Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ритмическая организация дикторской речи (на материале новостных телевизионных программ 1980-х гг. и 2000-х гг.) Синицына Любовь Викторовна

Ритмическая организация дикторской речи (на материале новостных телевизионных программ 1980-х гг. и 2000-х гг.)
<
Ритмическая организация дикторской речи (на материале новостных телевизионных программ 1980-х гг. и 2000-х гг.) Ритмическая организация дикторской речи (на материале новостных телевизионных программ 1980-х гг. и 2000-х гг.) Ритмическая организация дикторской речи (на материале новостных телевизионных программ 1980-х гг. и 2000-х гг.) Ритмическая организация дикторской речи (на материале новостных телевизионных программ 1980-х гг. и 2000-х гг.) Ритмическая организация дикторской речи (на материале новостных телевизионных программ 1980-х гг. и 2000-х гг.) Ритмическая организация дикторской речи (на материале новостных телевизионных программ 1980-х гг. и 2000-х гг.) Ритмическая организация дикторской речи (на материале новостных телевизионных программ 1980-х гг. и 2000-х гг.) Ритмическая организация дикторской речи (на материале новостных телевизионных программ 1980-х гг. и 2000-х гг.) Ритмическая организация дикторской речи (на материале новостных телевизионных программ 1980-х гг. и 2000-х гг.) Ритмическая организация дикторской речи (на материале новостных телевизионных программ 1980-х гг. и 2000-х гг.) Ритмическая организация дикторской речи (на материале новостных телевизионных программ 1980-х гг. и 2000-х гг.) Ритмическая организация дикторской речи (на материале новостных телевизионных программ 1980-х гг. и 2000-х гг.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Синицына Любовь Викторовна. Ритмическая организация дикторской речи (на материале новостных телевизионных программ 1980-х гг. и 2000-х гг.): диссертация ... кандидата филологических наук: 10.02.01 / Синицына Любовь Викторовна;[Место защиты: ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»].- Волгоград, 2014.- 195 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Аспекты изучения речевого ритма 12

Вводные замечания 12

1.1. Риторический аспект изучения речевого ритма 12

1.2. Литературоведческий аспект изучения речевого ритма 15

1.3. Лингвистический аспект изучения речевого ритма 22

Выводы по главе 41

Глава 2. Специфика ритмической организации дикторской речи 1980-х гг. 44

Вводные замечания 44

2.1. Структурно-тематическая организация новостной телепрограммы 1980-х гг. 44

2.2. Лексические повторы 48

2.3. Синтаксические средства создания ритма 57

2.4. Интонационные повторы 63

2.4.1. Синтагматическое членение как средство создания ритма 64

2.4.2. Мелодические повторы как ритмообразующее средство 83

2.5. Соотношение разноуровневых языковых средств при создании ритма 97

Выводы по главе 102

Глава 3. Особенности ритмической организации дикторской речи 2000-х гг. 105

Вводные замечания 105

3.1. Структурно-тематическая организация новостной телепрограммы 2000-х гг. 105

3.2. Лексические повторы 106

3.3. Синтаксические средства создания ритма 110

3.4. Интонационные повторы 111

3.4.1. Синтагматическое членение как средство создания ритма 111

3.4.2. Мелодические повторы как ритмообразующее средство 127

3.5. Соотношение разноуровневых языковых средств при создании ритма 149

Выводы по главе 154

Заключение 157

Список литературы

Введение к работе

В реферируемом диссертационном исследовании рассматривается

специфика использования различных языковых средств создания ритма дикторской речи 1980-х гг. и 2000-х гг. Под дикторской речью понимается чтение заранее подготовленных текстов ведущими новостных теле- и радиопередач. Ритмическая организация определяется нами как система разноуровневых средств ритмизации в их соотношении и взаимодействии.

