прошлого, настоящего и будущего исламского мира. При рассмотрении семьи особо используется интеракционистско-ролевой анализ, направленный на исследование взаимодействия членов семьи, занимающих определенные позиции, находящиеся в зависимости от выполняемых ими ролей. Следует отметить, что столь сложный объект, как исламская цивилизация требует обращения к данным из разных областей знания: истории, теории культуры, исламоведения, социологии, политологии. Поэтому данное исследование во многом носит междисциплинарный характер.

Положения, выносимые на защиту. Современное состояние исламского мира, а также процесс глобализации, постепенно «стирающий» имеющиеся границы, позволяют сформулировать ряд положений, которые могут быть направлены на смягчение противоречий между исламской и другими цивилизациями. Общая цель этих положений - стимулировать взаимное изучение и, как следствие, лучшее взаимопонимание, участвующих сегодня в мировом межцивилизационном диалоге сторон. Ибо невежество представляется одним из самых серьезных препятствий для нормализации этого диалога.

Выделим следующие положения: 1. исламская цивилизация базируется на совершенно самобытных, подчеркивающих ее исключительность (даже среди родственных ей по корням цивилизаций), основаниях. Эти основания, включающие и социальное учение ислама, служат для мусульман надежным источником самоидентификации в мире, и способны нейтрализовать любое идеологическое вторжение извне. Следует отметить, что очень многое в этих основаниях, по убеждению мусульман, не является чем-то новым, а представляет собой возрождение старых, забытых или искаженных, установлений. Иными словами, многие исламские ценности не претендуют

14 на оригинальность, но претендуют на подлинность. Как раз в этом их самобытность;

  1. реальная история исламского мира не во всем соответствовала исламским установкам. Это касается, в частности, и социальной доктрины: понимания места и роли индивида, семьи, положения женщины, межцивилизационного взаимодействия;

  2. социальное учение ислама затрагивает весь спектр социально-философских проблем, начиная с рассмотрения индивида и заканчивая философией истории. Социально-философские проблемы в исламе имеют собственную интерпретацию. Это необходимо учитывать при ведении диалога с исламским миром и при попытках дать оценку, происходящим в нем процессам, исходя из какой-либо другой системы ценностей;

  3. отставание, в частности от западного мира, в области науки во многом стало следствием игнорирования, а порой и прямого нарушения собственно исламских установок, всегда выступавших против нелепых суеверий и призывающих мусульман овладевать различными знаниями как религиозными, так и светскими. В условиях современной обстановки глобализации и информатизации, вхождения человечества ;в эпоху постиндустриального общества общий вектор развития исламского мира должен быть направлен на приобретение знаний: распространение знания, овладение новыми знаниями и технологиями, применение знания на практике, международная и межцивилизационная кооперация в поисках знаний. Тем более, что в самом начале истории исламской цивилизации был яркий и продолжительный период развития научного знания, когда путем перевода и освоения научных трудов предшествующих цивилизаций арабы и другие народы, принявшие ислам, продвинули вперед мировую науку. Понимание этого положения в нынешней ситуации важно еще и потому, что экстремистские организации, выступающие от имени ислама, по всей видимости, пытаются навязать всему исламскому миру убеждение в том, что их форма диалога с Западом единственно верна. Хотя здесь же следует

15 отметить, что некоторые страны Запада в последнее время сами провоцируют всплеск активности таких организаций. Можно вспомнить вторжение США и их союзников в Ирак (2003 г.), которое было совершено без санкции ООН и под надуманным, как это признала сама сторона нападения, предлогом; 5. попытка западных стран - главного локомотива глобализма навязать остальному миру и, в частности, исламской цивилизации свои культурные ценности под видом универсальных, общечеловеческих ценностей вызовет в мире ислама бурную ответную реакцию, поскольку мусульмане веруют в универсальность ценностей ислама. При этом в исламе считается недопустимым насильственное навязывание религиозных ценностей. Научная новизна работы состоит в следующем:

выявлено своеобразие исламских представлений по всему спектру социально-философских проблем. При этом подчеркнуто значение принципа неразрывности образа мысли и образа жизни в исламе как условия, следующего из самого исламского учения;

показано несоответствие фактов истории исламской цивилизации фундаментальным установкам ислама (понимание роли индивида, положение женщины, понимание сущности власти, межцивилизационные отношения);

