Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Массовая беллетристика в структуре женских журналов 1910-х годов Симонова Ольга Алексеевна

Массовая беллетристика в структуре женских журналов 1910-х годов
<
Массовая беллетристика в структуре женских журналов 1910-х годов Массовая беллетристика в структуре женских журналов 1910-х годов Массовая беллетристика в структуре женских журналов 1910-х годов Массовая беллетристика в структуре женских журналов 1910-х годов Массовая беллетристика в структуре женских журналов 1910-х годов Массовая беллетристика в структуре женских журналов 1910-х годов Массовая беллетристика в структуре женских журналов 1910-х годов Массовая беллетристика в структуре женских журналов 1910-х годов Массовая беллетристика в структуре женских журналов 1910-х годов Массовая беллетристика в структуре женских журналов 1910-х годов Массовая беллетристика в структуре женских журналов 1910-х годов Массовая беллетристика в структуре женских журналов 1910-х годов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Симонова Ольга Алексеевна. Массовая беллетристика в структуре женских журналов 1910-х годов : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Симонова Ольга Алексеевна; [Место защиты: Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького РАН].- Москва, 2008.- 263 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/66

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Массовая беллетристика в литературных отделах женских журналов

1.1. Феномен массовой литературы в научных исследованиях 13

1.2. Жанровый и тематический репертуар литературных отделов женских журналов 1910-х годов 30

Глава 2. Женские журналы в России XIX - начала XX веков

2.1. История и типология женских журналов в России 61

2.2. История и структура «Журнала для хозяек» (1912-1926) 82

2.3. Журнал «Женская жизнь» (1914-1916) как структурное целое ПО

Глава 3. «Праздничные» номера и военная проблематика в женских журналах 1910-х годов

3.1. Структура рождественских и пасхальных номеров женских журналов 1910-х годов 141

3.2. Военная тема в женских журналах 1914-1916 годов 178

Заключение 212

Список использованной литературы и источников 216

Приложение. Библиографический указатель журнала «Женская жизнь» (1914-1916) . 238

Введение к работе

Постановка проблемы

В начале XX века в России происходит всплеск общественного интереса к «женскому вопросу» и проблеме равноправия мужчин и женщин. Создаются разнообразные женские организации, расширяется возможность доступа женщин к профессиональной деятельности, появляется большое количество поэтесс и писательниц. К этому же периоду относится расцвет периодической печати (в 1909 году, например, в России выходит 2543 издания1).

Соответственно, женская периодика также достигает своего апогея. Количество женских изданий заметно увеличивается. Если с 1779 года (год появления первого в России женского журнала — «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета») и до конца XIX века, т.е. более чем за столетие, в России появилось около 16 женских журналов"", то в период с 1899 по 1917 год - почти две дюжины3. Только в начале XX века женские журналы из малопопулярных и в известной степени маргинальных периодических изданий превращаются в массовые. Так, большинство женских журналов (как и вообще периодических изданий) в XIX веке имело небольшой тираж, например, на «Дамский журнал» (1806) было подписано всего 43 человека4. Выходящий же в 1910-е годы «Журнал для хозяек» насчитывает сто тысяч подписчиков.

В конце XIX - начале XX века не только возрастает численность и тиражи женских журналов, но и меняются их функции и содержание. Женская периодика осознается, с одной стороны, как средство удовлетворения читательских потребностей женской аудитории, а с другой - как одна из возможностей женского самовыражения в публицистике и журнальной беллетристике. Еще одной функцией женского журнала начала XX века становится распространение идей эмансипации женщины и суфражизма.

1 Ворошилов В.В. История журналистики России: Конспект лекций. СПб., 2000.

2 Юкина И.И. История женщин России: Женское движение и феминизм в 1S50—1920-е годы: Материалы к биб
лиографии. СПб., 2003.

3 Харрис Дж.Г. Русские дореволюционные женские журналы начала XX века // Тендер: язык, культура, комму
никация. М., 2001. С. 363.

4 Покровский В.И. Дамский журнал (1806-1906 гг.). М., 1906. С. 4.

Отдельную задачу представляет собой наполнение литературных отделов женских журналов. Здесь публиковались как уже известные писатели (К. Бальмонт, С. Городецкий, А. Куприн, Л. Столица), так и начинающие авторы, прославившиеся впоследствии (Н. Ашукин, А. Грин, В. Лидин, С. Есенин). В зависимости от политики издания редакция привлекала к сотрудничеству либо популярных массовых писателей (А. Каменского, A. Map, Е. Нагрод-скую), либо активных деятельниц женского движения (Л. Гуревич, Е. Леткову-Султанову, А. Саксаганскую, Е. Чебышеву-Дмитриеву, О. Шапир). Большей же частью беллетристика женских изданий создавалась неизвестными авторами. Главной ее особенностью можно считать то, что это была массовая беллетристика, ориентированная на женскую читательскую аудиторию.

Хронологические рамки исследования

В работе изучаются женские журналы начала XX века (до 1917 года). Это совершенно особый период в истории русской женской журналистики, принципиально отличающийся от предшествующего и последующего. В советское время многие дореволюционные периодические издания (в том числе женские) прекратили свое существование. С одной стороны, женский вопрос был как будто решен, поэтому женщинам было отказано в «особых» интересах. С другой стороны, дореволюционные журналы оказались идеологически неугодными новому правительству, что повлекло за собой возникновение советской женской периодики, перед которой были поставлены другие задачи. На протяжении долгих лет на общенациональном уровне она исчерпывалась тремя изданиями: «Работница», «Крестьянка» и «Советская женщина».

Степень изученности темы

История женской прессы — относительно новое исследовательское направление. В советское время она практически не изучалась3, на Западе интерес к женской журналистике возник на второй волне феминизма 1960-1970-х

5 Исключением можно считать журнал «Женский вестник» (1866—1868), изучавшийся как один из органов демократической прессы 1860-х годов: Клевенский М.М. Журнал «Женский вестник» // Русская журналистика. Шестидесятые годы. М.-Л., 1930; Рсифман П.С. Журнал «Женский вестник». Статья 1. Тарту, 1971. С. 71—123. Статья 2. Тарту, 1973. С. 105-134.

