Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этносоциальные и демографические факторы консолидации русского народа Анохин Андрей Юрьевич

Этносоциальные и демографические факторы консолидации русского народа
<
Этносоциальные и демографические факторы консолидации русского народа Этносоциальные и демографические факторы консолидации русского народа Этносоциальные и демографические факторы консолидации русского народа Этносоциальные и демографические факторы консолидации русского народа Этносоциальные и демографические факторы консолидации русского народа Этносоциальные и демографические факторы консолидации русского народа Этносоциальные и демографические факторы консолидации русского народа Этносоциальные и демографические факторы консолидации русского народа Этносоциальные и демографические факторы консолидации русского народа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Анохин Андрей Юрьевич. Этносоциальные и демографические факторы консолидации русского народа : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 СПб., 2006 152 с. РГБ ОД, 61:06-9/632

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая. Проблема национального единства в отечественной социальной философии 13

Национальная идея в концепциях славянофильства 14

Евразийский вариант национальной идеи 42

Научное направление в русологии конца XIX века 55

Национальная политика по отношению к русскому народу в советский и постсоветский периоды 62

Глава вторая. Факторы консолидации русского народа 81

Философские основания и типология феномена консолидации 81

Демографо-генетические факторы консолидации русского народа 104

Русская национальная идея в современной расологии 117

Гражданское общество - оптимальная модель консолидации народов России 126

Заключение 136

Список литературы 140

Введение к работе

Современный этап в истории России, связанный с объективной необходимостью преобразований всех сфер общественной жизни (экономической, социальной, политической, культурной), знаменуется обострением внимания и новыми подходами к философско-социальному осмыслению прошлого, происходящих сейчас событий, перспектив дальнейшего развития. В числе наиболее значимых проблем философского содержания являются адекватное освещение хозяйственно-экономической и социально-политической истории России дореволюционного времени, позитивных моментов и негативных последствий почти абсолютного господства марксистско-ленинской идеологии, создание новой концептуальной системы, отвечающей требованиям сегодняшнего дня, построение теории гражданского общества как оптимальной модели будущего развития. Теоретическое и практическое решение этих задач тесно связано с исследованием внутренних и внешних факторов консолидации русского народа - этнообразующей основы российского общества.

В диссертации главное внимание уделяется рассмотрению двух аспектов данной проблемы: анализу социально-философских концепций в трудах отечественных авторов (историко-гносеологический аспект) и исследованию демографо-генетических факторов консолидации русского народа (онтологический аспект). Первая глава целиком посвящена историко-гносеологическому анализу проблемы, вторая включает оба подхода: историко-гносеологический и онтологический, причем по значимости первостепенным представляется исследование онтологических оснований феномена национальной консолидации, слабо изученных в теоретическом и социально-философском плане. В заключение анализируется вопрос о

единении русского народа в контексте широко обсуждаемой сейчас темы создания в России гражданского общества.

Актуальность темы исследования. Проблема внутренней

консолидации этнических образований является одной из наиболее значимых в социальной философии, так как речь идет о самом их существовании, функционировании и развитии. На всех этапах человеческой истории внутренняя консолидация этносов была необходимым фактором, обеспечивающим и процесс общественного развития в целом. В социумах с классовой структурой национальное единение имело выраженный противоречивый характер. В условиях относительно спокойного течения жизни господствующий класс не был заинтересован в консолидации основного населения, поскольку таковая представляла собой политическую опасность в виде революционных выступлений против существующего строя. Известное выражение «разделяй и властвуй» привести здесь очень уместно. Классовые противоречия внутри нации на время притуплялись, когда ее существованию серьезно угрожала интервенция со стороны других этносов.

