Введение к работе
Актуальность темы: Стихотворный диалог как литературный жанр весьма актуальная тема для исследования. Эта малоизученная тема освещена в настоящей работе с позиции генезиса, типологии и эволюции на материале поэтического творчества Вячеслава Иванова в период 1900-1910 гг.
В работе рассматривается вопрос о генезисе стихотворного диалога в рамках проблематики переходности этого жанра, несущего глубокие фольклорные ритуальные корни. Классифицируя стихотворные диалоги Вячеслава Иванова, был выделен целый ряд поэтических жанров с архаическими и обрядовыми корнями: гимны, дифирамбы, - реконструируемые поэтом как диалогические жанры на основе своей теории и представлении о диалогической природе лирики. Они рассмотрены в контексте эстетической теории Вячеслава Иванова.
В типологической классификации русских стихотворных диалогов стихотворные диалоги Вячеслава Иванова относятся к диалогам «голосов», харарактерным для поэзии романтизма, которые получают новый аспект развития в поэзии символистов рубежа XIX-XX вв. из-за общей тенденции актуализации архаических моделей в лирике. Эта традиция стихотворного диалога рассмотрена наряду с другой важной традицией в русской лирической поэзии: диалога-спора. В лирической поэзии Вячеслава Иванова такая форма диалога не встречается. Ее отголоски можно найти в его стихотворениях-диалогах с фольклорным сюжетом, восходящими к древней легенде о споре души с телом и ее литературной обработке – в виде поэтических споров или «прений». Настоящая работа показала, что изучение традиций стихотворного диалога представляется до сих пор актуальным с точки зрения исторической поэтики. Наряду с проблематикой генезиса стихотворного диалога, проблематика диалога в лирике методологически недостаточно разработана как в зарубежном, так и в русском литературоведении. Наше исследование лишь приоткрывает многогранность творчества Вячеслава Иванова и намечает возможные перспективы в изучении творческого наследия поэта.
Степень разработанности проблемы: В настоящее время стихотворный диалог привлекает пристальное внимание исследователей. В русском литературоведении стихотворному диалогу посвящены исследования в различных аспектах: структурно-семантическом (Л.П. Якубинский, Н.Н. Иванова); коммуникативном (Ю.И. Левин); с точки зрения «обращенности» в поэтическом тексте (Т.С. Приходько); в аспекте стилистическом (В.В. Виноградов), семантико-стилистическом (Т.В. Бердникова), структурно-семиотическом (Ю.М. Лотман, Р.Д. Тименчик), и др. Ритуальный диалог исследует В.Н. Топоров, малые фольклорные формы и диалоги «прений» Вяч.Вс. Иванов и др.
Своеобразный исследовательский подход к рассмотрению диалога с точки зрения структуры лирического высказывания предлагает С.Н. Бройтман. В исследовании межсубъектной природы диалогических отношений, автор опирается на традицию М.М. Бахтина, который, по его словам, первый в отечественной науке попытался анализировать субъектно-образные структуры в лирике.
Бахтин в лирике видел возможности только «ограниченного» диалога, по причине неясной разграниченности в нее «я» и «другого». Недостатки бахтинского подхода к диалогу в лирике С.Н. Бройтман предлагает «преодолеть» в рамках исторической поэтики. Изучение стихотворного диалога именно с точки зрения исторической поэтики позволяет раскрыть суть стихотворного диалога в его жанровом аспекте, его характеристики как переходного жанра между лирикой и драмой, лирикой и эпосом и внелитературными жанрами, как «ученый» диалог и философский «спор». Помимо С.Н. Бройтмана, ряд авторов обращаются в своих работах к исследованию субъектной стурктуры лирического высказывания: Б.О. Корман, В.А. Грехнев, И.В. Нестеров.
Д.М. Магомедова рассматривает стихотворный диалог с точки зрения целостности, определяет его жанровые особенности с позиций взаимодействия речевого субъекта и адресата. Проблематика стихотворного диалога Вячеслава Иванова впервые отмечена в ее статье «Стихотворные диалоги Вячеслава Иванова».
В зарубежном литературоведении о проблематике диалогизации лирики писали немецкие и американские ученые: Г. Бауэр, М.Е. Браун, Р. Хирцель, В.Р. Джонсон, Р. Лахманн, К. Филипoвская. Однако, систематическое изучение стихотворного диалога как жанра почти не становилось предметом исследования, как в русском, так и в зарубежном литературоведении. В настоящей работе точкой опоры была выбрана методология исследования, предполагающая в первую очередь изучение жанровых аспектов стихотворного диалога. С того момента как В.В. Виноградов впервые в своей работе «О художественной прозе» (1930) поставил проблему семантики диалогической речи в стихотворной форме, проблема диалогизации лирики до сих пор остается весьма актуальной и открытой для исследования. Определенные ее аспекты исследовались различными авторами применительно к отделным поэтам. В современной науке этой проблеме посвящены работы Д.М. Магомедовой. В статье «Стихотворные диалоги Вячеслава Иванова» автором впервые была поставлена проблема специфики стихотворного диалога в творчестве Вячеслава Иванова. В данной работе она углублена и расширена.
