Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество В.Л. Кигна-Дедлова в национальном историко-культурном контексте Курина, Татьяна Александровна

Творчество В.Л. Кигна-Дедлова в национальном историко-культурном контексте
<
Творчество В.Л. Кигна-Дедлова в национальном историко-культурном контексте Творчество В.Л. Кигна-Дедлова в национальном историко-культурном контексте Творчество В.Л. Кигна-Дедлова в национальном историко-культурном контексте Творчество В.Л. Кигна-Дедлова в национальном историко-культурном контексте Творчество В.Л. Кигна-Дедлова в национальном историко-культурном контексте
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Курина, Татьяна Александровна. Творчество В.Л. Кигна-Дедлова в национальном историко-культурном контексте : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Курина Татьяна Александровна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].- Тамбов, 2010.- 174 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/329

Введение к работе

Владимир Людвигович Кигн (псевд. Дедлов) (1856-1908) – талантливый и самобытный писатель, яркий публицист и критик. Его творческое наследие – неотъемлемая часть истории русской литературы и культуры конца XIX – начала ХХ в.

В статье «Памяти В.Л. Кигна (В. Дедлова)» П. Россиев очертил грани творчества В.Л. Дедлова в следующем триединстве: «Литература, произведения искусства и скитания по белу свету были три его страсти». Они и стали своеобразными столпами, определившими своеобразие творческой индивидуальности писателя, его ярко выраженную национальную специфику. В прозе В.Л. Дедлова основное внимание всегда уделялось познанию русского характера и русской жизни. «Скитания по белу свету» помогали писателю узнать и понять их, часто в сравнении с другими национальностями, а постоянное обращение к произведениям искусства позволило ему оценить мощный творческий потенциал русской нации, ее великое культурное наследие и яркие художественные достижения рубежа XIX – XX вв.

Актуальность исследования обусловлена соответствием проблематики диссертации приоритетному направлению современного литературоведения, связанному с изучением национальной специфики современного искусства, необходимостью всестороннего исследования художественного наследия В.Л. Кигна-Дедлова, прозаическое и публицистическое творчество которого современным литературоведам и читателям почти неизвестно, высокой степенью востребованности научной проблемы, касающейся творческого взаимодействия художнических индивидуальностей в русской культуре конца XIX – начала ХХ в.

Имя писателя В.Л. Дедлова было хорошо известно современникам, его произведения печатались в самых влиятельных и известных журналах и газетах того времени («Русское богатство», «Вестник Европы», «Нива», «Неделя», «Книжки «Недели», «Новое время»). И.С. Тургенев благословил его первые художественные опыты. Писатель переписывался с А.П. Чеховым, высоко ценил его творческий гений и как литературный критик старался открыть современникам все грани его искрометного таланта. Именно благодаря поддержке и связям Дедлова рассказы Чехова еще при его жизни были переведены на немецкий язык. В.Л. Дедлов публиковал интересные критические работы о произведениях Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, В.М. Гаршина, Д.Н. Мамина-Сибиряка, Г.И. Успенского и других известных русских писателях.

Кроме того, В.Л. Дедлов проявил себя и как блестящий искусствовед. Он стал биографом художника В.М. Васнецова и автором единственной в своем роде книги «Киевский Владимирский собор и его художественные творцы» (1901). В 1902 г. писатель был включен в список кандидатов в почетные академики Российской Академии наук среди таких претендентов, как К.Д. Бальмонт, П. Гнедич, М. Горький, Ц. Кюи, Н.М. Минский, Д.Н. Овсянико-Куликовский, А.В. Сухово-Кобылин и др.

Большой личный вклад В.Л. Кигн внес в становление и развитие Переселенческого управления МВД России, как специалист в области экономической статистики. Многочисленные командировки в Оренбурге, Благовещенске, Тобольске, Омске, Кустанае стали основой для глубокого профессионального анализа В.Л. Кигном-Дедловым миграционных процессов в пореформенной России в «переселенческих» циклах «Переселенцы и новые места» (1894), «Панорама Сибири» (1900). В качестве собственного корреспондента газеты «Новое время» В.Л. Дедлов во время Русско-японской войны был награжден медалью Красного Креста.

