Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Лексический аспект ассоциативного развертывания поэтических текстов О. Э. Мандельштама Васильева Анна Анатольевна

Лексический аспект ассоциативного развертывания поэтических текстов О. Э. Мандельштама
<
Лексический аспект ассоциативного развертывания поэтических текстов О. Э. Мандельштама Лексический аспект ассоциативного развертывания поэтических текстов О. Э. Мандельштама Лексический аспект ассоциативного развертывания поэтических текстов О. Э. Мандельштама Лексический аспект ассоциативного развертывания поэтических текстов О. Э. Мандельштама Лексический аспект ассоциативного развертывания поэтических текстов О. Э. Мандельштама Лексический аспект ассоциативного развертывания поэтических текстов О. Э. Мандельштама Лексический аспект ассоциативного развертывания поэтических текстов О. Э. Мандельштама Лексический аспект ассоциативного развертывания поэтических текстов О. Э. Мандельштама Лексический аспект ассоциативного развертывания поэтических текстов О. Э. Мандельштама
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Васильева Анна Анатольевна. Лексический аспект ассоциативного развертывания поэтических текстов О. Э. Мандельштама : Дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 : Томск, 2004 229 c. РГБ ОД, 61:04-10/1367

Содержание к диссертации

Введение

1. ТЕКСТОВЫЕ АССОЦИАТЫ И МЕТОДИКА ИХ ВЫЯВЛЕНИЯ 22

1.1. Методика выявления эксплицированных текстовых ассоциатов 24

1.1.1 .Текстовые ассоциаты, обусловленные языковой системой 27

1.1.2.Ассоциаты, обусловленные текстовой системностью 33

1.1.3.Ассоциаты, совпадающие с данными ассоциативных словарей 36

1.2. Имплицитные текстовые ассоциаты как промежуточное звено между текстовыми и внетекстовыми ассоциатами 41

1.3. Своеобразие процесса читательского ассоциирования в творчестве о.мандельштама 47

1.4. Внетекстовые ассоциаты, обусловленные целым текстом как стимулом (по данным эксперимента

ВЫВОДЫ 64

2. АССОЦИАТИВНОЕ РАЗВЕРТЫВАНИЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ О.МАНДЕЛЬШТАМА 67

2.1 .Изучение ассоциативного развертывания поэтического текста с опорой на ключевые слова 68

2.1.1. Понятие о ключевых словах в современном языкознании. Ключевое слово как стимул и текстовый ассоциат 68

2.1.2. Анализ ассоциативного развертывания текстов с опорой на ключевые слова в лирике О.Мандельштама72

2.2. Изучение ассоциативного развертывания поэтических текстов о.мандельштама на основе понятия «направление ассоциирования» 86

2.2.1. Способы формирования направлений ассоциирования в лирике О.Мандельштама 90

2.2.2. Способы совмещения направлений ассоциирования в лирике О.Мандельштама 95

2.3. Ассоциативное развертывание и ассоциативная структура текста 106

2.4. Типы ассоциативных структур поэтических текстов о.мандельштама 110

Выводы 121

3. АССОЦИАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ЛЕКСИЧЕСКОГО ВОПЛОЩЕНИЯ ИДЕИ ЕДИНСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ О.МАНДЕЛЫНТАМА 123

3.1. Межтекстовое ассоциативно-смысловое поле «единство» в поэтическом идиолекте О.Э.Мандельштама (по данным словаря частотности словоупотреблений) 123

3.2. Репрезентация элементов ассоциативно-смыслового поля «единство» в лексической структуре поэтических текстов О.Мандельштама 129

3.3..ассоциативно-смысловое поле «узор» в лексической структуре поэтических текстов

О.Мандельштама 134

3.4. Концепт «круг» и его текстовые ассоциаты в лирике О.Мандельштама 143

3.5. Отражение идеи единства в концепции поэтического творчества О.Мандельштама 151

Выводы 162

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 164

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 168

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. РЕЗУЛЬТАТЫ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВНЕТЕКСТОВЫХ АССОЦИАТОВ 188

Введение к работе

Диссертационная работа посвящена изучению идиостилевых особенностей лирики О.Мандельштама на основе комплексного анализа текстовых ассоциативных связей слов и основных направлений ассоциирования, стимулированных лексической структурой поэтических текстов автора.

Актуальность исследования связана с активно развивающимися в современной лингвистике тенденциями.

Переход от «онтологической» парадигмы к новой, «характеризующейся обращением к культуре, человеческим ценностям, к смысловой стороне языка» (Иванов, 2000, с. 7), положил начало исследованию лингвистических явлений в широком коммуникативном и культурном контексте. Следствием общей гуманизации языкознания явилось пристальное внимание к «человеческому фактору» в языке (Арутюнова 1981, 1999, Караулов 1987, 1999, Тарасова, 1992, Кубрякова 1994, 1997, Трипольская, 1994, 1999, 2003, Черняк, 1994, Яковлева, 1994, Ростова, 1998, 2000 и др.). Гуманистическая парадигма научного знания стимулировала интерес к слову, преломленному через сознание человека, концептуальной картине мира личности, ее базовым единицам и различным связям и отношениям между ними, что обусловило выход лингвистических наук в сферу психических, ментальных проявлений человека, поскольку «ментальные структуры/ процессы...заложены в самой природе языка» (Проскуряков, 2000, с. 15). Дальнейшее углубленное изучение особенностей языковой деятельности человека позволяет не только открывать глубинные потенции самого слова как «деяния» (М.М.Бахтин), «смыслового развития слова» (Н.В.Иванов), но и помогают глубже постичь феномен самого человека.

Динамический подход к языковым явлениям, антропоцентризм и диалогичность современной парадигмы научного знания знаменуются обращением современных лингвистов к проблеме текста — «субъективного отражения объективного мира» (М.М.Бахтин) (Одинцов, 1980, Купина, 1981, 1983, Гальперин, 1981, Тураева, 1986, Чернухина, 1983, Васильев, 1988, Сулименко, 1988, 1995, 1996, Васильев, 1991, Пищальникова, 1991, 1992а, 19926, Болотнова, 1992, 1994, Баранов, 1995, Кожина, 1995, Алефиренко, 1998, Крюкова, 2000, Дымарский, 2001, Валгина, 2003 и др.).

Из многих подходов к тексту приоритетным становится коммуникативный, в наибольшей степени учитывающий фактор «субъекта» текстовой деятельности (Болотнова, 1992, 1994, Ковтунова, 1986, Степанова, 1997, Сулименко, 1997, Малиховцева, 2000 и др.). В рамках коммуникативной стилистики художественного текста как одного из направлений функциональной стилистики

изучается текст как форма коммуникации, разрабатываются проблемы эффективности текстовой деятельности автора и адресата, исследуются категории и факторы текстообразования и смысловая интерпретация текстов (Болотнова 1992, 1994, 2000). В процессе познавательной деятельности читателя для формирования художественного смысла текста значимым понятием становится ассоциативная структура текста, рассматриваемая в соотнесенности с его лексической структурой, а также динамика ее образования - ассоциативное развертывание текста.

Изучение закономерностей текстового ассоциирования приобретает актуальность в связи с активным исследованием лингвистической основы ассоциаций. В этом направлении наукой пройден большой путь от исследования ассоциативного потенциала слова в узусе (Щур, 1971, Леонтьев А.А., 1977, Залевская А.А. 1977, Мартинович Г.А., 1989, Клименко А.П., 1980, Пересыпкина О.Н., 1998, Караулов Ю.Н., 1999, Карпенко СМ., 2000, Бабенко И.И., 2001 и др.) к изучению ассоциативных механизмов мышления (Леонтьев А.А., 1977, Лурия А.Р.,

1998, Залевская А.А., 2000, и др.), роли ассоциативного принципа в организации
картины мира, структур представления знаний в сознании человека (см.
Т.А.Ребеко, 1998) и текстовых ассоциаций, связанных со структурой текста и
обусловленных ею (Климкова Л.А., 1991, Болотнова Н.С, 1994, 1998, 2001;
Ефремов В.А., 1999, Карпенко СМ., 2000, 2001; Бабенко И.И., 2001 и др.).

