Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Одиночество как социокультурный феномен: концептуализация и практическое проявление в современном обществе Фаррахов Айрат Фансафович

Одиночество как социокультурный феномен: концептуализация и практическое проявление в современном обществе
<
Одиночество как социокультурный феномен: концептуализация и практическое проявление в современном обществе

Одиночество как социокультурный феномен: концептуализация и практическое проявление в современном обществе

Одиночество как социокультурный феномен: концептуализация и практическое проявление в современном обществе

Одиночество как социокультурный феномен: концептуализация и практическое проявление в современном обществе

Одиночество как социокультурный феномен: концептуализация и практическое проявление в современном обществе

Одиночество как социокультурный феномен: концептуализация и практическое проявление в современном обществе

Одиночество как социокультурный феномен: концептуализация и практическое проявление в современном обществе

Одиночество как социокультурный феномен: концептуализация и практическое проявление в современном обществе

Одиночество как социокультурный феномен: концептуализация и практическое проявление в современном обществе

Одиночество как социокультурный феномен: концептуализация и практическое проявление в современном обществе

Одиночество как социокультурный феномен: концептуализация и практическое проявление в современном обществе

Одиночество как социокультурный феномен: концептуализация и практическое проявление в современном обществе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фаррахов Айрат Фансафович. Одиночество как социокультурный феномен: концептуализация и практическое проявление в современном обществе : диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.11 / Фаррахов Айрат Фансафович;[Место защиты: Краснодарский университет МВД России].- Краснодар, 2014.- 159 с.

Содержание к диссертации

Введение

1. Теоретическое многообразие подходов в исследовании одиночества 19 стр.

1.1 Феномен одиночества как предмет социально-философского знания 19 стр.

1.2 Теоретические модели одиночества 38 стр.

1.3 Методологический конструкт исследования феномена одиночества в современном обществе .64 стр.

ГЛАВА 2. Влияние индивидуальных и общественных детерминант на переживание одиночества в современном обществе 77 стр.

2.1 Индивидуальные детерминанты одиночества 77 стр.

2.2 Общественные детерминанты одиночества 104 стр.

2.3 Амбивалентная природа одиночества в современном обществе 117 стр.

Заключение 135 стр.

Список литературы 142 стр.

Теоретические модели одиночества

Феномен одиночества занимал умы людей с глубокой древности, что было связано с попытками найти смысл жизни и свое предназначение на Земле. Однако прежде чем стать научным понятием, эта категория прошла длительную историю. В каждую историческую эпоху, согласно уровню развития человеческой мысли, понятие одиночества получало свое описание.

Трудно сказать, что оно получало определение, так как этот феномен чаще выражался при помощи некого описания, а не посредством строгой научной формулировки. Многие философы прошлого рассматривали одиночество в рамках соответствующих мировоззренческих систем39. Больше всех на этом поприще потрудились философы экзистенциалисты.

Первым экзистенциалистом, исследовавшим феномен одиночества, считается французский ученый Блез Паскаль. Этот мыслитель проявлял большое внимание к проблемам бытия и нравственности. Однако в отличие от поздних экзистенциалистов, Паскаль был занят поиском абсолютных человеческих ценностей, а не установок индивидуализма. Нравственный релятивизм был чужд философу. Ученые, занимающиеся исследованием его трудов, пишут, что мировоззрение Паскаля далеко выходит за рамки традиции экзистенциализма40.

В центре философских изысканий Паскаля стоит сам человек. Он пытается проникнуть в его сущность и познать смысл его существования в мире. Исследователь видит человека и великим, и ничтожным и пишет о незначительности человека в этом мире, о конечности бытия всякого индивида, о хрупкости и временности нашей жизни. Человек – ничтожнейший атом в необъятной Вселенной.41 Ничтожество человека ассоциируется у Паскаля с холодным космическим одиночеством. Ибо, что есть человек? – звучит вопрос. – Он небытие относительно бесконечности, который не способен даже понять начала мироздания и его конца42. Так, философ считает человека одиноким существом, заброшенным в лоно бесконечной Вселенной. Он пишет о затерянности человека в бескрайнем Космосе43.