В связи с развитием средств массовой информации в лингвистической науке наблюдается интерес к изучению дикторской речи. Определены фонетические и просодические параметры речи ведущих радио- и телевизионных программ [Глушко 2004; Гришина 2003, 2006; Демина 2012; Жемерова 2009; Иванова-Лукьянова 2002; Ковальчук 2008; Корепанова 1989, 1990; Корчагина 1980; Лебедева 2004; Ломыкина 2006; Прохватилова 2002; Углова 2006]; рассмотрены нормы кодифицированной дикторской речи и отклонения от них [Брызгунова 1992; Валентинова 2011; Зарва 1976; Иванова-Лукьянова 2004; Ларина 2004; Минюшева 2004; Мясникова 2004; Румянцев 2006; Сенкевич 1994; Эсаулова 2005]; сформулированы рекомендации по верстке информационных сообщений и организации словесного материала для работников радио и телевидения [Бернштейн 1977; Борецкий 1990; Брызгунова 1994; Васильева 2002, 2005; Ефимова 2005; Зарва 1976, 1980; Зверева 2009; Каминский 2007; Лащук 2004; Прохватилова 2003; Фэнг 1993; Цвик 2008, 2009; Ярошенко 1973]; дано описание воздействующей функции новостных текстов [Борецкий 2002; Бровченко 2008; Васильев 2006; Гаймакова 1993; Иванова 2003; Кирия 2007; Кожамкулова 2008; Красильникова 2005; Лисова 2012; Любарский 2003; Ослон 2003; Прохоров 2004; Рогозина 2003; Струкова 2010].

В некоторых работах затрагиваются отдельные аспекты ритмизации дикторской речи. В частности, выделены ритмические модели синтагматического членения начальных, серединных и конечных предложений информационного блока [Корепанова 1989]; определены слоговая, фразовая и интонационная характеристики ритма текстов информационных жанров публицистического стиля [Иванова-Лукьянова 2002]. Однако комплексного исследования ритмической организации речи ведущих новостных теле- и радиопередач не проводилось.

Между тем рассмотрение специфики использования различных языковых средств создания ритма в дикторской речи позволит не только установить лексические, синтаксические, интонационные средства ее ритмизации, но и выявить их соотношение и функции, что внесет определенный вклад в изучение языка СМИ, в том числе электронных, а также расширит представления о способах воздействия на телезрителей и радиослушателей. Этим объясняется актуальность данного исследования.

Объектом анализа является звучащая дикторская речь 1980-х гг. и 2000-х гг.; предметом послужили лексические, синтаксические и интонационные средства создания ее ритма.

В работе выдвигается гипотеза, согласно которой дикторской речи свойственна ритмическая организация, которая выполняет ряд функций и формируется лексическими, синтаксическими и интонационными средствами.

Цель исследования состоит в установлении своеобразия

функционирования в дикторской речи ритмообразующих средств различных языковых уровней в их соотношении и взаимодействии.

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

  1. описать имеющиеся подходы к изучению речевого ритма, определению его основных единиц, свойств и функций;

  2. выявить языковые средства, участвующие в создании ритма дикторской речи 1980-х гг. и 2000-х гг., на лексическом, синтаксическом и интонационном уровнях;

  3. охарактеризовать принципы организации разноуровневых языковых средств при создании ритма дикторской речи;

  4. определить функции ритма в дикторской речи;

  5. установить степень тематической и структурной обусловленности разноуровневых средств ритмизации в дикторской речи.

Материалом для работы послужили аудиозаписи новостных программ «Время», «Вести» и «Сегодня», выходивших в эфир на центральных и основных российских телевизионных каналах в 1980-е гг. и 2000-е гг. Общее время звучания составило 20 часов.

Выбор материала установленного хронологического периода определяется тем, что дикторская речь 1980-х гг. и речь ведущих новостных телепередач 2000-х гг., как и любые другие формы телевизионной речи, являются отражением социально-политической ситуации и идеологической установки рассматриваемых временных периодов [Борецкий 2011; Муратов 2009; Плавник 2003].

Единицами наблюдения в данной работе выступают разноуровневые единицы языка, являющиеся конститутивным ядром звучащего новостного текста. Основной единицей наблюдения избрана синтагма, понимаемая как минимальный интонационно целостный смысловой отрезок речи. Анализу подверглись более 8000 синтагм.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили фундаментальные труды по общей фонетике [Бондарко 1977; Гордина 2006; Зиндер 1979; Златоустова 1997; Кодзасов 2001; Кривнова 2007; Матусевич 1976], теории интонации [Брызгунова 1984; Иванова-Лукьянова 1990; Николаева 1977; Светозарова 1982; Цеплитис 1974; Черемисина-Ениколопова 1999], речевому ритму [Антипова 1990; Васильева 1990; Иванова-Лукьянова 1971; Потапова 2001; Прохватилова 1999].

