Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности психологизма в романе "Господа Головлёвы" Салтыкова-Щедрина Росабаль Гирадо Мириам

Особенности психологизма в романе
<
Особенности психологизма в романе Особенности психологизма в романе Особенности психологизма в романе Особенности психологизма в романе Особенности психологизма в романе Особенности психологизма в романе Особенности психологизма в романе Особенности психологизма в романе Особенности психологизма в романе Особенности психологизма в романе Особенности психологизма в романе Особенности психологизма в романе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Росабаль Гирадо Мириам. Особенности психологизма в романе "Господа Головлёвы" Салтыкова-Щедрина : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01. - Москва, 1984. - 188 c. : ил. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Воззрения Салтыкова-Щедрина на литературу и искусство . 13 - 22

Глава II. На пути к роману "Господа Головлевы". Тематика, проблематика и особенности замысла. 23 - 57

Глава III. Особенности психологического анализа в романе "Господа Головлевы" 58 - 140

Глава IV. Языковые средства щедринской сатиры в романе "Господа Головлевы" 141 - 168

Заключение 168 - 171

Библиография 178 - 187

Введение к работе

Один из величайшие сатириков мира, Салтыков-Щедрин внес огромный вклад в развитие критического реализма России и Западной Европы. Его влияние на мировую литературу оказалось продолжительным и в высшей мере плодотворным. В результате его творческих исканий и художественных открытий мировая сатира поднялась на более высокий уровень.

Творческое наследие Салтыкова-Щедрина многогранно и представляет благодарный объект для исследования. Задачей данной работы является анализ средств создания психологической характеристики персонажа в романе Салтыкова-Щедрина "Господа Го-ловлевы" с целью показать как психологизм совмещается с сатирой.

Творчество Щедрина подробно изучалось и изучается советскими литературоведами. Круг проблем, рассматриваемых современными 1.;едриноведами очень широк. С.Макашин в связи со 151-м юбилеем писателя отметил, что перед исследователями творчества Щедрина стоит целый ряд недостаточно изученных вопросов, связанных с его эстетическим мировоззрением, стилистикой его творчества, особенностями психологического анализа в его эпических полотнах и другие. Эти вопросы глубоко исследуются, изучаются. '

Говоря о фундаментальных работах, посвященных его творчеству художника-сатирика, его жизненному пути, в первую очередь необходимо отметить монографии А.С.Бушмина и С.А.Макашина. ' Так же интересны в этом отношении труды В.Я.Кирпотина, Е.й. По-кусаева, М.С.Горячкиной и других авторов.

Особенностям стиля Салтыкова-Щедрина и роли речевой характеристики в создании художественного образа в его произведениях посвящены работы А.К.Бочаровой, Л.В.Елизаровой, М.А.Мыслякова. '

Творчество Салтыкова-Щедрина в контексте литературного процесса его эпохи рассмотрено в исследованиях А.С.Бушмина, В.Я. Кирпотина.^

Мы остановимся подробно на работах, в которых рассматривается с той или иной точки зрения психологизм в творчестве Щедрина, и, конкретно в романе "Господа Головлевы".

В 50-е годы внимание ученых начинают привлекать особенности языка и стиля романа Щедрина. Н.П.Каноныкин в своем исследовании дает углубленный лингвистический анализ романа "Господа Головлевы", взаимосвязь с идейным содержанием раскрывая его значение как средство создания психологического портрета героя.

Статья С.Ф.Баранова о стиле романа посвящена анализу композиции, пейзана, интерьера, портрета, авторских отступлений, речи героев с точки зрения значения всех этих средств художественной выразительности в воссоздании внутреннего мира персона-яей, самой атмосферы романа. '

Диссертации 50-ых годов А.С.Саранцева и Л.В.Елизаровой углубляли представление о "Господах Головневых", как об эпическом сатирическом полотне. На диссертации Саранцева есть ссылки в многографии Покусаева, а некоторые положения работы Елизаровой творчески учтены в монографии А.С.Бушмина. '

С точки зрения анализа средств создания психологической характеристики привлекают внимание работы трех исследователей:

7/

Е.И.Покусаева, К.Н.Григорьяна и Л.Длуговской. '

В исследовании романа "Господа Головлевы" Е.И.Покусаев избрал для себя одну тему - тему обманного, пустого слова. В 1955 г. были напечатаны первые результаты анализа социально-психологического содержания и стилевого воплощения пустословия. Эта работа на протяжении нескольких лет дополнялась, раз-

вивалась, концентрировалась.