Для русского народа национальное единение прослеживается на всем протяжении его истории и оно становилось особенно актуальным при усложнении геополитической обстановки. Последняя определялась географическим ареалом русского этноса, с запада прилегающим к границам европейских стран, с востока и юга - азиатских, многократно претендовавших на природные и людские ресурсы России. История русского народа богата событиями массового общенационального патриотизма в годы суровых испытаний ее суверенитета. Достаточно напомнить о солидарности всех слоев населения в период борьбы с монгольским игом, народном ополчении против польской интервенции, подъеме национального духа при разгроме французского нашествия, оказании помощи славянским народам в освобождении от турецкого владычества, в первой и второй мировых войнах.

За последние полвека геополитическое положение России относительно стабилизировалось благодаря обладанию ядерным вооружением, сдерживающим милитаристские устремления экстремистски настроенных кругов. Тем не менее даже это обстоятельство не снимает проблемы консолидации русского народа для обеспечения своей безопасности теперь еще и в условиях массированной интервенции на духовно-культурном фронте.

Не менее актуальным представляется единение русского этноса в крайне усложнившейся демографической ситуации. Здесь четко выделяются два аспекта исследуемой в диссертации проблемы. Во-первых, резкое (в 2,5 раза) превышение смертности над рождаемостью привело к беспрецедентной в истории депопуляции русского народа. При сохранении такой тенденции под угрозу ставится само его физическое существование уже не в столь отдаленном будущем. Преодоление демографического спада всеми возможными путями является первостепенной задачей не только государства, но и осознания этого тревожного явления в национальной психологии. Во-вторых, усиление миграционных процессов, связанных с урбанизацией и особенно притоком мигрантов из других этносов приводит к нарушению исторически сложившейся положительной брачной ассортативности, размыванию национального генофонда и связанному с этим процессом очень широкому генотипическому и фенотипическому полиморфизму. В результате межнационального смешения генотипов происходит вырождение антропологического типа русского народа -уникального, как и антропологических типов всех других народов, продукта длительной эволюции. Много говорится о вымирании природных видов, занесенных в Красную книгу, и о мерах по их спасению. При сохранении существующей интенсивности факторов депопуляции и генетического смешения не исключено, что такую книгу придется заводить и для этносов, вставших на путь биологического регресса и неограниченного аутбридинга.

Проблема сохранения антропологического типа начинает активно обсуждаться в работах современных отечественных расологов. При этом русская национальная идея подается в стремлении подвести этот антропологический тип под некий общий славянский (нордический) стандарт. Следовательно, дискуссия по вопросу о правомерности такой интерпретации единства русского этноса представляется идеологически актуальной.

Активно обсуждаемая сейчас проблема создания в России гражданского общества, несомненно, включает в свое решение и исследования факторов консолидации русского народа - этнообразующего ядра российского населения.

В разных областях изучения русского этноса (истории, антропологии, археологии, демографии, экономики, культурологии, социологии, социальной психологии, философии и др.) накопился огромный объем информации, систематизация которой позволяет выделить самостоятельную синтетическую науку - русологию, наряду с египтологией, индологией, китаеведением и т.д. В создании и развитии русологии материалы по консолидации русского народа займут свое достойное место.

Степень разработанности проблемы. Уровень изученности научной проблемы оценивается истинностью и полнотой полученной информации о познаваемом объекте. Эти два критерия свидетельствуют о глубине проникновения в сущность предмета исследования, его связей с другими областями науки, что в итоге позволяет определить комплексность и интегрированность результатов научного поиска, а тем самым выявить уровень фундаментальности проведенной работы, ее теоретического и практического значения.

Исследуемая в диссертации проблема относится к числу сложных комплексных проблем, лежащих в зоне наложения и контакта многих гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Ее междисциплинарный

статус определяется самим предметом исследования - этносом, который характеризуется множеством взаимосвязанных признаков. С одной стороны, этнос является общностью людей, возникшей в процессе общественно-исторического развития и, следовательно, представляет собой объект гуманитарных наук. С другой стороны, этнос есть природно-биологическое образование, специфически организованная популяция со всеми присущими ей признаками биологического сообщества и в этом отношении является объектом естественных наук. Таким образом, этнос в его целостной характеристике - это общественно-природная система, диалектически сочетающая в себе социальное и биологическое содержание на сверхиндивидуальном уровне организации живой материи.

