Введение к работе
Фольклор любой нации - явление вечное, без которого невозможно представить существование народа. Именно через устное народное поэтическое творчество познается национальная культура, выявляются особенности менталитета. В широком понимании фольклор представляет собой «народную духовную культуру в различном объеме ее видов» , подразделяясь на музыкальное, изобразительное, танцевальное, словесное искусство, становясь объектом исследования искусствоведов, хореографов, музыкантов и т.д. В узком толковании «фольклор» - «устное поэтическое творчество народа», «искусство слова» - является объектом исследования фольклористов В. П. Аникина, А. Н. Афанасьева, П. Г. Богатырева, В. М. Гацака, В. И. Ереминой, Т. В. Зуевой, И. Е. Карапухина, Б. П. Кирдан, Е. А. Костюхина, Н. И. Кравцова, Ю. Г. Круглова, С. Г. Лазутина,
A. М. Новиковой, В. Я. Проппа, Ю. М. Соколова, В. К. Соколовой,
B. П. Федоровой и других. К устному народному творчеству обращаются и
языковеды. Лингвистический аспект изучения фольклора рассматривается в
работах Ф. И. Буслаева, М. А. Бобуновой, О. И. Богословской,
А. Н. Веселовского, А. В. Десницкой, А. П. Евгеньевой,
Е. М. Мелетинского, В. М. Мокиенко, С. Ю. Неклюдова, А. А. Потебни,
Л. И. Ройзензона, А. Т. Хроленко и других.
Став объектом пристального изучения еще в XIX веке, фольклор получил различные наименования: «народная поэзия», «народно-поэтическое творчество» и т.д. Составляющие терминов «поэзия» и «поэтический» применялись ко всем существующим в фольклоре жанрам как стихотворным, так и прозаическим, характеризуя фольклорные произведения в целом. Такое понимание термина «устное народное поэтическое творчество» свойственно и для сегодняшнего времени.
Историческая основа фольклора, его направленность на сакральность действий, отраженных в речи, связь с обычаями и обрядами привели к выделению двух больших жанровых групп - обрядовой и необрядовой поэзии. К обрядовой поэзии относят народное творчество, в основе которого лежит обряд (свадебный, родильный, похоронный, календарный). Необрядовая поэзия не связана с обрядами и включает в себя эпические прозаические жанры (сказки, притчи), эпические стихотворные жанры (былины, баллады, исторические песни), лирические стихотворные жанры (любовные песни, частушки и др.) и т.д.
Следовательно, говоря о поэзии в фольклоре, подразумевают весь спектр жанрового многообразия произведений народного творчества, поэтому применительно к стихотворно-музыкальным жанрам (балладам,
1 Зуева, Т. В. Русский фольклор : учеб. [Текст] / Т. В. Зуева, Б. П. Кирдан. - М. : Флинта : Наука, 2003. -С. 389.
лирическим, историческим песням, частушкам и т.д.) используют определение «песенные», взятое за основу в нашей работе. Таким образом, под песенным фольклором мы понимаем словесно-музыкальное народное творчество обрядовой и необрядовой поэзии.
В Курганской области песенный фольклор популярен и широко представлен в устном бытовании многообразными жанрами: балладами, историческими песнями, любовной и семейной лирикой, хороводными, плясовыми, игровыми, поцелуйными песнями, а также песнями обрядовой поэзии: причитаниями, величаниями, похоронными плачами и др., но публикации сборников народных песен сравнительно немногочисленны, среди них можно отметить сборники, составленные В. П. Федоровой «Ивушка-ракитовый кусток», «Любит, не любит: Частушки Зауралья», «Свадьба на Ирюме», В. Н. Бекетовой и В. П. Тимофеевым «Пойте, девушки, припевушки», «Розан, мой розан: Свадебный обряд и свадебная поэзия Шадринского края», Г. Ивановым-Балиным «Русские народные песни Зауралья». Из опубликованных произведений песенного народного творчества большую часть занимают песни свадебного обряда и частушки, меньшим количеством текстов представлены лирические песни, похоронный и календарный обряды.
