Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мир русской усадьбы в творчестве Л.Н. Толстого Подарцев Евгений Владимирович

Мир русской усадьбы в творчестве Л.Н. Толстого
<
Мир русской усадьбы в творчестве Л.Н. Толстого Мир русской усадьбы в творчестве Л.Н. Толстого Мир русской усадьбы в творчестве Л.Н. Толстого Мир русской усадьбы в творчестве Л.Н. Толстого Мир русской усадьбы в творчестве Л.Н. Толстого Мир русской усадьбы в творчестве Л.Н. Толстого Мир русской усадьбы в творчестве Л.Н. Толстого Мир русской усадьбы в творчестве Л.Н. Толстого Мир русской усадьбы в творчестве Л.Н. Толстого Мир русской усадьбы в творчестве Л.Н. Толстого Мир русской усадьбы в творчестве Л.Н. Толстого Мир русской усадьбы в творчестве Л.Н. Толстого
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Подарцев Евгений Владимирович. Мир русской усадьбы в творчестве Л.Н. Толстого : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Подарцев Евгений Владимирович; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Москва, 2008. - 171 с. РГБ ОД, 61:08-10/623

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Русская усадьба как предмет изучения. Роль усадьбы в жизни Л.Н. Толстого

1.1. Литературоведческий и культурно-исторический аспекты изучения русской усадьбы с. 10-23

1.2. Л.Н. Толстой и Ясная Поляна с. 24-41

Глава II. Изображение усадьбы в раннем творчестве Л.Н. Толстого

2.1. «Детство» с. 42-68

2.2. «Утро помещика» с. 69-82

2.3. «Семейное счастие» с. 83-95

Глава III. Усадебная жизнь в романах Л.Н. Толстого 1860-1870-х годов

3.1. «Война и мир» с. 96-112

3.2. «Анна Каренина» с. 113-140 Заключение с. 141-147 Примечания с. 148-157 Библиография с. 158-171

Введение к работе

В истории литературы неразделимы имя Льва Николаевича Толстого и Ясная Поляна — название усадьбы, где родился великий писатель, где проігіла большая часть его жизни, были написаны его лучшие произведения, в том числе основные в его творческом наследии романы «Война и мир» и «Анна Каренина». Без Ясной Поляны не могло бы сложиться ни одно реалистическое описание сцен усадебной жизни в этих романах. «Мир русской усадьбы в творчестве Л.Н. Толстого» - тема настоящей диссертации.

Русская усадьба - одно из ярчайших явлений отечественной культуры, отложившее свой отпечаток на все ее сферы. Исследователи прослеживают историю русской усадьбы с XIV века, особенно выделяя при этом период XVIII - первой половины XIX веков (до реформы 1861 года), когда усадьбы находились в состоянии наибольшего расцвета. «Русская усадьба — это действительно целая страна, материк, феномен нашей истории и культуры. И хотя история усадьбы в России насчитывает шесть веков, она мало изучена» /1/.

Интерес к изучению усадьбы возникал неоднократно. В 1923 году было образовано Общество изучения русской усадьбы, которое ставило своей задачей комплексное изучение усадеб и выработку принципов усадьбоведения. Это Общество «спустя полстолетия после репрессий в отношении его актива и прекращения деятельности ОИРУ... вновь возродилось в 1992 году» 121. В свою очередь, Общество изучения русской усадьбы в начале 1920-х годов преемственно продолжило традицию изучения усадьбы, заложенную повышенным интересом к ней деятелей культуры Серебряного века /3/.

В современных исследованиях различных сторон жизни русской усадьбы высказывалась мысль о том, что периодическое повышение внимания к усадебной культуре обусловлено объективными историческими причинами: «Усиление интереса к усадебной теме (никогда, впрочем, не исчезавшего полностью) в русском искусстве появлялось всякий раз в момент не только общественных переломов, но и эстетических революций, смены художественных языков, как своеобразный бунт за право на личную, в том числе и художественную свободу. Нынешний повышенный интерес к Золотому веку русской усадьбы возник, вероятно, опосредованно -через увлечение культурой начала XX в. Усадебные стилизации Серебряного века (в живописи, литературе, театре), в том числе и вторичные, и даже не представляющие самостоятельного интереса, активно присутствуют в современной культуре, тогда как множество значительных усадебных текстов XIX в. входит в нее с оговорками как «забытые», «раритетные», «устаревшие» и пр.» /4/.