предложены пути сглаживания возможных противоречий между исламской цивилизацией и остальным миром. Основными путями нормального сосуществования должны стать взаимное постижение культурного своеобразия и отказ от насильственного насаждения ценностей.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Полученные на основе проведенной работы выводы и результаты могут быть использованы:

  1. в подготовке вузовских спецкурсов по социальной философии, культурологии, религиоведению, политологии, правоведению, исследованиям в области процессов глобализации;

  2. при разработке специальных программ для налаживания межконфессиального общения как в сфере межгосударственных

отношений, так и внутри отдельных стран для оптимизации диалога с мусульманским меньшинством;

  1. при выработке законодательных актов, касающихся религиозных объединений;

  2. при подготовке специальных курсов-лекций для чиновников, занятых в социальной сфере, работающих в регионах компактного проживания мусульман, наконец, для широких слоев населения в популярном изложении.

О некоторых понятиях диссертации

Предваряя дальнейший анализ, обратимся к понятию «социального», вынесенному в заглавие диссертации. В философской литературе термин «социальное» встречается в нескольких значениях. Самое широкое значение этого термина сближается с понятиями «надорганическая реальность», «социальная форма движения материи» и пр., противопоставляющими природу и общество. В этом значении «социальное» представляет собой «системную совокупность свойств и признаков, присущих явлениям коллективной и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы и от природы отличный».1

Другое значение «социального» было предложено Э. Дюркгеймом. Согласно Дюркгейму, основу общества составляют так называемые социальные факты. Они не сводятся к экономическим, физическим, психологическим и т.п. фактам, а обладают собственными характеристиками: объективным, независимым от индивида существованием и способностью с принудительной силой воздействовать на него. Общественная жизнь определяется не индивидами, не государством, а совокупностью социальных фактов, детерминирующих поведение индивидов. Социальные факты подразделяются Дюркгеймом на морфологические (плотность населения, частота контактов индивидов, пути сообщения, поселения и т.д.) и духовные («коллективные представления», мораль, религия и др.).

Несколько иного взгляда на «социальное» придерживался М.Вебер. Его понимание этого понятия тесно связано с разработанной им теорией социального действия. Действие, по Веберу, - это действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер), если и постольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. Но социальным действием Вебер называет «такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него».1 Проще говоря, это такое «действие, которое по своему смыслу ориентировано на поведение других».2 При этом, например, столкновение двух велосипедистов не более чем происшествие, подобное явлению природы. Однако попытка кого-нибудь из них избежать этого столкновения является уже социальным действием. Таким образом, наличие субъективного смысла и ориентация на других выступают у немецкого ученого решающими компонентами социального действия. Тем самым понятно, что субъектом социального действия может выступать только индивид или много индивидов. Вебер, разумеется, не отрицал наличия в обществе разных общих структур: государства, отношений и т.д. но в отличие от позиции Дюркгейма все эти структуры производны от человека, социальных действий человека.

Нередко понятие «социального» используется как антитеза понятия «культурное». Такого мнения придерживался П. Сорокин, отличавший социальные системы, или системы «взаимодействующих людей», от культурных систем, или систем «взаимосвязанных идей».

В данном исследовании термин «социальное» будет использоваться в значении, предложенном Г. Зиммелем, который называл социальными отношения, возникающие в любом человеческом коллективе независимо от его целей, размеров, места и времени существования. В общественных группах, по мнению Зиммеля, самых несходных по своим целям, мы находим одинаковые формы отношений между людьми. В политических партиях, религиозных общинах, научных институтах действуют сходные законы консолидации, функционирования и развития, которые отличаются от законов и механизмов, осуществляемой этими коллективами деятельности. Разделение труда, главенство и подчинение и т.п. явления встречаются и в государстве, и в футбольной команде, и в семье. Сторонники такого подхода используют термин «социальное» не как синоним понятия «общественное», но как название для особых процессов общественной жизни, существующих наряду с ее экономическими, политическими и другими процессами. Такие специфические («социальные») процессы Зиммель называет «формой» или процессами организации, обобществления человеческих коллективов. «Форма» противопоставляется «материи» - реальному содержанию экономической, религиозной, политической и других видов деятельности. Зиммель уже в ранних своих работах стал утверждать, что социальные науки могут существовать независимо от других наук, если будут проводить различия между «формой» и содержанием социальной реальности и рассматривать в качестве своего предмета только «форму». Однако соотношение «формы» и «материи» в концепции Зиммеля несколько сложнее. Одна и та же форма может быть наполнена разными содержаниями, равно как и одно и то же содержание может выступать в разных формах. Немецкий социолог представлял историю общества как историю психических явлений. Он рассматривал каждое психическое явление с двух сторон: первая сторона - это сам психический акт, например смех или утверждение, а вторая сторона - это то, что в этом акте делается, утверждается, что является причиной иронии.