годов6. В нашей науке можно выделить два периода обращения исследователей к данной теме: описательный (в начале XX века) и аналитический (в конце XX - начале XXI века). В начале XX века женские журналы предыдущего столетия изучали В.И. Покровский, Е.Н. Щепкина7. В последнее время исследователи обратились к женской журналистике XIX века (Ю.В. Жукова, И.В. Зыряно-

ва, К.Л. Митрохина, К. Хайдер) , к современной женской печати (Лу Мими, Е.А. Пленкина, P.M. Ямпольская)9, советской периодике (Т.Ю. Дашкова)10. Предпринимаются попытки обзорных исследований (В.В. Боннер-Смеюха, Е.В. Скобло)11. Одним из аспектов изучения становится сопоставление отечественной женской периодики с зарубежной (Ж.А. Терпелец, СМ. Чер-менская) ".

Однако период конца XIX - начала XX века, вместивший в себя наибольшее количество самых разнообразных женских журналов, до сих пор подробно не исследован. В специальных изданиях, посвященных периодике начала XX века, о существовании женских журналов, как правило, упоминается

6 Sullerot Е. La pressc feminine. Paris, 1963; Adburgham A. Women in print. Writing Women and Women's Maga
zines. From the Restauration to the Accession of Victoria. London, 1972; Ferguson M. Forever feminine: Women's
magazine and the cult of femininity. London; Exeter (N.H.), 1983; Larsson L. En annan historia: Om kvinnors lasning
och svensk veckopress. Stockholm; Stehag, 1989.

7 Покровский В.И. «Журнал для милых» (1804—1904). М., 1905; Покровский В.И. Дамский журнал (1806—
1906 гг.). М., 1906; Щепкина Е. Дамские и модные журналы былых времен (Библиографическая заметка)//Со
юз женщин. 1909. №5-6. С.24-26; ЩепкинаЕ. Литература о женщинах//Союз женщин. 1909. №7-8. С. 9-12.

8 Хайдер К. «В сей книжке есть что-то занимательное, но...». Восприятие русских писательниц в Дамском
журнале II
Пол. Тендер. Культура. Немецкие и русские исследования: Сб. ст. / Под ред. Э. Шоре, К. Хайдер.
Вып. 2. М.,2000; Жукова Ю.В. «Женская тема» на страницах журнала кн. П.И.Шаликова «Аглая» (1808-1812)//
«О благородстве и преимуществе женского пола»: Из истории женского движения в России. Сб. науч. трудов /
Науч. ред. и сост. Р.Ш. Ганслин. СПб., 1997. С. 38-51; Зырянова И.В. Журнал «Рассвет» // Там же. С. 100-109;
Митрохина К.Л. Эволюция и типология российской женской прессы в 1779-1861 гг. Автореф. дисс. ... канд.
филол. н. М., 2007.

9 Лу Мими. Женская печать: эволюция типологической структуры в условиях реформирования общества.
Дисс. ... канд. филол. наук. (Журналистика). М., 1998; Ямпольская P.M. Женская пресса. Ее типологические
особенности // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 1995. № 1. С. 15-25; Ямполь
ская P.M. Женская пресса: основные проблемно-тематические направления // Вестник Московского универси
тета. Серия 10. Журналистика. 1997. № 4. С. 3-15; Пленкина Е.А. Элитарный женский журнал: типологические
и профильные особенности. Автореф. дисс. ... канд. филол. н. М., 2004.

10 Дашкова Т. «"Работницу" — в массы»: политика социального моделирования в советских женских журналах
1930-х годов // Новое литературное обозрение. 2001. № 50.

11 Скобло Е.В. Эволюция женской периодики в дореволюционной России // Литературоведение и журналисти
ка: Межвузовский сб. науч. трудов. Саратов, 2000. С. 256-264; Боннер-Смеюха В.В. Отечественные женские
журналы: Историко-типологическое исследование. Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2001.

12 Черменская С.М. Зарубежные женские глянцевые журналы в информационном пространстве России: транс
формация коммуникативных моделей в условиях глобализации. Автореф. дисс. ... канд. филол. и. М., 2006;
Терпелец Ж.А. Лингвосемантические инновационные процессы во французской и русской женской журналь
ной прессе. Автореф. дисс.... канд. филол. н. Краснодар, 2007. и др.

лишь вскользь или не упоминается вовсе . Американская исследовательница Джейн Гари Харрис говорит о совершенной неизученности данной проблемы: «Русской женской периодической литературе редко воздавалось должное как значительному культурному институту и форуму женского дискурса, хотя начало XX века явилось свидетелем растущего интереса к публикации журналов, посвященным домашним, социальным и гражданским проблемам женщин»14. А в статьях, посвященных женским журналам начала XX века, литературная составляющая этих изданий отдельно не анализируется (Р. Рошелль-Голдберг, Е.В. Скобло, И.И. Юкина)15.

Исследователи, занимающиеся массовой литературой (A.M. Грачева, Е.А. Дьякова, Н.М. Зоркая, М.А. Черняк)16 или литературой, созданной женщи-нами-писательницами в начале XX века (Р. Марш, Ш. Розенталь, Б. Хельдт) , как правило, обходят стороной беллетристику женских журналов. Не предпринимается попыток определить место литературного отдела в структуре журнала, выделить наиболее популярные жанры и т.п.

Актуальность темы исследования

Женские и тендерные исследования в последние десятилетия стали неотъемлемой частью отечественной гуманитарной науки. Одной из их задач является изучение разнообразных социальных практик женского сообщества, попытка услышать и реконструировать «женский голос» в истории. Обращение

Махонина С.Я. История русской журналистики начала XX века: Учебное пособие. М., 2002; Литературный процесс и русская журналистика конца XIX — начала XX века. М., 1982.