Интерес представляет то, что слово «бесконечный» является, по сути, ключевым в работах Блеза Паскаля. Оно играет роль в описании бесконечности унивесума, бесконечного Божества, бесконечно милосердной любви.

Паскаль говорит о невозможности всезнания, выражая, таким образом, гносеологическое одиночество. Более всего Б. Паскаль недоумевает от того, что человек, отчасти уже познавший природу, до сих пор мало знает и понимает себя самого. Человеку, говорит философ, так и не удалось до сих пор проникнуть в загадку рождения и мгновение смерти. От этого появляется глубокое ощущение одиночества и трагической фатальной бессмысленности всей человеческой жизни. В одной из его работ описываются переживания, в которых выражается страх перед смертью, готовой захватить тело и душу. Он не знает, как ее избежать и характеризует свое положение как состояние ничтожной беспомощности. Человек не знает, откуда пришел и не ведает куда идет44. В этих сильных, поэтических словах чувствуется холод космического одиночества. Едва ли кто-то из современников Паскаля или нашего времени осознавал свое положение во Вселенной так, как Паскаль, который смог изобразить соответствующее этому осознанию чувство страха и одиночества.

Однако ощущение одиночества приходит не только из-за внешних обстоятельств. Человек подобен «темной бездне», взгляд в которую приводит к чувству одиночества, порождающему страх. Поэтому человек готов позволить занимать себя всевозможными занятиями, чтобы только не оказалось времени подумать о смысле жизни и сути бытия, и не пришлось бы переосмысливать свою жизнь, заглядывая вовнутрь своей души. Сам же Паскаль получал радость от одиночества. Как человек творчества он чувствовал приход вдохновения именно в одиночестве.45 В моменты уединения можно было предаться глубоким размышлениям о смысле жизни и о бытии, что и доставляло философу удовлетворение.

Внутренняя дисгармония отражена в чувстве одиночества. Этот разлад с самим собой воспринимается индивидом, как неполноценность отношений с социумом и вакуум внутреннего мира. Датский философ Кьеркегор писал об этом вакууме. Кьеркегор был одиноким и находил в этом наслаждение. Это не могло не повлиять на его творчество. Ученый был глубоко интровертирован и полностью поглощен саморефлективным созерцанием. В его дневнике есть записи, где философ сравнивает себя с одинокой сосной, замкнутой в себе, и только одинокий голубь находит покой в ее ветвях.46

Экзистенциализм Кьеркегора наполнен пессимизмом. Человек рожден на страдание и очень одинок, потому что попал в чуждый ему мрачный мир. Одиночество, по Кьеркегору – это закрытый мир внутреннего человека, в который никто кроме Бога проникнуть не может. Личность замкнутая на самой себе, находящаяся в субъективной самоизоляции, не испытывает желание общения. По мнению ученого современная жизнь порождает одиночество и бессмысленность бытия. Подобно А. Камю, Кьеркегор связал их воедино. В трудах философа очевиден призыв к саморефлексии и обретению веры, как средствах спасения от одиночества.

Интересным, на наш взгляд, предстает понимание одиночества немецкого философа-экзистенциалиста К. Ясперса47. Он считает, что одиночество необходимо человеку для того, чтобы он не потерял свою индивидуальность, так как общество неизбежно навязывает свои стандарты поведения и стереотипы, в то время как индивид хочет быть самим собой. Для этого нужно обособить себя от других, то есть вступить в состояние одиночества. Автор объясняет, что он не может быть собой, если не вступит в коммуникацию, одновременно не может общаться, если не будет одиноким. Коммуникация, по его словам, снимая одиночество, вновь его создает

Методологический конструкт исследования феномена одиночества в современном обществе