В Курганской области активно идет сбор фольклорного материала, однако научные исследования по фольклору малочисленны. Из крупнейших работ по фольклору как явлению литературоведения следует отметить книгу В. П. Федоровой «Свадьба в системе календарных и семейных обычаев старообрядцев Южного Зауралья», в целом же исследование фольклорных текстов представлено публикациями в сборниках статей, газетных изданиях. Лингвистический аспект изучения устного народного творчества в Курганской области, несмотря на возросший интерес к исследованию языка фольклора в современной науке (О. И. Богословская, М. А. Бобунова, А. В. Десницкая, А. П. Евгеньева, А. Т. Хроленко и другие), не рассматривался, что свидетельствует об актуальности разработки теории языка фольклорных произведений Курганской области для получения более точных сведений о языке устного народного творчества в целом как специфической форме общенародного языка.
Настоящая диссертационная работа посвящена исследованию
структурно-семантических свойств фразеологических единиц,
встречающихся в текстах песенного фольклора Курганской области, и особенностей отражения языковой картины мира в обрядовой и необрядовой поэзии средствами фразеологии.
Изучение фразеологии в фольклорном тексте актуально, поскольку позволяет выявить специфику не только собственно фольклорных фразеологических единиц, но и встречающихся в тексте и являющихся результатом тесной связи речи произведения устного народного творчества с живой разговорной речью - диалектных фразеологизмов, а также в достаточном количестве проникших в фольклорный текст
литературных фразеологизмов, дополняя и уточняя существующие сведения о фразеологических единицах в современном русском языке.
В современной науке о языковой стороне фольклорного произведения - лингвофольклористике - отсутствует системное исследование лексики и фразеологии народной песни с точки зрения состава, частотности, семантики и тематической принадлежности.
Актуальность настоящего исследования обусловлена отсутствием в современной отечественной лингвистике суммарных знаний о фразеологии фольклора, невыявленностью корпуса фразеологических единиц, встречающихся в текстах песенного фольклора Курганской области, неизученностью их структурных и семантических свойств.
С учетом специфики языка фольклора, опорой на его тесную связь с народной и литературной речью, а также с исследованием языка устных народных произведений как формы общенародного языка, фразеология фольклора может быть рассмотрена в рамках фразеологии современного русского языка с применением к ней существующих в науке классификаций и на основе значительного количества работ по различным аспектам фразеологии.
Проблемы семантической структуры, семантические свойства фразеологических единиц освещены в трудах Н. Ф. Алефиренко, В. Л. Архангельского, А. М. Бабкина, В. В. Виноградова, Л. П. Гашевой, Ю. А. Гвоздарева, Н. С. Дмитриевой, В. П. Жукова, Ю. В. Казаковой, И. Г. Казачук, В. А. Лебединской, А. М. Мелеровича, В. М. Мокиенко, Л. Ю. Нестеровой, Н. А. Павловой, Т. Е. Помыкаловой, Р. Н. Попова, Е. Р. Ратушной, Н. Б. Усачевой, А. М. Чепасовой, Г. А. Шигановой и другие.
Вслед за А. М. Чепасовой, под фразеологизмом мы понимаем раздельнооформленную номинативную единицу языка, которая выражает единое целостное понятие и соотносится со словом семантически и грамматически.
Объект настоящего исследования - поэтическая фразеология песенного фольклора Курганской области.
Предмет исследования - структурно-семантические свойства фразеологических единиц, представленных в песенном фольклоре Курганской области, их роль в формировании языковой картины мира.
