Введение к работе
Актуальность темы исследования. Наряду с проблемами, вызванными политическим, экологическим, финансово-экономическим, духовно-нравственным и прочими глобальными кризисами в жизни современного общества, в последнее время все чаще говорят и пишут о возрождении нашей страны. Это объясняется тем, что сегодня, как никогда ранее, актуальной и насущно необходимой становится проблема формирования национального самосознания, научного мировоззрения подрастающего поколения, которому предстоит стать духовным стержнем возрождающейся России, эталоном патриотизма и любви к Отечеству, носителем лучших гражданских качеств.
Важное место в этом процессе занимает казачество и его духовно-нравственные традиции, которые на протяжении многих веков были важным элементом общественного сознания, фундамента российской социальной системы. Характерной особенностью этих традиций всегда был и остается в настоящее время приоритет духовно-нравственных начал, патриотизм, глубокая религиозность. Уникальность казачества состоит в том, что оно в тяжелейших условиях, среди враждебного окружения смогло создать сильную демократическую, свободолюбивую и религиозно-идейную общину с особенными говором, нравами и обычаями, с рыцарской идеей защиты своего Отечества и православной веры.
В современной России продолжается процесс возрождения казачества, являющийся неотъемлемой частью возрождения России в целом. Облик казачества за последние десятилетия изменился существенным образом, приобрел черты достаточно организованной части нашего общества, у казачества появилась возможность реализовать свой потенциал в интересах новой России. Хотя органы казачьего самоуправления и не входят в систему органов государственной власти, однако государство делегирует им ряд своих функций: участие в охране государственных границ и обеспечение общественного порядка, охрана объектов государственной, муниципальной и личной собственности, обеспечение гарантий деятельности казачьих обществ и
др. Уже сегодня казачество проводит значительную работу по патриотическому и нравственному воспитанию подрастающего поколения, по сохранению и преумножению традиций и культуры народа, привитию православия, подготовке молодых людей к службе в армии.
Однако, несмотря на столь высокую общественную значимость казачества и его духовно-нравственных традиций, у нас пока мало сделано для того, чтобы объективно проанализировать современное состояние этой уникальной самобытной культурно-этнической общности, по достоинству оценить ее вклад в судьбоносные свершения нашего государства и общества. Становится очевидным, что возрождение казачества и его духовно-нравственных традиций во многом зависит от темпов реализации большого комплекса взаимосвязанных теоретических проблем. Среди них серьезного исследования требуют самобытные традиции уклада жизни казачества, его культура. Ведь казаки веками были не только искусными воинами, но и создавали свои традиции, быт, культуру, без которых нет и не может быть народа. Здесь существовала гласная выборность умных, смелых и ничем не запятнавших себя людей, в обычае было повиновение старшим - что скажут «господа старики», так тому и быть. Казаки всегда свято чтили наказ отцов и матерей своих - «не посрами родной земли...»
Знание и следование этим и другим традициям, не потерявшим своей актуальности и в наши дни, в значительной мере помогло бы оздоровить духовно-нравственную ситуацию в обществе, более успешно решать задачи по дальнейшему обновлению и реформированию российского социума. Вместе с тем, как показывает практика, многое из того что создавалось и накапливалось веками, сегодня придается забвению, становится достоянием истории. Нельзя упустить время, отложить на потом и решение многих дискуссионных проблем, связанных с казачеством и его духовно-нравственными традициями. Жизнь настоятельно требует дать новый толчок процессу возрождения казачества, помочь ему выйти из глубокой психологической «пропасти расказачивания».
Актуальность избранной темы исследования обусловлена также необ-
ходимостью целенаправленной выработки достаточно определенного представления о целостности духовно-нравственных традиций казачества, о смысле и ценностной значимости этих традиций и их позитивном влиянии на трансформационные процессы в современной России.
Для Северного Кавказа данное исследование имеет особую актуальность. Она обусловлена не только сложностью развития социальных процессов в регионе, но и вовлеченностью казачества в межэтнические отношения в ряде республик и областей Юга России.
Вместе с тем наука, в том числе и на уровне философского знания, до сих пор не располагает сколько-нибудь целостным осмыслением проблем казачества, определением его места и роли в духовно-нравственном обновлении современного общества. Есть все основания полагать, что изучение и следование духовно-нравственным традициям казачества позволит более решительно бороться с бездуховностью и нравственной деградацией, более качественно решать сложные и противоречивые задачи на современном этапе общественного развития России.
