Содержание к диссертации
Введение
Анализ и исследование принципов создания одежды на основе традиционного казахского костюма 18
1.1 Анализ современного состояния проектирования одежды основе традиционного национального костюма 18
1.2 Традиционный национальный костюм - неиссякаемый источник проектирования современной одежды 23
1.3 Отражение истории народа в национальной культуре 28
1.4 Анализ ассортимента традиционных материалов в национальной одежде 33
1.5 Выводы. Постановка задач исследований 39
Анализ традиционного казахского костюма и разработка этапов его развития 41
2.1 Исследование и систематизация элементов традиционного казахского костюма 41
2.2 Анализ декоративного решения элементов традиционного казахского костюма 60
2.3 Разработка состава изделий комплекта традиционного казахского костюма в зависимости половозрастного признака 85
2.4 Основные этапы формирования традиционного казахского
костюма и влияние его на развитие фольклорного стиля 99
Выводы 115
Разработка теоретических принципов проектирования современной одежды на основе традиционного казахского костюма 116
3.1 Орнамент как художественно-декоративный элемент проектирования одежды на основе ТКК 116
3.2 Теоретические предпосылки проектирования современной одежды на основе национального костюма 130
3.3 Разработка теоретических принципов проектирования современной одежды на основе художественно-декоративного решения элементов ТКК 142
3.4 Разработка теоретико-методологического подхода к проектированию современной одежды на основе национального костюма 157
Выводы 169
Разработка методологических принципов проектирования современной одежды на основе ТКК 171
4.1 Разработка методологических предпосылок проектирования современной одежды на основе национального костюма 171
4.2 Разработка процесса проектирования современной одежды на основе ТКК с позиции системного подхода 186
4.3 Разработка концептуальной модели процесса проектирования современной одежды на основе ТКК 195
4.4 Разработка информационной модели процесса проектирования современной одежды на основе ТКК 212
Выводы 228
5 Разработка современной одежды на основе ткк с позиции творческо-методологического подхода 230
5.1 Разработка структуры общего кода современной одежды на основе ТКК 230
5.2 Разработка операционной базы данных проектирования современной одежды на основе ТКК 258
5.3 Разработка современной одежды на основе ТКК с позиции нового подхода 265
Выводы 293
Заключение 295
Список использованных источников
- Традиционный национальный костюм - неиссякаемый источник проектирования современной одежды
- Разработка состава изделий комплекта традиционного казахского костюма в зависимости половозрастного признака
- Теоретические предпосылки проектирования современной одежды на основе национального костюма
- Разработка процесса проектирования современной одежды на основе ТКК с позиции системного подхода
Введение к работе
Актуальность темы. В течение прошедшего столетия коренным образом изменился уклад жизни населения Республики Казахстан, создана качественно новая система ценностей и новый тип человеческих отношений. Главная наша задача, четко определенная Президентом Н.А.Назарбаевым в стратегии "Казахстан-2030", - это построение независимого, процветающего и политически стабильного Казахстана. Решение этой масштабной задачи немыслимо без развития национального производственного сектора, базирующегося на самых современных технологиях, без постепенного перехода от преимущественно сырьевой экономики к экономике высокотехнологичной и наукоемкой.
Важнейшими задачами, стоящими перед швейной промышленностью на современном этапе в условиях рыночных отношений и жёсткой конкуренции, являются расширение ассортимента изделий и улучшение их качества.
Применительно к швейным изделиям, возникает задача максимального удовлетворения потребности населения в оригинальной современной одежде с одной стороны, и достаточной прибыли и эффективности работы предприятий с другой.
В настоящее время у потребителей возрос интерес к национальной одежде, которая выступает в роли этнического, родоплеменного и территориального показателя, а также несёт в себе семантическую составляющую.
В связи с этим, вектор развития отечественной промышленности направлен на расширение ассортимента современных изделий на базе традиционного национального костюма, с учетом его функций, так они непосредственно передают ту художественную выразительность и оригинальность, которая веками была воплощена народом в традиционном казахском костюме, на основе культуры народа.
На территории Республики Казахстан проживает более 100 народов и народностей, каждый из которых имеет свою историю, обычаи, обряды и традиции, частично сохранившиеся в элементах традиционного национального костюма. За последнее десятилетие национальный костюм превратился в один из неиссякаемых источников, в котором материал, форма, конструкция, декор, техника и способ исполнения, традиционная технология являются творческой идеей для создания совершенно новых художественно-конструкторских и технологических решений моделей современной одежды.
