Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Выражение количества в русском языке (С позиции носителя китайского языка) Ван Минци

Выражение количества в русском языке (С позиции носителя китайского языка)
<
Выражение количества в русском языке (С позиции носителя китайского языка) Выражение количества в русском языке (С позиции носителя китайского языка) Выражение количества в русском языке (С позиции носителя китайского языка) Выражение количества в русском языке (С позиции носителя китайского языка) Выражение количества в русском языке (С позиции носителя китайского языка) Выражение количества в русском языке (С позиции носителя китайского языка) Выражение количества в русском языке (С позиции носителя китайского языка) Выражение количества в русском языке (С позиции носителя китайского языка) Выражение количества в русском языке (С позиции носителя китайского языка)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ван Минци. Выражение количества в русском языке (С позиции носителя китайского языка) : Дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 : Пенза, 2004 174 c. РГБ ОД, 61:04-10/1713

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА ПЕРВАЯ. СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ТОЧНОГО КОЛИЧЕСТВА В РУССКОМ ЯЗЫКЕ (С ПОЗИЦИИ НОСИТЕЛЯ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА)

1. Имя числительное в русском языке на фоне китайского языка 22

2. Количественно-именные сочетания в русском языке на фоне китайского языка 47

Выводы 73

ГЛАВА ВТОРАЯ. СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ НЕТОЧНОГО КОЛИЧЕСТВА В РУССКОМ ЯЗЫКЕ (С ПОЗИЦИИ НОСИТЕЛЯ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА)

1. Неточное количество (неопределенное, приблизительное) и средства его выражения в русском языке на фоне китайского языка 76

2. Способы выражения количества средствами других частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие) в русском и китайском языках 86

Выводы 97

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ РУССКИХ И КИТАЙСКИХ УСТОЙЧИВЫХ СОЧЕТАНИЙ, ИМЕЮЩИХ КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ

1. Национально-культурная специфика русских устойчивых сочетаний, имеющих количественное значение, на фоне китайского языка 99

2. Национально-культурная специфика китайских устойчивых сочетаний, имеющих количественное значение, на фоне русского языка 104

Выводы 135

ЗАЮПОЧЕНИЕ 136

БИБЛИОГРАФИЯ 141

ПРИЛОЖЕНИЯ 157

Введение к работе

Количественные отношения предметов, их признаков, действий — факты объективной действительности. Категория количества — одна из тех категорий, которые являются результатом познания свойств объективного мира. Объективно существующее количество получает в языке специфическое отражение, образующее языковую категорию количества.

В Предлагаемой работе с позиции носителя китайского языка и исследования языков с точки зрения языковой картины мира. Диссертация посвящена рассмотрению языковых средств выражения категории количества в русском языке и сопоставлению этих средств.

Цель диссертации — рассмотреть средства выражения категории количества в русском и китайском языках, выявить сходства и различия, а также — исследовать трудности перевода с одного языка на другой языковых единиц, содержащих прямо или косвенно выраженную количественную информацию.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач; 1.Выяснить взаимное соотношение языковых элементов выражения количества в русском и китайском языках, раскрыть их специфику и типологическое сходство. 2. Определить и описать национально-культурную специфику языковых средств выражения категории количества в русском и китайском языках. 3.Определить способы перевода особых счётных слов (классификаторов ) китайского языка на русский язык.

4.Составить китайско-русский и русско-китайский двуязычный словник особых единиц (классификаторов, счетных слов) , употребляющихся при счете, а также — в конструкциях, имеющих количественное значение.

В качестве гипотезы выдвигаются тезисы О ТОМ, ЧТО: ф .Количество — одно из древнейших понятий, отражающих познание объективного мира. Количество в разных языках может выражаться различными

средствами. Эти средства имеют не только определённое сходство, но и обладают определёнными особенностями, обусловленными спецификой языков и национально-культурными различиями. (2). Эффективное обучение русскому языку студентов-иностранцев предполагает системную организацию всего языкового материала (в том числе, языковых средств выражения количества) , учитывающую также особенности системы родного языка учащихся.

Объектом данного исследования является языковая категория количества в русском и китайском языках, предметом — способы её выражения в данных языках, закономерности и особенности этого выражения, а также национально-культурная специфика этого явления.

Актуальность работы обусловлена, во-первых, необходимостью сопоставить языковые средства выражения категории количества в русском и китайском языках, выявить их особенности и закономерности; во-вторых, отсутствием учебных материалов и пособий, где нашло бы отражение подобное сопоставление.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые сопоставляются языковые единицы выражения категории количества русского и китайского языков, сделана попытка установить закономерности перевода данных единиц с одного языка на другой.

Практическая ценность исследования выражается в следующих результатах: 1. Выводы, сделанные в процессе сравнительного анализа данного материала, помогут как китайским, так и российским лингвистам исследовать один из фрагментов языковой картины мира; 2. Материалы исследования могут быть использованы в практике преподавания русского языка как иностранного, для написания учебников и учебных пособий для студентов-иностранцев филологических факультетов, а также — служить материалом для спецкурса.