Работа К.Н.Григорьяна, посвященная роману Щедрина "Господа Головлевы", представляет собой монографическое исследование. Автор анализирует некоторые средства создания психологического портрета: речевую характеристику, пейзаж, портрет. Особенное внимание Григорьян уделяет "психологическому рисунку", ЗВОЛЮ-ции Иудушки. 7

Для Л.Дпуговской первостепенное значение имеет вопрос о том, как авторская оценка героя сказывается в особенностях типизации характеров. В своей диссертации она утверждает, что "об индивидуальных различиях между героями Щедрина в частности, молодыми Головлевыми, говорят вскользь. Кроме того, понятие "индивидуального" трактуется слишком расширительно". Главный вопрос ее работы - специфика психологизма Щедрина как целостной системы, т.е. соотношение и взаимодействие.основных его сторон - типологии, принципов изображения внутреннего мира, поэтики.

Исследования романа "Господа Головлевы" А.С.Бушминым творчески обогатили достижения всего советского щедриноведения, внесли много нового в представление об образной системе романа.

Особое значение имеет для нас монография С.Г.Бочарова "Психологический анализ в сатире". ' В этой работе автор блике, чем кто бы то ни было из перечисленных исследователей, подходит к интересующей нас проблеме - соединению психологизма с сатирой в романе Щедрина. Автор ставит своей целью найти "единый принцип", обличающий Головлевых "индивидуализированных как живые личности и раскрытых изнутри, с персоналами гротескного плана. Одновременно он пытается показать, что психологический анализ индивидуализированных характеров может быть основным

средством создания сатирического эффекта, приближаясь, таким образом, к рассматриваемой нами проблеме.

Но в своей работе Бочаров не ставил перед собой задачи конкретного подробного анализа средств создания глубокой, сложной психологической характеристики, выполняющей к тому не функции сатирического изображения личности, общественного явления и т.д. Его работа носит фундаментально-теоретический характер.

Таким образом, краткий обзор работ, посвященных роману Щедрина "Господа Головлевы", дает понять, что проблема создания сатирического эффекта средствами подробной психологической характеристики, проблема анализа этих средств как компонентов сатирического изображения, не была рассмотрена исследователягли. Упомянутые работы, опыт ученых в анализе средств художественной выразительности в романе Щедрина, необходим для решения нашей проблемы. Особое ванное значение в этом смысле имеет труд С.Г.Бочарова.

К моменту создания Щедриным "Господ Головлевых" в русской литературе уже творили такие мастера сатиры и психологического анализа, как Гоголь, Толстой, Достоевский, Лесков. Проблема сочетания, взаимодействия сатирического и комического таким образом не может быть рассмотрена лишь в творчестве Щедрина в отрыве от литературного контекста его времени. Однако в цель данной работы не входит выявления типологических черт сочетания сатирического и психологического в литературе последней трети XIX века. Нам ванно понять, какие художественные открытия своего века в области создания характера глубоко психологически достоверного и в то не время несущего функцию сатирическую Щедрин творчески использует в своем творчестве.

Б русской литературе интерес к внутреннему миру человека,

к тонким и сложным процессам, идущим в сознании человека, к внешним выражениям этих переживаний, нарастает с появлением и развитием реализма. Сложно говорить о богатстве, глубине психологической характеристики в литературе, например, романтизма, когда на первый план изображения выходят не живые "типические" по выражению Энгельса характеры, а "необыкновенные личности, бурные страсти, жизненные условия, в которых развивается действие. В литературе романтизма мы не найдем интереса писателя к анализу внутренней жизни человека, соотнесение ее с внешними проявлениями и т.д.

