Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Жанровый синтез в биографической и автобиографической прозе Б.К. Зайцева Калганникова, Ирина Юрьевна

Жанровый синтез в биографической и автобиографической прозе Б.К. Зайцева
<
Жанровый синтез в биографической и автобиографической прозе Б.К. Зайцева Жанровый синтез в биографической и автобиографической прозе Б.К. Зайцева Жанровый синтез в биографической и автобиографической прозе Б.К. Зайцева Жанровый синтез в биографической и автобиографической прозе Б.К. Зайцева Жанровый синтез в биографической и автобиографической прозе Б.К. Зайцева
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Калганникова, Ирина Юрьевна. Жанровый синтез в биографической и автобиографической прозе Б.К. Зайцева : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Калганникова Ирина Юрьевна; [Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т].- Москва, 2011.- 201 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/167

Введение к работе

Наследие Б.К. Зайцева - заметное явление в литературной жизни Русского Зарубежья, где писатель стремился сохранить для своих соотечественников культурную и историческую память о России Жуковского, Тургенева и Чехова, а также о России времен своего детства и юности. Не случайно вершинными произведениями его эмигрантского творчества стали художественные биографии русских писателей и автобиографическая тетралогия «Путешествие Глеба».

Творчество Зайцева стало объектом пристального научного интереса лишь с конца 1980-х годов. Внимание ученых (Е.В. Воропаевой, Ю.А. Драгуновой, В.Т. Захаровой, Л.А. Иезуитовой, О.Н. Калениченко, Ю.М. Камильяновой, Н.А. Куделько, A.M. Любомудрова, Н.И. Пак, А.С. Сваровской, СВ. Сомовой, Н.М. Щедриной и др.) привлекали вопросы лирико-импрессионистического стиля и неореалистического метода писателя, духовно-религиозная проблематика его творчества, сюжетостроение и жанр.

Несмотря на наличие основательных работ (Н.Б. Глушковой, А.В. Громовой, В.Н. Коноревой, О.А. Кашпур), посвященных жанровому своеобразию творчества писателя, до сих пор наименее изученными остаются вопросы жанрового синтеза, формирующие представление о художественном новаторстве Зайцева, об экспериментальном характере его биографической и автобиографической прозы. Этим обусловлена актуальность данного исследования.

Объектом диссертационного исследования является биографическая и автобиографическая проза Зайцева, а именно: беллетризованные биографии «Жизнь Тургенева» (1932), «Жуковский» (1951), «Чехов» (1954) и автобиографическая тетралогия «Путешествие Глеба» (1937-1953), предметом - процессы художественного синтеза, влияющие на специфику жанровой поэтики биографической и автобиографической прозы писателя

Цель исследования - выявление структурно-семантических элементов

разных жанровых моделей, участвующих в процессе художественного синтеза в

биографической и автобиографической прозе Б.К. Зайцева.

Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:

рассмотреть поэтику беллетризованных биографий «Жизнь Тургенева», «Жуковский», «Чехов» в аспекте проблемы жанрового синтеза;

определить роль жанровых элементов биографии, литературного портрета, жития, дневника и письма, а также литературной рецензии в поэтике и художественной концепции биографической триады;

дифференцировать в художественном целом автобиографической тетралогии «Путешествие Глеба» формально-содержательные черты участвующих в процессе синтеза жанровых моделей;

установить характер влияния жанровых элементов автобиографии, романа воспитания, идиллии, эпопеи и культурологического романа на поэтику и проблематику тетралогии «Путешествие Глеба».