Методы исследования. Для решения поставленных в диссертации задач был применён типологический метод изучения неродственных языков, были использованы переводной, описательный методы, а также наблюдение и обобщение.

Теоретической основой исследования являются новейшие достижения науки о языке в области сопоставительной лингвистики, лингвострановедения и т.д.

Материал исследования — словари русского и китайского языков (русская и китайская лексика и фразеология со значением количества) , материалы учебников русского и китайского языков, тексты современной периодики и произведений художественной литературы.

Апробация работы. Основные выводы и положения диссертации были обсуждены на Всероссийских научных конференцияхСПенза, 2002; Пенза, 2003 ), а также на заседаниях научно-методического семинара кафедры русского языка как иностранного ПГПУ им. В.Г.Белинского. По теме диссертации опубликованы 1 статья и 2 тезисов докладов на научных конференциях.

Тела объективного мира, начиная с самой большой звезды и кончая мельчайшей частицей, обладают определённой формой, длиной, объёмом, массой. Количественно сравниваться могут и качественно однородные вещи, и качественно различные в каком-то отношении, но сходные в иных отношениях: скажем, по весу, твёрдости, а также путём деления объекта на части. Значит, каждый предмет объективного мира обладает количественным признаком, а также это количество всегда связано с качественной определённостью предмета. Следовательно, то или другое количество есть множество, если его можно сосчитать, и величина, если её можно измерить.

Количество выражает внешние, формальные взаимоотношения предметов,

их частей, свойств, связей: число, величину, объём, множество, класс, степень проявления того или иного свойства Количественные характеристики познаются путём исчисления или измерения. Предметы могут быть дискретными, однородными, поддающимися счёту. Наряду с этим существуют явления и вещества, аморфность, непрерывность, неоднородность которых не позволяет их сосчитать. Только дискретные предметы непосредственно считаемы, вещества поддаются счёту "лишь при условии их предварительной дискретизации с помощью единиц измерения (сравните: два яблока, но два литра молока) " (Кацнельсон, с. 138.) . Исчисление, таким образом, бывает прямым и косвенным. Измерение возникло давно и сыграло большую роль в практической деятельности людей. Без измерения нельзя было обойтись ни при создании орудий труда, ни при постройке жилищ и дорог.

Количественные отношения предметов, их признаков действий, являющихся фактом объективные действительности, изучаются в ряде наук: математике, физике, астрономии, географии, а также — философии и филологии. Человека окружает объективный, существующий независимо от его сознания материальный мир. Непосредственной реальностью мира являются процессы, события, факты, данные в их пространственно-временных, количественных параметрах. Любой предмет объективного мира обладает количественными характеристиками. Человек на всех этапах истории своего развития связан с процессом счёта окружающих предметов и различных измерений.

Категория количества — философская категория, являющаяся результатом познания свойств объективного мира.

В толковых словарях русского языка, справочниках количество определяется следующим образом: * Количество — мера чего-либо, счётом, весом, по величине или объёму** (Даль, с.331.) . "Количество — категория, характеризующая предметы и явления внешнего мира со стороны величины,

объёма, числа" (Ожегов, с.276.) . "Количество—категория, выражающая внешнее, формальное взаимоотношение предметов или их частей, а также свойств, связей: их величину, число, степень проявления того или иного свойства" (Большая советская энциклопедия. Т. 12. 1973, с.624, с.420. ) . "Количество. 1. Категория, характеризующая предметы и явления внешнего мира со стороны величины, объёма, числа, степени развития. 2. филос. Определённость предметов, изменение которой осуществимо в пределах данного качества предмета" (Словарь русского языка, в четырёх томах. Т.2, с.73.) .

Основой количественного мышления является объективная дискретность, расчленённость вещей и процессов. Количество выражается числом, заключающим два основных смысла: меру общности, однопорядкости элементов, дискретности при их сополагании друг другу и раздельности (реальной или вымышленной) объекта, его свойств и отношений на однородные элементы, относительно независимые от его качества. Число І5)) , выражающее, например, количество 5 человек, —это не нечто слитно-нераздельное, не просто нечто одно, а специфически раздельное единство качественно однородных пяти единиц.

Большим достижением социальной практики было познание числа. А.А. Реформатский о значении числа писал: "Без числа немыслима не только любая наука, но и любое знание, любое отношение к жизни. Число даёт не только меру вещей, но и простую связь явлений, и здесь язык неизбежно связан с числом в развитии человеческого мышления от диффузно-предметных попыток первобытного человека до современного понимания числа и чисел, во всём математическом и философском многообразии числовых возможностей " (А.А.Реформатский,с.385.) .

"Одной из сторон всеобщего бытия, — по словам И. А.Бодуэна де Куртенэ, — является целый комплекс количественных представлений, охваченный, т.е. расчленённый и объединённый ( интегрированный ) , математическим

мышлением.

Математическая количественность многообразна:

1 .Количественность размерная, количественность пространственная; без измерений, двухмерная, трёхмерная, n-мерная (многомерная);

2.Количественность времени, длительность протекания некоторого процесса;

3.Количественность числовая, относящаяся одинаково как к пространству, так и к времени;

4.Количественность интенсивности, степени.