При анализе ритмической структуры звучащего текста мы исходим из понимания ритма как квазипериодической повторяемости сходных и соизмеримых речевых явлений и признания его многоуровневого иерархического характера [Потапова 1997, с. 101]. Анализ просодического строя дикторской речи основывался на сформулированном Е.А. Брызгуновой положении о том, что значение высказывания формируется благодаря взаимодействию значений, выражаемых синтаксической конструкцией, лексическим составом, интонацией и контекстом [Брызгунова 1977]. Изложенные выше методологические принципы лежат в основе комплексного подхода к описанию языкового материала.

Специфика исследования предполагает применение различных методов
анализа материала. На основе метода слухового анализа было произведено
интонационное транскрибирование звучащего текста: определялись границы
сегментации речевого потока, основные интонационные типы, характеристики
интонационного центра, изменения скорости и интенсивности звучания. В работе
также использовался описательный метод с его основными компонентами –
наблюдением, сопоставлением, систематизацией материала и обобщением. С
помощью метода стилистического анализа дифференцировались и

квалифицировались стилистические значения языковых единиц. Прием количественного подсчета языковых фактов позволил установить частотность различных языковых средств ритмизации и их функций.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в работе представлено комплексное описание ритмической организации советской и российской дикторской речи 1980-х гг. и 2000-х гг. Описаны ритмообразующие средства лексического, синтаксического и интонационного уровней. Установлено доминирование интонационных средств ритмизации, симметрия и пропорция определены как ведущие принципы ритмической организации. Выявлена структурная обусловленность разноуровневых средств ритмизации в дикторской речи 1980-х гг. и 2000-х гг. Обнаружена зависимость степени ритмизации от тематики информационного сообщения в речи ведущих новостных телепрограмм 1980-х гг. и отсутствие этой зависимости в дикторской речи 2000-х гг. Эмоционально-экспрессивная функция ритма определена как ведущая в дикторской речи 1980-х гг., смысловая функция выступает как доминирующая в речи ведущих новостных телепрограмм 2000-х гг.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении дефиниции
термина «ритмическая организация речи», выявлении номенклатуры средств
ритмизации звучащего текста, принципов их организации, функций ритма;
определении специфики реализации речевого воздействия в телевизионной
журналистике; углублении представлений о функциональном публицистическом
стиле и интонационных параметрах информационно-публицистического

произносительного стиля, что является вкладом в функциональную стилистику, медиастилистику и фоностилистику русского языка.

Практическая ценность диссертации заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в общих и специальных вузовских курсах фонетики, стилистики, фоностилистики русского литературного языка, в практике преподавания риторики, а также при составлении специализированных учебных пособий для дикторов и ведущих современных новостных телепередач.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Дикторской речи свойственна ритмическая организация, специфика которой определяется функционированием лексических, синтаксических и интонационных средств ритмизации в их соотношении и взаимодействии.

  2. Номенклатура средств ритмизации дикторской речи 1980-х гг. включает контактные и дистантные лексические повторы, синтаксический параллелизм, градацию, повторы синтагм одинаковой длины, повторы ИК-4, ИК-6 в смежных синтагмах, воспроизведение сочетаний ИК-6+ИК-2 в соположенных синтагмах и в рамках одной синтагмы, ритмическую ступень. При этом в дикторской речи 1980-х гг. доминируют интонационные средства ритмизации.