Русская усадьба - административный, социальный, хозяйственный, экономический, архитектурный и культурный центр, где развивалась, главным образом, дворянская культура. Согласно сложившейся традиции, усадебная и дворянская культуры начинают рассматриваться в их неразрывной связи. В России различали самые разные усадьбы по социальному положению владельцев (великокняжеские, помещичьи, позже - купеческие), по характеру владения (родовая или благоприобретенная), по образу жизни (место жизни или проведения теплого времени года, представительная усадьба, доходное хозяйство). В свою очередь, мир усадьбы тесно связан с окружающим его деревенским крестьянским миром. Близость и сосуществование этих миров стали одной из основных тем произведений русской литературы.

На протяжении XIX века следует выделить два этапа в развитии и эволюции усадебной жизни. Формальным разграничением этих двух периодов становится реформа 1861 года, повлекшая за собой кардинальные изменения дворянского и крестьянского укладов жизни. На смену традиционным патриархальным отношениям приходят совершенно новые культурные и социально-экономические отношения.

Основные черты и формы усадебной жизни, отразившиеся в русской художественной литературе XIX века, сложились в дворянской усадьбе на протяжении XVIII века. Не стоит рассматривать мир русской усадьбы только с точки зрения хозяйственной и социальной функций. Дело в том, что усадьба, на протяжении веков переходя от одного поколения к другому, постепенно становилась центром родовой памяти, чему немало способствовало то обстоятельство, что она часто была местом, где протекала если не вся жизнь владельца, то его детские годы, где проходило его становление 151. С этим связано то обстоятельство, что на 1850-е годы, непосредственно предшествовавшие реформе 1861 года, приходится появление в литературе большого количества произведений с элементами воспоминаний об усадебном детстве, в том числе повесть Л.Н. Толстого "Детство" и "Детские годы Багрова-внука" СТ. Аксакова. Это могло быть связано с процессом постепенного разрушения эпохи дворянской культуры, проявлением которой была усадебная жизнь.

В стенах дома постепенно собирались семейные архивы и коллекции (в том числе и богатейшее художественное наследие), как, например, в имении Вяземских Остафьеве /6/. Усадьба стала выступать как центр культурной и духовной жизни. При этом собирались воедино и сочетались традиции провинциальной и городской жизни, так что можно даже говорить о взаимопроникновении и параллельном развитии двух культур: культуры дворянской и крестьянской. Во многом это можно объяснить бытованием усадьбы как духовного центра и средоточия церковной жизни. Таким образом, общность веры выступала одним из объединяющих звеньев для двух культур.

Во многих прозаических и поэтических произведениях второй половины XIX века мы сталкиваемся с описаниями типичных дворянских усадеб. Достаточно вспомнить романы И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, поэзию Константина Романова, А.А. Фета и Ф.И. Тютчева. Большой вклад в описание усадебного мира внес и Л.Н. Толстой. В жизни и творчестве русских писателей и поэтов, принадлежащих к дворянскому сословию, изображение усадьбы приобретало особое значение, так как это был обычно и мир их детства, и место жизни, и, одновременно, объект изображения в творчестве как место действия в их произведениях. Так, в романах И.С. Тургенева легко узнаются городские усадьбы Орла или Спасское - Лутовиново, в Отрадном и Лысых Горах, описанных Л.Н. Толстым в «Войне и мире», узнаются, соответственно, его имения Никольско -Вяземское и Ясная Поляна.

Активизация интереса к усадебной культуре в наши дни вызвала к жизни обширную литературу исторического и искусствоведческого характера. Появились также работы, анализирующие отражение усадебной жизни в произведениях художественной литературы. В литературоведческих работах закрепилось введенное В.Г. Щукиным понятие "усадебный текст". Возможности современного комплексного подхода к разработке темы обусловливают актуальность исследования.