В настоящее время ассоциации изучаются в соотнесенности с тремя возможными способами их репрезентации: в системе языка, в структуре языковой способности личности как особого способа репрезентации языковой системы, в тексте. Проблеме текстовых ассоциаций посвящено немало исследований (Максимов Л.Ю, Пищальникова В.А., Новикова A.M., Ефремов В.А. и др.). Коммуникативная стилистика текста предлагает комплексный подход к данной проблеме, ориентирована на многоаспектное изучение ассоциативных связей слов в аспекте коммуникативной деятельности автора и читателя (Болотнова 1994, 1998а, 19986, Пушкарева 1999), с точки зрения различных форм проявления идиостиля автора (Карпенко 2000а, 20006, Бабенко 2001), экспликации в тексте авторской картины мира (Болотнова 2001, Бабенко 2001, Карпенко 2000а, 2001, Орлова 2001), в соотнесенности с вопросами смыслоформирования (Пушкарева

1999, Орлова 2000, Бабенко 2001).

Актуальность темы исследования связана с необходимостью дальнейшего изучения средств и способов, стимулирующих ассоциативную деятельность читателя, приобщающегося к авторскому лексикону, тезаурусу, ассоциациям. Анализ ассоциативных связей, формирующих направления ассоциирования текстовых слов и определяющих ассоциативное развертывание целого текста,

позволяет судить как об индивидуально-авторской картине мира поэта и особенностях его идиостиля, так и об особенностях смыслового развертывания текстов.

Обращение к поэтическим текстам О.Мандельштама в диссертационной
работе обусловлено загадкой личности и творчества замечательного русского
поэта, который на протяжении многих десятков лет притягивает к себе внимание
исследователей и читателей, поклонников его таланта. Мнения ученых при всем
«импозантном единстве» в многообразии оценок его личности и творчества
сходятся в том, что Мандельштам - яркая индивидуальность, а его творчество
отличается большой оригинальностью и самобытностью. О Мандельштаме как об
уникальном человеке пишут его современники и собратья по «цеху поэтов»,

например, А.Ахматова: «У Мандельштама нет учителя» (Ахматова, 1993, с. 17).

В.С.Баевский подчеркивает «обособленность Мандельштама от остальной поэзии» (Баевский, 1994, с.214). Его творчество - как поэтическое, так и прозаическое - характеризует «установка на всеохватывающее, органическое видение и понимание мира, восприятие человека в его глубинных исторических корнях» (Поляков, 1987, с. 3). Каждый, кто обращался к его лирике, наверное, согласился бы со словами С.С.Аверинцева: «Мандельштама так заманчиво понимать и так сложно толковать» (Аверинцев, 1990, с. 64). Поэзия О.Мандельштама и по сей день представляет загадку для исследователей. Смысл текстов Мандельштама как нечто завершенное и статичное, единственно верное, к которому так стремятся исследователи, избирая для его постижения замысловатые и тернистые пути, сравнимые по сложности лишь с самим творчеством поэта, по-прежнему остается недостижим: «скромная внешность произведения искусства ... обманывает нас относительно чудовищно-уплотненной реальности, которой оно обладает» (О.Мандельштам, 1987, с. 168). Работы ученых в конечном итоге подтверждают неизменный и единственно верный постулат - о туманности и непонятности, сложности и неоднозначности смысла его произведений. Данные наблюдения все больше склоняют нас к мысли о том, что в постижении манделыптамовского творчества не было, нет и не может быть верных или ложных путей, и исследователь никогда не сможет быть уверен в окончательности и однозначности своих смысловых интерпретаций текстов этого автора. Смысл поэтических текстов Мандельштама — явление многомерное, а потому недоступное для многих общепринятых методик его выявления. Стихотворения Мандельштама скорее можно охарактеризовать как процесс формирования смысла, стремление к нему, «бесконечное движение».

Но художественный мир Мандельштама при всей своей «сферичности, многолинейности», причудливом переплетении смыслов й уникальном

разветвлении метафор и ассоциативных связей, удивительно органичный, целостный, «живой». Его органичность обусловлена оригинальными философскими, мировоззренческими и эстетическими установками автора, особым пониманием поэзии. Жизнь, окружающий мир, место в нем человека, суть исторического процесса и движение культуры осмысливаются автором в неразрывной взаимосвязи с поэтическим творчеством. Выявлению доминантных особенностей идиостиля О.Мандельштама также способствует изучение своеобразия развертывания поэтических текстов.

Представление о его творчестве еще не сложилось в единую целостную картину, хотя тенденция к этому есть. Внимание исследователей привлекают разные грани его творчества.

Большое внимание уделяется «античной теме» в творчестве поэта (см.: Левин, 1995, Лекманов, 1995, Ошеров, 1995, Пшыбыльский, 1995, Террас, 1995, и др.). Наряду с этим в творчестве О.Мандельштама исследуются: еврейская тема (см.: Кацис, 2000, 2001), классицизм (Ратгауз, 2000), фольклорное начало (Топильская, 1996, Мусатов, 2001), особенности «звукового мира» лирики автора (Ежова, 1999). Гениальная самобытность поэтики и эстетики О.Мандельштама, казалось бы, уже давно изучена «классиками», корифеями отечественной филологии (М.Л.Гаспаров, С.С.Аверинцев, Л.Я.Гинзбург, В.Жирмунский, А.Жолковский, Р.Ивнев, К.Мочульский, С.Рассадин, Н.Струве, Ю.Тынянов, В.Шкловский, Б.Эйхенбаум, Ю.И.Левин, Д.М.Сегал, Р.Д.Тименчик, В.Н.Топоров, Т.В.Цивьян, О.Ронен и др.), однако исследования современных «манделыптамоведов» в области семантики и смысла поэтических текстов автора оказываются не менее плодотворными (см., например, Петрова, 2001, Черашняя, 2001, Гольдина, 2001 и др.).

Изучение основных категорий и «констант» его поэзии (пространство, время, автор и т.д.) представлено в работах: Семенко, 1997, Панова, 1996, 2000, Фрейдин, 1997, Левин, 1998, Аверинцев, 1990а, 2001 и т.д.

Анализу его раннего творчества посвящены исследования: Лекманов, 1995, Бройтман, 1996, Левин, 1990а и др.

Сравнительно - сопоставительные исследования содержатся в работах: Кузьмина, 1991, Бройтман, 1996, Кузина, 1999, Григорьев, 1997, Лекманов, 2000, Кравец, 2001, Кшондзер, 2001, Шиндин, 2001 и др.

Оригинальные трактовки отдельных стихотворений представлены в трудах: Эпштейн,1988, Есипов, 1997, Гаспаров, 1995, Павлов, 1995, Горелик, 2001, Кравец, 2001,Лангерак, 2001, Лахути, 2001, Ранчин, 2001, Микушевич, 2000, Фрейдин, 2000, Богатырева, 2000, Бройтман, 2000, Жолковский, 2000, Шестакова, 2003 и др.

Изучение отдельных мотивов и образов лирики О.Мандельштама нашло отражение в работах: Тоддес, 1995, Магомедова, 2001и мн.др.

По-новому, но при этом оставаясь неизменно узнаваемым, современным и близким, предстает О.Мандельштам в исследовании языковых и межъязыковых игр «филологических интуитивистов» Г.Г.Амелина и В.Я.Мордерер (2000) .

Таким образом, на сегодняшний день творчество О.Мандельштама стало объектом широких, разносторонних, разнообразных исследований, но до сих пор «повышенная ассоциативность» (ЛЯ.Гинзбург) лирики поэта, а также сам механизм ассоциирования в лингвистическом аспекте не являлись предметом самостоятельного комплексного рассмотрения. Это и определило тему данного диссертационного исследования.