Особенностью этнического сообщества является наличие в нем консолидирующих взаимосвязей между составляющими элементами (индивидуумами и их группами), обеспечивающими устойчивость по отношению к внутренними и внешним воздействиям. Саморегуляция этих взаимосвязей определяет этническое сообщество как кибернетическую систему.

Все вышесказанное делает понятным, почему проблема консолидации этноса в многоплановом ее изучении стала доступной лишь относительно недавно. С момента же осознания ее актуальности область исследований в основном ограничивалась поисками внутренних объединяющих этнос факторов социальной природы. На первых порах предпринимаются шаги по формулировке некоего общего представления об этнической консолидации в виде национальной идеи. Применительно к русскому народу оно находит воплощение в русской национальной идее. В полном соответствии с исключительным доминированием религиозного сознания таким объединяющим русский народ духовным основанием считается православие. Религиозный фактор национальной консолидации настолько прочно укоренился в мышлении, что на протяжении второй половины XIX - первой

трети XX вв. он составлял один из краеугольных камней нескольких социально-философских течений (славянофильство, религиозная философия, консерватизм, панславизм, евразийство) и до сих консервируется в сознании русского человека. Выдвинутая С.С.Уваровым известная триада «православие - самодержавие - народность» (1832 г.) дополнила религиозный фактор консолидации русского народа монархическим правлением с жесткой централизованной властью и общинной системой многих форм организации общественной жизни. Указанная триада пронизывает сочинения представителей всех перечисленных выше течений.

Творчество этих авторов подверглось тщательному анализу как со стороны классиков и историков отечественной философской мысли (Н.Н.Бердяев, А.И.Герцен, В.В.Зеньковский, Н.О.Лосский, В.С.Соловьев, N.Novikov, O.Lurie и др.), так и современных исследователей (В.В.Гаташов, А.Зорин, С.Н.Малявин, В.М.Межуев, С.С.Новикова, А.С.Панарин, Л.В.Осипов, В.В.Шляпников и др.). В сочинениях и комментариях указанных и других авторов в основном превалируют положительные оценки значения религиозного фактора в консолидации русского народа, к сожалению, без должного критического разбора подобных воззрений и указаний на их историческую ограниченность.

Широкая многоплановость темы диссертационного исследования не позволяет показать степень ее разработанности в полном объеме, в частности изученность таких важнейших факторов этнической консолидации, как хозяйственно-экономический, культурно-исторический, социально-психологический, военно-патриотический, Такой широкий подход увеличил бы объем работы за пределы допустимых нормативных границ.

В настоящее время в нашей стране особую актуальность приобретает тенденция к неуклонному снижению численности населения, заметны процессы межнациональных смешений и тем самым размывания национального генофонда, которые могут быть в значительной мере

преодолены демографо-генетическими факторами консолидации русской нации (повышение суммарного коэффициента рождаемости, положительной брачной ассортативностью, ограничением межнациональных браков).

Эффективность этих факторов напрямую связана с социально-экономическими, культурными, психологическими детерминантами и условиями их действия. Пока приходится констатировать, что изученность демографо-генетических консолидирующих факторов далека от желаемых результатов. Исследования брачной ассортативности и ее динамики проводились в основном на популяциях центрально-европейской части страны и г. Москвы (Н.П.Бочков, В.К.Жомова, А.Н.Кучер,0.Л.Курбатова, Ю.Г.Рычков, Л.В.Чуйко и др.). Определенное значение для сохранения генофонда русского народа имеют данные и рекомендации исследований полиморфизма и гетерозиготности в больших урбанизированных популяциях - системах, открытых для динамики миграционных процессов (Ю.П.Алтухов, А.Т.Имашева, О.Л.Курбатова, Е.Ю.Победоносцева, П.Г.Подолгих, Ю.Г.Рычков, Р.И.Хильчевская, А.В.Шурхал и др.). Планирование семьи и увеличение рождаемости - проблемы, уже давно изучаемые зарубежными и отечественными демографами, генетиками, социологами, психологами (А.Я.Боярский, В.Белова, Ю.В.Бромлей, Д.Васильев, М.Попов, Л.Е.Свиридова, БДУрланис и др.). Планирование семьи и увеличение рождаемости имеют важнейшее значение для роста численности и стабилизации народонаселения как факторы, консолидирующие этнос в одной из главных его характеристик -исторической устойчивости.

