Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философский смысл игры в моделировании социальной реальности Мазрова Наталья Александровна

Философский смысл игры в моделировании социальной реальности
<
Философский смысл игры в моделировании социальной реальности Философский смысл игры в моделировании социальной реальности Философский смысл игры в моделировании социальной реальности Философский смысл игры в моделировании социальной реальности Философский смысл игры в моделировании социальной реальности Философский смысл игры в моделировании социальной реальности Философский смысл игры в моделировании социальной реальности Философский смысл игры в моделировании социальной реальности Философский смысл игры в моделировании социальной реальности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мазрова Наталья Александровна. Философский смысл игры в моделировании социальной реальности : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Москва, 2004 173 c. РГБ ОД, 61:04-9/462

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Игра и реальность 10

1. Гуманистический смысл игры 10

2. Проблема взаимосвязи игры, сознания, языка и реальности 34

2.1. Соотношение социальной реальности и игрового сознания: феноменологическое описание 35

2.2. Взаимосвязь реальности и языка в игре: герменевтический анализ 50

Глава 2. Трансформация игровых отношений: от игры — к игроизации 62

1. Бытие игры в различных формах человеческих отношений 62

2. Метафора «игры» и проблема игроизации социальной реальности 78

Глава 3. Практическое применение игрового моделирования реальности 102

1. Способы и особенности игрового моделирования социокультурного пространства 102

2. Принципы применения игровых элементов в моделировании реальности 131

Заключение 156

Литература 166

Введение к работе

Что ни толкуй Вольтер или Декарт,
Мир для меня - колода карт,
Жизнь - банк, рок мечет, я играю,
И правила игры я к людям применяю.
.^, М.Ю.Лермонтов

Актуальность исследования. На сегодняшний день многие социокультурные проблемы прошлых лет сохраняют свою актуальность, а нередко отмечается даже их обострение. Они требуют своего обоснованного решения. Однако традиционные способы решения этих проблем не всегда отвечают требованиям времени. И тогда актуализируются иные способы и подходы. Такая ситуация обусловлена культурно, исторически, политически, социально. Одним из способов решения проблем социокультурной

а. направленности является конструирование, моделирование и, в целом,

взаимодействие человека с реальностью посредством игры и ее модуса — игроизации.

Онтологический характер феномена игры, ее универсальность делают ее привлекательной при решении проблем во многих сферах деятельности человека. Современная культура не столь контрастна, как раньше, в противопоставлении игровых и неигровых форм. Игры входят в труд, целесообразность проникает в игры.

Игровое моделирование реальности на сегодняшний день приобретает статус одного из важнейших направлений методологии, занимающейся

^Р разработкой способов освоения- социокультурного пространства. Игровой

аспект человеческой деятельности, реализующийся в социокультурной реальности, перестает быть принадлежностью исключительно сферы развлечений. Игра, игровое моделирование открывают новые возможности и горизонты для человека в решении его насущных проблем.

Вместе с тем, игровое моделирование реальности сопряжено с рядом проблем. Смысл и последствия игры и игроизации, как, впрочем, и любого социокультурного феномена, могут быть амбивалентны. С этим связаны вопросы, на фоне которых и разворачивается игровое моделирование как практика применения игровых элементов. Это вопросы о том, каковы возможности и пределы игры? Какой должна быть игра, для: того чтобы содействовать социокультурному развитию личности? Какие опасности она в себе таит (т. е. где пролегают границы, за которыми игра утрачивает гуманистический смысл и начинает оказывать на человека, социум деструктивное влияние), реализуемая вне гуманистического смысла? Из чего, наконец, складываются принципы ее практического применения?

Замысел данного диссертационного исследования состоит в том, чтобы ответить на эти вопросы, учитывая сложившийся к настоящему времени опыт осмысления игры в философско-антропологической, этической, культурно-исторической традициях.

