Введение к работе
Реферируемая диссертация посвящена выявлению особенностей идиости-ля В П Астафьева на основе анализа способов актуализации концептов, отражающих специфику авторской картины мира Диссертационная работа выполнена в русле лингвокультурологических и этнолингвистических исследований
Избранный подход к анализу идиостиля писателя объясняется тем, что художественная проза В П Астафьева в значительной мере ориентирована на народную аксиологию, эстетику и поэтику. Согласно одному из основных положений этнолингвистики, любые формы культуры — естественный язык, вербальное и невербальное искусство, обряды и мифы — это системы, структурированные и организованные единым «языком культуры» [Толстой, 1995] Поэтому выявление параметров идиостиля В П Астафьева осуществляется через феномен концепта, который выступает как «сложное ментальное образование, принадлежащее не только индивидуальному сознанию, но и . психоментальной сфере определенного этнокультурного сообщества» [Миллер, 2000, с 41-42]
Художественная проза В П Астафьева исследуется преимущественно с позиций литературоведения Идиостилю писателя в собственно лингвистическом аспекте посвящены работы М Ю Жуковой, Л. Г Самотик, И. Г Гуляковой, О Н. Емельяновой, М. П Чередниковой, М К. Милых, Л И. Донецких, Б 3. Тарланова, О И Блиновой, О В Фельде, И, А. Подюкова, И. В Ревенко, А А Осиновой, Л С Зинковской, А В Кипчатовой, Н. А. Бурмакинои, где подчеркивается «диалектоцентризм» и одновременно публицистичность астафьевской прозы, устанавливается высокая этносемиотич-ностъ астафьевского слова
Сложившееся в последние десятилетия направление лингвокультурологических и этнолингвистических исследований — семиотика культуры — вбирает в себя семиотику концептов (Ю С Степанов) В рамках семиотики концептов активно разрабатывается проблема феномена концепта, типологии концептов и способов их актуализации Предлагаются разнообразные методики выявления культурно значимой информации, особенно по лингвистическим данным (работы Ю С Степанова, Д. С. Лихачева, Ю. А Левицкого, Е С Кубряковой, В И. Карасика, С. Г. Воркачева, Г Г Слышкина, З Д Поповой, И А Стернина, Н. Д Арутюновой, Л А Грузберг, Н. Ф Алефиренко, С А Кошарной и др.) Не имеет однозначного научного решения и вопрос о соотношении индивидуального и общекультурного в концепте, актуализированном в художественном тексте
Таким образом, актуальность исследования определяется двумя основными причинами 1) фрагментарностью исследований идиостиля В. П Астафьева,
2) дискуссионностью вопроса о способах языковой и речевой актуализации концептов и разноплановостью методик выявления концептуальных смыслов в языке и тексте.
Объектом исследования являются способы и идиостилевые особенности актуализации концептов в текстах В П Астафьева
Предметом анализа являются лингвистические (преимущественно лексические) средства, формирующие ассоциативно-семантические поля, которые представляют собой совокупность актуализаторов концептов разных сфер ментального представления и реализуются в одном художественном контексте
Материалом исследования являются художественные тексты В П Астафьева, объединенные названием «Затеей» и общей философско-лирической тональностью
Целью исследования является описание фрагментов художественной картины мира В П. Астафьева на основе изучения способов актуализации концептов различной природы, выступающих как смысловые и стилистические доминанты художественного текста
Достижение данной цели осуществлялось посредством решения следующих задач 1) уточнить понятие концепта с учетом логико-философских, лингвофило-софских и лингвокультурологических работ, в которых разрабатываются проблемы концепта в целом и концепта, актуализированного в художественном тексте, в частности,
2) на основе положений теории лексико-семантического и ассоциативно-вербального полей, анализа теорий актуализации концептов, лингвостилистиче-ского анализа текста уточнить методику моделирования ассоциативно-семантического поля — научной абстракции, представляющей собой многомерную систему актуализаторов концепта;
3) выявить способы актуализации разнотипных художественных концептов в идиостиле В П Астафьева, определить инвариантное (релевантное для всего этнолингвокультурного сообщества) и вариантное (авторское) в концептах и способах их актуализации на идиоэтнокультурном фоне,
4) на основе анализа средств актуализации концептов охарактеризовать идиостиль В. П Астафьева, установить участие эстетически трансформированных средств языка в выражении картины мира писателя
Для решения поставленных целей и задач использовался комплекс методов исследования. При структурировании ассоциативно-семантических полей привлекался метод лингвистического конструирования языковых систем Выделение номинативных единиц проводилось на основе компонентного анализа как частного случая семантического анализа Анализ конкретных текстов осуществлялся методами лингвостилистического, контекстного и герменевтического анализа Особый характер семантики художественного слова — его широкознач-ность, ассоциативность, контекстная и текстовая обусловленность, а также его множественные связи с идиоэтническим культурным пространством— потребовал обращения к методу этимологического анализа, к методу семиотического сопоставления и ассоциативного сближения, а также к методам лингвистического и культурологического комментария Результаты исследования представлены посредством описательного метода.