Такой интерес к внутреннему миру человека становится возможен только тогда, когда на первый план в художественном произведении выводит "типический характер в типических обстоятельствах". Эти слова Энгельса, характеризующие один из важнейших принципов реализма, являются краеугольным камнем эстетики Щедрина и других писателей реалистов. Характеры героев "Губернских очерков", "Господ Гояовлевых", "Современной идиллии" построены по законам реализма и, следовательно, глубоко психологически достоверны.

Щедрин создавал свои произведения в то время, когда психологический анализ личности персонажа стоит в центре внимания таких гениев как Толстой и Достоевский. В творчестве обоих этих писателей большое место занимает описание проникновение в жизнь русского дворянства. Роман "Господа Головлевы" стал рядом с "Братьями Карамазовыми" Достоевского, "Анной Карениной" Толстого. Художественное видение писателей совершенно различно, человек в окружающем его мире предстает в этих произведениях совершенно по-разному, но при несхожести художественно-эстетических систем, мировоззрении, авторов объединяет одно -

боль за разрушающуюся человеческую личность, попытка анализа причин и хода ее трагедии - и как средство этого анализа - психологическая характеристика. Щедрин - художник выступив на литературную сцену России 50-80-х годов XIX века, по праву занимает выдающееся место в ряду великих русских писателей-реалистов

Психологическая характеристика в романах Щедрина глубоко своеобразна. Она совмещена с оценочным, сатирическим взглядом на персонаж и существует в неразрывном единстве с ним. Для того, чтобы понять сущность сатиры Щедрина и ее развитие в реалистическом социально-психологическом романе "Господа Головле-вы" нужно четко представить следующее: время написания романа, т.е. ту по выражению Щедрина "народную почву", на которой он появился и место романа как сатирического произведения в русской литературе и в творчестве самого писателя.

Роман был написан в 1872-80 г., когда последствия реформы 1981 г. были уже очевидны и дворянство, помещичество стало средоточием социального зла в России, силой, смещающей экономическому, социальному, политическому развитию страны и по сути своей разлагающейся и становящейся "выморочным родом", говоря словами Щедрина.

Совершенно естественным и логичным представляется сопоставление романа Щедрина с "Мертвыми душами" Гоголя. Оба писателя средствами сатиры создавали картину вырождения русского дворянства во всех областях жизни, начиная с семьи и кончая экономической ролью дворянства в жизни страны. "Господа Головлевы" воспитывали народ в той школе ненависти к классу господ, основание которой положено "Мертвыми душами". '

"Мертвые души", как и "Господа Головлевы", сатирический роман. Но назвать его социально-психологическим, мы думаем, не-

9 льзя. Гоголь не ставит своей целью создание психологически подробного и тонкого портрета своих персонажей, ему интересны скорее типы, чем характеры (недаром имена Манилова, Р Плюшкина стали нарицательными). Щедрин же "показывая "мертвые души" на

то/ более поздней стадии разрушения ' , изображает сатирически

окрашенные характеры, глубоко правдивые и тонкие изменения внутреннего мира человека. Сам психологический анализ, психологический портрет становится средством создания сатирического эффекта.

Б этом смысле "Господа Головлевы" резко отличаются от таких произведений Щедрина, как, например, "История одного города" -развернутого гротескного повествования, сама стилистика которого исключает психологический анализ, или от "Сказки" - по форме приближающимся к притче и басне.

Роман Щедрина органически вписывается в литературный конт-текст 60-х годов. "Возникли новые вопросы, появились новые социально-психологические характеры - и понадобились новые методы для художествеиного исследования их... В 1870-е годы Некрасов и Салтыков-Щедрин... ищут новые творческие пути"13/.

Каковые не "новые методы художественного исследования" действительности, реализующиеся в творчестве Щедрина 70-х годов, конкретно в романе "Господа Головлевы"?

Направленность творчества остается явно сатирической, но средства достижения сатирического эффекта коренным образом меняются. Гротеску, эзопову языку, гиперболе на смену приходит типизированная психологическая характеристика персонажа, рассмотренного в неразрывном единстве со средой, его окружающей. "Демократы-шестидесятники заново пересмотрели вопрос о соотношении среды и характера. Признавая первичность среды, Чергш-

шевский, Добролюбов, Некрасов, Салтыков-Щедрин всячески подчеркивали обратную связь..."14/.

