Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Структура и функции энигматического текста : на материале русских загадок и кроссвордов Денисова Екатерина Алексеевна

Структура и функции энигматического текста : на материале русских загадок и кроссвордов
<
Структура и функции энигматического текста : на материале русских загадок и кроссвордов Структура и функции энигматического текста : на материале русских загадок и кроссвордов Структура и функции энигматического текста : на материале русских загадок и кроссвордов Структура и функции энигматического текста : на материале русских загадок и кроссвордов Структура и функции энигматического текста : на материале русских загадок и кроссвордов Структура и функции энигматического текста : на материале русских загадок и кроссвордов Структура и функции энигматического текста : на материале русских загадок и кроссвордов Структура и функции энигматического текста : на материале русских загадок и кроссвордов Структура и функции энигматического текста : на материале русских загадок и кроссвордов Структура и функции энигматического текста : на материале русских загадок и кроссвордов Структура и функции энигматического текста : на материале русских загадок и кроссвордов Структура и функции энигматического текста : на материале русских загадок и кроссвордов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Денисова Екатерина Алексеевна. Структура и функции энигматического текста : на материале русских загадок и кроссвордов : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Денисова Екатерина Алексеевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Филол. фак.]. - Москва, 2008. - 226 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-10/641

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Феномен языковой игры в энигматическом тексте 10

1.1. Являются ли загадки и кроссворды текстом? 10

Загадка 12

Кроссворд 14

1.2. Языковая игра как необходимая составляющая повседневной жизни человека 17

1.3. Цели языковой игры 29

1.4. Языковая игра в детской речи 32

1.5. Языковая игра в речи взрослых 40

1.6. Выводы 45

Глава 2. Загадка как лингвистический объект 49

2.1. Основные жанроопределяющие признаки загадки 53

2.2. Структурно-семантическая типология загадок 57

Классические загадки 58

Взрослые загадки 79

Детские загадки 86

2.3. Приём «остраннения» как способ обновления свойств энигмата. ...94

2.4. Мотивационные отношения энигмата и энигматора 103

2.5. Выводы 115

Глава 3. Кроссворд как лингвистический объект 118

3.1. Как разгадывать кроссворды? 119

3.2. Структурно-сематническая типология кроссвордов 120

Кроссворды с различным внешним оформлением: 121

Кроссворды с различным содержанием: 125

3.3. Дефиниция как энигматор и дефиниция как единица толкового словаря 127

3.4. Способы кодирования смысла в энигматоре 130

Энигматор - дефиниция 132

Энигматор - дескрипция 134

Энигматор - фрейм 135

В основе энигматора - явление полисемии 137

В основе энигматора - фразеологическая единица 146

В основе энигматора - стереотипный феномен: стереотипный образ, стереотипная ситуация 154

Е. А. Денисова. Структура и функции энигматического текста 5

В основе энигматора - игра слов 156

Группа энигматоров, основанная на апелляции к наивной лингвистике 161

3.5. Детские кроссворды 163

3.6. Выводы 165

Глава 4. Сходство и различие в загадках и кроссвордах 168

4.1. Типы слов, выделяемые в качестве отгадки в загадках и кроссвордах 174

Заключение 179

Список литературы 185

Статьи и монографии 185

Словари 193

Источники 194

Приложение 1 196

Приложение 2 204

Введение к работе

В современном языкознании наблюдается своего рода переориентация: на смену структурной лингвистике, представляющей язык в виде сети отношений (противопоставлений) между элементами языковой системы, пришёл антропоцентрический подход к изучению языка. Такой подход имеет в своей основе исследование связи языка с жизнью человека, его сознанием, мышлением, культурой, предметно-практической деятельностью.

Языковая игра как одна из форм существования языка в социуме выявляет новые оттенки смысла в слове, особую точку зрения носителей определенной культуры на объекты мира идеального и физического (Караулов 1979: 245). Выявление связей текстов, ориентированных на языковую игру, и фрагментов мира, стоящих за этими текстами, а также ситуаций, в которых они используются, актуально для когнитивной лингвистики, поскольку позволяет обнаружить весь семантико-прагматический спектр имён (конкретных и абстрактных), в эту игру вовлечённых.

