Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Антропоморфная метафора в языке поэзии Ф.И. Тютчева : когнитивный аспект Горяинова, Надежда Витальевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Горяинова, Надежда Витальевна. Антропоморфная метафора в языке поэзии Ф.И. Тютчева : когнитивный аспект : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Горяинова Надежда Витальевна; [Место защиты: Орлов. гос. ун-т].- Брянск, 2013.- 242 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-10/552

Введение к работе

Реферируемая диссертация посвящена описанию антропоморфной метафоры в поэтических текстах Ф.И. Тютчева.

Явление метафоры интересует исследователей многие десятилетия, при этом в центре внимания оказывается и номинативная ее природа, и ее эстетический потенциал. Множество работ посвящено каждому из аспектов метафорологии, однако единого подхода к пониманию сути метафоры пока не существует в силу неоднозначности данного явления, а также множества направлений, избранных для его изучения. Метафора в настоящее время находится в сфере интересов лингвистов, литературоведов, когнитологов, нейропсихологов и других ученых. Сегодня описание русской метафорической картины мира происходит на уровне воссоздания и теоретического осмысления отдельных элементов с точки зрения идиостиля.

Проблема исследования метафоры поэтической также не нова, все чаще исследователи обращаются к отдельным языковым личностям, поэтому вопрос о функционировании метафоры в их идиолекте звучит всякий раз по-новому. В современной лингвистике существует несколько приоритетных направлений в анализе метафорического образа: когнитивное, лингвокультурологическое, концептуальное и т.д. Избранный нами когнитивный метод ориентирует исследование на изучение сознания носителя языка. В настоящее время большинство научных работ когнитивного плана посвящено анализу языковой личности политических деятелей, описанию именно политических метафор. Это исследования Э.В. Будаева, Ю.Н. Караулова, Е.С. Храбровой, А.П. Чудинова и др. Работ, посвященных исследованию поэтической метафоры в рамках когнитивной школы, немного. В этом отношении интересны исследования И.В. Толочина, Н.С. Трифоновой, Е.Б. Рябых, Т.И. Чубаевой и др. В наши дни объектом анализа функционирования метафоры становятся поэтические тексты разных эпох: от Возрождения до современности. Подобные исследования можно встретить в работах С.А. Ахмадеевой, А.В. Барыкина, Э.Ф. Володарской, Е.П. Кисловой, Е.Н. Рядчиковой, Н.А. Тураниной и многих других лингвистов.

Изучение метафоры на стыке наук привело к появлению новых знаний, технологий, методов в самых разных областях исследовательских устремлений. Последние теории связаны с объединением научных интересов и усилий нейрофизиологов, лингвистов и даже физиков (например, нейронная теория Дж. Лакоффа и Дж. Фельдмана).

В диссертации антропоморфная метафора рассматривается в когнитивном аспекте: как единица словаря языковой личности, выполняющая познавательную и эмоционально-оценочную функции. Определение антропоморфная мы используем по отношению к таким метафорам, которые в качестве одного из прототипов (сферы источника или сферы цели) выражают область понятий, связанных с осмыслением человеческой сущности.

Выбор для исследования поэтического языка Ф.И. Тютчева для нас не случаен. Ф.И. Тютчев представляет собой великолепный пример слияния двух типов языковых личностей: поэтической и политической. И хотя политическая личность Ф.И. Тютчева в его лирике отражена не так ярко, как поэтическая (Тютчев-политик проявляет себя в основном в письмах и публицистике), тем не менее в поэтическом контексте невозможно полностью исключить ее влияние. На эту особенность указывали многие исследователи: М.Ю. Лотман, Ю.Н. Тынянов, Б.М. Козырев и др. И, несмотря на то, что в последние годы появилось множество работ различного характера о языке поэзии Ф.И. Тютчева (А.Л. Голованевского, Н.В. Атамановой, Н.А. Гуриненко, И.О. Клюевой, М.В. Маршиной, Д.Д. Седовой, Е.С. Скляр, Ю.Д. Тильман и др.), специальное исследование поэтической когнитивной метафоры в ее системном виде остается вне поля зрения тютчеведов. Когнитивный аспект поэтической метафоры Ф.И. Тютчева пока не нашел всестороннего отражения в лингвистических трудах.

