Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Прагматические функции временных форм глагола в художественном тексте : на материале романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" Урумашвили, Евгения Валерьевна

Прагматические функции временных форм глагола в художественном тексте : на материале романа М.Ю. Лермонтова
<
Прагматические функции временных форм глагола в художественном тексте : на материале романа М.Ю. Лермонтова Прагматические функции временных форм глагола в художественном тексте : на материале романа М.Ю. Лермонтова Прагматические функции временных форм глагола в художественном тексте : на материале романа М.Ю. Лермонтова Прагматические функции временных форм глагола в художественном тексте : на материале романа М.Ю. Лермонтова Прагматические функции временных форм глагола в художественном тексте : на материале романа М.Ю. Лермонтова
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Урумашвили, Евгения Валерьевна. Прагматические функции временных форм глагола в художественном тексте : на материале романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Урумашвили Евгения Валерьевна; [Место защиты: Ур. гос. пед. ун-т].- Екатеринбург, 2011.- 235 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/631

Введение к работе

Реферируемая диссертация посвящена изучению прагматических функций временных форм глагола в художественном тексте на материале романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Актуальность исследования связана с тем, что высокий уровень развития грамматической теории в современном языкознании позволил подойти к лингвистическим исследованиям в новом аспекте: в последние годы большинство работ по грамматике русского языка не ограничивается описанием единиц внутри языковой системы, авторы стремятся подвергнуть анализу грамматические формы и значения с точки зрения стилистических, прагматических функций, а также с точки зрения формирования высказывания (психолингвистический аспект). Многоаспектное описание грамматической единицы позволяет не только более точно определить место этой единицы в языковой структуре, но и охарактеризовать ее семантические возможности, принципы ее функционирования.

Предпосылки к многоаспектному описанию заложены, с одной стороны, развитием такого направления современной лингвистики, как функциональная грамматика (А. В. Бондарко, В. В. Виноградов, В. Г. Гак, Г. А. Золотова, Н. А. Слюсарева, М. А. Шелякин и др.), с другой – обращением исследователей к прагматике речевого высказывания, реализации прагматической функции не только лексических, но и грамматических единиц (Э. С. Азнаурова, Ю. Д. Апресян, Н. Д. Арутюнова, А. Г. Баранов, В. В. Богданов, Т. В. Булыгина, Н. М. Вахтель, Т. Г. Винокур, В. З. Демьянков, Э. В. Зуева, Ф. Кифер,
Г. Г. Матвеева, Б. Ю. Норман, Е. В. Падучева, Е. Н. Ремчукова, Ю. С. Степанов, Р. С. Столнейкер, И. П. Сусов и др.).

Исследование прагматических функций грамматических форм в художественном тексте проводилось нами на материале категории времени глагола. Многоаспектность данной категории, ее разноуровневый характер отмечают многие исследователи, работающие в различных направлениях лингвистики (Н. Д. Арутюнова, Т. В. Булыгина, В. В. Востоков, М. В. Всеволодова,
В. Г. Гак, М. Я. Гловинская, Т. И. Дешериева, Г. А. Золотова, С. В. Иванов,
Р. К. Кавецкая, К. Ч. Ким, Ю. П. Князев, К. Г. Красухин, М. А. Кронгауз,
Е. В. Падучева, Н. В. Перцов, Т. П. Попова, З. Д. Тураева, А. М. Финкель,
М. А. Шелякин, Н. М. Шнайдман, Е. С. Яковлева и др.); отдельные исследования посвящены изучению роли временных форм глагола в художественном тексте (В. Г. Герасименко, В. И. Иванова, Е. И. Иванчикова, А. Ю. Кожевников, Ю. А. Кузьмина, О. А. Нечаева, Н. А. Николина, Е. Н. Прокопович,
З. С. Санджи-Гаряева, М. А. Секерина, И. Ю. Хандархаева, Л. М. Шелгунова и др.). Фундаментальное теоретическое обоснование категории времени в русском языке дано А. В. Бондарко и Н. С. Поспеловым. Выбор данной грамматической категории в качестве объекта исследования обоснован тем, что категория времени глагола, как одна из самых субъективных, обладает наибольшим количеством прагматических функций.

В данной диссертационной работе нами осуществляется новый подход к исследованию: прагматические функции форм времени глагола анализируются с позиций функциональной вариантности и грамматической синонимии. В истории отечественного языкознания функциональная вариантность и грамматическая синонимия в области названных глагольных форм освещалась в целом ряде работ (А. В. Бондарко, С. Ф. Василенко, М. Я. Гловинская, И. П. Иванова, Е. В. Падучева, Н. В. Перцов, Т. П. Попова, Н. Н. Раевская,
И. И. Ревзин, Т. С. Сорокина, М. А. Шелякин, Е. И. Шендельс, М. Н. Шнайдман, В. Н. Ярцева и др.). В нашем исследовании мы опираемся на методологические положения, обозначенные в указанных работах, и используем функциональную вариантность и грамматическую синонимию в качестве инструмента изучения прагматических функций названных форм.

