Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Содержательные категории художественного текста и их языковая экспликация Беляева Нина Ивановна

Содержательные категории художественного текста и их языковая экспликация
<
Содержательные категории художественного текста и их языковая экспликация Содержательные категории художественного текста и их языковая экспликация Содержательные категории художественного текста и их языковая экспликация Содержательные категории художественного текста и их языковая экспликация Содержательные категории художественного текста и их языковая экспликация Содержательные категории художественного текста и их языковая экспликация Содержательные категории художественного текста и их языковая экспликация Содержательные категории художественного текста и их языковая экспликация Содержательные категории художественного текста и их языковая экспликация Содержательные категории художественного текста и их языковая экспликация Содержательные категории художественного текста и их языковая экспликация Содержательные категории художественного текста и их языковая экспликация
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Беляева Нина Ивановна. Содержательные категории художественного текста и их языковая экспликация : 10.02.01 Беляева, Нина Ивановна Содержательные категории художественного текста и их языковая экспликация : Дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 СПб., 1998 148 с. РГБ ОД, 61:98-10/411-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Понятие текстовой категории, система текстовых категорий в современной лингвистике 8

Глава 2. Языковая экспликация содержательных категорий в художественной прозе Ю.М. Нагибина 40

2.1. Категория времени в ее текстовом воплощении 40

2.2. Категория пространства в ее текстовом воплощении 70

2.3. Категория «Человек» в ее текстовом воплощении 91

2.4. Комплексный анализ языковой экспликации содержательных категорий художественного текста в рассказе Ю.М. Нагибина «Любовь и знамя» 122

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 131

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 134

Введение к работе

Коммуникативный план языковых явлений, несмотря на смену лингвистической парадигмы, не утратил своей актуальности.

Содержательные категории текста (в нашем случае - человек, пространство, время) остаются наименее исследованным аспектом текстовой проблематики, хотя именно с ними связывается онтология текста как продукта речемыслительной деятельности, отражающей основные координаты речевого акта в широком его понимании (я - здесь - сейчас).

Само исследование общей теории текста предполагает обращение не столько к частным характеристикам (они индивидуальны для каждого текста), сколько к тому, что может быть названо семантическими или содержательными категориями, то есть наиболее существенными характеристиками текста. Разнообразие точек зрения на содержательные категории текста ставит также задачу их упорядочивания.

Одним из способов постижения образа автора как воплощения духовной активности создателя художественного текста может служить наблюдение за лексической объективацией таких содержательных универсалий художественного текста, как человек, пространство, время. Эти категории выступают базовыми в отношениях человека и универсума, в способах концептуализации действительности, ее эстетического освоения. С антропоцентрической точки зрения бытие осуществляется в пространственно-временном континууме, определенном хронотопе.

Субъект художественного текста (автор, рассказчик, персонаж) может логически интерпретироваться как субъект наблюдения, субъект мысли, чувства, воли, субъект речи и находит отражение в соответствующих элементах композиции (портретные зарисовки, психологический портрет, способы повествования, коммуникативно-смысловые типы речи).

Цель и задачи исследования. Основная цель работы - установить состав и раскрыть смысловое наполнение содержательных категорий текста, максимально полно представить способы их языкового выражения на материале художественных текстов одного писателя.

Соответственно задачами исследования явилась систематизация существующих текстовых концепций, выявление и анализ оснований выделения текстовых категорий, выявление на обширном языковом материале возможных способов языкового (преимущественно лексического) воплощения этих категорий.

С учетом способов языкового воплощения содержательных категорий художественного текста предполагается приложить теорию функционально-семантического поля к текстовому анализу.

Научная новизна исследования определяется обращением к проблеме организации языковой (лексической) структуры прозаических текстов Ю.М.Нагибина, мало исследованных в лингвистическом плане, и выявление на этой основе содержательных универсалий в художественной прозе Ю.М.Нагибина.

Материалом исследования явились тексты произведений Ю.М.Нагибина, которые в названном аспекте еще не рассматривались. .

Выбор произведений Ю.М.Нагибина не случаен. Писатель - один из лучших мастеров современной русской прозы. Его произведения, преимущественно малых форм (рассказ, повесть, эссе), достаточно обозримы для исследователя, богаты с художественной точки зрения, текстовые категории в них явно эксплицированы.

