Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Повествовательные стратегии в поэтическом творчестве Иосифа Бродского Чевтаев Аркадий Александрович

Повествовательные стратегии в поэтическом творчестве Иосифа Бродского
<
Повествовательные стратегии в поэтическом творчестве Иосифа Бродского Повествовательные стратегии в поэтическом творчестве Иосифа Бродского Повествовательные стратегии в поэтическом творчестве Иосифа Бродского Повествовательные стратегии в поэтическом творчестве Иосифа Бродского Повествовательные стратегии в поэтическом творчестве Иосифа Бродского
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чевтаев Аркадий Александрович. Повествовательные стратегии в поэтическом творчестве Иосифа Бродского : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01.- Санкт-Петербург, 2006.- 197 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-10/158

Введение к работе

Актуальность исследования. Последние годы характеризуются пристальным вниманием современного литературоведения к поэтическому творчеству Иосифа Александровича Бродского (1940 - 1996), исследуются различные аспекты лирики поэта, обновляются аналитические и интерпретационные механизмы, используемые при изучении его текстов, расширяется круг методологического инструментария.

Настоящая диссертационная работа посвящена исследованию повествования в поэзии И. Бродского как одного из центральных способов смыслопорождения. Представляется, что именно систематическое описание повествовательных структур в его поэтическом наследии способствует уточнению и более глубокому осмыслению существенных особенностей его творческого метода, и, в частности, специфики порождения и реализации художественных представлений поэта о времени и пространстве как онтологических категориях.

В стихотворениях и поэмах И. Бродского представлены различные способы выражения лирического субъекта, взаимодействующего с миром и присутствующими в нем персонажами. Разветвленная система вариантов субъектного поведения в его поэтических произведениях, реализующая различные стратегии создания художественной концепции, ставит вопрос о композиционном строении текста и особенностях организации дискурса. Включение в семантическое поле контекстов мировой культуры, децентрализация как прием автоописания и доминирование онтологической проблематики, синтезируясь, способствуют смещению лирической репрезентации внутренних качеств субъекта в сторону объективации личного опыта, реализуемой через повествовательную структуру. Тенденция к ретроспективному взгляду на собственное «я» и события, изображаемые в лирическом тексте, присущая поэтике И. Бродского, вызывает необходимость анализа нарративных структур в его поэтическом творчестве.

Исследование актуально также с точки зрения теории литературы. На сегодняшний день назрела необходимость прояснить вопрос о возможностях применения нарратологического подхода к произведениям лирического рода литературы. По-прежнему остается открытой проблема параметров лирического события и особенностей наррации в лирике, которая также нуждается в осмыслении в связи с системой повествования в поэзии И. Бродского.

Степень разработанности проблемы. Изучение творчества поэта начинается во второй половине 1960-х годов, когда осуществляется переход И. Бродского от ранней поэтики к зрелому периоду и его художественная концепция приобретает устойчивые черты. Первые исследовательские работы, из-за запрета его поэзии в СССР, появляются в западноевропейских и американских литературно-критических изданиях, а также в предисловиях к выходившим за рубежом первым поэтическим сборникам И. Бродского. В этих работах отмечается оригинальность его поэтического мышления и

предпринимаются попытки описания свойств его художественного мира (Ю. Иваск, Дж. Клайн, К. Верхейл, А. Лосев). Непосредственно научное осмысление лирики И. Бродского начинается в 1980-е годы, когда поэт уже жил в эмиграции в США. В Америке и Европе выходят первые монографии («О поэзии Иосифа Бродского» М. Крепса (Ann Arbor: Ardis, 1984), «Joseph Brodsky: A Poet for Our Time» В. Полухиной (Cambridge, 1989)) и сборник научных статей «Поэтика Бродского» (Tenafly, New Jersey: Hermitage, 1986), в которых предлагается концептуальное описание его художественной реальности. В нашей стране изучение творчества И. Бродского начинается в конце 1980-х -начале 1990-х годов, когда появляются первые легальные публикации и издания его поэзии в Советском Союзе и происходит ее полноценное включение в контекст русской литературы. Осмысление поэтических принципов лирики И. Бродского предлагается в работах В. Ерофеева, A.M. Ранчина, Ю.М. и М.Ю. Лотманов, Ю. Кублановского.

