Введение к работе
Одним из центральных объектов внимания когнитивной лингвистики является человеческое сознание и проблема получения данных о толковании мира говорящим – и о самом говорящем – через язык. В связи с этим особые методологические перспективы, способствующие расширению представления о способах реализации авторского сознания в художественном и, в частности, поэтическом тексте (Л.О. Бутакова, Е.И. Диброва), получило изучение идиостиля. В настоящее время оно может быть охарактеризовано стремлением к эффективному совмещению когнитивного, коммуникативного, стилистического, психолингвистического и некоторых других аспектов (И.А. Тарасова).
Исходя из того, что воплощенный в художественном тексте вариант организации мира «центрируется» некоторым набором словесных знаков, которые, в свою очередь, составляют основу представления о многомерном воплощении авторского «Я» и дают возможность хотя бы приблизительной реконструкции ментального мира (Н.К. Рябцева, С.Г. Воркачев), непротиворечивым будет сделать заключение об особой значимости разностороннего лингвопоэтического анализа класса ментальных глаголов (глаголов интеллектуальной деятельности).
Актуальность данного исследования обусловливается тем, что оно позволяет внести существенный вклад как в общую теорию поэтики с ее вниманием к нестандартным семантическим отношениям (О.Е. Беспалова, М.Б. Борисова, В.А. Маслова и др.), так и в формирование новых комплексных методов исследования художественного текста, направленных, в том числе, на прояснение «характера соотношения лексических составов общего и поэтического языка» (Л.Л. Шестакова). Предлагаемый в диссертации подход связан также с антропологизмом современной научной лингвистической парадигмы, в рамках которой функционирование лексики ментальной сферы является одной из ключевых исследовательских проблем (В.З. Демьянков, И.Б. Шатуновский).
На этом фоне самостоятельный характер приобретает изучение особенностей идиостиля и различных типов экспликации смыслового поля автора, в связи с чем единичность обращений к наследию одного из самых сложных поэтов XX века в когнитивном и лингвостилистическом аспекте (В. Полухина, Ю. Пярли, Д. Ахапкин, З.Ю. Петрова, О.В. Орлова, И.Е. Цегельник) делает описание специфики функционирования глаголов интеллектуальной деятельности в творчестве Бродского особенно актуальным. Кроме того, применительно к поэзии, являющей собой уникальное единство мыслительной, духовной и вербальной видов деятельности, до настоящего времени данное описание в установленном объеме не осуществлялось.
Вышесказанное позволяет сделать заключение о тесной связи анализа глаголов с развитием современной теории идиостиля, понимаемого нами, вслед за И.А. Тарасовой, как «система средств выражения, которая соотносит внутренний мир поэта <…> с художественным миром текста, творимым поэтическим языком» (Тарасова 2004).
Направляющими при определении состава и численности класса, а также при выборе толкований для каждой его единицы служат данные Малого Академического Словаря (МАС), словаря-справочника «Лексико-семантические группы русских глаголов» (ЛСГРГ), «Нового объяснительного словаря синонимов русского языка» (НОССРЯ-1, НОССРЯ-2) и, в первую очередь, «Толкового идеографического словаря русских глаголов» (ТСРГ).
Объектом исследования является функционирование класса глаголов интеллектуальной деятельности во всех поэтических русскоязычных текстах И. Бродского, предметом исследования – лингвостилистические особенности представителей данного класса.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей словесно-художественного воплощения глаголов интеллектуальной деятельности в творчестве Бродского и установлении способов реализации данной концептуальной области смыслов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-
Используя метод сплошной выборки, систематизировать контексты лексической презентации членов класса глаголов интеллектуальной деятельности в поэтических текстах.
-
Методом компонентного и контекстуального анализа установить у глаголов как у сложных семантических знаков проявления реализации семантических признаков.
-
Выявить сходства и различия общеязыковых данных с данными о функционировании глаголов в конкретных поэтических текстах.
-
Определить семантические и художественные особенности функционирования глаголов интеллектуальной деятельности в поэзии И. Бродского.
Материалом исследования является русскоязычная лирика И. Бродского (более 570 произведений разных жанров). Проанализировано около 1700 значимых контекстов.