Необходимость учитывать антропоцентризм — фундаментальное свойство человеческого языка, определяет развитие таких перспективных направлений лингвокультурологии как этнолингвистика, социолингвистика и лингвофольклористика. В связи с этим важным оказывается не столько описание структурной организации загадки и кроссворда, сколько раскрытие их антропоцентрической сущности и, в частности, выявления типов знаний человека об окружающей действительности, отражённых в данных текстах. Важной является также попытка ответить на вопрос: какие именно знания и знания о чём представлены в загадках и кроссвордах. Обращения к данным жанрам игровых текстов позволяет рассмотреть взаимодействие языковой системы и этноса в динамике (в диахроническом аспекте), с новых позиций

Е. А. Денисова. Структура и функции энигматического текста

осмыслить языковой феномен народной культуры и его влияние на современное творчество, что и определяет актуальность исследования.

Предмет исследования. Данная диссертационная работа посвящена исследованию феномена языковой игры в текстах русских загадок и кроссвордов.

Научная новизна работы заключается: 1. Загадка впервые рассматривается в сопоставлении с кроссвордом, что позволяет выявить их общность и различия как в способах кодирования загаданного объекта, так и в выполняемых функциях; 2. Впервые представлена типология загадок и кроссвордов с опорой не только на их коллекцию в печатных изданиях (многочисленные сборники русской загадки, универсальная энциклопедия кроссворда), но и на материалы периодической печати и Интернета. 3. Даётся развёрнутое теоретическое обоснование считать загадку и отдельную статью кроссворда («формулу смысла») разновидностью энигматического текста. 4. Загадка и кроссворд исследуются в связи с проблемой языковой игры. К анализу текста загадки (её перифрастической части) применяется понятие «остраннение», введённое В. Шкловским. 5. Особую лингвистическую значимость в диссертации имеет изучение загадок в форме вопроса, которые рассматриваются, с одной стороны, как равноправные представители традиционного жанра загадки, а с другой, - как источник формирования новых структурно-семантических типов современной взрослой загадки. Доказывается, что структурной базой загадки-вопроса является наличие общего предиката ("синтагматического ассоциата") загадываемых имён. 6. На фоне загадок и кроссвордов для взрослых исследуется картина мира, отражённая в детских загадках и кроссвордах, что также определяет новизну исследования.

Целью данной работы является исследование феномена языковой игры и описание условий её реализации в текстах загадок и кроссвордов (энигматических текстах), а также нахождение общих способов кодирования

Е. А. Денисова. Структура и функции энигматического текста

объектов поиска. Помимо этого важно представление структуры текста загадки и кроссворда (дефиниции в вопросной части в сочетании с «искомым» ответом) в виде моделей: а) энигматоров (кодирующих смыслов), б) энигматов (загаданных, закодированных объектов действительности), в) отгадок — имён, которые являются частью энигматического текста, г) отношений между энигматом и энигматором и д) выявлении когнитивных областей, отражённых в загадке и кроссворде как собрании текстов, апеллирующих к обыденному сознанию носителей русского языка.

В соответствии с поставленной целью был определён круг конкретных задач исследования:

1. Выявление и комплексное описание составляющих языковой игры; 2. Представление общеязыковой (структурной и образно-семантической) типологии загадок и кроссвордов; 3. Выявление вербализованных ассоциативных связей, которые играют объединяющую роль в сопоставлении

г

различных предметов; 4. Проведение сопоставительного анализа текстов '*
загадок и кроссвордов, на основании которого определяются их сходства и
различия. [

Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе использовались структурно-семантический и концептуальный методы исследования. Концептуальный метод является тактикой получения информации о стоящих за словом знаниях о действительности носителей той или иной культуры в рамках современной когнитивной стратегии лингвистический исследований. Концептуальный анализ ориентирован на получение знания о фрагментах действительности, имена которых соединяются в энигматических текстах.

