Содержание к диссертации
Введение
Глава 1 Общая характеристика проблемы 10
1.1. Место малого бизнеса в швейном производстве на современном этапе 10
1.2. Характеристика процесса художественного проектирования костюма на предприятиях малой мощности 13
1.3. Характеристика процесса конструирования костюма на предприятиях малой мощности 30
1 4. Характеристика методов проектирования костюма на предприятиях малой мощности 37
1.5. Системный анализ. 41
Выводы и постановка задач исследований 48
Глава 2. Теоретические исследования разработки эффективного метода проектирования костюма на предприятиях малой мощности 49
2.1. Теоретическое обоснование разработки эффективного метода проектирования костюма на предприятиях малой мощности 49
2.2. Теоретическое обоснование применения эффективного метода проектирования костюма на первом этапе (художественное проектирование) 53
2.3. Теоретическое обоснование применения эффективного метода проектирования костюма на втором этапе (конструирование) 56
2.4. Теоретическое обоснование применения эффективного метода проектирования костюма на третьем этапе (технология швейных изделий) 58
Глава 3. Теоретические исследования влияния системы применения художественного проектирования костюма на предприятиях малой мощно сти ... 61
3.1. Разработка содержания, последовательности и технологии применения процесса художестве ни о го проектирования костюма на предприятиях малой мощности 61
3.1.1. Содержание, последовательность и технология процесса: применения основ композиции в художественном проектировании костюма на предприятиях малой мощности 63
3.1.2. Содержание, последовательность и технология процесса-применения пластической анатомии в художественном проектировании костюма на предприятиях малой мощности 65
3.1.3. Содержание, последовательность и технология процесса применения физики цвета и психологии восприятия в художественном проектировании костюма на предприятиях малой мощности. 68
3.1.4. Содержание, последовательность и технология процесса применения рисунка в художественном проектировании костюма на предприятиях малой мощности 71
3.1.5. Содержание, последовательность и технология процесса применения живописи в художественном проектировании костюма на предприятиях малой мощности. 78
3.1.6. Содержание, последовательность и технология процесса применения истории искусств в художественном проектировании костюма на предприятиях малой мощности 84
3.1.7. Содержание, последовательность и технология процесса применения история костюма в художественном проектировании костюма на предприятиях малой мощности 90
3.1.8. Содержание, последовательность и технология процесса применения архитектоники в художественном проектировании костюма на предприятиях малой мощности 96
3.1.9. Содержание, последовательность и технология процесса применения композиции костюма в художественном проектировании костюма на предприятиях малой мощности 99
Глава 4: Экспериментальные исследования применения эффективного метода проектирования костюма на предприятиях малой мощности . 108
4.1. Экспериментальные исследования применения эффективного метода проектирования костюма на предприятиях малой мощности. 108
4.2. Экспериментальные исследования эффективной технологии процесса применения художественного проектирования костюма на предприятиях малой мощности . 126
Заключение 144;
Список использованной литературы. 146
Приложение 1
- Характеристика процесса художественного проектирования костюма на предприятиях малой мощности
- Теоретическое обоснование применения эффективного метода проектирования костюма на первом этапе (художественное проектирование)
- Содержание, последовательность и технология процесса-применения пластической анатомии в художественном проектировании костюма на предприятиях малой мощности
- Экспериментальные исследования эффективной технологии процесса применения художественного проектирования костюма на предприятиях малой мощности
Введение к работе
. Актуальность работы.
Насыщение потребительского рынка швейными изделиями повышает необходимость применения рыночной ориентации производства в гибком сочетании с совершенствованием как технической подготовки, так и основного производства при запуске новых моделей. Тем самым, на первое место выдвигается задача ориентации всей деятельности швейного производства на удовлетворение потребностей населения.
В этих условиях особая роль отводится повышению маневренности производства, для чего необходима новая методология проектирования, основанная на рыночной информации.
Составной частью экономической политики государства является развитие малого предпринимательства. Это наиболее гибкий и динамичный элемент рыночной структуры.