В последние годы опубликовано на русском языке несколько работ авторов расовой теории (Л.Вольтман, Г.Гюнтер) и отечественных ее сторонников, прилагающих энергичные усилия по возрождению расологии применительно к русскому этносу (В.Б.Авдеев, В.А.Башлачев, В.В.Богданов, С.А.Кириллин, В.Л.Махнач, А.Н.Савельев, А.А.Смирнов и др.). Главная цель

выступлений этих авторов - показать антропологическое единство русской нации в виде «чистой расы» нордического типа, т.е. выделить и обосновать расово-антропологический фактор консолидации русского этноса. Новационные выступления отечественных расологов еще не получили, за редкими исключениями, ответной реакции в виде критического анализа или сочувствующих комментариев.

Цель и задачи исследования. Основная цель работы - социально-философское исследование проблемы консолидации русского народа как необходимого условия его физического существования, жизнедеятельности и развития. Формулировка цели позволяет определить конкретные задачи и способы их реализации:

с философской позиции обосновать феномен консолидации как универсальный фактор организации природных и социальных систем;

выделить конкретные формы внутренней консолидации этноса в соответствии с его характеристическими признаками;

рассмотреть основные направления отечественной философской мысли, в которых анализировалась или затрагивалась исследуемая тема;

- показать роль демографических и популяционно-генетических
факторов в поддержании относительной устойчивости антропологического
типа русского народа;

проанализировать интегративные аспекты русской национальной идеи с позиции современной расологии;

обратить внимание на значение консолидирующих факторов для построения гражданского общества в нашей стране.

Методология и источники исследования. Теоретико-методологическую основу работы составили понятия и категории диалектико-материалистической философии (принципы всеобщей связи и развития, соотношения количественных и качественных изменений, единичного, особенного и всеобщего, элементов и структуры, пространства и

времени и др.), а также понятия этнографии и социологии (этнос, нация, социальная группа, личностные и межгрупповые отношения и др.). Естественнонаучная база представлена теоретическими концепциями и фактическим материалом из антропологии, археологии, этнографии, популяционной антропогенетики, социальной экологии, демографии и других наук. При рассмотрении развития концептуальных представлений и объективной динамики внутриэтнических структур (субэтносов и популяций) использовался исторический метод.

Теоретические источники исследования - сочинения философов, социологов, писателей К.С.Аксакова, Н.А.Бердяева, Г.В.Вернадского, Н.Я.Данилевского, К.Н.Леонтьева, К.П.Победоносцева, П.Н.Савицкого, В.С.Соловьева, Н.С.Трубецкого и др., труды историков философии, работы отечественных и зарубежных исследователей в области этнологии, популяционной генетики человека, демографии, расологии.

Научная новизна и положения, выносимые на защиту. Новизна диссертационной работы определяется реализацией цели и задач, указанных в предыдущем разделе. В компактной форме показано развитие взглядов отечественных мыслителей о духовном, хозяйственно-общинном, природно-географическом единении русского народа на всем протяжении его истории. С философской позиции обоснована универсальность феномена консолидации. Показано значение консолидирующих факторов для разработки теории гражданского общества в России как оптимальной модели единения русского народа в общем интернациональном пространстве.

Представленные на защиту положения сформулированы в следующих тезисах:

1.Понятие консолидации является универсальным понятием, отражающим взаимосвязь внутренних факторов устойчивой организации всех материальных объектов (от простых молекул до сложных социальных систем).