Материалом исследования послужила оригинальная картотека, насчитывающая 1097 фразеологизмов в 2845 употреблениях. Картотека составлена методом сплошной выборки из изданных печатных источников обрядового и необрядового фольклора, бытовавшего и бытующего на территории Курганской области: «Пойте, девушки, припевушки» / сост. В. Н. Бекетова, В. П. Тимофеев, 1995; «Ехал Сенька по воду» / сост. В. Н. Бекетова, В. П. Тимофеев, 1996; «Ивушка-ракитовый кусток» / сост. В. П. Федорова, 1983; «У кота баюна» / сост. В. П. Федорова, 1992; «Русская свадьба сибиряков среднего Притоболья (Курганская область)» / сост. М. Г. Екимов, 2002; Г. Иванов-Балин «Русские народные песни Зауралья»,
1998; Л. П. Осинцев «Заиграл полубаян...», 2003; «Народные праздники Зауралья» / сост. Л. А. Саверский, 2005; В. П. Бирюков «Урал в его живом слове»; из рукописных данных фольклорных экспедиций Центра русской народной культуры «Лад», студентов филологического факультета Шадринского государственного педагогического института, архивных фондов В. П. Тимофеева и Л. П. Осинцева.
Методологической основой работы послужили принципы научно-исследовательского подхода, в соответствии с которыми рассматриваются структурные и семантические свойства исследуемых фразеологизмов и их роль в отражении языковой картины мира.
Теоретической основой диссертации стали идеи, представленные в работах ученых: Н. Ф. Алефиренко, В. П. Аникина, Е. Б. Артеменко, Н. Д. Арутюновой, В. Л. Архангельского, М. А. Бобуновой, О. И. Богословской, В. В. Виноградова, А. В. Десницкой, А. П. Евгеньевой, А. А. Зализняк, Т. В. Зуевой, С. Ю. Игошкиной, Н. И. Кравцова, М. А. Кронгауза, Ю. Г. Круглова, А. М. Мелеровича, С. Ю. Неклюдова, Е. С. Никитиной, В. Я. Проппа, 3. К. Тарланова, А. Т. Хроленко, Н. Ю. Шведовой и других.
Методология исследования. Основным исследовательским методом в диссертационном исследовании является описательный, включающий в себя анализ и классифицирование фразеологического материала, а также синтез полученных в ходе исследования результатов. Применению этого метода предшествовало наблюдение и сбор конкретного фразеологического материала.
Кроме этого метода были использованы специальные научные методы и приемы:
- сопоставительный (при дифференциации изучаемого объекта и
сходных с ним явлений);
дистрибутивный_(при изучении окружения единиц в тексте);
количественно-симптоматический (при обнаружении количественной представленности структурных моделей компонентного состава, семантических групп и подгрупп фразеологических единиц);
квантитативный (при исследовании структурных и семантических свойств фразеологизмов с использованием количественной системы подсчетов и статических измерений);
метод семантической идентификации (при толковании значений фразеологических единиц).
Цель данного диссертационного исследования - выявить и описать структурные и семантические свойства фразеологических единиц песенного фольклора Курганской области, а также определить их роль в создании языковой картины мира.
К достижению названной цели ведет решение следующих задач: 1) выявить корпус фразеологизмов в текстах песенного фольклора Курганской области;
2) описать модели синтаксической организации фразеологических
единиц песенного фольклора Курганской области;
3) определить и описать особенности проявления вариантных
отношений в изучаемых фразеологизмах;
4) классифицировать выявленные фразеологизмы на основе
категориальных, субкатегориальных, групповых, подгрупповых и
индивидуальных сем и описать их семантику;
5) выявить роль фразеологических единиц в формировании языковой
картины мира в обрядовой и необрядовой поэзии Курганской области.
