Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэтика комического в прозе В. Аксенова Дадаян Эрик Георгиевич

Поэтика комического в прозе В. Аксенова
<
Поэтика комического в прозе В. Аксенова Поэтика комического в прозе В. Аксенова Поэтика комического в прозе В. Аксенова Поэтика комического в прозе В. Аксенова Поэтика комического в прозе В. Аксенова
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дадаян Эрик Георгиевич. Поэтика комического в прозе В. Аксенова : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Дадаян Эрик Георгиевич; [Место защиты: Дагестан. гос. ун-т].- Махачкала, 2010.- 186 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/1006

Введение к работе

Данное диссертационное исследование посвящено изучению поэтики комического в прозе В. Аксенова.

В. Аксенов представляет собой значительное явление в современной литературе. Заняв свое место в литературном процессе середины 50-х годов, в период хрущевской «оттепели», писатель становится одним из лидеров шестидесятников, эмигрирует, но всегда пишет для России.

Переживший и отразивший в своих произведениях
наиболее яркие события новейшей истории России второй
половины XX века, сам В. Аксенов до последних дней
оставался фигурой неразгаданной, по меньшей мере,
малоисследованной. До конца своей жизни он продолжал
писать, активно публиковаться, что свидетельствует о
высоком профессиональном уровне его литературного
таланта. Творческий путь писателя является

непосредственным отражением советской и постсоветской социокультурной ситуации второй половины XX века. Неоднозначные отношения В. Аксенова с властью в СССР, его эмиграция в 1980-м году, вхождение в контекст новой русской прозы в постсоветское время - все эти факторы вместе с установкой автора на постоянный художественный поиск повлияли на особенности его творчества. Обращает на себя внимание способность прозаика к соединению в едином пространстве художественного текста литературной традиции предшествующих столетий. При этом на протяжении всего творческого пути наблюдается склонность писателя к ироническому, гротескно-сатирическому изображению действительности основных философско-эстетических, социальных и религиозных догм современности, человеческих эмоций и поступков. Заметное стремление к смелому эксперименту с формой и содержанием своих произведений обеспечивают особую популярность книгам В. Аксенова не только у читательской аудитории, но и у литературоведов и критиков.

Являясь автором большого количества романов, сборников рассказов, публицистических книг, В. Аксенов предстает одной из наиболее выразительных фигур на поприще экспериментального повествования. В последние годы в периодике регулярно появляются статьи, рассматривающие тот или иной аспект творчества писателя, и вопрос о комическом начале творчества В. Аксенова все чаще привлекает внимание исследователей. В разных работах мы встречаемся с многочисленными замечаниями о природе аксеновской иронии, юмора и сатиры. Обращает на себя внимание характер аксеновского гротеска, сосуществование комического и трагического в романах и повестях писателя. Однако, вопрос о комическом в прозе В. Аксенова во всей совокупности его проявлений нигде не становится предметом специального рассмотрения, хотя само обилие замечаний, в той или иной мере касающихся комического в творчестве писателя, свидетельствует о необходимости более подробно и углубленно исследовать эту проблему.

Именно в этом видится нам актуальность исследования, посвященного выявлению своеобразия комического в текстах В. Аксенова как важнейшего компонента его художественного мышления. Это позволяет глубже проникнуть в творческий мир писателя и детально представить общую картину его литературной эволюции в советском и постсоветском пространстве.

Значимый вклад в исследование форм и элементов комического внесли В.Я. Пропп, М.М. Бахтин, Ю.Б. Борев, Д.С. Лихачев и другие. Вместе с тем, мы хотим отметить, что не все аспекты, связанные с конкретным функционированием комического в литературе, исследованы.

Мы считаем целесообразным изучить данную проблему в контексте развития литературоведческой мысли прошлого столетия. Для этого необходима, в первую очередь, дифференциация специфики категории комического как модели, отображающей действительность в таких направлениях как реализм, модернизм, постмодернизм.

Уточнение и сравнение комического с другими категориями и понятиями эстетики, такими как безобразное, ужасное, абсурдное, возвышенное, трагическое и др., позволяет конкретизировать специфику смеха.

Комическое у В. Аксенова многообразно и многозначно. Его комизм может выступать в форме чистого юмора, преодолевающего противоречия действительности («абсолютный комизм» - по Бодлеру), может быть субъективным выражением чувства недостаточности мира, из чего вытекает ироническая позиция художника по отношению к нему. И, наконец, смех может быть недвусмысленно направленным на конкретные исторические, социальные и нравственные явления действительности и иметь при этом сатирический характер. В своих официально опубликованных текстах В. Аксенов иронически осмысливает советскую реальность через литературную игру со штампами официальной культуры, тем самым, выражая протест против действительности.

Большинство исследователей называют прозу В. Аксенова иронической, подчеркивая отношение автора к реальному миру. Сам В. Аксенов постоянно характеризует иронию как определяющий принцип своего стиля. А. Генис и П. Вайль, говоря о появлении иронии в литературе 1960-х, утверждают, что она «усомнилась в цели, не отрицала ее, не выдвигала противоположную, а именно усомнилась. И в самой цели, и в том, что она есть, и даже в том, что цель может быть вообще». При этом специфика материала, который В. Аксенов интегрирует в сферу иронической игры, не позволяет однозначно говорить об отсутствии у писателя антисоветских задач. Несомненно, что любой дискурс будет трансформирован, а, значит, и дискредитирован в своей самоценности и значимости при включении его в игровой контекст. Советская же художественная система при таком с ней обращении теряет силу своей базисной основы -идеологии, и пустая советская форма ставится в зависимость

от задач автора игры и, часто в скрытой форме, деконструируется им.

