Введение к работе
М.А Волошин предел авляет собой уникальное явление в русской культуре Серебряного века Волошин - один из крупнейших поэтов первой трети XX века, литературный критик и блестящий лектор, художник, знаток европейскою искусства и родной Киммерии, философ, переводчик, журналист, астроном и астролог
В конце XX - начале XXI вв возрос интерес исследователей к языковой и речевой деятельности писателя Выявление особенностей идиостиля М А Волошина способствует пониманию авторской картины мира, так как внешняя реальность преломляется под углом авторского видения и эксплицируется на сознание читателя
Несмотря на то, что творчество М А. Волошина с точки зрения когнитивной лингвистики уже сгало предметом научного исследования, тем не менее, концептосфера его поэтического наследия, созданного в самый переломный и трагический период в истории России, еще не была подвергнута лингвистическому анализу. Самобытность поэта, философская глубина его произведений, глубоко и всесторонне реализованные в поэтическом тексте, требуюг внимательного и легального исследования Поэт мыслил теми лексико-семангическими составляющими, которые позволи-пи ему максимально эксплицитно отразить окружающую действительность
В диссертационном исследовании рассматривается личность писателя в динамике его творческого развития и осознания своего места в общей картине мира, трансформация его экспрессивно-образного восприятия мира и отражение этих метаморфоз в индивидуально-авторской стилистике Основной акцент в исследовании сделан на психолингвистический аспект изучения поэтического текста, включая элементы стилистического и структурно-семантического анализов
Актуальность исследования обусловлена постановкой самой проблемы, а именно* исследованием антропоцентризма языка, языковой личности и экспрессивно-оценочной, эвалюативной авторской стилистики, что в настоящее время является важным аспектом межпредметного комплексного изучения личности и общества Актуальность исследования заключается также в том, чго в настоящее время большое значение придается энергетике художественного слова, воздействующего на реципиента на подсознательном уровне. Это в большей степени соответствует поэтическому тексту, так как слово в поэтическом тексте семантически объемнее этого же слова в общеязыковом тексте
Выбор цветовой гаммы писателем, помимо собственно изобразительных задач, несет огромную смысловую нагрузку, поэтому рассмотрение колористической лексики в поэтическом тексте помогает выявить ин-
дивидуальные характеристики цветовидения В то же время цвет обладает и оиюснтелыюй обобщенностью, независимо от того или иного реального предмета Подобное сочетание делает колоративную лексику чрезвычайно важным средством формирования образного мира художественного произведения и, в частности, индивидуально-авторской каріиньї мира, чем и обусловлена актуальность данного исследования.
Степень изученносі и темы. Основополагающие постулаты исследования языковых особенностей авторского отражения действительности были заложены в трудах В В Виноградова, Г.О Винокура, Е М.Галкиной-Федорук, Л В Щербы, Д Н Шмелева и др выдающихся лингвистов Тео-ретико-методологаческую базу работы составили научно-теоретические труды по различным проблемам фоносемантнки, антропоцентрической лингвистики, а также учение о логосфере, как средстве реализации человеческого интеллекта Исследуя особенности идиенлиля М Волошина, мы обращаемся к имеющимся трактовкам категорий текста Это обусловлено еще и тем, что в настоящее время в связи с развитием лингвисіики текста современная наука все больше внимания уделяет вопросам обозначения и ограничения понятия текстовых категорий В этой области наиболее значимыми являются работы И Р Гальперина, Б Н Головина, М Н Кожшюи, О Н Петрожицкой и др
Объект исследования - фонолексикосемантические средства выражения этико-эстетических концептов в поэтическом тексте М Волошина
Предмет исследования - фонолексикосемантические характеристики авторского идиостиля поэта-философа, отразившего картину мира в период наиболее трагических общественно-политических преобразований
Цель работы заключается в рассмотрении поэтических текстов М А Волошина через призму главной категории когнитивной лингвопоэтики -концептосферы В связи с этим необходимо выявить и описать базовые концепты мировосприятия вышеуказанного автора, которые отражают его внутреннюю картину мира
Цель работы предполагает решение следующих задач.
-
Выявить и описать базовые концепты мировосприятия М Волошина, отражающие его внутреннюю картину мира
-
Уточнить типологию концептов авторского сознания.
-
Описать функционально-эстетические характеристики поэтическою текста, выявив его основные стилеобразующие свойства
-
Исследовать процесс реализации авторской модальности, процесс энергетической реализации авторской пенхоэстегической модели мира
-
Расширить понятие эвалюативности, сопоставив его с понятием оценочности и эмотивности
-
Охарактеризовать концептосферу ряда произведений М А Волошина в русле эмоционалъно-эвалюативного подхода.