Положения, выносимые на защиту:

Е. А. Денисова. Структура и функции энигматического текста

1. Объектом языковой игры выступает сам текст, включающий
некоторые манипуляции со словесными формами (лексическими значениями,
грамматикой), основанные на осознанном отступлении от языковой нормы;

2. Традиционно сложившийся стереотип восприятия загадок как жанра,
обращенного только к предметно-вещественному миру и не затрагивающего
область межличностных отношений, разрушается в современных игровых
загадках. Такие загадки всё более ориентированы на признак предмета или на
определённые условия реализации текста. Кроме того, ізагадки в форме
вопроса в наибольшей степени ориентированы на языковую игру и
сближются с анекдотом. Поэтому они способствуют появлению новых
структурно-семантических типов взрослой загадки, в то время как
современные детские загадки имеют традиционное оформление и лишь
расширяющуюся тематику жанра;

3. В отличие от классических (отражающих способы познания и
освоения мира человеком) и детских (ставящих воспитательные и
обучающие цели), современные взрослые загадки направлены на выполнение
развлекательной и социализирующей функции;

4. Загадка является наиболее типичным жанром, в котором реализуется
приём «остраннения». Основной задачей в загадке является обновление
(остраннение) свойств энигмата через их перефразирование. Каждый предмет
представляется странным, как бы впервые увиденным;

5. Мотивационный признак предмета, положенный в основу его
номинации, применительно к загадке-вопросу представлен синтагматической
ассоциацией двух имён на базе общности их предиката (глагола или, реже,
прилагательного, входящих в зону их сочетаемости). Синтагматический
ассоциат имени - это другое имя, связанное с первым формальным или
формально-семантическим тождеством предиката. Разные значения одного
глагола (прямое и переносное), который является общим в сочетаемостной

Е. А. Денисова. Структура и функции энигматического текста

зоне разных имён, являются игровой базой для ассоциативного сближения стоящих за именами феноменов;

6. Представление знаний в кроссворде существенно отличается от информации, заключённой в дефинициях толковых словарей, практически не включающих в толкования элементы оценки и тем более ассоциативные связи слов и стоящих за ними объектов.

Теоретическая значимость состоит в представлении загадки и отдельной статьи кроссворда как разновидность энигматического текста. Загадки в форме вопроса рассматриваются как равноправные представители традиционного жанра загадки. В результате исследования данного типа загадок доказывается, что в основе сближения отдалённых вещей лежит общность предиката (глагола/прилагательного) имени загаданного и того, которое подлежит отгадке. Общность предиката обладает энигмопорождающеи силой. На конкретном материале решается проблема отображения представлений о мире, как в традиционной народной картине мира, так и в современном обыденном сознании.

Практическая ценность проведённого исследования заключается в возможности использования полученных результатов в курсе по лексикологии, спецкурсе по интерпретации текста, когнитивной лингвистике и психолингвистике. Приложение списка кодируемых предметов в кроссворде можно использовать для исследования картины мира кроссвордов.

Материалом исследования послужили данные сплошной выборки из сборников загадок, а также загадок, опубликованных в периодической печати и размещённых в Интернете, общим количеством более 5000 единиц. Источником проанализированных кроссвордов (более 9000 дефиниций), являются газета «Московский Комсомолец», «Российская газета», «Труд», «Метро», а также журнал «Телескоп», «Лиза», «Жизнь».

Е. А. Денисова. Структура и функции энигматического текста

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования были изложены на научных конференциях (МГУ им. М.В. Ломоносова) и в публикациях (2005-2008), а также обсуждение на кафедре русского языка МГУ им. М.В. Ломоносова в июне 2008 года.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, четырёх глав, Заключения, Библиографии и Приложений (иллюстративного материала к типологии кроссвордов и списка кодируемых в кроссвордах предметов, представленных через дефиницию и в игровом режиме).

Е. А. Денисова. Структура и функции энигматического текста

Являются ли загадки и кроссворды текстом?