Средства психологической характеристики у Щедрина разнообразны и наряду с прямыми характеристиками персонажа (внутренним монологом, портретом, пластическим рисунком, авторскими оценками) обычную роль играет, если так можно сказать, "портрет" среды. Описание пейзажа, интерьера и до Щедрина было чрезвычайно значимо в сатирическом произведении (достаточно вспомнить пейзаж во владениях Плюшкина или знаменитое описание его захламленной гостиной), но ранее, и в "Мертвых душах" в том числе среда была статична, выполняла орнаментальную функцию. У Щедрина существует "обратная связь" между средой и героем. Это означает не только то, что описываемые жизненные условия влияют на формирование человеческих качеств героя, но и сам герой в соответствии со своим внутренним содержанием изменяет эти условия. Такое изображение среды давало писателю возможность с новой, неожиданной точки зрения показать эволюцию, душевную деградацию рода Головлевых, разрушение вместе с ними всего устройства их мира, их времени. В этом-то и выражается единство представлений Щедрина о человеке и обществе с пониманием этой проблемы его современниками.

"Общее настроение общества и масс - вот что меня занимает" /XIX,67/ - писал Щедрин. Сатирическое и одновременно психологически достоверное изображение в романе соотношение характе- ра и среды как раз и является воплощением этого "общего настроения общего" по отношению к уходящему в небытие дворянству и его образу жизни. Глубокий общественно-политический, социальный смысл романа раскрывается через взаимодействие разных планов повествования: политической сатиры и глубоко-психо-

логического анализа характеров социальных типов-объектов этой сатиры.

М.Ольминский, один из первых исследователей Щедрина советской эпохи, писал о нем: "Его область, главным образом, образ исследования тех психологических надстроек, которые не определяют, правда, форм классовой борьбы, но зато одухотворяют, облекают плотью и кровью личности, через которые классовая борь-ба получает осуществление""^'.

Таким образом мы можем окончательно сформулировать, обозначить те вопросы, которые необходимо рассмотреть, чтобы выяснить, каким образом психологический анализ становится средством сатирического изображения действительности в романе М.Е.Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы".

Во-первых, это вопрос о конкретных средствах психологической характеристики, которыми пользуется Щедрин, т.е. портрет, пластический рисунок образа, речевая характеристика персонажа, внутренний монолог, прямая речь героя в изложении автора и т.д. А во-вторых, это принципиально новый, найденный писателем путь изображения внутреннего движения характера - динамичное описание жизненной среды героев, ее изменение вместе с разрушением "выморочного рода" Головневых.

В неразрывном единстве с этими вопросами мы должны решить, каким образом эти средства реалистической изобразительности служат автору орудием сатирического изображения жизни русского общества и конкретно, русского дворянства в 60-70-е годы XIX века. Анализируя текст романа с этой точки зрения, мы неизбежно придем к осознанию высокой общественно-политической и художественной ценности романа и его места в общественной жизни 80-ых годов прошлого века. И тогда в какой-то мере получит обь-

12 яснение, почему он вызывал такой живой интерес у читателей нескольких поколений. И почему он до сих пор возбуждает сопереживание у современных нам читателей разных возрастов и разного социального положения. Роман Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы" живет в читательском сознании более века - и это само по себе требует научного осмысления.

Воззрения Салтыкова-Щедрина на литературу и искусство

Щедрин был не только великим художником-сатириком, но и замечательным критиком, теоретиком искусства. Он плодотворно pas рабатывал основные проблемы критического реализма и особенно сатиры.

Он написал значительное количество статей и рецензий, посвященных литературе, театру и драматургии. Во всех этих работах сатирик поднял важные вопросы теории критического реализма; например: вопрос об общественной роли искусства, проблему нового революционного демократического героя, сатирической типизации, изображения характера в сатирическом произведении и т.д.

Литературно-эстетическая позиция Щедрина складывалась в результате обобщения достижения русского критического реализма на основе традиции Белинского, Чернышевского и Добролюбова. Их идеи получили новое развитие в литературно-критической и публицистической деятельности Салтыкова-Щедрина. Он отличался в то же время самобытностью и оригинальностью теоретических идей. В условиях 60-х годов и в последующие период он творчески развивал принципы революционно-демократической эстетики.