7 Исследоват ь концептосферы ядерного концепта «Родина)). 8. Проанализировать лексический уровень языкового поля поэтического текста и определить его значение для усиления авторской энергии
Материал работы представлен экспрессивно окрашенными лекси-ко-семантическими фрагментами поэтического текста (фонемой, лексемой), образуя картотеку, включающую более 2 000 единиц.
Методы, используемые в работе, продиктованы теми задачами, которые поставлены в исследовании, а именно- описательный метод, включающий, как извесгно, приемы наблюдения, анализа, сопоставления и обобщения различных фактов одного ряда, метод лексико-семантического анализа При анализе авторских текстов мы также использовали современные методы, включающие метод доминантного анализа, кластерного анализа, выделения концепта как результат сжатия конкорданса, метод фоносемантической оценки по биполярной шкале (ВААЛ) и др
Новизна работы связана с материалом исследования До сих пор концептосфера поэтической семантики М А. Волошина еще не подвергалась лингвистическому исследованию Новизна работы также заключается и в тех современных приемах анализа, которые были использованы при исследовании цветофоносемантической структуры поэтических произведений
Теоретическая значимость исследования состоит в рассмотрении таких лингвистических вопросов, как идиостиль, эвалюативность авторской стилистики, цветофоносемантический анализ слова и текста с привлечением для исследования поэтического текста современных психолингвистических программ (ВААЛ и WORDSTAT).
Практическая ценность данного исследования состоит в возможности использования диссертационных материалов для составления спецкурсов и спецсеминаров, более углубленного исследования проблем авторского стиля на семинарских занятиях по стилистике, при написании научно-исследовательских студенческих работ в русле данной проблемы, а также для подготовки семинаров по современным психолингвистическим технологиям
Основные положения, выносимые на защиту: I. Авторская энергия отражает динамику энергетических потоков поэтического текста
2 Цветофоносемантический анализ поэтического языка М.Волошина способствует воздействию поэтического текста на подсознание адресата в
том аспекте, в котором іребует авторский замысел
-
Лексико-семантические средства выражения авторской экспрессии в шкетах М Волошина реализуют индивидуально-авторскую систему, отражающую его оценку каріиньї мира
-
Образование концептосфер путем наложения периферических полей способствует созданию нескольких инвариантов поэтического дискурса
-
Концептосфера поэтического мира М Волошина многогранна. Она подвергается столь динамичному изменению, что не всегда укладывается в рамки современной психолингвистической экспертизы
Научная гипотеза. Поэтическое творчество М Волошина огличакл философская глубина и непрестанные поиски положительного образа. От-рицательная энергетика общественно-политических метаморфоз, происходивших в России в 20-30-е годы требует от поэта мобилизации всех внутренних нравственных сил Поэт обращается к основным философским образам огня, ночи, тьмы и т.д Художественный концепт является сугубо личностным, хогя концептуальное пространство текста отражает и общенациональную картину мира Структурные элементы концептосферы - ядро (концепг), ближнее периферическое поле (субконцепт), дальнее периферическое поле (лингвокультурема) Связь различных лингвокульту-рем создает многочисленные концептуальные ряды Размещение понятий в личностной авторской концептосфере индивидуально вариативно Для художественных концептов творчества М Волошина характерен обширный лексический фон с многочисленными лингвокультуремами Диалектический закон о единстве и борьбе противоположностей эксплицирован в творчестве М Волошина в совмещающихся концептосферах противоположных понятий (одни) другие, огонь (тьма), святой {грешный) и др Наш анализ фоносемантических и лексико-семантических средств реализации авторской экспрессии содействует экспликации психоэнергетическою потенциала поэзии М Волошина Авторской стилистике М Волошина в значительной степени характерно гармоничное преобразование статических индексирующих единиц языка в энергию кинетического характера Цветофоносемашическая эмотивность поэтического текста М Волошина является одной из его наиболее значимых стилеобразующих характеристик
Апробация исследования. Основные положения диссертации изложены в 10 статьях. Они обсуждались на международных, всероссийских, республиканских и вузовских научно-практических конференциях (Волгоград, Челябинск, Махачкала), заседаниях кафедры русского языка Дагестанского государственного технического университета.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех і лав, заключения и списка использованной литературы.
Основное содержание работы изложено на 150 страницах компьютерного набора текста.