Комплексный подход открывает большие возможности в исследовании творчества Л.Н. Толстого и определяет его основные цели и задачи. Писатель провел большую часть жизни в своем родовом имении, во многих произведениях изобразил мир русской усадьбы, всегда стремился постичь крестьянский мир и сблизиться с ним. В диссертационном исследовании нас будет интересовать весь круг вопросов, связанных с изображением русской дворянской усадьбы применительно к творчеству Л.Н. Толстого. Параллельно ставится задача выявить, возможно ли применить к творчеству писателя понятие "усадебный текст". Для решения этих задач необходимо проследить эволюцию в описании усадеб в произведениях Толстого, начиная с раннего творчества ("Детство", "Утро помещика", "Семейное счастие") и заканчивая более поздними произведениями ("Война и мир", "Анна Каренина"). Этим определены основные задачи исследования. Безусловно, при этом необходимо будет учитывать экономическую, социальную и политическую ситуацию в России, которая кардинально изменялась, начиная с 1840-х годов.

Отсутствие в современном толстоведении комплексного подхода к изучению избранной для диссертационного исследования проблемы определяет научную новизну работы.

Хронологически исследование усадебного мира в творческом осмыслении Толстого ограничено 1870-ми годами, так как пережитый писателем в эти годы мировоззренческий и религиозный кризис вызвал серьезные изменения в его жизненной и творческой позиции. Включение в работу этой проблематики выходит за рамки задач и объема одной диссертационной работы.

Объектом исследования стали основные произведения Л.Н. Толстого 1850-х - 1870-х годов (повести "Детство" и "Утро помещика", романы "Семейное счастие, "Война и мир" и "Анна Каренина"), а также их черновые варианты и другие материалы, характеризующие творчество писателя в этот период.

Теоретическая значимость работы определяется проведенным исследованием изображения мира усадьбы в творчестве Л.Н. Толстого в его эволюции от 1850-х до 1870-х годов, в выявлении особенностей толстовской интерпретации этой темы.

Результаты данного исследования могут быть практически использованы в дальнейших исследованиях творчества Л.Н. Толстого, при чтении лекционных и специальных курсов по истории русской литературы, при проведении практических занятий, а также в процессе подготовки к изданию и комментировании произведений писателя.

Методологически исследование опирается в основном на сравнительно-исторический анализ с использованием приемов наблюдения над текстом, его интерпретации, сопоставлений и обобщений. В работе частично использован текстологический анализ и данные культурно-исторических исследований. Основная теоретическая база исследования - работы ведущих толстоведов, историков и теоретиков литературы.

Соответственно поставленным целям и задачам работа имеет следующую структуру: -) во введении определяются предмет исследования и его задачи; -) в первой главе анализируются предшествующие исследования по теме диссертации, а также определяется роль Ясной Поляны в жизни и творчестве Л.Н. Толстого; -) вторая глава посвящена изображению мира русской усадьбы в произведениях Л.Н. Толстого раннего периода творчества (1850-е годы); -) в третьей главе - соответственно, произведения 1860 - 1870-х годов.

Материалы исследования были апробированы в выступлениях на Международных Толстовских чтениях в Государственном музее Л.Н. Толстого в Москве и на Весенних Толстовских чтениях в Институте мировой литературы имени A.M. Горького РАН, на научных конференциях молодых исследователей-филологов в Московском педагогическом государственном университете, а также в печати:

Речевые характеристики в повести Л.Н. Толстого "Детство"// "Русская речь", 2007, № 2 (март-апрель), с. 27.

Усадебный текст в творчестве раннего Льва Толстого//Филологическая наука в XXI веке: взгляд молодых. Материалы первой межвузовской конференции молодых ученых. М.- Ярославль, МПГУ-РЕМДЕР, 2002, с. 37.

Мир русской усадьбы в романе Л.Н. Толстого "Семейное счастие"// Филологическая наука в XXI веке: взгляд молодых. Материалы четвертой Всероссийской конференции молодых ученых. Москва-Ярославль: Ремдер, 2005, с. 229. Das Leben gent stetig weiter, Tolstoi bleibt far immer. Zum 175.Geburstag des groJ?en russischen SchriftstellersW Moskauer Deutsche Zeitung. 2003, № 18 (115), S. 17.

Литературоведческий и культурно-исторический аспекты изучения русской усадьбы

Драматическая судьба и богатое наследие русской усадебной культуры породили широкий общественный интерес и большую специальную литературу. Общественный интерес к проблеме накапливался постепенно на протяжении довольно длительного времени.

Непосредственно перед возобновлением деятельности Общества изучения русской усадьбы вышел альманах «Памятники Отечества», имевший специальный подзаголовок «Мир русской усадьбы» 111 и объявлявший во вступительной статье о возобновлении деятельности Общества.