Краткая история изучения ассоциаций

Ассоциирование - явление сложное, многомерное и многоаспектное, разными своими гранями обращенное к различным наукам, связанным с изучением человека. Ассоциации лежат в основе фиксации связи между предметами и явлениями окружающего мира, и в этом смысле ассоциации — «это психическая реальность, и их исследование столь же важно, как и исследование других реальностей» (Ломов, 1984, с. 111).

Психологические ассоциации составляют важнейший аспект восприятия, лежат в основе познавательных процессов человека — «актов взаимодействия людей с миром» (Брушлинский, Сергиенко, 1998, с.6). Вся совокупность разнокачественных познавательных процессов рассматривается как проявление «единой системы когнитивного взаимодействия человека с миром», обобщаемая в понятии «ментальная» или «когнитивная репрезентация» мира («внутренние структуры, формирующиеся в процессе жизни человека, в которых представлена сложившаяся у него картина мира, социума, самого себя») (Брушлинский, Сергиенко, 1998, с. 8). Т.А.Ребеко отмечает, что первые когнитивные модели строились фактически лишь на ассоциативном принципе функционирования познавательных процессов, заключающемся в наличии стимула и последующей реакции (в широком их понимании) и установлении определенной связи между ними (см. Ребеко, 1998, с. 25-55).

Как особый психический закон понимал ассоциацию Н.В.Крушевский. Его концепция об ассоциативных связях слов исходит из представления о психологической природе языковой системы, закономерности которой, по его мысли, можно объяснить законами ассоциации: все слова языка, упорядоченные

на основе законов ассоциации, «должны классифицироваться в нашем уме в те же группы, что и обозначаемые ими вещи» (Крушевский, 1998, с. 147).

С именем Н.И.Жинкина связано понимание ассоциации как

«физиологического механизма, запоминающего язык». «Принцип ассоциирования как установления связей разных видов выступает и в качестве одной из ведущих характеристик процессов функционирования речевой организации человека, что позволяет говорить об универсальном принципе/ механизме ассоциирования» (Залевская, 2000, с.52). А.А.Залевская справедливо указывает, что ассоциация как физиологический механизм и принцип ассоциирования — это не одно и то же, но они являются «основополагающей характеристикой самой возможности формирования и функционирования индивидуального знания» (там же, с.53).

В лингвистические науки проблема ассоциаций пришла из сферы психологии вместе с ассоциативным экспериментом как способом их получения (и изучения) и стала рассматриваться в новом для себя ключе - в аспекте отношения к системе языка и речи, роли в организации вербального лексикона человека (как с психолингвистической, так и собственно лингвистической точек зрения). Ассоциативные поля, как справедливо заметила Г.А.Мартинович, дают возможность рассмотрения явлений языка с принципиально иных позиций, вне «жестких логических схем построения», приводящих к созданию «искусственных моделей, весьма далеких от предполагаемых «естественных» систем языка» (Мартинович, 1989, с. 40).

Возникновение интереса к изучению ассоциаций в лингвистике связано с работами А.П.Клименко (1980, 1990) Она разграничила понятия «ассоциативное поле слова» («множество всех повторимых реакций на заданный стимул») и «ассоциативная структура слова» («совокупность основных направлений ассоциирования») (Клименко, 1980, с.9-10).

Своеобразной отправной точкой для всестороннего изучения ассоциативных полей слов в разных областях отечественного лингвистического знания стал выход «Словаря ассоциативных норм русского языка» (1977). «Ассоциативные данные» по праву стали рассматриваться в качестве важного источника лингвистической информации. Во вступительных статьях к словарю систематизированы общие сведения об ассоциациях и ассоциативных нормах (А.А.Леонтьев), представлены разновидности методик ассоциативного эксперимента, позволяющих выявлять ассоциативные поля слов (А.П.Клименко, А.Е.Супрун), отражены различные взгляды на природу ассоциации в соотнесенности со структурами памяти и понятием ассоциативного значения (Ю.В.Любимов), акцентировано внимание на грамматическом аспекте ассоциаций (Н.В.Уфимцева) и их соотнесенности с целым

высказыванием (Т.Н.Наумова), а также затронута проблема межкультурного подхода к изучению ассоциаций (А.А.Залевская).

«Ассоциативный» подход к значению слова сформировался на основе понятия «ассоциативное значение» слова, вошедшего в научный обиход благодаря исследованию Джеймса Диза «Структура ассоциаций в языке и мысли». А.А.Залевская, опираясь на указанную работу, отмечает, что «понятие ассоциативного значения сформировалось в ходе поисков специфической внутренней структуры, глубинной модели связей и отношений, которая складывается у человека через речь и мышление, лежит в основе «когнитивной организации» его многостороннего опыта и может быть обнаружена через анализ ассоциативных связей слова» (Залевская, 2000, с. 105). О различных взглядах на ассоциативное значение слова и его связь с другими видами значений см.: Болотнова, 1994, с. 12-17.

Исследование ассоциаций и ассоциативных механизмов мышления лежит в основе созданной А.А.Леонтьевым теории речевой деятельности (1969).

В современных представлениях об устройстве лексикона (Г.А.Мартинович (1989), Ю.Н.Караулов (1999), А.А.Залевская (2000), И.И.Бабенко (2001) и др.) ассоциативное поле слова считается его основной структурной единицей.

В когнитивной лингвистике «ассоциативный фактор» рассматривается с точки зрения познавательных процессов человека, формирующих его картину (образ) мира, получающую языковую реализацию благодаря речевой деятельности индивида.

С появлением Русского ассоциативного словаря (далее - РАС) (1994-1998) стал возможным новый взгляд на феномен ассоциаций. «Резкий количественный рост материала позволил трактовать РАС как «сеть» и рассматривать ее, в свою очередь, как субстрат языковой способности носителя языка» (Караулов, 1999, с. 46).

В ассоциативно-вербальной сети (далее ABC) заключена «грамматика активного типа», «ассоциативная грамматика». Описание ассоциативной грамматики, предпринятое Ю.Н.Карауловым (1999), строится с учетом основного закона ассоциативно-вербальной сети: « все разновидности связей, которые обнаруживаются между словами и словоформами в сети, можно обобщить в одном широком понятии ... предикации. ... Предикация есть процесс и результат проявления иллокутивных сил конкретной индивидуальности» (Караулов, 1999, с. 114). Основными единицами ассоциативно-вербальной сети, с точки зрения ученого, являются синтаксемы - «словосочетания, образуемые соединением стимула с реакцией» (там же, с. 114) в составе ассоциативного поля, а

ассоциативное поле в структуре языковой способности носителя предстает как «способ хранения информации о слове-стимуле» (там же, с. 115). Классификация синтаксем по семантике и результирующему смыслу в лексической структуре статьи РАС (ассоциативном поле) позволяет обнаружить элементы, соответствующие трем уровням языковой способности человека: вербально-семантическому, когнитивному и прагматическому.

Ю.Н.Караулов предлагает иной взгляд на ассоциативные пары — взгляд «от текста», позволяющий рассматривать их как «след текста, порожденного когда-то данной языковой личностью на базе данной, его собственной ABC» (Караулов, 1999, с. 113).

В последнее время ассоциативные связи слов стали эффективным инструментом интерпретации текстов и анализа смыслового развития художественного слова (Максимов, 1975; Некрасова, 1983; Климкова, 1991; Болотнова, 1992, 1994, 1998а, 19986, 2001; Емельянова, 1993; Бабенко 1999, 2001; Карпенко 1995, 2000а, 20006, 2001; Васильева, 1998, 2000, 2001а, 20016, 2001 в, 2002, 2003; Новикова, 1998, Тырышкина, 2001 и мн. др.)