14 Харрис Дж.Г. Русские дореволюционные женские журналы начала XX века // Тендер: язык, культура, ком
муникация. М., 2001. С. 361-362.

15 Скобло Е. Женские журналы в России начала XX века // Мы. Диалог женщин: Международный женский
журнал. 1999. № 8; Rochelle Goldberg R. Writing for Their Rights. Four Feminist Journalists: Mania Chekhova,
Liubov' Gurevich, Mariia Pokrovskaia, and Ariadna Tyrkova II An Improper Profession. Women, Gender and Journal
ism in Late Imperial Russia I Eds. B.T. Norton, J.M. Gheith. Durham; London, 2001; Юкина И.И. Русский феми
низм как вызов современности. СПб., 2007. С. 246-255.

16 Зоркая Н.М. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900-1910 годов. М., 1976; Граче
ва A.M. Русская массовая литература начала XX века // Literatura rosyjska w nowych interpretacjach. Katowice,
1995; Дьякова Е.А. Беллетристы 1900—1910-х гг.: Михаил Арцыбашев, Анатолий Каменский, Анастасия Вер
бицкая и др. // Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х годов). М., 2000. Кн. 1. Черняк М.А.
Феномен массовой литературы XX века. СПб., 2005.

17 Heldt В. Terrible Perfection. Women and Russian Literature. Bloomington; Indianapolis, 1987; Rosenthal Ch.
Achievement and Obscurity: Women's Prose in the Silver Age II Women Writers in Russian Literature I Ed. by
T.W. Clyman, D. Greene. Wcstport (Connecticut); London, 1994; Marsh R. Realist prose writers, 1881-1929 IIA His
tory of Women's Writing in Russia I Ed. by A.M. Barker, J.M. Geith. Cambridge, 2002.

к женской периодике, во-первых, помогает восстановить жизненные реалии и насущные проблемы женщин, живших в изучаемый период. Во-вторых, анализ публиковавшейся в журналах беллетристики позволяет говорить о создававшемся специально для женской аудитории особом художественном пространстве с его сюжетами, темами и образами. В диссертации ставится проблема специально «женского чтения», не исследовавшаяся на материале сопоставительного анализа художественных и нехудожественных элементов женских изданий. Беллетристика женских журналов изучается с точки зрения массовой литературы - области, привлекающей все большее число исследователей.

Источники

Впервые полностью вводятся в научный оборот «Журнал для хозяек» и журнал «Женская жизнь» (отдельные тексты последнего анализировались в работах М.В. Михайловой, П.П. Щербинина)18, предпринимается целостное описание этих изданий. Для сопоставительного анализа привлекаются литературные материалы других женских журналов начала XX века («Женский вестник», «Женское дело», «Журнал для женщин», «Мир женщины», «Союз женщин» и др.), а также тонких массовых журналов, ориентированных на семейное чтение («Весь мир», «Всемирная панорама», «Жизнь», «Новая всемирная иллюстрация», «Новый журнал для всех», «Родина» и др.).

Помимо опубликованных материалов в диссертационном исследовании использованы архивные источники, хранящиеся в РГАЛИ, ОР РГБ и ЦГИАМ: письма и личные записи сотрудников женских изданий, документы, касающиеся издания этих журналов.

Цели и задачи исследования

Основной целью работы является изучение женских журналов начала XX века в единстве их литературных и нелитературных частей. Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи.

Михайлова М.В. Внутренний мир женщины и его изображение в русской женской прозе Серебряного века // Преображение: Русский феминистски]'! журнал. М., 1996. № 4. С. 150—158; Щербинин П.П. Военный фактор в повседневной жизни русской женщины в XVIII - начале XX века. Тамбов, 2004.

  1. Проследить, как одни и те же темы отражаются на разных уровнях женского журнала: в публицистике, беллетристике, иллюстрациях, юмористических набросках; как благодаря наличию общей определяющей идеи создается единство формы.

  2. Выявить общие особенности беллетристики женских журналов.

  3. Провести сопоставительный анализ рождественских и пасхальных рассказов «общих» и женских журналов с целью понять, как ориентация на женскую аудиторию трансформирует эти жанры.

  4. Охарактеризовать жанр военного рассказа, сформированный в женских журналах периода Первой мировой войны, определить его сю-жетно-тематические и образные особенности.

Методология исследования

В качестве методологии используется существующий канон описания журнала, согласно которому сначала описывается внешний вид, количество страниц, тираж журнала, восстанавливается история издания, перечисляются его сотрудники. Далее анализируется содержание журнала: описываются основные разделы, выделяются темы публикаций, определяется политика редакции. Эта схема использовалась литературоведами еще в начале XX века. Применительно к интересующему нас периоду за образец можно взять описания журналов, опубликованные в 1980-е годы в четырехтомном издании «Литературный процесс и русская журналистика конца XIX - начала XX века»19.

Отличительной чертой данного исследования является изучение журнала как структурного единства, подразумевающее сопоставительный анализ его художественных и нехудожественных элементов. Необходимо сказать, что в литературоведении журнал или хотя бы журнальная беллетристика не рассматриваются как структурное целое. Но еще Юрий Тынянов в статье 1924 года «Журнал, критик, писатель и читатель» писал: «Самая конструкция журнала

19 Литературный процесс и русская журналистика конца ХТХ — начала XX века. Т. 1. Социал-демократические и общественно-демократические издания. М., 1981; Т. 2. Буржуазно-либеральные и модернистские издания. M., 1982; и др.

ведь имеет свое значение; ведь весь журнальный материал может быть хорош, а сам журнал как таковой плох. А ведь то, что делает журнал нужным, — это его литературная нужность, заинтересованность читателя журналом как журналом, как литературным произведением особого рода»20. Критик утверждал, что журнал является самостоятельным литературным явлением.