Все это не только актуализирует тему диссертационного исследования, но и делает ее одной их востребованных и своевременных, необходимой для проведения конструктивной политики в духовно-нравственной и других областях социальных преобразований российского общества. Таким образом, актуальность социально-философского анализа духовно-нравственных традиций казачества имеет не только теоретическую, но и прикладную значимость.
Степень научной разработанности проблемы. Анализу исторических подходов к изучению духовно-нравственной проблематики общества, необходимому для достижения поставленных в исследовании целей, способствовали труды классиков философии: Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура, А. Блаженного, И. Канта, Г. Гегеля, Ф. Ницше, Э. Гуссерля, У. Джеймса, С. Кьеркегора, А. Камю, А. Шопенгауэра, О. Шпенглера, Э. Фромма и многих других.
Большое влияние на исследование духовно-нравственных традиций
российского общества оказали труды отечественных мыслителей, которые в своих работах всесторонне исследовали духовно-нравственную составляющую общественной жизни, этические нормы. Среди них в первую очередь следует назвать таких философов как Н.А. Бердяев, СИ. Булгаков, Л.Н. Гумилев, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, Д.С. Лихачев, И.О. Лосский, А.Ф. Лосев, B.C. Соловьев, СИ. и Е.Н. Трубецкие, С.Л. Франк, П.А. Флоренский, а также писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.
Существенный вклад в осмысление духовно-нравственных основ жизни и быта казачества внесла большая группа ученых, исследующих проблемы духовности и нравственности, трансформации ценностей на современном этапе развития общества. Прежде всего к ним относятся такие культурологи и философы, как B.C. Библер, Ю.Г. Волков, М.С. Каган, Л.Н. Коган, А.А. Ра-дугин и другие. Их работы позволяют расширить представления об истоках духа русского народа, его культуре, традициях, обычаях и особенностях духовного мира.
Теоретический смысл понятия «традиция» раскрыт в трудах классиков философии: Р. Бэкона, Т. Гоббса, Д. Дидро, Г. Гельвеция, И. Гердера, Г.Гегеля, К. Маркса. Изучению различных аспектов традиций, определению их противоречивой природы и сущности посвящены работы С.С. Аверинце-ва, А.Н. Антонова, Э.А. Баллера, И.А. Барсегяна, Ю.В.Бромлея, Л.П. Буевой, В.Б. Власовой, В.Е. Давидовича, О.И. Джиоева, Б.С. Ерасова, Ю.А. Жданова, Э.С. Маркаряна, В.Д. Плахова, И.В. Суханова, А.К. Уледова и др.
В отечественной философской классике проблема национальных традиций на примере концепции русской национальной идеи нашла отражение в творчестве таких мыслителей религиозно-философского ренессанса конца XIX - начала XX века, как Н.А. Бердяев, А.И. Герцен, Ф.М. Достоевский, И.А. Ильин, В.В. Розанов, B.C. Соловьев, А.С. Хомяков. Их труды оказали существенное влияние на формирование научных представлений о традициях русского народа, о его духовно-нравственных истоках, о значении национальной идеи в осмыслении нашего прошлого, настоящего и будущего.
Основу исторических исследований казачества заложили в своих тру-
дах дореволюционные исследователи К.К. Абаза, В.Б. Броневский, М.А. Караулов, П.П. Короленко, И.Д. Попко, В.А. Потто, А.И. Ригельман, В.Н. Татищев, Ф.А.Щербина, а продолжили современные ученые: О.В. Агафонов, Н.И.Бондарь, Б.В. Виноградов, Н.Н. Великая, Л.Б. Заседателева, Т.А. Невская, А.Н. Фадеев, Б.Е. Фролов, С.А. Чекменев и др. В их работах анализируются проблемы некоторые вопросы переселения казаков, освоение ими Северного Кавказа, особенности внутреннего устройства, социальной организации и духовной культуры, показана его роль в истории и судьбе духовно-нравственной жизни России в XVIII - XX веках.
Некоторые вопросы генезиса казачества рассматриваются в ряде трудов И.Ф. Быкадырова, А.А. Гордеева, Н.М. Карамзина, Н.И. Костомарова, В.О. Ключевского, Е.П. Савельева, СМ. Соловьева, С.Ф. Платонова, Г.А.Ткачева, в которых рассмотрено значение этнонима «казак», изучены отдельные аспекты происхождения казачества, зарождение его духовных традиций.