Анализ прагматических функций форм времени глагола осуществляется на материале одного из самых значительных произведений отечественной классики – романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Изучению прозы М. Ю. Лермонтова посвящена обширная литература (Л. А. Белова.
Б. С. Виноградов, И. Виноградов, М. Г. Качурин, Ю. М. Лотман, В. А. Мануйлов, В. М. Маркович, Е. Н. Михайлова, М. М. Уманская, У. Р. Фохт,
Б. В. Шкловский и др.), язык его произведений исследуется в целом ряде работ (А. Д. Алексеенко, Р. А. Будагов, В. В. Виноградов, Т. В. Губернская,
В. Н. Клюева, Е. Н. Прокопович, Т. В. Сильчева, Е. Е. Соллертинский и др.), однако рассмотрение данного произведения с точки зрения выявления прагматических функций грамматических форм не получило достаточного освещения в современном языкознании.

Объектом исследования в данной диссертационной работе явились функциональные варианты и грамматические синонимы форм времени глагола в художественном тексте.

Предмет исследования – прагматический потенциал функциональных вариантов и грамматических синонимов форм времени в художественном тексте на материале романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Цель настоящей диссертации – выявление закономерностей использования в художественном тексте прагматического потенциала функциональных вариантов и грамматических синонимов форм времени глагола.

Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:

1) определить методологическую базу исследования;

2) выявить прагматические функции временных форм глагола с точки зрения их частотности, условий использования функциональных вариантов и грамматических синонимов;

3) разработать методику комплексного анализа прагматических функций временных форм глагола в художественном тексте;

4) выделить, описать и классифицировать функциональные варианты и грамматические синонимы форм времени глагола в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»;

5) дать характеристику исследуемых грамматических форм, определить преобладающие функциональные варианты и грамматические синонимы, показать их частотность;

6) выявить факторы, влияющие на закономерности использования в художественном тексте функциональных вариантов и грамматических синонимов форм времени глагола.

Методологической базой исследования стали основные положения теории функциональной грамматики (А. В. Бондарко, Т. А. Аполлонская,
Ш. Балли, В. В. Виноградов, В. Г. Гак, О. Есперсен, Г. А. Золотова, Н. А. Слюсарева, М. А. Шелякин); достижения прагматического направления лингвистики (Ю. Д. Апресян, Н. Д. Арутюнова, В. В. Богданов, Т. В. Булыгина, Н. М. Вахтель, Т. Г. Винокур, В. З. Демьянков, Ф. Кифер, Г. Г. Матвеева,
Б. Ю. Норман, Е. В. Падучева, Ю. С. Степанов, Р. С. Столнейкер, И. П. Сусов), в том числе прагматического анализа художественного текста (Э. С. Азнаурова, Л. Г. Бабенко, А. Г. Баранов, Э. В. Зуева, А. М. Кузнецов, Т. Б. Радбиль) и прагматического анализа грамматических форм (С. В. Иванов, Ю. П. Князев, С. А. Пуханов, Е. Н. Ремчукова); достижения лингвистики, связанные с изучением функциональной вариантности (О. В. Алексеева, А. В. Бондарко, М. Я. Гловинская, Е. В. Падучева, Н. В. Перцов, М. А. Шелякин) и грамматической синонимии глагольных форм (В. Г. Адмони, С. Ф. Василенко, М. Я. Гловинская, И. П. Иванова, Т. П. Попова, Н. Н. Раевская, И. И. Ревзин, Т. С. Сорокина, Н. Н. Удина, Е. И. Шендельс, М. Н. Шнайдман, В. Н. Ярцева).

Материалом для исследования послужили временные глагольные формы, используемые в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Выбор данного художественного произведения в качестве материала исследования обусловлен тем, что с точки зрения рассматриваемой проблематики наиболее плодотворным является изучение прозы пушкинского и послепушкинского периода, поскольку при переходе к реализму «происходит постепенное вытеснение авторского начала и развитие повествования, передающего точку зрения персонажа» » [Кожевникова 1994 : 199]. В романе М. Ю. Лермонтова выбор функциональных вариантов и грамматических синонимов форм времени наиболее прагматически обусловлен. Данному утверждению способствует само построение романа: наличие трех «Я», от имени которых ведется повествование: «Я» автора (странствующего офицера), «Я» Печорина и «Я» Максима Максимыча. В романе «Герой нашего времени» мы имеем дело с субъективированным повествованием, формально выраженным первым лицом единственного числа, которое ведется персонифицированным рассказчиком: он либо излагает собственную историю, либо описывает события, которые сам наблюдал.

Всего было рассмотрено 5 714 временных форм глагола.