Научная новизна диссертации состоит в следующем:
впервые специальному научному исследованию подвергаются фразеологизмы, встречающиеся в песнях устного народного творчества, бытующих на территории Курганской области;
уточняется понятие «фразеология фольклора»;
структурному анализу подвергаются до настоящего времени не изученные фразеологические единицы;
дается описание семантических классов исследуемых фразеологических единиц; устанавливаются семантические субкатегории, группы и подгруппы процессуальных, предметных, качественно-обстоятельственных, призначных и модальных фразеологизмов;
выявляются и описываются лингвокультурологические особенности фразеологии обрядового и необрядового песенного фольклора;
вводятся в научный оборот 324 единицы, функционирующие в фольклоре Курганской области.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что конкретизируется специфика языка фольклора и в частности фразеологии фольклора, уточняются границы понятия «фразеология фольклора», выявляются особенности структуры исследуемых единиц, подвергаются семантической классификации фразеологизмы; уточняется представление о структурно-семантической организации фразеологизмов и лингвокультурологических особенностях фразеологических единиц.
Практическая значимость диссертации. Результаты, материалы и
выводы работы могут быть использованы в системных исследованиях по
фразеологии и в частности по проблемам фольклорной фразеологии и
диалектной фразеологии, в лекционных и практических курсах
«Фразеология», «Фольклористика», «Лингвофольклористика»,
«Диалектология», «Лексикология», «Лингвокультурология», при написании курсовых и дипломных работ, при изучении современного русского языка в вузе и в школе, при чтении спецкурсов и спецсеминаров по фразеологии и фольклористике. Фразеологический материал (1097 фразеологических единиц в 2845 употреблениях) может быть использован при создании словарей различных типов и свода фразеологических единиц русского языка.
О результатах работы докладывалось на научных конференциях по итогам научно-исследовательских работ аспирантов и соискателей ЧГПУ
(Челябинск, 2007, 2008); на Международной научной конференции «Фразеологические чтения: памяти профессора В. А. Лебединской» (Курган, 2008); на Межрегиональной научно-практической конференции по проблемам филологии и культурологии «Шадринские чтения» (Шадринск, 2008), на Всероссийских научных и научно-практических конференциях (Пермь, 2007, Ульяновск, 2008).
В ходе исследования были сформулированы следующие научные положения, выносимые на защиту:
В языке фольклора, представляющем собой особую форму общенародного языка, в процессе исторического развития оформилась поэтическая фразеология, включающая в качестве основы собственно фольклорную фразеологию, ограниченную рамками произведений устного народного творчества, и фразеологию других языковых сфер: диалектную, разговорную, литературную.
Среди фразеологических единиц пяти рассматриваемых семантико-грамматических классов песенного фольклора Курганской области широко представлены единицы с двухкомпонентным составом, что соответствует закономерностям строения фразеологических единиц русского языка. Синтаксические модели каждого класса разнообразны и специфичны. Продуктивными у изменяемых фразеологизмов являются модели словосочетания, у неизменяемых - модели аналога сочетания слов.
Варьирование, свойственное всем единицам языка, присуще и фразеологическому фонду языка фольклора. Фразеологическое варьирование встречается у 18,9 % исследованных единиц, что обусловлено самой природой народнопоэтического творчества. Продуктивным является комбинированное, морфемное, синтаксическое и морфологическое варьирование.
Семантические свойства фразеологических единиц связаны с характером народной лирики, ее тематическими и жанровыми особенностями, а также с антропоцентрической направленностью языка. В песенном фольклоре продуктивны фразеологизмы процессуального и предметного классов. Внутри субкатегорий особой частотностью отличаются группы психического состояния, физической деятельности человека и характеристики лица.
В песенном обрядовом и необрядовом фольклоре средствами фразеологии отражены древние мифические и религиозно-магические представления народа. Фразеология обрядового фольклора отражает традиционную символику и образность мышления, являясь следствием забвения первоначального смысла совершаемых обрядовых действий. Фразеология необрядовой песни ориентирована на выражение психического состояния лица, идеализации исторического прошлого.
Объем и структура диссертации: работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка, насчитывающего
253 наименования, двух приложений. Основной текст диссертационного исследования изложен на 186 страницах.