В современной лингвистике не выработано единого общепринятого определения термина «текст», поскольку не решены вопросы выделения базовых и сопутствующих признаков текста. Существуют десятки определений текста, представляющих различные взгляды и отражающих разные подходы. Текст - это:

- (от лат. textus — ткань, сплетение, соединение) - объединённая смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность;

- продукт речи, отчуждённый от субъекта речи (говорящего) и, в свою очередь, являющийся основным объектом её восприятия и понимания;

- вербальный и знаково зафиксированный (в устной или письменной форме) продукт речемыслительной деятельности;

- последовательность знаков (языка или другой системы знаков), образующая единое целое;

- произведение, имеющее определённую целенаправленность и прагматическую установку;

- структура любого законченного и связного, независимого и грамматически правильного высказывания, устного или письменного;

- словесное произведение, напечатанное, написанное или бытующее в устной форме; произведение литературы, фольклора, любое произведение письменности;

- некое упорядоченное множество предложений, объединённых различными типами лексической, логической и грамматической связи, способное передавать определённым образом организованную и направленную информацию;

- сообщение, существующее в виде такой последовательности знаков, которая обладает формальной связностью, содержательной целостностью и возникающей на основе их взаимодействия формально-семантической структурой;

- последовательность языковых единиц, образованная непрерывной цепочкой субститутов, имеющих два измерения (синтагматическое и парадигматическое);

- феноменологически заданный первичный способ существования языка;

- речевой акт или ряд связанных речевых актов, осуществляемых индивидом в определенной ситуации;

- единство, которое расщепляется на высказывания;

- графическое отображение фрагмента действительности, порождение письменного варианта языка и.т.д.

Наиболее характерные свойства текста, которые отмечаются различными авторами - это последовательность осмысленных высказываний, -передающих информацию, объединенных общей темой, обладающая свойствами связности и цельности. Признак законченности текста выделяется не всеми, т. к. сам вопрос о его границах является дискуссионным: поскольку каждый текст представляет собой контекст для входящих в его состав отдельных высказываний, то на разных уровнях глубины анализа текстом может являться и культура в целом, и произведение отдельной личности, и изолированное высказывание вплоть до однословного.

При современной трактовке текста на первый план выдвигаются вопросы коммуникативного характера. Все существующее в настоящее время языковое многообразие является лишь отражением хранящихся в памяти и отраженных в сознании личности образов и образных систем. Образ, дополнительно наделенный моральным, этическим и/или эстетическим содержанием, приобретает в сознании носителей языка символическое значение. Текст трактуется как социокоммуникативная единица.

В связи с этим встаёт вопрос: являются ли загадка и элемент кроссворда текстом или изолированным высказыванием, не имеющим признаков связности?

Изучаемые в работе тексты загадок и кроссвордов относятся к разряду «малоформатных текстов» (Месропова О.М.), или микротекстов, основными признаками которых являются краткость, ёмкость, разговорная направленность, использование простых синтаксических конструкций.

Микротексты отвергают принцип авторства. Они позволяют самому языку, самим словам, точнее сложившимся способом их употребления, осуществлять свободное творчество на уровне шутки или парадокса. Загадки представляют собой «коллективно-культурные тексты, основную массу которых составляют тексты фольклорные» (Никитина 2000: 558-559). Таким образом, у данного типа текстов нет конкретного автора (исключение составляют детские загадки, появившиеся в результате целенаправленного творчества писателей, однако изначально базирующиеся на материале классических загадок). Кроссворд как таковой не имеет определённого автора.

Основные жанроопределяющие признаки загадки

Под "загадкой" традиционно понимается «иносказательное поэтическое воспроизведение какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего» (ЛитЭС 1990: 109). Учеными неоднократно предпринимались попытки дать толкование загадок, учитывающее своеобразие структуры и особенности отражения действительности в загадках, что послужило основанием определить последнее как «краткое, иносказательное описание какого-либо предмета или явления, которое нужно узнать и разгадать» (СРЯ 1982: 507); «изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании» (Ожегов, 1998:179); «замысловатое поэтическое выражение, в котором признаки загадываемого предмета даны в зашифрованном, уводящем в сторону виде» (Круглов 1990: 10); «иносказательное изображение какого-либо предмета или явления на основании сходства между скрытым предметом и тем, который его заменяет в загадке» (Богатырёв 1971: 207). Из приведенных толкований следует, что иносказательность, замысловатость составляет основу загадки, а поэтичность является её неотъемлемым признаком. Кроме того, отмечаются такие свойства, как метафоричность, четкость композиционной и ритмической структуры, краткость, предметность описания.