Условия функционирования современного рынка одежды выдвигают на 1-й план проблему оперативного выпуска конкурентоспособной одежды, в первую очередь, за счет интенсификации производства и повышения эстетических свойств продукции.
Существенный вклад в решение проблемы интенсификации производства внесли работы отечественных и зарубежных исследователей: А.В. Савостиц-кого, Е.Х. Меликова, Е.Б. Кобляковой, П.П. Кокеткина, В.Е. Романова, Л.П. Шершневой, И.С. Закэ, А.П. Черепенько, Т.В. Медведевой, Г.П. Бескоровай-ной, Н.М. Конопальцевой, Н.С. Мокеевой, Л.В. Груздевой и др., которые составляют основу накопленного опыта по совершенствованию процесса проектирования одежды.
Основная тенденция развития производства швейных изделий в значительной степени зависит от мастерства специалиста-проектировщика.
Проектируемую модель чаще всего задают эскизом, представленным в манере модной журнальной графики. Конструктор должен правильно прочесть рисунок и найти конструкторские способы """"""""" ^гу^ргтпдиипи модели на реальной фигуре, не отвечающей идеаїЛІиіШШй^йВопошиям эскиза.
09 т "**Lu
Достижение соответствия - сложная задача, решение которой зависит от таланта и квалификации конструктора. Порой результата достигают путем многократных корректировок и повторных проработок модели. Степень точности воспроизведения художественного образа модели является своеобразным критерием мастерства конструктора. После разработки конструкции и лекал за дело берется инженер-технолог, разрабатывающий технологию пошива, который передает техническую документацию для изготовления.
Таким образом, проектирование костюма требует наличия трех специалистов (рис. 1).
Проектирование костюма
Разработка художественного проекта(художник)
Разработка конструкции (конструктор-модельер)
Разработка технологии пошива изделия (технолог)
Изготовление костюма (спядааяист по пошиву)
Авторский надзор за изготовлением осуществляет технолог
Рис. 1 Структурная схема взаимодействия специалистов в процессе проектирования костюма.
При этом в условиях малого бизнеса для сокращения затрат времени возникает необходимость совмещения умений художника, конструктора и технолога в одном человеке, осуществляющем также надзор за изготовлением костюма.
Тема работы является актуальной, т.к. направлена на создание эффективного метода проектирования костюма на предприятиях малой мощности и увязана с общими тенденциями развития швейной отрасли в настоящее время.
Целью диссертационной работы является повышение эффективности проектирования костюма на предприятиях малой мощности. Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1. Основные задачи:
разработка эффективного метода проектирования костюма на предприятиях малой мощности;
разработка единой системы применения элементов художественного проектирования костюма на предприятиях малой мощности;
2. Частные задачи:
освещение общей характеристики вопроса;
изучение состояния швейного производства;
изучение современных методов проектирования костюма;
изучение особенностей процесса художественного проектирования костюма;
применения системного подхода к оптимизации полученных данных;
разработка технологии применения художественного проектирования костюма на предприятиях малой мощности.
Объектом исследований является процесс проектирования костюма на предприятиях малой мощности.
Методы исследований. Работа базируется на комплексном подходе к решению поставленных задач, объединяющем методы теоретических и экспериментальных исследований. Методической и теоретической основой работы явились достижения современного проектирования костюма. В работе использованы общенаучные методы и приемы: изучение специальной литературы по теме исследований в области смежных отраслей научного знания, теоретического анализа, системного подхода, тестирования, имитационного моделирования, статистической обработки данных.
Научная новизна исследований определяется разработкой и экспериментальной проверкой технологической системы, обеспечивающей эффективность проектирования костюма на предприятиях малой мощности, а также в разработке и экспериментальной проверке методической системы, обеспечи-
вающей успешное применение комплекса составляющих элементов художественного проектирования костюма.
