Введение к работе
Актуальность исследования определяется необходимостью установления и изучения принципов и приёмов выражения авторской оценки в произведениях самого плодотворного периода творчества Андрея Платонова - конца 1920-х -начала 1930-х годов.
При изучении приёмов особая роль отводится их функциональному анализу. Подобный акцент связан с тем обстоятельством, что необходимость в кратчайшие сроки, после нового «открытия» Платонова, освоить огромный материал в сочетании с богатством и своеобразием самого материала создала в современном платоноведении ситуацию, при которой количество обнаруженных приёмов существенно превышает количество приёмов, изученных в аспекте их функционирования, тогда как только последние действительно позволяют выявить характер авторских оценок. Функциональный анализ приёмов, использованных писателем для выражения оценок предметов, исследование которых предполагается в настоящей работе, может содействовать систематизации материала, накопленного в процессе изучения этих предметов.
От приёма как способа выражения отношения автора к тому или иному объекту отличается принцип - указание на само содержание этого отношения.
В то время как приём нуждается в «расшифровке», выявлении авторской позиции в процессе функционального анализа, принцип прямо свидетельствует о ней, причём в форме, максимально свободной от субъективных предпочтений исследователя. Именно этим обстоятельством определяется значимость и актуальность установления принципов выражения авторской оценки в период активного изучения творчества Платонова, характеризующийся особенным разнообразием исследовательских позиций.
Объектом исследования являются принципы и приёмы выражения авторской оценки в произведениях Платонова конца 1920-х - начала 1930-х годов.
Предметом исследования являются те аспекты творчества писателя, в процессе анализа которых в настоящей работе выявляются принципы и приёмы выражения авторской позиции:
1) влияние на смысловые планы платоновского произведения
реминисцентных планов, привлечённых из произведения другого автора;
2) влияние на смысловые планы текстов Платонова творческого
переосмысления писателем целостной жанровой традиции;
3) использование христианских мотивов, тем и образов в разработке
Платоновым темы революции.
Первые два аспекта были выбраны для исследования в связи с их недостаточной изученностью, а третий - в связи с ключевой ролью в творчестве писателя темы спасения человечества, разрабатывавшейся им в полемике с христианством и одновременно - с учётом накопленного христианством опыта.
Материалом исследования стали произведения Платонова, написанные в конце 1920-х - начале 1030-х годов: роман «Чевенгур», повести «Впрок», «Сокровенный человек», «Котлован», «Ювенильное море», пьесы «Шарманка», «14 Красных избушек, или "Герой нашего времени"».
Основная цель исследования - выявление планов авторских оценок изучаемых произведений Платонова путём установления принципов, а также обнаружения и функционального анализа приёмов выражения авторской оценки.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1) доказательство ориентированности повести Платонова «Впрок» на
повесть А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»;
2) интерпретация повести «Впрок» в аспекте её полемической
обращённости к повести Радищева;
3) установление ориентированности некоторых произведений Платонова
на ряд произведений, составляющих жанровую традицию русского
монографического романа о «герое времени»;
4) определение характера творческого переосмысления писателем
особенностей, свойственных указанной жанровой традиции;
демонстрация влияния подобного переосмысления на авторскую оценку объектов, находящихся в сфере внимания Платонова;
выявление христианских мотивов, тем и образов, задействованных писателем при разработке темы революции;
рассмотрение характера авторской разработки темы революции в аспекте влияния на неё использованных и переосмысленных писателем христианских сюжетов.
Методологическую основу работы составляют сравнительный, типологический и мотивно-структурный методы анализа художественного текста.
Научная новизна исследования. В работе предпринята попытка целостного мотивно-тематического анализа повести Платонова «Впрок» в аспекте её ориентированности на повесть Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Изучение произведений писателя с точки зрения их соотнесённости с традицией русского монографического романа о «герое времени» и исследование характера творческого переосмысления Платоновым этой жанровой традиции осуществляется первые. Выявлены не изучавшиеся ранее христианские мотивы, темы и образы, использованные автором при
формировании смысловых планов своих произведений.
Установлен ряд принципов и приёмов выражения авторской позиции в произведениях Платонова рассматриваемого периода. Предпринята попытка подробного функционального анализа обнаруженных приёмов.
Теоретическая и практическая значимость работы. Материалы работы могут быть использованы в общих академических курсах и специальных курсах и семинарах, посвященных изучению творчества Платонова, а также при дальнейшем исследовании его творчества. Работа даёт опыт изучения характера осмысления писателем целостной литературной традиции.
Положения, выносимые на защиту:
1) установление действительного характера поставленных в повести
«Впрок» проблем и выраженных в ней оценок возможно только при учёте
ориентированности этого произведения на повесть Радищева «Путешествие из
Петербурга в Москву». Апологетическая по отношению к созидаемому в
Советской России новому миру направленность «бедняцкой хроники»
Платонова в необходимой мере выявляется в процессе анализа полемики автора
повести «Впрок» с позицией Радищева, настроенного критически по
отношению к современному ему обществу;
исследование произведений Платонова, ориентированных на традицию русского монографического романа о «герое времени», показало, что писатель творчески переосмысливает и перерабатывает многие аспекты этой жанровой традиции, подчас весьма значительно отклоняясь от её норм. Именно в результате изучения этих отклонений выявляются те принципы и приёмы выражения авторской оценки, которые особенно существенно влияют на формирование содержательных планов платоновских произведений;
рассмотрение ориентированных на традицию «романа о герое» текстов Платонова позволило обнаружить ряд значимых принципов и приёмов
выражения авторской позиции, важнейшими из которых представляются следующие: перенос акцентов с характеристики героя на характеристику эпохи с целью демонстрации значимости эпохи; принцип оценки объекта с помощью обнаружения его сущностных характеристик вследствие устранения помех, препятствующих реализации потенций объекта; принцип замены привычной для произведений данной традиции общественной актуальности на философскую; принцип выражения авторской оценки героев и явлений с точки зрения их воздействия на жизнь всего мира вследствие «размыкания» писателем национальной русской традиции «романа о герое»;
анализ текстов изучаемого периода продемонстрировал, что особая роль христианских мотивов, тем и образов в произведениях Платонова конца 1920-х - начала 1930-х годов обусловлена центроположенностью в творчестве писателя темы спасения человечества;
исследование показало, что важнейшим принципом, реализуемым в большинстве произведений рассматриваемого периода, является принцип замещения христианства революцией (социализмом); его значимость сохраняется даже после переосмысления писателем исторической роли революции и социализма на рубеже 1920-х - 1930-х годов;
для Платонова характерно использование приёма трансформации христианских сюжетов для выражения авторской оценки, причём один и тот же сюжет может функционировать в разных произведениях писателя в принципиально различных ракурсах.
Апробация работы. Положения диссертации были изложены в докладах на Знаменских чтениях (Санкт-Петербург, СПбАППО, 2003), на научной конференции «Евангельский текст в русской литературе XVIII - XX веков. Цитата. Реминисценция. Мотив. Сюжет. Жанр» (Петрозаводский государственный университет, 2005), на международных XI Пушкинских чтениях (Санкт-Петербург, 2006) и XI Царскосельских чтениях (Пушкин, 2007).
По теме диссертации опубликовано 4 работы.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.