Введение к работе
Проблема писательского мастерства для современной осетинской литературы, как и для любой другой, никогда не утрачивает своей остроты. В связи с этим чрезвычайную актуальность приобретает интерес к художественному наследству, к изучению эстетики и теории искусства, но более всего - к изучению практики лучших осетинских писателей - мастеров художественного слова. Среди таких писателей важное место принадлежит Батырбеку Туганову
Между тем, творчество этого талантливого мастера художественного слова почти совершенно не изучено Не исследованы ни своеобразие его эпических и драматических произведений, ни их поэтика, ни эстетико-художественная значимость, не изучен вопрос о художественном методе писателя и особенностях его стиля, вопросы композиции, сюжета, пафоса эпических произведений Б Туганова практически не затрагивались в каких-либо литературоведческих исследованиях Все это и определило актуальность диссертационной работы
Объектом исследования являются эпические (рассказы, историческая повесть «Батаноко Тембот») и драматургические (пьесы «Дигор—Хабан», «Пьеса без заглавия») произведения Батырбека Туганова
Предметом исследования послужили эпические и драматургические произведения Б Туганова, их художественные особенности, а также эстетические доминанты
Цель исследования—на основе разноаспектного анализа художественных произведений Б Туганова изучить его писательское мастерство и определить вклад писателя в развитие национальной осетинской литературы
Поставленною целью было обусловлено решение следующих задач
изучить биографию писателя, его мировоззрение, роль общественной и литературной среды в становлении взглядов на писательский труд;
установить специфику рассказов Б Туганова в целом и их основные виды,
выявить в каждом рассказе наиболее характерные для Б Туганова
художественные средства, проанализировать особенности сюжетов рассказов, их композиции, подачу жизненного материала в них, раскрытие человеческих характеров, приемы типизации, художественный хронотоп, язык героев и автора;
исследовать идейно-художественное своеобразие исторической повести «Батаноко Тембот», сюжет, композицию, художественные средства, характеры героев, речевые и портретные характеристики, художественный хронотоп
выявить идейный смысл и художественные особенности драматических произведений Б Туганова, проанализировать их содержание, темы, конфликты, идеи, раскрыть характеры героев, выявить речевые особенности действующих лиц
Для решения выдвинутых задач применялись следующие методы исследования
1.теоретический (изучение и критический разбор литературоведческой и критической литературы),
2 описательный (описание и анализ содержания и художественных средств произведений, их композиции и сюжета),
З.сравнительно-сопоставительный (сравнение фактов анализируемых произведений с подобными явлениями в истории русской литературы)
Методологическую основу диссертационного исследования составили основополагающие работы по различным вопросам русского и осетинского литературоведения, ориентирующие на анализ художественного произведения в единстве содержания и формы, исследующие вопросы пафоса произведений в его разновидности, проводящие различия между понятиями исторической правдивости и идейной направленности литературных произведений, рассматривающие предметную изобразительность как основную сторону их формы и освещающие основные эстетические категории Это прежде всего работы М М.Бахтина, А.Н Веселовского, Д.С.Лихачева, ЮМЛотмана, Г Н Поспелова, А.ИРевякина, Л И Тимофеева, В.ЕХали-зева, Н.Ф Гуляева, А Ф.Лосева, Б.В Томашевского, а также исследования литературоведов Осетии А П Семенова, Н.Г.Джусойты, С Б Сабаева, Л Б Келехсаевой, 3 М Салагаевой, З.Н Суменовой, З П Цховребова и др
Научная новизна диссертации заключается в следующем:
изучено формирование мировоззрения писателя и определена роль общественной и литературной среды в становлении его взглядов на художественное творчество;
выявлена специфика рассказов Б Туганова и определены их основные виды,
в каждом рассказе исследованы наиболее характерные для Б Туга-нова художественные средства, проанализированы особенности сюжетов рассказов, их композиции, подача жизненного материала, рассмотрение человеческих характеров, приемы типизации, художественный хронотоп, язык героев и автора,
изучено идейно-художественное своеобразие исторической повести «Батаноко Тембот», исследованы сюжет, композиция, художественные средства, характеры героев, речевые и портретные характеристики, художественный хронотоп,
выявлен идейный смысл и описаны художественные особенности драматургических произведений Б Туганова
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что полученные в нем результаты литературоведческого анализа эпических и драматургических произведений Б Туганова, принципы выявления специфики его рассказов, методика исследования наиболее характерных для писателя художественных средств, раскрытие приемов типизации, подачи жизненного материала, изучение художественного хронотопа могут стать теоретическим обоснованием при изучении творчества других осетинских писателей
Практическая значимость диссертации состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при подготовке спецкурсов и спецсеминаров по истории осетинской литературы, при создании учебников и учебных пособий, при написании истории осетинской литературы и составлении учебной программы к ней
На защиту выносятся следующие положения'.
1 отбор, обобщение, оценку и изображение жизненных явлений Б.Ту-ганов осуществляет на основе метода критического реализма, при этом почти во всех произведениях автора имеют место романтические элементы,
2.в поэтике Б Туганова решающим является вопрос о соотношении формы и содержания,
З.специфика поэтики Б Туганова проявляется в композиции образа, в соотношении действующих лиц, в сюжете, в языке автора и персонажей,
4 в произведениях Б Туганова раскрывается диалектическое противоречие между сущностью и существованием человека, что проявляется в коллизии между личностью и вписанным в обстоятельства характером персонажа,
5.герой тугановских рассказов явился художественным обобщением тенденции жизни горца конца 19 века
Цель, задачи, проблематика и логика исследования, последовательность решения поставленных задач определили содержание и структуру диссертации Она состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, которая включает в себя 172 названия