Теоретическая значимость. Разработанный метод, программы, методические рекомендации могут быть использованы при проведении дальнейших исследований.
Практическая значимость результатов исследований состоит в использовании их в процессе проектирования костюма на предприятиях малой мощности.
Автор защищает:
разработанный и экспериментально проверенный метод проектирования костюма на предприятиях малой мощности;
разработанную и экспериментально проверенную систему применения элементов художественного проектирования костюма в процессе создания одежды.
Апробация работы. Материалы исследований обсуждались на кафедрах «Конструирование швейных изделий» и «Технология швейных изделий» Московского государственного университета сервиса, а также на кафедре художественного проектирования швейных изделий Орловского государственного университета. Основные положения работы докладывались и обсуждались на региональной научно-практической конференции «Концептуальные основы совершенствования художественно-педагогического образования» (Липецк, 2003). По результатам исследований разработана и изготовлена коллекция одежды для школьников.
По теме диссертации опубликовано 9 печатных работ.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы из 176 наименований и 2-х приложений. Общий объем работы составляет 145 страниц основного текста, включает 58 рисунков и 8 таблиц.
Характеристика процесса художественного проектирования костюма на предприятиях малой мощности
Одежда является конечным продуктом нескольких отраслей производства; качество которого формируется на этапах изготовления материалов, создания модели и ее конструкции, конфекционирования и, собственно, процесса шитья;.Художественное проектирование- сравнительно молодая область творчества. Общественная потребность в нем возникла только в 19 веке в СВЯЗИ С: переходом производства изделий на машинную технологию и обслуживание массового рынка:
Художественное проектирование в общем смысле — это не только создание вещей. Проектируя пещи, предметную среду, сообщая ей определенные-функциональные и эстетические свойства, сообщая ей определенные функциональные и эстетические свойства, особенности; художник формирует, или;, «проектирует» человека, пользующегося этими вещами, живущего в этой? предметной среде, воспитывает в нем определенное отношение к вещам; а через них - к людям; обществу и т.д. [43].
По определению Т.С. Орленко проектирование одежды — это процесс создания одежды, последовательный комплекс работ по созданию нового образце изделия: Состоит из подготовительного и основного этапов, включающих исследования, технико-экономические расчеты и обоснования, создание эскизов моделей, расчеты и построение чертежей изделий и деталей, изготовление опытных образцов. В проектировании одежды принимает участие большой коллектив специалистов: дизайнеры, конструкторы, технологи, портные-лаборанты, рабочие-нормировщики, лекальщики [44].
Объектами художественного; проектирования выступают все изделия, изготавливаемые всеми накопленными к данному времени методами , в том числе и не выпускаемые серийно, как; и изделия, по; характеру своего назначе ния и форме не требующие специальной конструкторско-технологической проработки;
Вопросами художественного проектирования костюма занимались, многие : исследователи. Наиболее известными из них созданы учебники-для вузов? [45-60];Говоря о создании костюма, мы, прежде всего, имеем в виду развитие: моды.. Человеку свойственно стремление к обновлению, к.перемене., И также,, как меняется окружаю щи и м ир, м еняется и ч еловек. Очень, труден \ путь того,, кто желает найти свой стиль в моде. Ведь этот мир полон соблазнов и;беспощаден для эстетически неокрепших людей. И,.чтобы помочь человеку в этомпо-иске,.большая армия художников — стилистов окружает его бесконечным многообразием образов и стилей с единственной целью - научить творчески относиться к своему внешнему виду, обрести своё «Я» [43].
Мода характеризует ц дополнят картинуобщества -на каждом этапе его -развития; отражает социальные изменения, прогресс и регресс и т.д.. Почти каждый? катаклизм в истории человечества вызывал значительные перемены: в одежде; и; конечно, в моде. В книгах Орленко — «История текстиля и;моды» и Каминской:— « История костюма» подробно описаны все этапы развития костюма. [61.] і ,[62];.