Собственно говоря, все виды количественности сводятся к числу, так как и пространственная, размерная величина, и длительность протекания, и степень интенсивности могут быть вычислены'Х Бодуэн де Куртенэ. С.311. ).

В языковом мышлении понятие числовой количественности, по мнению И.А.Бодуэна де Куртенэ, "охватывает определение числа составных частей, или элементов, в сложных языковых образованиях ; исследование взаимных отношений между элементами языкового мышления, определяемых с помощью статистического метода; значение повторения и усиления впечатлений и воспоминаний, связанных с воспроизведением языкового мышления во время обучения между людьми с помощью языка; понятие кумуляции впечатлений, понятие привыкания, понятие автономности языковых функций. Количественность пространственная и временная, количественность размера и направления также отражается в языковом мышлении" (Бодуэн де Куртенэ, с.315-316.) .

Объективно существующее количество получает в языке специфическое отражение, образующее совместно с языковыми средствами его выражения языковую категорию количества, которой, как и всякой категории языка, свойственны план содержания и план выражения. Как уже было сказано выше,

содержание категории количества выясняется на основе анализа фактов целого ряда наук, в том числе языкознания. Исследование условий, способствующих реализации значения количества в языках, представляет несомненный гносеологический и лингвистический интерес, так как помогает изучить пути познания количества, глубже познать природу и выявить структуру и семантическую наполняемость языковой категории.

Первые попытки специального исследования категории количества восходят к пифагорейцам, в сочинениях которых содержатся идеи о числе как важнейшей категории. Аристотель даёт следующее определение количеству: "Всякое количество есть множество, если оно счислимо, а величина — если измеримо. Множеством же называется то, что в возможности делимо на части не непрерывные, величиной — на части непрерывные" (Аристотель, с. 164.) .

С развития естествознания и математики проблема количества всё больше привлекают внимание учёных, философов. Р.Декарт рассматривает количество как реальную пространственную и временную определённость тел, которая выражается через число, меру, величину.

Эволюция числа наглядно показывает диалектику процесса познания в плане движения от конкретно-чувственного к абстрактному в мысли, а от него к мысленно-конкретному. Всякое число есть относительно самостоятельная, цельная собранность некоторого множества или раздельное единство количества. При этом количество нетождественно числу; одно и то же количество как величина (например» протяженность при измерении длины) может выражаться в разных масштабах измерения (метрах, сантиметрах) , а поэтому и в разных числах. Число есть форма освоения количественной определённости объекта. "Число — понятие, служащее выражением количества, при помощи которого производится счёт" ( Словарь русского языка, с.310.) .

Понятие числа выработалось в результате долгого исторического развития

человечества. На первый взгляд, задача формирования количественных понятий представляется в историческом плане простой. Графическая фиксация количества появляется 25 тыс. — 30 тыс. лет назад, в период расцвета своеобразных форм мышления и изобразительного искусства кроманьонского человека. Археологи заметили три лучевые кости волка, на которых около 25 тыс. лет назад каменным лезвием были нанесены линии, как правило, явно образующие группы по пять линий в каждой. Безусловно, их группировка пятёрками указывает на связь со счётом. Фиксация количества элементов в множестве с помощью нарезок и его обозначение словом — числительным.

В этом случае имеется только один знак (например, нарезка), замещающий единичный объект, и задача состоит в установлении взаимно однозначного соответствия между числом таких знаков и числом объектов. При назывании количества необходимо найти для каждого отличимого множества специфическое обозначение. Это совсем другая, значительно более сложная проблема. Неудивительно, что на её решение ушло на много тысячелетий больше. Точно так же, как и в случае мыслей, для обозначения которых необходимо бесконечное число письменных знаков, в принципе возможно неограниченное количество наименований для чисел. Одного "взгляда на звездное небо ясной зимней ночью достаточно для наглядной демонстрации впечатления, которое может вызвать большое множество объектов" (ФЛСликс, с.215.). Но как выразить увеличение числа элементов гигантского множества на одну единицу ? Использование для каждой величины своего собственного термина должно было бы вести к тому же хаосу, который угрожал в пиктографических и иероглифических системах письменности с характерным для них принципом "одно понятие — один знак". Но при счёте просто необходимо иметь свой знак для каждого нового множества. С интуитивной точки зрения эта проблема кажется неразрешимой: бесконечное количество обозначений для различных

чисел не может быть образовано и выучено в определённый период времени. Множества такого объёма кажутся вообще непредставимыми с помощью средств когнитивных процессов. Ушло несколько тысяч лет, пока возникли первые известные в истории человечества числовые системы. Они появились на Востоке в период расцвета ранних городов-государств.

В наиболее древних мифопоэтических традициях числам, как и буквам, придавалось сакральное значение : они рассматривались в качестве божественных символов или символов Вселенной, Космоса. "Числа — символ гармонии, порядка в противовес Хаосу. Подобно словам, числа считались неотъемлемыми качествами всех существ и предметов: они управляют не только физической гармонией и законами жизни, пространства и времени, но и отношениями их с Богом, который уподобляется Мировому единству, Высшей истине. Числа — элементы особого числового кода, с помощью которого описывается Вселенная и человек. В древних мифопоэтических традициях число было не только образом мироздания, но и средством его периодического восстановления в циклической схеме развития, средством преодоления деструктивных хаотических тенденций" (Топоров, с.629.) .