Психолингвистику текстовые ассоциации интересуют с точки зрения исследования процесса речевой деятельности и отражения его закономерностей в тексте как продукте речевой деятельности. Для психолингвистического подхода к изучению текстовых ассоциаций характерно применение методик с использованием ключевых слов как набора слов-стимулов, установление ассоциативных связей и отношений между которыми, накладываясь на систему ассоциативных связей индивида, помогает ему проникнуть в содержание текста ( Т.А.Рогожникова (1992), М.Л.Корытная (1992) и др.). Ключевые слова позволяют «достаточно точно воспроизвести основное содержание текста, ...являются средством доступа к информационной базе человека» (Корытная, 1992, с. 119), «управляют ассоциативными образами, возникающими в индивидуальном сознании, их логическая последовательность ... вызывает в индивидуальном сознании и подсознании определенную цепочку ассоциаций и образов» (там же, с. 120).

Если изучением так называемых «свободных» ассоциаций лингвистика обязана главным образом психологии, то интерес к ассоциативности художественного, и особенно поэтического, слова, на наш взгляд, обусловлен влиянием литературоведения. Например, суггестивность поэтического слова, являющаяся одним из основных открытий поэзии конца XIX - начала XX века, — это, по мнению Л.Гинзбург, его способность «вызывать неназванные представления, ассоциациями замещать пропущенные звенья» (Гинзбург, 1997, с.332). Ей же принадлежит уже ставшее афористическим изречение, что

«ассоциативность творчества и ассоциативность восприятия заложены в самом существе поэзии» (там же, с. 334).

Одним из первых к исследованию ассоциативных связей слов в тексте обратился Л.Ю.Максимов (1977), рассматривая «связи поэтического слова как такового с просодической и лексико-грамматической структурой стихотворного текста». Под ассоциативными связями слова в данном случае понимаются «его связи с целым рядом других слов, выражающих сходные или смежные понятия», т.е. это понимание текстовых ассоциативных связей слов в узком смысле.

Изучение роли текстовых ассоциативных связей в создании образности как сущностной особенности творчества и в первую очередь — поэтического отражает один из аспектов исследования текстовых ассоциаций (Некрасова (1983), Климкова (1991), Тырышкина (2001) и др.)

Л.А.Климкова (1991) считает текстовые ассоциации средством создания
художественной образности, оговаривая однако, что некоторые типы

ассоциирования могут «выходить за ее рамки и быть связанными с образной системой произведения и его идейно-тематическим содержанием». Е.А.Некрасова (1983) выделяет в поэтическом тексте образную ассоциативность (связываемую с «исходной» образной ассоциацией) и «чисто словесную», воплощающуюся, в частности, в «словесно-ассоциативных рядах», постулируя наличие связи «чисто словесных отношений с ассоциативными связями на образном уровне».

Следующий подход - обусловленность ассоциативных связей текстового слова его семантикой и реконструкция на основе текстов (текстовых фрагментов) ассоциативно-семантических полей, рассматривающихся в качестве «структурных единиц лексико-семантической системы» (Емельянова, 1993, Стальмахова, 1998, Кондрашова, 1998, Кольцова, 2000 и др.).

«Источником смыслового развития слова в художественном тексте» О.В.Кондрашова (1998) считает «ассоциативный потенциал его собственного лексического значения» (Кондрашова, 1998, с. 16-17). Ю.Н.Кольцова с потенциальными семами в значении слова связывает появление переносных значений слова, а также возникновение в тексте различных ассоциаций, играющих главную роль в рождении образа (см.: Кольцова, 2000).

Структура ассоциативного поля существительных с семантикой чувства моделируется в работе О.Н. Емельяновой (1993). На основе изучения «временных» ассоциативных связей и особенностей ассоциативного проявления семантики времени Е.А.Стальмаховой (1998) предпринят ассоциативно-семантический анализ способов выражения семантики времени в различных поэтических идиостилях XIX - XX веков.

Подробным и всесторонним изучением вербальных ассоциаций, связанных со структурой текста и обусловленных ею, на сегодняшний день еще недостаточно освещенным в науке, занимаются исследователи, разрабатывающие теорию текстовых ассоциаций как одно из направлений коммуникативной стилистики художественного текста. В теории текстовых ассоциаций лексическая структура текста предстает как «результат ассоциативной деятельности создателя» (Болотнова Н.С., 2001, с. 75).

Разработка теории текстовых ассоциаций и подробное изучение ассоциативных связей текстовых единиц представлены в монографиях Н.С.Болотновой «Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня» (1992) и «Лексическая структура художественного текста в ассоциативном аспекте» (1994). В первой их них подробно исследованы элементы лексической структуры текста, представлены ее типы, доказано, что важное место в процессе смыслового развертывания текстов на основе лексического уровня его организации занимает ассоциативный потенциал слов, подчеркнута важность исследования ассоциативных связей слов в процессе коммуникации для диалога автора и читателя, поскольку «ассоциативное поле слова отражает его коммуникативный потенциал» (Болотнова, 1992, с. 106). Во второй монографии автора дано понятие о текстовых ассоциатах, их лингвистическом статусе, представлена типология текстовых ассоциатов, определена роль ассоциаций в смысловой интерпретации текста.

Одним из ключевых понятий теории текстовых ассоциаций является текстовое ассоциативно-смысловое поле (Болотнова, 1998, Карпенко, 2000, 2000в, Пушкарева, 2000, Васильева, 2000 и др.). Под ним понимается особое образование, отражающееся в сознании читателя, «коррелирующее с единицами образного строя произведения и формирующееся на концептуальной основе» (Болотнова, 1998, с.246). Н.С.Болотнова определяет своеобразие текстового ассоциативно-смыслового поля его обусловленностью, во-первых, объективными факторами, связанными с закономерностями функционирования языковых элементов в тексте (текстовое ассоциативно-смысловое поле (далее - АСП) ключевого слова-номината концепта материализовано лексическими микроструктурами текста, существует обусловленность любого текстового слова его системно-языковыми параметрами и традицией употребления), а во-вторых, субъективными проявлениями языковой личности автора в тексте, обусловливающими «возможную оригинальность и неповторимость ассоциативной структуры ядерного элемента (ключевого слова-номината концепта) и круг индивидуально-авторских ассоциатов - реакций на стимул» (Болотнова, 1998, с. 247).

С несколько иных позиций исследует текстовое ассоциативное поле А.М.Новикова (1998). Согласно ее концепции, структурирование ассоциативного поля, рассматриваемого как единица языковой способности, осуществляется главным образом с точки зрения особого способа репрезентации в нем языковой системы. Ассоциативное поле в тексте трактуется как «своеобразная форма представления знаний, стоящая в одном ряду с фреймами, скриптами и сценариями», организуемая аналогично языковому полю (Новикова, 1998, с. 15).

Ассоциативный аспект текстовой парадигматики разрабатывается И.А.Пушкаревой (1999, 2000). В ее работах освещен структурно-типологический аспект смысловых лексических парадигм в лирике М.И.Цветаевой (одним из критериев классификации стали лежащие в их основе ассоциативные связи разных типов), определены роль смысловых лексических парадигм в выражении авторской картины мира и в смысловом развертывании поэтических текстов и способы смыслового развертывания поэтических текстов на основе данного типа парадигм. Наряду с этим исследователем выявлены и описаны типы связи смысловых лексических парадигм в тексте - цепная и параллельная — и их роль в создании направлений ассоциирования; предложена оригинальная методика смысловой интерпретации текста на основе смысловых лексических парадигм, выступающая и как эффективный способ лингвистического анализа текста, и как «возможный путь проникновения в текстовую систему ассоциаций» (Пушкарева, 1999, с. 21).

Предметом исследования С.М.Карпенко (1995, 2000а, 20006) стало соотношение узуальных и текстовых ассоциативных связей слов. Текстовые ассоциативные связи ключевых слов в лирике Н.С.Гумилева проанализированы автором в аспекте их лингвистической и экстралингвистической обусловленности, выявлены их функции (текстообразующая, контактоустанавливающая, образно-конкретизирующая, смыслоопределяющая) и установлено, что «ассоциативные связи текстового слова являются многофункциональным явлением, организующим восприятие, интерпретацию и понимание текста и отражающим идиостиль автора» (Карпенко, 2000, с.7). Проведенный анализ позволил выявить некоторые закономерности текстовой реализации ассоциативных связей ключевых слов, характерных для лирики Н.С.Гумилева, в частности, его ориентацию на кольцевую, ассоциативно-замкнутую лексическую макроструктуру с преобладанием тезисно-аргументирующего способа изложения и вопросно-ответной формы репрезентации смысла. Исследователем установлено, что характеристикой идиостиля автора могут выступать ассоциативные связи и «ассоциативные переклички» - «устойчивый комплекс ассоциатов, связанных с одним словом и актуализирующих один концепт, воспроизводящийся в нескольких текстах» ( там же, с.7-8).