Работы [51 , 63-66] посвящены вопросам создания одежды и ее эстетике.Слово "мода" произошла от латинского "modus", что переводится5, как мера, образ, способ, правило, предписание.
Под модой в самом широком смысле этого слова понимается господство в определенных времени и среде тех или иных вкусов в отношении различных внешних форм культуры: стиля жизни, обычаев и привычек поведения, автомашин, предметов быта; одежды. Чаще всего сменяемость формы одежды и называют модой [67].
Даль в своем толковом словаре русского языка дает следующее определение моды: первое понятие - мода - это то, что имеет в определенное время самое большое распространение, пользуется наибольшей популярностью и признанием большинства;второе понятие - мода - это непродолжительное господство в определенной общественной среде тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах быта, в особенности в костюме [68].
А.И.. Черемных в работе [48] дает такое определение: модой, следует считать такую смену форм в прикладном искусстве, особенно в костюме, которая происходит от естественного стремления людей к обновлению форм, что связано с постоянно меняющимися потребностями, в том числе и эстетическими, и с общим развитием человеческого общества.
Из практической жизни видно, что в обществе наблюдается стремление к общим формам в костюме, принятым на тот или иной период времени. Наличие этой общности совершенно не исключает большого разнообразия одежды.Наиболее характерной чертой моды является ее смена.Из-за непостоянства, которое является основным признаком моды, ее часто называют легкомысленной и не считают объектом для серьезного отношения и изучения. Но это не гак, гак как мода, благодаря своему непостоянству, помогает человеку спастись от однообразия.
Мода - зеркало времени, отражающее общественно-политическую жизнь общества, уровень и-характер развития производительных сил, наиболее яркие события і эпохи, важнейшие культурные и научные достижения, привычки и психологию современного человека, его представления об эстетическом идеале. Формы костюма развиваются параллельно с развитием общего стиля в искусстве и архитектуре исторической эпохи.
Создателей одежды, диктующих тенденции развития костюма в определенный период времени, можно назвать посредниками между жизнью общества и модой, но их предложения только тогда становятся модой, когда они приняты и признаны основной массой потребителей.
Теоретическое обоснование применения эффективного метода проектирования костюма на первом этапе (художественное проектирование)
Деятельность предприятий малой мощности делится на две категории:- работа с индивидуал ьным потребителем;- выпуск модной одежды небольшимипартиями.При работе с индивидуальным потребителем художник-стилист разрабатывает творческий; эскиз модели: в соответствии с индивидуальными антропологическими данными, клиента. Также по желанию клиента художник может выбрать модель из различным информационных источников (интернет, журналы, буклеты, проспекты) и из базы данных САПР (при наличии ПК со специальными программами). В этом; случае художник выполняет модификацию внешнего вида модели.
Параллельно с разработкой творческого эскиза проводится разработка? технического эскиза модели (рис. 2.2.)При серийном производстве для экономии времени целесообразно использование САПР, но для небольших ателье такое оборудование стоит дорого, поэтому разработка эскизов проводится вручную.Структурная схема последовательности работы над созданием художественного проекта показана на рис. 2.3Конструирование является одной из составляющих инженерного творчества, результатом которого является создание высококачественного образца изделия.
Одежда должна быть в первую очередь комфортной и удобной, а также иметь красивый внешний вид, соответствовать направлениям моды и стилю заказчика. Конструкция изделия должна позволять выполнять различные движения, не стеснять кровообращения, быть регулируемой для создания оптимального комфорта под одеждой.
Разработку конструкций моделей целесообразно вести параллельно с выполнением технического рисунка.На техническом рисунке показывается модель на фигуре человека в масштабе! :10 в соответствии с антропологическими данными клиента. Вокруг фигуры располагаются конструктивные элементы костюма, которые впоследствии пригодятся при пошиве изделия.После выполнения технического рисунка модели (или моделей при серийном производстве) проводится разработка конструкций костюма с применением методик, ориентированных на ручное построение. Также возможна работа с применением САПР. В этом случае процесс полностью автоматизирован.