Схожие идеи развивал Виктор Шкловский в статье 1928 года «Журнал как литературная форма». «Русскую журналистику изучали без учета формы журнала, - писал он, - у нас только удивлялись, видя в толстых старых журналах цветные рисунки мод, удивлялись, замечая, что Пушкин писал в журналах мелкие желтые заметки. Заметки выщипывались из журнала в собрание сочи-нений, и там они сразу приобретали почтенный вид» . Критик предполагает возможность рассмотрения самого журнала как единого произведения во взаимосвязи его литературных и внелитературных частей. При этом речь, конечно, пока еще идет о возможности создания подобного журнала: «Журнал может существовать теперь только как своеобразная литературная форма. Он должен держаться не только интересом отдельных частей, а интересом их связи. Легче всего это достигается в иллюстрированном журнале, который рождается на редакционном верстаке. Рисунок и подпись образуют здесь нечто новое, связанное»22. Но с другой стороны, и уже существующие журналы являются цельной формой: «Русские журналисты, как Сенковский, с 35000 экземпляров тиража, все еще остаются непонятыми, так как они читаются вне своего жур-

нала» .

Дмитрий Максимов акцентировал внимание на том, что основой целостности журнала является его идеология, обезличивающая помещенные в него тексты: «Материал, включенный в журнал, теряет индивидуальные оттенки и

Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 147.

21 Шкловский В.Г. Гамбургский счет. СПб., 2000. С. 224.

22 Там же. С. 226.

23 Там же. С. 224.

повертывается к читателю своей суммарной, типологической стороной, как в идеологическом, так, отчасти, и в эстетическом отношении»24.

В дальнейшем в отечественном литературоведении эти идеи не разрабатывались, журнал не изучался как эстетическое целое"5. Однако, как показыва-

'у/г

ет исследование Г.В. Зыковой" , такой подход оказывается продуктивным при описании журнала.

Для решения второй задачи - исследования беллетристики женских журналов - применяется подход к изучению массовой литературы, используемый в работах Н.М. Зоркой, К.И. Чуковского, М.А. Черняк, теоретически осмысленный Дж. Кавелти. Для выявления особенностей женской литературы начала XX века мы обращаемся к работам В. Агеевой, Р. Марш, Ш. Розенталь. При изучении календарной прозы женских журналов основополагающими для данной работы стали исследования X. Барана, Е.В. Душечкиной, СЮ. Николаевой, Н.Н. Старыгиной. В работе были учтены замечания об особенностях литературы Первой мировой войны, сделанные В.П. Вильчинским, А.И. Ивановым, О.Ю. Коробейниковой, Б. Косановичем, Т.Н. Фоминых, Б. Хеллманом.

Научная новизна исследования

Обращение к рассматриваемой теме вызвано необходимостью компенсировать отсутствие литературоведческих исследований беллетристики женской периодики. Методологический подход, применяемый в работе, рожден на границе нескольких гуманитарных дисциплин (литературоведения, истории и типологии журналистики, тендерных исследований).

Данная работа базируется на источниках, не привлекавших ранее внимания исследователей. Анализируется множество произведений массовой беллетристики, печатавшейся в тонких журналах начала XX века. Выявляется специфика малой прозы женских журналов, анализируются такие характерные для нее жанры, как рождественский и пасхальный рассказы и военный рассказ

24 Евгеньев-Максимов В., Максимов Д. Из прошлого русской журналистики: Статьи и материалы. Л., 1930.
С. 177.

25 Исключением является работа Вацуро В.Э. «Северные цветы». М., 1978.

26 Зыкова Г.В. Поэтика русского журнала 1830-1870-х годов. М., 2005.

в годы Первой мировой войны. Впервые при описании женского периодического издания применяется метод анализа журнала как единого структурного целого.

Структура исследования

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

Первая глава диссертации посвящена беллетристике, публикуемой в женских журналах. Сначала рассматриваются методики анализа массовой литературы, выбирается наиболее приемлемый для данного исследования подход. Далее на основе анализа беллетристики женских журналов выделяются типичные для нее жанры. Определяются сюжетно-тематические и субъектные особенности художественных произведений. Подчеркивается значимость в прозе женских журналов тематики, считающейся традиционно женской: проблем любви, семьи, детей. Рассказы массовой беллетристики сопоставляются с классическими образцами, на которые они ориентируются.

Вторая глава работы посвящена истории и типологии женских журналов в России. В ней восстанавливается история женской периодики до начала XX века, даются возможные ее классификации, приводятся критические отзывы современников. На конкретном примере показывается органичность развития русской женской журналистики: восстанавливается история двух женских изданий: «Журнала для хозяек» и его дочернего издания - журнала «Женская жизнь». Анализируется структура этих журналов, показывается их идейно-тематическая направленность. Описывается каждый из разделов журнала, перечисляется состав сотрудников, выделяются тематические блоки публикаций, обозначается позиция редакции и описывается язык обращений от редакции.

Третья глава посвящена праздничным и военным номерам женских журналов. Анализируется структура рождественских и пасхальных номеров, особое внимание уделяется специфике календарных рассказов женских изданий в их отличии от подобных рассказов тонких «общих» журналов. Сопоставление

прозы, поэзии и публицистики позволяет говорить о праздничном номере как наилучшим образом выражающем структурное единство журнала. В женских журналах чаще встречаются т.н. тыловые рассказы, в которых война выступает неким фоном для происходящего в произведении, не становясь предметом изображения. В военных рассказах женских изданий присутствует образ деятельной женщины (которой война дала смысл жизни), не характерный для беллетристики «общих» журналов.

Приложение представляет собой библиографическую роспись журнала «Женская жизнь» за весь период издания с 1914 по 1916 год.

