Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Общетеоретические основы исследования концепта в современной лингвистике 13
1.1. Теоретические основы изучения картины мира 13
1.2. Концептуализация действительности и содержание термина
1.3. Специфика художественного концепта 26
Выводы 34
Глава 2. Диахрония культурного концепта милосердие как отражение русской ментальности 37
2.1. Этимологический и словообразовательный аспекты изучения слова-номинанта концепта 38
2.2. «Важнейшие измерения» концепта 44
2.3. Представленность слова-номинанта концепта в паремиологии 51
2.4. Актуализация концепта в современном языке 55
2.5. Психолингвистический аспект изучения концепта 65
2.6. Литературно-художественная реализация концепта 75
2.7. Ассоциативно-семантическое поле концепта 83
Выводы 86
Глава 3. Функционирование концепта милосердие в идиостилях писателей ХІХ-ХХ вв 90
3.1. Важность понятия концепт для изучения идиостиля писателя 92
3.2. Концептуализация милосердия в системе идиостиля А. С. Пушкина 99
3.3. Концептуализация милосердия в системе идиостиля М. Горького 127
3.4. Общее и индивидуальное в концептуализации милосердия в творчестве А. С. Пушкина и М. Горького 158
Выводы 163
Заключение 166
Список литературы 173
Словари и справочники 173
Источники 175
Литература 177
- Концептуализация действительности и содержание термина
- «Важнейшие измерения» концепта
- Психолингвистический аспект изучения концепта
- Концептуализация милосердия в системе идиостиля А. С. Пушкина
Концептуализация действительности и содержание термина
Проблема концептуализации в последние десятилетия становится особо актуальной в исследованиях лингвистов, философов, социологов. Под концептуализацией зачастую понимается «становление сложного и многокомпонентного феномена в результате обобщения человеческого опыта и его функционирование в языковой картине мира» [Добровольская, 2005, 4]. Концептуализацией можно считать видение, восприятие мира, отраженное в определенном естественном языке. Носители разных языков видят и понимают окружающую действительность через призму своей культуры, своего языка. Таким образом, проблема концептуализации непосредственным образом связана с проблемой языковой картины мира, и многие лингвисты используют этот термин для условного обозначения отраженной в языке концепции мира, характерной для определенного этноса в определенный исторический период его развития (Н. Д. Арутюнова, Н. Н. Болдырев и др.).
По мнению В. И. Карасика, «концептуализация действительности осуществляется как обозначение, выражение и описание» [Карасик, 2002, 129– 130.]. Считая концептуализацию процессом и учитывая имеющиеся толкования термина концепт, Л. Ю. Буянова и Е. Г. Коваленко делают вывод о том, что концептуализация – это множество аналитических приемов и процедур, которые используются для исследования и описания познавательных процессов деятельности человека, заключающихся в осмыслении и интерпретации информации о неком фрагменте познания, и для образования концептов посредством языковых единиц разных уровней [Буянова, Коваленко, 2004].
Концептология стоит в ряду других лингвистических исследований, направленных на рассмотрение различных ассоциативных, образных представлений, фиксирующихся в языке и в значительной мере определяющих использование языковых единиц для описания тех или иных объектов и явлений действительности (исследования метафорических, ассоциативно-семантических, ассоциативно-образных семантических полей и т. п.). Наиболее распространенным в такого рода исследованиях оказывается именно термин концепт. Авторы многих лингвистических работ стремятся определить термин концепт, сопоставив его с другими, уже достаточно устойчивыми терминами.
Как отмечалось ранее, понятие концепта связано с понятием картины мира, системой представлений человека о мире (Л. В. Миллер, В. А. Маслова). Картина мира является, в свою очередь, неотъемлемой частью когнитивного процесса, ее основой считают особые когнитивные структуры – невербальные концепты, которые реализуются, переходя в сферу языковой картины мира [Кубрякова, 1998]. Понятия языковая и концептуальная картина мира связаны с понятием культуры. Концепты, которые понимаются как категории мышления и культуры, признаются средством формирования языковой картины мира.