Показателен состав того выпуска «Памятников»: он открывался небольшими статьями, перепечатанными из дореволюционного журнала «Столица и усадьба». Среди них - статья С. Кондакова об основанной графом Владимиром Григорьевичем Орловым подмосковной Отраде; Г. Лукомского - о звенигородской усадьбе Введенское, связанной с именами многих видных деятелей культуры XIX века, в том числе П.И. Чайковского, А.П. Чехова, М.В. Якунчиковой; статья Вл. Гиляровского о принадлежавшей Гончаровым усадьбе Ярополец и другие публикации. Среди прочих материалов - статьи о Больших Вяземах, Останкине, Остафьеве, Ольгове, вывозе художественных ценностей из усадеб после революции. Подобный состав альманаха, поддержанный статьей Г. Злочевского «Русская усадьба на страницах дореволюционных изданий» /8/, прямо обнаруживал преемственную связь с предшествующим периодом деятельности Общества и с дореволюционным опытом изучения роли усадьбы в культурно-исторической и экономической жизни России.

Перекликается с содержанием и составом альманаха вышедшая в 1999 году книга барона Николая Николаевича Врангеля «Старые усадьбы» /9/, в которой содержатся его работы, посвященные истории и культуре русского дворянского быта XVIII - XIX веков, выходившие в дореволюционном журнале «Старые годы», страницы которого «заполнялись описаниями предметов искусства талантливейших мастеров. «Старые годы» формировали золотой фонд русской и мировой культуры, их авторы излагали фрагменты истории русского и мирового искусства. Весомый вклад в этот сложный процесс сделан Н.Н. Врангелем. Статьи, принадлежавшие его перу и помещенные в «Старых годах», украшали журнал, создавали его лицо» /10/.

Выходившие на рубеже прошлого и нынешнего веков серьезные публикации представляли отдельные усадебные комплексы, такие, например, как подмосковная усадьба князей Вяземских Остафьево /11/. Остафьево рассматривается автором книги Н.К. Квятковской с точки зрения истории усадьбы, ее архитектуры, характеристики собранных там художественных коллекций, а главное, Остафьево представлено в этой работе как усадьба, которая была тесно связана с литературно-художественной жизнью Москвы и литераторами нескольких поколений, среди которых И.И. Дмитриев, В. А. Жуковский, Н.М. Карамзин, П.А. Вяземский, А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский, К.Н. Батюшков, Н.В. Гоголь и другие.

Гораздо меньшие по объему, но монографические по характеру материала статьи посвящались многим усадебным «семейным гнездам»: Премухину Бакуниных, Измалкову Самариных, Овстугу Тютчевых /12/. Исследования подобного характера, по преимуществу организованные вокруг определенного аспекта изучения усадеб, образуют периодические выпуски сборников «Русская усадьба», издаваемых Обществом изучения русской усадьбы, Институтом российской истории РАН и Союзом архитекторов России.

Повышенное внимание к русской усадебной культуре вызвало появление довольно большого количества научных и популярных изданий культурно-исторического и искусствоведческого характера, а также выявило эту проблематику в работах, прямо не относящихся к изучению усадебной культуры. Так, в исследованиях по истории живописи, например, устанавливается тот факт, что жанр интерьера (интерьер понимается как составная часть архитектуры) в русской живописи формировался на фоне усадебного строительства, стремления запечатлеть виды усадьбы, внешний и внутренний вид помещичьего дома. Особенно широкое распространение этого жанра живописи пришлось на конец XVIII - первую половину XIX веков, «в нем находят свое отражение образное мышление, этические и эстетические идеалы эпохи» /13/. Искусство известных авторов интерьерной живописи (К.А. Зеленцова, Ф.П. Толстого, Ф.М. Славянского, Г.В. Сороки, работавших преимущественно в первой половине XIX века) запечатлевало по сути дела тот же характер и детали повседневной усадебной жизни, которые отражали литературные произведения.

Л.Н. Толстой и Ясная Поляна

Ясная Поляна - родовое имение Льва Николаевича Толстого, его родовое гнездо, поэтому в работе должно быть уделено особое место описанию истории и уклада жизни этой усадьбы, без которой не могло состояться изображение мира русской усадьбы в произведениях писателя. Яснополянский материал служил неиссякаемым источником для творчества Толстого.