Статьи Белинского сыграли решающую роль в формировании литературных взглядов Щедрина. Основные его взгляды на литературу окончательно установились в начале 60-х годов. Его литературные понятия, как заметил К.Н.Григорьян, вырабатывались в борьбе с идеалистической эстетикой. С точки зрения Щедрина, для истинной поэзии обязательны "конкретность, отсутствие преувеличения, определительность представлений и ощущений" .

Щедрин утверждал диалектическое единство поэтического вдохновения и мысли поэзии и знаний.

Основной вопрос эстетики - вопрос об отношении литературы к действительности - Щедрин решал с материалистических позиций, утверждая зависимость литературы от жизни. М.М.Герасимович утверждает, что: "Салтыков рассматривал законы художественного творчества и их развитие в тесной связи с эволюцией общества, исходя из ПОЛОЕЄНИЯ революционно-демократической эстетики о социальной обусловленности искусства: "Сфера изящного точно так ке следует своим историческим законам, как и всякая другая сфера человеческой деятельности" .

Для Щедрина, (как и для всех просветителей, познавательная активная функция литературы стоит на первом плане.

Большой заслугой Салтыкова-Щедрина явилась теоретическая разработка проблем идейности литературы и роли мировоззрения в художественном творчестве. Щедрин был твердо убевден в том, что сила и действенность произведения во многом зависят от способности писателя познать внутренний смысл, важность определенной точки зрения художника на изображаемую им действительность, от активной творческой позиции писателя по отношению производимым событиям.

Щедрин требует от художника глубокого осознанного выбора объектов изображения, четкого и ясного отношения к явлениям жизни. Придавая большое значение роли мировоззрения в творчестве, он в то же время не считал, что мировоззрение может заменить талант. Великий русский писатель указывал, что при полном отсутствии таланта никакое богатство сюжета не может выручить автора, оно лишь сильнее подчеркнет его несостоятельность.

Передовое мировоззрение воодушевляет художника, мобилизует его силы, дает простор его таланту, выводит наружу скрытые, таящиеся под спудом способности его. "Необходимость относиться к явлениям жизни под тем или иным углом зрения, - пишет Салтыков, - ... нимало не может слушать стеснением для творческой деятельности художника, а напротив того, открывает ей новые горизонты, оплодотворяет ее, дает ей смысл... Ничто в такой степени не возбуждает умственную деятельность, не заставляет открывать новые стороны предметов и явлений, как сознательные симпатии и антипатии. Без этой подстрекающей силы художественной воспроизведение действительность был бы бесконечным повторением описания одних и тех же признаков" Л

Щедрин не мог не выступить против "искусства для искусства", так как вопрос о "свободной" и тенденциозной поэзии был одной из центральных проблем, отражавших борьбу между идеалистической и материалистической эстетикой. Салтыков, ссылаясь на творчество Фета и Павловой, показал, что задача "искусства для искусства" заключается в том, чтобы увести читателя от важнейших вопросов современности, сделать литературу средством вовлечения людей в область субъективных, лишенных общественного значения, чувств и переживаний.

На пути к роману "Господа Головлевы". Тематика, проблематика и особенности замысла.

Рассказы о семействе Головлевых, входившие сначала в "Благонамеренные речи" такке служили разоблачению "святости" семейного союза. В "Благонамеренных речах" (I87I-I876) сатирик рисует самые различные типы хищников-буржуа, рццарей и денежного мешка. Он говорит о том, что сущность буржуазии, несмотря па различие индивидуальных черт ее отдельных представителей, одна и та ке - это эксплуататоры. Щедрин одним из первых в русской литературе нариоовал "весьма колоритные, обобщенные типы буржуазных хищников и стяжателей" . Основная мысль "Благонамеренных речей" сформулировал Щедрин в 1871 г. в рецензии на рассказ Лейкина, когда следующим образом охарактеризовал показную благонамеренность и благочестие буржуазии: "Человек, от зари до зари обсчитывающий и обмеривающий, потом до безобразия напивающийся и в пьяном виде отходящий ко сну - вот идеал благонадежного гражданина, который и до сих пор не перестает господствовать в уличных понятиях. Нужды нет, что эти люди воруют самым наглым образом - они краеугольный камень собственности; нужды нет, что они верят в наговоренные пояса - они краеугольный камень религии; нужды нет, что семейная жизнь их есть не что иное, как сплошной разврат - они краеугольный камень семейства; нужды нет, что своими действиями они непрерывно подрывают основы общества, - в них и в них одних усматривается краеугольный камень общественного спокойствия" /УШ, 185-186/.