Методика исследования. В работе использовалась совокупность методов и исследовательских приемов, отработанных при анализе художественных текстов: компонентный анализ с опорой на словарные дефиниции; контекстуальный анализ; сопоставительный анализ материалов различных лексикографических изданий. Интертекстуальные,

культурологические связи устанавливались с привлечением данных смежных наук: литературоведения, психологии.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы в лингвистике для изучения лексической структуры текста и ее когнитивных аналогов, в преподавании вузовского курса «Лингвистический анализ текста» в целях формирования у студентов динамического подхода к языковым явлениям, понимания сущности содержательных категорий текста и законов его организации, а также в спецкурсах и спецсеминарах по стилистике художественной литературы, при исследовании содержательных категорий художественного текста в русской литературе и русской языковой картине мира вообще. Положения, выносимые на защиту:

1. В рабочем порядке текстовая категория определяется как своеоб
разная функционально-семантическая категория, представляющая
собой систему разнородных языковых и внеязыковых, лингвокульту-
рологических, композиционных, эстетических средств, способных
взаимодействовать в выражении коммуникативных стратегий, интен
ций автора.

  1. В качестве организующих текста выделяются категории, связанные с отражательной способностью человеческого мышления, базовыми координатами когнитивной, речемыслительной деятельности и речевого акта, - человек, пространство, время. Они реализуют текстовые категории информативности и модальности, которые на высшей ступени иерархии имеют текстовую суперкатегорию коммуникативности.

  2. Способы языкового воплощения содержательных категорий в художественной прозе Ю.М. Нагибина и их организация существенно отличаются от того, как они представлены в общем языке, отражающем «наивную» картину мира (по данным толковых словарей, РСС и РАС).

6 Лексические и грамматические средства выражения текстовых категорий в выполнении эстетической функции, авторского задания значительно чаще соотносятся с периферией системных функционально-семантических полей, чем с их ядром, или выступают в качестве окказиональных. 4. Полевую, ядерно-периферийную организацию обнаруживают не только избираемые средства, но и сами категории: в одних текстах в качестве ядерной выступает категория времени, в других - пространства, но и та, и другая обращены к человеку, антропоцентричны. Поэтому, как правило, изображение пространства, времени и человека в тексте совмещаются. Апробация работы. Основные положения и результаты исследования были представлены в виде докладов и сообщений на ежегодных Герценовских чтениях в РГПУ им. А.И.Герцена (Ленинград, 1986 г., 1987г., 1989 г.), на заседании проблемной группы «Слово в лексической системе русского языка» в РГПУ им. А.И.Герцена, на ежегодных научных конференциях в НГПИ и НовГУ им.Я.Мудрого, на Всероссийской научно-практической конференции «Филология и школа. О содержательности филологического образования и насущных задачах филологичет ских наук» (Москва, 1995 г.), на расширенном заседании Совета по русскому языку и научно-практическом семинаре «Речеведение в школьном и вузовском преподавании» (Новгород, 1996 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие личности как проблема педагогического образования» (Новгород, 1997 г.).

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы: 1. Воспитание любви к природе при изучении произведений Ю.М.Нагибина // материалы конференции «Природа Новгородской и со-

предельных областей, ее использование и охрана». Новгород, 1986, с.75-76.

  1. Изучение стилистических приемов в курсе «Культура и техника речи» (на материале произведений Ю.М.Нагибина) // Тезисы докладов научно-методической конференции. Новгород, 1987, с. 75-76

  2. Изучение стилистических приемов в курсе «Культура и техника речи» (на материале произведений Ю.М.Нагибина) // Тезисы докладов научно-практической конференции. Новгород, 1988, с 10-11.

4.Текстовые категории и принцип поля в их изучении (на материале рассказа Ю.М.Нагибина «Терпение») // Проблемы исследования слова в художественном тексте. Л, 1990, с. 73-80.

5.Лигвистический анализ художественного текста как средство развития интеллектуальных способностей школьников // Тезисы научно-практической конференции, Новгород, 1997, с. 24-25.

Понятие текстовой категории, система текстовых категорий в современной лингвистике

К сторонникам традиционно-грамматической концепции мы отнесем тех ученых, которые рассматривают текст в рамках синтаксиса и; следовательно, текстовые категории видят лишь на грамматическом уровне (в традиционном понимании грамматики). Так, Е.А. Реферовская исследует языковые способы объединения предложений в высказывание (СФЕ), единицу речи (текста), то есть конституирующими единицами текста объявляются предложение и СФЕ. [Реферовская 1983].

Рассматривает текст как систему предложений-высказываний и Г.В. Шатков: "...текст есть система высказываний, понимаемых как актуализированные предложения", "... общими признаками наименьшей единицы текста - высказывания - является номинативность и предикативность, их темпоральность и модальность и, наконец, единство всех этих характеристик". [Шатков 1974, с. 177]. Отмеченные признаки, оказы-ваясь изоморфными у предложения и высказывания, приписываются тексту, "который, в сущности, является осложненным высказыванием". [Шатков 1974, с. 180].