Термин концепт для отечественной лингвистики является относительно новым и до сих пор не определяется однозначно (А. П. Бабушкин, Ю. С. Степанов, Р. М. Фрумкина и др.). Впервые в русской филологии этот термин был употреблен С. А. Аскольдовым-Алексеевым еще в 1928 г. Ученый определил концепт как мысленное образование, которое замещает в процессе мысли неопределенное множество предметов, действий, мыслительных функций одного и того же рода. Он считал функцию заместительства наиболее значимой функцией концепта, т. к. концепт в процессе мысли замещает множество предметов одного и того же рода, поскольку является мыслительным образованием. Концепт способен замещать как реально существующие предметы, так и некоторые стороны предмета или реальных действий [Аскольдов, 1997].
В течение нескольких десятилетий термин концепт в русистике не был частотен, он вновь вошел в терминологическую систему отчасти под влиянием исследований западных лингвистов. Этот термин используется не только в работах лингвистического характера, но и в работах общефилологического плана. Так, в статье Д. С. Лихачева «Концептосфера русского языка», автор трактует концепт как своеобразное «алгебраическое» выражение значения, «расширяющее» это значение и включающее в себя эмоциональную ауру слова [Лихачев, 1997]. Д. С. Лихачев указывает также на заместительную функцию концепта, способную облегчить языковое общение: «она позволяет преодолевать несущественные, но всегда существующие между общающимися различия в понимании слов, их толковании» [Лихачев, 1997, 281]. Концепт, таким образом, является неким откликом на уже существующий опыт человека.
В конце XX века термин концепт становится часто употребимым в лингвистике. Иногда исследователи используют его как нечто само собой разумеющееся и не поясняют, что он означает в той или иной работе. Так, А. Д. Шмелев в статье «Функциональная стилистика и моральные концепты» не определяет специально, что им понимается под концептом [Шмелев, 1999]. Некоторые исследователи концепт понимают чрезмерно широко. Так, В. Н. Телия считает, что концепт – это все то, что мы знаем об объекте во всей экстенсии [Телия, 1996]. Другие ученые рассматривают концепт как некую семантическую потенцию, свернутые и структурированные процессы в системе смысла [Проскуряков, 2000]. Существуют «апофатические» определения концепта, от противного, как «нечто, не отражающее ни денотата, ни референта, являющееся исходной точкой семантического наполнения слова и одновременно – конечным пределом развития и существующее только в системе соответствий данной культуры, как некий “резервуар смысла”» [Колесов, 1992, 36–37].
Отсутствие в современной лингвистике единого определения концепта объясняется также существованием различных подходов к изучению и рассмотрению данного явления. Наиболее разработанными на сегодняшний день признаются пять методик изучения концепта на основании языкового материала: психолингвистическая, логико-философская, функционально-дискурсивная, лингвокогнитивная и лингвокультурологическая.
С позиций психолингвистики, концепт – это продукт психических процессов (познания и общения). При психолигвистическом подходе концепт понимается как «спонтанно функционирующее в познавательной и коммуникативной деятельности индивида базовое перцептивно-когнитивно-аффективное образование динамического характера, подчиняющееся закономерностям психической жизни человека и вследствие этого по ряду параметров отличающееся от понятий и значений как продуктов научного описания с позиций лингвистической теории» [Залевская, 2001, 39].
«Важнейшие измерения» концепта
Концепт является как минимум трехмерным ментальным образованием, по мнению исследователей Волгоградской школы филологического концептуализма. В. И. Карасик представил три «важнейших измерения» концепта: понятийное, образное и ценностное [Карасик, 2002].
В процессе анализа нами учитываются положения Л. А. Ждановой и О. Г. Ревзиной, которые отмечают, что «в современных публицистических текстах частотность слова милосердие не идет ни в какое сравнение с его производными». Анализ употреблений позволил авторам в концепте обыденного сознания выделить 3 основных типа семантического наполнения: 1. Милосердие как общее понятие со смутным и диффузным значением: тема милосердия. 2. Милосердие как нравственная категория; духовное милосердие противопоставлено практическому. 3. Практическое, активное милосердие, дело милосердия, труд милосердия [Жданова, Ревзина, 1991]. Понятийная сторона концепта – это языковая фиксация концепта, его обозначение, описание, признаковая структура, дефиниция. Толкование слова-номинанта концепта милосердие значительно изменилось с течением времени. Так, Словарь XI–XVII вв. дает следующее толкование: «Милосердие, сочувствие, сострадание», в Словаре XVIII века определение милосердия представлено так: «Готовность оказать помощь, проявить сострадание из человеколюбия, а также помощь, снисхождение, сострадание, вызванные такими чувствами». Современные толковые словари, например, Словарь начала XXI века дает лаконичное и емкое определение милосердию: «Сострадательная помощь ближнему как христианская добродетель; вообще бескорыстная помощь, сострадание к людям». Появляется особое включение в толкование – «как христианская добродетель». Это очень важное дополнение, отражающее возрождение в современном мире понимания милосердия как нравственной категории, связанной с христианским мировоззрением.