Все в большей степени в направляющих коллекциях современного костюма заметно обращение к богатому народному наследию. Наряду с этим в изделиях современной одежды наблюдается сочетание элементов традиционного костюма разных народов, культур в стиле «эклектика».
В настоящее время значительно возросла доля выпуска современной национальной одежды в общем, объеме производства, что подтверждается созданием специализированных предприятий малого и среднего бизнеса по выпуску национальной одежды, таких как Республиканский центр моды «Макпал», «Ерке-Нур» и другие.
Как показал анализ существующих методов проектирования одежды, одним из основных направлений расширения структуры ассортимента одежды на современном этапе является, создание проектных решений на основе традиционного национального костюма.
Основным направлением разработки методологии проектирования одежды является сокращение производственного цикла, начиная от возникновения творческого источника до разработки проектно-конструкторской документации проектного решения.
Первой в мировой практике к моделированию одежды на основе традиционного национального костюма обратилась Н. П.Ламанова, которая разработала основные принципы проектирования современной одежды.
4>
В настоящее время известен ряд работ, выполненных в области проектирования национальной одежды и трансформации её в процессе проектирования современной.
Пармоном Ф.М. проведен ряд теоретических и экспериментальных исследований и определены пути творческой трансформации народного костюма при создании современных моделей и коллекций. На основе разработанной классификации русского народного костюма в зависимости от географической зоны и региона, выявлены наиболее характерные костюмы-образы. Наряду с этим им систематизированы элементы русского народного костюма, разработана информационная база конструкции и композиции элементов русского народного костюма (РНК) в системе автоматизированного проектирования одежды, а также анализ и классификация русского народного костюма в аспекте проектирования современного костюма [1].
Делались попытки в области разработки методологии проектирования изготовления современной одежды, на основе национальных традиций, народов Якутии с учетом разработанной концептуальной модели процесса проектирования, а также междисциплинарных системных исследований национального костюма, проведенных в историко-генетическом контексте и современных технологий. При этом определены пути создания моделей современной одежды и разработаны модели современной одежды на основе национальных традиций [2].
Была предложена классификация ассортимента, внешней формы, конструкции и орнаментальных мотивов традиционной женской одежды народов Северного Кавказа, с помощью методики формирования рациональной структуры ассортимента одежды, на основе которой разработана потребительская ассортиментная коллекция современной женской одежды с учётом внешнего облика, особенностей телосложения и национальных традиций народов Северного Кавказа [3].
/
В процессе исследования формирования национального костюма нами была разработана методика проектирования современной одежды на основе традиционного казахского костюма [4].
Учитывая многообразие факторов, влияющих на процесс разработки оптимальных конструкций и технологий при проектировании изделий наиболее эффективно создание научных основ проектирования современной одежды с учётом функций, как элементов традиционного национального костюма, так и современной одежды.
Значительный вклад в решение проблем, связанных с проектированием одежды различного назначения, внесли видные ученые Российской Федерации Коблякова Е.Б., Меликов Е.Х., Романов В.Е., Пармон Ф.М., Шершнева Л.П., Сурженко Е.Я., Савельева И.Н.
Они сформулировали теоретические и методологические основы проектирования изделий различного назначения, установили пути решения задач в достижении оптимальных параметров процесса проектирования, предложили методы и методики разработки, а также оценки одежды в различных условиях эксплуатации, определили пути творческой трансформации народного костюма с позиции системного подхода.
Однако существующие разработки в области проектирования современной одежды, не учитывают возможности расширения структуры ассортимента за счёт одновременного взаимодействия функций традиционного национального костюма и современного одеждой, что непосредственно приведет к созданию совершенно новых проектных решений, обладающих высокими потребительскими свойствами.
Поэтому отсутствие научно-обоснованных методов проектирования современной одежды на основе традиционного казахского костюма ведет к производству одежды, без учёта информационных свойств о первоисточнике и основных функциях элементов традиционного казахского костюма, что оказывает отрицательное влияние на качество одежды и соответственно покупательскую способность.
Соответственно, это требует разработки теоретических и методологических основ проектирования современной одежды, с точки зрения нового подхода.
Основной трудностью проектирования современной на основе национальной одежды является необходимость комплексного учета утилитарных, информационных и семантических функций традиционного национального костюма, а также функций современной одежды, так как в настоящее время за основу принимается одно и несколько свойств, ввиду трудностей выполнения всей функций в равной степени.
Таким образом, на основе проведенных научных исследований в области проектирования специальной, бытовой одежды, в том числе традиционного национального костюма, а также современной на его основе возникает необходимость разработки теоретико-методологического подхода к проектированию современной одежды на основе традиционного казахского костюма.
