Введение к работе
Исследование посвящено проблемам динамики феномена отчуждения в современном российском обществе. Отчуждение рассматривается как объективный социальный процесс, присущий современному обществу, который характеризуется превращением деятельности человека и ее результатов в независимую, самостоятельную силу, доминирующую над ним и враждебную ему.
Актуальность исследования. Современность сегодня определяется, прежде всего, через процессы глобализации. Для одних глобализация – необходимость, для других – причина проблем и неприятностей. Но для всех глобализация – это неизбежность, которая имеет необратимый характер и затрагивает каждого человека. Одним из последствий глобализации стал процесс мультиплицирования отчуждения в современном российском обществе. Отчуждение, в условиях глобализационных процессов, проявило свою неоднородность. В современном российском обществе происходит разобщение не меньшее, чем объединение, отчуждение разобщает, объединяя. Разобщение происходит по тем же причинам, что и усиление единообразия. В конечном итоге, фрагментарность единого мира и есть продукт отчужденного общества. Изучение социальных корней и, главным образом, социальных последствий процесса глобализации – одна из важных проблем в социальной философии.
В связи с этим актуальность диссертационного исследования обусловлена следующими положениями: во-первых, требует осмысления появление в современной России новых форм отчуждения, являющихся следствием глубинных изменений социально-экономической жизни, обусловленных процессами глобализации. Во-вторых, процесс зарождения новых форм отчуждения (информационного и культурного отчуждения) сопряжен с коренными изменениями в системе ценностей, оказывающими серьезное влияние на характер социальных отношений. В-третьих, усиление отчуждения в российском обществе под влиянием технологизации, массовой культуры и корпоративной пропаганды приводит к болезненному ценностному сдвигу. Формируются новые, преимущественно гедонистические, ориентиры и трансформируется устоявшийся уклад жизни. В-четвертых, большой объем эмпирических исследований, связанных с социологическим анализом становления новых форм отчуждения, предполагает необходимость их философско-методологического обобщения.
Степень разработанности проблемы. Сложность феномена, каким является феномен отчуждения и глобализации, привела нас к необходимости объединить проанализированную научную литературу в несколько групп. В первую вошли работы классиков социальной философии, которые помогли нам понять истоки и природу отчуждения. Так, просветители и гуманисты Т. Гоббс и Ж. Ж. Руссо в XVII–XVIII вв. рассматривали отчуждение как передачу части естественных прав человека государству на основе общественного договора с последующим формированием состояния зависимости от него. И. Г. Фихте, Г. Гегель и Л. Фейербах исследовали религиозно-духовные и социально-антропологические основы отчуждения. В работах Г. Гегеля отчуждение конкретизировалось рядом уточняющих понятий: «опредмечивание», «овеществление», «объективация», «самоотчуждение».
Диалектико-материалистическую интерпретацию феномена отчуждения впервые обосновал К. Маркс. В «Экономическо-философских рукописях 1844 года» он разработал следующую типологию форм отчуждения: отчуждение от процесса своего труда, отчуждение от результатов своего труда, отчуждение человека от своей сущности, отчуждение человека от человека. В «Немецкой идеологии» К. Маркс сформулировал сущность отчуждения как особого угнетающего и разрушающего вида воздействия на человека; кроме того, он указал на неразрывную связь отчуждения разделения труда и частной собственности на средства производства.
Во вторую группу исследований вошли работы, представляющие опыт социологического исследования проблем отчуждения. Это, прежде всего, работа К. Маркса, где приведена анкета для французских рабочих (1880), с помощью которой он и исследовал отчуждение. Далее исследования были продолжены «Обществом социальной политики», крупнейшим представителем которого был М. Вебер, написавший «Положение сельскохозяйственных рабочих в Германии восточнее Эльбы» и «Методологическое введение к проекту Общества социальной политики об отборе и адаптации рабочего класса крупной промышленности».
Не остались в стороне и наши современники Р. Вилсон, С. Мадди и В. А. Ядов, которые своими исследованиями существенно углубили понимание социальной природы феномена отчуждения. Занимаясь поисками причин, объяснявших количественный рост показателей отчуждения, они описали негативные проявления данного феномена. Американский социолог С. Мадди разработал анкету для измерения выраженности форм отчуждения в различных сферах жизни, а социологический институт Harris Interactive, по собственной уникальной методике, непрерывно с 1966 года проводит исследование уровня отчуждения в США.
Отдельную группу составили исследования представителей экзистенциальной философии: Н. Бердяева, А. Камю, Ж. П. Сартра, Л. Шестова, М. Хайдеггера, К. Ясперса, которые рассматривали отчуждение в контексте переживания человеком одиночества, усиления индивидуального ощущения чуждости мира, уменьшения социального капитала и осознания человеком бессмысленности и абсурдности своего существования.