И.Г. Торсуева предлагает определение "трех нижестоящих уровней текста и соответственно трех единиц - синтагмы, высказывания и коммуниста". [Торсуева 1986, с. 66]. "Синтагма - минимальная семантико-синтаксическая единица текста, которая в отличие от словосочетания не представлена в готовом виде в языке, а образуется только в процессе порождения (или восприятия) текста для обозначения сложных понятий, возникающих в сознании и отражающих фрагмент воспроизводимой действительности. Высказывание - единица текста, сформированная на основе структурной схемы предложения. Высказывание осуществляет событийную номинацию. Коммуникат - часть текста, обладающая отно сительной смысловой завершенностью, некоторый информационно тематический блок, иерархически организованный цепью высказываний и входящих в него синтагм...

В отличие от коммуниката, синтагма и высказывание воспроизводят только часть предметных, временных и пространственных отноше-. ний ситуации. Три единицы, составляющие звенья иерархии текста, находятся в отношении включения. Естественно, что в частном случае высказывание может совпасть с синтагмой, а коммуникат с высказыванием". [Торсуева 1986, с.66]. Здесь уже намечается попытка отойти от собственно грамматической интерпретации текстовых единиц в сторону предметного и пространственно-временного представления языковыми средствами ситуации или ее фрагментов, что сближает концепцию с задачами нашего исследования. Т.И.Дешериева выделяет такие лексико-грамматические категории, как предикативность, модальность, лицо, число, время, аспекту альность, залоговость. [Дешериева 1987].

Такой подход представляется слишком узким. Если текст повторяет характеристики, свойственные предложению и его предикативной основе, то он, по сути дела, как лингвистическая категория не существует, так как не обладает какими-то особенными, лишь ему присущими при знаками. И рассмотрение текста на уровне категорий традиционной структурной грамматики сводится к анализу предложения. Кроме того, такие категории, как лицо, число, залоговость и другие, присущи слову,

предложению, но не являются специфическими текстовыми категориями. По справедливому замечанию авторов коллективной монографии «Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи» (М. 1991), «в традиционной лингвистике текста подход к тексту осуществляется прежде всего «от формы». Отсюда - упор на специфику именно формы, ... прежде всего на выявление закономерности организации структуры, то есть на выявление средств связности и описание «грамматики текста» (с.223). Содержательные универсалии остаются в тени при таком подходе.

Категория времени в ее текстовом воплощении

"Задача лингвистики художественного текста - найти речевые способы воплощения смысловых категорий персонажа, времени, пространства в конкретных текстах и обнаружить языковые модели реализации этих универсальных смыслов в художественном тексте вообще". [Чернухина 1984, с. 13].

Рассмотрим способы языкового выражения текстовой категории времени в произведениях Ю.М. Нагибина. По словам З.Я. Тураевой, "между художественным и грамматическим временем существует определенная иерархия. Художественное время подчиняет себе грамматическое время как одно из средств своего выражения. Поскольку функционально-семантическая категория темпоральности и категория времени как содержательная категория художественного текста представляют собой явления разных уровней, то, очевидно, и их полевая организация будет различна. Центр поля функционально-семантической категории темпоральности составляет "категория глагольного времени, то есть система форм, противопоставленных друг другу, используемых для выражения отношения действия к моменту речи или ко времени другого действия" [Бондарко 1971, с.35-36], к периферии относятся лексические показатели времени, формы косвенных наклонений, сочетание инфинитива с модальными глаголами. "Бесконечная вариативность художественного текста, уникальность формы, несущей эстетическую информацию, приводит к тому, что основным средством выражения той или иной категории, относящейся к ядру поля, не обязательно является наиболее частотное средство, как, например, в функционально семантических категориях или категориях научного текста... при формировании художественной категории времени доминантой, переключателем из одной временной плоскости в другую, как правило, являются не видо-временные формы, а лексическая система, стилистические приемы, композиция и другие средства.» [Тураева 1986, с.99].

Семантические поля (включая лексически ориентированные) выступают системной знаковой базой в построении содержательной категории текста. Это положение столь же существенно для изучения лексической структуры текста и его категорий, как и для изучения грамматически ориентированных полей. Именно семантические поля выступают основными подразделениями, представляющими непрерывность лексического пространства в языке, только на них лексика членится без остатка, что связано с обобщающим, тезаурусным характером смыслов, лежащих в основе идеографического членения лексики, проецируемого в текстовые поля и категории.

При анализе произведений Ю.М. Нагибина преимущественное внимание в экспликации содержательных категорий текста будет уделено основным способам темпоральной номинации - лексическим. Другие же привлекаются в аспекте анализа лексико-синтаксической и лексико-морфологической координации.