Следовательно, разработка научных принципов проектирования современной одежды на основе ТНК, должна базироваться на теоретических и методологических исследованиях, выполненных в области проектирования специальной, бытовой одежды с позиции различных подходов, в том числе национального костюма различных народов, а также теоретических и методологических принципов разработки структуры композиционных и конструкторских решений современной одежды.
Цель и задачи исследований. Основной целью диссертационной работы является разработка научных принципов проектирования современной одежды на основе традиционного казахского костюма базирующихся на использовании механизмов творческого мышления и научных методов познания, способствующих созданию новых художественно-конструкторских решений одежды различного назначения, расширяющих структуру ассортимента и максимально удовлетворяющих потребителей в конкурентоспособной современной одежде.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие научные и технические задачи:
разработка методологических основ проектирования современной одежды на основе традиционного казахского костюма;
установление основных принципов проектирования современной одежды на основе трансформации отличительных признаков традиционного национального костюма;
исследование традиционного казахского костюма в качестве творческого источника проектирования современной одежды, как важнейшего элемента в сложной системе, характеризующей культуру и цивилизацию народа;
проведение исторического и картографического исследования творческого источника, систематизация элементов традиционного казахского костюма и установление состава изделий комплекта в зависимости от половозрастного признака;
исследование форм и конструкции элементов традиционного казахского костюма, установление основных этапов его формирования, и влияние на развитие фольклорного стиля;
анализ художественно-декоративного решения элементов традиционного казахского костюма;
исследование орнамента как эстетического признака художественно -декоративного решения элементов традиционного казахского костюма;
разработка теоретических принципов проектирования современной одежды на основе художественно-декоративного и орнаментального решения элементов традиционного казахского костюма;
разработка принципов нового подхода к проектированию современной одежды на основе традиционного казахского костюма с учетом механизмов творческого мышления и общенаучных методов познания;
создание информационной базы данных проектирования современной одежды на основе традиционного казахского костюма с позиции функционального моделирования.
Объектами исследования являлись историко-этнографические и картографические исследования в области истории развития традиционного национального костюма; теоретические и методологические положения и принципы проектирования бытовой одежды, в том числе национальной, а также специальной; изделия действующего ассортимента, музейные экспонаты и экспериментальные образцы элементов традиционного казахского костюма.
Методы и средства исследования. В работе использованы: общая методология системного подхода к проектированию одежды, теория информационных и интеллектуальных систем. Научные методы познания: ассоциация, аналогия, формализация, синтез, анализ, алгоритмизация, моделирование, наблюдение, сравнение, измерение и счет; ретроспективный, историко-этнографический и картографический анализ. Инженерные методы построения разверток деталей одежды, теории композиции, методы формирования ассортимента одежды, теории классификации кодирования и модифицирования, аналитические, экспериментальные методы и комбинаторики, компьютерные программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Corel DRAW 11 , Visual Fox Pro, Turbo Paskal, CUAT.
Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:
разработаны основные принципы проектирования современной одежды с учетом трансформации наиболее отличительных признаков, характерных для традиционного казахского костюма в зависимости от декора и внешней формы элементов традиционного казахского костюма, а также установлена значимость его как творческого источника при моделировании современной одежды;
систематизированы элементы традиционного казахского костюма на основании исторического и картографического исследования в зависимости от утилитарных функций;
установлена связь орнамента с формой и символикой орнаментальных мотивов, а также его способность легко поддаваться трансформации, благодаря таким свойствам как формообразование, вид, способ и техника исполнения, граница подвижной поверхности одежды, возможные сочетания мотивов и их производных, цветовая композиция, а также угловое, боковое, центральное и сплошное месторасположение на деталях;
разработаны принципы модификации базовых конструкций изделий различного назначения действующего ассортимента, на базе предложенной системы классификации композиционных, композиционно-технологических и композиционно-утилитарных видов декорирования традиционного казахского костюма;
разработан теоретико-методологический подход к проектированию современной одежды на основе традиционного казахского костюма с позиции совокупности известных взаимосвязанных общенаучных методов познания, а также механизмов творческого мышления: наблюдения, памяти, воображения, вдохновения, интуиции, восприятия и предложенных научных методов познания историко-картографического, инверсии, методов новых комбинаций и фокальных объектов;
предложен историко-картографический метод познания, который
предусматривает изучение сущности возникновения традиционного
национального костюма, формирования и развития его в хронологической
последовательности, позволяющий систематизировать элементы
традиционного национального костюма и разработать систему их классификации и кодирования;
разработан интеллектуально-информационный метод,
предусматривающий последовательное выполнение операций, включающий концептуальное и информационное моделирование, систему классификации и кодирования, создание операционной и дополнительной базы данных, а также разработку программы с помощью системы управления базами данных;
усовершенствована структурная схема процесса проектирования современной одежды на основе ТКК в режиме многоступенчатого автоматизированного проектирования по схеме: «традиционный казахский костюм (ТКК) -современная базовая конструкция одежды (БК) - исходная модельная конструкция (ИМК) - графический дизайн модели (ГДМ) - модели-аналоги (МА) - модельная конструкция» (МК);
разработана информационная модель проектирования современной одежды на основе традиционного казахского костюма в системе «база знаний -- алгоритм - структура процесса- банк данных»;
разработана информационная база данных по массивам: композиция, конструкция, декор на основе формализации и кодирования основных признаков предложенной системы, классификации элементов традиционного казахского костюма.