Игра является одним из тех феноменов, которые формируют не только и не столько праксис человека, сколько его сознание и духовную сферу, и лишь опосредованно оказывают влияние на практические умения и навыки. В связи с этим важно понять, что такое игра и игроизация как таковые? В чем состоят те последствия, как положительные, так и отрицательные, которые эти феномены способны вызвать к существованию, будучи востребованы в качестве одного из способов моделирования реальности? Особая значимость предпринимаемого исследования обусловлена тем, что игра, сопровождая человека на протяжении всей его жизни, является одним из эффективнейших средств социализации, а, следовательно, и одним из важнейших факторов в формировании мировоззрения человека, его жизненных установок и стратегий поведения.

Степень разработанности проблемы. Тенденция к описанию игры как феномена бытия наиболее очевидно прослеживается в герменевтической, феноменологической и экзистенциальной философских традициях.

Стремление философии 20 и начала 21 вв. осмыслить игру и ее составляющие как философскую проблему свидетельствует о том, что общая совокупность значений и смыслов, заключенных в этом понятии, требует философского обобщения..

Подход к описанию игры как способа взаимодействия человека с реальностью основан на работах Й. Хейзинга, Э. Берна, Ф. Шиллера, М. Бахтина, Л. Витгенштейна, П: Рикера, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, М: Мерло-Понти, X. Гадамера, X. Арендт, Ж. Бодрийара, М. Мамардашвили. Кроме этого были привлечены работы К. Ясперса, Ж.-П. Сартра, 3. Фрейда, Э. Фромма, М. Вартофского, Э. Финка, О. Дериси, Л. Ретюнских, И. Мостовой и др.

Анализ литературы по проблеме игры позволяет говорить о том, что бытие игры в-мире включает в себя игру как феномен культуры (Й. Хейзинга, 3. Фрейд, М. Бахтин, М. Элиаде, Д: Моррис и др.), как способ коммуникации (Э. Берн, Д. Мид, И. Мостовая и др.), как способ «очеловечивания» человека (Э. Финк, Ф. Шеллинг, Ф. Шиллер, Э. Фромм и др.), как социолингвистическую реальность (Л. Витгенштейн, П. Бурдье, П. Рикер и др.), как математический алгоритм (теория игр) (Е. Шикин, А. Чхартишвили, Ф. Фукуяма и др.).

На гуманистический смысл игры обращали внимание Ф. Шиллер, Ж.-П. Сартр, А. Камю, Ф. Шлейермахер, Й. Хейзинга. А. Камю рассматривал его в контексте абсурда человеческого существования, а Ж.-П. Сартр обращается к гуманистическому смыслу игры в поисках выхода из состояния одиночества посредством «экзистенциального праздника», «праздника существования», безрассудных поступков.

Прш этом амбивалентный характер феномена игры отмечают такие авторы как Э. Финк, Й. Хейзинга, Ф. Фукуяма, Э. Фромм, X. Гадамер. Так, Э. Фромм и Ф. Фукуяма акцентируют внимание на присутствии у человека как минимум двух оппозиционных составляющих, которые они называют «ангельскими» и «дьявольскими» чертами, отмечают внутренние проблемы

человека, вызванные противостоянием этих черт. Однако, фокусируя на этом внимание, авторы не предлагают своего варианта решения подобного рода проблем. Двойственный характер бытия человека отражается и на двойственности игры, однако, указывая на это, Й. Хейзинга, Э. Фише, X. Гадамер лишь предупреждают об опасности, не давая ответа на вопрос, что же следует делать человеку, чтобы не стать жертвой игровой ситуации.

Моделирование реальности с применением, в том числе, игровых элементов как один из способов выстраивания отношений человека с миром освещается в работах М. Вартофского, Ф. Фукуямы, Э. Берна, Д. Мида, М. Мерло-Понти, П. Бурдье, М. Херманн, М. Кагана, О. Анисимова, А. Еремеева, В. Панпурина и других авторов. Так, М. Вартофский, Б. Глинский и др. описывают использование элементов игры в научном моделировании, М. Каган, А. Еремеев, В. Панпурин, М. Вартофский - в искусстве, О. Анисимов, Д. Эльконин и др. - в обучении, П. Бурдье, М. Херманн, М. Мерло-Понти - в реконструкции социально-политического бытия. Таким образом, создано продуктивное для дальнейшей работы поле идей.