  3. Разноуровневые средства ритмизации дикторской речи 1980-х гг. характеризуются структурной обусловленностью: в рамках информационного блока новостей лексические и синтаксические единицы ритма используются главным образом в его серединной части, интонационные – в начальной, конечной и серединной. Существует тематическая зависимость степени ритмизации текста. Новости общественно-политической и культурной тематики из жизни Советского Союза и братских стран, выступления советских и зарубежных деятелей коммунистической партии, отношения между братскими социалистическими странами, обзоры зарубежной прессы о Советском Союзе, сообщения, повествующие о негативных событиях за рубежом, отличаются, как правило, высокой степенью ритмизации (более 50% синтагм звучащего текста); новости спорта, производства, промышленности, сельского хозяйства характеризуются средней степенью ритмизации (от 30% до 50% синтагм звучащего текста); новости, отражающие нейтральные и позитивные события в зарубежных странах, отмечены низкой степенью ритмизации (менее 30% синтагм звучащего текста).

  4. В состав средств ритмизации дикторской речи 2000-х гг. входят дистантные лексические повторы, синтаксический параллелизм, повторы синтагм одинаковой длины, воспроизведение ИК-2 и ИК-6 в соположенных синтагмах, повторы сочетаний ИК-6+ИК-2 в смежных синтагмах, ритмическая ступень. При этом в значительной степени преобладают интонационные средства ритмизации, а использование лексических и синтаксических ритмических единиц сведено к минимуму.

  5. Специфика ритмической организации дикторской речи 2000-х гг. проявляется в структурной обусловленности интонационных средств ритмизации, что находит проявление в регулярном воспроизведении ритмических единиц в

начальных и конечных высказываниях и частичной ритмизации серединных высказываний информационных блоков; в ослаблении связи между степенью ритмизации и тематикой новостного сообщения; в преобладании информационных блоков, характеризующихся высокой степенью ритмизации (более 50% звучащего текста).

  1. Ведущими принципами ритмической организации дикторской речи являются симметрия и пропорция, которые представлены своими разновидностями: простой и зеркальной симметрией, пропорциями равенства, нарастания и убывания. Наиболее последовательно симметрия и пропорция реализуются при синтагматическом членении речевого потока.

  2. В дикторской речи разноуровневые средства ритмизации участвуют в реализации эмоционально-экспрессивной, смысловой, композиционной и организующей функций. При этом в дикторской речи 1980-х гг. доминирует эмоционально-экспрессивная функция, в речи ведущих новостных телепередач 2000-х гг. – смысловая.

Апробация работы. Основные теоретические положения и практические результаты диссертационного исследования представлены в виде докладов на конференциях различных уровней: Международной конференции «Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов» (Волгоград,

2007 г.), Международном научном конгрессе «Русский язык: исторические судьбы
и современность» (Москва, 2010 г.), Международной конференции
«Интеграционные процессы в коммуникативном пространстве регионов»
(Волгоград, 2010 г.), Международном молодежном научном форуме «Ломоносов –
2013» (Москва, 2013 г.), Международной конференции молодых славистов (Прага,
2013), Международной научно-практической конференции «Журналистика 2013»
(Москва, 2014), Региональной конференции молодых исследователей
Волгоградской области (Волгоград, 2006 г.), Региональной конференции
«Проблемы модернизации региона в исследованиях молодых ученых» (Волгоград,

2008 г.), Научно-практическом семинаре «От текста к печатному изданию:
проблемы филологического анализа и редакторской подготовки» (Волгоград, 2013
г.). Результаты работы обсуждались на ежегодных конференциях профессорско-
преподавательского состава в рамках Научной сессии Волгоградского
государственного университета (2004–2013 гг.).

По теме исследования опубликовано 14 работ общим объемом 3,38 п.л., в том числе 3 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки России, 2 научные публикации выполнены в соавторстве.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Литературоведческий аспект изучения речевого ритма

В рамках риторического подхода возможности ритма при создании ораторских текстов были рассмотрены античными теоретиками искусства красноречия. В частности, в трактате об ораторском искусстве «Оратор» М.Т. Цицерона несколько разделов посвящено определению сущности, причин, происхождения и пользы ритма [http://masterslova.narod.ru/book/ciceron_orator.pdf]. В трактате «Оратор» Цицерон обращается к вопросу происхождения ритма. Впервые ритм стал использоваться в речи ораторов софистов Фрасимаха, Горгия и Исократа.