Число является тайной, обладающей сверхъестественной силой, которая может принести как добро, так и зло. Числа заключают в себе определённые "узы отношений" Вселенной. С точки зрения антропоморфной мифопозтической модели Вселенной, число уподоблялось человеку как микрокосмосу. Числа в большинстве культур и религий имеют сложную символику.

Уже египтяне придавали числам особое значение и производили над ними математические действия для подверждения различных религиозных и философских доктрин. Моисей, Пифагор и Александрийская школа в древней Греции пользовались так называемым теософическим сложением и сокращением. Ср. Древние значения чисел от 1 до 9:

  1. (единица) — существо,

  2. (бинер): 1+1 — соединение,

  3. (тернер): 2+1—размножение,

  4. (кватернер): 2+2 — закон,

  5. (квинкснер): 2+3—знание,

  6. (двойнойтернер): 3+3 — прогресс,

  7. (сентенер): 4+3—истина,

  8. (двойной кватернер): 4+4—рок,

  9. (тройнойтернер): 3+3+3 — познание.

В древности любая комбинация чисел имела магическое значение. Вслед за М.М.Маковским, обратимся к фактическому материалу и рассмотрим все указанные выше мифопоэтические символы числа в индоевропейских языках:

1. Греч. "число" соотносится с алб.«>^ "мудрость" (мировой разум) , др.-англ.госк>г "небо", др.-сев. t-us "солнце"; др. -инд. - "гармоничный; справедливый; благоприятный, ПОДХОДЯЩИЙ";

"определённое время, сезон"; и. -е. i-b-ts "вершина, макушка"; др.-инд.
"щедрый, благосклонный" ; др.-инд. деі - "семя" ( ср.лат.
"сакральное

действо") идр.-англ./-^ "милость, забота".

2.Лат. numerus "число" соотносится с лат. numen "божественная сила", лат. nomen "имя" (слово как божественный источник, первопричина возникновения Вселенной) , ср.ирл. пет "небо"; лаг. петеп "нить", и.-ар. nimata "первопричина". Бели считать начальное п- в этом слове отрицанием, употреблённым из соображений табу, то можно сопоставить латшпегш "плечо" (священная часть жертвенного животного, которая съедалась жрецом; по плечам жертвенных животных делались предсказания) . С другой стороны, можно принять во внимание и.-е. ombhel- "пуп" (середина как священная часть Вселенной и микрокосма) .

  1. Тох. А кас "число", латыш, skaits "число", но авест. gaepa- "Вселенная", осет. "дерево'Ч "Мировое древо"— символ Вселенной ), тох. А касі "причина, первопричина".

  2. Русск. Число, но чеш. , rawmciLgusla " колдовство, волшебство", греч. "Вселенная", нем. Диал. Giesen "рыба" (символ спасения, связи макро- и микромира). Ср. также: и.-е. Kens-Go)- "торжественно говорить"(слово как первопричина божественного создания Вселенной ) , др.-англ. husl "жертвопрношение" (последнее слово соотносится с русск. козырь) , хет. kis

(а) "быть, становиться"; хет. hassis "мужчина"; apvi.kas "середина".

5. Прусск. gerbin "число", но кельт. *krab "религия, вера" (ср. лат. herba
"трава": типологически ср.: русск. трава, но нем. trauen "верить", Traue "вера";
др.-сев. lyf "лекарственная трава", но нем. Glauben, гот. ga-laubjan верить");
и.-.*кеіЬ-"соединять, связывать"(>"гармония"); и.-е.*кгр-"сильный"(ср. русск.
крепкий); др.-англ. Hrif "живот, лоно" (в антропоморфной модели Вселенной —
середина, святость); русск.. гриб (космический символ: типологически ср.:
jiar.fungus "гриб", но и.-е.* dhugh- "судьба") .

Китайская философия и китайская письменность сложились внутри совершенно оригинальной и уникальной культуры, имея минимум контактов с иными духовными традициями. В целом по всем своим типологическим, историческим и даже лингвистическим ( воплощение в иероглифике ) характеристикам китайская философия отличается от европейской философии.

Всякая философия методологична. В европейской философской традиции роль методологии играла логика, а в китайской — нумерология, т.е. особая теория символизации пространственно-числовых структур, на языке оригинала называющаяся: Учением о символах и числах ** (сян шу чжи сюэ — Ж.Щ&.Щ*) ". Аналогом китайской нумерологии в Европе была пифагорейско-платоническая аритмология, или структурология, для которой также центральными были

категории символа / образа и числа.

Основу китайской нумерологии составляют три типа объектов, каждый из которых представлен двумя разновидностями: "символы"— а) триграммы; б) гексаграммы; "числа" — 1) хе ту ( Щ Щ ); 2) ло шу ( Щ ^3 ); а также иероглифы.