При этом теме непосредственно игрового моделирования и связанным с ним проблемам посвящено довольно ограниченное количество работ. В. частности, несмотря на то, что довольно глубоко описана проблема подлинности человеческого бытия, выявлены сущностные характеристики феномена игры как такового, осталась без достаточного осмысления проблема оформления содержания такой собственно человеческой формы жизни как игра и ее проявление в различных сферах деятельности человека, не являющихся по большому счету игровыми. Не получили еще должного освещения те условия и принципы, которые должны лечь в основу моделирования реальности с использованием игровых элементов. А это в современных условиях становится очень важным, поскольку неадекватное условиям и некорректное использование игровых форм деятельности и поведения ведет к дискредитированию Игры как гуманистического феномена и к реализации человеком его неподлинного существования. Поэтому задача

диссертанта состоит в выявлении и описании условий и факторов, являющихся основополагающими при применении игровых элементов в моделировании социокультурной реальности.

Авторская гипотеза. Важным для: применения игры в моделировании реальности является понимание того, что «несерьезная», на первый взгляд, сфера человеческой деятельности способна повлечь серьезные последствия своего использования в качестве одного из методов моделирования социокультурной и политической реальности. Деструктивный характер последствий использования игры в моделировании реальности может выражаться в способности игры подменять собой первую реальность и, как следствие, реализации неподлинного, фрагментированного бытия человека, а также в использовании игровой формы в антигуманных целях. Такие последствия могут быть, обусловлены; неадекватным, некорректным применением игровых форм в.моделировании реальности. Таким образом, дихотомия «игра»-«серьезное» в социально-философском контексте приобретает однополярную характеристику, то есть игра становится одним из серьезных методов взаимодействия человека с социокультурной реальностью и требует выявления; границ своего конструктивного применения.

Основные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:

выявлен и описан амбивалентный характер игры как социокультурного феномена;

показана динамика игровых отношений и обоснована закономерность оформления игроизации, а также порождаемые ею формы реальности;

* описаны этапы развития;игры и раскрыт характер игровых отношений

на фоне этапов развития человеческих отношений в целом;

приведены варианты деструктивного проявления игрового феномена и
его модусов в процессе реализации его в социокультурном
пространстве;

выявлены и описаны принципы и условия гуманистического, а потому
конструктивного применения игры и ее модусов при моделировании
социокультурной реальности;

раскрыты существенные характеристики и семантика игры как

социокультурного феномена, вне учета которых конструктивное

практическое использование игры и ее элементов невозможно.

Объект исследования: способы моделирования и конструирования социокультурной реальности как социально-философский феномен.

Предмет исследования: игра как способ моделирования реальности.

Цель исследования: выявить принципы и очертить границы гуманистического применения игры и игроизации в качестве способов моделирования социокультурного пространства.

Задачи исследования:

в контексте экзистенциально значимой проблемы подлинности человеческого бытия выявить гуманистический смысл игры, который необходимо востребован в процессе использования ее как одного из способов социокультурного моделирования;

показав и описав социокультурные и естественные основания взаимосвязи феноменов языка, сознания и игры, очертить границы образуемого ими совместного пространства как специфическую реальность, допускающую применение игрового моделирования;

проследить динамику игровых отношений и обосновать необходимость и закономерность оформления игроизации, описать ее механизмы, существующие модификации и порождаемые ею формы реальности;

выявив структуру и модусы игры, дать их анализ и определить особенности игрового моделирования;

сформулировать принципы и условия реализации гуманистического потенциала игры и игрового моделирования на основе соотнесения «идеальной игры» (игры как таковой) и «реальной игры» (игроизации и псевдоигры).

Методология исследования. Выбор методологии исследования обусловлен, в первую очередь, спецификой исследуемых феноменов игры и игроизации. Их многозначность, существование и проявление в различных сферах человеческой жизни, зависимость их последствий, да и самой игры от культурно-исторического контекста убеждают в том, что наиболее корректными и удобными подходами при исследовании игры и игроизации являются герменевтический и феноменологический. Сложность и многогранность феноменов требуют также использования элементов структурно-функционального анализа, историко-генетического и культурно-исторического подходов.