В качестве методологических оснований изучения детерминант одиночества предлагаются концептуальные рамки, которые позволяют выполнить классификацию и оценку коррелятов одиночества. Обобщив ряд теоретических положений, и взяв за основу взгляды западных ученых: Д. Гаев,131 Г. Кольбель,132 Р.С. Вейс,133 Д. Перлман и Л.Э. Пепло,134 С.Е. Кутрона,135 Д.И. Янг136 мы попытались создать диспозиционную модель (от английского to be disposed, то есть иметь склонность к чему либо, желание)137. Данная модель позволяет упорядочить сложную и порою разрозненную структуру феномена. Причина одиночества находится в принципиальном взаимодействии социального и индивидуального полей. Вследствие этого возникновение одиночества ожидаемо. Это чувство не является патологией или девиантным поведением. Отсюда этот феномен можно определить как взаимодействие психических процессов протекающих на эмоциональном, когнитивном и деятельностном уровне. Следовательно, уединение и одиночество как переживание представляют нечто большее, чем просто специфические чувства. Обычно человек, испытывающий одиночество, ощущает потерю, изолированность, пустоту и горечь. Но на начальном этапе эти чувства предваряются когнитивными процессами, такими как определение причин и их интерпретация. Для этого индивид, как правило, оценивает ситуацию с целью упорядочивания сопутствующих ей позитивных или негативных эмоций. Рассматривая одиночество в соответствии с теорией когнитивного диссонанса можно констатировать, что ощущения, связанные с одиночеством воспринимаются только субъективно. Данные чувства можно назвать результатом субъективного оценивания ситуации. Эти ощущения возникают из когнитивного анализа ситуации на двух уровнях – физическом и психическом. Отсюда следует, что главным фактором когнитивной деятельности во время одиночества является оценивание индивидом ситуации, которая, в свою очередь, может быть позитивной или негативной. Так устанавливаются психические феномены одиночества или общности, а момент оценки играет роль медиатора между физическим и психическим уровнем.

Свойства и сила одиночества, выраженные в таких разностях как «быть вместе» или «быть одному» определяются когнитивной оценкой на основе психического уровня существования, который детерминируется посредством полюса «быть в единении с другими» или «быть самому по себе». Человек начинает ощущать себя покинутым и изолированным только тогда, когда он оценивает ситуацию как полную неудачу иметь физическую или духовную близость с окружающими людьми. Это переплетение физического и психического уровня считается психической динамикой. Таким образом, получается 8 главных видов переживания общности или разделенности. Они определяют разные модусы общности, уединения или одиночества.

Диспозиционная модель объясняет одиночество не только в сфере физической общности с другими людьми, но и на уровне психологической разобщенности. Суть рассматриваемой модели заключается в том, что она позволяет объективно и дифференцированно рассмотреть различные модусы оценки разобщенности и взаимопроникновение главных детерминант этих модусов, как то психологический и физический уровень бытия. Кроме того, модель помогает понять, как когнитивная оценка способствует определению того или иного модуса переживания. Это можно проиллюстрировать следующим примером: если индивид оценивает позитивно свою физическую изоляцию, при условии, что это в то же время совпадает с желанием быть предоставленным самому себе, то это дает такую форму переживания, как приятное уединение. В том случае, если обе сферы личностью оцениваются негативно, то человек испытывает чувство покинутости, грусти и отторгнутости.

Модель также представляет описательные критерии, служащие для восприятия разных модусов разделенности и общности. Однако она представляет этиологические данные, то есть субъективные оценки индивида в роли обуславливающих факторов. Данное этиологическое разнообразие считается в той мере, согласно которой к структурной матрице прибавляются плоскости ситуативно-объективных (общественных) условий, а также индивидуальных (личностных) признаков. Таким образом, на формальном уровне внимание обращено на ряд детерминант, которые способствуют антропологическому разнообразию одиночества

Общественные детерминанты одиночества

Не вызывает сомнения тот факт, что одиночество и общность составляют два полюса человеческого существования. Общность всегда расценивалось положительно в общественном сознании. Одиночество же считалось, в основном, отрицательным явлением. Тем не менее, существует и положительное мнение об одиночестве в культуре, литературе и искусстве. Об этом, например, свидетельствуют различные религиозные традиции. Особенностью религии является отражение внутреннего мира индивида. Она предоставляет свой ракурс понимания одиночества как существенного модуса существования человека. Одиночество рассматривается в этом контексте как важнейшее условие самоопределения, также как и предпосылкой развития социальных навыков. Кроме того, одиночество всегда сопутствовало пророкам и различным реформаторам. Это связано с тем, что такие люди всегда испытывают расхождения во взглядах с общественными культурными установками и не бояться идти своим путем, чтобы достичь тех ценностей, которые были забыты или проигнорированы широкой публикой.