Практическая значимость и реализация результатов работы:
разработана методика проектирования современной одежды на основе традиционного казахского костюма;
разработан состав изделий, входящий в комплект традиционного казахского костюма в зависимости от половозрастного признака, а также установлено минимальное и максимальное количество элементов, что позволило создать каталог «Первоисточник»;
разработана операционная и дополнительная база данных по массивам конструкция, композиция, декор элементов традиционного казахского и современного костюма;
разработаны программы проектирования современной одежды на основе ТКК с использованием интеллектуально-информационного метода и системы управления базами данных Visual Fox Pro;
разработана информационная база для проектирования современной одежды на основе ТКК в виде каталогов: «Базовая конструкция», «Казахский орнамент и его производные», «Модели-аналоги», «Исходная модельная
конструкция», «Модельная конструкция», «Художественно-декоративные лекала», «Современная одежда на основе ТКК»;
разработано 30 опытных образцов современной одежды различного ассортимента на основе использования традиционных материалов, принципов декора, форм и конструкций элементов традиционного казахского костюма, на которые получено 24 патента на промышленные образцы и 6 положительных решений.
Достоверность проведенных исследований. Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций обусловлена применением корректных теоретических и методологических принципов проектирования современной одежды на основе традиционного национального костюма, подтверждена разработкой теоретико-методологического подхода, полученными патентами и положительными решениями на промышленные образцы, апробацией полученных результатов и положительной оценкой на предприятиях швейной отрасли.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на: международных научно-технических, практических и методических конференциях «Республика Казахстан - 10 лет независимого развития» (г. Кызыл орда, июнь 2001г.); «Непрерывное профессиональное образование в области технологии, конструирования изделий легкой промышленности», МГУДТ (Россия, Москва, 15-16 марта 2001г.); «Роль предметов личного потребления в формировании среды жизнедеятельности человека», МГУДТ (Россия, Москва, 4-5 декабря 2002г.); «Непрерывное профессиональное образование в области технологии, конструирования изделий лёгкой промышленности» МГУДТ, (Россия, Москва, 3-4 апреля 2003г.); «Проблемы и тенденции развития пищевой и легкой промышленности в XX веке», АТУ, (Алматы, 15-16 октября 2003г.); «Традиционное и современное искусство Казахстана и Центральной Азии», КазНАИ им. Т.Жургенова, (Алматы, 17 октября 2003г.); «Инновационные технологии:
теория и практика», АБМ «Сымбат, (Алматы, 22-23 апреля 2004г.); «Культурное наследие народов Казахстана и национальная система образования», КазНАИ им. Т.Жургенова, (Алматы, 29-30 апреля 2004г.); «Стратегия развития пищевой и легкой промышленности», АТУ, (Алматы, 4-5 июня 2004г.); межвузовской научно-методической конференции «Проблемы повышения качества художественного и технического образования», АБМ «Сымбат», (Алматы, 27-28 апреля 2001г.); на расширенном заседании кафедры «ТКМИШП» Алматинского технологического университета (Алматы, 2005г.)
Материалы исследований и разработок широко используются в учебном процессе Алматинского технологического университета в лекционных курсах, лабораторных работах по дисциплинам «Моделирование и оптимизация технологических процессов», «Методы и средства исследования», «Химизация технологических процессов», «Метрология, стандартизация, сертификация и управление качеством продукции», «Основы технологической подготовки». В курсовом, дипломном проектировании и научно-исследовательских работах для подготовки молодых специалистов по специальностям «Технология и конструирование швейных изделий».