В христианстве милосердная любовь приобретает этически особое значение как одна из трех богословских добродетелей, наряду с верой и надеждой. Притча о добром самарянине (Евангелие от Луки, 10:29–37) рассказывает историю человека, который поступил милосердно к нуждающемуся ближнему, поэтому можно говорить о том, что в богословском толковании милосердие – инициативное чувство и активное действие. По христианскому учению, в милосердии человек посвящает себя Богу и этим открывается добру. С этической точки зрения, милосердие составляет долг человека. На это указывает заповедь любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Евангелие от Луки, 10:27). В заповеди любви требование милосердного отношения к ближнему обосновывается и подкрепляется требованием любви к Богу: в этой любви человек должен проявить себя во всей внутренней полноте и цельности сердца, души, воли и разума (Евангелие от Матфея, 22:37). По определению В. И. Карасика, второй аспект концепта – его образная сторона: это зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, воспринимаемые обонянием характеристики предметов, явлений, событий, отраженных в нашей памяти. Вопрос о том, каким образом трансформируется семантическая структура слова милосердие, тесно связан с вопросом о том, какие контексты притягивает слово. Исследователи заметили, что произошел явный семантический сдвиг – от личности в сторону социальной структуры. Л. А. Жданова и О. Г. Ревзина представляют образ милосердия в виде ряда типичных метафорических моделей. Например, как погружение во вместилище – о человеке и его социуме (Для всех, в ком живет милосердие), как олицетворение абстракции, передающее автономное существование (сочетания: милосердие живет, милосердие умирает, милосердие уходит, милосердие возвращается). Субъектом милосердия может выступать и личность, и сообщество людей, организации, официальные учреждения. Очень показательна статья «Когда наступит эра милосердия» в газете «Голос Армении»: нуждающемуся в операции ребенку была собрана необходимая для лечения сумма денег, но он ее не перенес: «Милосердие, которое ярким огнем вспыхнуло именно тогда, когда это было необходимо, помогло попавшим в беду родственникам маленького Левона не только справиться с трудностями, но и чуть легче перенести боль потери» [http://www.golosarmenii.am/ru/20073/world/8004]. Нестандартная для номинанта концепта сочетаемость (милосердие вспыхнуло) реализует одно из его свойств – внезапность появления при необходимости. Яркая метафоричность высказывания (ярким огнем) отражает сразу несколько планов – огонь, как символ очищения, как глас Божий в христианстве, и яркость как то, что нельзя не заметить, то, что освещает, греет. «И у тех, кто обиде меня, Попросить смиренно прощенья, Чтобы вспыхнуло пламя огня Милосердия и отмщенья» [Г. В. Иванов «Если б время остановить», 1958]. Немногочисленность употреблений номинанта в образных контекстах связана с когнитивной структурой концепта. Смысловое наполнение концепта милосердие не предполагает нетипичных связей, поэтому нестандартные сочетания используются с целью повышения внимания, для усиления оценочной окраски. Индивидуально-авторская образность воплощается в виде метафорических моделей: овеществление, объективизация милосердия: 1) результат проявления (Я видел ясно, что поступок честных этих людей плод христианского милосердия [И. Н. Скобелев. Рассказы русского инвалида (1838-1844)]), 2) резкость в проявлении (А мы скоро воткнем вам кинжал милосердия в самое сердце, чтобы эта агония не затянулась] [Дмитрий Глуховский. Метро 2033 (2005)]), 3) божественный дар (Так или иначе, девочка с детства была одарена даром, если можно так сказать, приятия мира, даром милосердия и доброжелательства [Фазиль Искандер. Сандро из Чегема (Книга 1) (1989)]). 