Вслед за Н.С.Болотновой (1992) ассоциативная природа коммуникативных возможностей слова разрабатывается И.И.Бабенко (1999, 2001). Понятие «ассоциативность» рассматривается ею как интегральное коммуникативное свойство слова, исследуется в сопоставлении с другими его свойствами, изучается роль различных компонентов семантики слова в формировании его коммуникативного потенциала, выявляются особенности его отражения в лирике М.Цветаевой.

В.А.Ефремов, опирающийся в своей работе «Ассоциативно-вербальная организация цикла лирических новелл И.А.Бунина «Темные аллеи» (1999) на некоторые основные положения коммуникативной стилистики текста, подтверждает продуктивность исследования текстовых ассоциативных связей слов в соотнесенности со структурой текста и особенностями идиостиля автора, «стоящего за текстом». Ассоциативность автор рассматривает «как характерный признак идиостиля И.Бунина», а к важнейшим функциям ассоциативных связей автор относит «создание таких текстовых категорий, как связность и цельность» (Ефремов, 1999, с. 11).

На сегодняшний день в теории текстовых ассоциаций разработаны методики выявления текстовых ассоциатов и моделирования текстовых ассоциативно-смысловых полей ключевых слов, коррелирующих с концептами, отражающими особенности картины мира автора (Болотнова, 1998, Карпенко, 2000, Бабенко, 2001, Орлова, 2002 и др.). Текстовые ассоциативно-смысловые поля формируют ассоциативное развертывание текста, предстающее как «сложно организованная сеть ассоциатов, которая может образовываться пересечением, дополнением, контрастом различных ассоциативно-смысловых полей ключевых слов» (Болотнова, 1998, с. 246). Ассоциативные связи слов, реализуясь в тексте, организуют его ассоциативную структуру, фиксирующую разнообразные направления ассоциирования и смыслоформирования, являющуюся следствием и своеобразной статической «моделью» динамического процесса ассоциативного развертывания текста. С другой стороны, ассоциативное развертывание текста «рассматривается как отражение вторичной коммуникативной деятельности читателя в виде ассоциатов, стимулированных текстом, его структурой, семантикой, прагматикой» (Болотнова, 2000, с. 92). Таким образом, актуальной становится разработка понятия «ассоциативное поле текста» (см.: Болотнова, 20006, 2000в, 2000г, 2003)

Дальнейшее изучение особенностей ассоциативных структур и закономерностей ассоциативного развертывания текстов различных авторов представляется актуальным не только для разработки вопросов

смыслоформирования, но и для развернутого и всестороннего исследования идиостиля автора и специфики связей и отношений элементов его индивидуальной картины мира. Это и определило тематику и проблематику, цель и задачи данной диссертации.

Объектом исследования является лексическая организация поэтического текста как стимул для ассоциативного развертывания.

Предмет исследования - типы и способы ассоциативного развертывания лексической структуры поэтических текстов О.Мандельштама.

Основная гипотеза исследования: опираясь на ассоциативные связи слов в тексте и модели ассоциативных структур текстов, можно выявить индивидуально-авторские особенности текстовой деятельности и картины мира поэта.

Цель данной работы - выявление специфики ассоциативного развертывания поэтических текстов О.Э.Мандельштама в аспекте идиостиля на основе анализа их лексической структуры. Исследование ориентировано в конечном итоге на более широкую проблему - определение своеобразия идиостиля О.Э.Мандельштама путем анализа ассоциативных связей, направлений ассоциирования, типов ассоциативной структуры поэтических текстов автора.

В соответствии с конечной целью выделяются задачи исследования:

  1. на основе компьютерного анализа лирики составить частотный словарь словоупотреблений О.Мандельштама, выделив ключевые слова;

  2. выявить текстовые ассоциаты и изучить текстовые ассоциативные связи лексических единиц в лирике автора;

  3. установить особенности механизма формирования текстовых направлений ассоциирования и их роль в поэзии О.Мандельштама;

  4. на основе исследования ассоциативных связей слов и направлений ассоциирования в лирике поэта определить типы ассоциативной структуры его поэтических текстов;

  5. изучая ассоциативные аспекты лексического развертывания текстов, выявить специфику концептуальной картины мира и некоторые особенности идиостиля поэта.

Материал исследования. Исследование ассоциативного развертывания и ассоциативных структур выполнено на материале 400 стихотворений поэта разных лет. Материалом для выявления эксплицированных текстовых ассоциатов послужила вся лирика О.Мандельштама (О.Мандельштам Сочинения. Т. 1-2. — М., 1990), исключая детские и шуточные стихи, а также переводы. В результате выявлено и проанализировано около 720 эксплицированных текстовых ассоциатов. Изучение типов лексической структуры проведено на материале 120 стихотворений автора разных лет. Материалом для моделирования межтекстового

ассоциативно-смыслового поля «единство» послужили: весь корпус поэтических текстов О.Мандельштама; данные словаря частотности словоупотреблений автора, насчитывающего 54278 словоупотреблений. В качестве материала для исследования внетекстовых ассоциатов использованы данные ассоциативного эксперимента, в котором участвовало 133 информанта (всего обработано около 1170 реакций)

Научная новизна исследования связана с коммуникативно-деятельностным подходом к анализу лексической структуры поэтических текстов О.Э.Мандельштама в ассоциативном аспекте.

  1. впервые предпринята попытка изучения идиостиля поэта на основе анализа текстовых ассоциативных связей слов, изучения широкого спектра возможных ассоциаций, связанных со структурой текста и обусловленных ею;

  2. установлены три уровня ассоциативного контакта автора и читателя посредством художественного текста;

  3. выявлены некоторые особенности взаимодействия текстовых направлений ассоциирования в поэтических текстах О.Мандельштама (совмещение), а также различные способы совмещения направлений ассоциирования;

  4. обнаружено комплексное проявление идеи единства на ассоциативном уровне в лирике О.Мандельштама и смоделировано межтекстовое ассоциативно-смысловое поле «единство»;

  5. установлены типы ассоциативных структур поэтических текстов О.Мандельштама (радиальная, последовательная (цепочечная), кольцевая (замкнутая), смешанного типа).

Теоретическая значимость работы состоит в выявлении идиостилевого своеобразия лирики О.Мандельштама посредством комплексного изучения ассоциативного развертывания (различных типов ассоциатов, обусловленных текстом, текстовых направлений ассоциирования, типов ассоциативной структуры) его поэтических текстов, дальнейшей разработке ключевых для коммуникативной стилистики текста понятий «ассоциативное развертывание» и «ассоциативная структура» текста, а также метода изучения ассоциативного развертывания текста на основе текстовых направлений ассоциирования.

Практическая значимость работы связана с целесообразностью использования ее результатов в вузовских курсах «Филологический анализ текста», «Стилистика русского языка», в спецкурсах и спецсеминарах по стилистике художественного текста, а также в школьном курсе «Русская словесность» при изучении творчества О.Мандельштама.

Методика исследования является комплексной и сочетает приемы семантико-стилистического, контекстуального, компонентного, количественного анализа, наблюдения, интроспекции, а также моделирования.