Однако так и оставшееся не изданным собрание сочинений писателя, его трагическая смерть, глобальные государственные трансформации в России ХХ века, а также целый ряд субъективных причин способствовали забвению творчества В.Л. Дедлова и закреплению за ним стереотипов художника «третьего ряда», писателя теории «малых дел». Поэтому обращения исследователей к наследию художника в отечественном литературоведении были единичными.

В советский период творческая фигура Дедлова впервые получает освещение в книге С.В. Букчина «Дорогой Антон Павлович…» (1973), где в очерковой форме представлены биографические факты, основные вехи творчества писателя, отмечены его взаимосвязи с А.П. Чеховым, В.М. Васнецовым, В.А. Тихоновым и другими современниками. Позднее в двухтомном издании «Писатели чеховской поры» (М.,1982) публикуются два произведения Дедлова – «Лес» и «25 000». И только в 1989 году в биографическом словаре «Русские писатели. 1800-1917» была представлена основательная статья А.В. Чанцева о жизни и творчестве В.Л. Дедлова. В Тамбове, на родине писателя, в 1990 году вышла обзорная работа А.И. Иванова о творчестве художника.

В 2003 г. была защищена докторская диссертация О.М. Скибиной, полностью посвященная творчеству В.Л. Кигна-Дедлова, в которой ее автор отстаивает за собой право научного открытия имени писателя, рассматривая поэтику его творчества в контексте массовой литературы конца XIX в.

Однако еще в диссертации Б.В. Кондакова «Русский литературный процесс 1880-х годов» (1997) в ряде задач исследования прописана необходимость «уточнить место, которое занимают в русском литературном процессе 1880-х годов писатели «второго плана» – П. Боборыкин, И. Ясинский, К. Баранцевич, В. Дедлов (выделено мной. – Т.К.), Д. Мордовцев, Е. Салиас и другие)».

Примечательно, что в работе О.М. Скибиной не только не учтен опыт В.Б. Кондакова по изучению творчества Дедлова, но и нет никаких упоминаний об этом исследовании, в котором убедительно доказан весомый вклад В.Л. Дедлова в формирование и развитие особого типа малого повествовательного жанра – переселенческих рассказов.

В диссертационной работе О.М. Скибиной обозначена проблема разграничения литературных дефиниций «беллетристика» и «массовая литература». Однако вопрос о месте беллетристики в литературной иерархии, ее художественной значимости в историко-литературном процессе является дискуссионным. «Проблемность» термина заключается не только в трудности определения границ понятия, но и в совокупности методов и подходов изучения поэтики, классификации и функционирования литературного наследия, в частности, В.Л. Дедлова, чье творчество среди других незаслуженно забытых писателей традиционно заведомо рассматривается в контексте массовой литературы. В этой связи представляется целесообразным подход к проблеме творчества, находящегося за условными границами классики, с позиции индукции: от анализа индивидуального творчества, определения авторской позиции, взаимосвязей – к общей концепции творчества писателя и его места в историко-литературном процессе.

Представляется, что к проблеме соотношения беллетристики и массовой литературы необходимо применить дифференцированный подход с учетом всех особенностей художнической индивидуальности на основе выявления национального своеобразия творческого наследия писателя и воссоздания национального историко-культурного контекста эпохи.

Материалом исследования являются произведения В.Л. Дедлова: художественные – повесть «Сашенька» (1892), трилогия «Варвар. Эллин. Еврей» (1895), сборники рассказов «Мы» (1888), «Лирические рассказы» (1902), «Просто рассказы» (1904); художественно-публицистические - «Приключения и впечатления в Италии и Египте. Заметки о Турции» (1887), «Франко-русские впечатления. Письма с Парижской выставки» (1890), «Переселенцы и новые места» (1894), «Вокруг России: портреты и пейзажи» (1895), «Панорама Сибири» (1900); искусствоведческие работы - «Киевский Владимирский собор и его художественные творцы» (1901), «С выставки. Письма из Нижнего Новгорода» (1896), «Эпические картины Васнецова» (1901); критические статьи, эпистолярное наследие.