Представляется, что такая комплексная методология исследования позволит не только в достаточной степени полно описать игру и варианты ее применения в моделировании реальности, но и выявить те существенные характеристики и семантику этого социокультурного феномена, вне учета которых конструктивное практическое использование игры невозможно и, более того, чревато деструктивными последствиями.

Гуманистический смысл игры

Проблема гуманизма характеризуется возникновением философских теорий, критически относящихся к классическим рационалистическим системам. Эти новые философские теории отрицают способность последних ориентировать человека в сложном мире, учитывать существенные стороны его жизни. Примечательно, что и проблема смысла жизни, смысла истории и подлинности человеческого бытия встала рядом с проблемой гуманизма и отмечена работами А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Л. Бергсона, В. Дильтея и других авторов.

Так, становится все более очевидным, что развитие просвещения, прогресс знания и науки не являются панацеей, средством для решения «вечных» проблем общественного развития и сосуществуют с ростом насилия, преступности, распространения различных предрассудков.

Квинтэссенцией поворота философского знания; в сторону проблем человека стало рождение нового направления в философии; -экзистенциализма, в центр внимания которого были поставлены смысложизненные проблемы отдельного человека, личности: выбор жизненного пути, ответственность за поступки, отношение к жизни и смерти, достижение подлинной свободы и другие. Представителями экзистенциализма, развивавшими указанные проблемы, были С. Кьеркегор, К. Ясперс, Г. Марсель, Н.А. Бердяев, Л. Шестов, А. Камю, Ж.-П: Сартр.

Очевидно, что с развитием общества на фоне «вечных» проблем идет усложнение внутренних проблем человека, одной из; которых является проблема его подлинного бытия.

В двадцатом веке проблема подлинности человеческого бытия стала предельно актуальной. Это связано с тенденцией переосмысления многих жизненных ценностей, на основе и с помощью которых конструируются способы бытия человека в мире. Одним из таких способов является игра, феномен которой впервые подвергся описанию и систематическому изучению в философии, культурологии, психологии, антропологии в конце 19 века.

Утрата человеком ощущения подлинности своего бытия связана с трансформацией некоего стиля жизни в «стилизацию под...», которая, в свою очередь, создает почву для формирования подделки, имитации, фальши, обмана. В итоге такая ситуация, созданная- руками самого человека, может стать самообманом, что и ведет к утрате подлинности его бытия. Очень ярко подобную ситуацию можно проследить на примере воплощения в реальность феномена игры. Игра стала употребляема во многих сферах человеческой жизни и деятельности, которые принято считать «серьезными».

И хотя, сама по себе игра не раскрывает условий подлинности бытия человека, однако, игровой способ бытия является интенцией, определяющей свободу человеческого духа. А это с точки зрения атеистического экзистенциализма составляет одно из условий подлинности человеческого бытия в мире.

С позиции же религиозного экзистенциализма подлинность человеческого бытия заключается, прежде всего, в общении с Богом. А это в свою очередь детерминирует гуманистический характер любых проявлений бытия человека, в том числе и использование игровых элементов для, взаимодействия с реальностью.

Таким образом, дескрипция феномена игры через призму выявления ее гуманистического смысла на сегодняшний день является актуальной и уместной.

Несмотря на относительно короткую историю систематического изучения игры, определенный опыт научного постижения этого феномена человеческой жизни все же имеет место.

Так, первым попытку систематического изучения игры предпринял К. Гросс, считавший, что в игре происходит «предупражнение инстинктов» применительно к будущим условиям борьбы за существование («теория предупражнения»). К. Бюлер определял игру как деятельность, совершаемую ради получения «функционального удовольствия». Фрейдизм видит в игре выражение глубинных инстинктов или влечений. Связывая игру с ориентировочной деятельностью, Д.Б. Эльконин определяет игру как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением. Вцелом имеющиеся в наличии определения фиксируют историю и эволюцию игры, отношение к ней, место игры среди различных форм деятельности, ее функциональное предназначение. Так, игра является одной из главных и древнейших форм эстетической деятельности; помимо этого игра использовалась в качестве эффективного средства для воспитания детей, обучения охотников, воинов, спортсменов и т.д.