Жизненный опыт монахов, скитников, практиковавших «уход от мира» провозглашал «положительное одиночество», которое помогало совершенствовать душу человека. Утверждалось, что плодотворная жизнь с «ближними» возможна лишь при наличии духовной установки, которая развивается только в условиях уединения.

Однако в Библии находим, что к одиночеству было и негативное отношение еще в глубокой древности: «Человек одинок, и нет другого; ни брата, ни сына нет; и всему труду его нет конца, и око его не насытится богатством»258. Данный библейский текст характеризуется чувством глубокого одиночества. Он стал одним из первых античных провозвестников экзистенциалистского пессимизма. В Новом Завете образ Христа стоит недосягаемо выше Его учеников. Поэтому Христос одинок как в пустыне, так и на улицах Иерусалима. Одинок он и в жертвенной смерти на кресте 259.

Еще с древности человек начал осознавать важность связи с себе подобными, осознавая катастрофу, которая происходит из-за утраты этих связей. Если общество по каким-то причинам лишало его общения, то нередко оно обреталось в мире веры. Одиночество является основным мотивом всех псалмов, где особенно явственно отображается чувство покинутости и упования на отделенного от мира Бога. Например: «Доколе, Боже, будешь забывать меня, доколе будешь сокрывать лицо Твое?», «Как лань стремиться к потокам вод, так душа моя стремиться к Тебе, Боже!»

Феномен одиночества был отражен и в религии Дальнего Востока. В разнородной религиозной философии человек считается одинокой душой, которая заключена в карму земной нереальности. Как странник он стремиться к истинному пристанищу в иной мир. Лао-Цзы, легендарный основоположник даосизма, создавал свое направление китайской философии в уединении. Одиночество рассматривается этим религиозным учением, как средство, при помощи которого человек вступает в свое «единство с великим Дао». Поэтому одиночество - желанное состояние для последователей даосизма. Даосы учили, что, отказываясь от своего «Я» человек может слиться с космическим целым, обрести единство со всем человеческим миром и даже с миром природы, поэтому одиночество в этой религии не оказывалось патологическим, а напротив, помогало совершенствованию микрокосмоса человека. Говоря о даосизме, необходимо отметить, что эта религия была тесно связана с другой религией Китая – конфуцианством, которое занимало главенствующее положение. Конфуцианство Древнего Китая считается этико-политической доктриной, которая, имея социальный характер, была направлена на развитие теории управления при помощи качеств добродетели. Основная задача конфуцианства заключалась в планомерной и интенсивной культуризации внутреннего мира человека. Индивид должен был соответствовать нравственному, религиозно-философскому и социально-психологическому предписанию Конфуция. Целью этой подготовки было формирование личности, которая могла бы лучше исполнять свой общественный долг. Достижение этих качеств возможно только в одиночестве. Сам Конфуций очень одобрительно говорил о «тех, кто живет в уединении и укрепляет волю свою, дабы достойно исполнить долг свой»260.

Отсюда следует, что и даосы и конфуцианцы понимали одиночество как необходимую часть существования человека, которое нужно для его совершенствования.

Не одна из мировых религий не обделила своим вниманием проблему одиночества. Говоря поэтически: в буддизме одиночество предстает родной стихией. Он рассматривает общественные связи человека как не имеющие смысла. Идеал – это уход от окружающего мира в лоно одиночества.

Одиночеству и общности, как противоположным полюсам антропологического пространства, в действительности, свойственно состояние многоуровневого взаимодействия. Эта точка зрения основывается на понимании одиночества, которое подчеркивает его диалогический характер, о возможности настоящей индивидуальности или общности только при условии диалога, коммуникации. Только конкретная личность является реальным местом переживания человека, его познания и сознания.

Амбивалентная природа одиночества в современном обществе

Существуют исследования взаимосвязи карьерного роста и одиночества241. Так было показано, что одинокие студенты вышли из семей, в которых был не очень большой заработок. Они оказались подвержены процессу изоляции вследствие того, что покинули привычный уклад жизни и перешли в другую страту. М.С. Комаров242, предположил, что высшая школа закрепляет социальное неравенство, а студенты по отношению к другим социальным группам имеют большую социальную дистанцию. Проблемы социального лифтинга усиливаются тогда, когда студент, к тому же, принадлежит к этническому меньшинству.