4) действие, поведение (И еще мы думали, что не должен быть забыт подвиг милосердия таких безвестных и немощных маленьких людей, как Александра Ивановна, пытавшихся помочь и спасти, когда и самим было впору искать путей спасения! [О. В. Волков. Из воспоминаний старого тенишевца (1988)]. Если бы теперь кто-нибудь на его глазах совершил подвиг милосердия или возмутительное насилие, то на него то и другое произвело бы одинаково отвратительное впечатление [А. П. Чехов. Припадок (1889)]). погружение во вместилище (Самоубийцы извергнуты на веки веков из лона милосердия Господнего [Ю. О. Домбровский. Факультет ненужных вещей, часть 3 (1978)]. Женщине нужно дать почувствовать себя Святой Агнессой с корзинкой всяких милосердий [Александр Рогожкин. Операция С Новым Годом, к/ф (1996)]. Как маленькие ручейки сливаются в одну полноводную реку, так же и добровольные, с миру «по копеечке», пожертвования стекаются в одну общую копилку милосердия [Рашков Петр. Спасем детей всем миром! // Труд-7, 2004.01.15]). В «Идеографическом словаре» под ред. Н. Ю. Шведовой изучаемая лексема милосердие представлена в статье, посвященной жалости, что, несомненно, показывает тесную взаимосвязь этих двух лексем. Разноплановые связи демонстрируют широкий аспект соотношений: Быть: исчезли милосердие, жалость, кругом или безразличие, или жестокость; Кто. Что: милосердие - доброе, сострадательное отношение к тому (тем), кого нужно пожалеть, кто нуждается в помощи, участии или в прощении. Против.: безжалостность - отсутствие жалости, милосердия, жестокость. Надлежит отличать милосердие от милости (Козельский); Какой: удивительное, редко встречающееся милосердие. Милосердие православное (Радищев). Милосердный поступок. Милосердное сердце. Вы добры и милосердны (Державин); Действие. Состояние. Отнесенность (связанность): Смилиться, смиловаться, смилосердоваться над кем умилосердиться, сжалиться, оказать милость, милосердие, снисхождение (Даль), молить, умолять о милосердии. Проявить милосердие. Сестра милосердия (женщина с медицинской подготовкой, добровольно ухаживающая за ранеными и больными); Необходимость. Должность. Возможность. Желаемость: милосердие должно быть не на словах, а на деле; Как: Я пустился в город, без милосердия пришпоривая бедного моего коня (Пушкин). Машенька, когда Ипполит придет, гоните его без милосердия (Островский); Куда: этого тирана невозможно склонить к милосердию, к сожалению, сочувствию.
Психолингвистический аспект изучения концепта
Психолингвистический аспект изучения содержания концепта отражается в исследовании результатов фоносемантического анализа и ассоциативных экспериментов. По определению Н. В. Крючковой, «результаты психолингвистических экспериментов позволяют дополнить представление о содержании концепта, сложившееся при изучении материалов лексикографических источников, текстового материала, а также конкретизировать это представление относительно определенной группы носителей языка» [Крючкова, 2004, 271].
Любое слово обладает двумя смыслами. Первый – слово как символ, обозначающий какой-нибудь объект или процесс, второй – слово как набор звуков, который сам по себе вызывает у человека реакцию. Так как сознание взрослого человека занято при аудиальном восприятии слов преимущественно первым смыслом, то второй – реакция на слово как на набор звуков – проходит подсознательно и переживается человеком в виде определённого эмоционального фона. Этот второй смысл слова получил название фоносемантического значения. Каждый звук человеческой речи обладает определённым подсознательным значением. Впервые эти значения с помощью опроса большой аудитории стал устанавливать Чарльз Осгуд. Для русского языка эти значения определил А. П. Журавлёв. Им были предложены качественные фоносемантические шкалы, которые позволяют оценивать влияние звуков на психическое состояние человека. По теории А. П. Журавлева, каждое слово состоит из звуков, для оценки воздействия на человека слова как набора звуков необходимо по соответствующим расчётам определить общее фоносемантическое значение составляющих данное слово звуков по 25 предложенным шкалам (добрый – злой, нежный – грубый, женственный – мужественный, длинный – короткий, безопасный – страшный и др. [Журавлев, 1991].