2. Типология факторов консолидации этноса (народа) основывается на
выделении его сущностных признаков: самоназвания, самосознания,
общности территории, языка, материальной и духовной культуры
(производства и потребления, быта, обычаев, религии и т.д.), национальной
психологии

3. В центре внимания представителей отечественной философско-
социальной мысли (славянофильство, евразийство, панславизм) находился
религиозный фактор духовной консолидации русского народа. Современные
попытки реанимировать его в таком же масштабе и значении выглядят
архаичными и идеологически ограниченными.

4. Природно-генетический, демографический и социально-
психологический факторы консолидации при благоприятных социально-
экономических условиях являются решающими для сохранения этнического
и антропологического единства русской нации.

5. Расологическая интерпретация русской национальной идеи в
утверждениях о едином славянском (нордическом) типе методологически не
состоятельна с позиции современного популяционного мышления и
эволюционной антропологии.

6. Консолидация всех структурных элементов общественной жизни
(государственных органов, хозяйственно-экономических единиц, социальных
групп, общественных институтов и т.д.) является одним из главных факторов
построения гражданского общества.

7. Материалы диссертационного исследования представляют интерес
для оформления особой науки в системе этнологического знания - русологии,
наряду с египтологией, индологией, китаеведением и другими.

Теоретическое и практическое значение работы. Проведенный в диссертации социально-философский анализ проблемы консолидации русского народа в разносторонней форме показывает значение комплекса основных факторов устойчивого бытия и развития этносов в целом.

Собранные и систематизированные в ней конкретные материалы и теоретические положения входят в состав базовых для создания новой науки - русологии. Методология и содержание работы демонстрируют плодотворность синтеза диалектико-материалистической теории и частных наук для приращения знаний в области социальной философии и пограничных с ней областей гуманитарного и естественнонаучного профиля. Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании учебных курсов по социальной философии, концепциям современного естествознания, философской, экономической, политической антропологии, этнографии, антропогенетике, расологии.

Национальная идея в концепциях славянофильства

В истории человеческого общества существовало и существует сейчас много форм объединений людей по самым разным основаниям и принципам. Наиболее общей является биологическая консолидация - объединение людей в один зоологический вид Homo sapiens, насчитывающий 6 миллиардов индивидуумов, заселивший все доступные для проживания экологические ниши, отличающийся от других видов по основным критериям (морфологическому, физиолого-биохимическому, генетическому, экологическому) и в то же время равноправному с ними по таксономическому рангу. Существуют групповые объединения на экономической или военной основе. Примерами первых являются Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), Евразийское экономическое сообщество (ЕВРОЗЭС). По принципу милитаристского соглашательства сформировался Северо-атлантический военный блок (НАТО), распавшийся недавно военный союз стран социалистического лагеря (Варшавский блок). Для целей данного исследования первостепенный интерес имеет консолидация людей по национальному (этнографическому) принципу, т.е. объединение их в народности, народы, нации.

В истории социально-философской мысли, как уже отмечалось, давно сформировалось представление, что основополагающим духовным началом консолидации народа является национальная идея, которая на разных этапах общественного развития воплощалась в той или иной идеологии. Исходя из самого названия, понятие национальной идеи приложимо к периоду возникновения наций - исторических общностей людей, формирующихся, как принято считать, одновременно с зарождением капиталистических общественных отношений (XVII в.). Вместе с тем связывать историческую этимологию понятия национальной идеи с временем формирования нации не всегда корректно и даже ошибочно. Ниже будет показано, что в отношении русской национальной идеи ее генезис, этническое содержание и значение для консолидации русского народа уходят своими корнями далеко за временной отсчет формирования русской нации.