Стремительный рост числа научных публицистических статей по казачеству начался с середины 80-х гг. Значительное количество публикаций этого периода посвящены политике российского государства по отношению к казачеству, перспективам и тенденциям его развития. Все они в основном имеют информационный характер.
В последние годы наблюдается повышенный интерес исследователей самых различных научных направлений к казачьим проблемам. Здесь следует назвать таких авторов, как Е.М. Белецкая, Э.В. Бурда, С.А. Голованова, М.Ю. Горожанина, В.В. Глущенко, А.И. Козлов, В.П.Крикунов, И.Я. Куцен-ко, А.Г. Масалов, В.А. Матвеев, Н.Г. Недвига, Н.И. Никитин, С. Номикосов, И.Л. Омельченко, В.Н. Ратушняк, А.В. Сопов, Б.А. Трехбратов, В.П. Трут, В.Н. Чернышов и др. Их работы основаны на обширных архивных материалах и источниках. Исследователи рассматривают историю возникновения казачества, его социальную сущность, взаимодействие с Российским государством и соседними народами, педагогические возможности казачества.
К числу работ, выходящих на уровень социально-философского анали-
за данной проблемы, можно отнести научные изыскания таких авторов, как А.В. Авксентьев, В. А. Авксентьев, А.Н. Дубинин, Е.И. Котикова, П.П.Лукичев, Е.В. Рунаев, Н.В. Рыжкова, А.П. Скорик, В.Г. Смольков, Р.Г. Тикиджьян, которые исследуют многочисленные социальные проблемы казачества: специфику его возрождения, традиции воинской и государственной службы казаков, вопросы культуры, быта и жизнедеятельности.
Важную роль в анализе современного состояния казачества призваны сыграть вновь созданный Альманах «Казачество» и международное издание «Этносоциум и национальная культура». В журнале «Казачество» опубликованы весьма содержательные статьи Г.Н. Трошева, А.Н. Карпенко, А.В. Ни-конова, Л.А. Иванченко и других. В них освещаются вопросы организации учебно-воспитательного процесса в кадетских казачьих корпусах, правового регулирования деятельности казачьих обществ, идеологии казачьего возрождения и другие.
Комплексный подход к анализу обозначенных выше источников и материалов позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день исследователи достигли существенных результатов в изучении проблем казачества и их духовно-нравственных традиций. Однако, обозначенная в социально-философском аспекте проблема до сих пор не имеет сколь-нибудь целостных и завершенных исследований. Данная работа позволит в какой-то мере компенсировать существующий пробел, как в социальной философии, так и науке в целом.
Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют общефилософские принципы исследования: системности, историзма, всесторонности и конкретности. Социально-философский анализ предмета диссертационной работы предусматривает применение методов социальной философии: конкретно-исторического, историко-ретроспективного, сравнительно-исторического, историко-типологического.
Помимо этого, диссертант в своем исследовании опирается на принцип единства исторического и логического методов анализа, что позволяет, в свою очередь, охватить изучаемый феномен во всем многообразии и много-
факторности его специфических проявлений.
Теоретической основой диссертации послужили фундаментальные понятия и концепции, идеи и положения трудов известных философов и выдающихся мыслителей, которые исследовали различные аспекты духовности и нравственности, а также феномена казачества. В работе использовались материалы международных, всероссийских, региональных научных конференций и семинаров по актуальным проблемам казачества.
Объект исследования - социально-философские аспекты духовно-нравственных традиций казачества.
Предмет исследования - особенности проявления и реализации духовно-нравственных традиций казачества в условиях современного российского общества.
Цель исследования: проанализировать наиболее значимые теоретико-методологические и практические проблемы, связанные с духовно-нравственными традициями казачества, выявить их специфику и оценить влияние на современное российское общество.
Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих исследовательских задач:
исследовать концептуальные и теоретико-методологические аспекты духовно-нравственных традиций казачества;
проанализировать генезис представлений о социально-этнической сущности казачества и его духовно-нравственных традициях;
рассмотреть роль православия в формировании духовно-нравственных традиций казачества, обосновать его место и роль в системе духовной культуры современного общества;
выявить особенности проявления и реализации духовно-нравственных традиций казачества в условиях российской действительности;
охарактеризовать влияние семьи на формирование духовно-нравственных традиций казачества.
- изучить специфику патриотического воспитания подрастающего по
коления на основе духовно-нравственных традиций казачества;
Научная новизна диссертации заключается в обосновании современных подходов к решению теоретико-методологических и практических проблем, связанных с духовно-нравственными традициями казачества, в раскрытии аксиологического смысла последних в предметно-понятийном поле социальной философии.