Настоящая работа выделяется новизной в изучении диалога в его жанровом аспекте, с точки зрения жанрового своеобразия и композиционной целостности, с учетом взаимосвязи тематики и функции основных персонажей, а также основных типов субъекта и адресата.
В работе впервые описана диалогическая природа античных лирических и фольклорных жанров, прослеживаемых в творчестве Вячеслава Иванова: дифирамбы, гимны, элегии, эпиграммы, «хоровые» диалоги, народные баллады и т.д. Проанализированы некоторые из труднейших текстов поэта, которые до сих пор никем не привлекались к комплексному исследованию.
Выяснение диалогической основы лирики Вячеслава Иванова – основная цель настоящей работы. В свете поставленной цели в работе ставилась задача определения способов введения стихотворных диалогов в отдельных жанрах. Для этого было необходимо обратиться к истории зарождения стихотворного диалога: в древней обрядовой и календарной поэзии, в античных дифирамбах, в буколиках и позднее, в средневековых богословских диалогах, а также в диалогах «спора» души с телом как их разновидности.
Рассматривая творчество Вячеслава Иванова, необходимо было учесть высокую эрудицию поэта. При прочтении стихотворений раскрывались богатые аллюзивно-ассоциативные пласты, переплетающиеся в его стихах, отсылающие к широкому историко-культурному контексту. При анализе стихотворений ставились следующие задачи: определить жанровую структуру, семантическую композицию, коммуникативную ситуацию и метрическую организацию.
Предметом нашего исследования являются стихотворные диалоги Вячеслава Иванова, проанализированные на материале трех поэтических сборников: «Кормчие звезды», «Прозрачность» и «Cor Ardens». Речь идет в первую очередь о лирических диалогах, отличающихся от эпических диалогов принадлежностью к разным жанровым традициям и способами речеведения. Лирика итальянского периода в диссертации не рассматривается.
Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что здесь решается проблема диалогизации лирики. Основными составляющими этой многогранной проблемы является раскрытие сути диалогической природы отдельных поэтических жанров, характерных для творчества Вячеслава Иванова, корни которых заложены в фольклорных ритуальных памятниках.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в лекционных курсах по теории литературы и истории русской литературы конца ХIХ – начала ХХ вв., в работе спецкурсов и спецсеминаров, посвященных русской поэзии.
Материалы диссертации прошли апробацию на обсуждении 26 сентября 2011 г. в Отделе русской литературы ХIХ – начала ХХ века ИМЛИ РАН, а также в докладе на заседании кафедры Истории русской классической литературы РГГУ в октябре 2010 г. и на кафедре «Книга и общество» Университета библиотекознания и информационной технологии в Софии, Болгария, в феврале 2012 г.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Стихотворные диалоги Вячеслава Иванова соотносятся с различными литературными и культурными традициями. Его поэзия является наиболее ярким примером традиции диалогов «голосов»: от древних дифирамбических диалогов до голосов «иного мира» (двойников, голосов из «царства мертвых» и т.д.).
2. Стихотворные диалоги Вячеслава Иванова реализуют различные варианты диалогических композиций. Проанализированные стихотворения классифицируются как: эксплицитные диалоги, эксплицитные диалоги, сменяющиеся авторским повествованием и диалоги с развернутыми репликами-монологами.
Стихотворные диалоги в работе рассмотрены типологически с точки зрения тематики, субъектов диалога и жанровой специфики.
3. Стихотворные диалоги Вячеслава Иванова охватывают широкий жанровый диапазон различных жанров: философские диалоги, «хоровые» диалоги, дифирамбы, гимны, элегии, эпиграммы, аллегории, народные баллады, имитации духовного стиха и т.д. Мы попытались систематизировать стихотворения по подразделам в отдельных жанрах, хотя осуществить эту задачу в полном объеме невозможно, поскольку отдельные стихотворения можно с легкостью одновременно соотнести с различными жанрами.
В диссертации не ставится проблематика специфики речеведения, поскольку эта задача лингвистической поэтики. Мы также не занимались скрытыми диалогами, то есть имплицитными диалогами, потому что в нашу задачу входит отделение эксплицитного диалога от внутреннего диалога. Это вторая ступень исследования.
Цели и задачи работы обусловили ее структуру. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка, содержащего 293 позиции.