Введение к работе
Творчество Александра Вампилова занимает достойное место в истории русской литературы. Пьесы А. Вампилова создают самобытное, разностороннее и колоритное художественное явление. В художественных текстах А.Вампилова просматривается уникальный феномен национальной и мировой культуры, индивидуально-авторское творчество писателя, неповторимый продукт речемыслительной деятельности, источник познавательной информации и эстетического воздействия на адресата.
Диссертационная работа посвящена исследованию стилеобразующей роли коннотативных фразеологических единиц в драматургии А. Вампилова и их модификаций в пьесах.
Фразеология как самостоятельная отрасль лингвистической науки продолжает свое поступательное развитие. Перспективными направлениями данного исследования являются: исследование функционирования языковых и индивидуально-авторских фразеологизмов, выявление роли коннотативных фразеологизмов в формировании идиостиля автора, изучение коннотативных фразеологизмов в коммуникативно-прагматическом аспекте, анализ общеязыковых и окказиональных (речевых) трансформаций фразеологизмов.
Фразеология А. Вампилова рассматривается с точки зрения семантических, стилистических особенностей фразеологизмов в рамках речевого стандарта и в сфере контекста. Язык произведений автора является богатейшим источником для лингвистических исследований и нуждается в более глубоком изучении. Системного анализа фразеологии художественной речи А. Вампилова до настоящего времени также предпринято не было.
Актуальность диссертации определяют следующие факторы:
антропоцентрический принцип изучения языка выдвигает на первый план проблему описания индивидуальной художественно-эстетической и мировоззренческой позиции автора по результатам его речевой деятельности;
вопрос о роли фразеологических единиц в языковой картине мира А.Вампилова не исследован, и это существенно препятствует построению общей концепции языковой картины мира данного автора.
При этом очевидна потребность не только в теоретическом, но и в практическом описании коннотации, которая рассматривается как важнейший структурный элемент семантики фразеологических единиц, передающий прагматическую информацию.
Теоретической основой исследования являются теория художественной речи (В.В. Виноградов), теория стилистического развития современной русской разговорной речи (Т.Г. Винокур).
Исследование проблемы коннотации строится на работах таких ученых, как Ю.Д. Апресян, И.В. Арнольд, Л.Г. Бабенко, Ю.Н. Караулов, И.М. Кобозева, Н.А. Лукьянова, Е.Ю. Мягкова, М.Ю. Новиков, Л.В. Разумова, С.Г. Фрост, В.К. Харченко, В.И. Шаховский; в рамках стилистики - Ш. Балли, Т.Г. Винокур, К.А. Долинина, М.Н. Кожина, Г.В. Колшанский, Н.М. Разинкина, Э.Г. Ризель, Е.Ф. Петрищева, Ю.М. Скребнева и др.
Особое значение для настоящей работы имеют исследования структурно-грамматических свойств ФЕ опытных и квалифицированных ученых Челябинской фразеологической научной школы - A.M. Чепасовой, Л.П. Гашевой, А.В. Свиридовой, И.Г. Казачук, Л.Н. Корниловой и др.; представителей Курганской научной школы - В.А. Лебединской, Н.Б. Усачевой, Б.В. Туркиной, Ю.С. Жакиной.
Анализируя трансформации ФЕ в произведениях А. Вампилова, опирались на труды ученых, таких как A.M. Мелерович и В. М. Мокиенко. Согласно данным авторам «в результате структурно-семантических трансформаций фразеологизмов в речи возникают индивидуально-авторские варианты узуальных единиц и окказиональных (индивидуально-авторские) фразеологизмы»1.
Объектом исследования являются коннотативные фразеологические единицы, употребляемые в текстах А. Вампилова.
Предметом изучения данной диссертационной работы является категория коннотации во фразеологических слоях как основа создания антропоцентрического и индивидуально-авторского образного мира в драматургической стилистике.
Цель исследования - систематизация коннотативных фразеологических единиц и выявление на их основе стилеобразующих составляющих, а также их роли в авторской языковой картине мира А. Вампилова.