Сам Толстой писал: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней. Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но я не буду до пристрастия любить его» /46/.

И действительно, Ясная Поляна - это место, где будущий писатель родился, прожил свыше 60 лет и создал большинство своих великих произведений (это, прежде всего, «Война и мир» и «Анна Каренина»). Всего в Ясной Толстым было создано более двухсот произведений. Наконец, в этом родовом гнезде гений русской литературы нашел свой последний приют.

До начала творческой деятельности Толстого история Ясной Поляны представляла собою довольно типичное явление. Она уже более пятидесяти лет находилась в руках одной семьи, принадлежала сначала прадеду писателя по материнской линии, затем на рубеже XVIII - XIX веков перешла к деду, видному вельможе екатерининской эпохи князю Николаю Сергеевичу Волконскому. До Волконских усадьба принадлежала воеводе Карцову и Поздееву, который, в свою очередь, продал ее семье Волконских.

Основание для будущей усадьбы в том виде, как мы ее теперь знаем, было заложено дедом Толстого Волконским. В начале

«Семейной хроники» СТ. Аксакова рассказывается о том, как Багров-дед приступил к основанию усадьбы на новом месте после переезда. Писатель восстанавливает картину его трудов и радости от первых сбывшихся надежд. Нельзя ставить знака равенства между реальным лицом и персонажем литературного произведения, но уместно вспомнить этот пример, чтобы представить хотя бы отдаленно те заботы, которые выпали на долю Н.С. Волконского. Дед Толстого в 90-х годах XVIII века вышел в отставку, так как не видел возможности продолжать служение отечеству при Павле I и поселился в Ясной Поляне. С этого времени и начинается история усадьбы, связанная с именем Волконских-Толстых. Николай Сергеевич активно приступает к изменениям в усадьбе: строит основные сооружения на территории усадьбы, в том числе северо -восточный флигель, в котором поселился писатель после возвращения в 1856 году из Петербурга /47/, а также организует внутреннее пространство усадьбы: разбивает аллеи, создает большой парковый ансамбль и систему прудов. Внук писателя СМ. Толстой пишет в своей книге «Толстой и Толстые»: «Широкая березовая аллея вела к главному дому, далее тянулись расположенные звездой липовые аллеи, а в центре на лужайке была площадка, на которой играл крепостной оркестр, когда хозяин прогуливался в парке. В нижней части парка росли сосны и ели, а берега прудов украшали кусты цветущих роз» /48/. При деде Льва Николаевича появились и знаменитые круглые въездные башни, на которых в то время держались железные ворота. Впоследствии Л.Н. Толстой писал о результатах хозяйственной деятельности деда: «Все его постройки не только прочны и удобны, но чрезвычайно изящны. Таков же разбитый им парк перед домом» (34; 351-352).

Отдельного внимания требует садово — парковый ансамбль Ясной Поляны. Это парк «Клиньт» и Нижний сад. Толстой дает этому парку определение «квадрата и звезды» (34; 352). И оно очень точно передает нам описание парка. Четыре аллеи образуют подобие квадрата и их пересекают средние и диагональные дорожки. Следуя традициям, появившимся еще при деде писателя, в «Клинах», ставших приютом для множества птиц со всей округи, продолжают свое существование «зеленые гостиные», позднее преобразовавшиеся в «зеленый кабинет», неотъемлемой частью которого становится письменный стол Толстого. Сам писатель производит обновление в насаждениях парка, охраняет посаженные матерью яблони, несколько раз вырубает умирающие липы. Вечером парк оглашается звуками музыки, которые доносятся из барского дома. Привычка слушать оркестр (особенно музыку Гайдна) во время прогулок по парку была характерной чертой деда, крепостные оркестранты которого возвращались к своим ежедневным более прозаическим занятиям после окончания княжеской прогулки /49/.

«Детство»

Повесть «Детство» Толстой не задумывал как отдельное самостоятельное произведение. Это должна была быть часть большого замысла «Четыре эпохи развития», точная дата начала работы над которым не установлена исследователями. Первая дневниковая запись о начале работы над этим произведением относится к 18 января 1851 года. Сохранились планы писателя к роману «Четыре эпохи развития». Первый план представляет собой в основном обзор содержания будущего произведения. Важно отметить, что композиционно выделены четыре части: «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Молодость». Внутри каждой части Толстой делает обозначения по дням: «2-й день 2 недели после приезда, имянины бабушки...» (2; 24); «Первый день. Мы опять в Москве с сестрой у нас новый гувернер... Другой день - воскресенье. Прогулка с отцом и братом... 2-й день. В деревне. Моя прогулка к соседям...» (2; 241).