При помощи методики компьютерного анализа получен частотный словарь словоупотреблений поэта. На основе сплошной выборки и количественного анализа текстов, а также данных частотного словаря установлены наиболее распространенные ключевые слова, характерные для творчества Осипа Мандельштама. Для прояснения семантики отдельных слов использован прием компонентного анализа. Контекстуальный анализ (от минимального окружения слова до максимального, в перспективе всего стихотворного текста, группы стихотворений и целого сборника) в сочетании с приемом моделирования применялся для выявления текстовых ассоциатов, ассоциативно- смысловых полей слов, соотношения текстовых ассоциативных связей слов, определения закономерностей ассоциативного развертывания в лирике автора. Прием моделирования использовался для построения типологии ассоциативных структур поэтических текстов, наиболее характерных для поэта. Использование эксперимента позволило определить "внетекстовые" ассоциаты в поэтических текстах Осипа Мандельштама, а также установить ключевые слова в отдельных стихотворениях.

Основные теоретические положения, взятые за основу в данной работе

1.Ключевым в работе является понятие является лексическая структура текста, рассматриваемая нами вслед за Н.С.Болотновой как «коммуникативно ориентированная, концептуально обусловленная ассоциативно-семантическая сеть, отражающая различные связи и отношения словных и неоднословных единиц лексического уровня» (Болотнова, 2001, с. 41).

2. Ассоциативное развертывание текста понимается нами одновременно и
как отражение ассоциативной деятельности читателя, стимулом которой
выступает сам текст и его различные элементы (слова, словосочетания,
микроструктуры и пр.), и как объективация исследователем того пути, по которому
движется читатель в процессе восприятия художественного текста.

В самом широком смысле ассоциативное развертывание текста мы рассматриваем как возникновение и взаимодействие в сознании читателя разнообразных ассоциаций, связанных с текстом. Оно тесно соотносится с понятием «ассоциативное поле текста» (см., например, Болотнова, 20006).

3. В работе нами дифференциируется динамический и статический аспекты
исследования ассоциативного развертывания. При динамическом подходе на

первый план выходят понятия «ассоциативное развертывание» и «направление ассоциирования», в полной мере отражающие процессуальность движения смысла в сознании читателя. В статическом аспекте основными предметами исследования становятся «ассоциат», «ассоциативная связь», «ассоциативно-смысловое поле», «ассоциативная структура».

Таким образом, под ассоциативной структурой текста нами понимается некая модель, отражающая динамику восприятия текста читателем, в которой учитываются как процесс смыслоформирования, так и особенности формальной организации единиц «ассоциативного уровня» текста.

4. В зависимости от способа изучения (связанного с аспектом рассмотрения
объекта в динамике или статике) ассоциативное развертывание текста может
представать и как «сложно организованная сеть ассоциатов, в образовании которой
участвуют ассоциативно-смысловые поля слов» (Болотнова, 2001, с. 38), и как
процесс возникновения и взаимодействия совокупности всех возможных
направлений ассоциирования, стимулированных текстом.

  1. Под текстовым ассоциативно-смысловым полем в коммуникативной стилистике текста понимаются «концептуально объединенные лексические элементы на основе их эстетических значений» (Болотнова, 1994, с. 40). Ассоциативно-смысловые поля «стимулируются лексическими структурами разного типа», «объединяют словные и неоднословные единицы, связанные парадигматически и синтагматически» и соотносящиеся «с одним концептом» (см. Болотнова, 1998, с. 242). «Своеобразие текстового ассоциативно-смыслового поля заключается в том, что оно материализовано лексическими микроструктурами текста», соотносится «с разными подуровнями информативно-смыслового и прагматического уровней текста» (там же, с. 244).

  2. Под текстовым направлением ассоциирования нами понимается фокусирование в сознании читателя ассоциативных связей текста на основе определенного микросмысла.

В работе используются синонимичные понятия «направление

ассоциирования» и «ассоциативная линия». Ассоциативные линии рассматриваются как рабочее понятие, важное для исследования ассоциативного развертывания: участвуя в развитии общего глубинного смысла, они формируют направления ассоциирования и корректируют их.

7. Эксплицированный в тексте фрагмент ассоциативно-смыслового поля
какого-либо слова- стимула, соотносящийся с определенной микроструктурой
текста, мы называем ассоциативным блоком.

Основные положения работы были апробированы на Областной научной студенческой конференции «Молодежь и наука: Проблемы и перспективы»,

Томск, 21-26 апреля 1997 г.; региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Сибирская школа молодого ученого» 21 - 23 декабря 1998 г; конференции, посвященной 100-летию ТГПУ и 70-летию филологического факультета ТГПУ «Русский язык и литература в современном культурном пространстве». Томск, 2-3 ноября 2000 г.; I межвузовской конференции студентов, аспирантов, молодых ученых «Коммуникативные аспекты языка и культуры», Томск, 28-29 марта 2001; региональном научно-практическом семинаре «Лексические аспекты смыслового анализа художественного текста в вузе и школе», Томск, 26 апреля 2001 г.; Международной научной конференции «Вопросы языковой политики и языкового планирования в условиях информационного общества», Иркутск, 11 июня 2001 г.; Улан-Удэ, 13-14 июня 2001 г.; II Всероссийской научно-практической конференции «Художественный текст и языковая личность: проблемы изучения и обучения», посвященной 100-летию Томского государственного педагогического университета, Томск, 11 — 12 октября 2001 г.; V региональном научно-практическом семинаре «Диалог с текстом: проблемы обучения смысловой интерпретации». Томск, 25 апреля 2002 г.; Международной научной конференции «Прикладная филология: Язык. Текст. Коммуникация». Томск, 2002 г.; VI региональном научно-практическом семинаре «Лингвосмысловой анализ художественного текста». Томск, 25 апреля 2003 г.; III Всероссийской научной конференции «Художественный текст и языковая личность». Томск, 29-30 октября 2003 г.

Диссертационное исследование обсуждалось на кафедре современного русского языка и стилистики Томского государственного педагогического университета и кафедре русского языка Томского государственного университета.

Структура работы

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, насчитывающего 274 источника, а также шести приложений.

Положения, выносимые на защиту:

1. Ассоциативное развертывание текста в зависимости от аспекта исследования (динамика/ статика) предстает и как «сложно организованная сеть ассоциатов, в образовании которой участвуют ассоциативно-смысловые поля слов» (Болотнова, 2001, с. 38), и как процесс возникновения и взаимодействия всех возможных направлений ассоциирования, стимулированных текстом. При исследовании текста в ассоциативном аспекте выделяется три вида ассоциатов: текстовые эксплицитные и имплицитные ассоциаты, а также «внетекстовые», обусловленные всем текстом как стимулом.

  1. Текстовое направление ассоциирования - фокусирование определенных ассоциативных связей слов в тексте на основе общего микросмысла, является одним из ведущих средств изучения динамического аспекта ассоциативного развертывания текста. В основе возникновения текстовых направлений ассоциирования лежат либо коммуникативный потенциал ключевых слов, его «внутренние резервы» (актуализация многозначности или семантических компонентов слова), либо обусловленность структурной организацией текста (синтаксический параллелизм; синтагматическая или тематическая соотнесенность текстовых ассоциатов). Направление ассоциирования «развивается» в тексте по типу прогрессии.

  2. Изучение ассоциативного развертывания поэтических текстов позволяет определить особенности идиостиля автора. Своеобразие идиостиля О.Мандельштама обнаруживается как при выявлении текстовых (эксплицированных и имплицитных) ассоциатов, так и в исследовании направлений ассоциирования в его поэтических текстах. Одной из таких существенных особенностей является ориентация на разнообразные возможности комбинирования (ассоциативного сближения) слов и их компонентов в тексте, что в итоге дает множественные, но взаимообусловленные ассоциативные связи, актуализирующие разные микросмыслы. Опора на актуализацию семантических компонентов слов как способ формирования направлений ассоциирования, наряду с иными способами, приводит к одновременному возникновению разных направлений ассоциирования в лирике автора.

  1. Особенностью ассоциативной организации лирики О.Мандельштама является одновременная ориентация на целый спектр различных направлений ассоциирования. Для произведений поэта характерно формирование сразу нескольких ассоциативных линий, иногда противоположных и взаимоисключающих, но при этом имеющих тенденцию к совмещению. Совмещение противоположных направлений ассоциирования в ассоциативном развертывании поэтических текстов О.Мандельштама достигается разнообразными способами и подчинено определенной коммуникативной стратегии автора -отражению одновременного единства и двойственности мира, его внутренней целостности и многообразия.