Концепции представителей философии жизни Г. Зиммеля и О. Шпенглера заслуживают отдельного внимания. В своих работах они подчеркивают, что невозможно освободиться от отчуждения в условиях современного капитализма, а также то, что одни формы отчуждения постоянно сменяются другими, но уже более современными. В частности, Г. Зиммель в работе «Философия денег» обратил внимание на то, что деньги отнимают у производимой вещи ее целесообразный характер, тем самым «духовно отделяют человека от принадлежащих ему вещей».
В четвертую группу исследований вошли работы теоретиков марксизма и неомарксизма. В диссертации отмечается, что В. Зомбарт анализировал феномен отчуждения с точки зрения его негативных последствий, а также поиска потенциальных возможностей для преодоления негативных последствий отчуждения. Теоретики марксизма: В. Ф. Асмус, Э. В. Ильенков, И. С. Нарский и К. В. Островитянов основное внимание обращали на исследование причин отчуждения, усматривая их в процессе разделения труда.
В современной отечественной марксистской философии проблема отчуждения была разработана в работах Н. И. Лапина, А. И. Титаренко, прежде всего, в контексте критики буржуазной философии. Их работы существенно расширили методологическую базу и открыли новые направления осмысления и оценки происходящих экономических и социально-политических процессов. Особое место в плеяде выдающихся отечественных философов занимает И. И. Кальной, рассматривавший отчуждение человека, как закономерность общественного развития.
Неомарксист Г. Маркузе в работе «Одномерный человек» ввел в научный оборот понятие одномерного человека, значительно углубив этим понимание феномена духовного отчуждения. Э. Саид, Н. Хомский – представители движения «Новые Левые» – рассматривали проблему отчуждения человека иначе. В первую очередь их интересует социальный регресс, понимаемый как «откат назад», то есть возвращение к социальной структуре XIX века, в результате которого острота проблем отчуждения многократно возрастет. Анализируя проблему духовного отчуждения, Н. Хомский акцентирует внимание на корпоративной пропаганде, сущность которой состоит в том, что люди «никогда не должны протестовать, и в их головах не должно быть иных мыслей, кроме как осознания необходимости делать то, что им говорят».
И, наконец, в диссертации анализируются работы исследователей, рассматривающих проявления разнообразных форм отчуждения в современном глобализирующемся мире. Так, А. де Бенуа акцентирует свое внимание на культурном отчуждении, которое он понимает как процесс деградации традиционных социальных институтов, когда в качестве культурных доминант выступает безликая массовая культура, идеалы потребления и развлечения. П. Бурдье, Н. Хомский подвергают анализу политическое отчуждение, сущность которого, по их мнению, состоит в делегации – передачи части политических полномочий выборным представителям и «откате назад» – к классовой социальной структуре середины XIX века вследствие этого. Д. Иванов и М. Биланов занимаются широким спектром проблем, связанных с виртуализацией общества и информационным отчуждением, которое они понимают как такой процесс, когда человек, попадающий под власть информационного продукта, лишается собственного мнения, отчуждается от самого себя, своих поступков и мыслей.
Итак, проблема отчуждения довольно известна в западноевропейской и отечественной философской традиции. Однако произошедшие за последние годы в российском обществе множественные изменения, обусловленные формированием рыночного общества, трансформацией жизненного уклада и переосмыслением ценностей под воздействием глобализации, обусловили необходимость дополнительно исследовать проблему отчуждения. А именно, сконцентрироваться на анализе форм отчуждения, характерных для современного российского общества, осмыслении механизмов их возникновения, развития и прогнозирования будущих состояний отчуждения.
Методы исследования обусловлены спецификой изучения в социальной философии феномена отчуждения, заключающейся в разработке методологических оснований изучения данной проблемы. Отчуждение по своей природе требует системного, комплексного и целостного исследования. Поэтому в основе исследования лежит диалектический метод, включающий принцип всеобщей связи и развития, принцип историзма, принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Принцип всеобщей связи позволил рассмотреть феномен отчуждения в соотнесении с другими социокультурными элементами. Использование принципа историзма позволяет учитывать динамику и изменения феномена отчуждения. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному позволяет перейти от абстрактных и односторонних представлениях о феномене отчуждения к конкретному его воспроизведению в теоретическом мышлении.
Для обоснования авторской концепции был применен метод анкетирования, принципы составления опросника были разработаны американским социологическим институтом Harris Interactive. Авторская анкета разработана и адаптирована для российской специфики, что позволило осуществить анализ состояния отчуждения в современном российском обществе.
