Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэты-Преображенцы и Денис Давыдов : (Жанрово-стилевое своеобразие "гусарской" поэзии) Скибин, Сергей Михайлович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Скибин, Сергей Михайлович. Поэты-Преображенцы и Денис Давыдов : (Жанрово-стилевое своеобразие "гусарской" поэзии) : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.01.01 / Моск. пед. ун-т.- Москва, 1995.- 32 с.: ил. РГБ ОД, 9 95-1/1182-x

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена прежде всего тем, что жанрово-стилевое своеобразие "гусарской" поэзии еще не являлось предметом специального исследования. В период жанровой диффузии, охватившей русскую литературу на рубеже XYIII-XIX веков, в творчестве поэтов Преображенского кружка сложились новые жанровые образования, оказавшие влияние на становление русской лирики. Наиболее значительным завоеванием их поэзии стала "гусарская песня", наметившаяся в стихотворных опытах Марина и окончательно сформировавшаяся в творчестве Давыдова. Главным признаком "гусарской песни" было сочетание военной и анакреон-' тической тематики, что и определило необходимость исследования корней этого явления, уходящих в XYIII век.

В работе прослеживается эволюция русской батальной поэзии в литературном процессе XYIII столетия. Эта проблема также не являлась предметом специального исследования.Ближе других к решению ее подошел А.И.Кузьмин 1). Однако приоритетное внимание в своей книге он уделяет не жанровой эволюции, а воплощению героической темы в русской литературе. На материале творчества Тре-диаковского,Ломоносова, Сумарокова, Хемницера, Хераскова, Петрова, Майкова, Муравьева, Державина, Николева, Карамзина и Дмитриева нами исследуется своеобразие стиля, особенности жанра батальной оды, принципы воплощения лирического "Я" автора в художественной ткани произведения.

Развитие русской анакреонтики уже привлекало внимание советских и зарубежных исследователей. Здесь необходимо выделить работы Г.А.Гуковского 2), Г.П.Макогоненко 3), В.М.Ионина 4), Д.Шенкб). Однако по-прежнему актуальной остается проблема

1. Кузьмин А.И. Героическая тема в русской литературе. -М., 1974.

становления анакреонтической лирики XYIII-нач.ХІХ века, когда под влиянием неоклассицизма усиливается интерес к античной культуре, появляется потребность осмыслить наследие Анакреонта в новых исторических и культурных условиях. Создание образа национального героя становится важнейшей проблемой отечественной анакреонтической поэзии.

Недостаточно изучено и творчество поэтов Преображенского кружка. В 1948 г. увидело свет собрание сочинений С.Н.Марина, подготовленное Н.Арнольд 6), а в 1977 г. была защищена канди- датская диссертация Т.П.Герасимовой 7), где автор уделяет преимущественное внимание сатирическому и драматургическому творчеству Марина. Среди работ последних лет, посвященных анализу лирики Д.Давыдова, следует прежде всего отметить труды В.Э.Ва-цуро 8) 9) и кандидатские диссертации О.И.Сердюковой 10) и И.Г.Рябий 11). В настоящее время возникла необходимость иссле-довать"гусарскую" поэзию как целостное явление русской культуры. В таком аспекте данная проблема.рассматривается впервые.

  1. Гуковский Г.А. Русская поэзия XYIJI в. -Л., 1927.

  2. Макогоненко Г.П. Анакреонтика Державина и его место в поэзии начала XIX века. // Державин Г.Р. Анакреонтические песни. - М., 1986. - С. 251-295.

  3. Ионин Г.Н. Творческая история "Анакреонтических песен". //Державин Г.Р. Анакреонтические песни.- М. ,1987. - С.296-387.

  4. Schenk D. Studien zur anakreontischen Ode in der rus-sischen literatur des Klassizismus und der Empfindsamkeit.-Frankfurt a. M., 1972 .

  5. Марин C.H. Полное собрание сочинений. - M., 1948.

  6. Герасимова Т.П. Творчество С.Н.Марина и развитие русской литературы XIX века: Автореф. дис... канд. филол. наук. -М., 1977.

  7. Вацуро В.Э. Денис Давыдов - поэт.//Давыдов Д.В. Стихотворения. - Л., 1984. - С. 5-48.

  8. Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры. - Спб., 1994.

  1. Сердюкова О.И. Творческий путь Д.В.Давыдова. - Лирика.// Автореф. дис. ...канд. филол. наук.-М.,1983.

  2. Рябий И.Г. Эволюция жанра послания в лирике поэтов пушкинской плеяды. // Автореф. дис. ... канд. филол. наук. -М., 1983.