  2. Ассоциативное развертывание и ассоциативная структура текста дифференцируются в аспекте динамика/статика, раскрывая разные грани одного и того же явления. Ассоциативная структура — это некая модель, отражающая восприятие текста читателем, в которой учитываются как процесс смыслоформирования, так и особенности формальной организации единиц «ассоциативного уровня» текста. Ассоциативное структурирование поэтических

текстов О.Мандельштама характеризуется доминированием ассоциативных структур смешанного типа, совмещающих разные способы взаимодействия текстовых направлений ассоциирования (радиальный, цепочечный, кольцевой).

6. В лирике О.Мандельштама комплексно проявляется идея единства: в
тенденции к совмещению направлений ассоциирования; сознательной ориентации
автора на формирование емкого, «объемного» смысла произведений; в
существовании в его творчестве ассоциативных структур, основанных на
актуализации различных микросмыслов, косвенно коррелирующих с идеей
единства; в широте и разнообразии элементов АСП «единство», а также их
постоянном присутствии в текстах автора на всем протяжении его творческой
жизни. Концептуальная значимость ассоциативно-смыслового поля «единство»
подтверждается критериями разнообразия элементов поля в стихотворных текстах*
автора; их стабильности, глубины, эстетической значимости и

полифункциональности связей с другими ключевыми концептами творчества автора (человек, время, смерть, мир, жизнь, творчество).

Методика выявления эксплицированных текстовых ассоциатов

Начиная с 80-х годов прошлого века в лингвистической науке наблюдается постепенное расширение горизонтов исследования ассоциаций, обусловленное «вторжением» в область текстовой деятельности. Первые опыты изучения ассоциаций в тексте фактически связаны с выявлением именно эксплицированных ассоциатов.

По мнению Л.Ю.Максимова, ассоциативные связи слова (а под ними он понимает связи слова «с целым рядом слов, выражающих сходные или смежные понятия» (Максимов, 1977, с. 218)) в тексте не эксплицируются. В нем существуют конструктивные связи - «грамматические подчинительные связи, и, прежде всего, связи, относящие то или иное слово к сказуемому...» (там же, с. 219). «Ассоциации слова и эмоциональные импульсы, с ним связанные, обратно пропорциональны его конструктивным связям» (там же, с. 219).

Е.А.Некрасова (1983) указывает на то, что применительно к тексту нужно разделять понятие «исходной ассоциации» (видимо, в психологическом понимании ассоциаций), то есть исходного образа, возникающего в сознании автора, и затем «реализующегося в тексте в виде сложного переплетения всевозможных словесных ассоциаций» (Некрасова, 1983, с. 460). «Словесные ассоциации» - это, фактически, и есть эксплицированные в тексте ассоциаты.

В.В.Степанова (1988) дифференцирует ассоциации и явление функционирования слов в тексте. Функционирование слова в тексте бывает обусловлено «ассоциативными способностями слова», а также служит «основой для своеобразных ассоциаций» (см. Степанова, 1988, с. 4-7).

Разработка проблемы текстовых ассоциаций стала перспективным направлением дальнейшего исследования функционирования слова в тексте, закономерностей текстовой деятельности и организации, изучения идиостиля автора. Наиболее глубоко и всесторонне она освещается в коммуникативной стилистике художественного текста, разрабатываемой под руководством профессора Н.С.Болотновой, в рамках одного из направлений - теории текстовых ассоциаций. Под эксплицированными текстовыми ассоциатами здесь понимаются «словные и неоднословные единицы» текста, «материализованные лексически» (см. Болотнова, 1998, с. 246). Эксплицированные текстовые ассоциаты рассматриваются в рамках текстовых ассоциативно-смысловых полей, «коррелирующих с единицами образного строя произведения и формирующегося на его основе» (там же) (об изучении эксплицированных ассоциаций в рамках ассоциативно-смысловых полей см. следующие работы: Н.С.Болотнова, И.И.Бабенко, А.А.Васильева и др., 2001; Карпенко, 2000; Пушкарева, 2000, 2002; Васильева, 2000, 2001 и др.). В основе возможности обнаружения эксплицированных ассоциативных связей в тексте лежит ключевое положение о корреляции текстового ассоциативного поля языковому (см., например, С.М.Карпенко, 2000) и потенциальном соответствии текстовых ассоциативных связей узуальным, а также наличии особых структур в смысловой организации текста (особых единиц лексического уровня, специфических образований, обусловленных текстовой системностью, «функционально-текстовых подсистем» слов) - смысловых лексических парадигм (см. о них подробнее: Пушкарева, 1999). С учетом этого можно конкретизировать «зону поиска» эксплицированных ассоциатов в тексте.

Выявление (поиск) эксплицированных текстовых ассоциатов коррелирует, во-первых, с выявлением в тексте смысловых лексических парадигм (смысловые лексические парадигмы имеют ассоциативную основу, поэтому, обнаруживая в текстах смысловые лексические парадигмы, исследователь устанавливает лежащие в их основе текстовые ассоциативные связи) (см.: Болотнова, 1994, Пушкарева, 1997, 1999); во-вторых, с процедурой анализа текстовых ассоциативно-смысловых полей слов (Н.С.Болотнова, 1998), где текстовые ассоциаты выявляются «на основе анализа слов, входящих в образную перспективу номината концепта» (Болотнова, 1998, с. 248), т.е. «связанных с ним по актуальному для данного текста смыслу; по общности актуальных для текста системно-языковых параметров и характеристик, включая семантические, формальные, формально-семантические; по возможности взаимозамены в тождественных позициях; по закрепленной в узусе типовой сочетаемости с номинатом концепта» (там же); в-третьих, ориентацией на «типовые» ассоциативные связи, зафиксированные в словарях (Словарь ассоциативных норм русского языка, М., 1977; Русский ассоциативный словарь (Кн. 1-6), М., 1994-1998).

Итак, примерами эксплицированных текстовых ассоциатов являются все случаи, когда ассоциат назван и, наряду со стимулом, является элементом лексической структуры текста.

Понятие о ключевых словах в современном языкознании. Ключевое слово как стимул и текстовый ассоциат

В настоящее время исследования с помощью ключевых слов широко распространены в психолингвистике, стилистике текста, лингвокультурологии. Посредством ключевых слов исследуются особенности культурной (понятийной, концептуальной) картины мира нации, где статус ключевого (уточняющийся при помощи частотного словаря) получает слово, относящееся к разряду общеупотребительных. Так, известный исследователь семантических примитивов Анна Вежбицкая считает «принцип «ключевых слов» » одним из важных принципов, «связывающих лексический состав языка и культуру» (см. Вежбицкая, 1997, с. 282). К «ключевым» она относит «слова, особенно важные и показательные для отдельно взятой культуры» (там же). Как показывают ее работы, использование «ключевых слов» в качестве способа изучения культуры является чрезвычайно эффективным: «некоторые слова могут анализироваться как центральные точки, вокруг которых организованы целые области культуры. Тщательно исследуя эти центральные точки, мы, возможно, будем в состоянии продемонстрировать общие организационные принципы, придающие структуру и связность культурной сфере в целом и часто имеющие объяснительную силу, которая распространяется на целый ряд областей» ( там же, с. 284).

В лингвистических учениях последних десятилетий следствием общей гуманизации явилась активная разработка понятия концептуальная картина мира, рассмартиваемого как «исходный глобальный образ мира, лежащий в основе мировидения человека» (Постовалова Р.И., 1988, с.21), базовой единицей которой является концепт. Различные средства и способы лингвосмысловой репрезентации концептов изучаются в коммуникативной стилистике текста посредством моделирования их ассоциативно-смысловых полей с ориентацией на выявление особенностей идиостиля автора (см., например: Болотнова 1998, Бабенко, 2001, Карпенко, 2000, Васильева, 2000, Орлова, 2000, Пушкарева, 2002, Яцуга, 2003). В последнее время ключевое слово рассматривается как номинат соответствующего концепта, образующий ядерную часть его ассоциативно-смыслового поля (Болотнова 1998; Болотнова, Бабенко, Васильева и др., 2001).