Объект исследования – феномен отчуждения в современном российском обществе.
Предмет диссертационного исследования – социальная динамика феномена отчуждения в современном российском обществе.
Цель диссертации: анализ механизмов, обуславливающих становление новых форм отчуждения в современном российском обществе. Для достижения поставленной цели в ходе исследования решаются следующие задачи:
- рассмотреть существующие теории отчуждения в социальной философии;
- проанализировать данные социологических исследований отчуждения в современном российском обществе;
- выявить и дать характеристику формам отчуждения, существующим в современном российском обществе;
- проанализировать характеристики отчуждения в условиях глобализации.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующих положениях:
- обосновано положение, согласно которому появление новых форм отчуждения – мультиплицирование происходит в лиминальном состоянии общества, когда в социуме совершается смена парадигмы развития, крушение прежних ценностей и появление новых духовных приоритетов;
- выявлена ключевая роль глобализации в процессе порождения новых форм отчуждения, заключающаяся в радикальной фрагментации и трансформации среды обитания человека и его ценностных установок, сопровождающихся технизацией общества, усилением бюрократических и государственных структур, а также давлением со стороны массовой культуры и корпоративной пропаганды;
- обоснованы причины распространения отчуждения в современном российском обществе: экономическое расслоение населения, состояние политической депривации, широкое использование информационных коммуникационных средств, корпоративная пропаганда;
- установлено, что в настоящее время уровень экономического развития общества не является единственным и основополагающим показателем, влияющим на количественный рост отчуждения, как это было в обществе индустриального типа.
Положения, выносимые на защиту:
-
Материалистическая концепция отчуждения, сформулированная К. Марксом, сохраняет свою теоретико-методологическую значимость в современных исследованиях феномена отчуждения.
-
В философии ХХ столетия представлен анализ феномена духовного отчуждения в обществе, суть которого заключается в утрате личностью способности выявления и реализации духовных потребностей бытия. Духовное отчуждение характеризуется потерей внутренней свободы и способности личности к саморазвитию.
-
Под воздействием глобализации в современном российском обществе, появляются новые формы отчуждения (информационное и культурное отчуждение), однако формы отчуждения, проявившиеся ранее (отчуждение от труда, отчуждение от результатов труда, социальное, экономическое политическое и духовное отчуждение), не сходят с исторической арены, поскольку причины их появления полностью не преодолены.
-
Уровень отчуждения, понимаемый как количество людей, подвергшихся негативному влиянию отчуждения, не имеет прямой зависимости от экономических показателей. Колебания уровня отчуждения зависят от совокупного влияния экономических, политических, социальных, культурных и духовных факторов.
-
В России уровень отчуждения существенно выше, чем в США; основной причиной этого являются глубокие социально-экономические и политические изменения 1990-х годов.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в обобщении и систематизации противоречивой и разрозненной информации, которая позволила выявить основные особенности отчуждения в современном российском обществе, заключающиеся в том, что новые формы отчуждения не вытесняют старые, а дополняют их, тем самым усиливая отчуждение личности. В диссертации отражены динамика развития и противоречия социально-философских концепций данной проблемы.
Практическая значимость исследования. Полученные данные могут быть использованы в конкретно-социологических исследованиях уровня и динамики отчуждения. Содержание и выводы данной работы могут быть использованы для подготовки к лекционным курсам по философии, социологии и культурологии, а также учитываться при разработке социальной и культурной политики.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования изложены автором в 7 статьях (в том числе в 3 статьях, опубликованных в изданиях, включенных в список ВАК РФ).
Результаты исследования докладывались на международных, всероссийских вузовских научных и научно-практических конференциях: на IV международной конференции «Глобализация и проблемы мира» (СПб., 2010); на городской научно-практической конференции аспирантов, магистрантов и студентов «Культурно-историческая реальность в исследовании молодых ученых» (СПб., 2010); на V международной конференции «Глобальная безопасность и устойчивое развитие геоцивилизаций» (СПб., 2011); на 6-й научно-практической конференции «Альтернативный мир» (Благовещенск, 2011); на городской научно-практической конференции аспирантов магистрантов и студентов «Культурно-историческая реальность в исследовании молодых ученых» (СПб., 2011); на V международной конференции «Советская культура: взгляд из современности» (СПб., 2012); на VI международной конференции «Новые горизонты глобального мира» (СПб., 2012); на международной конференции «Социология безопасности» (СПб., 2013).
Структура диссертации. Структура диссертации определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографии, включая 217 наименований на русском и английском языках.