Результаты работы апробированы и внедрены в Республиканском национальном центре моды «Макпал», на швейной фирме «Ника» города Алматы, а также учебных лабораториях кафедры «Технология, конструирование и моделирование изделий широкого потребления» Алматинского технологического университета.
Личный вклад соискателя. Личный вклад состоял в обосновании темы, постановки задач, выборе методов и направлений исследований, анализе и обобщении полученных результатов, теоретических и методологических принципов и выводов. При непосредственном участии соискателя и под его руководством работами аспирантов и магистрантов проведены все экспериментальные исследования в лабораторных и производственных условиях.
В научных работах, опубликованных в соавторстве с аспирантами и магистрантами, соискателю принадлежит аргументация выбора исследований, постановка задач, теоретические выкладки, организация и участие в проведении исследований, анализ результатов.
Публикации. Всего по материалам диссертации опубликовано 79 работ. Основные результаты выполненных исследований и разработок опубликованы в 49 статьях всесоюзных и российских журналах, межвузовских сборниках, а также представлены 24 патентами и 6 положительными решениями на промышленные образцы одежды.
Структура и объём диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, выводов, списка использованных источников и приложения. Основная часть диссертации изложена на 311 страницах машинописного текста, в число которых входят 34 рисунка и 47 таблиц. Список использованных источников включает 165 наименований. Приложение представлено на 132 страницах.
Традиционный национальный костюм - неиссякаемый источник проектирования современной одежды
Начиная с далекого прошлого, одежда неизменно сопутствует человеку. По материалу, форме, покрою одежды можно судить об образе жизни человека, о климатических условиях, в которых он живет, о его классовой и сословной принадлежности, о культурном уровне и его материальном состоянии. То есть многие стороны материальной, духовной и социальной жизни общества находят свое отражение в одежде.
Принято считать, что важнейшей составной частью предметного мира является костюм - средство эстетического воспитания личности. Костюм, с точки зрения ученых - образно решенный ансамбль, в центре внимания которого человек, ансамбль объединяет одежду, обувь, прическу, грим, аксессуары и несет определенную утилитарно-эстетическую функцию [1]. Продуктом деятельности создателя костюма является модель - это новое художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид, соответствующее требованиям технической эстетики, пригодное к осуществлению промышленным способом и дающее положительный экономический эффект.
При этом костюм ярко выражает специфические особенности развития общества разных стран и народов. Климатические условия, социальная структура общества, материально-экономическое состояние, национальные признаки, моральные нормы и эстетические идеалы - все это отражается в многообразии форм костюма. Народы разных стран создавали и создают свои виды одежду, в которой выражен национальный вкус и своё понимание красоты. Обычаи и обряды народов также проявляются в характере костюма. Костюм выражает не только общенациональные черты, но является также индивидуальной характеристикой человека.
Бесспорным является тот факт, что неиссякаемым творческим источником проектирования современной одежды является национальный и исторический костюм. При этом стремление к красоте было свойственно всем народам еще на ранних этапах развития человеческого общества. Сохраняя национальные традиции, передовая навыки и особенности своего ремесла из поколения в поколение, впитывая в себя новые образные понятия, народные умельцы донесли до наших дней образцы национального костюма, формы и конструкции которых, не претерпевали особых изменений [1].
В результате ретроспективного анализа литературных источников установлено, что традиционный костюм является проявлением эстетического и практического опыта народа, отражает особенности быта и мировоззрение людей. Поэтому костюм необходимо исследовать в неразрывной связи с историей формирования и становления этноса. Наряду с этим геополитические, экономические и культурные факторы, влияющие на развитие народов, определяют дальнейшее развитие её культуры и искусства.
Уникальным проявлением материальной культуры прошлого является казахский народный костюм, создававшийся под влиянием условий жизни - в степях с их знойным летом, с пронизывающими ветрами, морозами зимой, большими перепадами дневных температур. В нем нашли отражение эстетические идеалы народа, его образ жизни, социальные эквиваленты. Он отличается, ярко выраженным своеобразием и, сыграл определенную роль в сохранении и упрочении этнического самосознания народа. Костюм наряду с разговорной речью и антропологическим показателями служил стойким определителем, по которому отличая своих, от чужих. Для него характерна общность форм для всех слоев населения с определенной возрастной регламентацией.
Традиционный национальный костюм совершенствовался в течение всей истории существования казахского народа, бережно передавая только самое ценное из поколения в поколение [8]. Следовательно, казахский национальный костюм складывался веками, становясь выразителем красоты, доблести и благосостояния народа. В Республике Казахстан, возрождаются национальные обычаи, традиции и обряды, посредством восстановления основных элементов ношения предметов одежды, традиционного казахского костюма (ТКК). При этом современная одежда, созданная на основе ТКК, отличается оригинальностью, неповторимостью, несет в себе определенную художественную выразительность, воспитывает в молодежи любовь к народному прикладному искусству.