Представляется, что трактовка загадки как "изображения" и "воспроизведения" загаданного объекта нуждается в корректировке. Изображение и воспроизведение предполагают равноправность отношений кодирующей части и отгадки (предмет-предмет), что мы видим только в загадках, основанных на метафорическом сближении объектов. Загадки-вопросы типа Чем отличается пионер от сосиски? (СОСИСКУ НАДО ВАРИТЬ, А ПИОНЕР ВСЕГДА ГОТОВ) или Черное, синее, желтое (ЗЕМЛЯ, НЕБО, СОЛНЦЕ) и подобные им не содержат семантики предметности. Понимание загадки как особого рода "описания" позволяет охватить всё разнообразие жанра: предметные, описательные и игровые загадки.

"Иносказательность" также является отличительным признаком аллегорий и парафраз, поэтому точнее было бы говорить о "трансформированном " и "неполном" (а не иносказательном) описании.

Загадка подчеркивает ту или иную особенность предмета, заставляет более внимательно взглянуть на него, указывает на его сходство с другими, на первый взгляд несхожими, далекими предметами и-явлениями. Во многих случаях загадка поэтизирует предмет, подбирает ему яркое поэтическое уподобление, заставляет увидеть неожиданные ракурсы предмета (Митрофанова 1968: 5-11)

«Загадка с её частным мировидением поэтична по преимуществу; пословица, с её общим мировоззрением стоит уже на грани поэзии и философии» (Рыбникова 1932: 17). Таким образом, загадка представляет собой - краткое поэтическое описание объекта или-ситуации, основанное на трансформированном и неполном указании признаков, которое нуждается в разгадке.

Как разгадывать кроссворды?

Кроссворд - это переплетение слов. Для того чтобы разгадать его, в каждой белой клетке фигуры надо поставить по одной букве. Первая буква ставится в занумерованную клетку, оканчивается слово заштрихованной клеткой или краем фигуры. При правильном решении в результате переплетения букв по горизонталям и вертикалям должны получаться слова, значения которых указаны в условиях кроссворда.

Главное в этой игре - слово. Есть слова («знание-рецепт» по концепции Ю.Н.Караулова), которые должен знать любой достаточно образованный человек, и их легко закрепить в памяти во время игры. Также есть слова («знание-ретушь»), которые интересно знать, но обходиться без них в принципе можно. Например, многих деревьев, произрастающих на нашей планете, мы не видели, а среди них есть шоколадное, хлебное, конфетное, колбасное, каменное, железное, фиговое... Разве не интересен тот факт, что водка - это хлебное вино, коньяк - виноградная водка? Или что стимул — палка, которой погоняли животных, а календарь — всего-навсего долговая книга. В применении к кроссвордам, отнесение той или иной единицы знания о мире к знанию-рецепту или знанию-ретуши детерминировано интуитивными представлениями носителя языка о важности или неважности разного рода сведений для его повседневной жизни (Караулов 2006: 93). Так, единица знания ВИЛКА - Столовый прибор, связанная с повседневной жизнью (мы каждый день используем столовые приборы), получит статус знания-рецепта. К релевантным знаниям также принадлежат следующие единицы: ИКРА — Кушанье из мелко нарубленных овощей, грибов, ШАМПАНСКОЕ - Новогодний напиток, МИМОЗА — Цветочный символ весеннего праздника, СОЛОМИНКА — Последняя надежда утопающего. Напротив, единица знания РОБОТ — Термин, впервые употребленный Карелом Чапеком в пьесе «R.U.R.» получает статус знания-ретуши, не соприкасающегося с каждодневным опытом носителей языка. Аналогичным " образом, для нормального повседневного взаимодействия с социумом, носителю языка или изучающему язык иностранцу необязательно знать, что / ШАРМАНКА — Старинный небольшой переносной механический орган, а ФАНЗА - Китайское жилище на каркасе из деревянных столбов. Включение или невключение единицы знания о мире, ее отнесенность к периферии и «центральным», «ядерным» знаниям можно трактовать как функцию этой единицы в работе языкового сознания (Караулов 2006: 93).

Похожие диссертации на Структура и функции энигматического текста : на материале русских загадок и кроссвордов