Наиболее яркими фоносемантическими работами, опубликованными в последнее время, стали монографии С. С. Шляховой [Шляхова, 2005] и Л. П. Прокофьевой [Прокофьева, 2007]. Тема, которую поднимает Л. П. Прокофьева, соотносится, с одной стороны, с проблематикой «Языковая картина мира», с другой – с фоносемантикой, что является, несомненно, важным аспектом для нашего исследования. Автор, продолжая идею А. П. Журавлёва о возможности интерпретации текста через сумму его фонетических значений, составляет алгоритм такого описания для выяснения психологической «окрашенности» различного вида текстов. Для этой цели ею были разработаны специальные компьютерные программы. Работа Л. П. Прокофьевой охватывает аспекты как объективного, так и субъективного звукосимволизма. Именно такое подсознательное влияние звучание слова милосердие оказывает на человека. В графе коэффициент необходимо учитывать следующее: если коэффициент 2,5, то выражен признак левой шкалы; если коэффициент 3,5, то выражен признак правой шкалы; если он находится в промежутке 2,5–3,5, то признак не выражен. Стоит обратить внимание, что чем больше отклонение коэффициента в ту или иную сторону, тем сильнее эмоционально-подсознательная выраженность признака [http://psiechnology.net /servisfonosemantika.php]. В христианском искусстве милосердие изображается в образе женщины, окруженной детьми, либо укачивающей ребенка, либо кормящей его. Она часто держит сердце или цветок. Другими символами милосердия являются сердце, ягненок, пеликан, кормящий своих птенцов собственной кровью, человек, принимающий детей или ухаживающий за ними, а также просто хитон Христа. Таким образом, такие качества, как доброта, нежность, женственность и безопасность, возникающие при звуковом восприятии слова-номинанта концепта милосердие, соответствуют тем образам, с помощью которых оно передается зрительно. Предполагается, что одно из значений милосердия - это конкретное действие, ограниченное во времени и пространстве, это «единичный поступок», поэтому краткость, непродолжительность также соотносятся с изучаемым концептом. Ассоциативный материал, по мнению В. Е. Гольдина, раскрывает не только индивидуальные, но и нормативные образные компоненты концептуального содержания. Именно поэтому ассоциативные значения могут составить психологически реальное ядро национального концепта, его базовый слой [Гольдин, 2006]. Статистика электронной версии РАС на запрос «милосердие» следующая: всего реакций на стимул - 100, различных реакций на стимул - 67, одиночных реакций на стимул - 50, отказов - 6 (табл. 2) [http://www.tesauras.ru]. Реакции можно разделить на следующие смысловые группы: кто проявляет милосердие: Красный Крест, Божье, Бог, сестра, Вайнеры, белая косынка, благотворительность, больница, врач, его, женщина, мамы, мед. работник, наше, полковник, фонд, человек, человека, храм, церкви; к кому проявляется милосердие: к людям, старушка, всем, к ближнему, к падшим; качества и свойства милосердия и проявляющих его: доброта, добро, и здоровье, любовь, жалость, крест, человечность, безграничное, взаимопомощь, гуманизм, женское, жизнь, здоровье, зов души, людское, норма жизни, от всего сердца, прекрасно, сердце, слабость, сострадание, спасет мир, хороший, хорошо, человеческое; действия: нужно, проявить, надо оказывать, начинается, необходимо, нет, популярно, просить, проявлять, сострадать; нереализованная помощь, сомнения в ее искренности: в прошлом, лицемерия, некролог, плакать, плач. В сознании современного общества милосердие осмысляется не только как явление, которое может быть проявлено одним, но и как необходимая потребность другого. В АСШС слово-стимул милосердие показало наличие следующих реакций: жалость (5), простить (2), жалеть, помогать, простота, сочувствие (1); милосердия – добро (1); милосердность – справедливость (1). Данное ассоциативное осмысление демонстрирует тесную связь изучаемого концепта милосердие с чувством жалости (жалость, жалеть), доброты (добро), стремлением прощать (простить), помогать (помогать, сочувствие), причем милосердие, по мнению реципиентов, является чувством понятным (простота) и необходимым в жизни (справедливость).