Цель настоящей работы - всестороннее исследование лирики поэтов Преображенского кружка и близкого к ним по творческим исканиям Д.Давыдова в культурном и художественном контексте эпохи. Основное внимание уделяется изучению сходных тенденций, обозначившихся в их поэзии и позволивших говорить о жанро-во-стилевом своеобразии "гусарской" поэзии. Функцию объединяющего жанрового стержня в их лирике выполняла "гусарская песня" - это и определило то обстоятельство, что поэтическое творчество Д.Давыдова нами рассматривается не полностью, а лишь в аспекте становления и угасания под влиянием элегической традиции этого жанрового образования.

Основные задачи диссертационной работы заключаются в следующем:

  1. Исследовать творчество Преображенских поэтов и Д.Давьь-дова как проявление дворянской оппозиционности конца XYIII -начала XIX века.

  2. Определить своеобразие "гусарской" поэзии как явления, сложившегося в эпоху разрушения и диффузии жанровой системы XYIII в. ,

  3. Проследить эволюцию батальной оды в русской лирике XYIII в.

  4. Изучить своеобразие анакреонтической поэзии рубежа XYIII-XIX вв.

  5. Осмыслить жанр "гусарской песни" как явление, возникшее на пересечении трех магистральных жанровых линий русской лирики: батальной, анакреонтической и сатирической.

  6. Исследовать жанр стихотворного письма, широко используемого в творчестве поэтов Преображенского кружка, как связующее звено между эпистолой XYIII столетия и дружеским посланием пушкинского времени.

  7. Проанализировать своеобразие сатирических тенденций в "гусарской" поэзии .

Научная новизна исследования.

Впервые творчество поэтов Преображенского кружка изучается в свете проблем жанровой эволюции, обусловленной философско-эс-тетическими исканиями в лирике рубежа XYIII-XIX вв. Определение места и роли "гусарской" поэзии-в контексте литературного движения эпохи с позиций современного литературоведения рассматривается нами как необходимый вклад в осмысление закономерностей

- 5 -развития русской лирики XIX века.

Вопреки устоявшемуся мнению, что "гусарская песня" вышла из военной оды и явилась прямым продолжением батальной традиции, сложившейся в литературе ХУIII века (См.: Б.Эйхенбаум "От военной оды к "гусарской песне" 12), мы понимаем этот процесс не столь однозначно. "Гусарская песня" стала наиболее продуктивной жанровой моделью для воплощения батальной темы, однако преимущественное влияние на ее становление оказала анакреонтика.

В работе впервые сделано теоретическое обобщение жанровой специфики батальной оды, и прослежено ее развитие в русской поэзии на обширном литературном материале.

Исследуя творчество поэтов Преображенского кружка, мы стремились выявить истоки русской поэзии XIX века, понять особенности формирования новой жанровой системы, ее функционирование, становление литературного языка, осмыслить мировоззрение человека рубежа минувших веков.

Предметом специального исследования з работе стала лирика Аргамакова. - Нами уточняются литературные источники, оказавшие' воздействие на его творчество, определяется специфика понимания поэтом жанра анакреонтической оды в свете художественных принципов сентиментализма.

В диссертационной работе дан всесторонний анализ лирики Марина, что позволило вопреки сложившейся традиции переосмыслить его философско-эстетическую позицию как убежденного сторонника "Беседы..."

Эволюция жанра "гусарской песни" оказалась в центре нашего внимания при исследовании лирики Дениса Давыдова. Впервые мы рассматриваем эту проблему в контексте освоения батальной темы его современниками и прежде всего Батюшковым. Взаимовлияние художественных систем стало важным стимулом совершенствования их творчества.

Современные теории жанра дружеского послания строятся в основном на материале посланий пушкинской поры. Вместе с тем такой подход не дает исчерпывающего представления об этом жанре, прошедшем длительную эволюцию. Поэтому мы исследуем посла-

12. Эйхенбаум Б.М. От военной оды к "гусарской песне". // Давыдов Д. Полное собрание стихотворений. - Л.,1933. - С.29-44.

- 6 -ниє в творчестве поэтов Преображенского кружка как оригинальное явление, ставшее * связующим звеном между эпистолой XYIII века и дружеским посланием нового времени.

Практическая значимость. Результаты диссертационной работы, могут быть использованы в исследованиях монографического характера , посвященных творчеству конкретных писателей /Аргамакова, Марина, Д.Давыдова, Шаховского /; при подготовке спецкурсов и спецсеминаров по русской литературе XYIII-XIX вв., при изучении жанрово-стилевых тенденций русской поэзии.

Методологической и теоретической основой исследования являются принципы историко-генетического и типологического изучения литературного творчества.

Апробация работы. Общая концепция и отдельные положения диссертации изложены в публикациях, докладывались на межвузовских и межрегиональных конференциях.

Впервые вводятся в научный оборот некоторые поэтические произведения преображенцев, найденные нами в журналах конца XY-III-начала XIX века и в архивах. В цитируемых текстах сохраняется авторский вариант орфографии и пунктуации.

Похожие диссертации на Поэты-Преображенцы и Денис Давыдов : (Жанрово-стилевое своеобразие "гусарской" поэзии)