Многие исследователи поэзии Ф.И. Тютчева (как лингвисты, так и литературоведы) обращают внимание на обилие антиномий в творческом наследии поэта: природа – человек, ночь – день, речь – молчание и др. Существует ли единое начало у этих противоречий или в поэтическом мире Ф.И. Тютчева у них нет четких границ взаимоотрицания? Ответ на этот вопрос напрямую связан с изучением метафоры, поскольку она обладает свойством примирять несоотносимые понятия, находить сходства и объединять объекты, принадлежащие к разным таксономическим классам. На это качество метафоры указывает Н.Д. Арутюнова, которая считает, что классическая метафора – это вторжение синтеза в зону анализа, представления (образа) в зону понятия, воображения в зону интеллекта, единичного в царство общего, индивидуальности в «страну» классов.

Актуальность работы определяется современными направлениями лингвистических исследований русской языковой картины мира, в которой важную роль играет метафора. Специфика тютчевской поэзии как продукта мыслительной деятельности представляется наиболее отчетливо в результате выявления и комплексного анализа базовых концептуальных метафор в его поэтическом языке. Такой анализ позволит четче обозначить когнитивный уровень структуры поэтической языковой личности Ф.И. Тютчева, что сыграет важную роль в описании идиостиля поэта. Глубина метафорической образности поэзии Ф.И. Тютчева в первую очередь определяет реализацию его философских и мифопоэтических взглядов на взаимоотношения природы и человека.

Гипотеза исследования. Своеобразие языка Ф.И. Тютчева заключается в разрушении привычных форм поэтического выражения, создании нового текста, способного объединить отвлеченные представления, тончайшие душевные движения, глубины человеческого мировосприятия в их изменчивости. Все это потребовало от поэта выработки новых подходов к использованию как традиционного, так и оригинального лексического материала и средств его выражения, среди которых немаловажное значение имеет антропоморфная метафора.

Объект исследования – оригинальная и переводная поэзия Ф.И. Тютчева, в которой метафорические единицы выполняют важнейшие смыслообразующие и стилистические функции, определяющие целостность его поэтического текста.

Предметом исследования являются поэтические контексты, языковые единицы которых обладают антропоморфной метафорической семантикой, а также их когнитивный потенциал.

Материалом для исследования стали оригинальные и переводные поэтические тексты Ф.И. Тютчева. Нами проанализировано 385 стихотворений Ф.И. Тютчева, включенных в первые два тома «Полного собрания сочинений и писем в 6-ти томах» (2003). Для анализа были отобраны двух- и многокомпонентные метафорические единицы с номинативным, предикативным, генитивным, атрибутивным типами синтагмы. Выборка осуществлялась как вручную, так и посредством использования Национального корпуса русского языка [ruscorpora.ru].

Цель работы – детальное исследование поэтического текста Ф.И. Тютчева, результатом которого должно стать выявление и характеристика основных типов антропоморфной метафоры.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

  1. Изучение истории понимания и функционирования метафоры в русском и зарубежном языкознании.

  2. Обзор лингвистической и литературоведческой тютчевианы. Выявление роли научных концепций в создании антропоцентрической парадигмы.

  3. Исследование механизмов образования когнитивной метафоры в поэтических текстах Ф.И. Тютчева.

  4. Анализ общих и дифференциальных признаков метафор, соотносимых с разными классами объектов.

  5. Определение функции метафоры в поэтическом контексте.

  6. Осмысление системы значений антропоморфных метафор в языке поэзии Ф.И. Тютчева и их классификация.

  7. Лексико-семантический анализ основных групп антропоморфных метафор в тютчевских текстах.