Л. Бенжамин провел опрос 80 афроамериканских женщин в США, которые добились жизненного успеха243. Оказалось, что социальная изоляция и одиночество частый гость этих женщин. Так как большинство афроамериканских мужчин не могли принять образованных женщин в силу сложившихся традиций. Поэтому часто такие женщины вынуждены были жить без партнера. Однако надо признать, что на сегодняшний день четкой корреляционной связи между вертикальной мобильностью и одиночеством выявлено не было.

Содействовать появлению одиночества, может чрезмерный индивидуализм. Широкое распространение одиночества связано с ориентированной на конкуренцию системой ценностей. Одинокие индивиды меньше доверяли другим людям, были менее альтруистичны и считали этот мир несправедливым. Была предпринята попытка доказать взаимосвязь между конкурентным мышлением и одиночеством245. Можно также предположить, что существует обратная взаимосвязь: масштаб одиночества в обществе может влиять на систему ценностей.

Обобщая вышесказанное, можно с определенной долей уверенности сказать, что чем сильнее внутри общества конкурентное мышление, тем вероятнее то, что индивид в таком обществе чувствует себя одиноко и является действительно изолированным.

Семья, как социальный институт и, как один из главных факторов социализации личности, безусловно, оказывает влияние на формирование чувства одиночества. Но в какой мере?

А.Г. Гизатуллина пишет, что в современном российском обществе престарелые люди больше предпочитают «любовь на расстоянии», чем непосредственное проживание со своими детьми. Изоляцию и одиночество обуславливает дефицит близких отношений между родственниками

Еще одним фактором, влияющим на появление чувства одиночества, является растущее число разводов. Растет количество людей, осознанно выбирающих отдельное, одиночное существование без существенной потребности в постоянной и тесной связи. По данным Всероссийской переписи населения за период с 2002 по 2010 гг. их количество выросло примерно на 1,7% и стало составлять 14.018.754 человек247. В этой связи была выдвинута гипотеза о взаимосвязи между ростом чувства одиночества и увеличением разводов. Однако методически проверить эту гипотезу весьма сложно. Так отечественный исследователь проблем брака и семьи Е. Токарева считает, что возможность развода высока тогда, когда партнеры слишком молоды или, когда они имеют низкий социо-экономический статус.248 Также высказывалась мысль, что существует феномен «межгенерационной традиции разводов», то есть развод — это самоустанавливающийся процесс, когда дети разведенных родителей подпадают под риск собственного развода249. Одной из причин развода исследователи считают несовпадение ролевых ожиданий. Эти ролевые ожидания разрушаются тем быстрее, чем раньше люди вступают в брак после непродолжительного знакомства. Ролевой конфликт может быть «запрограммирован» на начальной стадии супружеской жизни, когда мужчина безработный, а жена работает и его доминирующее положение становится под сомнение.

Смена ценностных ориентаций в нашей стране с начала 90 годов XX века еще одна причина растущего числа разводов. Поиск личного счастья внутри семьи стал соседствовать с распространением «философии наслаждения». Завышенные ожидания с низкой готовностью к компромиссу разрушают ролевые представления и ведут к разводу250. В основе смены ценностей лежат социально-экономические изменения, которые с одной стороны требуют от гражданина мобильности, максимального развития функциональных способностей, соблюдения закона, а с другой стороны ослабляют поле его саморазвития как личности. Дальнейший анализ данных статистики позволяет выявить следующее251:

a) Экономические трудности в современной России выступают некоторым стимулом для создания внебрачных, то есть незарегистрированных отношений. Однако это не значит, что уменьшается количество одиноких людей.

b) В нерегистрированных браках отмечена следующая особенность: количество мужчин, которые считают себя женатыми, больше количества женщин в данном состоянии. Это говорит о том, что представители сильного пола, в отличие от женщин, браком считают любые отношения, длящиеся продолжительное время, включая так называемые неофициальные «гражданские браки»

Похожие диссертации на Одиночество как социокультурный феномен: концептуализация и практическое проявление в современном обществе