Цицерон задается вопросом, существует ли ритм в прозе. «Некоторый ритм в прозаической речи существует, и это установить нетрудно: его распознает ощущение. Как несправедливо отрицать ощущаемое только потому, что мы не можем объяснить его причины!» – пишет великий оратор [Там же]. Однако Цицерон предостерегает от смешения ритма стихотворного и ритма прозаического. «Речь не должна быть ни сплошь ритмичной, как стихотворение, ни чуждой ритму, как разговорная речь: первая так связана, что ее искусственность бросается в глаза, вторая же так беспорядочна, что кажется общедоступной и пошлой: если первая не доставит наслаждения, то вторая вызовет отвращение» [Там же].

Назначение ораторского ритма, по словам Цицерона, заключается в том, чтобы соблюдать «закономерность не только в сочетаниях слов, но и в завершениях. Завершения получаются или как бы непроизвольно – самим расположением слов, или же с помощью таких слов, которые сами по себе образуют созвучия. Такие сочетания уже по собственной природе ритмичны, даже если к ним ничего не прибавлено намеренно» [Там же].

В конце XX в. риторический подход к определению ритма возрождается в рамках ритмической текстологии [Данилина 2002; Севериновская 1994; Шишкина 1974].

В рамках ритмической текстологии выявляются потенциальные возможности ритма для риторической оптимизации ораторской речи [Севериновская 1994]. Основополагающими моментами ритмической текстологии являются: 1. Исследования в области речевого ритма основаны на диалектическом единстве устной и письменной речи как двух формах ее существования. 2. Ритм не накладывается на произведение речи, выступая как особенность фонации, но выполняет конституирующую функцию. 3. Ритм создается совокупностью элементов разных уровней: фонетического, просодического, синтаксического, семантического. 4. Основной характеристикой ритмической организации является взаимное расположение синтагм с точки зрения их длины. 5. Основной категорией ритмической организации речи является фразировка, то есть избираемая говорящим расстановка пауз с естественно сопровождающими их другими просодическими средствами. 6. Основной задачей ритмической текстологии является рассмотрение на конкретном материале всех основных подходов к проблеме членения речи, в объединении наиболее рациональных их элементов с целью обоснования оптимального варианта, который донес бы до читателя содержание – намерение текста наиболее адекватно [Севериновская 1994, с. 4–5].

В соответствии с положениями теории ритмической текстологии анализ ритмической организации произведения речи включает 5 этапов: фразировку, определение длины синтагмы и процентного соотношения синтагм разной длины в речи, выявление ритмических моделей, по которым синтагмы соединяются между собой, анализ внутреннего строения синтагм и рассмотрение повторов единиц разных языковых уровней [Данилина 2002, с. 33].

В рамках ритмической текстологии изучены принципы ритмической организации научного текста (на материале лекторской речи) [Севериновская 1994] и ритмическая организация публичной политической речи [Данилина 2002, Данилина 2004]. Установлено, что риторическая направленность ораторской речи не может оуществляться без учета ритма [Севериновская 1994, с. 21]. Средства ритмизации в текстах ораторской речи оформлены в риторические фигуры периода, анафоры, эпифоры, синтаксического параллелизма и градации. Главное назначение риторических фигур, в основе которых концепция ритма, – сделать речь легкой для усвоения и запоминания [Рождественский 1997; Михальская 1996; Стернин 2007].

Лингвистический аспект изучения речевого ритма

Объединяющая функция ритма, по мнению А.М. Антиповой, предполагает и противоположную способность объединяющей способности ритма – разъединение частей целого. Смена ритмов, по наблюдению исследователя, способствует отчленению частей текста друг от друга. Это диалектическое единство противоположных функциональных проявлений ритма обеспечивается двумя взаимосвязанными факторами: стабильностью и сменой ритмов, которые определены исследователем как средства осуществления организующей функции [Там же, с. 131].

И.Г. Торсуева определяет речевой ритм как «регулярное повторение сходных и соизмеримых речевых единиц, выполняющее структурирующую, текстообразующую и экспрессивно-эмоциональную функции» [Торсуева 2002, с. 416]. Однако определения структурирующей, текстообразующей и экспрессивно-эмоциональной функций ритма исследователем не приводится.