На современном этапе внимание исследователей художественного наследия И. Бродского сосредоточено на следующих аспектах его творчества:

философские основания лирики (Е. Келебай, A.M. Ранчин, И.И. Плеханова, С. Тюкина);

особенности поэтического языка и механизмы создания художественной реальности (Д.М. Бетея, СБ. Калашников, М. Кёнёнен, Д.Л. Лакербай, И. Служевская, А.Г. Степанов);

- лингвистические особенности поэзии И. Бродского (Д.Н. Ахапкин,
М.А. Кашина, О.В. Орлова);

- интертекстуальность и влияние русской и европейской поэтических
традиций (A.M. Ранчин, К.С. Соколов);

- жанровая проблематика и определение свойств литературно-эстетических
принципов в творчестве поэта (А.В. Корчинский, В.П. Полухина, СН. Зотов,
А.А. Фокин);

- принципы организации стиха, ритмико-интонационное своеобразие
поэтических текстов И. Бродского (А.Н. Андреева, Дж. Смит, Б. Шерр).

Несмотря на значительное количество опубликованных в последнее время работ, посвященных творчеству И. Бродского, на сегодняшний день практически отсутствуют исследования, связанные с изучением повествования в его поэзии. В существующих исследованиях рассмотрение вопроса о повествовательности в творчестве поэта ограничивается либо констатацией наличия отдельных нарративных элементов в его стихотворениях и поэмах, не затрагивающей проблемы взаимодействия идеологического плана текста и повествования как ведущего принципа смыслопорождения (В.П. Полухина, Н.Г. Медведева, СИ. Красовская, Д.М. Бетея, К. Верхейл), либо указанием на тенденцию к становлению нарратива (А.В. Корчинский). Нередко, отмечая тяготение поэзии И. Бродского к эпическим формам осмысления мира, исследователи игнорируют принципиальную значимость для его поэтики синтеза эпических и лирических механизмов создания текста.

Вопрос о повествовании в лирике поднимается во многих теоретических работах. Этой проблемы в той или иной степени касались В.В. Виноградов,

Б.В. Томашевский, В.М. Жирмунский, Т.И. Сильман, Л.Я. Гинзбург, Б.О. Корман. Однако наличие повествовательных структур в лирическом тексте до сих пор остается спорным вопросом. Причина этого видится в устоявшемся представлении о лирике как репрезентации субъективного переживания, где первостепенно выражение точки зрения лирического субъекта, а изображение внешнего мира всецело подчинено целям самовыражения (Б.В. Томашевский, A.M. Песков). Признавая, что основной лирической интенцией является раскрытие внутренних эмоционально-психологических или интеллектуальных качеств лирического субъекта, все же следует констатировать наличие в лирике различных способов конструирование художественного мира, одним из которых является повествование.

Разумеется, нарративность лирического текста отличается от повествовательных структур в эпических жанрах, и проблема нарративных ресурсов лирики требует отдельного изучения. Однако при обращении к системе повествования в поэтическом творчестве И. Бродского представляется возможным применение методологических принципов, выработанных современной нарратологией и по преимуществу используемых при изучении произведений эпических жанров.

Материалом исследования является поэзия И. Бродского, в частности тексты его поэм и стихотворений, взятых из разных периодов творчества, а также статьи, эссе, интервью поэта. Привлекаются тексты других поэтов и писателей, оказавших влияние на его лирику.

Объектом исследования являются повествовательные механизмы, свойственные поэтическим текстам И. Бродского.

Предмет исследования - проблема нарративной структуры в поэзии И. Бродского, взятая в контексте отечественных и зарубежных критических работ с конца 1960-х годов по настоящее время.

Целью диссертационного исследования является выяснение специфических свойств системы повествования в поэтическом творчестве И. Бродского и аналитическое рассмотрение системы «точек зрения», управляющих композицией его произведений, исходя из осуществляемых им повествовательных стратегий, которые образуются с помощью синтеза эпических и лирических элементов в структурно-семантической организации текста.

Достижение обозначенной цели обеспечивается решением следующих задач:

охарактеризовать свойства категории «точка зрения» применительно к лирическому повествованию и выявить параметры лирического события;

выявить сравнительную типологию типов наррации в поэзии И. Бродского;

исследовать сюжетно-событийные функции персонажей в лирике И. Бродского и способы их взаимодействия с лирическим субъектом-повествователем и окружающим миром;

охарактеризовать повествовательную инстанцию адресата на уровнях авторской и нарраторской коммуникаций в лирическом нарративе И. Бродского;

выяснить пути взаимодействия повествовательных стратегий и поэтического языка в творчестве поэта;

рассмотреть повествование как источник смыслопорождения, способствующий образованию художественных концептов в поэтической картине мира И. Бродского.