Для представления картины функционирования концепта милосердие в современной жизни нами были проведены свободный и направленный ассоциативные эксперименты в 3 группах: учащихся Лицея СГТУ в возрасте 14– 15 лет (30 человек), студентов Политехнического вуза II курса 17–19 лет (40 человек) и студентов Института филологии и журналистики IV курса 20–22 лет (35 человек), как отражение данных современного общества. При проведении ассоциативного эксперимента мы опирались на методику, предложенную А.А. Залевской [Залевская, 1999].
Концептуализация милосердия в системе идиостиля А. С. Пушкина
Произведения А. С. Пушкина отличаются глубоким гуманизмом. В. Г. Белинский писал: «Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности лирической – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность» [Белинский, 1955, 120]. Все, о чем пишет поэт, будь то описание природы, размышление о дружбе и любви, выражение гражданской позиции, – подчинено общей теме гуманизма.
Как показал анализ, гуманистические идеи просветительства интерпретируются в политической и гражданской поэзии Пушкина. Еще в ранних стихах он говорит с одной стороны, о необходимости освобождения от «гнета власти роковой» («К Чаадаеву», 1818), но с другой стороны, об обязательности и необходимости соблюдения законов («Вольность», 1817), выражает надежду на то, что антигуманная система крепостничества будет отменена «по манию царя» («Деревня», 1819). После восстания декабристов поэт стремится поддержать поверженных друзей в ссылке, посылая им стихотворение «Во глубине сибирских руд…» (1827), в котором звучит надежда на милосердие царя, благодаря которому ссыльные декабристы смогут обрести свободу. В поздней лирике Пушкина все сильнее звучит тема христианского милосердия и гуманизма («Отцы-пустынники и жены непорочны…», 1836).
В конце 1820-х – начале 1830-х годов поэта постигает разочарование в милосердии царя и в произведениях появляются ноты пессимизма, однако Пушкин продолжает развивать в своем творчестве идеи гуманизма, утверждая, что без свободы человек не может остаться человеком. Так, в стихотворении «Анчар», в котором автор создает образ «древа смерти», изолированного в природе, и рисует владыку и раба, нарушающих природную гармонию, появляется мысль о порочности общественного устройства, где существует тирания и рабство: К нему и птица не летит, И тигр нейдет: лишь вихорь черный На древо смерти набежит — И мчится прочь, уже тлетворный… … И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки. Такие философские категории, как время, судьба, жизнь и смерть непосредственным образом связаны в произведениях Пушкина с темой поэзии и ее роли и значения в обществе. Эти мотивы появляются в ряде стихотворений, написанных в 1820–1830-х годах: «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «Эхо» и др. В стихотворении «Пророк» (1826) поэт говорит о взаимосвязи истинной поэзии и божественного начала, а, значит, ее цель предопределена богом и всегда гуманна: Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. В 1826 году А. С. Пушкин был возвращен Николаем I из ссылки. На вопрос «принял бы он участие в восстании 14 декабря, будучи в Петербурге», поэт ответил: «Непременно, государь, все друзья мои были в заговоре, и я не мог не участвовать в нем. Одно лишь отсутствие спасло меня, за что я и благодарю Бога!» [Пушкин в передаче Хомутовой, 1867, 1066]. В этой фразе, несомненно, видна двусмысленность: дело не только в спасении от царской немилости, очень важна позиция Пушкина как гуманиста. В знаменитых словах поэта о русском бунте: «Не приведи Бог видеть русский бунт - бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды, или не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка - копейка» воплощается мировидение писателя, который противится насилию в любых его проявлениях. Произведения Пушкина изучались и изучаются с различных точек зрения, идет активное осмысление его творчества в христианском аспекте, в который органически вписывается функционирование идеи милосердия как воплощения нравственных идеалов в человеческой жизни, что и является основой его миропонимания. Как отмечает Е. Г. Моисеева, «Пушкин показывает, что историческое время течет, общество и условия жизни изменяются, а основные проблемы человечества остаются неизменными: сочувствие, милосердие, ненависть, гордыня, самолюбие, честь, самоуважение, предательство...» [Моисеева, 2009, 6] Курсив наш - М. Н). Объектом внимания нашего исследования является художественная реализация идеи милосердия, которое разнообразно в творчестве А. С. Пушкина: структурная организация текстов; форма и содержание диалогов; частотность номинанта концепта и его однокоренных единиц и их функционирование; функционирование лексем, которые связаны опосредованно с номинантом поля. В Словаре языка А. С. Пушкина милосердие приводится без толкования, однако указанные цитаты из произведений различных жанров (поэма «Анджело», повесть «Капитанская дочка», лирика, письма и др.) свидетельствуют о значимости изучаемого понятия для писателя в разные периоды его творчества.