Р.К. Потапова и С.В. Прокопенко придерживаются точки зрения, согласно которой структурирующая функция ритма неразрывно связана со смысловой функцией [Потапова 1997; Прокопенко 1995]. В частности, осуществляя свою структурирующую функцию, ритм организует текст таким образом, чтобы подчинить его выражению той идеи, которую туда вкладывает автор, в чем и состоит базовая – смысловая – функция ритма в тексте [Потапова 1997, с. 113; Прокопенко 1995, с. 10]. Мысль о значимости смысловой функции ритма выражена и в других работах [Волкова 1974; Голякова 2011; Фоменко 2008]. В частности, Е.В. Волкова разграничивает инвариантную и вариативную стороны ритма. Если вариант, по мнению исследователя, может служить сигналом смены эмоционально-экспрессивной окраски, создавать эмоциональную и смысловую кульминацию, то инвариантная сторона ритма сложным образом «работает» на смысл, расчленяет и интегрирует впечатление. Содержательно-смысловую функцию, таким образом, несет не только ритм, но и метр как составная часть ритма [Волкова 1974, с. 83].

Многие исследователи прямо или косвенно в своих научных изысканиях рассматривали эстетическую функцию ритма, которая заключается в создании гармоничных зрительных и звуковых сочетаний. Применительно к текстам словесного творчества следует говорить о благозвучии как следствии реализации эстетической функции ритма. Традиционно эстетическая функция считалась прерогативой стихотворного ритма [Волкова 1974; Токарева 2008]. По мнению А.М. Антиповой, эстетическая функция ритма (по терминологии исследователя «эмоционально-эстетическая») проявляется и в прозе. Она выражается в том, что правильно организованная с точки зрения ритма речь воспринимается легко и не вызывает чувства неловкости или затрудненного восприятия. Четкость ритма прежде всего обусловлена временной соизмеримостью, которая является регулятором ритма. Четкость периодического ряда, по словам исследователя, оказывает эмоционально-эстетическое воздействие на человека [Антипова 1990, с. 131].

В специальной литературе мы находим упоминание о композиционной функции ритма [Лазутин 1989; Лозюк 2009; Татару 2008]. Композиционная ритмичность возникает в результате повтора аналогичных сцен, мотивов, картин, эпизодов [Лазутин 1989, с. 90].

При анализе ритмической организации дикторской речи нами будут рассмотрены речевые проявления организующей, смысловой, эмоционально-экспрессивной и композиционной функций ритма. Организующую функцию мы определяем как способность ритма маркировать ритмические единицы, характеризующиеся семантической целостностью. Эмоционально-экспрессивная функция, по нашему мнению, заключается в выражении основных эмоциональных оттенков высказывания, смысловая функция способствует выделению основных содержательных компонентов высказывания, композиционная функция проявляется в структурировании фрагментов ритмизируемого текста.

Как показал обзор научной литературы, посвященной исследованию речевого ритма, риторический аспект ритма изучает произведения ораторского характера, объектом изучения в рамках литературоведческого подхода являются поэтические и прозаические тексты художественной литературы. С лингвистической же точки зрения речевой ритм является важнейшим признаком любого текста, не только ораторского или художественного. Объектом изучения ритмической организации с точки зрения лингвистического подхода становятся тексты различной формы и стилевой направленности.

Интонационные повторы

Наряду с организующей функцией лексические повторы в тексте новостных телепередач 1980-х гг. выполняют и эмоционально-экспрессивную функцию, которая проявляется в выражении основных эмоциональных оттенков высказывания, прежде всего для усиления торжественности, патетичности, например:

«Молодые металлурги горячо восприняли Ваши, Константин Устинович, слова о том, что строить новый мир – это значит неустанно заботиться о формировании человека нового мира ...У нас есть, с кого брать пример, у кого учиться». [2.F2]

Как видно из приведенного фрагмента, дистантные повторы сочетания «новый мир» и слова «кого», которые вводятся в текст данного сообщения путем прямого цитирования речи докладчиков, подчеркивают эмоционально-торжественную окраску их речи.