Теоретической базой диссертации стали фундаментальные исследования по когнитивной семантике таких ученых, как М.В. Никитин, В.А. Маслова, Е.С. Кубрякова, А.Н. Баранов, Н.Д. Арутюнова, О.И. Глазунова, Г.Н. Скляревская, В.П. Москвин, Дж. Лакофф и М. Джонсон, Ж. Фоконье, М. Тернер. Также мы опирались на мнение авторов научных и критических работ, посвященных творчеству Ф.И. Тютчева: В.С. Соловьева, М.Ю. Лотмана, Ю.Н. Тынянова, Б.М. Козырева, Л.А. Озерова, В.В. Кожинова, В.С. Баевского, Н.Я. Берковского, Л.В. Пумпянского, А.Д. Григорьевой, А.Л. Голованевского и др. При исследовании использовался ряд словарей: «Словарь русского языка: В 4-х т.» под редакцией А.П. Евгеньевой (МАС), «Поэтический словарь Ф.И. Тютчева» А.Л. Голованевского, «Словарь церковно-славянского и русского языка 1847 года», «Словарь языка Пушкина: В 4-х томах» (ответственный редактор – В.В. Виноградов), «Русский семантический словарь» под редакцией Н.Ю. Шведовой, «Тематический словарь русского языка» под редакцией В.В. Морковкина и ряд других.

В работе применялись следующие методы исследования: контекстно-вариативное членение текста, типологический, компонентный, сравнительно-сопоставительный, частотный, а также использовались методики статистической обработки данных, лексикографического и контекстуального анализа.

Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней впервые представлена целостная система поэтических антропоморфных метафор Ф.И. Тютчева, части которой у предшественников, как правило, описывались на уровне отдельных концептов, семантических групп и лексико-семантических полей. При рассмотрении метафорических единиц акцент делается на выявлении их когнитивных свойств: изучается моделирующая функция метафоры. В работе исследован процесс создания гиперметафор, который непосредственно обусловлен методом цикличности поэзии Ф.И. Тютчева.

Таким образом, если тютчевская метафора во многом порождается ближайшим контекстом, то гиперметафора есть следствие возвращения Ф.И. Тютчева к уже использованным им прежде старым темам в тематически родственном цикле.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке семантической классификации поэтической метафоры в контексте творчества Ф.И. Тютчева, которую можно применять при изучении языковой личности поэта. В настоящей работе раскрываются общие закономерности формирования метафорического образа в тютчевском поэтическом тексте, выделяются крупные семантические блоки в метафорическом корпусе поэзии Ф.И. Тютчева, систематизируются и уточняются механизмы постижения мира поэтом.

Практическая значимость заключается в том, что результаты данной диссертации могут быть успешно применены при разработке курсов по изучению лингвистики текста в высшей школе и общеобразовательных учебных заведениях, а также при создании пособий по языку поэзии XIX-XX веков, работ сопоставительного характера, освещающих влияние Ф.И. Тютчева на русскую поэзию.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. В поэтическом языке Ф.И. Тютчева представлены такие структурно-семантические типы метафор: метафора-слово, метафора-словосочетание, метафора-предложение, метафора-стихотворение. Экспрессивность поэтической метафоры Ф.И. Тютчева создается не только и не столько за счет двуплановости, сколько благодаря диффузности, полифонии смыслов, а также явления гиперметафоризации.

  2. Корпус антропоморфных метафор в поэзии Ф.И. Тютчева являет собой в равной мере мир когниций человека и природы. При метафорическом переносе в качестве сферы цели выступают объекты природного происхождения (в большинстве случаев), вещественный мир и абстрактные понятия (чувства, время, общественные явления и т.д.) Соответственно определяются две метафорические когнитивные модели: «Природа – это человек» (более узкая) и «Мир – это человек» (более широкая, включающая в себя первую). Оппозиция и синтез «природа – человек» прослеживаются почти на всех семантических уровнях.

  3. Анализ антропоморфных метафор дает основание для характеристики тютчевского восприятия природы в двух ипостасях: это всеобщая мать, а также вечный свидетель человеческого бытия. По отношению к природе не употребляются метафоры со значением старости, а смерть воспринимается не как трагедия, а как частное проявление всеобщего закона обновления.