Само понятие национальной идеи не является патентованным изобретением отечественных авторов и приложимо не только к духовной жизни русского народа. Термин «национальная идея» отражает прежде всего этническое самосознание, самовыражение народа или союза родственных этносов в геополитическом пространстве, включая не только окружение с соседними этносами, но и мировое сообщество. Это самовыражение формируется на основе экономического, социального, культурного единства. В рамках общей идеологии особым проявлением этнической консолидации выступает призыв к объединению на расовой основе, нередко принимающий форму открытого расизма.

Истоки русской национальной идеи. Элементы русского национального мировоззрения (духовности) закладываются в протославянской аратто-арийской культуре, существовавшей в самом древнем в мире государстве Аратта (VI-II вв. до н.э.) на юге территории нашей страны, т.е. задолго до образования русского государства.1 Одним из таких элементов был приоритет духовного богатства над материальным при жреческом патронаже в условиях теократического правления.

Развитие протославянской духовности продолжается в славяноязыческую эпоху с включением новых элементов в виде культа добра и справедливости, почитания предков, гуманных этических норм. Так, языческий идол Перун считался «праведным богом», духовно объединявшим соплеменников в борьбе с внешними и внутренними врагами. Его мифический правнук Кий олицетворял в себе «отца» восточных славян, основоположника единого русского государства со столицей в г. Киеве. Древнеславянские культы отличались гуманизмом: в них исключались человеческие жертвоприношения, обычные для других языческих племен, что имело известное значение для воспитания высоких духовных идеалов человеколюбия, справедливости, доброты путем притупления инстинкта агрессивности.

Евразийский вариант национальной идеи

В отличие от рассмотренных выше разновидностей славянофильства евразийство как направление русской социально-философской мысли не получило такой популярности, чтобы войти в энциклопедические и справочные издания. Данный термин вообще отсутствовал в учебной литературе по философии, преподаваемой в советский период Тем не менее концепции евразийцев весьма оригинальны по замыслу и конкретны по содержанию в отличие от предельно абстрактной русской религиозной философии.

Начало евразийского направления четко датируется публикацией коллективного сочинения с несколько вычурным названием «Исход к Востоку». Авторами его были четыре русские эмигранта, представители разных областей гуманитарного знания: Н.С.Трубецкой - лингвист, преподаватель Софийского и Венского университетов, П.Н.Савицкий -географ, преподаватель Софийского и Пражского университетов, Г.В.Флоровский - историк русской религии, философ-теолог, преподаватель Оксфордского, Колумбийского, Нью-Иорского университетов, П.П.Сувчинский - историк.

Главная идея книги заключалась в обосновании нового подхода к исследованию территориального пространства России в географическом, экономическом, политическом, культурологическом, историческом обозрении. Десять небольших по объему статей книги были объединены общим замыслом, который выражен словами Савицкого: «Россия есть не только Европа, но и Азия, а точнее вовсе не Европа, но Азия»2. Географически российская территория ограничивалась с севера и востока двумя мировыми океанами, с юга горными массивами и пустынями Южной и Центральной Азии, с запада Пулковским меридианом. Кроме обширности территории разнообразия ее геоморфологического рельефа и органического мира, продолжал Савицкий, весьма пестрым выглядит этнический состав российского населения. Основное его ядро представлено русскими, очень неравномерно распределенными по разным регионам и по численности в сравнении с другими этносами и этническими группами. В центральной части оно почти абсолютно доминирует и постепенно снижается в численности при расселении от центра к периферии и местам, занятым преимущественно коренными жителями.

Демографическое большинство русского этноса в общем составе народов России и его расселение по всей территории страны привлекли внимание авторов сборника к вопросам, поднятым еще славянофилами, но уже не в границах европейской ее части, а на всем географическом пространстве государства. Среди этих вопросов, составивших по существу программу евразийства, были следующие:

в чем заключается самобытность России, как бы сейчас выразились, ее национальный менталитет;

каковы социальные, политические, культурные, религиозные, этнические особенности русского народа;

какое место занимает история России в общеевропейском и мировом историческом процессе;

каково ее будущее во всех названных аспектах. Специфика теоретического и практического решений всех перечисленных и других вопросов евразийцами заключалась в том, что эти решения следовало приложить не к прежней дореволюционной России, а к возникшей на ее территории советской стране с принципиально иными государственным устройством, экономическим укладом, идеологией, образом жизни, национальной психологией. Все эти качественно новые особенности бытия русского народа оказывали существенное влияние на прежние формы внутриэтнической консолидации и вызывали появление совершенно новых форм социальных объединений.