В соответствии с заданной целью исследования определены следующие задачи:
- изучить основные трактовки коннотации в рамках фразеологической семантики и стилистики и сформулировать обобщающее определение термина «коннотации»;
выявить ФЕ с коннотативным значением, составляющие языковую картину писателя;
определить место коннотативных фразеологических единиц в языковой картине мира А. Вампилова;
проанализировать семантические процессы, происходящие в конкретном текстовом употреблении ФЕ;
определить семантическое своеобразие авторских трансформаций.
Указанные цель и задачи обусловили выдвижение гипотезы исследования: функционирование в текстах пьес коннотативных фразеологических единиц определяет индивидуально-авторское видение мира с позиции положительного/отрицательного, с точки зрения экспрессивности, эмоциональности, функционально-стилистической характеристики, а также языкового мира драматурга А. Вампилова.
Мелерович, A.M. Фразеологизмы в русской речи [Текст] : Словарь / A.M. Мелерович, В.М. Мокиенко. -М. : Рус. слов., 1997. - 863 с.
Источниками исследования послужили пьесы А. Вампилова: «Дом окнами в поле», «Прощание в июне», «Старший сын», «Утиная охота», «Провинциальные анекдоты», а материалом исследования - фразеологические единицы, собранные методом сплошной выборки из драматических произведений, на основе которых создана картотека (1986 ФЕ в 2172 употреблениях).
Методологической основой работы послужили принципы научно-исследовательского подхода, в соответствии с которыми рассматриваются структурные и семантические свойства исследуемых фразеологизмов и их стилеобразующая роль в произведениях А. Вампилова.
Методы и приемы исследования:
основным методом исследования коннотативных фразеологизмов является описательный, включающий в себя анализ и классифицирование фразеологического материала. Специфика описываемого объекта определила выбор частных научных методов исследования: сопоставительный метод используется при исследовании компонентного состава (в сопоставлении со словами, ставшими компонентами), многозначности, синонимии фразеологических единиц;
прием семантической идентификации, используемый при толковании значений фразеологических единиц;
квантитативный прием, позволяющий использовать количественную систему подсчетов и статистических измерений при исследовании структурных и семантических свойств конннотативных фразеологизмов.
Научная новизна настоящего исследования определяется тем, что в нем впервые специальному научному исследованию подвергаются особенности употребления коннотативных ФЕ с точки зрения отражения в них основных закономерностей авторской языковой картины мира А. Вампилова, их стилеобразующей роли.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы работы могут быть использованы при составлении словаря фразеологизмов А. Вампилова, основные положения диссертации и результаты анализа могут найти применение в разработке вузовских курсов стилистики; фразеологического анализа художественного текста, в спецкурсах и спецсеминарах по творчеству писателя, при написании учебных пособий, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что коннотативные ФЕ позволяют наиболее полно и адекватно исследовать стилеобразующую роль фразеологизмов в произведениях А. Вампилова и расширяют теоретические основы лингвистики художественного текста.
Положения, выносимые на защиту:
1. Во фразеологической картине мира А. Вампилова выделяются элементы общечеловеческого национального и индивидуального характера, являя единство общего и особенного в языке.
2. Своеобразие фразеологической картины мира А. Вампилова
обусловлено спецификой индивидуально-авторского восприятия мира, а также
художественно-коммуникативными целями драматурга как субъекта речи.
Трансформации ФЕ детерминированы такими индивидуальными характеристиками картины мира А. Вампилова, как субъективная оценочность, эмоциональность, экспрессивность, функционально-стилистическая маркированность.
В текстах А. Вампилова происходит образование новой фразеологии и расширение стилистических возможностей коннотативных фразеологических единиц в условиях контекста, а также реализация стилистических функций языковых единиц уровней в зависимости от сферы общения.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены в 7 публикациях, в том числе одна публикация в научном журнале «Вестник Челябинского государственного педагогического университета», рекомендованном ВАК РФ. Результаты работы были представлены в докладах и сообщениях на итоговых научных конференциях преподавателей и аспирантов ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» (Челябинск, 2008-2012), II Международной научно-практической конференции «Литературный текст XX века: проблемы поэтики» (Челябинск, 2009), на Международной научной конференции «Русская речь в современных парадигмах лингвистики» (Псков, 2010), на теоретических семинарах кафедры русского языка и МПРЯ ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», на открытых лекциях и круглых столах.
Структура и объем работы определены поставленной целью и задачами исследования. Данная диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 160 страниц печатного текста.