  4. Большинство объектов, метафорически представленных в стихотворениях Ф.И. Тютчева, так или иначе связаны с ментальными процессами (память, мышление, речь), наделены чертами человеческого характера, могут находиться в состоянии сна или деятельности, способны вступать в социальные отношения.

  5. В поэтической картине мира Ф.И. Тютчева антиномии-тождества «человек–природа» и «человек–окружающий мир» представляют собой компоненты метафорической модели «Мир – это человек».

Апробация результатов исследования. Материалы исследования были изложены на заседаниях кафедры русского языка, аспирантского семинара при кафедре русского языка филологического факультета Брянского государственного университета.

Автор выступала с докладами на областных, всероссийских и международных научных конференциях:

1. IV Гамолинские научные чтения: «Здесь души моей частица», Музей-усадьба Ф.И. Тютчева, январь 2010, пос. Овстуг Брянской обл.

2. VI Международная научная конференция «Язык, культура, общество», Российская академия наук, Российская академия лингвистических наук, Московский институт иностранных языков, 22–25 сентября 2011, Москва

3. Межрегиональная научно-практическая конференция «Не распадется связь времен…», Музей-усадьба Ф.И. Тютчева, ноябрь 2011, пос. Овстуг Брянской обл..

4. Международная научная конференция «Нормативность в условиях смешения восточнославянских языков на территории российско-белорусско-украинского пограничья»: Круглый стол, приуроченный к Дню славянской письменности и культуры, Новозыбковский филиал Брянского государственного университета им. акад. И.Г. Петровского, 24–25 мая 2012, Новозыбков, Брянской обл.

5. Всероссийский съезд учителей русского языка и литературы, МГУ имени М. В. Ломоносова, 4–6 июля 2012, Москва.

6. XXXIII Международные Толстовские чтения «Творческое наследие Л.Н. Толстого в контексте развития современной цивилизации», Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, 8–10 сентября 2012, Тула.

7. XXI Международная научная конференция «Язык и культура» имени профессора Сергея Бураго, Институт филологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, Институт языковедения им. А. А. Потебни НАН Украины, 26–29 октября 2012, Киев, Украина.

8. XIV Международная научно-практическая конференция «Традиционная культура на территории Российско-Белорусского пограничья: историко-этнографические и лингвокультурологические аспекты», Новозыбковский филиал Брянского государственного университета им. акад. И.Г. Петровского, 14–15 ноября 2012, Новозыбков Брянской обл.

9. Международная научная конференция «Рациональное и эмоциональное в русском языке», Московский государственный областной университет, 21–24 ноября 2012, Москва

10. Всероссийская научно-практическая конференция «Жизнь языка. Жизнь в языке», Липецкий государственный педагогический университет, 13-14 марта 2013, Липецк.

11. Всероссийская научная конференция «Когнитивная лингвистика: итоги, перспективы», Институт языкознания РАН, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Российская ассоциация лингвистов-когнитологов, 11–12 апреля 2013, Тамбов.

Научный проект «Природа метафорического образа в поэтическом языке Ф.И. Тютчева (когнитивный аспект)» автора диссертации участвовал в Открытом конкурсе на лучшую научную работу аспирантов и молодых ученых по естественным, техническим и гуманитарным наукам «Современные научные достижения. Брянск–2012», стал его призером.

Проект «Поэтическая метафора Ф.И. Тютчева в когнитивном аспекте изучения» выиграл внутривузовский грант Брянского государственного университета им. акад. И.Г. Петровского 2012 года.

По теме диссертации опубликовано 14 работ, в т.ч. 5 в научных изданиях ВАК (общий объем – 4,37 п.л.).

Структура работы. Данное диссертационное исследование состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы, списка использованных словарей и приложения-словника.

Похожие диссертации на Антропоморфная метафора в языке поэзии Ф.И. Тютчева : когнитивный аспект