«В Молодости я пристращаюсь к хозяйству, и папа после многих переговоров дает мне в управление имение maman ...» (2; 242).

В этом плане заметно упоминание об усадьбе и выделяется намерение Толстого в части, соответствующей «Молодости», развить тему усадебной жизни и, главное, первого опыта самостоятельного управления имением. Нравственно-психологическое содержание романа отражено на этом этапе работы одним маленьким абзацем: «Главная мысль: Чувство любви к Богу и к ближним сильно в детстве, в отрочестве чувства эти заглушаются сладострастием, самонадеянностью и тщеславием, в юности гордостью и склонностью к умствованию, в молодости опыт житейской возрождает эти чувства» (2; 242).

Второй план романа представляет немного иную картину. Этот план открывается разделом «Основные мыслн сочинения»: «1) Выказать интересную сторону отношений между братьями. 2) Резко обозначить характеристические черты каждой эпохи жизни: в детстве теплоту и верность чувства; в отрочестве скептицизм, сладострастие, самоуверенность, неопытность и /начало тщеславия/ гордость; в юности красота чувств, развитие тщеславия и неуверенность в самом себе; в молодости - эклектизм в чувствах, место гордости и тщеславия занимает самолюбие, узнание своей цены и назначения, многосторонность, откровенность. 3) Показать дурное влияние тщеславия воспитателей и столкновения интересов в семействе. 4) Провести во всем сочинении различие братьев... 5) Показать влияние врожденных наклонностей на развитие характеров...» (2; 243).

Второй раздел этого плана - «Форма сочинения»: «Деление на 4 части: детство, отрочество, юность и молодость, в форме автобиографии младшего брата» (2; 243). Затем идет раздел «Содержание» и только после этого предусмотрены разделы, дающие более подробный обзор содержания по четырем частям романа.

Во втором варианте плана вперед вышло именно нравственно-психологическое содержание романа. Тема усадьбы не выделена в этом плане специально, а проходит только как косвенное упоминание очередного места пребывания главного героя. Из слов «не перехожу на другой курс, еду в деревню, в Москве нахожу старую любовь, живу там без гроша, они уезжают, я еду в деревню, восторженные планы, приезд брата...» (2; 245) не видно, чтобы пребывание в деревне и «восторженные планы» на будущее были непосредственно связаны.

Как известно, «Четыре эпохи развития» не были написаны Толстым. План был реализован как трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» с незавершенной последней повестью.

Известно, что текст первой части - повести «Детство» - Толстой отправил в редакцию «Современника», находясь на Кавказе. В то время редактором «Современника» был Н.А. Некрасов. В дневнике от 2 июля 1852 года Толстой пишет: «...написал черновое письмо Редактору». Уже на следующий день в дневнике появляется другая запись: «Написал письмо Редактору». Это письмо дошло до наших дней: «...Просмотрите эту рукопись и, ежели она не годна к печатанию, возвратите ее мне. В противном же случае оцените ее, вышлите мне то, что она стоит по вашему мнению, и напечатайте в своем журнале /... /с нетерпением ожидаю вашего приговора. Он или поощрит меня к продолжению любимых занятий, или заставит сжечь все начатое» (1; 328-329).

От начала работы Толстого над повестью «Детство» сохранились черновые материалы. Представления о них дают первые тома Юбилейного собрания сочинений Л.Н. Толстого в 90 томах и первые вышедшие из печати тома нового Полного собрания сочинений Л.Н. Толстого (академического) в 100 томах /70/. В первом томе Юбилейного собрания сочинений писателя помещены варианты текста под названием «Четыре эпохи развития». «Вы, кажется, не на шутку сердитесь на меня за то, что я не прислал вам тотчас же обещанных записок. - Вы пишете мне: «Неужели я не стою настолько доверия?» «Неужели любопытство мое оскорбляет вас?» /.../

«Война и мир»

Масштабный исторический характер романа-эпопеи «Война и мир» (1863 - 1869) и «мысль народная» как идейная основа этого произведения предполагали описание Толстым разных сословий и многих сторон жизни России в ту историческую эпоху.