Деятельностный подход к тексту, позволяющий рассматривать последний «без отрыва от процессов его создания и осознания» синтезирует достижения лингвистических наук с открытиями психологии и психолингвистики. Сущность ключевых слов как одного из средств понимания текста «высвечивается» как раз на пересечении данных областей. В структуре художественного текста традиционно выделяются знаки, «которые в первую очередь служат для его понимания» (Лукин, 1999, с. 84). Чаще всего их называют «ключевыми», хотя в научной литературе употребляются и синонимичные термины: «опорный элемент», «ключевой элемент», «смысловые вехи», «смысловые опорные пункты», «смысловые ядра», «набор ключевых слов» (там же, с. 83-84).

В науке существует минимум два мнения относительно оснований для выявления и определения основных функций ключевых слов, в основе которых лежит дифференциация в тексте содержательно-фактуальной и содержательно-концептуальной информации (термины И.Р.Гальперина). Первая точка зрения (Сахарный, Штерн, 1988, с. 40-43 ) заключается в том, что выделяемые в тексте ключевые слова заключают в себе наиболее существенную информацию, рассматриваются как особый вид текста — «текст-примитив», не нарушающий цельности исходного текста.

Иная точка зрения заключается в том, что ключевые слова идейно значимы: «основная идея текста... находит отражение в ключевых словах» (Кухаренко 1986, Корытная, 1992 и др.). «Ключевое слово является носителем содержательно-концептуальной и - нередко - содержательно-подтекстовой информации» (В.А.Кухаренко, 1986, с. 100), а основание для применения термина «ключевой» к определенному слову появляется лишь в результате ретроспективного взгляда на текст (см. Лукин, 1999).

Наукой сформировано несколько критериев для выделения ключевых слов текста. В Большой энциклопедии языкознания ключевые слова определяются как «слова с относительно повышенной частотностью у данного автора или в данном тексте» (В.Г.Гак, 2000, с. 467). Значимым критерием выделения ключевых слов в тексте и шире - в тезаурусе автора - выступают их постоянство и повторяемость — частотность, а материалом может выступать «частотный тезаурус» или частотный словарь, позволяющий исследователю с высокой степенью объективности и точности выявить ядерные элементы картины мира художника (см., например, исследования Ю.Левина (1966) в этой области). Достоинством анализа текста с опорой на частотный словарь Ю.Левин считает возможность «объективного изучения плана содержания поэтического текста» (Левин, 1966, с. 199).

Однако частотные слова (как в отдельном тексте, так и поэтическом мире автора) не всегда являются ключевыми, а ключевые слова не всегда частотны, о чем писала в свое время Н.А Купина (1982). Частотный словарь не позволяет учитывать идейно-значимые ключевые слова, прямо в нем не эксплицированные (а значит, не отражающиеся в словаре), но возникающие в сознании читателя в процессе и после восприятия текста. Поэтому критерий частотности и требование концептуальной значимости при выявлении ключевых слов нередко противоречат друг другу.

Межтекстовое ассоциативно-смысловое поле «единство» в поэтическом идиолекте О.Э.Мандельштама (по данным словаря частотности словоупотреблений)

Исследователи картины мира О.Мандельштама (Ю.И. Левин, Л.Г. Панова и др.) справедливо отмечают, что центр его языковой картины образуют лексемы, стилистически нейтральные и семантически объемные, принадлежащие к «центру русской лексики». Л.Г. Панова называет среди них «мир», «пространство», «земля», «воздух», «солнце», «звезда», «время», «век», «день», «ночь» (Панова, 1996, с.ЗО]. Ю.И. Левин подчеркивает высокую частотность и особую значимость лексемы «земля» для отражения поэтического мира О.Мандельштама (Левин, 1998, с.12).

Составленный нами при помощи оригинальной компьютерной методики частотный словарь лирики О.Мандельштама, насчитывающий 54 278 словоупотреблений (материалом для него стал весь корпус поэтических текстов, представленных в издании: Осип Мандельштам. Соч. в 2-х т./Сост. С.Аверинцев и П.Нерлер. М., 1990), также подтверждает данный факт: первую частотную зону словаря, формирующую его «ядро», образуют стилистически нейтральные общеупотребительные слова: жизнь, жить, ночь, черный, песня, петь, свой, смерть, свет, воздух, звезда, земля, любовь, век, вода, один, день, хотеть, входящие в зону самых употребительных в русском языке слов (ср. с данными Частотного словаря русского языка (М.,1977)). См. распределение лексем по зонам повышенной и средней частотности в приложении 6.

Вместе с тем в Словаре частотности словоупотреблений О.Мандельштама широко представлены лексические единицы различных классов, в той или иной степени обладающие семантикой единства. Ассоциативно-смысловое поле «единство», моделируемое на основе частотного словаря автора, коррелирует с его семантическим полем и насчитывает 270 ассоциатов (см. приложение 5). О значимости понятия «семантического поля» для исследования наивной картины мира писал в свое время Ю.Н.Караулов: «Конечно, в том, чтобы считать каждое отдельное слово элементом картины мира, нет принципиальной ошибки..., но считать, что картина мира складывается из слов и на основании этого делать заключение о поведении носителей языка - это все равно что на основании расположения и взаимного перемещения атомов в некотором макроскопическом объекте делать вывод о положении и движении самого объекта. В основе организации «картины мира» лежит принцип отражения... Слово же непосредственно не есть отражение, это способ выражения по приемуществу, тогда как способом отражения является поле» (Караулов, 1976, с.268). Данное замечание не теряет актуальности в исследовании не только коллективной, но и авторской картины мира.

Исследователь приводит полное и разностороннее «собрание определений семантического поля» (см.: Караулов, 1976, 2). В данной работе воспользуемся определениями семантического поля, взятыми из указанной работы. Под семантическим полем условимся понимать «совокупность семантических единиц, имеющих фиксированное сходство в каком-нибудь семантическом слое и связанных специфическими семантическими отношениями» (Караулов, 1976, с.25). Лексемы организуют поле «на основе единой семантической значимости», где определенное понятие может являться как «семантической доминантой», так и «одним из вторичных понятийных элементов» (Караулов, 1976, с.29), а необходимым условием для построения поля мы, вслед за Ю.Н.Карауловым, считаем наличие «обязательной семантической связи с именем» (Караулов, 1976, с.209).

Рассмотрим фрагмент ассоциативно-смыслового поля «единство», реконструированного на основе частотного словаря словоупотреблений поэта, где центральное место занимает одноименное семантическое поле. Ключевые лексемы (а также фрагменты их словоизменительных парадигм и словообразовательных гнезд), представленные в нем, организуют ядерную часть поля.

Она включает прежде всего лексему единство, являющуюся именем поля. Лексема определяется в словаре как «1. Общность, полное сходство. 2. Цельность, сплоченность. 3. Неразрывность, взаимная связь» (MAC, 1, с. 463). Три значения слова «единство» знаменуют собой три основные грани, раскрывающие семантику единства в словаре (и поэтическом мире) автора: 1) единство как сходство; 2) единство как нечто цельное, целостное; 3) единство как связь.

Отметим, что, реконструируя ядерную часть поля, мы, конечно, ориентируемся на узус, учитывая, что словарь не дает возможности выявить зону индивидуально-авторских элементов, сопрягающихся с представлениями поэта о единстве. Например, словарь частотности не фиксирует первую ипостась единства (единство как сходство), обнаруживаемую только при обращении к текстам. Взятый нами для анализа фрагмент поля выглядит следующим образом (см. схему 1), где ряды слов отражают наиболее типовые авторские ассоциаты:

Похожие диссертации на Лексический аспект ассоциативного развертывания поэтических текстов О. Э. Мандельштама