Щедрин указывает тем самым на полное моральное, духовное разложение помещичье-буржуазного общества, на проникающую его фальш и лицемерие.

Работая над "Господами Головлевыми", Салтыков поставил перед собой сложную задачу: художественно раскрыть внутренний механизм разрушения семьи. От главы к главе романа прослеживается трагический выход из семьи и из жизни главных представителей головлевской вмилии. "Я обратился, - пишет Щедрин, - к семье, к собственности, к государству и дал понять, что в наличности ничего этого уже нет. Что стало быть принципы даже для тех, которыми ими полльзуготся. На принцип семейственности написаны мною "Господа Головлевы" (XIX, 186).

Щедрин показал, что семья в самодержавно-крепостническом обществе, отражая все его пороки, есть по сути отрицание семейственного союза. Ужасающая правда о "святыне" - семье, рассказанная Щедриным в ярких образах, делает роман "Господа Головлевы" ярким примером того, как политически остро, злободневно, до предела социально может быть освещена проблема семьи в буржуазном обществе.

"Господа Головлевы", созданные в период новой революционной ситуации в России, явились в литературе самой последовательной и глубокой критикой существующего общественного строя. В 70-х годах, в период создания "Господ Головлевых", писатель с особой остротой воспринимает не только ненормальность, неестественность ситуации отчуждения личности, но и ее предельно назревшую кризисность.

Мысль о необходимости изменения жизни народа присутствовала уже в ранних повестях Щедрина. Она является основным мотивом "Губернских очерков", но связана здесь с иллюзиями о скорых похоронах старых времен. В этот момент писатель казалось, что реформы сверху могут обновить крепостническую Россию.

Тема смерти старых времен у Щедрина находит и несколько иную трактовку в пьесе "Смерть Пазухина" (1875), изображающей современное нравственное разрушение общества. Первоначальные заглавия этой пьесы: "Смерть" и "Царство смерти" говорят о том, что моральное разложение в среде купечества и чиновничества является для Щедрина символическим выражением умирания всего крепостнического строя.

Об этом свидетельствует замысел"Книги об умирающих", который возник вместе со "Смертью Пазухина". В письме к И.С.Аксакову 17 декабря 1857 г. Щедрин писал: "Разумеется, эти умирающие еще совершенно живы и здоровы, но я предположил себе постоянно проводить мысль о необходимости их смерти и о том, что возрождение наше не может быть достигнуто иначе, как посредством Иванушки-дурака. Мысль эта высказывается во всех. моих сочинениях."

В галерее образов умирающих одним из самых ярких явился образ помещицы Падейковой (1859). Используя в качестве реальной основы этого типа нараставший в предреформенные годы испуг и растерянность крепостников, их звериный страх перед революционным крестьянским подъемом, Щедрин улавливает в окружающей действительности черты разложения личности крепостника и проводит мысль об органической не жизнеспособности дворянства.

Поскольку нарастание революционного кризиса в конце 50-х годов было очевидным для всех, Щедрин в это время еще убеждает правительство стать на защиту интересов крестьянства. Замысел "Книги об умирающих" был связан с надеждами на благополучное решение крестьянского вопроса "сверху".

Особенности психологического анализа в романе "Господа Головлевы"

Ни в одном из своих произведений Салтыков не достигает такой глубины в художественном раскрытии внутреннего мира героя как в "Господах Головлевых". Сам Щедрин отдавал себе отчет в глубоком психологизме содержания своего произведения, когда писал Некрасову о работе над романом: "содержание ее все психологическое" /XIX,67/.