Число в "ло шу": несколько чисел, сумма которых равна 15, это цифровый порядок, который называют древней "волшебной клеткой". По сути дела, этот порядок давно передающийся древний " ii Й Ш (jiugongshu ) " ( одна из древне-китайских систем чисел) .

Главные онтологические ипостаси "символов" и "чисел" — а) "Инь ян" (тёмное и светлое); б) У Син (пять элементов ),- Сама эта система нумерологизирована, поскольку построена на двух исходных нумерологических числах — 3 и 2. В ней отражены все три главных вида графической символизации, использовавшиеся в традиционной китайской культуре: 1) "символы" — геометрические формы; 2) 'Числа" — цифры; 3) Инь ян, У син — иероглиф.

Числа и их использование всегда считались в Китае чем-то очень важным и значительным, поскольку они ассоциировались с космологической системой и представляли звезды — син Ж (девять син, которые символизировали сущность Вселенной), а также 5 стихий (5 сил Вселенной: металл ik цзинь, дерево ^К му, воду Ж шуй, огонь 'X хо и почву ± ту) , по которым классифицируются все вещи на земле. Числами также обозначают восемь определяющих сторон света, которые совпадают с древними числовыми символами восьми триграмм ба гуа J \ # "Канона перемен" ifflM) "ЧжоуИ" — книги, по которой древние китайцы предсказывали будущее в течение столетий. Поэтому, по мнению китайцев, числа — это не просто изображение цифр. Числа имеют особое значение и символику, так же как и мужское № (ян) и женское |Щ (инь)— качества. Все нечетные числа янские, а четные — иньские.

Числа также обозначали направления и стороны света Числовой ряд начинался с 1, поскольку китайцы считали нуль # лин, означающий "ничто" слишком негативным, чтобы с него начинать счёт.

Итак,

  1. — это янское число, обозначающее "единство", начало всех вещей, взаимодополняющая действенность;

  2. — число женского рода, состоит из двух единиц и символизирует симметрию, стихию огня и южное направление, рост, увеличение, жизнь.

  3. — янское число очень важно: для построения геометрической фигуры необходимы три точки, стихия дерева и восточное направление.

  4. — иньское число, имеет отношение к таким полезным фигурам, как квадрат или прямоугольник, обычной форме зданий. Смерть, стихия золота или металла и западное направление.

  5. — сбаланированность, центральное направление; Китайцы считают это янское число полным или совершенным, т.к. на руке 5 пальцев, в теле 5 жизненно важных органов и т.д. Оно также ассоциируется с пятью стихиями.

  6. — благополучие, стихия воды и северное направление; Она считается хорошим числом, т.к. на гуанчжоусском диалекте лч лю произносится как Ш лу, что означает удачу, благополучие.

  7. — истина, культ жизни после смерти; стихия огня и южное направление. Янское число имеет отношение к числу дней недели и ассоциируется с праздником ци си (7 вечеров) и посмертным ритуалом ци ци (7 семерок) , после которого душа умершего должна пройти сквозь врата ада.

8 — увеличение, развитие; стихия дерева и восточное направление.
Иньское число произносится как
Ж фа, означает удачу.

9 — янское число напоминает о долгожительстве.

10— завершённость, "десятикратная полнота". Десятка известна

большинству из нас как основа десятеричной системы исчисления.

В китайской нумерологии, а также — математике использовались различные системы счёта: десятиразрядная, двухразрядная, двенадцатиразрядная и шестидесятиразрядная, что связано с особенностями математического и языкового мышления древних китайцев.

Китай — первая страна в мире, которая начала использовать десятиразрядную счётную систему. На гончарных изделиях, относящихся к 3-2 тысячелетию до нашего эры, археологами были найдены насечки, соответствующие цифрам. Например: — (1) ,= (2) , * (5) , Л (6) , | (10), || (20) и так далее. На некоторых гончарных кусках имеется такой нарезанный знак | = , считается , что этот знак соответствует цифре "12". Это является письменным подтверждением возникновения самой ранней десятиразрядной системы.

В 14-ом веке до нашей эры ( Эпоха Шан) , появилась усовершенствованная десятиразрядная система. В этой новой системе можно найти не только девять основных иероглифических знаков (1-Ю), но и "сотню", '^тысячу", "вань: десять тысяч" и так далее, т.е. числа, которые и в настоящее время обозначают разряды. Археологами обнаружена следующая надпись, относящаяся к 13 веку до нашей эры: "ЇИЙ+"Ь^ — пятьсот сорок дней." Таким образом, математика Китая была самой передовой среди других культур древнего мира, она была совершеннее математики древнего Египта и древней Греции.

Двухразрядная математическая система, распространённая сейчас в связи с научно-технической революцией и широким использованием ЭВМ, была известна уже в древнем Китае. Высокая оценка этой системе была дана немецким математиком Г.В.Лейбницем (1646-1716) "Это древнейший памятник, который передается среди наук космосом " .