Жанровый и тематический репертуар литературных отделов женских журналов 1910-х годов

Исследователи, занимающиеся изучением массовой литературы начала XX века, обычно обращают внимание на жанр романа, хотя наиболее характерным жанром беллетристики этого времени являлся рассказ. В тонких журналах, переживавших небывалый расцвет, романы практически не публиковались. В данном разделе предметом исследования будет проза женских журналов, представленная в основном малыми формами. Мы попытаемся показать ее сюжетные, тематические и субъектные особенности.

Содержание произведений, ориентированных на женскую читательскую аудиторию, было отрефлектировано пародистами. В пародийном рассказе, опубликованном в журнале «Женское дело», дана емкая характеристика того, каким должен быть идеальный женский рассказ. Он должен обладать следующими характеристиками.

1. «В нем должно проявиться "женское творчество"»73. Самобытность и женственность.

2. Рассказ должен быть о женщине.

3. Он должен воплощать идеалы современности.

4. Герой должен быть женским идеалом мужчины.

5. Героиня должна быть женским идеалом женщины, т.е. зарабатывать на жизнь своим трудом.

Ироническое восприятие женского творчества встречается и во многих рассказах Н. Тэффи («Бабья книга», «Демоническая женщина» и др.). Как известно, пародирование жанра начинается тогда, когда он уже полностью сформирован и начинает изживать себя. Следовательно, к началу XX века были выработаны тематические, идеологические, стилистические и др. требования к произведениям, ориентированным на женское прочтение.

Массовый рассказ женских журналов формировался на основе классической литературы, заимствуя темы, сюжеты, мотивы, основные характеристики персонажей или, реже, полемизируя с ней. Он вбирал в себя растиражированные идеи, стремясь отвечать веяниям времени. Согласно тыняновской концепции литературных рядов те или иные литературные явления с течением времени переходят из одного ряда в другой. Массовой беллетристике свойственна вторичность идей, тематики, являющаяся, по мнению Н.М. Зоркой, опреде-ляющим признаком бульварной литературы . Она близка элементарному плагиату, но, возможно, это непреднамеренное заимствование. По мнению Зоркой, это подхватывание идей, носящихся в воздухе, недавно имевших успех и остающихся популярными у читателя. Это удачное фланирование на волне успеха открытий писателей первого ряда и одновременно ответ на запрос читателя. Л.Н. Толстой открыл глаза публике на существующую проблему: «С момента выхода в свет в 1891 году "Крейцеровой сонаты" серьезная беллетристика значительно расширила свою тематику за счет обращения не только к проблемам, связанным с нравственной и социальной сторонами сексуального опыта, но и затрагивающим чувственный его аспект»75. Повесть вызвала не только серьезную полемику и отклики писателей «высокой» литературы, но и повлекла перепев основных идей у массовых писателей, уже без открытия новых аспектов и видений проблемы.

Беллетристика женских журналов часто воспроизводит идейно-тематические особенности «Крейцеровой сонаты». Один из таких рассказов, называющийся «Где справедливость?» и помещенный в журнале «Женская жизнь», принадлежит перу популярного в начале XX века писателя Алексея Матвеевича Громова (1888-1937, расстрелян), развивавшего в своих произве-дениях темы любовных переживаний, семейных драм . Рассказ построен в виде сменяющих друг друга реплик, как подслушанный автором разговор муж чин и женщин; доминирование идеологической составляющей над художественностью приближает рассказ к публицистике. Сначала один из мужчин рассказывает, как происходил процесс становления его отношения к женщине, как из дружеского отношения начало вырастать «телесное стремление», как в наслаждении разными женщинами он потерял способность любить и в итоге пришел к убеждению, что все женщины — самки. Его путь развития повторяет становление героя «Крейцеровой сонаты» Л. Толстого Позднышева.

Так, в рассказе приводится типичный взгляд на мужское и женское целомудрие: «Я держался мнения о двойной морали полов и считал свою жизнь и нравственной, и приличной...» «Мужчина может иметь десятки, даже сотни женщин и остаться при всем этом все-таки безусловно чистым, нравственным человеком...

- А женщина, по-вашему?

— Тут уж иное дело... Если до брака она вступит хоть в одну связь, теряеттем самым всякое право на уважение... Женщина, имевшая двух-трех любов ников, - это уже погибшее существо. А происходит это потому, что она самой природой предназначена к иной половой жизни, нежели мужчина - она пред 78 назначена к целомудрию...»

Особенность литературы женских изданий — это утверждение права женщины быть равной мужчине. Типично противопоставление прошлого, устаревшей и новой морали, проповедуемой женскими журналами и массовой беллетристикой. В рассказе «Где справедливость?» последнее слово остается за героиней, которая является носителем авторской, «правильной» точки зрения, что импонирует женской аудитории журнала.

В рассказе воспроизводятся кочующие из публицистики в беллетристику журнала и обратно образы темницы, цепей, рабства, желаемой новой жизни: «Что же это такое, - возмутился женский голос, - мужчина развратничает всю жизнь и ему все прощается, а женщина и до брака веди себя скромно и после брака - "другому отдана и буду век ему верна". Так что ли, по-вашему? Где же тут справедливость?.. Да — было время, когда женщины жили иначе, чем мужчины... жили, как рабыни... отрекаясь от лучших человеческих прав — прав на духовное развитие, на самостоятельность, на свободу в своих поступках, любви и участия в общественной жизни. ... Теперь уж скоро наступит то время, когда женщины не захотят так жить, как жили до сих пор... Не захотят быть узницами в цепях, довольствуясь маленьким уголком бытия и крохами, которые им милостиво бросали мужчины». Задача женщин - «сбросить с себя цепи рабства и стать свободными и равными» мужчинам79.

История и типология женских журналов в России

Реконструкция истории и типологии женской периодики в России — необходимый этап для изучения развития того или иного журнала, помогающий понять место журнала в общем контексте женских изданий. История женских изданий берет свое начало в конце XVII века. «Первый журнал для дам под названием The Lady s Mercury ("Дамский Меркурий") появился в Великобритании в феврале 1693 года»169. В XVII-XVIII веках в этой стране постоянно выходили новые женские издания, правда, долгожителей среди них было немного. К концу XVIII века журналы для женщин существовали во всех развитых культурных странах, в том числе и в России.