Психологический анализ в реалистической литературе, как правило, служил средством более глубокого проникновения во внутренний мир человека с одновременным раскрытием воздействия на психику социальных обстоятельств среды. И как правило, большие мастера реализма на Западе и в России умели достичь художественного синтеза и создавали целостные образы. Психологизм выступает в познавательном значении, способствуя углубленности художественного изображения характеров, их индивидуализации, конкретности и типической обобщенности. В направленности психологического анализа выражается отношение писателя к изображаемым явлениям, его идейная позиция. Психологический анализ подчинен авторскому замыслу в создании характеров и всего произведения в целом.

Салтыков-Щедрин применяет интенсивный психологический анализ в наиболее острых, переломных ситуациях, когда в жизни действующих лиц происходят крупные перемены, сопряженные с драматизмом переживаний, когда решается их судьба и действительность предстает перед ними во всей своей жестокости, или они сами наносят удары другим людям. В этих ситуациях они начинают с большей пристальностью вглядываться в сущность проис- ходящего с ними. Они всматриваются в окружающее, осмысливают его точнее, осознают свое настоящее и будущее. Именно в этих ситуациях с наибольшей детализацией выявляются характеры в единстве их индивидуальных и типологических особенностей и одновременно ярко выражается сатирическое их обличение писателем. И это понятно: в момент сдвига в судьбе, грозящего опасностью, персонажи мобилизуют все свои скрытые внутренние ресурсы.

Е изображении таких ситуаций с большой полнотой раскрывается мастерство писателя в психологическом анализе характеров. Салтыков-Щедрин осуществляет психологический анализ "изнутри" в таких ситуациях по отношению ко всем главным действующим лицам: Арине Петровне, братьям Головлевым, Анниньке и Петеньке.

В этой главе нашей работы нам ванно показать как Салтыков-Щедрин психолооически характеризует каждого персонажа, как сочетает психологический анализ "изнутри" со внешним обликом и реакциями героя, с потоком сознания и со внутренним монологом. Со всеми этими элементами Салтыков-Щедрин достигает большой степени достоверности в изображении внутренней жизни героев своего романа. В связи с рассмотрением внутренней жизни Голов-левых (как она раскрывается писателем на протяжении романа), нам хотелось бы специально рассматривать прозрение как центральный момент в процессе просветтления "одичалой души". Представляется важным выяснить: это исключение из правила? Или это общий творческий принцип? И если верно последнее предположение, то особенно важно выяннить: когда и как этот момент наступает у каждого из персонажей?

С начала романа в авторском повествовании, в номпоновке сцен, в последовательности действий и поступков писатель обнажает две родовые страсти Головневых. Они все тяготеют к двум социально-психологическим типам, гениально открытым еще Гоголем. Они либо расточители, либо накопители. Сатирик укрупняет эти страсти и доводит до крайнего предела. Все внутренние усилия головлевских хищников направлены к тому, чтобы обеспечить себе "полную свободу от нравственных ограничений, не дать повода к прямому уличению себя в "кровопийстве" /ХП, 130/. А все действия расточителей направлены к сумбурному растрачиванию сил, средств, времени, здоровья.

В первой главе романа главное место занимают два образа: Арина Петровна и ее старший сын, Степан Владимирыч.

Четко и одновременно с большой глубиной Щедрин описывает внешние и внутренние особенности характера владелицы Головлева.

Мы не найдем в романе портрета Арины Петровны как Степана-балбеса, полкового врача или Евпраксеюшки, портреты который напоминал бы развернутые тургеневские, Щедрин только дает некоторые штрихи ее внешности и сразу начинает говорить о ее характере. "Арина Петровна - женщина лет шестидесяти, но еще бодрая и привыкшая жить на всей своей воле. Держит она себя грозно; единолично и бесконтрольно управляет обширным Головле-вским имением, живет уединенно, расчетливо, почти скупо, с соседями дружбы не водит, местным властям доброхотствует, а от детей требует, чтоб они были в таком у нее послушании, чтоб при каждом поступке спрашивали себя: что-то об этом маменька

Языковые средства щедринской сатиры в романе "Господа Головлевы"

Анализ языка, как первоэлемента художественной литературы является одним из важнейших моментов исследования стиля художественного произведения. Язык людей отражает в определенной мере их личности, язык художественного образа отражает сознательную, целеустремленную работу писателя над выражением своих мислей.