Семья и взаимоотношения полов в социальной теории

Семью, безусловно, можно отнести к древним социальным институтам. Она фигурирует уже в древних кодексах законов и философии. Античная философия рассматривала семью как ячейку и прообраз государства. Именно на таких позициях стояли Платон и Аристотель, которые в качестве идеала видели патриархальную семью.

В религиозных учениях создание семьи предстает как долг. Как правило, религии подчеркивают большую значимость семьи в деле самосовершенствования человека и укрепления государства. Характерными примерами в этом отношении являются конфуцианство и христианство. В конфуцианстве особое место уделяется почитанию родителей и предков. Согласно конфуцианским установкам, «брак1 есть первая обязанность человека и его естественное призвание и предназначение. ... Муж - голова; он повелевает, жена повинуется. Он - небо, она - земля». Христианство рассматривает брак как таинство, в котором происходит восстановление изначальной целостности человека. Только вступив в брак, человек как бы завершает свое формирование и получает возможность полностью реализовать себя, что в итоге должно привести к спасению. Совместная жизнь супругов, согласно христианству, способствует достижению духовной и физической зрелости человека. В христианстве отмечается высокая значимость института семьи для укрепления государства. Именно в семье, по христианству, через любовь и уважение к родителям, индивид приобретает любовь и уважение к своей родине, а также лояльность по отношению к законам государства. Что касается положения супругов в семье, то христианство провозглашает следующее: «всякому мужу глава - Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог» (IKop. 11:3). Нетрудно заметить, что в обеих религиях присутствует иерархия между мужем и женой. Причем эта иерархия сакрализуется, ей придается статус божественного установления. Она воспринимается верующими как данность, с которой надо смириться. Помимо иерархии в религиозных учениях обычно сакрализуется и сам институт семьи, точнее сказать, сакрализуется необходимость ее создания. В этом как раз состоит главное отличие религиозного подхода к семье от философского, допускающего возможность существования различных форм семьи.

Современная социальная теория выделяет три вида отношений, характеризующих семью: 1) свойства (муж-жена); 2) порождения (родители -дети); 3) кровного родства.1 Однако наряду с этим существуют концепции, доказывающие, что для семьи достаточно иметь один из перечисленных признаков. В советское время основополагающим было следующее определение семьи: «Семью можно определить как исторически-конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальную необходимость, в которой обусловлена потребность общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».3 Безусловно, данное определение, где акцент сделан на юридически оформленный союз мужчины и женщины, все больше и больше начинает терять свое значение. Понятие семьи трактуется расширительно. Например, сейчас в литературе семьей называют и лиц, состоящих в гражданском браке, и однополых партнеров. Вообще наметилась тенденция к субъективному пониманию семьи: человек называет «своей семьей» всех тех людей, кого он сам включает в состав семьи. В таком случае необязательными становятся брак, совместное проживание и многие другие признаки традиционной семьи. Тенденция к расширению понятия «семьи» наблюдается не только в научной литературе, но и на уровне обыденного сознания. Это связано во многом с тем, что современная семья постепенно перестает ассоциироваться с браком, и на первый план выходит просто сожительство. Брак приобретает характер формального ритуала, и теряет свою центральную функцию узаконивания, санкционирования половых отношений и произведения на свет потомства. Это увеличение разрыва между браком и законом, на наш взгляд, весьма серьезная опасность для сохранения института традиционной семьи, поскольку ведет к практически неограниченной свободе в любовных отношениях и появлению разного рода форм сожительств и брачных отношений, которые теперь стали именоваться семьями. К числу нетрадиционных, альтернативных форм брака можно отнести фактические браки (или незарегистрированные сожительства), Годвин-брак (раздельно-регулярный), однополые браки, серийную моногамию и т.д.