Е.В. Скобло в статье «Эволюция женской периодики в дореволюционной России» приводит основные этапы становления женской прессы в нашей стране. Первые издания для женщин были общелитературные, в отличие от их английских и французских аналогов, поэтому содержание первого русского подобного журнала - «Модное ежемесячное издание, или библиотека для дамского туалета», издававшегося Н.И. Новиковым в 1779 году, - не совсем точно соответствует названию: моды в нем были представлены всего лишь одной страницей, в то время как остальные части были отданы под литературу.

Женская пресса начала XIX века («Московский Меркурий» (1803), «Журнал для милых» (1804) и «Дамский журнал» (1806)) задавалась целью развлекать читателей, отличаясь ярко выраженным сентиментальным характером. Читали журналы только представительницы высшего сословия, что объяснялось как высокими ценами на печатную продукцию, так и малым количеством грамотных женщин. Но постепенно круг читателей расширялся, что подтверждается примером журнала «Ваза» (1831-1884), имевшим самую долгую историю среди женских дореволюционных изданий. Именно в нем появляются кулинарные рецепты, советы по домоводству и выкройки. Эти рубрики привлекают женщин, самостоятельно ведущих домашнее хозяйство: средние и низшие слои дворянства и все больше мещанок.

В середине XIX века в женской периодике возник новый тип издания -«журнал для девиц», первым из которых был журнал «Лучи» (1850-1860), ставивший своей целью воспитать послушную жену и хорошую мать. Таким образом, в первое время существования женская периодика функционирует в рамках патриархальной модели.

В конце 1850-х - начале 1860-х годов вследствие возникновения женского движения у женской прессы появляются новые задачи - воспитывать в женщине гражданку, просвещать ее. Дискуссии о роли женского образования для общества велись журналами «Рассвет» (1859-1862) и «Женское образование» (1876-1891). С середины XIX века женские издания постепенно начинают приобретать феминистскую окраску. В 1882 году появляется журнал «Друг женщин», впитавший в себя идеи равноправия мужчин и женщин в сфере образования, трудовой и общественной деятельности. Этот журнал стал прообразом феминистских изданий, которые появились только в начале XX века («Союз женщин», «Женский вестник», «Женская мысль»).

Е. Скобло особо отмечает этот период: «В период с 1900 по 1917 год в России издавалось более двадцати женских журналов, а вместе со специаль-ными журналами мод и рукоделий - более шестидесяти» ; «Журналы для женщин тогда были представлены многими наименованиями и разновидностями жанра - можно сказать, что это было время расцвета женской периодики»171. Кроме феминистских изданий выходили журналы мод («Модный свет», «Новейшие английские моды», «Модная мастерская», «Выкройки», «Домашняя портниха»), начали появляться издания, посвященные красоте и уходу за собой («Искусство быть красивой», «Косметика», «Красота»), издавались журналы для женщин высших сословий («Дамский листок», «Дамский мир»), некоторые журналы были ориентированы на помощь женщине в ведении хозяйства и воспитании детей («Женское богатство», «Хозяйка», «Журнал для хозяек»). «Универсальный» тип женского издания старался удовлетворить все возможные запросы читательниц («Женское дело», «Мир женщины», «Женщина»).

Е. Скобло хорошо представила все элементы рынка женской прессы начала XX века, но ее типология основана на объединении журналов по их темам (мода, красота, феминизм и др.) и кругу читателей (элита, домохозяйки), что вынуждает ее вывести «универсальный» тип, освещавший все темы и удовлетворявший всех читательниц. Это показывает, что у автора нет единого принципа классификации.

Другие исследователи предлагают свои типологии журналов. С. Л-ва, автор небольшой статьи «Женские журналы», опубликованной в 1901 году в «Женском альманахе», пишет: «Число женских журналов разрослось в настоящее время до огромных размеров. Здесь следует различать несколько отдельных групп. Наиболее значительную по численности группу составляют журналы, почти лишенные всякого идейного содержания, если не считать даваемых ими легковесных литературных приложений, и посвященные модам, рукоделиям, домашнему хозяйству и проч. Таких журналов очень много. Старейшим из них был немецкий "Die Moden und Galanterie-Zeitung", основанный в 1758 году в Эрфурте. Почти одновременно с ним стал выходить в Париже "Le Courrier de la nouveaute"» . Автор называет подобные издания «модными журналами».

Среди женских изданий автор статьи выделяет французский журнал «Femina», который «ставит своею задачею по возможности всесторонне удовлетворить интересам женской жизни, и в этом отношении заслуживает внима ния»173. Достойны упоминания некоторые «модные» журналы, которые желают улучшить женский костюм «в гигиеническом отношении и таким образом стремятся содействовать охранению здоровья женщины» . Они составляют одну группу с журналами, занимающимися вопросами спорта.

Следующий вид изданий для женщин - «журналы специальные, — по вопросам женской и детской гигиены, педагогики, женского образования, искусства, технических профессий, благотворительности и проч.»175. К ним относятся издания, посвященные женскому вопросу, среди которых наиболее значительной автору представляется ежедневная французская газета «La Fronde», выпускаемая исключительно женщинами. Издается также несколько журналов, посвященных «вопросам общественной нравственности». К началу XX века ситуация с прогрессивными женскими изданиями в России была такова: «Попытки основать периодический орган печати по вопросам женской эмансипации делались не раз, но не имели успеха. Наиболее значительными были жур-налы "Женское образование" и "Женское дело"» .