Основательно проработанные писателем документальные источники привели к воссозданию в книге подлинных исторических событий и атмосферы жизни тех лет /83/.

Главные герои этой книги, в которой иногда исследователи видели семейную хронику, превратившуюся постепенно в историческое произведение, принадлежат все же к дворянству /84/. В «Войне и мире» заметнее, чем в других произведениях писателя, просматривается творческое преломление Толстым истории своей семьи. Как известно, для большого количества героев романа-эпопеи прототипами послужили предки писателя по материнской и отцовской линиям, а также родители Толстого и его близкие люди. Данные параллели давно установлены /85/. Отметим здесь это обстоятельство как факт следования Толстым принципам дворянского воспитания и уважения к семейным традициям. В этом отношении он выступает как последовательный сторонник взглядов А.С. Пушкина на дворянство, который признавался в том, что «никогда не разделял «демократической ненависти к дворянству» /86/ и прямо утверждал в «Романе в письмах», что «семейные воспоминания дворянства должны быть историческими воспоминаниями народа» /87/.

В черновых вариантах романа сохранились наброски главы, которую толстоведы условно называют «аристократической главой» «Войны и мира». «Я пишу до сих пор только о князьях, графах, министрах, сенаторах и их детях и боюсь, что и вперед не будет других лиц в моей истории.

Может быть это не хорошо и не нравится публике; может быть, для нее интереснее и поучительнее история мужиков, купцов, семинаристов, но со всем моим желанием иметь как можно больше читателей, я не могу угодить такому вкусу, по многим причинам. Во первых потому, что памятники истории того времени, о котором я пишу, остались только в переписках и записках людей высшего круга - грамотных; интересные и умные рассказы даже, которые мне удалось слышать, слышал я только от людей того же круга. Во вторых потому, что жизнь купцов, кучеров, семинаристов каторжников и мужиков для меня представляется однообразною, скучною, и все действия этих людей, как мне представляется, вытекающими, большей частью, из одних и тех же пружин: зависти к более счастливым сословиям, корыстолюбия и матерьяльных страстей. Ежели и не все действия этих людей вытекают из этих пружин, то действия их так застилаются этими побуждениями, что трудно их понимать и потому описывать.

В третьих потому, что жизнь этих людей (низших сословий) менее носит на себе отпечатка времени...

Я не мещанин, как смело говорил Пушкин, и смело говорю, что я аристократ, и по рожденью, и по привычкам, и по положенью. Я аристократ потому, что вспоминать предков - отцов, дедов, прадедов моих, мне не только не совестно, но особенно радостно» (13; 238-240).

Из приведенного отрывка видно, что Толстой не просто гордится своим аристократически происхождением (в данном случае опираясь на пример Пушкина), но усматривает именно в жизни аристократов «отпечаток времени» и противопоставляет ее существованию тех сословий, жизнь которых «некрасива». Одной из черт исторической жизни дворянина, отразившейся в «Войне и мире» как историческом произведении, была усадебная жизнь и ее особенности в зависимости от положения хозяев усадьбы.

В первом томе романа Толстой вводит читателей в Лысые Горы, имение князей Болконских, с их своеобразным распорядком и укладом жизни. Собственно описанию этого мира Толстой отдает в романе не так много места, но все отобранные им детали создают отчетливую картину жизни в этом имении. Выше уже было отмечено, что при работе над романом писатель имел в виду Ясную Поляну и своего деда по матери Н.С. Волконского, послужившего прототипом старого князя Болконского. Об этом свидетельствуют «Воспоминания» писателя. Первая особенность, которая отмечена в образе жизни обитателей имения, - стройный порядок, поддерживаемый старым князем. «Генерал-аншеф князь Николай Андреевич, по прозванию в обществе le roi de Prusse, с того времени, как при Павле был сослан в деревню, жил безвыездно в своих Лысых Горах с дочерью, княжною Марьей, и при ней компаньенкой, m-lle Bourienne. И в новое царствование, хотя ему и был разрешен въезд в столицы, он также продолжал безвыездно жить в деревне, говоря, что ежели кому его нужно, то тот и от Москвы полтораста верст доедет до Лысых Гор, а что ему никого и ничего не нужно. Он говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум» (9; 105).

Похожие диссертации на Мир русской усадьбы в творчестве Л.Н. Толстого