Методика работы на втором этапе проектирования (конструирование костюма) показана на рис. 2.4. На третьем этапе проектирования костюма разрабатываются технологические режимы раскроя и изготовления моделей изделий.
При этом составляется следующая техническая документация:- техническое описание модели изделия;;- технологические условия на раскрой и пошив;- схемы обработки узлов;- последовательность изготовления изделия;- график разделения труда.Технологический процесс разрабатывается для изготовления изделия и должен соответствовать требованиям техники безопасности.Задача технолога заключается в строгом соблюдении правил и требований обработки деталей и сборки изделия в целом, и его частей в соответствии с технической документацией.
Схема последовательности проектирования костюма на третьем этапе показана на рис. 2.5.Насыщение потребительского рынка швейными изделиями повышает необходимость применения рыночной ориентации производства в гибком сочетании с совершенствованием как технической подготовки, так и основного производства при запуске новых моделей.
В этих условиях особая роль отводится повышению маневренности производства, для чего необходима новая методология проектирования.В связи с этим были проведены теоретические исследования разработки эффективного метода проектирования костюма на предприятиях малой мощности.В ходе проведения исследований были разработаны:- теоретическое обоснование применения эффективного метода проектирования костюма на первом этапе (художественное проектирование);- теоретическое обоснование применения эффективного метода проектирования костюма на втором этапе (конструирование);- теоретическое обоснование применения эффективного метода проектирования костюма на третьем этапе (технология изготовления).
При применении данного метода происходит сокращение времени на выполнение некоторых операций, а также появляется возможность исключения некоторых промежуточных этапов выполнения проекта.При совмещении функций художника, конструктора и технолога исключается время на проведение консультаций, необходимых при разделении труда.Таким образом, снижаются временные затраты на изготовление одной модели при повышении качества его изготовления, т.к. контроль за изготовлением принадлежит одному человеку - художнику-стилисту.Последовательность проектирования костюма при применении разработанного метода проектирования представлена на рис. 2.6.
Проведенные исследования показали, что процесс художественного4 проектирования котюма состоит из нескольких этапов: первыйэтап (применение основ композиции, пластической анатомии; физики цвета и психологии восприятия, рисунка, живописи, истории искусств; истории, костюма,-текстильного и ювелирного искусства, архитектоники и структур в І пространстве; композиции костюма), второй этап (применение элементов, костюмографики и цвета в костюме), третий этап (художественное проектирование костюма).
G учетом вышеупомянутого в Орловском государственном университете на кафедре художественного проектирования швейных изделий; проведены исследования; включающие системный параметрический анализ процесса проектирования костюма, который позволил выявить подсистемы, определить целевые функции и установить параметры, что дало возможность разработать последовательность применения элементов художественного проектирования костюма, пред ставленную в таол и це 3 Л..
Исходя из; конечной цели, определяется содержание элементов художественного проектирования костюма, основными: моментами которого являются выразительное композиционное решение, оригинальное; пластическое, цветовое и эстетическое содержание объекта; (основы композиции, пластическая анатомия, физика цвета и психология восприятия), практический (рисунок, живопись, архитектоника и структуры в; пространстве), теоретический (история искусств, история костюма, текстильного и ювелирного искусства). Переходным этапом является композиция костюма.
Содержание, последовательность и технология процесса-применения пластической анатомии в художественном проектировании костюма на предприятиях малой мощности
Пластическая анатомия ориентирует на знание строения скелета человека, мышц человека, пропорций человеческого тела, возрастных и половых различий строения внешних форм, пластического проявления анатомии человека в статике и динамике, строения и форм конечностей, соединения костей.
Данные вопросы включают:- понятие о клетках, тканях, органах и системах, анатомическую терминологию;- кости и их соединения (скелет), характеристику строения головы человека;- мышечную систему, кожные покровы;- биомеханику человеческого тела;- кинематику фигуры, динамику и статику;- смещение основных точек фигуры человека при изменении положения фигуры.