Итак, уже в начале XX века исследователи подмечают типологические особенности изданий для женщин. С достаточной степенью условности различают «модные» журналы, среди которых особо выделяются издания, заботящиеся о здоровье женщин и посвященные вопросам спорта. Следующий тип составляют «журналы специальные», посвященные преимущественно одной из сфер женских интересов. Журналы, освещающие женский вопрос, выделяются в особый тип изданий.

Журнал «Женская жизнь» (1914-1916) как структурное целое

Журнал «Женская жизнь» выходил в Москве с 1914 по 1916 год. В Центральном историческом архиве Москвы хранится заявление от 28 апреля 1914 года московскому градоначальнику от А.В. Лобанова о намерении издавать журнал. В нем указана программа предполагавшегося журнала: «1) статьи по различным вопросам, касающимся женской жизни, 2) беллетристика: романы, повести, рассказы и стихотворения, 3) хроника женской и общественной жизни в России и за границей, 4) театр, музыка и искусство, 5) моды и рукоделия, 6) домашнее хозяйство, 7) полезные сведения, 8) смесь, 9) рисунки мод и общественных событий, 10) объявления, 11) приложения, состоящие из модных и рукодельных рисунков, выкроек и книг» .

Первый номер журнала вышел 7 октября 1914 года, в нем в обращении от редакции объясняется название журнала, обосновывается необходимость его издания: «"Женская жизнь"...

-Какое знакомое название! — скажут, вероятно, многие из читательниц, взяв в руки этот журнал...

И не ошибутся, так как, действительно, они встречали это название на обложке другого журнала "Журнал для хозяек и Женская жизнь", где последняя часть заголовка обслуживала особый отдел, являвшийся как бы дополнением к многочисленным практическим отделам в этом журнале.

Теперь, когда мировые события всколыхнули нашу жизнь, этот отдел кажется неполным, так как он не может охватить все то, что интересует русскую женщину, расширить же этот отдел без ущерба практическому материалу журнала не представляется никакой возможности.

И вот, чтобы пополнить этот пробел, Редакция решила выпускать дополнительный новый двухнедельный иллюстрированный журнал, оставив в то же время в "Журнале для хозяек" отдел "Женская жизнь" неприкосновенным» .

Итак, основной внешней причиной открытия нового журнала стала Первая мировая война, которая послужила стимулом к развитию женской активности и вызвала повышенный интерес читателей, а женщин в особенности, к пе-чатной продукции . Подтверждается это тем фактом, что в это время появляется множество изданий, ставящих своей целью освещение военных событий, большинство из которых, правда, не просуществовало и нескольких месяцев .

Журнал «Женская жизнь» представляет собой расширенный вариант второй части «Журнала для хозяек и женской жизни». Его можно назвать массовым умеренно феминистским изданием: журнал ратовал за расширение прав женщин, рассказывал об их трудностях в деле достижения равноправия, но в тоже время не до конца последовательно проводил свою политику. Такие рубрики «Женской жизни», как рукоделие, модный отдел, советы женщинам в личной жизни и почтовый ящик сближали издание с дамскими журналами («Женщина и хозяйка», «Журнал для хозяек»).

Развиваясь в заданном русле, новый журнал ставил своей задачей публиковать «сведения о военных событиях, о деятельности женщин в связи с войной», затронуть «все темы и вопросы, интересующие женщину»329. Благодаря своей идеологической направленности журнал представлял собой структурное целое. На разных уровнях журнала затрагивались одни и те же проблемы.

Журнал содержал от 20 до 32 страниц. В конце последнего года издания выходили сдвоенные номера (№ 9—10, № 11-12 за 1916 год). Журнал не имел твердой структуры, т.е. наличие тех или иных составляющих было желательно, но не обязательно в каждом номере, между тем существовала постоянная схема построения издания. Как правило, на первых страницах публикуются обращения от редакции, проблемные статьи, иногда стихи. Публицистический раздел занимает около трети объема журнала. Далее следует литература и литературная критика, которым также отдается около трети объема. Разнообразны жанры опубликованных в журнале произведений: стихотворения, поэмы, фельетоны, рассказы, повести, миниатюры, пародии, стилизованные сказки, легенды. Отсутствует жанр романа, хотя печатаются достаточно большие повести с продолжением. Особенностью беллетристики журнала «Женская жизнь», как и его материнского издания, была ее массовая ориентация и традиционность. В этом заключалось определенное противоречие публицистики и беллетристики традиционных дамских журналов, ориентировавшихся на современные феминистские идеи. Как отмечает исследовательница американских женских изданий Маргарет Галлахер, «изучение художественного содержания женских журналов обнаруживает консерватизм, который служит противовесом любой зарож зон дающейся прогрессивности в содержании передовых статей» .

Из практических разделов в «Женской жизни» остались только кружево, вышивка, отдел косметики, занимающие одну-две страницы в конце журнала. На протяжении всего издания две последние страницы традиционно отдавались под иллюстрированный модный отдел «Журнала для хозяек».

Постоянными рубриками в журнале были «Хроника» (позднее переименованная в «Хронику женской жизни») и «За рубежом», в которых, соответственно, печатались материалы об изменениях в жизни женщин в России и за ее пределами. Стоит отметить, что «Хроника женской жизни» была традиционным разделом как в журналах феминистского типа, так и дамских журналах этого периода. Разделы занимали одну-две страницы, их месторасположение в журнале часто менялось. В рубрике «За рубежом» наиболее часто публиковали материалы английский корреспондент Джон Кэсси, авторы подписывались «говорящими» псевдонимами: Зарубежный, Парижанка.

В каждом номере журнала печатались материалы, посвященные театру. Постоянным ведущим рубрики «Театральные заметки» (до №2 за 1915 год) был Осип Волжанин, сотрудничавший и в «Журнале для хозяек». Позднее рубрика перестала быть авторской, стала более объемной и получила название «Театр, музыка и искусство». Ведущим автором в ней стал Александр Павлов. Этот раздел чаще всего следовал в журнале за беллетристическим разделом.