Древние китайские мудрецы считали, что все вещи образуются из двух

основных элементов "инь ( женское начало в природе по древней натурфилософии) " и "ян (мужское начало) ", "ян" обозначается "—", "инь"— "--". Если взять "ян" и "инь" по два раз и расположить их в разных сочетаниях, то получится "сысян И#": ss =.= ;г= = . ("сысян ШШ"—четыре положения изменения предметов.)

Если взять по три "инь" и "ян" в разных сочетаниях каждый раз, то получится восемь разных сочетаний, которые называются "багуа (Восемь триграмм — комплекс символических знаков для гадания в древнем Китае. Это восемь делений компаса. Каждая триграмма состоит из трех линий — целых, прерывистых и их комбинаций. Линии наделены иньскими или янскими качествами. Восемь триграмм легли в основу китайского гадания. В действительности триграмма отражают самые разные состояния и этапы процессов) ". "Багуа" выражает восемь разных основных природных стихий: $ qian — небо, іфкші — земля; flzhuan — ветер» Uzhen — гром; iftkan — вода, МП — огонь; И. gen — гора, .&dui — озеро. Четыре пары веществ, стихий контрастируют друг с другом, одно обусловливает другое, то есть пары небо и земля, ветер и гром, вода и огонь, гора и озеро, знаки их выражения являются противоположностями. Двухразрядная система в {^аШ.'Ь "Ицзин"

ІІ Канон перемен» (Jar СИ цзинЮ — книга пророчеств, основанная на принципе дуализма инь-ян. Это один из немногих источников, избежавших сожжения по приказу Цинь Ши-хуанди в 213 г. до н.э. По Канону делают предсказания о мире, постоянно изменяющемся, и о силах, изменяющих жизнь. Китайцы обращаются к этой книге, в основном, для предсказания будущего.) выражается " — (ян яо) " и "- - (иньяо) ", а в современной математике "О" и "1". Наблюдая за движением солнца и луны, люди в древности заметили, что в году двенадцать месяцев. " W~h—Я ( в году двенадцать месяцев ), 0 ^-f-^jg

( в одном дне двенадцать ' шичень ' ) *". Двенадцать * дичжи " ( 12

циклических знаков) соответствует двенадцати месяцам. В "Ицзин" двенадцать чисел, главным образом, выражают астрономические измерения и систему координат. На следующем чертеже показано, как сохраняется цифровая истина. Двенадцать чисел до сих пор ещё используются Григорианским календарем, в году двенадцать месяцев; двенадцать часов используется для измерения времени и так далее.

+-513гвД4М*Ш: 1- (zi) 1, Я. (chou) 2, % (yin) 3, » (mao) 4, Щ. (chen) 5, В (shi) 6, (wu) 7, * (wei) 8, Ф (shen) 9, Щ (you) 10, fS. (xu) 11, Ж (hai) 12.

Кроме перечисленных выше систем, в Древнем Китае использовалась также шестидесятиразрядная система счисления.

а) "тяньгань"—знаки десятеричного цикла: ^(jia), Zl(yi), p(bing), Т (ding) , j (wu) , В (ji) , Ш (geng) , % (xin) , (ren) , Щ (gui) .

б)"дичжи"— 12 циклических знаков: T (zi) , ЇЇ (chou) , Ц (yin) , #Р (mao) ,М (chen) , В (shi) , *F (wu) , 3c (wei) , Ф (shen) , II (you) , $C (xu) , % (hai) .

В Китае в древности употребляли "тяньгань" и "дичжи" для измерения времени, потом день разделили на 12 частей, что выражает 12 циклических

знаков: счет ведётся с 11 часов ночи, 11; 00 — 1: 00 называются ^ (zi), отрезок времени — 2 часа. Если пройден 3| (hai) , значит начинается новый день. Потом люди сочетали 10 "тяньганьw с 12 **дичжи^ , по очереди соединяя их, например: ^^ (jiazi) , ZiJH (yichou) , ШШ (bingyin) , Т№ (dingmao) . Когда 10

"тяньганьп окончилось, 12 "дичжи"ещё осталось / (xu)и Ж ( hai), поэтому ещё раз сочетали 10 "тяньгань " с^с (хи) и ^ (hai) , после чего появились: ^J$ (jiaxu) , Z*^ (yihai) , Щ-f (bingzi) , ТВ (dingchou) и так далее.

* Тяньгань" повторялось шесть раз, можно было сочетать один " ^ ^ (jia zi) " . Всего получилось 60 сочетаний, это" А+^^^РОш shi hua jia zi) ". Потом, в Эру 54-года, начали употреблять их для измерения времени (лет) , до сих пор в китайском календаре ещё сохраняется этот способ летоисчисления. Например, 2003-ий год — год козы, по лунному календарю называется "Цт^ (gui wei) ", значит 2003 г. = год козы = Ц^с^ (gui wei nian) .

В древнерусской письменности цифры изображались буквами кириллицы. Порядок и значение были заимствованы из греческого (византийского) письма. Над буквой или буквосочетанием в этом случае ставился специальный знак — титло, а по бокам — точки.

Буквы использовались для обозначения не только единиц, но и десятков, сотен.