В данном диссертационном исследовании мы прослеживаем эволюцию комического, выполняющего определенные функции в произведениях писателя на разных этапах его творчества.

Научная новизна нашей диссертации заключается в следующем:

впервые в отечественном литературоведении на материале произведений В. Аксенова доэмигрантского, эмигрантского и постэмигрантского периода рассматривается эволюция комического и его своеобразие в творчестве писателя;

комическое в текстах автора исследуется на сюжетном, жанровом, интертекстуальном, языковом уровнях художественной системы.

Объектом исследования выступают молодежные повести В. Аксенова, доэмигрантская, эмигрантская и постэмигрантская проза.

Предметом исследования является художественная специфика комического в произведениях писателя.

Цель исследования заключается в выявлении художественного своеобразия комического в творчестве В. Аксенова и особенностей его функционирования в произведениях писателя разных периодов.

Поставленная цель определила следующие задачи исследования:

выявить особенности комического и определить его роль в формировании художественных принципов молодежной прозы В. Аксенова периода «оттепели»;

определить какие функции выполняет комическое в творчестве В. Аксенова на отдельных этапах его доэмигрантского, эмигрантского и постэмигрантского периода;

рассмотреть повесть В. Аксенова «Затоваренная бочкотара» как переходный момент писателя от

романтизма периода оттепели к гротескно-ироничному модернизму;

выявить жанровые особенности и специфику комического в произведениях В. Аксенова доэмигрантского периода «Ожог» и «Остров Крым»

раскрыть основные приемы изображения комического в произведениях В. Аксенова конца XX - начала XXI вв. (сатира, юмор, ироническая мистификация, карнавализация, пародия, игра и т.д.). Теоретико-методологической основой диссертации

послужили принципы сравнительно-исторического

литературоведения, получившие развитие в трудах
крупнейших отечественных литературоведов

(А. Веселовского, М. Алексеева, В. Жирмунского, Р. Барта,

A. Гениса, Л. Гинзбург, Вик. Ерофеева, Н. Ефимова,
И. Ильина, В. Курицына, А. Сычева, А. Дмитриева,
Н. Леидермана, М. Липовецкого, Г. Поспелова, Д. Лихачева и
др.). Принципиально важными для общей концепции
исследования стали труды М. Бахтина, Л. Пинского,

B. Проппа, посвященные проблемам комического в
художественной литературе, исследования западных
литературоведов, заметно расширяющие проблемное поле
современной науки о литературе и обеспечивающие новую
интерпретацию произведений В. Аксенова в
социокультурном, идеологическом и литературно-
художественном советском и постсоветском пространстве
(П. Майер, Г. Слобин, Б. Дземидок, П. Далгард, В. Дукас,
Ф. Кинг и др.), классические труды по философии смеха
3. Фрейда, А. Бергсона, исследования онтологии и эстетики
смеха в культурном сознании (Л. Карасев, М. Рюмина,
Л. Балина и др.).

Существенными для исследования явились методы целостного и интертекстуального анализа художественного произведения.

Теоретическая значимость проведенного нами исследования заключается в том, что его результаты важны

для определения и уточнения релевантных для литературы понятий, таких как комическое, смех, юмор, сатира, ирония, карнавал, пародия, миф, игра, бурлеск и др. Наблюдения, выводы и полученные результаты могут послужить основой для дальнейшего изучения процесса эволюции феномена комического в современном литературном сознании.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что материалы исследования, основные выводы и положения могут быть использованы в курсах истории современной русской литературы на филологических факультетах университетов и педагогических вузов, в спецкурсах и семинарах, посвященных углубленному изучению творчества В. Аксенова, современной русской литературы, а также для дальнейшего исследования творчества писателя.

Положения, выносимые на защиту:

Категория комического является важнейшей составляющей художественного творчества В. Аксенова, системообразующим элементом поэтики его произведений.

Наиболее актуальными по отношению к произведениям В. Аксенова являются такие категории комического как: смех, юмор, сатира, мениппея, ирония, карнавал, пародия, миф, игра, бурлеск.

Исследование своеобразия прозы В. Аксенова доэмигрантского, эмигрантского и постэмигрантского периода позволяет определить карнавал как доминирующий прием создания комического в произведениях писателя.

Отдельные элементы комического, сконцентрированные на изображении явлений общественной жизни, являются органичной составляющей жанра антиутопии в произведениях В. Аксенова.

Комическое реализуется в текстах писателя на различных уровнях: языковом, сюжетном, жанровом,

интертекстуальном, что позволяет говорить об особом
типе художественного видения автора.
Комическое в прозе В. Аксенова на отдельных этапах
его творчества выполняет различные функции: от
иронического осмысления советской

действительности в молодежных повестях к социально-политическому гротеску эмигрантской и постэмигрантской прозы.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в семи публикациях и на межвузовских конференциях «Университетские чтения -2009» (Пятигорск, 2009), «Молодая наука - 2009» (Пятигорск, 2009), «Университетские чтения - 2010» (Пятигорск 2010).

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Общий объем диссертации - 187 страниц.

Похожие диссертации на Поэтика комического в прозе В. Аксенова