Глобализация и глобализм

Говоря о глобализации, необходимо различать два связанных, но не совпадающих понятия: глобализация и глобализм.

Глобализация - это процесс интернационализации, в ходе которого происходит естественное сближение народов на основе сложившихся на протяжении истории взаимоотношений. Ключевое слово здесь «процесс». Если под «процессом» понимать систему спонтанно разворачивающихся результатов, которые были инициированы деятельностью, но ей не контролируются, то это определение глобализации становится вполне корректным, поскольку человечество все еще полностью не осознает себя единым субъектом истории. Основную роль в процессе глобализации могут играть следующие факторы: религия, технология и экономика, некоторые еще добавляют к этому имперский фактор, который, по нашему мнению, исключает «естественный» характер сближения народов. В тот или иной период истории преобладающее значение имеют различные факторы.

Упомянутое в определении «процесса» понятие «деятельности» уместно использовать для объяснения феномена «глобализм». В социальной философии «деятельность» - это целенаправленная активность субъекта, поэтому глобализм можно определить как деятельность, проводимую рядом государств (в основном западных) в области политики, экономики и культуры и направленную на установление контроля над остальным миром.

Процесс глобализации идет параллельно с реализацией политики глобализма. Одновременное течение этих двух мировых тенденций затрудняет их анализ. Однако некоторые позитивные моменты глобализации проступают вполне явно: новые технологии сделали доступной информацию практически о любом событии в мире, ускорился обмен информацией во многих областях науки, связь стала доступней и дешевле, все это помогает людям из разных стран лучше понимать друг друга, больше контактировать, глобализация повысила степень сотрудничества между государствами по предотвращению и ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий.

Глобализм, на наш взгляд, представляет достаточно серьезную угрозу для стабильности в мире, поэтому основное внимание уделим характеристике этого явления.

Идеология глобализма наиболее активно проявляет себя в экономической сфере. К этому можно добавить, что в настоящее время экономический глобализм во многом определяет другие направления глобализма. Глобализм есть результат прорыва в области информационных технологий. Технологические открытия позволили приступить к формированию единого общемирового финансового и информационного пространства. Благодаря компьютерным технологиям локальные финансовые рынки оказались закольцованными в единую глобальную сеть, которая стянула многие страны вокруг стран «золотого миллиарда», что позволило последним ставить те или иные страны на грань финансового краха. Огромные денежные средства теперь в одно мгновение могут быть перемещены из одного конца мира в другой, туда, где их размещение представляется наиболее выгодным. В связи с этим появилась проблема роста количества финансовых спекуляций. Объемы финансовых соглашений намного опережают число реальных товарных сделок. Огромный денежный капитал не имеет товарного наполнения, превратившись в рынок, где деньги делают деньги. Мировая финансовая система стала представлять собой глобальный конгломерат, функционирующий не в интересах развития национальных экономик, роста промышленного производства и уровня жизни людей, а в интересах укрепления позиций стран «золотого миллиарда». На этом основании критики глобализма утверждают, что глобализм -это глобальный капитализм.

К источникам глобализма можно отнести:

1) технологический прогресс, приведший к резкому сокращению транспортных и коммуникационных издержек. Интернет;

2) либерализация торговли;

3) расширение сферы деятельности транснациональных корпораций (ТНК). Производство становится международным;

4) широкое признание рыночной экономики;

5) деятельность некоторых международных организаций, не подчиняющихся какой-либо отдельной стране (МВФ, ВТО и др.).

Современную экономику характеризуют ряд либеральных черт, сопутствующих глобализму: сокращение тарифов на импорт, отказ от квот на импорт, приватизация государственных предприятий, ликвидация ограничений на иностранные инвестиции и разрешение покупать иностранцам любые акции и ценные бумаги. Следствием этих мер стало усиление роли ТНК, которые навязывают свои порядки и свое видение всем государствам независимо от их географического положения.

Влияние ТНК распространилось настолько, что позволяет говорить исследователям о том, что ТНК обретают силу суверенных государств. Некоторые исследователи видят в этом угрозу войны, потому что ТНК неподконтрольны правительствам.

Похожие диссертации на Основные элементы социальной доктрины ислама