Языку и стилю изучаемого романа Салтыкова-Щедрина посвящены статьи Каноныника и Баранова2 . Лингвистически-стилевое исследование Каноникина дает глубокий и обстоятельный анализ языка персонажей и языка автора. Работа Баранова также рассматривает речь персонажей и стиль авторских описаний, но с одной стороны, - в чисто литературном плане.

В "Господах Головлевых" о подавляющем большинстве событий из жизни Головлевых читатель узнает из рассказа автора и сравнительно в немногих случаях Щедрин дает слово самим героям.

Прямая речь действующих лиц дает максимальные возможности объективизации повествования и служит основным средством наглядного показа изображаемых событий. Щедрин - блестящий мастер речевой характеристики героя. Язык каждого из персонажей романа "Господа Головлевы" настолько своеобразен, что создает наглядный и выпусклнй образ.

Так, например, одна речевая характеристика Иудушки, сама по себе, без авторских комментариев, вполне создает образ ханжи, святоши, омерзительного лицемера, предателя, хищника. Одновременно характерная иудушкина речь служит и ярким средством его осмеяния и разоблачения.

В авторской речи Щедрина прежде всего мы видим четкий, логический и при этом предельно личный, горячо эмоциональный анализ поступков его героев. Экспрессивная функция языка писателя, выступает в полной мере также и в отдельных описаниях (пейзан, обстановка) и в отступлениях.

Одним из стилистических средств художественной объективизации авторского повествования у Щедрина является широкое применение приема свободной косвенной речи. Этот прием характеризуется двузначностью: он позволяет одновременно приводить и высказывание героя и отношение автора к этому высказыванию И вместе с тем придавать сатирическую окрашенность изображению.

Общие признаки свободной косвенной речи уясняются из ее отличий, с одной стороны, от прямой речи, а с другой стороны -от простой косвенной речи. Если обычная косвенная речь передается в придаточных предложениях, то свободная косвенная речь передает от автора слова и мысли героев при помощи одной лишь замены местоимений ("я" на "он", "она"), остальные нормальные признаки косвенной речи отсутствуют. Целиком сохраняется дословность высказывания героя с его специфической лексикой, сохраняется и прямой вопрос и другие интонации прямой его речи.

Характерный пример представляет собою щедринское описание перекиваний Арины Петровны во время второго разговора с Антоном Васильевым: "Вот этого-то именно и боялась Арина Петровна, это-то именно и составляло суть того неясного представления, которое бессознательно тревожило ее". "Да, он явится, ему некуда больше идти - этого не миновать! Он будет здесь, вечно з ее глазах, клятой, постылый, забытый! Для чего ке она выбросила ему в то время "кусок"? Она думала, что получивши "что следует", он канул в вечность - ан он возрождается!" /ХЇЇ, 50/, далее следуют мысли Арины Петровны о "Суздаль-монастыре" и "о смирительном доме". Одним словом, Арина Петровна совсем растерялась при одной мысли о тех невзгодах, которые грозят взбудоражить ее мирное существование с приходом Степки-балбеса" /ХП.50/.

Здесь отчетливо видно, что авторская речь перемещается с косвенной речью Арины Петровны, причем сохраняются характерные слова героини: "клятой", "постылый", "выбросила кусок", "получивши", "ан". Писатель стремился сохранить характерный ход мыслей Арины Петровны. Она грубая на язык, на определения - и это выражает грубость ее души. Мать не может найти ни ласковых, ни добрых слов, для своих детей! Это и не бездушная речь Иудушки, не развязно-эротическая болтовня ее мужа, не острые замечания Степки-балбеса. Образно говоря, это полускрываемое рычанье крепостнической хищницы. Не человеческий язык, а именно рык зверя.

Прием свободной косвенной речи у Щедрина используется очень широко и в самых различных видах.

Похожие диссертации на Особенности психологизма в романе "Господа Головлёвы" Салтыкова-Щедрина