Не только повторы знаменательных и служебных частей речи, но и повторы корневых морфем в дикторской речи 1980-х гг. выполняют эмоционально-экспрессивную функцию, например:

Член политбюро ЦК КПСС, первый секретарь Московского горкома партии товарищ Гришин в своем выступлении рассказал, как москвичи выполняют задания одиннадцатой пятилетки, какими достижениями встречают Праздник Первомая. / [2.F2]

Он выразил уверенность, что коммунисты, труженики «Серпа и Молота», как и вся трудовая Москва, сделают все необходимое для выполнения и перевыполнения плана текущего года и пятилетки в целом. [2.F2]

В приведенных высказываниях повторы однокоренных союзных слов «как» и «какими» и воспроизведение корневых морфем «труд(труж)» и «полн» способствуют созданию экспрессивности и выразительности речи.

Наряду с лексическими повторами в дикторской речи 1980-х гг. представлены и синтаксические средства ритмизации, в числе которых – синтаксический параллелизм и градация.

Как известно, синтаксический параллелизм характеризуется повторением однотипных синтаксических моделей. Этот прием ритмизации текста достаточно полно описан на различном языковом материале – художественной прозы [Жирмунский 1966], ораторской речи [Данилина 2002; Романов 2004; Шахбагова 1980], проповеднических и молитвенных текстов [Прохватилова 1999].

В рамках данного исследования представляется важным разграничение микропараллелизма и макропараллелизма, предложенное в работе А.А. Кузнецовой [Кузнецова 2005]. По мнению исследователя, синтаксический параллелизм на уровне микроконтекста может организовываться словосочетаниями или предикативными частями в составе сложного предложения; на уровне макроконтекста – предложениями (простыми и/или сложными) в составе сложного синтаксического целого [Там же]. Иными словами, микропараллелизм реализуется на уровне однородных членов предложения, макропараллелизм – на уровне самостоятельных и придаточных предложений.

Как показал анализ материала, для дикторской речи 1980-х гг. актуален микропараллелизм, например: В прениях по докладу выступили товарищи Воротников – председатель президиума Верховного Совета РСФСР, Щербицкий – первый секретарь ЦК Компартии Украины, Фотиев – первый секретарь чечено-ингушского обкома КПСС, Мендыбаев – первый секретарь ЦК Компартии Казахстана, Малыхин – бригадир электриков Волжского автомобильного завода имени пятидесятилетия СССР Куйбышевской области ... Конарев – министр путей сообщения [2.F1]. Данный фрагмент характеризуется воспроизведением наиболее распространенной и универсальной модели синтаксического параллелизма дикторской речи 1980-х гг. «фамилия+должность» («должность+фамилия»).

Помимо универсальной модели «должность+фамилия», в дикторской речи 1980-х гг. при реализации синтаксического параллелизма используются некоторые виды частных моделей, например: ... Пожелал ему доброго здоровья и больших успехов в многогранной партийной и государственной деятельности на благо Родины / [2.F2]. В приведенном высказывании последовательно реализуется двукомпонентная модель с синтаксической связью согласования.

Синтаксические средства создания ритма

Как видно из приведенных примеров, в реализации смысловой функции участвует зеркальная симметрия. В силу специфики своего построения зеркальная симметрия позволяет выделять в соизмеримые речевые отрезки отдельные слова или сочетания, которые при порождении текста дикторской речи приобретают информативную значимость.

Композиционная функция ритма в дикторской речи 2000-х гг. проявляется в структурировании информационных блоков. Наблюдения показали, что наиболее отчетливо ритм проявляется в начальном и конечном высказываниях информационных блоков. Подобная структура композиционного построения отражает т. н. «закон края», согласно которому начало и конец публичного выступления должны быть особенно яркими, доказательными, интересными. Это сильные позиции устного публичного выступления, где сообщается самое главное. Поэтому рамочная конструкция построения устного публичного выступления считается наиболее эффективной [Андреев 1995]:

Как показывают примеры, начальные и конечные высказывания приведенных информационных блоков ритмизируются при помощи пропорции убывания, пропорции равенства и зеркальной симметрии, как в высказывании /1/, посредством воспроизведения пропорционально соотносимых синтагм, длина которых увеличивается в пропорции 1:3, зеркальной и простой симметрии, как в высказывании /2/, а также пропорцией нарастания, характеризуемой пропорциональным увеличением длины речевых отрезков, как в высказывании /3/.

