Введение к работе
Диссертация посвящена изучению жанровых аспектов рецепции стихотворных произведений Н.А.Некрасова, которые выделяются на фоне разнородных опытов в области прозы, драматургии и критики.
Актуальность работы определяется необходимостью осмыслить феномен творчества Некрасова с позиций его особого воздействия на читательское восприятие и объяснить механизм перехода в читательский опыт сложно организованных, актуализируемых читателем текстовых структур. Достаточно широко освещенный советским литературоведением подход к стихотворному произведению Некрасова с точки зрения его социальной прагматики требует дополнения, которое учитывало бы различные формы рецепции стихотворного текста в их соотнесенности с жанровым аспектом.
Целью данной работы является исследование механизма взаимодействия стихотворного текста Н.А.Некрасова с контекстом читательских предпочтений, обусловленных каклитературным опытом, таки параметрами жизненной практики, которые могут быть соотнесены с миропониманием современной Некрасову читательской аудитории.
В работе поставлены следующие задачи:
- проанализировать особую рецептивную заданность декларативного
стихотворения («Поэт и гражданин» и уникальной в своей жанровой
соотнесенности поэмы «Мороз, Красный нос» на фоне некоторых жанровых
конвенций (драматизированное стихотворение, историко-революционная
поэма, эпическая поэма в народном духе).
-выделить и объяснить закономерности функционирования различных форм рецепции художественного текста («наивное» восприятие, критика, эпистематический дискурс) в указанных пределах жанрового аспекта и в отношении к конкретным текстам (стихотворение «Поэт и гражданин» и поэма «Мороз, Красный нос»).
- показать связь всеобъемлющей риторической заданности некрасовского
текста с имплицитными смыслами, характеризующими авторскую
ментальность, на примере функционирования в тексте декларативного
стихотворения матричной, канонической структуры («Разговор» из цикла «Мечты
и звуки») и репрезентации в тексте «народной поэмы» глубинного, личностного
поля актуальных смыслов, тематически связанного савторефлексией по поводу
самого процесса творчества («Мороз, Красный нос»).
Методологической базой для исследования послужило использование в литературоведческом анализе герменевтической(теоретико-познзвательной) и структурной(описыва!още-производящей) стратегий рецептивно-эстетического подхода. В конкретных разборах некрасовских текстов используется методика риторического анализа, включающего в себя описание приемов «стилистики декодирования»в их семантической функциональности.
Материалом для исследования послужили помимо основных, указанных в заглавии, тексты стихотворений некрасовских циклов «Мечты и звуки» и
«Последние песни», поэм «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня М.Н.Волконская», а также черновые варианты стихотворения «Поэти гражданин» и поэмы «Мороз, Красный нос». В качестве дополнения к наблюдениям над текстовыми импликатами читательского опыта анализируются современные пародийные тексты-проекции актуальных цитат из поэмы «Мороз, Красный нос» и декларативного стихотворения, выявленные посредством сета Интернет, атакже путем социологических наблюдений над цитированиемНАНекрасовавсредствах массовой информации и бытовых коммуникативных ситуациях. В качестве объектов метаописания послужили тексты литературоведческих работ В.Е.Евгеньева-Максимова, Ф.И.Евнина, А.И.Груздева и ВАСапогова.
Новизна работы заключается в разработке подхода к анализу жанровой уникальности поэмы «Мороз, Красный нос» с точки зрения ее дискурсивности и особой формы автореференции вданныхжанровых пределах. В диссертации намечены возможности использования в литературоведческом анализе рецептивно-эстетических стратегий.
На защиту выносятся следующие положения:
Стихотворные тексты Н.А.Некрасова включаютмеханизм, формирующий различные формы художественной прагматики;
Рецептивный потенциал жанровых экспериментов Некрасова позволяет говорить о выделении стихотворной декларации как индекса выстраивания стратегии репрезентации ключевых моментов творческого кредо автора;
Создав уникальную жанровую структуру (поэму «Мороз, Красный нос») Некрасов сумел в ее риторической заданности трансформировать глубинное переживание раздвоенности творящего субъекта в особую форму авторефлексии.
Практическая значимость данного исследования обусловлена тем прагматическим уровнем, на который выводит исследователя особая природа некрасовских стихотворных произведений. Предполагается, что материалы диссертации могут быть использованы в изучении воздействия определенных текстовых структур, вводимых в область рецепции, на массового читателя и его читательский опыт. Это выводит работу в область междисциплинарных исследований (социология искусства, теория коммуникации, коммуникативная дидактика). Взаимодействие художественного текста с имплицитно заданной функцией читателя необходимо учитывать при работе с различными читательскими аудиториями, создавая для массового читателя необходимый для вхождения в поле классической культуры рецептивный опыт, расширяя поле рецептивной компетенции. Описанный в работе подход может использоваться в практике школьного и вузовского преподавания как материал для спецкурсов по творчеству НАНекрасова и прагматике художественного текста.
Апробация работы. Материалы диссертации докладывались на пленарном заседании конференции в рамках «Проекта переподготовки учителей-гуманитариев» (1998г.), межрегиональной конференции «Гуманитарное образование в Сибири» (2000г.), а также на аспирантском семинаре филологического факультета НГПУ (1999 г.). По материалам диссертации опубликовано три статьи, еще одна находится в печати.
Структура работы включает введение, 3 главы и заключение, изложена диссертация на#2страницах, список литературы насчитывает 254 названия.