Схема тематической последовательности процесса применения пластической анатомии в комплексе художественного проектирования костюма-показана на рис. 3.3. Рис. 3.3: Схема тематической последовательности применения пластической анатомии в процессе художественного проектирования костюма; Пр. 1.....9 — практическое применение.
По полученным данным разработана технология применения пластической анатомии в npouecce художественного проектирования костюма, представленная нарис. 3.4.
Физика цвета и психология восприятия знакомит с цветовыми явлениями и их закономерностями, а также с возможностями использования этих знаний в практической деятельности. Данный элемент рассматривает физические и физиологические основы учения о цвете, вопросы восприятия, смешения и воспроизведения цветов, эстетическое содержание и семантическое значение цвета, методы цветовой гармонии, способы организации колорита плоскостной и объемно-пространственной формы, ориентирует на исследование проблем цвета в художественном проектировании костюма;
В художественном проектировании костюма используются основные свойства цвета, цветовые явления, оптические свойства красок, цветовых рядов, спектрального состава излучения и его связи с цветом. Обязательно учитываются физиология восприятия цвета, закономерности адаптивного и субтрактивного синтеза цветов, эмоциональное и физиологическое воздействие цветов на человека, цветовая символика.
Схема тематической последовательности процесса применения пластической анатомии в комплексе художественного проектирования костюма показана на рис. 3.5.По полученным данным разработана технология применения пластической анатомии в процессе художественного проектирования костюма, представленная на рис. 3.6. Работа: художника-стилиста по: костюму связана- с изображением; формы. Сейчас уже недостаточно того, что автор представляет себе модель. Его представление: должно быть обязател ьно - зафиксировано на бумаге, т.к. такие изображения - необходимая; часть действия, дополняющая = и проверяющая мыслительную работу художника и; работу в материале. Отсюда прослеживается І тесная связь композиции костюма: с рисунком, живописью, физикой цвета и психологией восприятия;
Рисунок - вид графики; ИІ вместе, с тем: основа всех видові изобразительного искусства. Рисунок может выступать; и как самостоятельный: вид творческой деятельности: Виды рисунка различаются1 по технике исполнения; по назначению, темам и жанрам.
Рисунок: является необходимым средством деятельности инженера-конструктора, техника; изобретателя, архитектора: Даже в:обыденной жизни человек прибегает к помощи рисунка; когда хочет что-то точно указать, объяснить. Как станковое произведение рисунок имеет самостоятельное значение.
Любая работа художника; в том; числе и художника-стилиста, начинается с рисунка.В художественном проектировании костюма рисунок делится; на: 4 этапа:1. Перспективное построение и светотень геометрических тел, ГИПСОВЫХ-орнаментов, драпировок, предметов быта.,2. Рисунок черепа, рисунок деталей лица, линейно-конструктивный рисунок обрубовочной головы, рисунок; живой головы человека, рисунок конечностей фигуры человека (рисунок руки, рисунок ноги):.
Рисунок экорше, рисунок обнаженной фигуры- человека (стоящая; модель с опорой на одну ногу). 4. Рисунок фигуры человека в различных ракурсах,- Рисунок одетой фигуры человека:. Каждый этап? рисунка, в свою, очередь, подразделяется? на составляющие.. Первый этап включает:. - линейный рисунок каркаса геометрических тел- (куб; призма, конус ш т.дО;. рисунок: натюрморта; из. гипсовых геометрических тел (куб; шар; конус, цилиндр);: линейно-конструктивный рисунок предметов быта; - академический рисунок гипсового орнамента; тональный академический рисунок драпировки; - академический рисунок капители на сером нейтральном фоне; рисунок натюрморта из несложных предметов быта; Второй этап освещает следующие вопросы: рисунок черепа в двух поворотах; линейно-конструктивный рисунок деталей лица (гипсовые слепки); - линейно-конструктивный рисунок обрубовочной головы; - рисунок живой головы человека; рисунок руки; рисунок ноги. Третий и четвертый этапы включают рисунок фигуры человека. Схема тематической последовательности процесса применения рисунка в комплексе художественного проектирования костюма показана на рис. 3.7.