Наряду со смысловой и композиционной функциями, членение речевого потока участвует в реализации организующей функции ритма, например: и более комфортен для учеников. / [1.F7] Из транскрипции видно, что в данном фрагменте соизмеримые по длине синтагмы воспроизводятся по принципу зеркальной симметрии, которая характеризуется увеличением длины речевых отрезков от центра к периферии. Подобная ритмическая структура, с одной стороны, разграничивает компоненты симметрии, с другой стороны, подчеркивает смысловую целостность ритмизируемого фрагмента. куда бы переехать. / [1.F10] Зеркальная симметрия в приведенном высказывании разграничивает логические компоненты высказывания и одновременно акцентирует синтаксическую целостность членимого фрагмента

. Мелодические повторы как ритмообразующее средство Как уже было сказано выше, в качестве мелодических повторов мы рассматриваем воспроизведения одинаковых интонационных конструкций в соположенных синтагмах и внутри одной синтагмы, сочетания различных интонационных конструкций в рамках высказывания или минимального речевого отрезка, ритмическую ступень.

Анализ звучащего материала демонстрирует, что для дикторской речи 2000-х гг. релевантны воспроизведения однотипных типов ИК в рамках одного высказывания или нескольких соположенных высказываний.

В приведенном высказывании последовательное воспроизведение ИК-6 в смежных речевых отрезках подчеркивает объективно-повествовательный характер дикторской речи 2000-х гг.

Несколько десятков ... сербских семе2й / получили ключи от новых домо2в / в Ко2сово, / причем стро6или их / на росси2йские деньги. / Помогли московские власти.1 / [2.F7]

Данный пример демонстрирует, что повторы ИК-2 в смежных синтагмах придают дикторской речи 2000-х гг. логико-выделительный оттенок. Как видно из Диаграммы 6, повторы ИК-4 в дикторской речи 2000-х гг. составляют 14%, например: Здра4вствуйте! / В эфире «Вре4мя», / в студии Екатерина Андре4ева. / И ... сего(/)дня в програ1-2мме / [1.F4]

Полученные нами результаты отличаются от наблюдений, сделанных исследователями на материале дикторской речи 1980-х и 1990-х гг. [Иванова-Лукьянова 1989; Прохватилова 2002]. Частотность повторов ИК-4, некогда являвшейся стилистическим маркером дикторской речи, в речи ведущих новостных телепередач «Время», «Вести» и «Сегодня» 2000-х гг. уступает частотности использования доминирующих ИК-2 и ИК-6 в соположенных 128 синтагмах. Это позволяет сделать вывод об изменении мелодических характеристик дикторской речи 2000-х гг. по сравнению с дикторской речью предыдущих десятилетий. Повторы ИК-3 в дикторской речи 2000-х гг. составляют всего 10%, например: Около ста пятидесяти челове2к / пикети6ровали сегодня / генеральное консульство России во Льво2ве, / и та3м же / этой но3чью / появились ... оскорбительные на(6)дписи на здании руского культурного це3нтра. / Стены разрисовали сва3стиками / и экстремистики призы2вами, / судя по этим ка3драм / от и3мени / радика3льной / организа3ции / УНА(6)-УНСО.1 / [2.F7] Как показал анализ рассмотренного материала, для дикторской речи 2000-х гг. релевантны мелодические повторы внутри синтагмы, например: В Нью-Йо2рке / выставлена одна из велича(6)йших археологи(6)ческих нахо(6)док двадцатого ве2ка. / [1.F9]

В приведенном примере своеобразный ритм создается посредством маркирования смежных слов внутри синтагмы по типу факультативного центра ИК-6.

Наблюдения установили, что в дикторской речи 2000-х гг. интонационный ритм создается за счет повторов сочетаний различных типов ИК. Наиболее часто в качестве ритмообразующих используются повторы ИК-6 и ИК-2. Сочетания ИК-6 и ИК-2 в речи ведущих телевизионных программ «Время», «Вести» и «Сегодня» воспроизводятся по принципу симметрии, например:

Похожие диссертации на Ритмическая организация дикторской речи (на материале новостных телевизионных программ 1980-х гг. и 2000-х гг.)