Объект исследования – национальная выразительность прозы В.Л. Дедлова.

Предметом исследования в диссертации стал национальный историко-культурный контекст прозы писателя.

Цель работы – рассмотреть творческое наследие В.Л. Дедлова в национальном историко-культурном контексте эпохи. Целью обусловлен и выбор задач исследования:

– обосновать подход к проблеме изучения творчества «забытого» писателя;

– проанализировать историю создания и критического осмысления повести «Сашенька» В.Л. Дедлова в контексте традиций русской литературы;

– выявить способы воплощения русского национального характера в повестях В.Л. Дедлова «Сашенька», «Варвар»;

– определить особенности жанра, сюжета, типа героя, композиции, конфликта, языка художественных произведений В.Л. Дедлова;

– рассмотреть концепцию осмысления русской культуры, русского национального характера в художественной публицистике В.Л. Дедлова;

– обозначить формы творческого взаимодействия и взаимовлияния В.Л. Дедлова и русских художников – В.М. и А.М. Васнецовых, М.В. Нестерова, М.А. Врубеля.

Целью и задачами обусловлен выбор методики исследования, включающей историко-культурный, историко-литературный, биографический, психологический, структурно-поэтический подходы.

Теоретико-методологическая база диссертации создавалась на основе исследований М.Л. Гаспарова (проблема литературной репутации), Д.С. Лихачева (национальная выразительность русской литературы, учение об историческом контексте и конкретном литературоведении), Ю.М. Лотмана (сюжетное пространство русской прозы XIX столетия), Д.Н. Овсянико-Куликовского (учение о национальных типах, творческом методе), Н.М. Лебедевой (русская мотивационная модель поведения), Л.В. Поляковой (теоретические аспекты русской литературы ХХ века), И.Н. Сухих (критика и наука о литературе), В.Е. Хализева (проблема соотношения беллетристики и массовой литературы), Н.Ю. Желтовой (поэтика русского национального характера), научных достижений исследователей жизни и творчества В.Л. Дедлова (С.В. Букчина, А.И. Иванова, Б.В. Кондакова, О.М. Скибиной), а также с учетом критических работ современников писателя – А.В. Амфитеатрова, В.П. Буренина, А.С. Венгерова, В.А. Гольцева, Д.А. Коробчевского, Н.В. Шелгунова, Н.А. Энгельгардта.

Учтен опыт работы кафедры истории русской литературы Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина над проблемой национальной выразительности русской литературы ХХ века, краеведческой тематикой.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Целостное осмысление творчества В.Л. Дедлова в национальном историко-культурном контексте позволяет применить дифференцированный подход к проблеме творчества «забытого» писателя, выявить особенности индивидуального стиля художника, идейно-тематического содержания его произведений, определить масштаб личности в историческом срезе, творческие и биографические взаимосвязи писателя с современниками.

  2. В художественном наследии В.Л. Дедлова отчетливо прослеживаются такие национально ориентированные магистральные темы и проблемы, как особенности русского характера, поиски идеала в отечественной литературе и искусстве. В повести «Сашенька» на уровне сюжета, системы образов, культурных констант раскрываются особенности русского менталитета. Образ Сашеньки является яркой иллюстрацией «атрофии национальной психики» русской интеллигенции. Национально выраженная поэтика повести, ее обширные эстетический, нравственно-философский контексты, особый тип «негероя» выводят произведение за рамки массовой литературы рубежа XIX – XX вв.

  3. Образ варвара как воплощение национальной специфики русского характера является знаковым для творчества писателя. В нем отразились поиски Дедловым национального идеала, героя времени как актуальной проблемы конца XIX – начала XX в. Впервые в художественной практике В.Л. Дедлова этот образ был реализован в повести «Сашенька» как символ победы национального характера над денационализованным типом интеллигента. В повести «Варвар» писатель показал всю сложность и глубину противоречий национального характера, воплощенного в образе Умовского.