Методологическая и теоретическая база исследования определяется спецификой изучаемого художественного феномена. Она предполагает комплексный подход, который обеспечивается сочетанием историко-литературного, структурного, лингвостилистического методов анализа. Исследование базируется на методологических принципах, представленных в трудах М.М. Бахтина, Г.О. Винокура, Л.Я. Гинзбург, Д.С. Лихачева, Е.Г. Местергази, Ю.Н. Тынянова, Б.В. Томашевского, В.Е. Хализева, Л.В. Чернец, А. Шиляевой.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые жанровая поэтика биографической и автобиографической прозы Б.К. Зайцева рассмотрена с точки зрения проблемы художественного синтеза; определена роль структурно-семантических элементов литературного портрета, жития, дневника, письма и рецензии в жанровой структуре беллетризованных биографий «Жизнь Тургенева», «Жуковский», «Чехов»; дифференцированы формально-содержательные черты идиллии, эпопеи, романа воспитания и культурологического романа в художественном целом автобиографической тетралогии «Путешествие Глеба»; выявлены и описаны принципы временной

организации художественного повествования, обусловленные синтетической природой биографической и автобиографической прозы Б.К. Зайцева.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем выявлены модели и механизмы жанрового синтеза в художественно-документальной прозе, проанализирована роль художественного синтеза в жанровой поэтике беллетризованной биографии и автобиографического романа.

Практическая значимость обусловлена возможностью использования материалов диссертационного исследования в дальнейшем изучении творчества Б.К. Зайцева, а также в практике вузовского преподавания: при чтении общих и специальных лекционных курсов по русской литературе XX века, в учебных пособиях теоретического и историко-литературного характера для студентов.

Основные положения, выносимые на защиту.

  1. Специфика жанрового мышления Зайцева опосредована ключевыми для литературного процесса первых десятилетий XX века художественными новациями, в частности, феноменом художественного синтеза. В жанровой системе тенденция к синтезу отразилась в процессах трансформации, диффузии, гибридизации, приведших к неустойчивости и изменчивости межжанровых границ.

  2. Жанровые модели, формирующие синтетическую поэтику биографической и автобиографической прозы Зайцева, с одной стороны, отражают типологические свойства исконной модели, с другой, передают концептуальные моменты художественного замысла писателя, творчески переосмысляющего традиционные жанровые каноны. Основаниями для жанрового синтеза в первую очередь являются объединяющая разные жанровые модели концепция художественного произведения, родо-видовая общность.

  3. Механизмы жанрового синтеза, действующие в биографической и автобиографической прозе Зайцева, различны. В беллетризованных биографиях «Жизнь Тургенева», «Жуковский», «Чехов» жанровые модели литературного портрета, рецензии, биографии объединены общей документально-художественной основой и художественной концепцией произведения.

Структурной и смысловой доминантой этого синтеза условно можно считать жанровую модель литературного портрета, так как в ее рамках полнее раскрывается основная идея биографической триады: духовное становление, преображение творческой личности.

  1. Иные механизмы жанрового синтеза определяют своеобразие поэтики автобиографической тетралогии «Путешествие Глеба»: жанровые модели автобиографии, романа воспитания, идиллии, эпопеи, культурологического романа в основных своих структурно-семантических чертах пересекаются. Различаясь лишь нюансами жанровой проблематики, конфликта, они настолько взаимопроницаемы, что можно говорить о явлении жанровой диффузии.

  2. О синтетических основах поэтики биографической и автобиографической прозы Б.К. Зайцева свидетельствуют характерные принципы временной организации повествования. В беллетризованных биографиях представление о художественном времени основано на синтезе трех систем: «линейной», «циклической» и «дискретной». В автобиографической тетралогии принципы временной организации отражают характерные для автобиографической прозы XX века тенденции: временную ретроспекцию (представление об обратном времени), сопоставление разных темпоральных планов, субъективную сегментацию времени вследствие избирательности памяти, временную циклизацию.

Апробация работы. Содержание работы было изложено в докладах, прочитанных на международных и всероссийских конференциях: Культура и текст (БГПУ, 1996), Дергачевские чтения (УрГУ, 2006), Шестая международная научно-практическая конференция, посвященная жизни и творчеству Б.К.Зайцева (КГИМО, 2011), XIIВиноградовские чтения (МГПУ, 2011) в Санкт-Петербурге, Омске, Екатеринбурге, Калуге и Москве в 1998-2011 гг. Основные результаты исследования отражены в десяти публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Объем работы - 201 с. Библиографический список состоит из 331 источника.