Кроме этого, удалось выявить ряд особенностей развития игры как непосредственно человеческого феномена на примере сопоставления особенностей игрового поведения у людей и у их ближайших сородичей шимпанзе [Д. Моррис, Ж. Лакан и др.]. Было отмечено, что значимость игровых сигналов у обезьяны и человека по мере взросления развивается не одинаково: «Для шимпанзе значимость игрового сигнала все больше утрачивается, в то время как наш смех развивается и приобретает все большую значимость в каждодневной жизни. Даже став взрослой, голая обезьяна (т.е. человек - Н.М.) остается игривой»1. (В данном случае играть значит смеяться, когда вдруг понимаешь: «Не смертельно!» Таким образом, смех является антитезой страха.)

Бытие игры в различных формах человеческих отношений

Смысл игры можно понять, рассматривая ее роль не только в филогенезе, но ив онтогенезе человека, а также через распространение игровых форм сознания и поведения в современной культуре.

Становление игры в онтогенезе обусловлено необходимостью и характером социализации человека и образцами игрового поведения, которые демонстрируют взрослые. Развитие игровых отношений в жизненном пространстве начинается в раннем детстве. Игра в форме двигательной манипуляции сменяется игрой с символическими предметами (игрушками) («стадия зеркала» Ж. Лакана); стадия игрушки сменяется проживанием сказки-фантазии, последняя со временем трансформируется в сюжетно-ролевую игру, из которой впоследствии вырастают «взрослые игры»; и, наконец, наиболее сложной и многослойной, основанной на освоении всех предыдущих форм игры, является деловая игра.

Детские игры выполняют ряд важных функций: дают возможность с помощью игрушек в символической форме реализовать «блокированные» желания; позволяют создать и прожить (как правило, в символической форме) значимые события; ив целом создают условия для реализации свободы человека. Однако следует отметить, что в последнее время все чаще обращается внимание не на то, во что мы играем (хотя и это имеет место), а на то, как мы играем. В этом плане справедливо замечание К. Манхейма: «если раньше мы думали, что можем разгадать тайну формирования подростка через его игры..., то сегодня мы знаем, что гораздо большее значение имеет характер игр, ...нежели те ярлыки, которые мы наклеиваем на игры». Такой подход к игре указывает на смещение акцентов в сторону восприятия игры как процесса, а не только как результата, как акта, а не только как факта социокультурной реальности.

С помощью игр ребенок упорядочивает и ассимилирует увеличивающийся поток символической информации, учится жить в символических мирах. Таким образом, ребенок сначала осваивает сказочные и игровые события, а затем уже - реальные. Начиная с подросткового возраста можно говорить о появлении специфической рефлексии игры, когда начинают различаться два слоя действительности: реальных событий и отношений и игровых. В сюжетно-ролевых играх подросток неосознанно учится действовать по правилам (договариваться, спорить, командовать, подчиняться и т.п.). В сюжетно-ролевых играх происходит осознание игры и не-игры, поскольку игровая условность уясняется тогда, когда усваиваются правила. В тех же сюжетно-ролевых играх ярче всего наблюдается формирование Я-концепции, которая является необходимым условием становления личности. И если для детей игра - основная стихия жизни, то для взрослых - это средство, помогающее в решении определенных задач (реализация себя, поднятие своего престижа, интересное времяпрепровождение, реализация потребности в свободе, осуществление блокированных желаний и т.д.).

На многоплановость игры обращали внимание многие исследователи. Так, например, В. Розин отмечает: «...Игра как объект изучения размещена в пространстве, координаты которого задаются психологией, социологией, культурологией и семиотикой». Методом изучения здесь является «псевдогенетическая реконструкция» или «воссоздание в мысли все более сложных, генетически связанных форм и структур игры»1.

Конструкт «игра» может быть интерпретирован помимо прочего и с точки зрения развития человеческих отношений. С этой позиции можно выделить три составляющих: первая - игра как выход и творческое проявление экстатической энергии человека, выраженной в фантазиях, снах и других нерефлексируемых формах взаимодействия сознания с реальностью (игра-для-себя); вторая — игра как театральное представление, праздник, карнавал (игра-для(через)-другого); третья — игра как поле, где проявляется институционализация социальных отношений {игра «по поводу», игра «между», переход к псевдоигре, граница с ней). Основанием для выделения этих трех подходов стали типы социального действия М. Вебера (ценностно-рациональное, целерациональное, традиционное и аффективное), а также модель генезиса человеческих отношений, которая описывает их через такие формы бытия как: жертва (антропологическая форма), дар (культурная форма) и обмен (социальная форма).