Известно, что современный костюм - это исторически сложившийся и постоянно развивающийся комплекс определенным образом согласованных между собой предметов, как непосредственно надеваемых на тело человека, так сопутствующих им дополнений, а также прически, грима, формирующих внешний облик человека и образующих единое утилитарно-художественное целое [9].
В основном при создании большинства художественно-конструкторских решений художественный эффект достигается благодаря глубокому проникновению в сущность вещи и воплощение этой сущности в адекватной форме. Костюм - это экран, на который проецируются в зримой и яркой форме все аспекты социального, материального, технического уровня развития обществ. Через костюм можно выразить индивидуальность человека определенной этнической группы. Поэтому костюм является важнейшим элементом в сложной системе, характеризующей культуру, цивилизацию. Он может выразить философские идеи и воплощать их в геометрических концепциях формы
Разработка состава изделий комплекта традиционного казахского костюма в зависимости половозрастного признака
Кроме этого установлено, что в основе происхождения орнамента в виде розеток, расположенных в основном на спинке шапана, лежит закон симметрии, характеризующийся одной осью и пересекающимися по ней плоскостями симметрии, которые при переходе в бесконечность образуют круг или концентрические окружности.
Симметрия есть определенный порядок в построении какой-либо пространственной формы, позволяющей этой форме совмещаться с самой собой при определенных поворотах, сдвигах или отражениях. Симметрия создает изделиям подвижность, рассредоточенность, фрагментарность, а стройная система повторных элементов придает узору довольно строгую упорядоченность.
Зеркальная симметрия создает впечатление уравновешенности и покоя.
Осевая симметрия имеет порядок от 2 до бесконечности. Если фигура имеет только осевую симметрию, то она производит впечатление беспокойной подвижности, выражает интенсивное вращательное движение. В изделиях с линейным орнаментом используется параллельный перенос.
Одна ось переноса, параллельная плоскость симметрии, перпендикулярной плоскости симметрия, их комбинаций, а также ось скользящего отражения, ось симметрии второго порядка, использовались при создании орнамента, представленных на рисунках, иллюстрациях, музейных экспонатах, что доказывает соблюдение законов симметрии.
Следовательно, вышеперечисленные факторы можно использовать в процессе художественно - декоративного оформления современной одежды, тем самым, создавая новое образное решение.
На основании применения исторического и картографического методов познания установлено, что только незначительная часть растительных, зооморфных и космогонических мотивов используется в художественно-декоративном оформлении швейных изделий.
Поэтому перед нами встала задача расширения, возможности использования принципов построения казахского орнамента в художественно-декоративном оформлении современной одежды.
Эта цель может быть достигнута путем исследования структуры создания орнамента, а также системы кодирования, которое позволяет, используя метод комбинаторики разрабатывать различные варианты производных от орнамента с помощью информационных технологий.
Исходя из разработанной нами структурной схемы классификатора орнаментальных композиций, осуществляется художественно-декоративное оформление деталей одежды в интерактивном режиме.
На основании проведенных исследований разработана методика создания стилизованных орнаментов из национальных, которая способствует расширению ассортимента изделий, отличающихся в зависимости от вида, техники, способа и места расположения орнамента.
Разработка компьютерного графического эскиза казахских орнаментов при помощи пакета векторной графики Corel Draw 10 с выходом на устройства графического отображения заключается в использовании простейших элементов-прямоугольников и эллипсов, составляющих его графическую базу [4].
При этом компьютерные технологии представляют широкие возможности для создания орнамента путем заполнения она и контура различными цветами, перехода от одного оттенка к совершенно другому в заданном направлении, а также формирования бликов, тени, прозрачности, превращения двухмерного объекта в трехмерный [52].
Метод создания орнаментальных мотивов позволяет реализовать многообразие нестандартных композиций из числа стандартных элементов -зооморфных, растительных, космогонических геометрических.
На основе средств гармонизации орнаментальных композиций и выделения подобных элементов (сегментов), нами было выделено 42 наиболее типичных элементов зооморфных, растительных, космогонических и геометрических орнаментов, которые позволили разработать каталог «орнамент» и «производные от орнамента» [4].
Таким образом, в задачу проектировщиков входит овладение достаточной информацией об орнамента, его виде, месторасположении, характере и техники исполнения, а также его семантического значения, с целью обогащения современной одежды художественно-декоративными элементами присущих для традиционного казахского костюма.