Теоретическая значимость и новизна исследования заключается в инте-гративном, междисциплинарном подходе к исследуемой проблеме. С этой целью привлекаются данные не только лингвистических, но и логико-философских и лингвофилософских теорий концепта Практическая ценность работы заключается в возможности использования результатов исследования при разработке лекций, спецкурсов и спецсеминаров по проблемам стилистики, лингвопоэтики, лингвокультурологии, этнолингвистики, при создании словаря В П Астафьева, а также в практике перевода художественных текстов писателя
Основные положения, выносимые на защиту.
1 Концепты, реализованные в астафьевском тексте, — явления ментальные, отражающие ценностные ориентиры писателя Доступом к ним служат разнообразные лингвистические формы — номинативные и образные средства языка, авторская метафорика, прецедентные тексты, авторские текстовые построения, основанные на приемах развертывания и усложнения метафоры Средства актуализации концепта объединяются в специфические образования — ассоциативно-семантические поля
2 Авторская концептуализация заключается в такой реализации в художественном тексте слов и других языковых образований, которая эксплицирует этнокультурные и индивидуальные представления и идеи Задаваемые средствами концептуализации смыслы демонстрируют значительный семантический разброс — от заложенных в средствах общего языка характеристик времени, жизни, бытия в целом до индивидуальных представлений и идей (о сущности творчества, памяти, любви, одиночества и пр )
3 Авторские способы актуализации концепта не только эксплицируют этнокультурные и индивидуальные представления, но и становятся ведущим стилистическим приемом Таким приемом В Астафьева в «Затесях» можно считать антропокосмическую метафору Отмечается авторское своеобразие метафорики — активное включение ее в метафорические ряды, метафорические комплексы и ориентация на традиционные символы Выявляется повышенная роль символизации номинативных средств языка для выражения идеи воды и высокая частотность собственно темпоральной лексики в метафорическом авторском применении для представления идей времени
4 Поскольку рассмотренные в исследовании концепты [время] и [вода] актуализируются преимущественно концептуально-метафорическим и символическим способом, идиостиль В П Астафьева может быть охарактеризован как сложный, имеющий концептуально-метафорический и этносимволический характер
5 Экспликация культурных коннотаций общерусского и народного слова, приемы авторской метафоризации, обращение автора к «чужому слову» и текстам традиционной культуры свидетельствуют о тесной связи картины мира В П Астафьева с русской языковой, фольклорной, мифологической, национально-художественной картинами мира
Апробация работы. Результаты исследования были представлены в виде докладов и сообщений на Международной научной конференции «Феномен В П Астафьева в общественно-культурной и литературной жизни конца XX века» (Красноярск, 2004), на Международной научно-практической конференции «Современная русская литература проблемы изучения и преподавания» (Пермь, 2003, 2005), на Международной научной конференции «Этнокультурные кокстанты в русской языковой картине мира генезис и функционирование» (Белгород, 2005), на Первых, Вторых и Третьих астафьевских чтениях (Пермь, 2002, 2003, 2005) Основные положения диссертации обсуждались на кафедре общего языкознания Пермского государственного педагогического университета, на заседании Школы социопсихолингвистики при кафедре общего и славянского языкознания Пермского государственного университета (2007), получили отражение в 10 публикациях
Структура работы. Диссертационная работа состоит из Введения, 3 глав, Заключения, Библиографического списка и Списка словарей