Исследователи единодушно признают «Капитанскую дочку» одним из лучших произведений А.С. Пушкина в прозе. В. Г. Белинский высоко оценивал повесть, называя ее «чудом совершенства» [Белинский, 1955]. Особый стиль повествования пушкинской прозы определяется как стиль реалистический. По словам А. З. Лежнева, «проза Пушкин объективна, воспроизводит мир как он есть, стараясь свести к минимуму искажение, которое вносится субъективностью восприятия» [Лежнев, 1966, 216]. Это свидетельствует о том, насколько сильно волновали писателя проблемы, вечные для всего человечества: проблемы чести, совести и милосердия. Автор показывает, что несмотря на то, что со временем меняются условия жизни и само общество, основные вопросы и ценности остаются неизменными.
Особая черта пушкинского метода заключается в особом построении основной сюжетной линии. Философский и нравственный смысл повести основан на сюжетно-композиционной организации текста, который раскрывается на протяжении всего произведения. Повесть «Капитанская дочка» является интересной в плане осмысления концепта милосердие. Е. Г. Моисеева называет «Капитанскую дочку» «повестью о милосердии», поскольку центральная сюжетная линия – история взаимоотношений Гринева и Пугачева есть, прежде всего, история милосердия [Моисеева, 2009, 7]. Взаимоотношения Гринева и Пугачева раскрываются всего за четыре встречи: в степи, когда Пугачев вывел Гринева к постоялому двору; в Белогорской крепости, где Пугачев пощадил Гринева; в Бердской слободе, когда Гринев просил освободить его невесту; наконец, короткий обмен взглядами, когда Пугачев всходил на эшафот.
Структурная реализация идеи милосердия взаимосвязана с другими компонентами художественного текста. Так, диалоги, которые ведут главные герои, отражают важность и близость им идеи милосердия. После первой встречи Гринев предлагает Пугачеву чай, а после и стакан вина. Однако мотив сочувствия, жалости на этом не обрывается. Наутро Гринев приказывает Савельичу отдать Пугачеву свой заячий тулуп, реализуя один из главных аспектов милосердия – помощь ближнему, жалость к нуждающемуся, благотворительность в исходном смысле. Пушкин пишет: «Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком». Пугачев благодарит Гринева: «Спасибо ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей!» Появляется мотив соотношения милосердия и добродетели как христианского свойства. Однокоренная с именем изучаемого концепта лексема милость в данной цитате реализует сразу 2 аспекта: милость как чувство и милость как дар, помощь. С одной стороны, Пугачев имеет в виду именно великодушное отношение, но, с другой, акцентирует внимание на благодеянии, подарке, который получает от Гринева и ответить на который считает себя обязанным.
Через все остальные встречи Гринева и Пугачева основной темой проходит именно тема милосердия. При занятии Белогорской крепости напряженный и драматический диалог главных героев характеризует Гринева, как человека чести и совести, поскольку он отказывается присоединиться к восставшим. Но Пугачев вспоминает оказанную однажды ему милость, при этом особую роль здесь играет Савельич, который и напоминает ему об этой милости. Пушкин подчеркивает верность Савельича своим господам, усложняя отношения «барин – слуга» отношениями «наставник – дитя». Савельич готов рисковать жизнью ради любви к воспитаннику: «Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика». Пугачев, узнав Гринева, тут же помиловал его, спас от смертной казни: «Я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу...». Здесь актуализируется еще одно из проявлений милосердия – помилование, спасение от смерти, появляется соотношение милосердие – помилование.