Теоретические предпосылки проектирования современной одежды на основе национального костюма
Известно, что структуру ассортимента одежды можно расширить за счёт концепции товаров народного потребления, экспертного опроса, проектно-типологического метода, централизованного и децентрализованного, управления ассортиментными единицами, информационной модели, а также исследования потребительского спроса по художественно - конструктивным признакам [74].
Для формирования состава и структуры ассортимента товаров применяют аналитические, синтетические и контрольно-проверочные методы. При этом методы оптимального формирования ассортимента товаров по видам и способам проведения работ подразделяются на: экспертные, проектные и программно-целевые. Экспертные методы используют в основном для принятия решений, требующих заключение опытных специалистов, основанного на требованиях и данных, не сводимых в единую систему методами точных наук. Проектные методы используют при проектной разработке типологии товаров определением типоразмеров, типажных рядов и апробацией полученного результата в проектном материале. Программно-целевые методы объединяют различные процедуры и этапы разработки ассортимента в единый цикл на основе общей целевой установки [2].
При формировании структуры ассортимента предлагается использовать известные методы: экспертные, проектные и программно-целевые.
В процессе проведения теоретических исследований установлено, что метод формирования ассортимента одежды, предусматривает процесс взаимодействия её формообразующих элементов, когда множество формообразующих элементов подразделяются на «элементы формы» и «элементы содержания». При этом в качестве элементов формы предложены результаты условного расчленения оболочки тела человека [75].
Поэтому можно говорить о подвижной системе «человек- одежда - форма - конструкция -декор», функции которой зависят от свойств составляющих её элементов: человека и одежды и среды формирования.
Известен блочно-модульный способ проектирования систем моделей из конструктивно и композиционно взаимозаменяемых модулей, которые при различном сочетании образуют новые структуры (модели). Такой способ предполагает принцип рационального расчленения (декомпозиции) целостной структуры на модули и последующей их унификации, что обеспечивает высокий уровень их повторяемости, совместимости и взаимозаменяемости в конструкциях. Автор [76,77] считает, что наибольшее влияние на решение декомпозиции, синтезации и модификации моделей оказывает характер ведущей темы композиции, которая может быть представлена следующими вариантами: объемно-пространственная, пластическая, декоративно-цветовая, декоративно-отделочная, декоративно-конструктивная, функционально декоративная и смешанная. Наиболее сложными и менее перспективными являются две первые разновидности композиционных решений. Различные модификации композиции исходной модели реализуются за счёт изменения композиционного центра или пропорции (благодаря изменению расположения месторасположения деталей); изменением массы формы (из-за цвета, фактуры, материала); усилением чёткости краёв - (подчёркивание их кантами, строчками, вышивкой); использованием новых сочетаний материалов по цвету, рисунку, фактуре, тематической росписи материала, введением или изменением рисунка, цвета. Остальные темы композиционных решений моделей дают возможность осуществить наибольшее число замен без снижения качества моделей. К ним относятся признаки свойств, которые несут наибольшую информацию о модели, легко распознаются, позволяют охарактеризовать изделие не только как предмет потребления, но и как объект промышленного производства. К таким свойствам отнесены: структура, конфигурация и размер формы, рельеф и элементы (конструктивно-декоративные, функционально-декоративные и декоративные), разработка её поверхности, а также данные о фактуре, рисунке и других свойствах материалов. Блочно-модульный способ проектирования моделей складывается из двух подпроцессов. Первый предполагает создание визуального образа модели, второй - её конструкцию [76, 77].
Исходя из вышеизложенного, процесс разработки новых моделей возможен на создании образного решения моделей на основе трансформации элементов ТКК, за счёт модификации изделий действующего ассортимента. Проблемам исследования традиционного национального костюма различных народов и создания на основе его современных изделий были посвящены ряд работ.
Известна классификация русского народного костюма (РНК) в зависимости от географической зоны и региона, а также наиболее характерные его костюмы-образы. Систематизированы элементы РНК на головные, наплечные, поясные и обувь, разработана информационная база конструкции и композиции элементов РНК в САПР одежды, а также рассмотрено искусство РНК в аспекте проектирования современного костюма (ПСО). РНК рассматривается как знаковая система, определенное объединение однородных, однотипных изображений. Линиями и формами, конструкцией и композицией костюм согласовывается со строением тела человека, а также содержит в себе характерные элементы, цветовое состояние, декоративное решение, способ ношения и другие функции. Все это в целом создает соответствующее образное представление и принадлежность костюма к определенному региону. Многообразие тонально-ритмических и орнаментальных решений, композиционных построений и сочетаний форм (элементов) обеспечивает разнообразие костюмов-комплексов того или иного региона [1,5].