Постоянная рубрика развлекательного характера называлась «Brie-Вгас» . В ней печатались мысли выдающихся людей о женщинах, небольшие материалы познавательно-развлекательного характера. Подобная роль отводилась и часто публикуемым юмористическим рассказам и картинкам.

Структура рождественских и пасхальных номеров женских журналов 1910-х годов

Произведения по случаю праздника - Рождества и Пасхи - являлись частью литературы XIX - начала XX века. Жанровый канон таких текстов долгое время был не изучен, первые шаги по его изучению были сделаны в 1980-1990-е годы. На сегодняшний день можно говорить о том, что выведены типологические константы жанра календарной прозы, и восстановлена его история вплоть до начала XX века424. Для данного исследования представляется важным представить развитие этих жанров в женских журналах 1910-х годов.

В жанре календарной прозы работали как второстепенные авторы, так и писатели первого ряда. К нему обращались Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Лесков, А. Чехов и др. Именно им принадлежат художественные открытия в этой области, впоследствии заимствованные литературными поденщиками425. Литературоведы, изучающие календарную прозу великих писателей, особо подчеркивают ее отличие от массовой разновидности жанра, правда, не всегда обосновывая свои заявления. Так, Е.М. Пульхритудова пишет о том, что «святочные рассказы Лескова откровенно полемичны по отношению к приемам изображения фантастического и сверхчувственного в массовом "рождественском рассказе". Лесков ориентируется на поэтику фантастического, характерную для фольклорной, сказочной традиции»426. Исследовательница календарной прозы Чехова Н.А. Никипелова отмечает, что для этого писателя «рождественский сюжет служил лишь толчком для замысла, воплощение которого, казалось бы, не нуждалось в постоянном запасе внешних впечатлений, но по зволяло выявить социально-психологические особенности героя» . Писатели-модернисты (Ф. Сологуб, В. Брюсов и др.), обратившиеся к календарной прозе, когда жанровый канон был не только сформирован, но и успел стать объектом пародий, искали собственные пути обогащения жанра. Они расширили роль поэзии, обратились к новым источникам и создали оригинальные образцы ка-лендарной прозы . Писатели-реалисты начала XX века (Б. Зайцев, М. Пришвин, А. Куприн, И. Бунин, А. Толстой и др.), работая в этом жанре, зачастую отходили от канона, отдаленно связывали рассказ с праздником и лишь частично удовлетворяли ожиданиям читателей429. Таким образом, писатели «высокой» литературы используют жанровый канон календарной прозы лишь как точку опоры, сильно изменяя его в своих художественных целях. Поэтому их произведения нельзя рассматривать только как «образчики» жанра, они заслуживают более глубокого изучения в рамках исследования самобытной художественной манеры каждого отдельного автора.

В отличие от них, массовый календарный рассказ, творимый менее талантливыми авторами, по определению не может далеко выйти за рамки жанрового канона, поэтому он наиболее удобен для изучения. Здесь молено оспорить мнение О.Н. Калениченко, согласно которому массовый святочный рассказ «не является репрезентативным для судьбы жанра» в период конца XIX -начала XX века430. Именно изучение массовой календарной беллетристики позволяет говорить об изменениях жанрового канона, так как одним из структурообразующих элементов массовой литературы является понятие жанра. В такой литературе, как отмечает М.А. Черняк, «существуют жесткие жанрово-тематические каноны, являющие собой формально-содержательные модели прозаических произведений, которые построены по определенной сюжетной схеме и обладают общностью тематики, устоявшимся набором действующих лиц и героев»431.

Жанровый канон рождественского и пасхального рассказов

Сначала необходимо сказать об отсутствии единого названия для изучаемого феномена. Е.В. Душечкина использует термин «календарные тексты», включая сюда произведения, написанные по случаю разных праздников; рассказы, приуроченные к циклу зимних праздников, она именует «святочными». X. Баран употребляет термин «праздничная литература». Также встречаются другие названия: И.Г. Минералова обращается к термину «православная литература»; СЮ. Николаева вводит термин «календарно-духовная литература», уточняя содержательную основу произведений и разделяя их на святочные, рождественские, новогодние, крещенские и пасхальные. И.А. Есаулов говорит о «пасхальности» и «пасхальном архетипе» русской литературы, который «может проявлять себя таким характерным образом, что в рождественском жанре усматривается имплицитный пасхальный смысл» . Но этот автор не рассматривает специально календарные жанры.

Таким образом, перечисленные термины можно, условно говоря, разделить на научные и церковные. Наименования, используемые Е. Душечкиной и X. Бараном, отмечают приуроченность текстов к календарным праздникам. Другие исследователи дают идеологические определения, акцентируя церковный характер этих праздников, но, фактически, в этих определениях не задается приуроченность к самому празднику, поэтому жанровая специфика в них отходит на задний план. В данной работе будут по преимуществу употребляться термины пасхальный и святочный или рождественский рассказ433. Выбор этих терминов обоснован тем, что эти названия применялись в эпоху функционирования календарных текстов, кроме того, в этих определениях акцентирован жанровый аспект: приуроченность к определенному празднику, и, следова тельно, соответствующее содержание. Важно определить, что подразумевается под каждым термином и какова взаимозависимость этих жанров.

Е. Душечкина в своей фактографически богатой монографии восстановила историю жанра святочного рассказа, начиная с его появления в России в середине XVIII века и до конца XIX века. Исследовательница акцентирует связь этого жанра с народным праздником святок и с бытовавшими в народной среде устными святочными быличками. Для выделения характеристик жанра представляется важным привести те особенности самих святок, которые отмечает Душечкина и которые порождают основные мотивы рассказов, приуроченных к этому времени.

1. «Святки считались временем наибольшего разгула инфернальных сил»434. Здесь берет начало присущий многим святочным рассказам мотив встречи с нечистой силой.

Похожие диссертации на Массовая беллетристика в структуре женских журналов 1910-х годов