Методы исследования. Цель и задачи работы обусловили комплексную методику анализа материала, включающую статистический, семантико-стилистический, компонентный, контекстологический и когнитивный анализ.
Научная новизна исследования определяется его тесной связью с лингвистическими направлениями изучения художественного текста и заключается в следующем:
-
Впервые дано теоретическое и практическое обоснование целесообразности методики комплексного анализа класса глаголов интеллектуальной деятельности в поэтических текстах.
-
Подробно рассмотрено языковое воплощение указанных глаголов в творчестве Бродского и дано их семантико-стилистическое описание.
-
На уровне лексической реализации и в семантическом аспекте установлена взаимосвязь различных групп глаголов интеллектуальной деятельности.
-
Намечены перспективы для более обширного концептуального описания поэтических текстов. В частности, созданы необходимые предпосылки для детального анализа глагольной лексики с точки зрения реализации образных моделей.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что проведенное исследование уточняет некоторые аспекты организации сложного поэтического текста и способствует развитию антропоцентричного понятийного аппарата; доказывает значимость комплексного анализа класса глаголов интеллектуальной деятельности для разработки теории идиостиля; систематизирует основные формальные и содержательные особенности соответствующего континуума; определяет взаимосвязи и различия между общеязыковым и индивидуально-авторским на уровне минимального комбинирования смыслов. Класс глаголов интеллектуальной деятельности понимается как моделируемое языковыми средствами когнитивное единство различных сторон художественного текста в их поверхностном и глубинном аспектах.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования фактического материала и результатов анализа в курсе истории русского литературного языка, лексикологии, семантики, спецкурсов по лингвистическому анализу художественного текста и идиостилю И. Бродского, в спецкурсе по авторской лексикографии.
Апробация. Основные положения диссертации обсуждались на XXXIV и XXXV Международных филологических конференциях в СПбГУ (Петербург, 2005, 2006), на Международной филологической конференции в ПИ СГУ (Саратов, 2006), на Международной конференции молодых филологов (Таллин, 2006), на филологических конференциях молодых ученых в СГУ (Саратов, 2005, 2006).
Результаты работы обсуждались на заседаниях кафедры теории, истории языка и прикладной лингвистики Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.
Основное содержание исследования отражено в десяти публикациях, в том числе в издании, включенном в список изданий, рекомендованных ВАК.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Анализ класса глаголов интеллектуальной деятельности способствует более глубокому осмыслению взаимосвязи структурных и смысловых примет индивидуальной творческой манеры, так как подразумевает расширение центрального, лексического, аспекта исследования в направлении учета разнообразных языковых и ключевых идейно-эстетических особенностей текста в их совокупности.
2. Глаголы интеллектуальной деятельности обладают особой значимостью для словесного творчества И. Бродского. В текстах поэта обнаруживает себя исключительное разнообразие указанного типа лексики. При этом явственно прослеживается и, таким образом, подтверждается общеязыковая закономерность: базовые глаголы в большинстве своем высокочастотны и формируют ядерный пласт, дифференцирующие находятся на периферии словоупотребления.
3. Представительный и чрезвычайно разработанный класс глаголов интеллектуальной деятельности в творчестве И. Бродского составляет одну из характерных черт идиостиля автора. Лингвопоэтическая специфика его произведений заключается в «когнитивной насыщенности» текстов и выражается в консолидации близких и / или противопоставленных единиц класса в пределах ближайшего словесного окружения; в зависимости методичности актуализации определенного набора семантических признаков – основных и / или потенциальных – от характера глагольной ситуации; в закрепленности за рядом глаголов индивидуально-авторского ассоциативно-образного фона; в активной тенденции к внутритекстовой интерпретации отдельных представителей класса.
4. Языковое поведение глаголов интеллектуальной деятельности в поэтических текстах И. Бродского обусловливается целенаправленным углублением во внутренние механизмы языка и использованием именно «нормативных», устойчивых, тривиальных его элементов при сохранении индивидуально-авторского своеобразия.
Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, включающих соответственно два и десять параграфов, заключения, списка источников и использованной литературы, содержащей 244 работы, словарей и принятых сокращений.