Тысячи передавались знаком дА-

Десятки тысяч (тьма) изображались в кругах @

Сотню тысяч (мгионы) — в кругах из точек $;

Тысячи тысяч (модры) — в кругах из лучей -еЫ-

Десятки миллионов (вороны) — в кругах из крестиков*л*

Даже следовало бесконечное число (колода) , "ей же несть числа."

В современном русском языке используются система так называемых

арабских цифр. В России официально они были введены в начале ХУШ века вместе с введением гражданской азбуки.

В каждой письменности, кроме алфавита языка, существует алфавит счисления — некоторый, небольшой, расположенный в определённом постоянном порядке набор письменных знаков — цифр, обозначающих числа, главным образом — числа, стоящие подряд в начале натурального ряда чисел.

В современном китайском языке в качестве цифровой системы используются система собственно китайских знаков — иероглифов и система арабских цифр. Арабские цифры китайцы начали использовать в конце Династии Мин (17 век) .

Имя числительное в русском языке на фоне китайского языка

Во всех языках существуют числовые обозначения лексического характера. Среди лексических средств "количественных определителем ( Уфимцева, с45-47.) " — обособляются числительные, составляющие ядро квантитативных словесных знаков. Числительные обособляются от других количественных слов. Выражая значение числа, числительные соотносятся с абстрактными единицами, лишёнными предметности, чем и отличаются от существительных. Лишены числительные значений процессуальности, качественности, указагельности, суммарности, которые присущи другим лексико-грамматическим группам. Числительные выражают отвлечённую идею числа, а в формальном плане представляют своеобразный тип сочетания с существительным (Щерба, с.ЭО.) .

Использование числительных без их сочетаемости с названиями считаемых предметов, выражает наиболее абстрактно конкретное количественное значение, и поэтому центром выражения категории количества в современных языках считаются имена числительные ( определённо-количественные, порядковые, дробные ) — "специальные слова, называющие числа в отвлечении от предметов" ( Чеснокова, с.23. ) Имена числительные, подчеркивает В.В.Виноградов, являются "отвлечёнными обозначениями чисел и выраженного в числах количества, счёта. Категория числа в этом случае освобождена от предметности. Понятие числа здесь математизировано, если можно так выразиться" (Виноградов, с.233.) .

"Числительное — класс полнозначных слов, обозначающих число, количество, меру и связанные с числом мыслительные категории порядка при счёте, кратности (повторяемости) , совокупности. В соответствии с этими значениями выделяются различные виды числительных : количественные, порядковые, крагностные, собирательные (совокупностные) , разделительные, а также неопределённонколичностные, дробные " (Супрун, с.583.) .

В энциклопедии "Русский язык" дается такое определение : " Имя числительное — часть речи, обозначающая количество предметов и порядок их при счёте и выражающая эти значения в грамматических категориях падежа, отчасти рода и числа" (Русский язык, с.573.) .

Числительным разных языков присущи некоторые общие черты в их возникновении (Кацнельсон С.Д., Супрун А.Е., Панфилов В.З., Матвеева Г.Н.) , становлении (Виноградов В.В., Савицкая С.А.) и функционировании. Они соотносятся с древними пластами лексики, среди которых особое место принадлежит именам существительным, прилагательным и местоимениям (Есперсен О., Борковский В.И., Кузнецов П.С.) .

В наиболее чистом виде понятие числа находит отражение в количественных числительных, образующих стержень, вокруг которого группируются другие виды числительных, и обозначающих количество, число, т.е. отвлечённый результат счёта, так как в понятии числа свойство совокупности состоять из того или иного числа единиц абстрагируется от тех конкретных предметов, которые подвергаются счёту. Исторически множество считаемых предметов или явлений соотносилось с некоторым фиксированным множеством-эталоном, например, с камешками, пальцами, словами и т.д.

Числительные как название чисел возникли давно. Жизнь вызвала у людей потребность в счёте, числах и их наименованиях. Каждому языку присуща система числительных, во всех языках есть эта часть речи. Закономерности образования числительных в разных языках получают своё объяснение в связи с этапами развития категории количества как категории абстрактного мышления (Панфилов, с.39.) .

Неточное количество (неопределенное, приблизительное) и средства его выражения в русском языке на фоне китайского языка

Количественные отношения, объективные и конкретные в своей основе, на практике познаются как точно, так и приближенно ( приблизительно и неопределённо) . Это обусловливается действием объективных и субъективных факторов — пространственно-временной отдалённостью предметов, явлений, их характером, целями и задачами, которые ставит перед собой исследователь. При познании количественных отношений не исключена возможность "иллюзорных и фиктивных знаний" (Кацнельсон, с. 112.) .

Поскольку память человека не может удержать все числа, с которыми он имеет дело, или у него нет точного знания о них, то возникает некая психологическая неуверенность, неустойчивость — математическая неопределённость. И тогда на практике приходится пользоваться неточными эквивалентами.

Противопоставление определённого и неопределённого множества обусловлено разным характером охвата сознанием отражаемого содержания, т.е. разным характером осмысления объективных фактов.