В содержательном плане научная новизна исследования определяется следующими результатами, полученными в ходе решения поставленных задач:
- на основе анализа понятий «традиционность», «традиция», «обычай»,
«обряд», «духовность», «нравственность» дана современная интерпретация
сущности и содержания духовно-нравственных традиций казачества, кото
рые находятся в прямой зависимости от традиционного опыта казачества и
специфики трансформационных процессов в российском обществе в настоя
щее время;
- проанализирован генезис представлений о социально-этнической
сущности казачества и его духовно-нравственных традициях, в результате
чего предложено рассматривать казачество как уникальную культурно-
этническую общность граждан, системное основание которой определяется
как этническими, так и сословными характеристиками;
в авторской интерпретации в качестве одного из главных компонентов русской религиозной традиции представлено православие, осмыслено его доминирующее положение в формировании духовно-нравственных традиций казачества;
исследованы причины и условия возрождения духовно-нравственных традиций казачества, превращения их в один из важнейших элементов духовной жизни современного российского общества;
изучены духовно-нравственные приоритеты казачьей семьи и показано ее влияние на формирование духовно-нравственных традиций казачества.
определены смысло- и системообразующие факторы патриотического воспитания молодежи на основе духовно-нравственных традиций казачества;
С учетом указанных элементов научной новизны, на защиту выносят-
ся следующие основные положения:
1. В социально-философской интерпретации духовно-нравственные
традиции казачества - это те особенности, характерные черты духовной жиз
ни казаков, сформированные на протяжении многовекового православного
уклада жизни и выражающиеся в следующих ценностях: любовь к Богу и
ближнему, почитание родителей и старших, труд по совести, гуманное отно
шение к людям, патриотизм и служение Отечеству, глубокая искренность,
разумность всех жизненных установок, самопожертвование. Сущность ду
ховно-нравственных традиций казачества - в казачьем духе беззаветного
служения Родине, религиозности, в рыцарском понимании чести, в благо
родном стремление к славе, в психологии свободного человека, независимом
характере и чувстве собственного достоинства, в безграничной любви казака
к родному краю, во врожденной любви к военному делу, в своеобразии ка
зачьего быта, испытанном умении быстро и организованно действовать, в
развитом чувстве взаимной выручки.
2. В научном сообществе до сих пор нет единства при ответе на вопрос:
считать казачество этносом или сословием? Руководством страны был в свое
время сделан шаг в сторону реестрового казачества в качестве сословия, од
нако это решение пришло в противоречие с идеей воссоздания его как этно
са. По мнению автора, восстановить казачество в новых исторических и со
циально-экономических условиях в качестве сословия невозможно. Казаче
ство - это сложная культурно-этническая общность людей, проживающих на
определенной территории и имеющих традиционный хозяйственно-бытовой
уклад, своеобразную форму одежды, самобытные культурные традиции и ис
торически сложившиеся взаимоотношения с обществом. Казачество - со
ставная часть населения России, которая, как и все россияне, нуждается в
принятии кардинальных законов, к числу которых можно отнести три основ
ных: о землепользовании, о демократическом самоуправлении и закон о го
сударственной службе. Эти законы прочно связаны с традиционными фор
мами жизнедеятельности казачества и в значительной мере будут способст
вовать его духовно-нравственному возрождению. Казачество как система
имеет четкие этнические и социальные характеристики, которые дополняют друг друга, что приводит к формированию особого этнического характера.
Православие выступает структурообразующим элементом духовной культуры казачества, является фактором выживания в окружении народов, в основном исповедующих другие религии, и фактором интеграции в Российское православное государство. В жизни казачества православие всегда выступало в качестве наиболее мощного средства регуляции, социальной регламентации, сохранения и упорядочения обычаев, традиций и нравов. Религиозно-православное и национально-русское начала, глубоко пронизывающие жизнь и быт, всегда крепко связывали казачество с великой Россией, роднили, объединяли его со всем русским народом, детищем которого оно и являлось. Важнейшей чертой православия у казаков всегда была соборность, которая проявлялась в первую очередь в жизни и действии в качестве все-ленскости, в обращении к каждому человеку независимо от его вероисповедания, национальности, возраста, цвета кожи и других фенотипических признаков. Православная идея соборности способствовала еще большему закреплению общинных качеств у казаков, сыграла немаловажную роль в становлении российской государственности
Возрождение духовно-нравственных традиций казачества в современных условиях может и должно способствовать тому, чтобы выявить все лучшие внутренние качества этой социально-культурной общности и, не разрушая при этом культурной преемственности и традиционных устоев казачьего образа жизни, привносить в современную жизнь наиболее совершенные образцы духовности, веками культивировавшиеся в казачестве. Адекватно осуществляемый современным казачеством выбор духовно-нравственных ориентиров в своем развитии, со всей очевидностью, будет способствовать дальнейшему социальному и культурному прогрессу современного российского общества.