Категория художественного времени может быть по-разному представлена в различных текстах. В одних произведениях /например, в рассказах "Терпение", "Огненный протопоп", "Надгробье Кристофера Мар-ло", "Беглец" и других/ она находится в центре поля художественного текста, выражена ярко, средствами разных уровней языковой системы. В других текстах /в рассказах "Слезай, приехали", "Ваганов", "Зимний дуб", "Как скажешь, Аурелио" и других/ категория художественного времени находится на периферии, происходит ее "ослабление", языковые средства ее выражения скупы.

Усиление и ослабление яркости текстовой категории времени связано, очевидно, с общим замыслом того или иного текста. Представляется целесообразным в исследовании темпоральной структуры произведений Ю.М. Нагибина идти от коммуникативной установки к способам языкового выражения категории художественного времени. Одним из мотивов, связанных с обращением к хронологически отмеченным словам, является стилизация, обусловленная задачей создания исторических повестей, отражения колорита эпохи, а также идиолекта языковой личности, несущего сигналы времени. Не случайно в центре поля художественного времени в произведениях Ю.М. Нагибина находятся такие темпоральные указатели, как названия исторических реалий, наименования служебных чинов, социального положения лиц, названия учреждений, организаций, упоминаемые исторические события, названия предметов быта, архаизмы.

Категория пространства в ее текстовом воплощении

"Выявление механизма создания художественного времени, степени его имплицитности и эксплицитности обнаруживает его соотнесенность с другими категориями текста - информативностью, подтекстом и АР" [Тураева 1986, с.98]. Как показали наблюдения, в текстах произведений Ю.М. Нагибина категория художественного времени оказывается наиболее связанной с категорией художественного пространства. Связь этих двух категорий в художественном тексте отмечают многие ученые. Так, Д.С. Лихачев пишет о том, что "... пространство в словесном искусстве непосредственно связано с художественным временем. Оно динамично. Оно создает среду для движения, и оно само меняется, движется. Это движение (в движении соединяется пространство и время) может быть легким или трудным, быстрым или медленным, оно может быть связано с известным сопротивлением среды и с причинно-следственными отношениями". [Лихачев 1987, с.629]. И.Я. Чернухина считает, что, как правило, "изображение пространства, времени, персонажа совмещается". [Чернухина 1984, с.42]. А Ю.М. Лотман делает вывод о том, что "... язык пространственных отношений... - не единственное средство художественного моделирования, но он важен, так как принадлежит к первичным и основным. Даже временное моделирование часто представляет собой вторичную надстройку над пространственным языком". [Лотман 1988, с.293]. В другой работе ученый указывает на то, что "... художественное пространство в литературном произведении -это континуум, в котором размещаются персонажи и происходит действие". [Лотман 1970, с.112]. Особенно значительной категорией поэтики, организующей действие произведения, считает художественное пространство и B.C. Бабаевский [Бабаевский 1985, с.213]. Ученый также предлагает изучать эту категорию художественного текста в связи с другими, так как "имеет значение вся система временных и пространственных сигналов в совокупности и смысл каждого из них в данной системе. Их не следует рассматривать изолированно, выборочно, вне системы отношений". [Бабаевский 1985, с.213].

Представляется интересным начать анализ этой содержательной категории художественного текста с тех произведений, в которых рече вое воплощение получает образ пространства как особой концептуаль ной области. Так, в современной сказке "Мягкая посадка" происходит персонификация пространства, то есть автором создается художествен ный образ, подобный образу персонажа. В этом произведении Ю.М. На гибина три главных героя - Сергеев, его жена Лариса и пространство, которое то радостно и надежно, то смертельно опасно в зависимости от обстоятельств: "Пространство было ему не только радостно, но и надежно. Он до верял купольной сини, возносящейся словно над застывшей лавой взбитой пеной облаков, которую, не ощутив ни малейшего сопротивле ния, пронзит тело падающего самолета, если он вознамерится упасть. Но Сергеев не сомневался, что мнимая лава может выдержать на себе самолет, ибо в выси обретал для себя важное - разомкнутость, безгра ничность пространства - потому верил тут всему: и синей сияющей сфе ре, словно выдутой грудью исполина-стеклодува, и разреженному воз духу, что был для него плотнее морской глади, и облачной пене, что крепче застывшей лавы. Когда он сидел в удобном самолетном кресле-, а за стеклом сияла дневная синева или роились ночные звезды, им владело чувство совершенного психологического и физиологического комфорта.

Похожие диссертации на Содержательные категории художественного текста и их языковая экспликация