В объективной действительности, независимо от действия нашего сознания, существует то или иное количество каких-то предметов, и это количество всегда определённо, т.е. оно всегда может быть представлено некоторым определённым числом.

В объективной действительности не может быть неточного количества предметов. Идея неопределённых множеств есть результат либо процесса обобщения (схватывается сознанием лишь общее впечатление о каком-то количестве), либо непознанное данного количества. Например: на столе лежит пачка тетрадей.

О характере знаний об объективном мире С.Д.Кацнельсон замечает следующее : " Дело в том, что знания не вливаются в наше сознание механически извне, путём прямой непосредственной интериоризации "внешних событий и фактов. Свои знания люди добывают в активном процессе познания окружающей действительности, обусловленном их практической деятельностью. Этот процесс имеет сложную внутреннюю структуру, допускающую возможность отрыва от действительности. Познание мира движется в категориях и понятиях, своеобразно и противоречиво отражающих объект. Познание есть процесс приближённого и неполного отражения объекта, в котором всегда таится опасность огрубления и омертвения живой действительности" (Кацнельсон, с.112.) .

В языковых обозначениях количественных отношений отражаются результаты познания предметов, явлений, которые даны в преобразованной (не только точной, но и приблизительной ) форме на основе человеческих возможностей и потребностей. Для номинации существенное значение имеет то, что "человек, отражая в своём сознании окружающий мир, в известной степени его творит и преображает, но это творчество не устраняет ни его отражательной способности, ни примата действительности в процессе познания" ( Серебренников, с. 158.) .

Поскольку категория количества не является единым, нерасчленённым понятием, она включает несколько субкатегорий, содержательное различие которых не может не проявляться в различных способах языкового выражения. Многоплановость количественной реальности обусловливает многоплановость познавательного процесса языкового обозначения.

Национально-культурная специфика русских устойчивых сочетаний, имеющих количественное значение, на фоне китайского языка

Действия, по мнению Л.Д.Чесноковой, подобно предметам, могут подвергаться счёту. Количественные характеристики действий имеют свою специфику в практике человеческой деятельности. Это обусловлено тем, что человек не имеет регулярной потребности в точном счёте действий, в отличие от счёта предметов, которые являются продуктом производительной деятельности, объектом торговли, обладают разными видами стоимости и т.п. , поэтому количественные характеристики в сфере действий чаще связаны с понятием неопределённой множественности или единственности. Определённая множественность действия встречается реже, и представлена она обычно небольшими числами (например: дважды подчеркнул) . В русском языке важная роль здесь принадлежит категории вида.

Понятие единичности и множественности применительно к глаголам трактуется как выражение единичности или множественности самих действий. Каждое действие, которое количественно превышает одно действие, относится к множественному числу, и соответственно — каждое действие, количественно равное единице, должно квалифицироваться как единственное число действий. Особенностью глагола со стороны выражения количественных отношений является многосторонность количественных характеристик. Это проявляется в том, "что глагольное слово может выражать: 1) единичность или множество самих действий: подпрыгнуть (одно действие) — подпрыгивать (несколько действий); 2) единичность или множество производителей действия: подпрыгнул

(один субъект производит действие) —подпрыгнули (несколько субъектов производят действие); 3) множество или количественную неопределённость объектов действий: соединил, перецеловал, разбросал (обязательно несколько предметов) — толкнул, сшил (неопределённое количество предметов — может быть и один, и несколько предметов) . Иными словами, глагол может определять в количественном отношении само действие, производителя действия, объект действия." (Чеснокова,с.82.) .

В китайском языке глаголы, как имена существительные, могут употребляться с классификаторами, которые (в сочетании с числительными) показывают, сколько раз происходит данное действие. В отличие от применённых классификаторов приглагольные ставятся после глагола; как член предложения они (вместе с числительными или другими количественными словами) представляют собой обстоятельство кратности.

В китайском языке для выражения кратковременного действия употребляется глагольная форма удвоения. Для выражения кратковременного действия. Удваиваться могут как одно-сложные, так и двусложные глаголы.

При удвоении односложного глагола между компонентами глагольной формы часто вставляется морфема — (yi) (буквально: один) , например: Ш - f (kanyikan)— взглянуть, Ш—$I(xiangyi xiang)— подумать, Щ,— (xiao yi xiao) — улыбнуться, Щ—Щ (deng yi deng) — подождать. В таком случае можно сменять классификатором действия —Т (yixia) \ "—4 )1 (yihuier) ". Например: Щ—Ш (kan yi кап) = Ш—Т (кап yi xiang) = Ш тх)і (кап yihuier) — посмотреть; Ш—Ш ( xiang yi xiang ) = 1—Т (xiang yixia) =M- TS)1 (xiang yihuier) — подумать.

Обе глагольные формы — с морфемой — (yi) и без неё — типичны для повелительных предложений, однако форма без — (yi) более нейтральна, например: МШ (kankan) — посмотрите, а форма с — (уі) в зависимости от интонации может передавать также различные модальные оттенки, например: Ш —# (кап уі кап) — будьте добры, взгляните или посмотрите-ка.

Похожие диссертации на Выражение количества в русском языке (С позиции носителя китайского языка)