Экспериментальные исследования эффективной технологии процесса применения художественного проектирования костюма на предприятиях малой мощности
Разработка технологии применения элементов начального (основы; композиции, пластическая анатомия, физика цвета и психология восприятия; рисунок, живопись, история искусств, история костюма, текстильного и ювелирного искусства, архитектоника и структуры в пространстве) и переходного (композиция костюма) эталон художественного проектирования костюма является актуальной задачей, т.к. она позволит более целенаправленно и рационально использовать профессиональные навыки художников-проектировщиков. Исследования технологии применения элементов s начального и-переходного этапов художественного проектирования костюма проводились посредством сбора статистических данных.и имитационного моделирования [169-176]..
Имитационное моделирование - экспериментирование с моделью реальной1 системы. Необходимость решения задачи путем экспериментирования стала,очевидной, когда возникла потребность получить о системе специфическую информацию, которую нельзя было найти в известных источниках.
Необходимость в=имитационном моделировании возникла, т.к. экспериментирование : с реальной моделью в нашем случае имеет существенные недостатки:оно может нарушить установленный порядок работы предприятия;: - т.к. составно й частью системы являются л юди, то на \ результат эксперимента; может повлиять так называемый хауторный эффект, проявляющийся:в; том, что люди, чувствуя, что за ними наблюдают, могут изменить свое поведение;для получения одной; и той же величины: выборки потребовались бы чрезмерные затраты времени и средств; при экспериментировании с реальной системой могло оказаться невозможным исследование множества альтернативных вариантов.
Преимуществом имитационного моделирования; можно считать широчайшие возможности его применения в сфере проектирования; костюма. В построенных моделях находят отражение самые существенные предполагаемыечерты явления - его основные компоненты.и их устойчивые связи и отношения;г ожидаемые результаты функционирования явления. Bi нашем случае использо—валсятак называемый метод мысленного эксперимента. Его использование заключается в том, что описывается развертывание и функционирование мысленно построенного эксперимента (поведение теоретической; модели:педагогического явления) и ожидаемые его результаты. Разработка и использование имитационного : моделирования; позволило видеть и "разыгрывать" на модели реальные процессы и ситуации. Это, в свою очередь, в значительной мере помогло понять и прочувствовать проблему, что стимулировало процесс поиска; нововведений;
В качестве объекта исследований была принята технология І применения элементов, базовых для художественного проектирования костюма.По данным исследований; была разработана математическая модель применения вышеперечисленных элементов.
Основными параметрами математической: модели являются:і — человек, применяющий данную технологии;b — элемент;составляющим художественного проектирования- костюма; присваиваются следующие номера: Ы — основы композиции, Ь2 — пластическая анатомия ЬЗ — физика цвета и психология восприятия, Ь4 - рисунок, Ь5 — живопись, Ь6 -история искусств, Ь7 — история костюма, текстильного и ювелирного искусства, Ь8 — архитектоника и структуры в пространстве, Ь9 — композиция костюма,RZ(i) —рост навыков каждого проектировщика;RZ(b)=— рост навыков группы проектировщиков;по указанному элементу;: Ev - числовой показатель уровня роста умений и навыков.
Разработка математической модели производилась на ПК. Алгоритм расчета математической мод ели распределения уровня умений по контингенту проектировщиков показан на рис. 4.9. Алгоритм расчета математической модели распределения уровня умений; каждого проектировщика показан на рис. Полученные данные технологии применения вышеперечисленных элементов, обработанные методом наименьших квадратов на ПК позволили получить уравнения регрессии и построить соответствующие графики.
При этом были получены следующие уравнения регрессии и построены соответствующие графики зависимостей:распределение уровня умений но контингенту проектировщиков,г применяющих существующую технологию: