Введение к работе
Диссертационное исследование посвящено выявлению и описанию структуры концептов СВЕТ и ЦВЕТ в художественной картине мира известного русского писателя второй половины XX века Ю.П.Казакова.
В настоящее время в связи со сменой парадигм в лингвистике и утверждением антропоцентрической парадигмы в центре внимания исследователей находятся языковая картина мира и ее составляющие-концепты. С начала 90-х годов XX века активно анализируются отдельные концепты. Например, в сборниках серии «Логический анализ языка» под редакцией Н.Д.Арутюновой описаны следующие концепты: ИСТИНА, ПРАВДА, ЛОЖЬ, ДОЛГ, КРАСОТА, СВОБОДА и др. [Логический анализ языка 1991; 1997; 1999; 2000]. В последние годы объектом рассмотрения стали концепты из сферы эмоций [Воркачев 2004; Дорофеева 2002].
Несмотря на большое количество работ, посвященных трактовке термина концепт [Аскольдов - Алексеев 1928; Колесов 1992; Кубрякова 1996; Лихачёв 1997, Карасик 1997,2002; Ляпин 1997; Попова 2000, Стернин 2000], единое мнение по этому вопросу не сформулировано. Под концептом, вслед за Д.С. Лихачёвым [1997], понимаем единицу, которая «не непосредственно возникает из значения слова, а является результатом столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом человека» [Лихачёв 1997:35].
Степень изученности темы. Такие концепты, как БЫТ, ВОЛЯ, ДРУЖБА, ДУША, ЗАКОН, ЛЮБОВЬ, КРАСОТА, СТРАХ, СВОБОДА, ЯЗЫК, ДОРОГА, ЖЕНЩИНА и многие другие, были предметом изучения и описания в кандидатских и докторских диссертациях, защищенных в России.1 Между тем, концепты СВЕТ и ЦВЕТ в их соотнесенности с творчеством известного русского писателя XX века Ю.П.Казакова не подвергались в лингвитической концептологии монографическому исследованию.
Актуальность темы исследования. Диссертационное исследование осуществляется в русле современной научной парадигмы, характеризующейся возрастанием роли антропоцентрического и когнитивного подходов к изучению языка, возникновением новой синергетической парадигмы, актуализацией таких направлений, как прагматика и психолингвистика.
В 2007 г. юдана «Антология концептов», в основу которой положены диссертационные исследования, посвященные концептам, воплощенным в различных языковых единицах на материале русского, английского, немецкого, французского и китайского языков ( Агаркова Н.Э., Балашова Е.Ю., Ворхачев СТ., Ефимова Н.Н., Карасик В., Лго Цзюань, Петелина Ю.Н., Пименова М.В., Слышкин Т.Г. я др.)
Наибольший интерес в плане исследования представляют концепты, занимающие важное место в жизни этноса. Проблемы изучения отдельных концептов в художественном тексте, а, следовательно, в авторской картине мира писателя являются настолько коннотативно сложными, многообразными, что требуют постоянного глубокого проникновения в их сущносги. К таким концептам можно отнести концепты СВЕТ и ЦВЕТ. Эти концепты, относящиеся к эмоциональной сфере, отражают сложную систему духовно-нравственного и морально-этического измерений картин мира и внутренней духовной жизни личности.
В русской лингвистике до настоящего времени не было специальных работ, в которых в концептуальной взаимосвязи рассматривался бы весь комплекс языковых средств выражения СВЕТА и ЦВЕТА; не проводилось также специальных исследований, анализирующих особенности цвето - и светообозначения на материале произведений Ю.П.Казакова.
Объектом исследования выступает сплошная выборка контекстов, содержащих концепты СВЕТ и ЦВЕТ в их речевой репрезентации.
Предмет анализа - структура и семантика концептов СВЕТ и ЦВЕТ в текстовом пространстве произведений Ю.П.Казакова.
Цель диссертационной работы - с позиции лингвокогнитивного подхода проанализировать полевые модели концептов СВЕТ и ЦВЕТ, выявив лексико-семантические средства, номинирующие СВЕТ и ЦВЕТ, и различные их проявления в художественной картине мира Ю.П. Казакова.
Определяемые целью исследования в работе ставятся и решаются следующие задачи:
установить родо-видовые отношения между концептом и другими лингвистическими терминами;
выявить идиостилистическое своеобразие прозы Ю.П.Казакова;
рассмотреть лексико-семантические особенности репрезентации свето- и цветообозначений в его художественном тексте;
проанализировать состав и структуру полей цвета и света в языке прозы Ю.П.Казакова;
- дать функциональную классификацию вышеуказанных концептов.
Материалом для анализа послужили художественные произведения
Ю.П. Казакова - повести и рассказы, изданные в сборниках «Голубое и зеленое» (1963), «Две ночи» (1986).
Теоретико-методологической базой исследования послужили труды по лингвистической концептологии и стилистике художественного текста С.А. Аскольдова, В.В. Виноградова, С.Г. Воркачева, В.И. Карасика, Ю.Н. Караулова, М.Н. Кожиной, В.В. Колесова, Д.С. Лихачева, В.М. Мас-ловой, Ю.С. Степанова, И.А. Стернина, В.Н. Телия, А.П. Чудинова. 4
Методы исследования. Методологической основой исследования являются концептуальный и входящий в него полевой анализы изучаемых концептов.
В диссертации реализуется антропоцентрический подход, способствующий выявлению человеческого фактора в языке; системный подход к описанию реализации свето- и цветообозначений, позволяющий рассматривать данные концепты в целостности составляющих их компонентов. В диссертации используются также следующие лингвистические методы: метафорическое моделирование, контекстуальный и дискурсивный анализы, классификация метафорических моделей, их сопоставление.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые выявляются и анализируются особенности лексико-семантической репрезентации концептов СВЕТ и ЦВЕТ в художественной картине мира Ю.П. Казакова. Новизна исследования заключается в усовершенствовании методики текстового и концептуального анализов, а также в том, что установлены родо-видовые отношения между термином «концепт» и другими лингвистическими терминами, раскрыты парадигматические и внутренние синтагматические отношения в словообразовательном гнезде с вершиной «концепт». Впервые описана структура и семантика концептов СВЕТ и ЦВЕТ в рассказах Ю.П. Казакова, в ходе сопоставительного анализа выявлены константные и периферийные семантические характеристики указанных концептов, а также механизмы актуализации коннота-тивных смыслов.
Теоретическая значимость работы определяется разработкой проблем исследования смысловой структуры текста в рамках когнитивного подхода, теории концептуального анализа. Кроме того, анализ концептов СВЕТ и ЦВЕТ в русской лингвокультуре, определение их лексико-семантических и стилистически особенностей, концептуальной емкости может рассматриваться как модель при выявлении и описании различных концептов других лингвокультур. И, наконец, важное теоретическое значение имеет исследование концепта не только как объекта, но и как способа описания авторской картины мира писателя.
Практическая ценность работы заключается в возможности использования её материалов и теоретических обобщений в общих курсах по лингвистике текста, в элективных курсах по теории метафоры, художественному идиостилю писателя, в преподавании лексикологии, словообразования, семасиологии, при проведении спецкурсов и спецсеминаров по когнитивной лингвистике, лингвокультурологии, при разработке тематики курсовых и дипломных работ; в лексикографии - при составлении синонимических, антонимических, словообразовательных, когнитивных
словарей, а также уточнении ряда лексикофафических дефиниций. Часть исследования может стать основой словаря индивидуальных метафор (и/ или словоупотреблений) Ю.П.Казакова.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Концепты СВЕТ и ЦВЕТ обладают национально-культурной спе
цификой, которая проявляется в образных составляющих данных концеп
тов, их системных связях.
Исследуемым концептам присущи «переживаемость» - они не только мыслятся, но и эмоционально переживаются, будучи предметом симпатий и антипатий; «номинативная плотность» концептов - представленность в плане выражения рядом языковых синонимов (слов и словосочетаний), тематических рядов и полей, тропов; сложность, внутренняя расчлененность семантического состава концептов, их «непредельность».
Свето- и цветообозначения представляют собой специфичный пласт средств речевой выразительности, широко используемый в языке прозы Ю.П.Казакова и являющийся значимой составляющей идиостиля писателя.
Образная система свето- и цветообозначений писателя предстает как парадигма ряда семантических полей, образов, которые формируют художественную картину мира писателя.
Апробация материалов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались на ежегодных итоговых научно-практических конференциях преподавателей, аспирантов и студентов Дагестанского государственного технического университета «Неделя науки» (2006-2009), на Всероссийской научной конференции «Русская языковая культура как фактор единения народов» (ДГТУ, 2008), обсуждались на заседаниях кафедры русского языка социально-гуманитарного факультета ДГТУ (2006-2009) и аспирантских семинарах в Дагтостехунивер-ситете (2007,2008,2009).
Структура диссертации отражает ключевые этапы и логику предпринятого исследования: текст состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Результаты исследования изложены на 150 страницах компьютерного набора текста. Библиографический список содержит 210 теоретических источников.