Методологической основой работы является структурно-семиотический подход к изучению поэтического произведения. В качестве языка описания применяется терминологическая система, выработанная современной нарратологией и, как правило, используемая при рассмотрении повествовательных структур в произведениях эпических жанров. Исследование базируется на методах нарратологического анализа художественного текста, выработанных в трудах Ж. Женетта, Б.А. Успенского, В. Шмида, В.И. Тюпы. Теоретической опорой исследования являются концептуальные положения, представленные в работах Ю.М. Лотмана, Ю.И. Левина, Б.О. Кормана, Л.Я. Гинзбург, С.Н. Бройтмана, Е.В. Падучевой. Особое значение для осмысления повествовательной системы в поэзии И. Бродского имеют идеи М.М. Бахтина о диалогическом взаимодействии автора и героя в процессе эстетической коммуникации, эстетические воззрения П.А. Флоренского, концепция происхождения наррации, предложенная О.М. Фрейденберг.

Научная новизна диссертационного исследования. Впервые проводится попытка подробного описания повествовательных структур в поэзии И. Бродского. Автор настаивает на рассмотрении системы повествования в творчестве поэта в качестве центрального смыслопорождающего механизма, раскрывающего специфику устройства его художественного мира. Особое внимание уделяется выявлению идеологических представлений И. Бродского и его лирического субъекта о категории времени, порождаемых и реализуемых в процессе наррации. Особенностью работы является использование нарратологического подхода к изучению лирического текста, что во многом определяет новизну исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

Особенность поэтики И. Бродского состоит в том, что в его творчестве
расширяются повествовательные возможности лирики как рода
литературы, позволяющие сконструировать многополярный поэтический
универсум. Спецификой композиции стихотворений поэта является то,
что лирический герой становится повествовательной инстанцией,

рассказывающей о ситуации экзистенциального выбора, в которую помещается он сам или другие персонажи.

В системе повествования И. Бродского присутствует установка лирического субъекта на объективацию собственного «я» и самоустранение из моделируемой в тексте реальности, что приводит к нарушению внутренней идентичности нарратора. В творчестве поэта наблюдаются принципиальные флуктуации нарративной позиции, что выражается в пропорциональном изменении индексов присутствия повествователя в диегесисе.

Возрастание смыслового потенциала поэтических текстов И. Бродского происходит за счет их развертывания в повествовательной перспективе, главным свойством которой является верификация основных онтологических категорий.

Нарративная структура поэзии И. Бродского связана с темпоральной осью его художественного универсума. Эта темпоральная ось обладает своей спецификой: она четко сориентирована на прошлое. Именно такая ориентация темпоральной оси придает повествовательной системе в творчестве поэта особый характер: признаками прошлого наделяется изображение настоящего и будущего состояний мира.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования. В работе рассматривается специфика повествования в лирике, определяются параметры лирической событийности, выявляются особенности нарративной инстанции, организующей коммуникацию в лирическом тексте. Исследование основывается на понимании повествовательной стратегии как художественной интенции автора, конструирующего мир текста таким образом, что образование смысла в нем осуществляется через наррацию и наделение лирического субъекта функциями повествователя.

Практическая значимость полученных результатов связана с разработкой проблемы повествования в лирическом тексте, а также с осмыслением особенностей поэтического универсума И. Бродского. Положения диссертации могут быть использованы для дальнейших исследований лирического повествования в различных художественных системах, а также для осмысления закономерностей и отдельных явлений поэтики И. Бродского.

Рекомендации по использованию полученных результатов. Выводы и материалы исследования могут применяться при подготовке вузовского спецкурса по истории отечественной поэзии второй половины XX века, а также при составлении комментариев к изданиям произведений И. Бродского.

Апробация работы. Основные положения работы были представлены в виде докладов на Региональной научно-практической конференции «Классика и современность: актуальность, традиции, новаторство» (Мурманск, 2003 г.), Международной научной конференции «Нарративные традиции славянских

литератур (средневековье и новое время)» (Новосибирск, 2006 г.), на аспирантском семинаре филологического факультета РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, 2006).

Объем и структура диссертации. Диссертационное исследование изложено на 197 страницах и состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, которая содержит 186 наименований.

Похожие диссертации на Повествовательные стратегии в поэтическом творчестве Иосифа Бродского