Разработка процесса проектирования современной одежды на основе ТКК с позиции системного подхода
Процесс проектирования современной одежды предлагается рассматривать также с позиции системного подхода.
Известно, что методам метатеоретического уровня относятся: метод системного анализа. В основе системного анализа лежит понятие системы, под которой понимается множество объектов, обладающих заранее определенными свойствами с фиксированными между ними свойствами.
Системный анализ складывается из основных четырех этапов: первый заключается в постановке задачи, определяют объект, цели и задачи исследования, а также критерии для изучения и управления объектом. Во время второго этапа очерчиваются границы изучаемой системы, и определяется её структура: объекты и процессы разбиваются на собственно изучаемую систему и внешнюю среду. Затем выделяют отдельные составные части системы - её элементы, устанавливают взаимодействие между ними и внешней средой [107].
Известно, что проектирование - сложный комплексный процесс создания нового или модернизации некоторого существующего объекта [96].
Основой системного подхода является выбор наилучшего технического, экономического и эстетического решения из некоторой совокупности допустимых решений с учётом всех требований и ограничений [108].
Традиционный национальный костюм можно рассматривать как совокупность элементов, комплекта, декора и традиционных материалов, а также как костюм-образ, обладающий утилитарными, семантическими, репродуктивными и информационно - эстетическими свойствами.
Современная одежда рассматривается как совокупность деталей и узлов, а также как нечто целое, обладающее социальными, функциональными, эргономическими, эстетическими, эксплуатационными, технологическими и экономическими свойствами. В этом случае функциональная целостность и относительная обособленность производственного технологического процесса позволяет рассматривать его как систему. К связям с производственной средой относятся вся совокупность. существующих технических условий и методов обработки изделий различного ассортимента, а также множество видов технологического оборудования, влияющих на состав и содержание технологических операций, определяющих способ преобразования множества деталей в узлы, а затем в готовое изделие. Основными компонентами производственного процесса как системы является изделие, выступающие в виде объекта производства и технологического процесса, включающие в себя разработку модели, подготовку проектно-конструкторской документации, процесс раскроя, отделку, а также процесс изготовления в условиях швейного производства.
Технологическая подготовка - один из важнейших этапов в работе по созданию современной одежды, способствующая постоянной готовности предприятия к обновлению и совершенствованию ассортимента выпускаемой продукции как на базе творческих источников, так и существующих проектно -конструкторских решений [109].
Проектирование современной одежды с учетом функций ТКК можно рассматривать как развитие принципов системного проектирования, с точки зрения изучения предпроектной ситуации, разработки информационной базы данных, содержащих исходные данные, разработки пакета прикладных программ и банка данных в диалоговом режиме «пользователь - ЭВМ» (разработка алгоритмов, программы, массивов справочников, накопителей).
Полученная информационная модель является основным фактором для получения свойств необходимых, для вывода на дисплей выходной информации, которая будет использоваться пользователем для запуска моделей в производство.
Необходимость развития принципов системного подхода обусловлена сложностью выбора оптимального решения при проектировании современной одежды на основе традиционного национального костюма, вследствие отсутствия информационной базы об основных принципах проектирования национальной одежды, а также функциях, которые несут в себе плечевые и поясные элементы традиционного национального костюма.
Так как поверхность одежды не имеет правильной формы и представляет собой сложную криволинейную поверхность, изменяющуюся и развивающуюся в пространстве и во времени, проектирование современной одежды на основе функций ТКК можно представить в виде системы. С одной стороны, в которой в качестве объекта исследования выступают элементы, функции, среда формирования (обряды, обычаи, традиции народа) традиционного национального костюма, а с другой стороны, в качестве воздействующих факторов, производственная и социальная среда, а также стиль эпохи.
Следовательно, на формирование структуры свойств современной одежды на основе ТКК влияют состав костюма и его функции, среда формирования, социальная среда, а также стиль эпохи. Таким образом, проектирование одежды на основе ТНК возможно на взаимодействии трех подсистем: 1). Среда формирования «обычаи, традиции, обряды» - функции исследуемого объекта «традиционный национальный костюм» - признаки модификации ТКК; 2). Композиция - конструирование -отделка;
Затребования - человек - функции современной одежды - современная одежда на основе ТКК В связи с этим процесс проектирования СВО на основе ТКК можно представить в виде системы, состоящей из подсистем.