Философские основания и типология феномена консолидации

Консолидация есть универсальное свойство материальных и идеальных объектов и процессов, поскольку заключает в себе функцию их генезиса и сохранения целостности. На разных уровнях организации материи (физико химическом, биологическом, социальном, духовном) консолидация проявляется в качественно различных формах, но ее общая функция остается единой и принципиально необходимой для существования и развития материального мира. В философской литературе феномен консолидации специально не рассматривается, хотя его всеобщее онтологическое содержание совершенно очевидно. Социально-философский анализ понятия консолидации необходим для нашего исследования с целью показать дифференцированный характер этого феномена и отсюда выявить факторы его проявления в организации этнических общностей, в том числе и русского народа. Философское содержание понятия консолидации. Слово «консолидация» (лат. concolidatio) является полисемантическим, но чаще всего употребляется в значении объединять, сплачивать. В философской трактовке научный термин «консолидация» отражает универсальное свойство материальных объектов и систем к взаимному соединению составляющих их элементов для сохранения целостности внутренней организации и выполнения ею определенных целевых функций. Синонимически он трансформируется в близких по содержанию терминах: интеграция, солидаризация, кооперация, комплементарность и т.п. словах, отражающих свойство взаимного притяжения. В русской транскрипции термину «консолидация» более всего соответствует слово «единение». Феномен консолидации может интерпретироваться в философском и социологическом аспектах. Как отмечалось, консолидация есть универсальное свойство, присущее всему многообразию форм существования и развития материи. Известна избирательность атомов при их соединении в молекулы по принципу химического сродства, начиная от самых простых (соли, щелочи) и включая «самосборку» сложных органических молекул по принципу комплементарности (взаимная интеграция пуриновых и пиримидиновых оснований при синтезе ДНК и РНК, сборка белковых комплексов на основе матричного кодирования). Феномен консолидации в живой природе представлен в несравненно более разнообразных формах. На самом нижнем этаже - макромолекулярном он проявляется в самосборке сложных органических соединений и их комплексов. На организменном уровне все функциональные системы (от двигательной до второй сигнальной системы, на которой основано человеческое мышление) так или иначе находятся в организованном взаимодействии, т.е. в состоянии консолидации для выполнения определенных целевых действий. Консолидацию на популяционном (надорганизменном уровне) наглядно демонстрируют факты кооперации животных в самых разных групповых объединениях для совместного, более эффективного, добывания пищи, защиты, размножения.

В социологической интерпретации консолидация выражается в объединении и сплочении отдельных индивидуумов, групп, организаций для достижения определенных целей. Именно целевое назначение качественно отличает консолидацию в человеческих коллективах от таковой в неорганическом мире и живой природе. В процессе антропогенеза происходило совершенствование всех форм кооперации, присущих высшим животным (пищевой, защитной, репродуктивной) под знаком их все большей социализации. Социальный прогресс здесь заключался в переходе от присваивающего хозяйства к производящему в виде единения коллективов (общин, родов, племен) для более эффективного производства пищевых продуктов, улучшения условий быта и т.д. В направлении прогрессивной социализации проходило постепенное «очеловечивание» популяционно-репродуктивной системы путем вытеснения промискуитетных (беспорядочных) отношений между полами организованной моногамной семьей.1 Совершенствование половых отношений у человека переходило из биологической формы в сферу специфических взаимосвязей, осложненных и окрашенных общественной и личной жизнью, получивших название отношений между брачными партнерами.

Похожие диссертации на Этносоциальные и демографические факторы консолидации русского народа