Основные методы исследования, использованные в диссертации, – системно-функциональный и контекстуальный анализ, приемы классификации и статистической обработки данных. При обобщении, систематизации и интерпретации результатов наблюдения применялся описательный метод. Были востребованы также общенаучные методы наблюдения, обобщения и сопоставления.

Теоретическая значимость исследования связана с тем, что оно вносит определенный вклад в решение проблемы прагматических функций грамматических форм в художественном тексте. Обоснован подход к исследованию данной проблемы с точки зрения функциональной вариантности и грамматической синонимии в области определенных грамматических форм – форм времени глагола. На основе теории функциональной вариантности и грамматической синонимии разработана методика комплексного анализа прагматического потенциала временных форм глагола в художественном тексте. Данная методика может быть использована при исследовании прагматических функций форм других грамматических категорий в художественных текстах, относящихся к разным литературным направлениям, разным жанрам и различным периодам, что позволит расширить возможности лингвистического анализа художественного текста, углубить его интерпретацию с позиций функциональной грамматики и прагмалингвистики. Выявлены факторы, влияющие на закономерности использования прагматического потенциала функциональных вариантов и грамматических синонимов форм времени глагола в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», среди которых наиболее важными являются: характер жанра художественного произведения, композиционно-речевые формы авторской речи, а также смоделированные автором прагматические цели персонажей-рассказчиков.

Научная новизна диссертации заключается в показе степени эффективности комплексной методики при выявлении прагматических функций грамматических форм в художественном тексте на основе одной грамматической категории – категории времени глагола. В результате ее применения были выделены, описаны и классифицированы функциональные варианты и грамматические синонимы форм времени глагола в романе М. Ю. Лермонтова, определена частотность названных форм, выявлены преобладающие функциональные варианты и грамматические синонимы и условия их использования. Дана характеристика выделенных грамматических форм с точки зрения реализации прагматических функций. Выявлены закономерности использования прагматического потенциала форм времени глагола в художественном тексте. Научная новизна также проявляется в самом подходе к исследованию: анализ материала осуществляется с позиций функциональной вариантности и грамматической синонимии.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов в практике вузовского преподавания дисциплин лингвистического цикла (современный русский язык, стилистика, лингвистический анализ художественного текста), в разработке различных спецкурсов, а также при написании учебных пособий, выпускных квалификационных работ бакалаврами и магистрантами. Отдельные положения и выводы данной работы могут быть полезны также и литературоведам, интересующимся потенциальными возможностями художественных текстов.

Апробация результатов исследования. Материалы диссертации обсуждались на заседании кафедры общего языкознания и русского языка Уральского государственного педагогического университета и кафедры русского языка Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии. Основные положения диссертационного исследования отражены в докладах на международных научных конференциях в Екатеринбурге (2004) и Белово (2008); на всероссийских научных конференциях в Санкт-Петербурге (2003), Тольятти (2006), Нижнем Тагиле (2005, 2007, 2009, 2010), Екатеринбурге (2009); на федеральной научной конференции в Екатеринбурге (2004).

По теме диссертации опубликовано 17 научных работ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Соотношение парадигматического и синтагматического грамматических значений форм времени глагола позволяет представить систему функциональных вариантов и грамматических синонимов в их взаимодействии и использовать ее в качестве инструмента анализа прагматического потенциала грамматических форм.

2. Факторами выбора повествователем функциональных вариантов и грамматических синонимов форм времени глагола в художественном тексте являются:

- характер жанра произведения;

- композиционно-речевые формы авторской речи;

- стиль речи повествователя;

- прагматические цели персонажей-рассказчиков, которые смоделированы автором художественного произведения и соответствуют созданному им образу данного героя.

3. Закономерности использования функциональных вариантов и грамматических синонимов форм времени в художественном тексте выявляются при анализе характера интенции повествователя, его коммуникативной стратегии.

4. Комплексный анализ прагматических функций форм времени глагола в художественном тексте осуществлялся в соответствии с методикой, включающей следующие процедуры:

- отбор функциональных вариантов форм времени глагола в речи отдельно взятого персонажа-рассказчика;

- определение грамматического значения формы и ее семантической функции;

- выявление контекстуальных условий реализации грамматического значения: анализ ситуации, лексических уточнителей (спецификаторов), соседних временных форм (грамматического контекста), в некоторых случаях – семантики глагола;

- стилистическая характеристика формы;

- выявление факторов, определяющих закономерности использования анализируемых единиц.

Композиция диссертации определяется ее задачами, отражает основные этапы и логику развития исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, а также списка использованной литературы и приложения. В качестве приложения в работу включены таблицы, содержащие количественное соотношение временных форм в речи персонажей романа М. Ю. Лермонтова и примеры грамматических синонимов, не вошедшие в основной текст, а также 56 диаграмм, показывающих соотношение форм времени глагола в романе в целом, в каждой повести в отдельности и в речи основных рассказчиков и второстепенных действующих лиц.

Похожие диссертации на Прагматические функции временных форм глагола в художественном тексте : на материале романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"