  4. В публицистике вектор наблюдений Дедлова был первоначально обращен в сторону изучения «чужого» мира, а с начала 1890-х гг. полностью сфокусировался на России. На понятиях «правдивость», «подвижничество», «праведничество» базируется дедловская модель русского характера. Для публицистических произведений писателя характерно противопоставление «героя» и «толпы» в ракурсе проблемы национальной идентичности.

  5. С именем В.Л. Дедлова тесно связано становление и развитие художественной критики. Писатель выступал с обзорами творчества таких живописцев, как В.М. Васнецов, М.А. Врубель, М.В. Нестеров, П.А. Сведомский и др. и проявил себя как ценитель и «популяризатор» новаторского искусства. В очерке «Киевский Владимирский собор и его художественные творцы» Дедлов синтезировал художественную критику, творческие биографии художников и собственную концепцию понимания живописи и искусства через призму национального. Оставаясь верным принципу передачи впечатления, Дедлов, анализируя живописные полотна, обогатил публицистический жанр высокохудожественной поэтикой. Дедловский подход к искусству был сфокусирован на собственно русских национальных приоритетах, направлен на самопознание культурных пластов и развитие национальной идентичности русского искусства.

  6. Художническую индивидуальность Дедлова ярко характеризуют его личные и творческие взаимосвязи с художниками. Это взаимообогащающее сотрудничество находило отражение в личной переписке, в совместных литературно-художественных экспедициях по России, Европе и Азии, в поэтике произведений Дедлова и художников, в особенности А.М. Васнецова.

Новизна исследования состоит в том, что творческое наследие В.Л. Дедлова впервые в литературоведческой науке изучено в национальном историко-культурном контексте эпохи, доказана национально-ориентированная сущность творчества писателя, обнаружены художественно-философские параллели творчества В.Л. Дедлова и братьев Васнецовых, собраны, изучены и введены в научный обиход новые историко-литературные, критические, публицистические, архивные материалы, относящиеся к эпохе рубежа XIX – ХХ вв.

Теоретическая значимость исследования состоит в целостном и эволюционном рассмотрении художественного творчества В.Л. Дедлова с позиций национальной специфики и выразительности его наследия, в определении конкретных механизмов реализации историко-культурного контекста в прозе писателя, в обосновании дифференцированного подхода к проблеме творчества «забытого» писателя, разграничения понятий «беллетристика» и «массовая литература».

Практическое значение работы заключается в возможности использования результатов работы в учебном процессе вуза и школы, в изучении русской литературы, культуры конца XIX – начала ХХ вв.

Апробация основных результатов исследования осуществлялась в ряде докладов на научных конференциях разных уровней: на Межгосударственной белорусско-русской научно-практической конференции «Наш земляк – В.Л. Кигн» (Рогачев, Беларусь, 2008), XIV, XV Державинских чтениях (Тамбов, 2009, 2010), Международном конгрессе литературоведов. К 125-летию Е.И. Замятина (Тамбов, 2009), Международной научной конференции «Литература в диалоге культур – 7» (Ростов-на-Дону, 2009), II Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы филологии» (СПб., 2010), VII Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования» (Тамбов, 2009), а также на заседаниях научного семинара студентов и аспирантов «Русская литература ХХ века: взгляд из сегодня» при Международном научном центре изучения творческого наследия Е.И. Замятина в Тамбове, на заседаниях кафедры истории русской литературы.

Автор имеет 10 публикаций, из них 1 - на страницах «Вестника Тамбовского университета», рецензируемого научного издания, рекомендованного ВАК РФ.

Структура диссертации включает введение, три главы и заключение. Приложен Список использованной литературы, состоящий из 187 наименований.

Похожие диссертации на Творчество В.Л. Кигна-Дедлова в национальном историко-культурном контексте