Способы и особенности игрового моделирования социокультурного пространства

В настоящее время игра используется не только в воспитании, обучении, развитии ребенка, но стала способом освоения новых методов, вычислительной техники, организационных форм деятельности, выступает в качестве одного из важнейших методов решения профессиональных задач специалистами различных сфер науки и практики управления и формирования интеллектуальной культуры специалистов. Более того, игра оказывается составной частью ее содержания.

В целом решение проблем профессионального обучения и общего социального развития не только детей, но и взрослых, может быть достигнуто созданием таких средств и методов, которые обеспечивают развитие личности и формируют у человека способности исследовательского и творческого отношения к окружающей реальности. Игра и игровое моделирование занимают среди этих средств и методов особое место. Это связано с тем, что игра пластична и в ней может преломляться специфика любой профессиональной деятельностіі. Игровая форма является способом создания, утверждения и расширения пространства профессиональных ориентиров, представляя собой в то же время и своеобразный тренинг в модельных условиях. Этим объясняется интенсивное распространение игрового моделирования в различных сферах современной деятельности, превращение его в широко распространенное явление и приобретение им статуса общенаучного метода.

Широкое распространение игровых форм, тем не менее, не должно вызывать искажения смысла и предназначения игры как таковой. Ведь природа игры в целом не зависит от ее формы и функционального места в культуре. Игра есть условность, которая может проявляться по-разному: как условность состязания, как условность представления (роль, кукла, знак, обозначение). Функционирование игры как самостоятельного явления обеспечивается системой правил, которые в основном определяют нормы и порядок взаимоотношений участников.

В литературе неоднократно отмечалось, что способность к моделированию и игровому удвоению реальности в большей степени присуща западному человеку, чем восточному. Возможно, дело заключается просто в том, что в западной и восточной культурах существует различное отношение к игре, что люди играют по-разному на Востоке и на Западе. Во всяком случае, Г. Буркхардт, исследуя различные проблемы антропологии, останавливает свой взгляд, в том числе и на особенностях европейского образа мышления. Так, он отмечает, что за представителями Запада до сих пор сохранилась роль «помощников в развитии других народов». Это связано с их «деловитостью» и «умением обращаться с «вещами»». Здесь имеется в виду умение «иметь» «вещь». Ведь «прежде чем уметь, обращаться с «вещами», их нужно иметь, а для этого необходимо мысленно представляемое материализовать при помощи особой технологии. Здесь требуется умение разделять субъект и объект. Лишь таким образом учится человек производить вещи; создавая модели, «испытывать их»; лишь таким образом учится он изобретать, вместо того, чтобы просто находить; изменять, вместо того, чтобы оставлять без изменений; мысленно конструировать, а не только понимать»1.

Умение взаимодействовать с «вещью» делает игровые формы универсальным средством в обучении, развитии и воспитании. Одна и та же игра может выполнять несколько функций: обучающую - развитие умении и навыков (память, внимание, восприятие информации различной модальности и т.д.); развлекательную; коммуникативную; релаксационную (снятие эмоционального напряжения); психотехническую (формирование навыков подготовки физиологического состояния для более эффективной деятельности); воспитательную (психокоррекция поведения в игровых моделях жизненных ситуаций).

Практическое применение игрового метода отвечает современной социокультурной ситуации и имеет ряд значительных преимуществ, так как имитирует целостные процессы в их развитии и динамике. Важным достоинством игр является то, что они, оказываясь самостоятельными; явлениями культуры, не нуждаются в проработке искусственной мотивации. Другим преимуществом является то, что игры имеют давнюю традицию регламентации и творческого преобразования социальных взаимоотношений в ценностно-этическом и функционально-ролевом планах.

Похожие диссертации на Философский смысл игры в моделировании социальной реальности