В казачьем социуме основой существования является семья. Она всегда помогала казачеству выжить в сложных природно-климатических, социально-экономических условиях, успешно решать государственные задачи,
хранить и передавать от поколения к поколению накопленный опыт, источником которого являются духовно-нравственные традиции казачества. Непререкаемым авторитетом у казаков пользуется женщина-мать. Она закладывает фундаментальные основы духовно-нравственного воспитания личности, развивая у нее принципы руководства своим поведением, исходя из духовно-нравственных и социально-культурных норм как общества в целом, так и своей микросреды.
6. Патриотизм является некоей разновидностью любви как чувства, так как довольно часто неадекватен действительности с одной стороны, и иррационален, на том основании, что предполагает безвозмездное служение объекту поклонения без расчета на вознаграждение с другой стороны. В сознании человека представление патриотизма может быть выражено как рациональность, разумное осмысление, и, несомненно, как нравственно-политическая ценность. В казачестве наиболее значимой духовно-нравственной традицией является воспитание защитников Отечества. Воплощением истинного казака всегда считались чувство патриотизма, понятие долга и чести, высокий моральный дух. Патриотические традиции казачества являются основополагающей категорией, впитавшей сплетение признаков и свойств, благодаря которым рожденный казаком, становился полноправным сыном своего народа, с рождения впитывав казачью идеологию, свято верил в свое предназначение на земле, которое в конечном итоге сводилось к социально-государственной функции казачества во всей истории российской государственности.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в приращении нового знания о казачестве, о роли и месте его духовно-нравственных традиций в структуре современной философской науки. Материал диссертации может быть использован в качестве теоретико-методологической базы при изучении проблем социальной и духовной сфер жизни общества. Основные рекомендации и выводы исследования могут также использоваться для повышения философской и общей культуры мышления, в процессе развития и формирования профессиональных знаний в
сфере национальных и этнокультурных отношений.
Ряд положений и выводы диссертации могут быть применены в научно-исследовательской и педагогической деятельности, найти отражение в учебных программах по социальной философии, культурологии, этике, этнологии, послужит основанием для разработки специальных и факультативных курсов в средних и высших учебных заведениях, в системе повышения квалификации педагогических кадров.
Материалы диссертационной работы могут использоваться специалистами в области управления культурой и образованием при составлении программ социального планирования, моделирования и проектирования. Определенный интерес материалы диссертации представляют для средств массовой информации, которые помогут сформировать адекватный образ современного казачества с целью использования его опыта в процессе патриотического воспитания подрастающего поколения.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены в десяти публикациях, общим объемом 3,5 п.л. По содержанию исследования автором сделаны доклады и научные сообщения, представлены тезисы выступлений на конференциях различного уровня, в том числе: Второй региональной научной конференции «Религия и современность: актуальные проблемы» (Ставрополь, 2006), региональной научно-практической конференции «Социальная эволюция, идентичность и коммуникации в XXI веке» (Ставрополь, 2007), региональном научно-практическом семинаре «Философские и теоретико-методологические проблемы социально-гуманитарного знания, естествознания и технических наук» (Ставрополь, 2007), региональной научно-практической конференции «Проблемы развития регионов южного федерального округа» (Георгиевск, 2007), межрегиональной научно-практической конференции «Взаимодействие общества и Церкви в решении социальных проблем» (Ставрополь, 2007), «XXXVII научно-технической конференции по результатам работы профессорско-преподавательского состава Северо-Кавказского государственного технического университета за 2007 год» (Ставрополь, 2008), городской науч-
но-практической конференции «Современные проблемы развития рыночной экономики» (Ростов н/Д., 2008).
Отдельные результаты и выводы работы апробированы в процессе учебно-воспитательной практики. Текст диссертации докладывался и обсуждался на кафедре философии Северо-Кавказского государственного технического университета.
Объем и структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, и заключения. В конце работы помещена библиография, включающая в себя 209 наименований, в том числе 10 на иностранном языке. Общий объем диссертации 165 страниц машинописного текста.